Лого vc.ru

Почему и как стартапер должен читать договоры от корки до корки

Почему и как стартапер должен читать договоры от корки до корки

Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом», оказывающего компаниям юридические услуги, написал для ЦП колонку о том, чем чревата невнимательность при чтении договоров, и как избежать её печальных последствий. Жанр статьи, по определению автора, — трэш-хоррор.

Поделиться

Представим себе стартап здорового человека.

В состав участников ООО «Лабеан666» вошёл инвестор. Расчётный счёт разбух от инвестиций. Чувство собственной важности достигло одного килоджобса. Сняли офис с видом на Москва-реку или Неву. Появились первые работники, из них девяносто процентов — менеджер-по-чему-нибудь-модному. На сайт нагнали посетителей, маркетологи расширили выход из воронки до ширины экрана IMAX, а деньги текут рекой.

Однажды что-то пошло не так. Стартап здорового человека превратился в стартап курильщика.

Сначала не пришёл очередной платёж от инвестора. В общем, не страшно — операционной прибыли хватает, — но всё равно неприятно. Чтобы подготовиться к встрече, гендир распечатал банковскую выписку.

Из выписки гендир и участники узнали, что расчётно-кассовое обслуживание в банке за октябрь стоит раза в два дороже его же за сентябрь. Кстати, и за выписку с вас взяли 1% от дневного оборота.

Гендир с участниками расстроились и пошли к финдиру. Кстати, сегодня — его последний рабочий день. Он очень ждёт компенсацию за увольнение по соглашению сторон.

Гендир устало плетётся в кабинет: пока участники разбираются с финдиром в комнате переговоров, есть время проверить почту. Отличная идея: в инбоксе как раз двести писем от недовольных посетителей. Все они требуют вернуть деньги, угрожают взыскать моральный вред и пожаловаться в Росфигпоймичтоконтроль.

Гендир возвращается в комнату переговоров как раз вовремя, чтобы увидеть процесс подписания какой-то подозрительной бумаги. Гендир бессильно приваливается к стене. Достаёт кольт. Стреляет себе в висок. Занавес. Если вы дочитали статью до этого места, вы, надеюсь, испытали батхёрт: что это вообще за бред, откуда такая унылая фигня на любимом ЦП?

Жаль, что это не бред. Около шести часов в неделю я трачу на то, чтобы объяснить стартапам единственную мысль: если в договоре лажа и вы её не заметили, рано или поздно случится страшное.

Помните, с чего всё началось? Всё началось с инвестора, который не прислал очередной платёж. Почему? Потому что в приложении №2, которое ссылается на пункт 9.14, который дополняет раздел XV, который действует с первого октября, есть KPI. Инвестор вас финансирует, пока вы их достигаете. Жаль, что достижение KPI определяет инвестор, а не вы.

Задача с банком проще. Договоры на расчётно-кассовое обслуживание вместе со всеми приложениями образуют милую стопку чуть тоньше «Войны и мира», а шрифт такой, что микроскоп кажется полезнее очков. Подписать всяко проще, чем прочитать. Тарифы, кстати, есть на сайте в милой табличке.

Засада в том, что тарифы в таблице действовали до сентября включительно. Новые тарифы, действующие с октября, были в договоре, который вы подписали. Конечно же, не дочитав до конца.

Что касается финдира, то никто вас обманывать не собирался: он честно считает, что вы должны ему Brabus в качестве выходного пособия. То, что вы не заметили это, согласившись подписать «стандартную форму», не его проблема. Кстати, две сотни писем в инбоксе от недовольных посетителей — не самое страшное, что может случиться в этой жизни. А вот две сотни жалоб о защите прав потребителей — это уже серьёзно.

Странно было ожидать иного, ведь вы позаимствовали оферту с сайта своего приятеля, который взял её у своего компаньона, а он разработал её в юридическом бюро имени Сола Гудмана. Увы, Сол Гудман разработал оферту о заключении лицензионного договора по принципам «битуби» и «СааС», а ваш сайт торгует картошкой в «битуси».

Кажется, что всё это несправедливо. С вами такого быть не может. Примерно так я думаю каждый раз, когда хороший, надёжный и перспективный стартап одновременно ленится тратить деньги на хорошего юриста или самостоятельно читать договоры, а потом внезапно погибает.

Прочитать договор легче, чем вы думаете.

Даже если документ составлен второкурсником, мучающимся от когнитивного диссонанса между желанием опохмелиться и заработать деньги на быстрой халтурке, он всё равно написан на русском языке, который вы знаете на приемлемом уровне.

Для того, чтобы правильно прочитать договор, всего-то и нужны: здравый смысл, логика и немного терпения. Здравый смысл поможет отнестись к тексту критически: если вы три раза прочитали договор и вам всё понятно, но в пункте 13.13 вас явно обманывают — скорее всего, вас действительно обманывают.

Логика поможет сделать правильные выводы. Элементарно, Ватсон: если пункты 1.1 и 5.5 по отдельности не имеют смысла, но, складываясь воедино, подозрительно похожи на «мы вас засудим за каждый чих» — так оно и есть, вряд ли такая красота появилась в тексте случайно.

Терпение и кофеин помогут не заснуть.

Хороший договор помогает, а не мешает. Если всё ОК — хороший договор поможет точно узнать, что вам следует делать прямо сейчас, чтобы всё продолжало быть хорошо. Если нет — договор помогает уменьшить убытки или вовсе избежать их. Я уже не говорю о том, что хороший договор избавляет от бюрократии, уменьшает энтропию и делает ваши волосы блестящими и шелковистыми.

У меня есть для вас несколько советов. Каждый из них максимально механистичен: им легко следовать, не задумываясь о смысле. Каждый из них не имеет никакого отношения к законам или кодексам. Каждый из них, я надеюсь, хоть немного упростит вам жизнь.

  • Читайте договор сразу и целиком. По первости это сложно, зато потом втянетесь и сможете щёлкать контракты как орехи. Если же будете делать несколько подходов по принципу «час читаю два раздела, час отдыхаю, потом читаю ещё два раздела» — получится фигня. Договор — единое целое, разрывая текст на куски, вы не поймёте его, забудете или упустите что-нибудь.

  • Переводите договор на русский язык и записывайте его краткий пересказ куда-нибудь, где можно его быстро достать и прочитать. Приём простой, а КПД офигительный: перевод может пригодиться на переговорах, а писанина поможет запомнить смысл договора.

  • Забейте на заголовки и подзаголовки. Никто не помешает злобному оппоненту написать о штрафе в стопицотмильонов в разделе с форс-мажорами, а о продаже квартиры — в пункте с передачей прав.

  • Игнорируйте уговоры. Если услышите что-то вроде «подпиши, это стандартная форма» — бегите; если голос добавил «ты уже такой же договор подписал, всё ОК» — телепортируйтесь. Мне кажется, пояснения в этой ситуации излишни.

  • Требуйте объяснить. Если вам что-то непонятно в договоре, телефонный звонок или встреча в скайпе — лучшее, что можно сделать, чтобы развеять сомнения. Поверьте, глупых вопросов не бывает, бывает глупое молчание и ответы, о которых вы узнали слишком поздно. Лучше прослыть идиотом, чем попасть на деньги.

Резюмируя, скажу, что мне сложно посмотреть на договоры глазами нормального человека. Я с трудом удержал себя от ссылок на законы и судебную практику — ведь советов вида «читайте ГК» в интернете навалом.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Есть только одно НО, многие договора обычному стартапу для себя не изменить, тот же договор банковского обслуживания. Его не станут менять для мелкой фирмы. Так что, тут либо вы соглашаетесь со всем и знаете о всех нюансах или ищите другой банк.

Договора вообще батхерд
и в некоторых случаях хоть читай хоть не читай без нормального юриста не разберешься , а нормальный юрист в штате стоит не плохо как Вы знаете .
И в любом случае если ты ограничен в финансировании то когда нибудь произойдет какой нибудь батхерд , но я думаю это опыт шышки .

0

батхерд — жопуслышно
а то что вы подразумевали — баттхерт

0

Это надо вешать на стену вообще всем компаниям, а не только стартапам. Золотые слова.

0

На самом деле курсы юридической грамотности не помешали бы никому.

Простой бытовой пример - замечательный и шикарно работающий закон о защите прав потребителей. Который никто не знает. И который на самом деле защищает покупателя картошки в магазине с ног до головы.

Если знать, что по нему полагается и что делат ьесли его не соблюдают, поход в магазин станет самым приятным времяпрепровождением. И баба Зина из молочного не обложит матом, и завернут все как надо, и подошьют и укоротят.

Но нет, всем плевать. Зато если что, то начинаются скандалы и истерики. А надо просто вежливо попросить книгу жалоб

0

Чет или я баран или лыжи не поехали читаем первый АБЗ - ***В состав участников ООО «Лабеан666» вошёл инвестор. Расчётный счёт разбух от инвестиций. Чувство собственной важности достигло одного килоджобса. Сняли офис с видом на Москва-реку или Неву. Появились первые работники, из них девяносто процентов — менеджер-по-чему-нибудь-модному. На сайт нагнали посетителей, маркетологи расширили выход из воронки до ширины экрана IMAX, а деньги текут рекой.***

Если деньги рекой - найми же нормального юриста, это не дорого или сходи в конторку к юристам, за 300-500 руб помогут и объяснять все. В чем собственно беда то???

0

Нет беды. А статья именно об этом. И поход к юристу чтение своими глазами не отменяет. Что вам посоветует юрист, прочитав договор о компенсации в стопиццот денег за расставание с финдиректором (из статьи). Возможно, решит, что это ваша взаимная договорённость и так и надо.

0

так если в компании все гуд с деньгами - найми изначально(как все делают нормальные ООО и т.д.) юриста, чтобы он был в курсе всех событий и общайся и с ним. вы просто из пальца раздули статью - которая по сути не к чему не привела... вот и все

0

Так это безобразие действует вообще повсеместно! Я б эту статью еще кое чем углубил и расширил. Порой очень доставляет наблюдать за заказчиками. Одни спрашивают как PDF править, другие как защетить от правки. Кругом же натуральное хитрожопие! Отправляешь человеку договор в формате ПДФ, прибегает курьер, мол все подписано, теперь подпишите и вы - ан нет, лучше перечитать, потому что ушлый юрист конторы втихую все что надо поправил, и подписал то что хотел!
Нюансов и подводных камней гораздо больше, в целом за статью огромное спасибо, есть теперь что людям которым добра искренне желаешь показать.

0

А ещё стартапер должен понимать, что использование чужих результатов интеллектуальной деятельности без разрешения правообладателя и вне разрешённых законом способов свободного использования может создать значительные проблемы.

А вот автор (или редактор?), всё-таки, не удержался от иллюстрирования статьи скриншотами из "Хоббита" ;-)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Alexander Pershin
HTML Academy

Все перечисленные задачи типовые для IT, просто взял примеры чуть шире просто программирования.

Называя "обезъянками" других IT-специалистов вы показываете великолепнейший уровень дискусии, достойный только высококласснейших программистов, повелителей логики и алгоритмов.

Тезис был простой — на рынке есть море задач, за которые платят деньги, для которых не нужен высокий уровень. И эти простые задачи можно решать хорошо, не будучи суровым программистом.

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Evgeny Rodionov

Ожидания от комментариев вц: обсуждение маркетинговой стратегии крупной продуктовой сети
Реальность: уровень ок.ру с нытьем про бомжей, кассиров и детей

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Ivan Rakevich

Ты кто такой? 1 раз тебя вижу.

Facebook запретила Live-голосования на основе реакций и ужесточила правила использования эмодзи
0
Сергей Иванов

если вы хотите сказать что красный и синий провод это CAN-H и CAN-L то объясните где питание к датчику, как к примеру вибромотор 2 отпустит шину если сигнал от акселерометра? автор решил присобачить схему с какого нибудь автофорума, собрал бабки и съеб.......

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Денис Семенов
Mokselle

Все счастливые стартапы похожи друг на друга в гениальности своей идеи, все неудачные стартапы - неудачливы по своему, но в корне каждой неудачи лежит огромная, политая спермой и мочой инвесторов, куча денег и неумение сдержать себя.

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Показать еще