Лого vc.ru

Инструмент: Совместная работа над проектированием интерфейса при помощи RealtimeBoard

Инструмент: Совместная работа над проектированием интерфейса при помощи RealtimeBoard

Менторы рубрики «Интерфейсы» на vc.ru продолжают публиковать кейсы и инструменты российских компаний, которые будут полезны представителям индустрии.

Сегодня в выпуске — рассказ руководителя маркетинга сервиса для совместной работы RealtimeBoard Анны Бояркиной об инструментах для проработки UX/UI-решений.

Поделиться

RealtimeBoard — это сервис для совместной работы, который представляет собой онлайн-доску и позволяет удобно визуализировать процессы, работать с контентом, обсуждать дизайн и планировать.

Мы запустились в 2012 году (первая публичная бета), и сейчас нас активно используют продуктовые команды, UX-дизайнеры, маркетологи, консультанты и люди творческих профессий, к сегодняшнему дню таких уже 650 тысяч человек со всех концов планеты.

Тесты и эксперименты в нашей работе — это то, без чего вообще сложно её представить. Так получилось, что мы свой продукт сами же используем для проработки интерфейсных и UX-решений.

Какие сервисы нам помогают принимать UX/UI-решения

Для того, чтобы проводить эксперименты и при этом не бить из пушки по воробьям, мы используем набор инструментов, который позволяет нам знать, что делают пользователи в продукте, использовать эти данные для проектирования, собственно проектировать и проверять, насколько успешны наши эксперименты.

KISSmetrics — система персонифицированной аналитики, которая позволяет нам выявлять проблемы и смотреть, как и куда мы движемся (мы отслеживаем AARRR-метрики по когортам пользователей), и, конечно, проверять успешность наших экспериментов.

KISSmetrics можно настроить таким образом, чтобы получать данные о ключевых действиях пользователя, кроме того, настраиваемые отчёты позволяют смотреть данные в разрезе воронок, когорт, да и вообще любых параметров.

Вот так выглядит один из отчётов (это воронка или так называемый funnel report):

«Яндекс.Вебвизор», Inspectlet — сервисы, которые позволяют смотреть интересные мультики о пользовательских действиях. При тестах очень хорошо помогает сопоставить ожидания (ваши) и реальность (пользовательскую).

  • RealtimeBoard — сервис, в котором мы визуализируем, собираем гипотезы, проектируем, собираем карту действий пользователя и обсуждаем варианты макетов для последующей реализации и тестирования.
  • Optimizely — сервис для A/B-тестирования. Позволяет настраивать версии для экспериментов, цели и отслеживать клики по нужным вам кнопкам. Его мы используем для тестирования решений на сайте. Внутри продукта пользуемся собственной системой. Все данные опять же отправляем в KISSmetrics, чтобы была единая база данных.

Есть еще ряд сервисов и инструментов, которые мы периодически используем, но, в общем случае, перечисленного выше вполне достаточно.

Базовый сценарий всех экспериментов выглядит так:

  1. По итогам когортного анализа (данные мы берём из KISSmetrics) обнаруживаем проблему — например, это невысокая активация пользователей.
  2. Начинаем раскапывать проблему и от ключевой метрики, той же активации, движемся к более низкоуровневым. Допустим, мы выяснили, что пользователи после регистрации «отваливаются» на одном из первых экранов. Далее строим гипотезы, оцениваем потенциальное влияние на метрику, нашу уверенность в том, что гипотеза сработает, и сложность (цену) их проверки (это ещё называется методикой ICE — Impact, Confidence, Effort).
  3. Визуализируем и проектируем варианты решения проблемы на онлайн-доске, вся команда подключается, усилиями рабочей группы делается несколько итераций, после чего финальные уходят дизайнеру на отрисовку.
  4. Макеты опять же появляются в RealtimeBoard, где мы ставим аппрувы, а затем уходят в разработку и даются пользователям.
  5. Мы собираем данные, смотрим, подтвердились ли наши гипотезы и, как правило, планируем следующий эксперимент.

Онбординг — наше всё или немного об активации

Экспериментов и тестов мы проводим довольно много — это и письма, и страницы сайта (в том числе их разные элементы — да-да, и цвета кнопочек мы когда-то тоже тестировали), и формы регистрации, и расположение и внешний вид кнопок инструментов.

Сегодня же хочется рассказать о наших экспериментах с первым входом пользователя.

В чём проблема или вернись, я всё прощу

Сто раз уже сказано о том, что первый вход пользователя — это то, что определяет его поведение в продукте (а это и активация, и его последующие возвраты, и, в конечном итоге, покупка). Мы и в 101-й раз это повторили для себя, в общем, всем было очевидно, что онбординг — это то, чем надо заниматься.

Еще более очевидным это стало, когда мы взглянули на данные и стали искать возможности для повышения показателя возвратов (Retention). Потенциальный источник обнаружился на предыдущем шаге воронки, и это была активация (Activation).

Сразу скажу, что у нас были некоторые проблемы с показателем активации (сервис очень гибкий, и разные категории используют его для разных задач). Чтобы выявить его, мы стали наблюдать за тем, какие действия, совершённые во время первой сессии, наиболее вероятно приводят к последующим посещениям.

Из-за этого мы в первую очередь смотрели на показатель возвратов и решили выяснить, какие действия, которые пользователь совершает в первую сессию, приводят к его дальнейшим посещениям сервиса.

Мы проанализировали все, что делают пользователи в сервисе за время первого посещения и оказалось, что те, кто добавляют на доску файлы и какие-либо текстовые заметки (а именно тексты и стикеры), возвращаются и продолжают работать в RealtimeBoard с большей вероятностью. Стало понятно, какие действия нужно стимулировать.

(Отсюда takeaway — если вы пока тоже не можете определить свой показать активации, посмотрите, что делают те пользователи, которые потом приходят к вам снова. Вы наверняка обнаружите какие-то закономерности, а потом стимулируйте и масштабируйте успешные сценарии).

Цифры и факты

Точка 0. Первый вход пользователя до начала эксперимента выглядел так: после базового welcome-сценария создавалась пустая доска, где человек был предоставлен сам себе. Инструмент достаточно простой и, нажимая на все кнопки подряд, пользователь мог в принципе понять, что и как здесь устроено. Выглядело это так:

Чисто, но чуть-чуть пусто и одиноко, неправда ли?

Посмотрев на данные аналитики, мы увидели, что отрыв фактического показателя активации от нашего целевого значения составляет примерно 15 процентных пунктов (а это, как вы понимаете, довольно много. Ладно, это не довольно, а очень много).

Проектирование

Что делать? Мы решили, что нужно (удивительно, но факт) сделать подсказки для пользователей на те самые целевые действия. Перед тем, как делать свой вариант подсказок, мы собрали референсы других продуктов, имеющих схожий профиль аудитории и представляющих собой (на наш субъективный взгляд) примеры успешных и популярных продуктов.

Процесс

Мы с дизайнером и копирайтером сделали несколько вариантов подсказок, процесс можно посмотреть на картинке ниже. На доске размещена карта всех экранов, тут же мы обсуждаем и логическую последовательность, и визуальные решения, и тексты сообщений.

В итоге спроектировали два вида тьюториалов, которые условно назвали «статичный» (экран блокируется, пользователь кликает next-next-next и проходит обучение) и «интерактивный» (после каждой подсказки нужно выполнить целевое действие, чтобы пройти дальше).

Вариант 1. Статичный. От пользователя нужно только нажатие на кнопку Next.

Вариант 2. Интерактивный. Пользователь должен совершить целевое действие, чтобы пройти на следующий шаг.

Проверка гипотезы

Первоначально делали ставки на интерактивный туториал, поскольку тут же пользователь должен был совершать нужное действие (формировался паттерн использования) и видеть успешность прохождения (ощущение прогресса).

Шаг 1. Мы запустили A/B-тест, он длился 7 дней, а в выборке поучаствовали 1624 пользователя. Помимо данных из системы аналитики мы заглядывали и в Inspectlet — посмотреть мультики о пользователях.

Что получилось в итоге: от интерактивного отказывались больше и, соответственно, меньше совершали целевых действий. Так, в обучении, где пользователю требовалось совершить какие-то действия, до конца доходили всего 8,4%, а где были простые подсказки — 74,3%.

Показатель активации и возвратов вырос для всех пользователей, только у тех, кто проходил интерактивный туториал, рост активации составил около 8 процентных пунктов, а у тех, кто проходил статичный – целых 16 процентных пунктов.

Таким образом, «статический» и, на самом делее, более простой в реализации вариант сработал в нашем случае намного лучше.

Шаг 2. Было бы очень просто выбрать победивший вариант, но мы подумали о том, как можно его улучшить. В итоге в следующий тест пошло 3 варианта — стандартный вариант, вариант без закрытия по крестику и принудительный туториал (не было возможности отказаться).

Хоть каждый лишний экран или шаг — это потенциальная потеря пользователя, мы решились на принудительный туториал, потому что шага всего три и они достаточно простые.

Снова тест на 7 дней, выборка 1192 человека. Результаты показали, что лучше всего работает статический туториал, который нельзя закрыть по нажатию на крестик в окошке.

Шаг 3. Выбранный вариант мы вписали в общий welcome-сценарий и стали оптимизировать каждый шаг, на котором отваливаются пользователи.

Все результаты мы в команде представляем следующим образом (на стикерах указан процент пользователей, которые проходят дальше), это позволяет достаточно быстро и просто принимать решения:

Выводы

Эксперимент достаточно простой, хотя оказалось, что простое добавление или отказ от элемента в окошке повышают конверсию в целевое действие в несколько раз. Так, например, сейчас показатель прохождения туториала около 80%, а показатель активации мы подняли на 16 процентных пунктов.

Показатель возвратов также вырос на 8 процентных пунктов.

Что мы для себя уяснили:

  1. Пользователей нужно вести, но не всегда «за ручку» — в вашем случае может сработать что угодно.
  2. Если вы проектируете подсказки для первого входа, лучше делать их легко подстраивающимися под любые изменения и универсальными по форме. В идеале делать какой-то фреймворк, по которому можно сделать все окна или подсказки для разных сценариев (потому что ни один туториал не создается раз и навсегда).
  3. Даже самые простые и «дешевые» действия могут дать хороший результат. Так, в нашем случае отказ от банального крестика позволил увеличить прохождение обучения на 18 процентных пунктов.

Что дальше

Наши эксперименты продолжаются. Поскольку продукт очень гибкий, и его используют для разных задач, мы планируем алаптировать первый вход для каждого из типов задач (подход Jobs to be done). Так, например, для тех, кто пришел проводить мозговые штурмы, будет одно обучение, а для тех, кто пришел планировать задачи, — другое. Но об этом в следующих сериях.

Полезные ссылки

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень люблю этот продукт. Пользуюсь постоянно. Поражаюсь, почему ребята такие скромные и не раскатывают по конференциям, симпозиумам, митапам, марафонам и т.д.

Достойно же сделали - можно и поработать лицом.

0

Спасибо за добрые слова, приятно слышать! Будем почаще делиться полезными кейсами.

Я тоже тащусь от сервиса. Всегда доски физически не хватало. Спасибо за продукт.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Татьяна Бочкарева

Есть мысли о тезисе номер два. Очень скоро грядет революция в области перевозок людей. Люди будут перемещаться на воздушном метро, стоимость строительства которого в 100! раз дешевле подземного, а скорость до 500 км/ч при цене строительства путевой структуры в $5 млн за 1 км. Причем перемещаться люди будут почти бесплатно, так же как мы сейчас бесплатно звоним через Скайп. Окупаемость будет за счет попутных грузов. Как вам такое - ездить на каждые выходные на свою дачу с Москвы до Анапы за 3 часа?
Уже сейчас можете увидеть этот транспорт в движении (он запущен 29 ноября 2016г). Поддерживайте этот проект воздушного метро (струнный транспорт). Ещё можно успеть стать инвестором данного проекта. Увидеть его в движении и подписаться на новости можно на сайте проекта: goo.gl/qlfD2z

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
조냐 박

Если я пользуюсь только этими бесплатными 15 ГБ, то мне не о чем волноваться?

Google предупредила российских пользователей о повышении цен с 2017 года из-за «налога на Google»
0
Amar Ak

500-200? И даже не принято? В какой развитой стране такое есть? Так проще всем онлайн магазинам перенестись в юрисдикцию Гонконга и торговать, никаких пошлин, никакого НДС, раб сила по 200usd/месяц... и цены будут хорошие, правда в россии будет еще меньше рабочих мест и налоговых сборов...

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Johnny Vorony

Мне очень стыдно, коллеги, но до этой статьи я не знал кто такая Алена Владимирская.

Алёна Владимирская и оператор Wi-Fi в московском метро запустили проект с бесплатными карьерными советами
0
Арчибальд

Конечно! Некоторые не опускаются до ножей и кредиток,а строят свои капиталы на пирамидах!

PewDiePie сохранил лидерство в рейтинге самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров по версии Forbes
0
Показать еще