Лого vc.ru

Дмитрий Филатов: С какими проблемами проекты приходят в фонд кризисных инвестиций RestartCapital

Дмитрий Филатов: С какими проблемами проекты приходят в фонд кризисных инвестиций RestartCapital

В сентябре 2014 года основатель сервиса знакомств Topface Дмитрий Филатов объявил о запуске фонда кризисных инвестиций RestartCapital. ЦП попросил его рассказать, какие проекты обращаются в фонд.

Поделиться

Несколько недель назад мы с коллегами запустили фонд RestartCapital — для финансирования компаний, испытывающих проблемы.

Наша гипотеза состояла в том, что с началом экономического кризиса в России большое количество инвесторов откажутся от финансирования проектов и даже захотят выйти из них по консервативным оценкам. Также мы сможем помочь реструктуризировать бизнес компаниям, которые зашли в тупик.

К нам обратилось около сотни проектов, и я попробую обобщить анализ этих заявок в виде советов основателям компаний.

1. Unit-экономика

Считайте свою unit-экономику и не масштабируйте убытки. Подавляющее большинство инвесторов и успешных предпринимателей очень хорошо умеет считать. И очень любит тех, кто тоже умеет считать. Прозрачная и эффективная unit-экономика — это один из лучших способов привлечь деньги. Если можно вложить N долларов в маркетинг и получить 2*N за несколько месяцев, это верный способ сделать хороший бизнес.

Почему-то значительная часть основателей до сих пор этого не понимает и даже не пытается считать свою unit-экономику. Очень простая математика нужна, чтобы понять, что инвестиции в компанию с отрицательной unit-экономикой — это просто масштабирование убытков и точка безубыточности в таком бизнесе вообще не существует.

2. Привлечение инвестиций

Если у вас не хватает денег, прежде чем соглашаться на любые условия инвестиций, хорошенько поразмышляйте, как их можно заработать самостоятельно. Если у вас уже есть какой-то бизнес или работающий проект, скорее всего деньги есть где-то рядом, вам мешают их заработать только ограничения, созданные профильными СМИ и чужим прошлым опытом.

В прессе и интернет-мифологии существует огромное множество «аксиом», которые боятся нарушить начинающие предприниматели, вот некоторые из них: «Главное — довольные пользователи», «У сайта обязательно должен быть крутой дизайн», «Реклама отпугнет пользователей», «Нельзя жертвовать ростом посещаемости ради монетизации» и так далее.

На самом деле есть масса успешных проектов, которые опровергают каждое из этих утверждений, и если вам действительно нужны деньги, надо делать эксперименты и пробовать переступать через свои страхи и внутренние ограничения. Убеждаться в том, что какие-то из этих «аксиом» работают или не работают, именно в вашем случае надо на собственном опыте (правда, лучше в виде теста на небольшой доле аудитории).

3. Smart money

Если вам не хватает компетенции в чем-то, ищите не мифические смарт-мани, а совершенно конкретного партнера или наемного сотрудника. 99% случаев, когда основатели говорят, что им нужны смарт-мани — это случай, когда в команде не хватает директора по продажам, маркетолога, пиарщика или просто коммерчески мыслящего человека.

Никакой инвестор не заменит вам директора по продажам — в лучшем случае приведет вам пару клиентов из числа своих знакомых, остальную работу всё равно надо будет проделать человеку в штате. Гораздо дешевле нанять его или пообещать долю в проекте при выполнении определенных KPI, чем отдавать избыточную долю инвестору. Смарт-мани работают только если они прописаны в договоре и инвестор рискует частью своей доли, если не выполняет эти обязательства. В реальной жизни в девяти случаях из десяти основатели остаются неудовлетворены именно этой частью инвестиционных договоренностей, так как считают, что инвесторы сделали существенно меньше, чем обещали.

4. Общайтесь с инвесторами

Инвесторы, особенно инвесторы-предприниматели — это самый лучший источник практических знаний. Если вы достаточно заинтересуете партнера фонда (не аналитика), он совершенно бесплатно поделится с вами знаниями и своими соображениями относительно вашего бизнеса. Даже если вы не привлечете деньги, вы получите бесценные знания и опыт из первых рук.

Многие молодые основатели концентрируются на том, чтобы правильно ответить на вопросы инвесторов, а на самом деле стоит больше внимания уделять именно смыслу вопросов и комментариям инвесторов — в них обычно содержится основная предпринимательская мудрость.

5. Капитализация

Забудьте слово «капитализация» — для многих это будет болезненно и печально, но, к сожалению, выходов из компаний с суммами хотя бы больше десяти миллионов долларов за последний год было штук пять от силы, если предположить, что еще столько же было непубличных сделок, про которые никто не знает (что маловероятно для проектов такого масштаба), то все равно матожидание такого финала меньше, чем выигрыша в рулетке при ставке на одно число аналогичной суммы (только в рулетке не надо ждать лет пять, чтобы понять это).

Исключением, конечно же, являются проекты, которые уже имеют успех зарубежом и большое количество потенциальных покупателей бизнеса в Европе и США, а также штаб-квартиру за пределами РФ (но такие проекты обычно не испытывают нехватки финансирования, скорее наоборот). Тем не менее, большая часть основателей показывает окупаемость инвестиций как раз через продажу компании за $NN млн через пару лет. Этого не будет. Посмотрите сами правде в глаза и начните рассчитывать только на прибыль и дивиденды, это сильно упростит вам жизнь в будущем, и вы сможете избежать крушения иллюзий и проблем с инвесторами, которые рано или поздно потребуют от вас денег.

6. Кредиты

Никогда не делайте стартап на кредиты, взятые на физических лиц! Мы видим сейчас несколько таких историй, и мне по-человечески очень жаль фаундеров, которые оказались в такой тяжелой ситуации — были взяты кредиты, и денежного потока не хватает даже на их обслуживание, что затягивает финансовую петлю на шее основателей еще сильнее, так как они изымают деньги клиентов для финансирования процентов.

Зачастую в таких ситуациях не существует условий, на которых может войти новый инвестор, так как компания имеет такую большую отрицательную стоимость, которая окупится только при совершенно невероятном сценарии. В случае, когда это деньги первых инвесторов, можно чаще всего выкупить их долю с дисконтом — с кредитом такая история не получится.

На данном этапе мы отвечаем на все предложения для инвестиций — и зачастую просто советом, если проект не подходит под наши критерии. Поэтому можно не стесняться писать нам на helpme@restartcapital.ru. Кстати, мы один из немногих фондов, которые готовы делится комиссионными за проекты, в которые мы проинвестируем, и готовы подтвердить это договором. Если вы можете привести нам интересные проекты — пишите!


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Сервис знакомств Topface ведет переговоры о покупке своего конкурента Loveplanet26 июня 2014, 13:16
Основатель Topface Дмитрий Филатов запустил фонд Restart Capital для инвестиций в проблемные стартапы08 сентября 2014, 18:27
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

«Главное — довольные пользователи», «У сайта обязательно должен быть крутой дизайн», «Реклама отпугнет пользователей», «Нельзя жертвовать ростом посещаемости ради монетизации».

Есть мнение, что это не мифология, а банальное желание некоторых людей делать хорошие и полезные вещи.

Я недавно смотрел интервью Лари Элисона (основатель ORACLE) в котором он высказал одну очень мудрую мысль: необходимо научиться искать ошибки в общепринятых "истинах" и исправлять их. Если вы делаете то же что и все остальные, шансов на успех мало.
В пример он привел что он создал реляционную БД в то время когда это считалось, мягко говоря, не модным (в первую очередь из-за якобы малой производительности). Результат сами знаете какой.

Вау, я что, только что увидел статью про стартаперов, в которой на фотке был пк вместо мака?

Поэтому у них и fail ;)

0

Хорошо, когда есть Вот такие службы. Но вот что: интерес у них в сфере IT получается выше, чем в остальных. Выходит, что другим направлениям со своим велосипедом будет менее лояльное отношение)

0

Вот пункт про капитализацию нужно рассказать инвесторам. Я могу быть не прав, потому что почти не ходил к инвесторами. Мне кажется это именно инвесторы смотрят на возможность многомиллионной сделки по продаже компании при принятии решения об инвестициях.

0

Все четко сказано. Про кредиты не соглашусь, брать кредиты на бизнес можно и нужно. Собственно очень много бизнесов и мелких и крупных стали успешными благодаря кредитным деньгам, но, по собственному опыту скажу, что брать кредит стоит только тогда когда стартапер на 100% знает как правильно распорядится кредитными деньгами, в этом случае кредиты на много выгоднее инвестиций.
Чеще всего деньги берутся без четкого плана и понимания и тут появляются проблемы...

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Dima Zakharov

Удивительно, но 3 из 10 лучших платных приложений от одного автора. Знакомый Тим Кука?

Лучшие мобильные приложения 2016 года в России по версии Apple
0
Dmitry Sokolov
Tiu.ru

Пользовался Apple Music с начала беты на Android в течении 6 месяцев, ушел на Google Play. В Apple Music подборки по поим предпочтениям просто выбешивали. Мне нравится Tiesto и Prodigy. Хочу услышать что-то подобное, так нет, пихает именно Tiesto и Prodigy. Добил меня клиент iTunes под Windows. Вечно тормозящий, дублируются купленные треки. Хотел что бы единый удобный доступ к музыке и дома и с собой. В итоге Google справился с этим лучше.

Количество платных подписчиков Apple Music достигло 20 млн
0
Mandor Sawall

Вся Большая Тройка консалтинга в сборе в этом списке (1, 3 и 11 место). Что наверно и неудивительно.

Лучшие компании США для работы в 2017 году — отчет Glassdoor
0
Stas Major

Хотел как всегда посрать в каментах, но увидел одноклассника на фото и решил сдержаться. Держитесь там!

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Stas Major

работаем )

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Показать еще