Лого vc.ru

Алексей Лазоренко, BlaBlaCar: Почему райдшеринг — не автостоп

Алексей Лазоренко, BlaBlaCar: Почему райдшеринг — не автостоп

Руководитель райдшеринг-сервиса BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко решил ответить на вопросы читателей ЦП, которые те оставили к колонке о перспективах райдшеринга в России. В новом материале он попытался развеять их сомнения и объяснить, чем райдшеринг отличается от автостопа.

Поделиться

Райдшеринг — явление для России новое, поэтому пока непонятное. Чтобы преодолеть недопонимание, люди часто называют райдшеринговые сервисы «автостопом в интернете». Ну, в какой-то степени они правы. Но так можно сравнивать калькулятор и ноутбук, говоря, что это электронно-вычислительные машины. Судя по комментариям про безопасность к моей предыдущей колонке, объяснить эту разницу нужно, чтобы не рождались мифы и легенды.

Ниже я объясняю, в чем разница между автостопом и райдшерингом. Обращаю внимание, что описываемые мной примеры характерны для большинства современных райдшеринговых сервисов, не только BlaBlaCar. Вероятно, это первый текст в Рунете, посвященный этому вопросу. 

Неслучайные люди 

При райдшеринге водитель и пассажир — не случайные люди (как в случае с автостопом), которые встретились на дороге. Это зарегистрированные на сайте пользователи, которые как минимум прошли процесс первичной верификации через мобильный телефон и почту (а иногда и банковские реквизиты), как максимум имеют полностью заполненные личные профили (фотография, информация о себе, ссылка на страницы в социальных сетях) и отзывы от других попутчиков, с которыми им уже приходилось совершать поездки. Т. е. в конечном итоге все данные профиля верифицируются самим же сообществом. 

Безопасность 

Поездки автостопом совершаются на свой страх и риск. Напротив, при райдшеринге оба участника поездки уверены, что они являются «проверенными» пользователями как администрацией райдшерингового сервиса, так и самими членами сообщества (оценки и комментарии других пользователей). Кроме того, они имеют возможность заранее созвониться со своим попутчиком, обсудить детали поездки и проч. Также члены сообщества осознают, что все коммуникации между людьми сохраняются в базе данных сервиса, что является дополнительной гарантией безопасности. 

В этот же пункт добавлю такой нюанс, как водительский опыт попутчика. Конечно же, райдшеринговые сервисы не всегда могут проверять документы водителей. Однако отзывы пользователей позволяют очередным попутчикам этого водителям быть более уверенными в его опыте, навыках вождения и проч. 

По какой-то причине сомневаетесь в водителе? Просто найдите себе другого, у которого уже наработана репутация состоявшимися совместными поездками. 

Хамство vs. вежливость 

К сожалению, от хамства застраховаться невозможно. Даже в метро вас могут толкнуть в спину, наступить на ногу, а потом еще обругать с ног до головы. Что-то подобное может случится в вашем собственном дворе, в лифте, при поездке автостопом или при райдшеринге. С той лишь разницей, что при райдшеринге хам может это сделать только один раз. 

Как уже было сказано, после каждой поездки водитель и пассажир оставляют друг о друге отзывы. Как правило, пользователи откровенны, потому что понимают, что это в их же интересах — они делают свой вклад в создание эффективности социальной (peer-to-peer) транспортной сети. Человеку с дурной репутацией будет очень сложно найти себе попутчика в следующий раз. И наоборот, люди с позитивными отзывами будут иметь больше предложений и, как следствие, будут чаще экономить на поездках. 

Все прямые жалобы на попутчика администрация сервиса обязательно рассматривает в индивидуальном порядке и принимает соответствующее решение, вплоть до блокировки пользователя. Информация о грубом нарушении закона может быть передана в правоохранительные органы. Но тут стоит отметить, что благодаря имеющимся механизмам, сообщество отлично саморегулируется, и чем больше оно становится, тем эффективнее и надежнее становится сама транспортная сеть. 

Идеальный попутчик 

Знаю по себе: некурящему человеку оказаться в прокуренном салоне сродни испытанию. В отличие от автостопщиков, пользователи райдшеринговых сервисов имеют возможность выбрать себе попутчика исходя из самых важных требований: курящий/некурящий салон, намерены вы болтать в пути или предпочитаете тишину, допустимы ли домашние животные в салоне автомобиля и т. д. По желанию, девушки-водители могут сделать свои поездки видимыми только зарегистрированным пользователям женского пола. 

Степень организации поездки 

С автостопом все понятно — ничего кроме личного рюкзака организовать нельзя, тем более распланировать время на дорогу. Напротив, организация поездки через райдшеринг похожа на покупку билета на поезд или самолет: зашел на сайт, выбрал день и время отправления, забронировал место. Если есть дополнительные вопросы — связался с водителем напрямую. Таким образом попутчики заранее знают время отправления, ориентировочное время прибытия, стоимость поездки, личность водителя/пассажира, марку автомобиля, размер багажа и т.д. Часто водитель подвозит пассажиров «от двери до двери», что тоже очень удобно. 

Кстати, сегодня почти все райдшеринговые сервисы имеют мобильное приложение, поэтому запланировать поездку и оплатить ее так же просто, как написать SMS. 

Другая степень отношений 

Также важно отметить характер отношений между водителем и пассажиром. При автостопе это отношения между «просящим и подающим». По этой причине пассажир всегда оказывается в слабой позиции и во время поездки несет груз должника. Райдшеринг — это полноценная партнерская сделка, в которой обе стороны имеют финансовую заинтересованность друг в друге и выступают полноценными независимыми партнерами. По этой причине водитель и пассажир чувствуют себя одинаково уверенными и ничего кроме уважения друг к другу не испытывают.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
BlaBlaCar: 6 причин, почему сервис для поиска попутчиков обречен на успех в России13 августа 2014, 14:34
BlaBlaCar привлёк $100 млн инвестиций на развитие сервиса в России и Украине02 июля 2014, 13:38
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

те кто предпочитает тишину в дороге - вряд ли будут брать попутчиков, так что социопаты и интраверты - не целевая аудитория.

Адекватных попутчиков - можно. Если человек понимает, когда нужно помолчать, то интроверт совершенно спокойно может его подвезти :)

К прошлой статье были претензии - но не потому, что читатели ЦП не видят разницы между каршэрингом и автостопом. А исключительно из-за сочетания на редкость претенционзного названия и содержания в стиле глянцевых журналов (к слову сказать, так и не ответившего на вопрос в названии).

Сейчас опять - придумана проблема (читатели не понимают разницы) и под нее сочинен ответ. Тут - все все прекрасно понимают. Сама статья неплоха, но не сюда.

"при райдшеринге оба участника поездки уверены, что они являются «проверенными»"

ЛОЛ. Причем не первая статья такого толка, видимо это одно из самых узких мест этого сервиса. Пытаются убедить других, а кажется, что хотят убедить самих себя.

А что вызвало столь громкий смех?
Разве что формулировка "уверены" сомнительна. Но, в целом, модель работы райдшеринга и того же airbnb позволяет по мере набора отзывов с двух сторон составить некий перечень наиболее надежных и интересных пассажиров/водителей, жильцов/хозяев квартир...

с квартирой проще. вообще отзывы и историю можно накрутить или специально наработать.

0

Да в этом мире вообще можно все угодна наработать или накрутить :)
Если не ограничиваться одними отзывами, а еще попытаться найти что-то про человека в сети (те же социальные сети), то риск нарваться на неприятности снижается.

«Даже в метро вас могут толкнуть в спину, наступить на ногу...»
Даже в метро такое бывает? Уж где-где, а в метро я такого не ждал!

Езжу автостопом десять лет. "При автостопе это отношения между «просящим и подающим»." -- сказано в статье. Пусть автор статьи выйдет на трассу, постопит года три и изменит своё мнение. Говорить о чём-либо не попробовав этого... нечестно по крайней мере.

Скорее автор прав. Он говорит не о тех, кто путешествует 3 года подряд автостопом.

0

Сделайте больше поездок внутри городов, сервис для меня пока не применим, т.к. между городами не перемещаюсь. А вот найти попутчика вместо маршрутки или метро что бы вместе на работу ездить был бы рад.

0

Сейчас нахожусь в путешествии по Италии и решил проверить Ваш сервис в Европе.
1. 3 забронированных и все отказали за день до выезда (я тогда уже не мог искать других тк ехал в Италию).
2. Пока бронировал попались много фейковых поездок, где автор просто для теста написал.
3. Если у тебя нет карточки страны в которую нужно позвонить (уточнить что-то), то много денег пойдет на коммуникацию.
Мне повезло, что пользователи были с опытом и отправили смс, что они не едут, потому что в Италии с бесплатным интернетом плохо и я так бы и не узнал.
Мой совет ужесточить правила и сделать штрафы за такое, потому что выходит что это сервис для поиска попутчиков в твоей стране, при условии что ты легко сможешь поехать на поезде.

Сейчас нахожусь в путешествии по Италии и решил проверить Ваш сервис в Европе.
1. 3 забронированных и все отказали за день до выезда (я тогда уже не мог искать других тк ехал в Италию).
2. Пока бронировал попались много фейковых поездок, где автор просто для теста написал.
3. Если у тебя нет карточки страны в которую нужно позвонить (уточнить что-то), то много денег пойдет на коммуникацию.
Мне повезло, что пользователи были с опытом и отправили смс, что они не едут, потому что в Италии с бесплатным интернетом плохо и я так бы и не узнал.
Мой совет ужесточить правила и сделать штрафы за такое, потому что выходит что это сервис для поиска попутчиков в твоей стране, при условии что ты легко сможешь поехать на поезде.

тю, я могу сказать как чувак который пробовал и то,и другое.

платишь только за бенз, и ты движешься все время-не останавливаешься на трассе от машины до машины. это плюс

никакой организации, водила может в последний момент все сорвать нахрен. Был случай когда из-за водителя задержались на маршруте на 2 дня. это минус.

о что написано на счет безопасности-лажа полная, никто же не оставляет на регистрации данные паспорта,верно? тот же самый риск что и в стопе.

Последний пункт тоже за уши притянут. Автостоп это жест доброй воли, то есть водила сам останавливается и приглашает подвезти.
А райдшеринг-ты платишь только за бенз, да и то не всю стоимость. то есть ты тоже на стороне "просящего"

0

Ждем продолжения «колонок» из серии BlaBlaCar - заебись!

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ashot Gabrelyanov
Borsch

Чтобы проверить это, достаточно выбрать эмоцию улыбка и сделать злое лицо. Попробуйте. Точность детекта эмоций - около 93%.

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Maxim Kolpakov
Wachanga

Да, UGC-модель у нас в планах. Разрабатываем механику, которая позволит и гибкости придать, и при этом доводить до пользователей самый интересный для них контент.

Как работает сервис развивающих заданий для детей Wachanga
0
Алена Люкшина
Agima

Всё там просчитано. И процент идиотов в том числе.

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
Dimitry Oleynichenko
ICQ

ну не определяет, а выбирать эмоцию надо заранее

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Алексей Новиков
mapdap

Согласен, если будет отсуствовать шаблонность, скажем так, может есть смысл создать какой то родительский блог, чтоб родители с детьми сами придумывали занятия, достигали и делились, а не выполняли только шаблонные

Как работает сервис развивающих заданий для детей Wachanga
0
Показать еще