Лого vc.ru

Что мешает развитию роуминга между операторами ЭДО — мнение эксперта «СКБ Контур»

Что мешает развитию роуминга между операторами ЭДО — мнение эксперта «СКБ Контур»

Руководитель системы электронного документооборота «Контур.Диадок» компании «СКБ Контур» Константин Козлов написал для ЦП колонку о том, почему не все операторы электронного документооборота пока поддерживают работу с документами других операторов (роуминг операторов ЭДО).

По мнению Козлова, это связано сразу с несколькими факторами: снижением рентабельности, повышением конкуренции и некоторыми техническими аспектами.

Поделиться

Тема роуминга в электронном документообороте (ЭДО) очень актуальна в настоящее время. Только за первый квартал этого года заключено шесть соглашений между операторами. Казалось бы, установление сотрудничества идет полным ходом. Однако это не совсем так.

Операторы ЭДО чувствуют себя на этом пути неуверенно и порой неохотно подчиняются давлению своих клиентов. Попробуем разобраться, действительно ли роуминг так необходим, почему на нем настаивают пользователи ЭДО и чего опасаются операторы.

Роуминг между операторами ЭДО — это не то же самое, что роуминг, например, между операторами сотовой связи. Роуминг в ЭДО — это обмен юридически значимыми электронными документами между пользователями сервисов разных операторов. В отличие от сотовой связи, клиент не может подключить эту услугу, просто позвонив своему оператору. При ЭДО обмен электронными документами между клиентами разных операторов настраивается индивидуально для каждой пары контрагентов.

Текущая ситуация

К концу прошлого года на рынке действовало три роуминговых соглашения. За первый квартал 2015 года этот список пополнили ещё шесть. Часть из них уже вышли на стадию промышленной эксплуатации. Это значит, что клиенты разных операторов уже передают друг другу электронные документы.

Но эти результаты даются нелегко.

Если компания А и компания Б пользуются услугами разных операторов и хотят организовать ЭДО между собой, то сначала им нужно узнать, действует ли между их операторами роуминговое соглашение. Если да, то одна из этих компаний подает заявку на роуминг своему оператору. Каждый пользователь имеет дело только со своим оператором. Затем в течение примерно недели операторы обеспечивают роуминг между контрагентами А и Б.

Пока мы делаем только первые шаги в роуминге, и правила игры ещё не сформировались. Ведь заявка от пользователя на роуминг, которую получает один оператор и которую он должен передать другому, — это прямая возможность для конкурента сыграть в свою игру и попытаться переманить клиента. Также пока не сформированы основные принципы тарификации в роуминге. В этих условиях операторы пока чувствуют себя неуверенно.

Но самое важное — помнить, что потребность пользователей в роуминге очень высока.

Успешное переманивание клиентов другого оператора с помощью роуминговых заявок — это сиюминутная победа, так как одному оператору невозможно охватить всю потенциальную аудиторию и рано или поздно он столкнется с необходимостью работать с конкурентом.

Со стороны операторов

Рынок ЭДО в России ещё очень молод, он появился лишь в 2012 году, когда сформировалась законодательная база. Среди крупных игроков на этом рынке я могу отметить «Тензор», «Корус Консалтинг», «СКБ Контур» и других. Всё это время операторы развивались преимущественно обособленно. Конечно, они анализировали сервисы друг друга, но при этом у них не было нужды контактировать и работать вместе.

Теперь пришло время пересмотреть эту позицию, иначе дальнейшее развитие любого оператора представить сложно. Российские операторы ЭДО настороженно относятся к роумингу, ведь он означает выход на новый уровень конкуренции.

Если раньше компания, выбирая оператора, первым делом смотрела, сколько у него пользователей и сколько среди них её контрагентов, то теперь она будет ориентироваться совсем на другие характеристики. В их числе удобство интерфейса, функциональность сервиса, различные технические особенности, способные в разы упростить работу с документооборотом. На первый план выходит качество самой системы ЭДО.

Со стороны клиентов

Между тем всем операторам ЭДО, как крупным, так и не очень, рано или поздно придётся подключаться к роумингу, так как у бизнеса потребность в этой услуге очень высока.

В 2014 году российский рынок ЭДО стремительно рос. По нашим данным, число компаний, которые отправляют электронные документы, увеличилось вдвое — до 14,4 тысяч, а тех, кто получает — вообще почти в восемь раз.

В нашей системе насчитывается порядка 680 тысяч организаций, которые внедрили ЭДО, обкатали этот процесс и уже поняли, насколько удобнее и выгоднее работать таким образом. Одновременно они поняли и то, что обмениваясь электронными документами только с контрагентами своего оператора, они теряют существенную часть выгоды.

Призывы бизнеса к операторам наладить взаимодействие звучат всё чаще и настойчивее. Те из нас, кто до сих пор закрывает на это глаза, вот-вот начнут терять своих клиентов. Потому что при отсутствии роуминга у пользователей остается только один путь вовлечь максимальное число контрагентов в электронный документооборот — подключаться сразу к нескольким операторам.

Технический аспект

Становление и развитие роуминга в ЭДО контролирует Некоммерческое партнерство «Разработчики и операторы систем электронных услуг» (НП «РОСЭУ»).

При нём действует специализированная рабочая группа, которая создала «Технологию обмена юридически значимыми электронными документами между операторами электронного документооборота» (технологии роуминга). Она закрепляет форматы электронных документов, которые можно передавать между операторами, вид транспорта для обмена, утверждает состав служебных документов и прочее.

Данная технология по сути является отраслевым стандартом, благодаря которому каждый оператор, который планирует работать в роуминге, чётко понимает: как подготовиться, какие доработки ему необходимо произвести в своих системах и программном обеспечении.

У каждой системы ЭДО своя архитектура, и часто одни и те же функции у разных операторов реализованы разными средствами. В результате разработчикам приходится менять логику тех или иных процессов, чтобы они соответствовали предусмотренным технологией роуминга стандартам. Например, операторы, которые передают документы по сделке единым пакетом, вынуждены отказаться от этой схемы, потому что в роуминге каждый документ должен передаваться отдельно.

Финансовый аспект

Очевидно, что создание необходимых для роуминга технических возможностей требует от операторов затрат. Помимо доведения технической инфраструктуры до необходимого уровня, им нужно создать в своей структуре соответствующее подразделение, которое будет следить за тем, чтобы обмен электронными документами успешно происходил, заявки на роуминг доходили по адресу, вопросы взаимодействия между той или иной парой контрагентов успешно решались.

На данном этапе развития рынка ЭДО эти затраты — это инвестиции в будущее, а рентабельность в целом они снижают уже сейчас. Это довольно ощутимо для небольших операторов, поэтому они откладывают подключение к роумингу.

Роуминг — это новое направление работы. Оно не только ставит перед нами непростые задачи, но также дает новые возможности. В частности, расширить электронный документооборот клиентов и тем самым увеличить те выгоды, которые они получают от ЭДО. Также роуминг способен поднять уровень сервиса оператора. При принятии решения о выборе оператора клиенты смогут ориентироваться непосредственно на предлагаемый сервис, а не оглядываться на своих контрагентов.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Подпись в облаках: Электронный документооборот набирает оборот в России06 апреля 2015, 08:28
Популярные статьи
Показать еще

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

Наконец-то кто-то вспомнил про Сведбанк. В Швеции он просто божественен, не знаю как в Латвии.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Сергей Подорожный

Сорян, что под первым.

Минимальный функционал также имеет и мейстертаск. Он как раз это и сделал, взял все основные плюшки, разукрасил поинтереснее и на тебе - простенький и стильный трекер. Но на больших проектах и при особо сильном задротстве по скраму чувствуешь, что мейстера не хватает. И вот тогда переходишь на джиру.

Подумайте лучше над теми функциями, которые приходится подключать плагинами в той же джире или трелло. Хотя бы плэнинг покер, к примеру. Ведь упростить - не значит срезать кучу функций вместе с важными. Упростить - значит оставить только важное. Но что для одних мусор, для других может быть маст хэв.

Вот поэтому важно подумать над тем, чтобы сделать трекер, в котором можно, например, выбрать функционал трекера в зависимости от бизнеса. Например, команда из 7 человек занимается разработкой мобильных приложений. Ага, ок, держите вот такой функционал, потому что, скорее всего, вам понадобится вот и это.

А вы пилите говно-лендосы? Хорошо, держите вот такой функционал, здесь есть кнопка "сменить профессию". А у вас половина команды состоит из фрилансеров на удаленке? Держите вот такой трекер. А вы продаете китайские товары? Держите вот такой трекер, - здесь ничего нет, потому что и вас быть не должно. Горели бы в аду ваши часы и барсетки.

В общем, несмотря на то, что трекеров дофига. Судя по своим ощущениям и по многочисленным комментариям, командам очень сложно адаптировать свои методологии и бизнес-процессы под трекеры. Можно было бы выделить хотя бы 5 основных видов команд и заточить функционалы под них.

Ты заходишь и говоришь, я продаю жопы тараканов, мне куда? А сервис говорит, окей, тебе вот сюда. Удобно же? Я это говорю потому, что трекеров много, но та же джира, например, реально напрягает чутка своим интерфейсом с миллионом функций, среди которых иногда путаешься.

Интерфейс там, мягко скажем, не дружелюбный. Заходишь как на рынок. И помидироы, и зелень, и пряники, и мясо, и молоко - вроде все вкусно и нужно, а по факту не всё. Либо нужен трекер, где можно настроить самому свой функционал. Даешь гору всего и говоришь - тебе вот эта хрень не нужна, да? Просто возьми и удали. А вот это нужно? Ок, добавь сюда, на видное место. Оставь самое важное. Составь сам свой трекер. Вот это было бы кайфово. Без подключений плагинов, без костылей, без мусора в интерфейсе.

Тут до сих пор есть куда развиваться, надо только брать и делать круто. Импортозамещение - это прикольно. Только вы подумайте над тем, для кого вы делаете продукт. Для IT? А IT команды наоборот чаще всего стремятся работать на международные рынки. Да и английский для них преграды не вызывает. Так что скрамить в русском сервисе для них вряд ли звучит значимо. Для меня, например, не звучит. Мне главное, чтобы комп был мощным, а где он был собран - плевать вообще.

В общем, судя по тому, что вы написали "после прочтения книги захотелось....", вы, кажется, сами особо по скраму не работали. Если нет возможности поработать с командой хотя бы человек 10-15, побеседуйте с теми, кто работал в больших проектах, а лучше напроситесь в гости на пару дней. Посмотрите, что происходит и какие возникают проблемы. Много нового узнаете и заметите.

P.S. И это еще далеко не все идеи. Есть у меня еще одна великолепная концепция трекера, которую до сих пор никто не воплотил, вот только времени нет, чтобы поднимать такой проект с нуля.

Если нужна помощь стратегического плана, с аналитикой или со сборкой бэклога, пишите. Я продукт оунер, уже занятый, но по вечерам в течение какого-то времени с удовольствием бы помог развиться проекту в нечто большее, чем просто аналог, если, конечно, у вас есть большие амбиции и хоть какие-то возможности.

Scrum Time — система управления проектами по методологии Scrum
0
Johnny Vorony

Ладно американское и британское правительство ломаем! Трамп - российский ставленник, но вот серию шерлока украсть - это уже чересчур!

«Первый канал» через суд потребовал заблокировать попавшую в интернет до премьеры серию «Шерлока»
0
Иван Иванов
ITEC B2B

я завтра же с утра уточню про иероглифы. если ошибся, то напишу, что ошибся. но я точно помню, когда я спрашивал как выучить китайский, так как все иероглифы разные, мне сказали, что базовых иероглифов 2000.

дешевле есть и в Москве.

мне нужно, что бы они работали, когда мне нужно, а не когда им удобно. целевая команда занималась подписанием контрактов. что с этого, что они там присутствуют? они мне чем то могли помочь?
они нас даже по мелочным сливали, мол не наше дело.

это зависит от бизнеса. где то разработка не связана с операционной деятельностью и можно заниматься когда угодно. где-то связана и нужны люди в нужное время в нужном месте.

на Амазоне зависли товары и мы не могли продавать через FBA. Амазон всегда считался продвинутым в плане складов и работой с товарами.

из Москвы загружали

я знаю, что в ГК специалисты на порядок выше. но они и дороже.

не принимайте близко к сердцу, это всего лишь мой личный опыт.

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками
0
Ron Bullet

не то, чтобы я поддакивал - но я пишу вот это все, потому что у меня такое же ощущение. Ну мало ли - может мне жестко кажется, может все кругом правы, а я сильно ошибаюсь.
Выходит, что это не только моме мнение.

Вы натолкнули на интересную мысль. Вообще-то русские (именно русские, не россияне) - очень сочувствующие, как и все славяне, но только действительно не на людях, не в обществе. Но действительно боятся проявлять толерантность, эмпатию - на людях. Наверное это пополам как защитный механизм, так и комплекс (ну типа как у японцев, которые тоже не проявляют свою натуру на людях - только японцы прячутся за культурой поведения, а не за хамством).
Интересно было бы теперь понять, откуда происходит вся эта инфантильность.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Показать еще