Лого vc.ru

Карбон и матрица: как друзья из Самары зарабатывают на деталях из углепластика

Карбон и матрица: как друзья из Самары зарабатывают на деталях из углепластика

Сегодня в рубрике «Офлайн» — история Андрея Бойцова и Михаила Хоробрых, создавших научно-производственное предприятие «Роял-Карбон», которое занимается разработкой деталей из углепластика для различных отраслей промышленности.

Материал подготовлен совместно с РВК и GenerationS.

Поделиться

Мы познакомились с Андреем в Рыбинске во время изучения лучших практик двигателестроительного завода «Сатурн», проходившего в рамках образовательной программы акселератора трека Aerospace GenerationS. Научно-испытательный комплекс, набитый всевозможным уникальным оборудованием: станки для промышленной 3D-печати, экспериментальные порошки, новые сплавы, пробные детали из разных видов композитов. Служба генерального конструктора пользуется им как полигоном, чтобы опробовать новые технологии и конструкторские решения.

Среди конкурентов компании — такие технологические лидеры, как General Electric,
Pratt & Whitney и Rolls-Royce, так что надо держать руку на пульсе. В обстановке лаборатории Бойцов чувствовал себя как рыба в воде, ведь он знает толк в углепластике. Его предприятие «Роял-Карбон» с 2013 года делает на заказ детали из полимерных композитных материалов. В 2015 году выручка компании составила 12 миллионов рублей.

История наших героев тоже началась с экспериментов. Андрей Бойцов и его партнер по цеху Михаил Хоробрых уже много лет увлекаются парусным спортом и однажды решили, что должны построить собственную яхту. В этот момент в мире начинался бум на элементы и детали из композитов. Бум привел к тому, что в 2014 году мировой рынок композитных материалов оценивался уже в 25 миллиардов долларов (Lux Research). Появился интерес со стороны потенциальных заказчиков и перспективы развития этой ниши в России. Пришлось отложить мечту о легкой и маневренной яхте и сосредоточиться на бизнесе. Так появилась компания «Роял-Карбон», которая производит изделия из полимерных композиционных материалов «индивидуального пошива» для крупных заказчиков, в том числе из военной отрасли.

Андрей Бойцов не первый год в бизнесе. В 2000 году он создал в Самаре компанию, которая занималась юридическим и бухгалтерским обслуживанием. Заработанные на ней деньги стали для партнеров стартовым капиталом: Андрей вложил в «Роял-Карбон» 2 миллиона рублей из личных сбережений. Михаил Хоробрых начал разбираться с методами изготовления деталей из полимерных композитов еще во время учебы в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Из выпускников СГАУ Бойцов и Хоробрых собрали команду, в которую вошли инженер-конструктор, технолог и инженер-расчетчик.

Университет помог с оборудованием, и в итоге партнеры обошлись небольшими стартовыми вложениями. «В лаборатории уже имелась вакуумная установка для отработки технологии изготовления деталей из карбона. Основные элементы технологического оборудования проектировались и изготавливались собственными силами, что позволило значительно сэкономить финансы. Полный набор лабораторного оборудования стоил бы нам не меньше ста тысяч евро, промышленная установка — не меньше миллиона евро», — говорит Михаил.

Чтобы получить деталь из карбона, нужно изготовить матрицу — форму для литья, уложить туда переплетенные нити углеродного волокна (углеткань), залить их специальной смолой и провести термообработку. За счет уникальных свойств углеткани и эпоксидных смол получается материал прочнее стали и вдвое легче самого легкого металлического сплава. У команды Бойцова и Хоробрых ушло больше года на то, чтобы сделать этот процесс четким и предсказуемым.

Натренировавшись в лабораторных условиях, партнеры вышли на рынок. В 2013 году они приняли участие в конкурсе «Идеи в композите», который проводили «Винзавод» и ХК «Композит», и заняли второе место. Для конкурса Андрей и Михаил сделали из углепластика стол для переговоров длиной в семь метров.

Благодаря победе получилось попасть в поле зрения первых клиентов. Компания «Рент» из Коми заказала разработку базальтопластиковых топливных баков для вездеходов X-Pen. «Металлические баки не выдерживали перепады температур в условиях Крайнего Севера и трескались. Также они достаточно быстро ржавели, а композитные материалы выдерживают такие нагрузки и не подвержены коррозии», — отмечает Бойцов. В 2014 году компания «Батискаф» заказала легкие и прочные ласты из углепластика для подводной охоты .

В 2014 году Красногорский завод «Электродвигатель» заказал крыльчатки из композитов для своих электродвигателей. «Крыльчатки — это вентиляторы для обдува аппаратуры. Завод использовал пластиковые крыльчатки, но они не выдерживали нагрузок и разрушались», — рассказывает Бойцов. Первые клиенты позволили партнерам выйти на операционную окупаемость. Обеспечив устойчивый поток заказов, в начале 2015 года Бойцов и Хоробрых зарегистрировали компанию «Роял-Карбон» и сейчас изготавливают карбоновые ласты и пневматические ружья для подводной охоты, топливные баки, крыльчатки, занимаются разработкой колесных дисков большого диаметра из стеклопластика.

В России несколько десятков компаний работают с карбоном. Основное отличие «Роял-Карбон» от остальных в том, что это в первую очередь инжиниринговый и дизайн-центр, который умеет решать нестандартные задачи. «У нас наработан большой опыт: изготовление ласт, зубчатых колес, топливных баков. Мы создали конструкцию и технологию изготовления малошумных крыльчаток для электродвигателей», — рассказывает Михаил. Расходные материалы, смолы и ткани, закупаются в России или Европе. «Если заказчик имеет отношение к оборонно-промышленному комплексу, то мы должны использовать российское сырье, — поясняет Андрей. — Для "гражданских" изделий мы закупаем немецкие материалы, они пока более качественные».

При разработке нового продукта по требованиям заказчика «Роял-Карбон» становится соавтором изделия, а интеллектуальная собственность переходит клиенту. «Мы не держимся за интеллектуальную собственность на изделия, мы зарабатываем на собственном ноу-хау, которое лежит в основе нашей работы. — говорит Бойцов. — Есть общие правила применения и обработки карбона, наш вклад — это скорость разработки матрицы изделия и низкая ресурсоемкость этого процесса. До половины себестоимости продукта составляет подготовка и тестирование матрицы, мы смогли сократить этот показатель вдвое. Благодаря этому наша рентабельность — около 50%».

В планах Бойцова — попасть в реестры закупок крупных компаний с госучастием. Сейчас основной спрос на композитные материалы идет со стороны авиационной промышленности, автопрома, машиностроения, судостроения и строительства. В списке интересных для компании клиентов — «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», Роскосмос и другие. Чтобы добраться до НПО «Сатурн» и предложить свои услуги, Бойцов в этом году пришел в трек Aerospace акселератора GenerationS-2015, организованного РВК.

«Сатурн» предложил Бойцову сделать из углепластика одну из некритических деталей авиадвигателя. Полимерные композиционные материалы прочнее металла, очень легкие и при этом не подвержены коррозии. Одна из проблем авиации — снижение веса. Применяя полимерные композитные материалы, можно существенно уменьшить вес конструкции. «Экономия одного килограмма в двигателе дает экономию трех килограммов в самолете. Это влияет на расход топлива, потребную тягу, полезную нагрузку. Уменьшение веса самолета на килограмм снижает расход топлива на 40 граммов в час. Двигатель можно сделать легче на 200–300 килограммов, соответственно, весь самолет — на 600», — поясняет Андрей. Ему не удалось пройти в пятерку победителей трека Aerospace, но диалог с клиентом сложился. Сейчас «Сатурн» и «Роял-Карбон» обсуждают «контрольную закупку».

Комментарии экспертов

Дмитрий Иванов директор по инновационному развитию ОАО НПО «Сатурн», корпоративного партнера GenerationS-2015

Мы уже начали переговоры с «Роял-Карбон», но рано говорить о сотрудничестве: для начала они должны сделать первую опытную деталь, которая пройдет наши испытания, и сформировать предложение по цене. Их технология не уникальна, но команда очень сильная и мотивированная на результат. Если сотрудничество сложится, мы можем стать для «Роял-Карбон» индустриальным партнером. Нам самим выгодно, чтобы вокруг нас образовался пояс из адекватных и проверенных поставщиков — небольших технологических компаний.

Первое, что мы можем, — это предоставить тестовую площадку. Это очень важно, потому что авторы смогут доработать свои решения с учетом опыта наших технологов и конструкторов. Второе — мы можем начать закупки. То есть компании, чья продукция пройдет нашу аттестацию, смогут поставлять нам ее напрямую. Третье — мы будем сопровождать эти проекты дальше, чтобы у них появились первые прототипы, — это необходимо, чтобы снять технологические риски. И, конечно, мы будем помогать с вхождением в разные фонды. В том же «Сколково» есть система микрогрантов, которая позволяет довести проект от стадии опытно-конструкторской работы до реализации.

Аркадий Селезневруководитель трека Aerospace, директор по проектам РЦИ StartupSamara

По сути, «Роял-Карбон» — инжиниринговый проект. Команда Андрея Бойцова берет уже известные технологии и материалы — и применяет их в тех отраслях, где они еще никогда не применялись. Но переход от инжиниринга к инновационному производству может произойти в любой момент.

Бойцов — хороший предприниматель. Я легко могу себе представить его действия в ситуации, когда для решения очередной задачи он не найдет на рынке, например, нужных смол: Андрей наймет химиков и займется разработкой новых смол. Тогда инжиниринговый бизнес превратится в инновационный. Андрей — очень работоспособный человек. Я искренне желаю ему и его команде успеха.

Олег Мальсаговпредприниматель, советник по развитию ректора Университета ИТМО, ментор трека Aerospace GenerationS

«Роял-Карбон» уже зарабатывает деньги на полимерных композитах, значит, спрос есть и бизнес-модель рабочая. Это, конечно, не инновационный бизнес, зато ребята построили хорошую инжиниринговую компанию и могут выступать партнером для инновационных разработчиков.

Если говорить о развитии, сейчас Бойцову очень важно закрепиться на рынке, пока на него не зашли крупные игроки, которые маленькую компанию сметут и не заметят. Для этого нужно искать новые мелкие ниши и «голубые океаны». Возможно, имеет смысл делать дорогой, сложный, индивидуальный продукт. Бойцов очень нацелен на работу, это его самый большой плюс. Уверен, у него все получится.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Интересная история, парни молодцы, но для того что бы попасть в авиационную тему нужно иметь аккредитацию, испытательную лабораторию, отдел выходного контроля, включая отдел неразрушающего контроля, и кое где еще и военную приемку. Каждая новая деталь на самолете должна проходить серию стендовых испытаний и на летной лаборатории. При этом технологическая вооруженность предприятия должна быть приемлемой, ну и люди опять же..люди..Глубина рынка отечественного самолетостроения просто смешная, особенно, с учетом того, что мы со всем миром испортили отношения. В Европе мы никому не нужны с нашими композитными технологиями - они обогнали нас на 20-25 лет. По поводу материалов отечественных в авиационных проектах и композитах - не верю. Почти ВСЕ используется импортное, иногда на импортное наклеиваются наши наклейки и материалы становятся в полтора раза дороже, но от этого они не перестают быть импортными. У нас боооольшие проблемы с отечественным высокомодульным волокном и с высокотемпературными связующими. Да и вообще все что, касается работы с углем хуево масштабируется и в массмаркете не нужно - нужно военным и в авиации, а у нас это очень закрытые, маленькие, поделенные рынки. Они просто несопоставимы с рынком США, вот где вся движуха по композитам, но там уже 21 век, а унас 70 - 80 годы 20го. Что стоит сказать хотя бы о технологиях трехмерного плетения.

Люблю автоспорт, поэтому к карбону неравнодушен, думаю, список, где его можно эффективно применять огромен. Только странное название: "Королевский полимерный композит".

0

А я еще забыл - как раз по теме ЦПшечки, для того что бы работать по авиационной тематике еще нужно будет стандартизировать с ними прием/отправку рабочей документации и работу с ней, а для этого необходимо будет купить ПО для работы с ней, на данный момент это NX и FiberSim - посмотрите сколько стоит одна плавающая лицуха. На FS при нынешнем курсе, как раз все 12 миллионов выручки за лицуху и 2 лимона за поддержку в год. Вот такая математика. Вот у меня давно была идея для стартапа - на базе нормальной композитной лаборатории с добрыми инженерами и толковыми программистами написать аналог FS, а то Сименс очень хорошо себя чувствует на этом поле. Вот это идея на миллион $

Пришлите ваши координаты или сами напишите в личку, пожалуйста

0

А разве не на титановые лопатки перешли в двигателях? Не прошлый ли век карбон? У него же применение - корпуса, защитные конструкции, моделизм ?

0

Как раз таки на карбоновые лопатки перешли в двигателях, если мы говорим о лопатке вентилятора. На данный момент это самая прогрессивная технология, внедренная на серийном двигателе P&W лет пять назад. Лопатка горячей части турбины делается из специальных сплавов и тут пока изменений не предвидится. Карбон - не правильный термин - нужно конкретизировать о чем мы говорим. Композиты - это уже настоящие и будущие, изделия из углеродного волокна - это одно. Из углерод-углерода - это другое. Например, тормозные колодки для знаменитых дакаровских Камазов сделаны из него, дабы противостоят гигантским температурным перепадам (все помнят, как он несется по пустыне, а потом не снижая скорости бахается в холодную реку? Традиционные колодки просто лопались от такого перепада - команда теряла массу времени меняя колодку, перебортовывая колесо.) Плюс критически важно снижение подрессорного веса - колодка от этого камаза лежит у меня в ящике стола - весит она грамм 200. Вот так то. У углерод - углерода почти нулевая теплоемкость, у материалов на из углеродного волокна очень очень высокий модуль упругости - это одно из главных ограничений его применения.

Сразу видно, инженер-технолог, со всем согласен!)

0

Надо делать вело запчасти - рамы, вилки , рули, подседельные штыри

Сначала раздули, а потом выручка 12 лямов за год. Да так на авито и в группах вконтакте из дома торгуют.

12 лямов выручки за год вообще не впечатляют
А чистая прибыль то какая ? (и есть ли она вообще(

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Роман
ShareBike

Да, вы очень точно подметили. "Мы студия с ИМЕНЕМ (пусть про нас никто и не слышал), а значит крутые кандидаты должны сами в очередь выстраиваться задешево поработать, но они негодяи и не хотят". Из этого всего делается вывод, что хороших дизайнеров на рынке труда нет.

Не хватало еще письма мотивационные во всякие шаражки слать. Я могу поверить, что есть люди, которые мечтают поработать в Гугле или Фейсбуке, ну Яндексе еще или Касперском каком-нибудь. Но когда вопрос "а почему вы хотите у нас работать?" задает HR в ООО "Рога и Копыта", это вызывает улыбку.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Hoffman

Вы же понимаете, что беженцы и отказ от нефтепродуктов неразрывно связаны?

> А так отличное место для спокойной жизни и старения, с пенсиями там тоже все отлично.

Как и с пенсионным возрастом в 65. И он будет расти, потому что кто-то должен платить за банкет.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Roma Schreibikus
Phrask

знаю, все вместе. Дизайнер интерфейсов, который не умеет проектировать это не дизайнер, а оператор фотошопа. Я понимаю, что есть сложные системы,при разработке которых не обойтись без отдельного проектировщика - но это не тот случай.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Philipp Solomin
OKTÂEDER

Выезд, классика, апартаменты... Все эти фильтры задуманы в каталоге – omoimot.ru/catalog

Каталог – инструмент для более «продвинутых» пользователей, в то время как подборщиком должны иметь возможность воспользоваться все. А даже простой вопрос – хочу ли я мотоцикл или скутер, требуют каких-то познаний о мототехнике, не говоря о «типах» мотоциклов.

Средняя рыночная стоимость скоро появится, вместе с частными объявлениями о продаже техники и архивными моделями в каталоге.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Philipp Solomin
OKTÂEDER

Разумеется, дилеры мототехники будут представлены на сайте и их предложения будут аккумулироваться в карточке мотоцикла.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Показать еще