Лого vc.ru

Чему российские и американские предприниматели могут научиться друг у друга

Чему российские и американские предприниматели могут научиться друг у друга

В редакцию vc.ru пришло письмо от предпринимателя и управляющего Варвары Руссковой, руководившей развитием и продвижением американской CardioWave и российской EMC Medical School. Автор поделилась наблюдениями за молодым поколением предпринимателей в России и США и показала, чему им стоит научиться друг у друга.

Поделиться

Зона комфорта и планирование

Учитывая, что рынок на Родине зависит не только от мировых трендов, но и от множества локальных микроэкономических и политических факторов, долгосрочное планирование бывает затруднительным и отходит на второй, а то и третий план.

Наш человек, наученный российской жизнью, привыкает двигаться быстро и оптимизировать бизнес и продукт на высоких скоростях. От предпринимателей на более стабильных рынках мы можем поучиться:

  • Планировать поток денег заранее, так как подъем инвестиций всегда занимает больше времени, чем ожидаешь (конечно, если у вас еще нет очереди из инвесторов). Если венчурные фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы, вкладывающие личные деньги в проекты на ранних стадиях) почувствуют, что если у вас мало времени или других вариантов, то они смогут диктовать вам свои, как правило, менее оптимальные условия. Редко процесс получения инвестиций длится менее чем 4–6 месяцев даже у опытных серийных предпринимателей. Причины просты: инвесторы хотят получше познакомиться с основателями и компанией, посмотреть, насколько слаженно работает команда, как добиваются обещанных результатов, что про них думают клиенты.

Российский человек — во многом идеальный предприниматель на начальном этапе компании (early stage entrepreneur): он может совершить чудеса в короткие сроки. Именно это и нужно при запуске — быстро построить первую версию продукта и проверить бизнес-модель.

Срочность проектов и ценность времени

В моей российской практике запуска проектов была особенная черта — срочность всех на свете задач, когда коллеги на каждое второе письмо ставили пометку ASAP (сокращенно — «как можно скорее»).

Было постоянное ощущение, что ты ничего не успеваешь, и ситуация выходит из-под контроля. Казалось бы, опыт работы в таком аврале может помочь в непредсказуемом мире предпринимательства — ан нет.

За скопом срочных задач можно с легкостью потерять незамеченные или несрочные письма и упустить важные изменения и стратегические решения. Это выливается в ощущение бесконечной занятости и невозможности эффективно управлять временем. Было бы здорово перенять западные практики управления временем (time management), а также звонками и встречами:

  • Встречи начинаются обычно вовремя (нет ни в московском понимании пробок, ни соответственно веской причины опоздать). Очень редки затяжные звонки — ощущая, что встреча может затянуться, вам сообщат, что у собеседника следующий звонок через 10 минут, и предложат оставшиеся вопросы обсудить по почте.
  • Никогда раньше я не удивлялась таким скорым ответам на электронную почту, как в США, не зря у них практикуется эффективный подход к управлению почтой (inbox zero). Почти всегда ответ приходит в тот же день, обычно в течение нескольких часов или даже в течение часа.

Несомненно, такая скорость реакции приводит к быстрому запуску проектов в работу. И если мы отлично справляемся с поиском решения, то, наладив коммуникацию, сможем обогнать всех и вся.

Популярная кофейня Blue Bottle, совмещённая с коворкингом HanaHaus в центре Пало-Альто

Мыслить в духе win-win

Иначе говоря, связи — наше всё. Помню, мой русский друг-предприниматель, начав работать в США, не понимал, как так можно просто представить полезных друг другу людей, если ему за это ничего не будет. Представление даже малознакомых людей там в порядке нормы, что редко встречается в России.

У нас для того, чтобы добраться до нужного человека, необходимо приложить гораздо больше усилий, а услышать из первых уст действительно большие истории из бизнеса — это вообще редкая возможность.

На самом деле, связи и нетворкинг — это большая «суперсила», которой нам всем надо бы поучиться. Ведь иногда одного разговора с человеком, прошедшим подобные этапы развития компании или запустившим похожий продукт, бывает достаточно, чтобы изменить траекторию бизнеса к лучшему.

  • К примеру, инвестиции поднимаются буквально только через личное представление (introductions), наилучший способ — быть рекомендованным предпринимателем, в которого этот инвестор уже успешно вложил деньги. И хотя у каждого инвестиционного фонда есть общий почтовый ящик (куда можно запросто отправить презентацию), никто, включая старожилов, не помнит, когда в последний раз таким путем было получено финансирование.
  • Важно понимать, что качество связи тоже влияет на вероятность помощи, единичная встреча и обмен карточками вряд ли даст возможность узнать собеседника и быть ему полезным. Именно поэтому культура встреч за чашечкой кофе (casual coffee) или общих обедов была бы замечательна и у нас в стране.

На западе у людей, возможно, больше связей, зато российские предприниматели умеют отлично их развивать. Если мы начнем охотнее делиться своим опытом, я уверена, успешных стартапов станет еще больше.

Советники и менторы

Этой части в нашей культуре почти нет, или она встречается настолько эпизодично, что я о ней, к сожалению, не слышала.

В Америке понятие ментора и советника (adviser) настолько привычно, что будет даже странно, если в вашем стартапе нет «мамонтов» бизнеса, консультирующих на встречах совета директоров или просто неформально за чашечкой кофе.

Наличие хорошего советника не только сэкономит ваше время при создании и развитии стартапа, но и добавит весу компании с точки зрения инвестиций. Ведь если за вашей компанией стоят имена известных и успешных людей из этого сектора, значит, вы знаете, что делаете, и в вас стоит инвестировать.

  • Не обязательно следовать рекомендациям советников компании (advisory board), но всегда следует их спросить. У каждого будут свои предложения, которые когда-то срабатывали в их области. Знать возможные варианты решения необходимо, ведь зачастую они оказываются самые неочевидные.
  • Например, один мой друг-серийный предприниматель решал, как ему общаться с лидером рынка, который заинтересовался его компанией. Если быть очень скрытным, то сложно построить доверительные отношения, если рассказать все, то появляется большой риск, что технологию скопируют. После общения с советником, он подписал с компанией соглашение о взаимном неразглашении информации (mutual NDA), и рассказал подробности технологии в деталях, документально подтвердив этот факт отправкой презентации. Тем самым он предотвратил возможность копирования своей технологии и в результате через месяц его компания была куплена этой организацией.

В моей практике был советник и профессор из Гарварда, получивший Нобелевскую премию мира и запустивший серьезную медицинскую компанию InfraredEx, и успешный кардиолог, возглавляющий отделение московской клиники. Советы каждого из них были очень полезны, и в ретроспективе сэкономили мне много времени, а помощь открывала новые двери.

Вознаграждение и рост компании

В США стартапы и большие организации дают свои акции ключевым сотрудникам по мере достижения определенных целей и метрик. Множество компаний выросли благодаря этому инструменту — постепенно выдаваемым акциям (vesting). Это особенно важно в начале пути, когда денег на зарплаты немного, но есть потенциал большого роста.

Многие юридические конторы готовы работать с перспективной компанией не за фиксированную сумму, а за небольшой процент акций. Для них это риск, ведь стартап может провалиться, и с меньшей вероятностью стать следующим Facebook. К сожалению, в России пока нет таких практик, и у многих предпринимателей существует чувство собственничества и нежелание делить компанию. Хотя, именно этот инструмент может помочь привлечь талантливых людей в команду, и перевести бизнес на качественно новый уровень.

  • Мой знакомый рассказывал, как они запускали компанию 10 лет назад и на самой первой стадии стартапа, когда используются личные средства основателей (bootstrapping), была возможность выдавать исключительно процент акций, а не платить зарплату или покрывать стоимость услуг юристов или бухгалтеров. Если бы не этот инструмент, то не было бы возможности сделать быстрый и незатратный прототип и итерацию продукта, ведь все были «голодны» и замотивированы.
  • Это отличная возможность понять мотивацию работника: хочет ли он получать исключительно зарплату и не быть связанным с компанией, или он готов взять на себя риск и чувствовать себя совладельцем компании. Именно благодаря такому рискованному инструменту многие первые работники успешных стартапов становились миллионерами.

Наличие такого инструмента в вашем стартапе будет дополнительным бонусом для найма талантливых сотрудников, как в России, так и на Западе.

Резюмируя, хочется добавить, что у русских есть необходимая база для успеха:

  • у нас отличная техническая подготовка и образование, недаром российские ИТ-специалисты являются желанными работниками в Европе и США;
  • мы можем из минимальных составляющих сделать продукт;
  • мы умеем работать над главной задачей и обернуться в кратчайшие сроки;
  • мы выживаем на энтузиазме и с минимальными инвестициями.

Если добавить открытость, желание делиться опытом, навыки менеджмента, исполнения (execution) и продаж, то добиться успеха мы сможем на любом рынке.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Российские предприниматели могут научиться у американских разговаривать по английски

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Роман Шишкин

Здравствуйте, я в Черногории живу пятый год. Каждый год приезжает все больше знакомых и друзей, так что суть сервиса лично для меня предельно ясна. Потенциал есть.

Вопросы - рассматриваете рынок только англоязычный судя по неймингу и отсутствию локализаций? Планы по локализации есть?

Как вы запускаетесь в новых странах, через партнеров или представителей?

Если интересует партнерство в Черногории или на балканах - напишите.

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Николай Датский
Progressium Service

Лекцию на первые страницы школьных учебников. Намного полезнее прочитать только ее, чем целый учебник, например, биологии, который забудется за месяц.

«Я считаю печальным тот факт, что "Википедию" считают историей про технологии»
0
Aleksey Zvyagintsev

Да и еще...

В Москве зарегистрировано всего 7 человек!!!
В Нью-Йорке 2... В Вашингтоне 1... :)

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Aleksey Zvyagintsev

50 стран. Сервису несколько лет. Трафик = 0

Как такое возможно?

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Михаил Тевс

наверное, и для Нобелевской не дорос. Человеком мира или лауреатами мира обычно становятся за очень важный для человечества вклад в области личных финансов или личной власти...

«Я считаю печальным тот факт, что "Википедию" считают историей про технологии»
0
Показать еще