Лого vc.ru

«Киберспорт — будущее игровой монетизации»: Основатель NoobStars о том, какая модель может заменить free-to-play в ближайшем будущем

«Киберспорт — будущее игровой монетизации»: Основатель NoobStars о том, какая модель может заменить free-to-play в ближайшем будущем

Основатель игрового сервиса NoobStars Сергей Сафронов написал для vc.ru колонку о том, как киберспорт может помочь монетизировать разработку игр, повысить LTV пользователя и что ждёт игровую индустрию в эпоху виртуальной реальности.

Поделиться

После прочтения статьи Алексея Мигитко из игровой студии Datcroft Games я решил поделиться своим видением ситуации в индустрии. Согласен, что «игроки понимают, когда из них хотят вытащить всё до копейки» и разработчикам надо двигаться дальше, осваивая новые модели монетизации и добавляя тем самым «новые уровни» в свои игры.

Киберспорт

Тем, кто следит за игровым сообществом и трендами в нём, известно, что киберспорт с каждым годом становится лишь популярнее среди компьютерных геймеров.

Свидетельством тому являются международные турниры с призовыми фондами в миллионы долларов, которые уже с уверенностью обходят традиционные виды спорта, огромные гонорары профессиональных геймеров, сравнимые с гонорарами звёзд футбола или NBA, активно появляющиеся киберспортивные онлайн-арены, позволяющие пользователям создавать свои турниры и управлять ими в таких играх, как League of Legends, и стартапы типа Kickback, на площадках которых даже любители таких игр, как Minecraft (лично я предполагал, что в неё играют только дети), могут соревноваться на реальные деньги в режиме онлайн.

Как это влияет на разработчиков игр и при чём тут LTV

Для пользователя интереснее всего соревновательная часть любой игры, будь то футбол, шахматы или Counter Strike. Причём именно та часть, которая позволяет соревноваться с себе подобными, а не просто с очередным встроенным в игру ботом. Вспомните свой первый сетевой deathmatch в Quake или подобной игре. Это было круто и незабываемо. И это заложено в природу человека. Мы, люди, соревнуемся везде и практически во всём.

В истории игр LTV (lifetime value, или, другими словами, CLV — customer lifetime value) пользователя увеличился с добавлением функции игры по сети. Следующий этап эволюции — матчи и турниры на реальные деньги.

Почему увеличивается LTV пользователей игр? Ранее игроки, заметно развившие свой игровой навык в одной конкретной игре, скучали, раскидывая нубов по углам карт, просто набирая игровые очки, а затем и вовсе покидали игру и удаляли её с компьютера. Сегодня геймеры уже имеют возможность использовать накопленный опыт, чтобы зарабатывать на нём, оставаясь при этом в самой игре и не покидая её, так как у них уже есть дополнительная мотивация.

Во-вторых, появляется новая модель монетизации для самих разработчиков и дополнительный стимул для создания соревновательных MMOG (massively multiplayer online games) площадок.

Где тут монетизация, спросите вы. В партнёрстве с подобными онлайн-аренами. Схема следующая: разработчик предоставляет необходимые инструменты (API) и техподдержку, получая взамен процент или фиксированную комиссию за каждый матч или турнир, проведённый на своём сервере. Сейчас пользователи играют бесплатно, сжигая ресурсы арен. И для владельцев арен, и для владельцев игр работает принцип win-win.

Не проще ли самому разработчику встроить эту функцию в игру

Нет. Помимо дополнительной нагрузки в виде затрат на маркетинг появляется юридическая сторона вопроса. Легально ли это? Если да, то в каких странах и как регулируется законодательно этот процесс?

К примеру, в США, где мы и зарегистрировали свою компанию и даже питчили местных инвесторов (свои рекомендации и видеоблог на эту тему я публиковал ранее), есть чёткое разделение по типу игр на game of chance и game of skill.

Владеющие английским языком читатели, думаю, сразу поняли разницу, для остальных поясню простыми словами, не углубляясь в юридическую составляющую: game of chance — игры, на результат которых влияет шанс. То есть рулетка, карточные игры, в том числе и покер, относятся к категории азартных игр (во французском языке 'jeu de hasard' буквально означает «игра случая»). Кстати, владельцы крупных покерных порталов давно пытаются изменить свой статус в США, и пока безуспешно.

Но вернёмся к нашей теме: game of skill — игры, на результат которых влияет навык игрока, ментальный либо физический.

Какова сегодня ситуация в России

У нас, как всегда, всё не так просто и однозначно. С одной стороны, данная деятельность попадает под понятие азартных игр, что имеет неправильную формулировку для нашего случая, с другой стороны, есть законодательное регулирование и специально выделенные игорные зоны.

Ситуацию можно изменить введением дополнительного определения, как это уже сделано в США, Индии и многих странах Азии, а также включением киберспорта во Всероссийский реестр видов спорта, из которого он был исключён в 2006 году.

Для этого, кстати, нужно, чтобы он соответствовал всего нескольким критериям: развитость более чем в половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения. И тогда киберспортсмены будут приравнены к спортсменам традиционных видов спорта, у разработчиков появится новый и вполне легальный инструмент монетизации игр, а государственный бюджет получит дополнительный канал для сбора налогов. И все вроде как в плюсе.

Будущее, VR и новый рынок

Тут я поддерживаю мнения игроков индустрии, упомянутое в предыдущей статье.

Виртуальная реальность, для которой сегодня на рынке уже достаточное количество гаджетов, несомненно, поспособствует развитию киберспорта, и очень серьёзно. Игрок уже не будет ограничен двумя манипуляторами — клавиатурой и мышью. На совершенно новом уровне, приближенном к реальному миру, будут использоваться органы чувств: с помощью слуха можно будет без визуального контакта определять дальность объекта и его приблизительное местоположение относительно игрока.

Кроме того, нужно будет ещё и быстро крутить головой из стороны в сторону. Так что, геймеры, развивайте мышцы шеи. Турниры и матчи с каждым годом будут всё зрелищнее и ближе к реальности.

Разработчики, сегодня включающиеся в гонку создания игр для VR, повторят судьбу успеха первопроходцев рынка мобильных приложений для платформ App Store и Play Store.

Причём это касается именно небольших команд, так как гиганты типа Ubisoft готовы включиться в эту гонку, как только количество проданных комплектов превысит миллион. А это значит, что у российских студий есть все шансы занять своё место на этом развивающемся и многообещающем рынке.

Желаю удачи нашим разработчикам и киберспортсменам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Уже существует куча ресурсов, где желание играть на деньги монетизируется изо всех сил. И они создаются без издателей, так как у них с монетизацией все ок (Valve, Riot, Wargaming) и такой подход испортит существующую модель.
Не забывайте и про букмекеров, которые все чаще принимают ставки на киберспортивные события.

P.S. VR не взлетит.

0

Радует когда в статье есть пояснения типа LTV. Сначала хотел сказать что автор мудень, но ниже он все таки дал пояснения, молодец. А кто так не делает - мудень.

Оу, спасибо. Возьму на заметку.

0

Очень интересная тема затронута в этой статье. В принципе, вышеописанный способ монетизации уже вовсю применяется в Daily Fantasy Sports (DFS) - возможно, самой быстроразвивающейся индустрии в мире. Такие компании как DraftKings и FanDuel имеют рекламные контракты с ведущими спортивными лигами Америки (НБА, НФЛ, НХЛ, МЛБ), а также рекламируются на национальном телевидении. Кстати, в скором времени они начнут проводить игры и по Daily Fantasy eSports (дэйли фэнтези киберспорт). На мой взгляд, это один из самых удачных способов монетизации многомиллионной зрительской аудитории киберспортивных турниров.

Но я не думаю, что такой способ монетизации обретет массовость. Потому что с точки зрения законодательства все действительно очень сложно.

В США и Канаде дэйли фэнтези спорт обрел невероятную популярность и имеет легальный статус. Но как долго это продлится - неизвестно. Ведь, по сути, UIGEA (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act) разрешает традиционные сезонные фэнтези спорт турниры на деньги, а это не совсем то же самое, что и DFS. К тому же там есть ряд ограничений по условиям проведения турниров на деньги.

В России же и вправду все неоднозначно. И киберспорт, и DFS являются играми мастерства, но у нас часто действуют по принципу "В любой непонятной ситуации - запрещай". Игры на деньги госудраство может отнести в разряд азартных игр, а они у нас запрещены. Стоит ли в такой ситуации рисковать и начинать подобную деятельность в России? - большой вопрос.

В других странах ситуация поинтереснее. Многие из них выдают лицензии на проведение азартных игр онлайн. В некоторых случаях это может иметь смысл. Ведь выхлоп от проведения игр на деньги может быть огромным, и принести гораздо больше денег, чем стандартные методы монетизации.

0

Расскажите, откуда там столько бабла? Игроки скидываются или спонсоры?

0

В основном игроки. В доте игроки покупают компендиумы. В лоле скины на персонажей. В WoT премиум танки. В КС:Го тоже самое что и в доте) По большому счёту весь киберспорт держат игроки. Поэтому разработчики и пыхтят, что бы доставить игрокам удовольствие, в следствие чего те будут заносить им бабло)
Возьмите например университетские гильдии в лоле. Каждый месяц компания бесплатно рассылает кучу всякой мелочи игрокам(флешки, кружки, футболки). Затраты относительно прибыли минимальные, но профит идет колоссальный. Они угодили игрокам, игроки любят такое отношение, и они охотнее покупают внутриигровые предметы.
Ну в общем как то так.

Если коротко, то в Dota2 Valve продавали книжечку, где можно было делать предикшны, получать какие-то шмотки, etc. 25% от продаж клали в призовой фонд. Получилось 18кк :)

0

Насчет Kickback и подобных сервисов меня терзают смутные сомнения. Участники площадки очень быстро поймут, что срывать джекпоты будут в основном только задроты, а остальные вольют пару матчей и больше не станут там появляться.

0

Soccer Stars (Miniclip) прекрасно объединяет в себе обе модели. Будущее - именно за такими гибридными моделями.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Лимонов

потому что ресторан не означает "дорого, бохато", как привыкли в РФ. Это всего лишь пункт общественного питания. Да, есть элитные рестораны, а есть в формате закусочных. Мир не кончается там, где ваши представления о нём не совпадают с реальностью.

«Будьте нашим гостем»: кому McDonald's даёт право бесплатно есть в своих ресторанах
0
Владимир Тихомиров

Похоже, пора на собеседовании в Яндекс спрашивать, в самом конце: вилкой в глаз или в жопу раз? И оценивать креативность процесса поиска правильного ответа... Будем перенимать международный опыт с адаптацией под наши условия, так сказать

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Александр Васильев

Тогда и накопления пойдут больше и быстрее - мы же одинаковые условия считаем, если при ипотеке зп выросла, то берем что и при вкладе зп растет. Разница безусловно будет, но не на порядок.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Не собираюсь оправдывать ролик сбера, но если вы про вот это видео с футболистом youtu.be/VGEfNcvntno, то оно ничем не лучше, тк там блин оператор(ы) по полю бегают, сверху съемка ведется и рядом с полем люди явно не на телефон снимают. Всем участникам было понятно, что это какой-то прикол. Была бы скрытая съемка — без вопросов.

Так можно и в сбере снять реального инвалида, но с кучей операторов, камер и режиссером рядом, понятное дело, его будут обслуживать максимально хорошо.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Я может не понимаю, но в чем большая разница между "в имитирующем инвалида костюме" и "под видом инвалида"?

Не вижу "небо и земля" на скриншоте. У всех одинаково желтушные заголовки.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Показать еще