Лого vc.ru

Московский стартап планирует поставить Европу на свои самокаты

Московский стартап планирует поставить Европу на свои самокаты

Сегодня в рубрике «Офлайн» — проект призера GenerationS-2015 Василия Быкова, который создает сеть проката самокатов в Москве, Петербурге, Казани, Берлине, Париже и Брюсселе.

Материал подготовлен совместно с РВК и GenerationS.

Поделиться

«Правила дорожного движения говорят, что человек на самокате — это пешеход. Ты двигаешься, отталкиваясь от земли. Находишься на одном уровне с пешеходами. И тебе не требуется дополнительная инфраструктура — например, велодорожки. Велосипед или сегвей — это уже нагрузка на город, которая приводит к тому, что даже пешеходы стоят в пробках. И ладно Москва, ты представь Пекин или Гонконг», — московский предприниматель Василий Быков уверен, что его автоматическая сеть проката самокатов Samocat Sharing System решит проблему «последней мили» в городах и разгрузит пробки.

Быков придумал Samocat Sharing пару лет назад, когда учился в брюссельской бизнес-школе Vlerick. Тогда у системы не была реально действующих конкурентов — только пара «бумажных» проектов в Австралии и Сингапуре, о которых он узнал позже, но они так и остались нереализованными. Быков тоже положил идею на полку и вернулся к ней только в 2015 году. Летом на руках у команды были только 3D-рендеры и общее представление о том, как все будет работать. Сейчас у них уже есть прототипы станций, облачный сервис и первые договоренности о поставках.

«Оказалось, в мире мы уже не одни. Осенью анонсировали сходные системы в Нью-Йорке, Сингапуре и Швейцарии. Гонка началась, и мы планируем в ней выиграть. Пока такого нигде нет, но в ближайшее время мировой рынок микротранспорта взорвется», — считает Быков. В течение года он планирует разместить свои станции в Москве, Петербурге, Казани, Берлине, Париже и Брюсселе.

В системе городского транспорта есть огромный пробел — недостаток так называемого транспорта «последней мили», обеспечивающий расстояния от 500 метров до 2 километров. Это, например, путь от дома до метро или от метро до офиса, который приходится преодолевать пешком. Из-за этого люди предпочитают садиться в свой автомобиль и ехать «от двери до двери» — и в результате на улицах много машин и мы стоим в бесконечных пробках. Именно нишу «последней мили» разработчики и планируют занять, предложив транспортной инфраструктуре мегаполисов последнее недостающее звено.

Быков разработал бизнес-план проекта и собрал команду из немецких инженеров, французских дизайнеров и российских программистов. Летом он вернулся из Брюсселя и принялся за работу. Прототип собирали на площадке акселератора «Сталь» на ВДНХ: дизайн из Франции, шасси из Китая, электроника и облако — из МГУ. Серийная сборка будет проходить на заводе в Калининграде. Василий с партнерами уже вложили в проект личные деньги — €100 тысяч.

«В нашей команде есть специалисты из разных областей и стран. Ребята, которые сделали наше решение с самокатами, "в мирной жизни" отправляют спутники в космос. Именно они сделали все это надежным, а сейчас работают над тем, чтобы сделать финальное решение безошибочным», — рассказывает Быков. Первые пункты проката самокатов будут расположены в московских микрорайонах, парках, возле крупных торговых центров. Быков рассчитывает, что уже на старте услугой будут пользоваться не меньше тысячи человек в день.

«У нас будут низкие цены, так как в цепочке оказания услуг нет посредников или продавцов за прилавком, к тому же мы избавились от дорогих тачскринов, считывателей карт или купюроприемников в автоматах. Весь процесс аренды будет происходить в облачном сервисе, через смартфон клиента. У автоматов есть огромное конкурентное преимущество — они могут стоять там, где удобно посетителям, и работать 24 часа в сутки без перерывов на обед, даже там, где ларек с человеком за прилавком никогда не будет рентабельным.

Пилотная система заработает этой весной. Благодаря участию в GenerationS о нас узнали многие и мы получили более 50 предзаказов на развертывание партнерских сетей из 10 стран. Пока планируется, что абонемент на месяц будет стоить не более 500 рублей», — уточняет Быков.

Предполагается, что проект будет развиваться по франшизе и любой предприниматель в любом городе сможет купить пункт выдачи самокатов. В комплекте он получит станцию с самокатами, процессинг, личный кабинет для ведения бизнеса, консалтинг и сервисную поддержку. Сейчас разработаны четыре модели станций, которые крепятся возле столбов или у остановок общественного транспорта. Есть модель, работающая от солнечной батареи. Риск вандализма команда учла сразу: возможные расходы должна покрыть страховка.

«Почему тренд на микротранспортные средства возник сейчас, а не пять лет назад? Потому что не было батарей, мотор-колес, материалов, облачных технологий и технологий интернета вещей, существенно удешевляющих всю конструкцию. И самокаты не воспринимались как транспорт для взрослых людей. Сейчас неэлектрический самокат стоит $100, электрический — $500. Это тебе не сигвеи по $10 тысяч за штуку», — добавляет Быков.

Он искренне уверен, что наступила самокатная эпоха и скоро весь город будет ездить на его колесах: «Мы даже разработали схему для всей Москвы. С инвестициями в два миллиарда рублей наши стойки будут на каждом доме и офисном центре. Два миллиарда — это одна развязка на МКАД: сначала думаешь, что это космические деньги, а потом понимаешь, что в год строятся десятки таких развязок».

При этом на городские деньги команда ориентируется в меньшей степени. «Это другая бизнес-модель, — подчеркивает Быков. — Не велошеринг, где город покупает, монтирует и обслуживает станции. У нас партнерство города и бизнеса. Город может поставить широкую сеть проката возле основных транспортных магистралей, станций метро, на вокзалах и создать "сердце" сети. Сама же сеть будет расти и развиваться органически — за счет франчайзинговой схемы, краудбизнеса».

По предварительным расчетам, стойка на 15 самокатов обойдется в 200 тысяч рублей, на 5 самокатов — в 100 тысяч. Такие станции могут ставить, например, владельцы кафе, чтобы гость доезжал от метро прямо до двери заведения и обратно. «Это несравнимо со стоимостью станций по прокату велосипедов: одна такая станция в Москве стоит более миллиона рублей. Получается, что малый бизнес сможет участвовать в развитии городской инфраструктуры и решении общих проблем. Это огромный прорыв в масштабах любого крупного города. Эту концепцию мы будем тестировать в 2016 году», — рассказывает Быков.

В декабре команда Samocat Sharing System взяла второе место и гран-при акселератора GenerationS-2015 и получила 1,211 миллиона призовых рублей. Быков рассказывает, что победа далась непросто, но это того стоило: «GenerationS стал для нас именно акселератором: нам приходилось постоянно быть в тонусе и двигаться очень быстро. У нас были серьезные конкуренты, и это мотивировало нас шевелиться. Вначале нас никто не понимал: что за инновация, какие еще самокаты. Так что нам приходилось биться, доказывать — до последнего дня. И это помогло обойти многих. Венчурного финансирования мы пока не нашли, но есть интерес от очень крупных заказчиков: все ждут нашего старта, чтобы начать закупать станции».

Комментарии экспертов

Гульнара Биккуловачлен правления, директор департамента инновационных рынков РВК, курирующий директор GenerationS

Несмотря на кажущуюся простоту идеи проекта, Samocat Sharing System учитывает несколько потребительских трендов, которые активно развиваются в мире. Во-первых, это sharing economy: потребители все чаще предпочитают аренду за адекватные деньги единоличному обладанию. Второе — персонализация: потребители выбирают те решения, которые максимально удобны именно им. Поэтому для многих наличие персонального мобильного транспортного устройства будет хорошей альтернативой все более перегруженному городскому транспорту.

Например, для Москвы с ее радиальной системой транспортных магистралей использование электросамокатов позволит сэкономить время за счет выстраивания более удобных маршрутов. Кроме того, учитывая любовь россиян к гаджетам и всему новому, есть все шансы, что электросамокаты станут частью моды и определенного стиля жизни.

Я думаю, что у проекта есть потенциал «взлететь», но на текущем этапе важно отработать основные гипотезы по рынкам. Будет ли это продукт, связанный с оснащением целых городов, или более локальные системы мобильного транспорта для крупных территорий (парки, промышленные зоны, университеты и прочее)? Или ребята смогут подхватить тренд на развитие отечественного туризма и вместе с российскими операторами сделать более бюджетную альтернативу сегвей-турам?

Я знаю, что идей по развитию у команды проекта очень много, — сейчас важно сконцентрироваться и сделать первые пилотные проекты. Вижу, с какой энергией, креативом, нацеленностью на результат делается этот проект, поэтому верю, что все это многократно окупится.

Гайк Асриянбизнес-тренер, специализирующийся на коммерциализации технологий и НИР, партнер консалтинговой компании LOGA Group, ментор трека SmartCity GenerationS

Проект Samocat Sharing System может существенно преобразить качество жизни в микрорайонах, а отдых в парковых зонах и туристически привлекательных зонах сделать более комфортным и интересным. Москва может стать одним из первых городов мира, который предоставит своим жителям и гостям столицы новое качество жизни и досуга. Жители сразу ощутят положительный импульс от этой инфраструктурной инновации.

Помимо базовых преимуществ, о которых говорит сама команда, каждый самокат, электросамокат и самокатный хаб имеют дополнительные рекламные площади, качественное управление которыми может существенно повлиять на монетизацию проекта и ускорить его масштабирование. Ребята уже сейчас могут продавать фьючерсы на рекламные площади. Сами самокатные хабы в будущем могут быть дооснащены дополнительными устройствами — начиная от экстренной кнопки вызова и канала срочной связи, экосенсорами и камерами мониторинга, и заканчивая некоторыми вендинговыми устройствами и приборами громкой связи для оперативного оповещения.

Команда проекта состоит из опытных предпринимателей, они прошли школу GenerationS — акселерационную программу РВК и оператора трека SmartCity консалтинговой компании LOGA Group. У крупных застройщиков микрорайонов и у города Москвы есть живой интерес к проекту. Надеюсь, компания покажет, что в России можно очень успешно развивать такие общественно полезные коммерческие проекты.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Проблема последней мили" - смешно! игрушки все это не более. Человек должен ходить пешком - уберет это - начнутся проблемы со сдоровьем

Это равносильно раздаче тапочек. Инфраструктура там где есть спрос, уже есть для великов. Никто по пешим на самокатах гонять не будет.

0

Сравнивать можно только с проектом аренды велосипедов у нас, кто бы только знал какие там результаты? Интуиция подсказывает что в велосипедах окупаеомсти нет, но могу ошибаться. Самокаты будут на порядок менее популярны чем велосипеды, это видно по статистике популярности продаж самих средств.

Но вот стремление преобразить город, сделать передвижение лучше и интереснее, это молодцы, под такое можно и нужно выделять инвестиции, а вдруг взлетит. Так что удачи.

Велосипеды покупают покататься в первую очередь, то есть для развлечения/спорта. Здесь же люди пытаются решить исключительно транспортную проблему, так что сравнение некорректное.

Не соглашусь, очень многие используют велосипед, как транспорт. Конечно, в теплое время года.

Кто же спорит. Гигантское количество людей так и делает, но я же подразумевал долю таких покупок в России. Думаю только 30-40% как транспорт берут. Остальное спорт и покататься.

0

Решитьтранспортную проблему самокатами. Звучит убого.Я бы заметил что вся европа давно решила данную проблему с помощью велосипедов как раз и развитой инфраструктуры.

0

В Питере продается один из крупнейших велопрокатов, скорее всего из за недостаточной прибыльности или вообще её отсутствия.
Сегвеи в Питере работают уже несколько лет, экскурсии и прокат в людных местах,вполне прибыльный бизнес.
Велотакси за счёт продажи рекламы прибыльны.
Самокаты за первый год возможно будут пользоваться спросом,но только как новинка, не думаю что много постоянных клиентов соберут.
Но последить интересно будет...а вдруг

0

Все замечательно, но как быть зимой например?
Т.е. это сезонный бизнес?

0

Да, в северных широтах скорее всего сезонный. В Осло шэринг велосипедов работает где-то с середины апреля до середины октября, например.

0

Электросамокат по сравнению с городским велосипедом - как айфон и нокиа3310. Самокаты всех уделают. Вы попробуйте и поймете, что я имею в виду

сравнивайте тогда электросамокат и электробайк. Это уместнее.)

Может дело и будет жить, но успеха пока не предвижу. Дело просто в том, что самокат или велосипед с велостанции- штука такая несолидная, нефановая и во многом ненужная.

0

Делали такой проект (технологический - не бизнесовый) в финале PayPal BattleHack 2015. Лепили к самокату биконы, к точке сброса биконы и получался такой no-friction шаринг: взял из кучи самокат, приехал, бросил в другую кучу и пошел куда надо.

Вон тиммейт стоит с моим любимым Xootr.

P.S. Ребята вы крутые, я ваш клиент навсегда.

А мне нравится идея, только вот проблема то все же остается-маршрутки, это я про отказ от личного транспорта

может быть это было бы и актуально, но в Красноярске думаю не скоро будет.

и аватар это фото с картины или есть такой сервис ?:)

Если я еду на самокате от пункта проката к другому, то где же решение проблемы последней мили, если я все равно потом иду пешком?

Если каждый сможет взять самокат с собой на работу, а потом на нем же поехать до ближайшего метро/автобусной остановки, бросить его там, а потом вернуться на следующий день и снова взять самокат на весь день - это круто. Причем самокат может быть как свой, так и прокатный.

Но тогда стартап превращается в компактную охраняемую стоянку самокатов. Это, наверно, не так круто звучит и выглядит, но зато выглядит, на мой взгляд, куда жизнеспособнее.

P.S. На заводах и складах люди бы с радостью воспользовались данной станцией.

Хорошо, что не турники

0

Василий красава, если в Калининграде еще никого не нашел, я готов поучаствовать!

0

Очень классно, жалко, что сезонно.
Мне кажется, может получиться вполне неплохо.

0

Да да. главное энергично в красках представить бизнес идею, для того чтобы эффективнее в будущем продать франшизу.

Готов купить абонемент на сезон. Говорю как владелец самоката, нжегодных абонементов на прокат велосипедов и личного маунтинбайка для прогулок.

0

Реально самокат, для Москвы удобней велосипеда - если ты не фанат долгих поездок рядом с загазованной трассой. В комбинации с метро - жутко удобно и единственное, что мешает мне ощутить себя королем это зоны покрытые плиткой и зима. Но летом - все отлично и надеюсь больше людей оценит прелести самокатов.

в разы удобнее быстрее и лучше самокат чем велосипед в Москве, посмотрите как молодежь рысачит на них везде и даже в метро. главное не врезаться. а за городом и в неМоскве там велосипед конечно рулит, это не вопрос.

0

Еще такой момент. От краж и порчи они будут застрахованы, боюсь что по истечению времени ни одна страховая не будет страховать или цена страховки будет очень высокой.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Танюшка Краснова

Кто такой Тим?

Tele2 выпустила рекламу в стиле презентации Apple и с намеком на Стива Джобса
0
Mike Kosulin

Год назад вроде бы в Ленде терминалы были с рецептами на входе. Или это о них и речь?

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
0
Yuriy Belonozhkin

Аналогично, нигде не видал. Хотя нет - видал на MDK. Видимо, туда надо ходить "через не хочу", дабы держать нос по ветру современных течений молодежи.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Roma Schreibikus
Phrask

С дизайн-конторами в России вообще интересная тема -
студии с именем, с офисом в лофте с белыми стенам и велопарковой предпочтают приличную часть зарплаты платить именем, лофтом и велопарковкой.
Поэтому, ребята, не будьте хипстерами, это гораздо выгоднее.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

начинающему скорее всего на 40000 стоит расчитывать.
Дизайнеров сейчас жопой жуй, так что если есть возможность, то лучше не начинайте.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
1
Показать еще