Лого vc.ru

Зачем «Яндекс» борется с SEO-ссылками — мнение директора по продукту Wizard.Sape

Зачем «Яндекс» борется с SEO-ссылками  — мнение директора по продукту Wizard.Sape

Генеральный директор рекламной компании K50 Георгий Терновский обсудил с руководителем системы продвижения сайтов Wizard.Sape Антоном Шаманаевым последствия появления нового алгоритма «Яндекса», который, по заявлению представителей поисковика, должен опустить в выдаче сайты, которые используют SEO-ссылки для продвижения.

Терновский спросил у Шаманаева о стратегии «Яндекса», эффективности ссылок и будущем SEO-сферы после 15 мая, когда «Минусинск» будет введён в строй.

Поделиться

Георгий Терновский

Разговоры о том, стоит покупать ссылки или нет, порядком надоели. Я ещё год назад решил, что не стоит, но на сайтах, где я могу принимать какие-то решения, продолжали закупать ссылочную массу.

Во-первых, не хотели рисковать, так как позиции хорошие. Во-вторых, мои коллеги продолжали уверять, что ссылки должны быть. Одним из самых авторитетных людей, у которых я тогда уточнял, что нужно делать, был Антон Шаманаев, руководитель Wizard.SAPE. Вместе с ним мы решили написать эту статью, приуроченную ко дню «икс» — 15 мая, когда должны начаться санкции со стороны «Яндекса».

Антон Шаманаев

Георгий Терновский: В этом году «Яндекс» не только говорит, что не надо покупать ссылки, но и что закупщиков будут пессимизировать. Вроде как предельно точный посыл. Ссылки надо отключать, да, Антон?

Антон Шаманаев: Смотри, я всегда был против резких движений со ссылочной массой. На моей практике это заканчивалось, как правило, плохо. Ведь в алгоритме, кроме широко раскрученных фильтров, есть и другие факторы, отслеживающие саму динамику ссылочной массы.

А что касается того, нужно ли снимать ссылки — нынешнее «отключение ссылок» далеко не первое. Отключать ссылки каждую весну уже стало традицией. Правда, с каждым годом из этого делается все более громкий инфоповод, что немного затуманивает разум.

Надо понимать, что сейчас, в преддверии «Минусинска», не идет речи о фундаментальном изменении алгоритма ранжирования. Идет речь о добавлении нового наказания (фильтра) за SEO-ссылки. В Google такой фильтр — Penguin — был введен еще три года назад. Ссылки в Google перестали работать? Нет. Но их нужно закупать или получать бесплатно, соблюдая осторожность и аккуратно отбирая только качественные. Что мы и так давно призываем делать и чему постоянно обучаем нашего робота Wizard.Sape. С «Пингвином» он справляться научился.

Я не понимаю, зачем «Яндексу» этот инфоповод? Чтобы ссылочные бюджеты перешли в контекстную рекламу «Яндекса»? Так с большей вероятностью они отправятся в недогретый Google AdWords, а не в перегретый «Директ». Так что их мотивы мне непонятны, объясни. Ваши мотивы говорить, что ссылки нужны, понятны — вы продаете ссылки.

Все пойдут как раз-таки в «Директ». Он больше на слуху, проще, дружелюбнее, да и доля «Яндекса» в рунете пока еще сильно выше Google. Мы говорим не о крупных рекламодателях, а о тысячах мелких бизнесов. Вы в К50 с ними не работаете, а мы работаем.

Ну доля уже скоро сравняется. Они и так все в «Директе», а вот новые бюджеты пойдут в Google. Это контекстная реклама, вы в ней не работаете. У нас, кстати, много небольших клиентов. Я думаю, «Яндексу» и правда лучше оставить деньги в Sape, чем помогать Google, так что мотива для инфоповода тут нет. Просто они отключают ссылки.

Мелкий клиент — это тот, который тратит на рекламу в интернете одну-две тысячи рублей в месяц. Мне кажется, вы с такими не работаете. Вот такие как раз-таки идут в «Директ», поскольку он у нас более раскручен. И за эту массу рекламодателей борется «Яндекс» (и правильно делает).

Кстати, в тот же день, когда Садовский выступал на конференции в Минске, и все шумели про «Минусинск», «Яндекс» под шумок внедрил авторасширение семантики в «Директе». В профессиональной контекстной тусовке ребята быстро прореагировали и посоветовали товарищам перед выходными залезть в аккаунты и снять галки, чтобы не слить бюджет. Но ведь основная масса рекламодателей — непрофессионалы.

Нужно это «Яндексу» или нет, мы не сошлись, хотя аргумент про авторасширение семантики — интересный, тебе детективы надо писать. Давай продолжим дальше.

Ты прав, «Яндекс» больше года творит в SEO-индустрии настоящую детективную историю. Год назад в марте 2014 года они с помпой «отключили ссылочное ранжирование» в московском регионе по ряду тематик. Потом целый год в SEO-шной тусовке обсуждалось и исследовалось, что же конкретно было отключено и было ли.

Пришли к выводу, что отключение ссылочного ранжирования произошло не в целых тематиках, как было озвучено Садовским, а по каждому запросу в отдельности. Предлагалась (и критиковалась) методика определения того, отключены ли ссылки по запросу или нет. В итоге «был ли мальчик», так ясно и не стало. К концу года из «Яндекса» стали поступать слухи, что ссылки то ли включили обратно, то ли не отключали вовсе. И вот теперь — новый сезон сериала.

К слову, сделали такой опрос в хардкорном сообществе по SEO.

То есть, утвердительно ответить, «да» или «нет», не могут даже топовые SEO-спецы, и это, кстати, те ребята, которые не покупкой ссылок живут, а аудитами — важность которых возрастет. Как я понял, главное, почему надо покупать ссылки — это для продвижения в Google и продвижения в регионах, так?

На мой взгляд, результаты опроса красноречиво показывают, что твой вопрос поставлен неверно. С тем же успехом его результаты можно трактовать так, что ссылки покупать нужно.

В продвижении на Google или на регионы в «Яндексе» ссылки действительно играют важнейшую роль, от которой просто так не откажешься. В «Яндексе» по Московскому региону влияние ссылок уже давно сильно ослаблено по сравнению с другими регионами и поисковиками.

Однако, несмотря на это, мы в «Визарде» весь 2014 год наблюдали вполне позитивную картину и по московскому «Яндексу». Новые сайты, приходящие на продвижение, ставили ссылки и росли. Не ставили — не росли. Снижали рекомендованные системой бюджеты — росли медленнее. Мы про это писали статьи, рассказывали кейсы на конференциях. Да, мы заинтересованное лицо, но когда выгружаешь статистику и видишь очевидные закономерности — иной раз трудно молчать. Многие владельцы сайтов слишком верят страшилкам и слухам, из-за этого сами себе мешают добиться топа проверенными средствами.

Мог бы ты выложить данные кейсов и исследований? Вот, например, есть динамика трат на ссылки у лидера украинского рынка по поисковой оптимизации агентства Netpeak.

А вот комментарий руководителя отдела SEO Netpeak Михаила Корбонова: «По статистике, за последний квартал ежемесячно от 60% до 80% проектов имеют рост органик-трафика по сравнению с предыдущими периодами, при этом около 10% имеют двойной рост».

Это замечательно, что у агентства растут сайты клиентов. Но агентства по своей модели более тесно работают с объектом продвижения. Они прорабатывают сайт изнутри, ставят продвижение на правильные рельсы с самого начала. Мы как автоматический сервис не имеем возможности внедрить за клиента SEO-правки на его сайте. Мы можем только уговаривать его это сделать, предлагая различные бесплатные инструменты анализа. К сожалению, по факту лишь малая часть наших клиентов внедряет рекомендации. Поэтому нам пока приходится продвигать сайты ссылками. И вот как это получается (график за 2014 год, как раз когда ссылки были «отключены»):

И еще насчет агентств. Одно агентство — это хорошо. Но у нас в «Визарде» работает несколько сотен SEO-агентств (кстати, за прошедший год их число выросло в три раза), и мы видим изнутри, как они работают.

Я не говорю о том, что агентство, приведенное тобой как пример, работает неправильно. Это прекрасно — уметь продвигать сайты без ссылок. Как прекрасно уметь ходить зимой в одной майке и не болеть. Но большинство народа все же одевается.

Ну хорошо, раз ты просишь, вот тебе еще один кейс. Знакомые продвигали сайт в тематике ремонта бытовой техники. Изначально поставили оптимизатору задачу: продвигать без ссылок. Все сделали хорошо: структуру сайта, уникальные тексты, лендинги проработали. Потратили деньги. Сайт, конечно, вырос, но совсем чуть-чуть. Потом уговорили человека добавить сайт в «Визард». Ну и вот:

Да, он в ноябре 2014 решил снять ссылки. Он же хотел без ссылок продвигаться. Вот, снял.

Я думаю, можно обмениваться разными графиками, наверняка еще может быть куча факторов, влияющих на это. Вот скажи, ты хорошо будешь спать в ночь с 14 на 15 мая? И что ты напишешь, если будет сильная буря и много кто попадет под «русского пингвина»?

С «Яндексом» уже давно нормально не выспишься. Будет сильная буря или нет — будем разбираться с тем, как в реальности изменится алгоритм. Такое бывало уже не раз и будет еще. У нас есть огромная база для аналитики, которая позволит изменить наши автоматические стратегии так, чтобы они оставались эффективными. «Пингвина» от Google успешно пережили. Сайты, попадавшие под него, спасали.

К слову, на Западе страх оптимизаторов перед «Пингвином» гораздо сильнее, чем у нас. Понятно, это объясняется долей трафика на сайт, которую приносит Google там и здесь. Однако им страх связывает руки, многие из них боятся ссылок как огня. Вместо того, чтобы эмпирически нащупать работающий алгоритм и быстрее достигать результатов, что делают отечественные специалисты. Поэтому сейчас в аналогичной ситуации мы желаем нашим клиентам не поддаваться панике.

А вообще, не говоря о Google и «Пингвине», в самом «Яндексе» довольно давно уже работают фильтры за ссылочный переспам. Они работают и позапросно, а в некоторых случаях и на весь сайт. С ними все оптимизаторы успешно справляются. «Минусинск» с технологической стороны — не более чем еще один фильтр.

А вот с пропагандистской стороны в него вложили гораздо больше, это факт. Как ты считаешь, действительно ли SEO-ссылки так уродуют рунет, как об этом говорит Садовский?

Мне кажется, это в принципе ненужное явление, кто может купить ссылки, лучше бы эти деньги потратил на юзабилити и тесты сайта.

Да, только у нового сайта, сколько ты ни трать на его юзабилити, позиции от этого не вырастут. Пока реальность такова. И меня, честно сказать, немного пугает, что произойдет, если SEO-ссылки станут за гранью закона. А произойдет, по-видимому, новый расцвет черных методов SEO типа XRumer, спама по каталогам, мотивированных отзывов на форумах, спама в комментариях в соцсетях и блогах и так далее. Дорвеи будут, по твоему совету, иметь прекрасное юзабилити и коммерческие факторы, они уже это делают.

Для экосистемы рунета так будет лучше? Не думаю. Уже сейчас, выбирая покупку, постоянно сталкиваешься с лже-отзывами, проплаченными обзорами и заметками. А именно они станут «новым SEO». И в отличие от безобидных подвальных ссылочек, такие рекламные сообщения будут бить по мозгам непосредственно нашим с вами, а не поисковых роботов.

Почему-то, когда речь заходит о борьбе «Яндекса» с биржами ссылок и инструментами автоматического SEO, они признаются абсолютным злом, а «Яндекс» — борцом за чистоту интернета. Между тем, и SEO, и «Директ» — прежде всего, рекламный бизнес. И непонятно, чем SEO-ссылки как инструмент заработка принципиально вреднее блока объявлений РСЯ ( рекламной сети «Яндекса» — прим. ред.).

Возьмем два одинаковых говносайта (уж чтоб наверняка), один продает ссылки, второй — в РСЯ, и своих полутора калек посетителей сливает в объявления. Чем с точки зрения экологии интернета отличаются эти сайты? Ничем. Однако ж один попадает под АГС, а второй зарабатывает свою копеечку в РСЯ. Надеюсь, «Яндекс» знает, что делает. Впрочем, как уже говорилось, я уверен, он много недоговаривает.

Ты предлагаешь вариант меньшего зла. Очевидно, что «Яндекс» хочет в принципе фактор зла убрать.

Принципиально иного сценария я не вижу. И то, что «фактор зла» остается, лично мне дает понять, что не ради добра «Яндекс» затеял эту акцию, а с вполне конкретными бизнес-целями.

Статьи по теме
«Яндекс» и Google против оптимизаторов: Как эволюционировали алгоритмы в борьбе за чистоту поиска21 апреля 2015, 18:31
Дмитрий Шахов о борьбе «Яндекса» против SEO-ссылок: «Поисковик противоречит сам себе»15 апреля 2015, 14:38
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Да — качественный контент. Да — юзабилити. Да — грамотная внутренняя оптимизация. Но станут ли они определяющими факторами в условиях тотальной пессимизации? Сам Яндекс уверяет, что дело за пользователями и их реакцией на сайт, давая тем самым сеошникам повод возлагать надежды на вполне конкретные инструменты а-ля trafficstore.com

Мне знаете что интересно) например, есть конкурент x-пластиковые окна, я завожу его в сеопульт и сапу и покупаю дешевые ссылки на 500 к, итог...?) все это чушь полная, просто замануха перекинуть бюджеты в директ, не удивлюсь если яша что нибудь еще обновит, в формате " теперь мы ранжируем сайты,исходя из бюджета на директ"

Данных для анализа сайтов вполне достаточно,
что бы их ранжировать без учета анкорных ссылок.

Вот посмотрите, Google отказался от обновления PR.
Яндекс отказывается от аналогичных данных.

При этом термин тИЦ - остается актуальным.
Цитируемость ресурса и метрики переходов по ссылкам,
это другой пласт данных.

Поэтому паникуют, лишь те кто до сих пор сидит на Г@вно-ссылках. Нормальные специалисты, которые работают с сайтом и контентом, мб с вечными ссылками спят спокойно.

Вот статья по этому поводу
pgdv.ru/blog/novyj-algoritm-yandeksa-minusinsk-2015

Ввиду последних событий, рекомендую вот этот сервис lidx.ru

ну и что сегодня изменилось?)
у меня по всем проектам хороший прирост по трафику идет, скорее всего потому что предыдущую неделю выдачу трясло по страшному.

0

SEO-оптимизация убивает конкуренцию среди игроков с небольшими бюджетами и средними бюджетами. Им приходиться закупаться рекламой, потому что иначе трафик уже не вытянуть.

Причем тут оптимизация?)

0

Имелось ввиду накрутка позиций в ТОПЕ "серыми" и "чёрными" способами.

0

Почему все хотят жить не по принципу "делай нормально - и будет нормально", а по принципу "не наебешь - не проживешь"?

В реальности принцип немного другой:
"делай нормально - не проживешь"
"наебешь - и будет нормально"

Яндекс бы свой говно директ сначала починил. Потыкался с привычного AdWords - платежи Яндекс.Деньги не доступны, форумы поддержки не работают, какие-то дичайшие НДС в 2к от 10к, интерфейс вырублен из цельного куска говна мамонта, какие-то необъяснимые ошибки, техподдержка молчит уже несколько дней...

В целом толковый разговор. Но:
1) "Возьмем два одинаковых говносайта (уж чтоб наверняка), один продает ссылки, второй — в РСЯ, и своих полутора калек посетителей сливает в объявления. " Как будто в 2006 год попал. Есть требования допуская сайта к РСЯ: более 500 человек в день в течение месяца и более 1000 человек в день в течение двух месяцев подряд. (И даже при соблюдении этих условий часто отказывают). Пример - сферический конь в вакууме.
2) По графику "Общая динамика продвигаемых сайтов". Тут типичный случай "систематической ошибки выжившего". Данных с другой стороны нет ->делаем вывод: растет. Очевидно, что людей, несущих деньги на биржу, % людей, которые занимаются сайтами с точки зрения нессылочных факторов ранжирования выше, чем среди тех, кто не несет сайты на биржу.
В общем, Терновский в вопросах выглядит убедительней, чем Шаманаев в ответах. Ну и минус - а какое резюме-то в итоге?

если среди конкурентов Вы лидер по кол-ву купленных ссылок - Вас пессимизируют, если не лидер, то когда забанят лидеров то доберутся и до вас. Снимайте постепенно все ссылки(10-15 в день). "Вечные" ссылки можно не снимать

>"Вечные" ссылки можно не снимать
Откуда инфа?

Так-то, ничто не вечно. А что не вечно, то косит под вечно.

0

спросили у владельца биржи снимать ли ссылки, Вы еще спросите у Тима Кука что лучше айфон или андрюша. Как дети ей богу

Мне кажется, как фактор ранжирования - ссылки никуда не денутся. И чем больше моих конкурентов от них откажется, тем в более выигрышном положении буду я. Снимайте ссылки господа.

Новый алгоритм укажет, кто бредит а кто нет.

0

в Яндексе уже полтора года в МСК в куче тематик ссылки не работают, а сейчас не просто не работают, а еще по шапке дадут, о чем еще тут думать? В гугле влияние ссылок уменьшено в разы, и по последним новостям гугл скоро тоже полностью отменит влияние ссылок.

А у вас есть способ 100% определения влияет ссылка на ранжирование или нет? Поделитесь пожалуйста. Просто, я только на больших статистических данных, могу примерно предполагать, что ссылки все таки влияние оказывают. Снял ссылки - провалился в выдаче, купил - подрос, для меня это сигнал, что отказываться от ссылок рано. Будут санкции за закупку, буду менять стратегию. Те бюджеты, которые я трачу на ссылки ( 10-15%), никуда больше не потратить, более эффективно. И если не затруднит, скиньте ссылку на новость о " гугл скоро тоже полностью отменит влияние ссылок", видимо я пропустил. Спасибо

Согласен. Говноссылочные сайты засоряют интернет, их давно пора почикать все и перекинуть деньги в качественно таргетированный адсенс и директ. Другое дело, что за хорошую ссылку пессимизировать - это полный идиотизм, как и не учитывать её.

никто не говорит про пессимизацию всех ссылок, говорят о пессимизации seo ссылок.

0

Но что есть SE0-ссылка?
Вебмастера, давно поняли, что ссылки = деньги. И даже новые правила, не заставят их ставить ссылки "просто так".

>>>>Как будто в 2006 год попал. Есть требования допуская сайта к РСЯ: более 500 человек в день в течение месяца и более 1000 человек в день в течение двух месяцев подряд. (И даже при соблюдении этих условий часто отказывают). Пример - сферический конь в вакууме.

Хочется ответить. Что никаких проблем, с помощью специальных сервисов, добавить ГС в РСЯ нет. Проверено на личном опыте. Цена вопроса - 1000 - 1500 рублей. Ну и срок - 2 мес.

0

Пару лет назад, когда mail.ru запускал своего вебмастера было озвучено мнение что "покупать ссылки это хорошо". В том смысле, что есть кому и куда покупать. Сайт пристроен и за ним "следят".
PS: Сейчас в выдаче что Яндекса, что Гугла - очень много некачественных сайтов. Без истории, без контента, без связности, без каких ссылок.
PPS: С появлением социальных сетей естественных ссылок более не существует.

Ответ очевиден: перенаправить ссылочные бюджеты в Директ

0

Единственное, чего никогда не понимал, каким боком директ связан с ссылками?


Ведь это принципиально разные позиции в выдаче. У директа свои (вверху, сбоку, внизу), а выдача посередине. От того, что алгоритмы сортировки сайтов в выдаче поменялись общее количество поискового трафика не изменится.

Другой вопрос, что из топов пропадут сайты, которые были туда загнаны при помощи ссылок, а не при помощи нормального контента, юзабилити и ПФ.

Так что по моему разумению пострадают в первую очередь ленивые, которые могли только денег дать и все. Они теперь будут давать денег директу и поднимут там цены еще выше.

В то же время адекватные веб мастера, которые работали в первую очередь над своим сайтом, окажутся в выиграше.

По поводу графиков роста сайтов со ссылками: любой сайт растет во времени. Просто потому, что на нем появляются новые страницы, растет возраст домена, повышается траст. И не факт, что эти же сайты без ссылок ради бы медленнее.

Ах, если бы это на самом деле так работало :(

0

А как это по-Вашему?

Отключение ссылок просто повысит вес других факторов ранжирования, которые не настолько "коррумпированные"

0

Я уж почти как два года провожу эксперимент по "повышению качества". Потерял 20% трафика, а мое место заняли сайты, которые явно являются "некачественными с точки зрения Яндекса", благо это понятие формализовано.

Так вот - когда кроме вас хороших в выдаче есть много "нехороших" людей - все эти рекомендации работать перестают. На каждую хитрую резьбу найдется свой винт.

Ну у меня прямо противоположная ситуация.
Для тестов развиваю блог. Вроде без ссылок. И растет очень хорошо чисто за счет контента.

А вообще конкуренты продвигаются ссылками, Яндекс обещает убрать это. В идеальном мире все хорошо. Я только за. А вот как это будет реализовано - не знаю.

0

Блог - информационный сайт и запросы, как правило, информационные. Смешно сравнивать. Вы интрнет-магазин без ссылок продвиньте, в конкурентной нише, тогда поговорим.

Ну вот смысл в том, что Яндекс хочет дать и магазинам шанс продвигаться без ссылок.

Блог блогу рознь. Мой в туристической тематике и напрямую конкурирует с ведущими турфирмами. Там тоже та еще конкуренция…

Я бы не назвал in-facts блогом. И да - сайт "редкий" по качеству, благо узость тематики позволяет "глубже" подавать материал.

Спасибо за комплимент. Там пока только Черногория нормально описана. Ну и Новый Свет неплохо. Главный сайт пока не оформлен толком. Но надо развивать и трудиться.

0

Но к вопросу про серп - у вас выходит 2 человека в день на страницу. Почти белый шум.

0

Там просто много страниц без трафика. И я бы не стал считать переводы на украинский полноценными страницами.

По трафику в Рамблер ТОП 100 на 2-3 месте среди блогов о Черногории. Просто ниша маленькая. Да и этот сайт месяца 4 как открыт поисковикам. Надо ждать и надеяться.

0

Опровержения о том что заявление Яндекса не имеет смысла и что Яндекс глуп в своих высказываниях будет всегда от людей, кому это выгодно.
Тут подробно по пунктам расписано как Минусинск работает из первый уст seo-house.com/blog/91-minusinsk.
Хотя наши люди такие, что пока все не рухнет, все равно ничего делать не будут.

Не смотря на то, что Ваша ссылка не работает (точка лишняя), информация там интересная. Хотя и не могу согласиться, что в Google сложно продвигаться без ссылок. Хорошие контент-проекты в Гугле у меня растут быстрее, чем в Яндексе.

0

Мне знаете что интересно) например, есть конкурент x-пластиковые окна, я завожу его в сеопульт и сапу и покупаю дешевые ссылки на 500 к, итог...?) все это чушь полная, просто замануха перекинуть бюджеты в директ, не удивлюсь если яша что нибудь еще обновит, в формате " теперь мы ранжируем сайты,исходя из бюджета на директ"

0

Чуть позже, года через два прикладного опыта в SEO, если голова варит, к Вам придет понимание в этом вопросе. Комплексное. Вопрос не такой плоский при 250+ факторах ранжирования с разными коэффициентами + динамикой соседей... ладно, не буду углублять :) Года через 2. Только нужно продвигать эти 2 года.

0

Яндекс мог был и втихомолку всё это провернуть, но надо раструбить по городам и весям, чтобы все знали, что делать с деньгами, которые раньше тратились на говноссылочные сайты. Нести в директ и адсенс - и это правильно (но вот только надо научить народ нормально покупать рекламу)!
Уверен, что это не повредит ни Яндексу, ни качеству поиска, ни нормальным оптимизаторам.

За XRumer спасибо

0

категоричное лыцарсво яндекса (жадность) на руку гуглу, а так же заставляет задуматься о поисковике "без страхов и упреков", как уже много раз "гениальный новый порядок" приводил к краху всей системы

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
naka barmanaka

Они же у тебя в подъезде, а не у них. Ты и разберись.

Российские ритейлеры разработали схему продажи алкоголя через интернет
0
Victor Tronin

Вообще, я по ошибке ответил тебе (надеюсь, не смутит эта форма, не очень люблю иерархичность, в которой нужно обращаться к людям не так, как будто вы равны). Нет внутреннего ощущения, что твоя уверенность о невозможности равного мира в первую очередь основана на том, что ты - сам манипулятор?)

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Alexander Kiselev
HobbyWorld

Отвратительный имидж сети — это в первую очередь проблема маркетинга. Если в его компенсациях только закладывание в чек раздаток на кассе — всё действительно очень грустно.

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Michael

Молодцы конечно, но все яснее, что расчет все больше на айтишников, чем простых пользователей. Странный ход конечно, но возможно им хочется получить свою преданную ЦА,

Telegram выпустил инструменты для интеграции через IFTTT
0
Yury Molodtsov

То есть получается, что курьер обязан именно до 23 будет доставить (в Москве).

Российские ритейлеры разработали схему продажи алкоголя через интернет
0
Показать еще