Лого vc.ru

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Среди советов, которые дают стартаперам, есть один регулярно всплывающий: «scratch your own itch», создавайте такой сервис, которого вам самим не хватает, и вот тогда все будет хорошо.

Поделиться

Этот совет почти всегда встречают одобрением — похоже, он кажется правильным всем. Кроме меня.

Что называют преимуществами такого подхода? Во-первых, вы будете знать, как сделать этот сервис хорошим: глядя на него как активный пользователь, можно сразу заметить все недочеты и нюансы, которые со стороны совершенно не будут очевидны. Во-вторых, если придуманная от балды идея может оказаться совершенно невостребованной, то подсказанная жизнью по определению нужна как минимум одну человеку — и, вероятно, есть много людей, оказывающихся в такой же ситуации. В-третьих, вы не станете в этом случае работать спустя рукава, потому что лично заинтересованы в качественном продукте.

И что, я хочу сказать, что все это вранье? Нет, эти аргументы вполне логичные и имеют полное право на жизнь. То есть совет на самом деле полезный? Да, и вместе с тем остается неучтенным важное обстоятельство: хотя массовое следование такому совету дает человечеству много отличных сервисов, оно лишает человечество еще большего числа важных сервисов.

Дело в том, что стартаперы — это довольно однородная и узкая социальная группа. Как правило, это молодые образованные жители не самых бедных стран (преимущественно мужчины), обладающие IT-бэкграундом. И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране. Тысячи проектов, призванные помочь великовозрастным балбесам чуть интереснее проводить время с айфоном в руках, адски сражаются друг с другом — и большинство проигрывает. В то же время рядом остаются просторы, где можно было бы ощутимо изменить жизнь человечества к лучшему и где конкуренция гораздо ниже, а туда никто не идет.

Не можете найти оригинальную идею для стартапа? Оторвитесь от своей твиттер-ленты, съездите в город Всеволожск и попытайтесь купить там два грузовика песка для дачи. Вы обнаружите, что основной способ связаться с его продавцами — это номера телефонов на столбах, под которыми нет даже имени, есть только слово «песок». Попытайтесь позвонить по нескольким номерам и сопоставить цены на разные виды песка. К четвертому звонку вы напрочь запутаетесь в том, по какому телефону какие числа вам называли, и вот тут-то у вас сам собой возникнет вопрос «почему еще нет мобильного приложения с агрегацией предложений, где было бы легко сравнить и можно было тут же заказать».

Вы скажете, что это нам нужно мобильное приложение, а продавцы и покупатели песка из небольшого города в гробу все эти приложения видали. Да, не-стартаперы гораздо консервативнее. Но, во-первых, уже сейчас у многих из них смартфоны, через несколько лет будут у всех, если вы хотите заполучить большую аудиторию первым (вы стартапер или кто?), охотиться за ней надо уже сейчас. Во-вторых, не-стартаперы в этом отношении практичнее: они не станут молиться на свои смартфоны и устанавливать приложения «просто пощупать», но если узнают о возможности сэкономить, захотят ей воспользоваться (вы вот, не будучи увлечены юриспруденцией, заинтересовались бы возможностью экономить ощутимые для вас суммы благодаря паре умно составленных бумажек?) И, в-третьих, как раз мобильные приложения сейчас могут прийтись ко двору далеким от технологий людям, до этого не заинтересовавшихся аналогичными веб-сервисами.

Потому что «обычные люди», работающие на стройке или в больнице, не таскают на работу ноутбук и никогда не захотят там активно им пользоваться (это попросту физически неудобно) — а вот телефон всегда с ними, и нажать несколько кнопок на экране можно и в коровнике.

Да, разумеется, поскольку мы не разбираемся в этой тематике так хорошо, как в своих твиттер-лентах, сейчас упустим кучу подводных камней. Например, может выясниться, что карьеры отгружают продавцам песок по серым схемам, поэтому продавцы не имеют ни малейшего желания добавлять себя в легко отслеживаемую централизованную базу. Это может означать, что придется на ходу пивотнуться и вместо официальной базы данных собирать краудсорсинговую: пусть пользователи сами добавляют информацию о том, у кого и почем можно купить. А потом этот пивот может оказаться тоже обреченным, и вы закроетесь. Это нормально. Да, риск неправильной концепции в случае с малознакомой тематикой высок. Но если вы делаете стартап, риск изначально высок. Зато самих идей там такое поле непаханое, что после провала одной можно сразу переходить к другой.

Да, разумеется, вы столкнетесь с кучей проблем, которых у «стартапа для стартаперов» не было бы. Например, может выясниться, что во многих местах использования вашего мобильного приложения для провинциальных сантехников не ловит нормально мобильный интернет, и что с этим делать — непонятно (в то время как стартаперы кучкуются там, где с интернетом все хорошо). Это тоже нормально, вы на то и стартап, чтобы преодолевать сложности.

Да, разумеется, если вы делаете стартап для парней с завода, не будучи таким парнем, вы неизбежно упустите и неправильно поймете кучу вещей, и сколь угодно подробное тестирование на работягах не даст вам всей той информации, которую дал бы личный опыт. И получится, что у вашего проекта будет куча существенных недостатков, которых при scratching your own itch не было бы. Но осознайте простую вещь: проект без этих недостатков все равно никто не сделает; люди, которые теоретически могли бы, слишком заняты работой на заводе. И легко может получиться, что в незнакомой вам нише вы будете лучшим — а возьмись вы делать что-то более понятное вам, из-за обилия конкурентов были бы далеко не лучшими.

Неумение смотреть на мир чужими глазами и понимать чужие потребности — вообще одна из главных проблем человечества. Вероятно, половины всех споров на планете не было бы, осознавай люди, как часто они оказываются «тремя слепыми», ощупывающими слона с разных сторон. Но если у обычного человека нет мощной мотивации для того, чтобы ощущать чужую боль как свою, то у стартаперов есть: научившись это делать, можно затем на избавлении других от их боли заработать миллион.

Неплохая плата за то, чтобы на время отвлечься от своего эго, своих сложностей с каталогизированием фотографий и своей несчастной твиттер-ленты.

Статьи по теме
Почему вы ничего не понимаете в оценке стартапов28 марта 2014, 09:49
Это была плохая идея21 марта 2014, 15:43
Как iOS 7 убила стартап30 сентября 2013, 14:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Воистину. Именно scratch your own itch приводит к массовым волнам абсолютно однотипных проектов. То это были редакторы текста с подсветкой кода, то To-Do списки, последний писк - мессенджеры.

Оно бы может и ничего, но когда в волне количество клонов переваливает за десяток, пользователи теряются. В результате выживают не самые удобные и даже не всегда те, у которых лучше маркетинг - сплошь и рядом первыми оказываются абсолютно случайные проекты.

СТАРТАП:
1) Издать газету "Стройка" во Всеволжске с советами как забить гвоздь или положить самому плитку дома.
2) Выпустить тираж 10к единиц (50 килорублей)
3) Нанять школьников, для того, чтобы раскидать по почтовым ящикам половину тиража (20к руб). Вторую часть раздать по ларькам рядом с местами распространения первой при условии, что поставят на самое видное место или будут рекомендовать.
4) Сидеть ждать звонков по поводу рекламы.

0

зато себя чесать приятнее, чем какого-то немытого колхозника.

"...И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране..."

Это лучшее, что я читал за последнее время!

Ну в принципе есть здравый смысл в заявлении, и видимо такая статья в сердцах, мол займитесь уже делом, блядь, любимые стартаперы! И согласен, мне не хватает очень многих вещей вне айти тематики, которые можно было бы сделать, но которые западло.
Вот и все наверное западло просто.

Сразу видно, что чувак даже не пытался сам такое сделать, и тем более раскрутить, а уже других учит. Я больше 7 лет назад сделал iskalkO.ru/addfirm.php Так вот, всё, что не Москва и Питер - болото. Придётся платить за привлечение и колхозника и его клиента Яндексу тому же, а выхлоп 2 копейки при затратах 2 рубля. Это бизнес по продаже рубля за копейку. Выгода только Яндексу. Вот уж точно Roma Schreibikus сказал, что лучше себя чесать, чем немытого колхозника.

Такие статьи появляются, когда кто-то сам хочет купить песка и понимает, что придётся действовать по старинке и сервисов удобных нет (сервисов завались, в них клиентов и предложений в регионах очень мало). Но самому делать решение не хочется. Легче разгромную статейку про стартаперов написать и дальше фотки свои сортировать и мэссэджи френдов лайкать.

Ключ к успеху даже не в том,чтобы сделать то, что вам самим не хватает, а сделать то, что вам действительно нравится,тогда в любом случае это не будет напрасно.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Sasha Beep

Купите настоящие наушники один раз, а не китайские говнобитсы. Например, практически невозможно убить некоторые модели Sennheiser, хотя, отрывание проводов ни одни уши не выдержат, благо в сенхах есть сменные провода. Urbanears тоже разборные, и их тоже можно хоть танком давить, как и Aiaiai TMA-1

iPhone 7: первое знакомство
0
Mihail Alexandrov

Отличный материал, спасибо, Андрей.

Прекрасно помню тот вдохновленный пост. Было ощущение, что задумано нечто амбициозное, масштабное, сложнореализуемое и с довольно размытой ценностью. Здорово, что не постеснялись публично признаться в неудаче и поделиться ее анализом.

На мой взгляд пункты про деньги и гео это мысли второго порядка. В том смысле, что сами по себе имеют зерно, но вряд ли являются причиной провала. Напротив "Верь в то, что делаешь" и "Думай", можно рассматривать как ключевые и связанные между собой.

Будучи человеком, провалившим 2-3 стартапа схожим образом, один из уроков, который я извлек для себя во многом резонирует с вашими мыслями. Не начинать фактическую реализацию первой версии продукта пока не имеешь максимально четкого представления о проблеме/возможности, ценности, маркетинге, бизнес-модели и так далее. Проще говоря о том, что делаешь, зачем, почему именно это, кому и как это будет нужно, какие препятствия есть. Чем четче будет это понимание, тем больше вероятности избежать нового провала после продолжительного блуждания в темноте.

Интуитивно я всегда стремился действовать по принципу Наполеона (если это вообще его принцип). Скорее в драку, а там посмотрим.

Но опыт показывает что исключительно осторожный подход к выбору драки куда эффективнее. После внимательного рассмотрения и проектировки (что, кстати, тоже требует времени, но меньшего чем реализация) большая часть восхитительных задумок рассыпаются как дымка. И это нормально.

Возможно, кому-то это будет полезно.

"Успех это движение от неудачи к неудаче не теряя энтузиазма" - говорил Черчилль.

Поэтому буду рад прочитать через месяц-другой новый вдохновленный пост в вашем Facebook. Удачи!

5 советов о том, как провалить проект
0
Sasha Beep

Руки надо мыть, чтобы не залипали кнопки на пульте. Ну или по бабушкиной методике - в целлофан

iPhone 7: первое знакомство
0
Рустам Салахутдинов

Да вот фиг там - все наоборот. Стоимость копирования материальных предметов предельно низкая, потому что:
1) Все легко разобрать и посмотреть
2) Производители будут по-максимуму экономить(ведь они платят не за одну программу, а за каждую копию своего продукта), а значит будут стараться использовать множество существующих на рынке решений вместо создания своего (взять готовый двигатель для своей бензопилы, вместо разработки своего, хоть и более продвинутого), а так же будут максимально стараться упрощать продукт, чтобы найти максимально выгодное соотношения возможностей продукта и его стоимости.

В софте же все наоборот - вы не платите ничего за распространение, а значит вашим конкурентным преимуществом будет служить как раз сложность продукта и объем его возможностей, накопленные за много лет разработки.

«1С» и «Аскон» займутся разработкой аналога Autodesk для 3D-моделирования зданий
0
Yury Molodtsov

Ну можете складировать и стирать.

iPhone 7: первое знакомство
0
Показать еще