Лого vc.ru

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Среди советов, которые дают стартаперам, есть один регулярно всплывающий: «scratch your own itch», создавайте такой сервис, которого вам самим не хватает, и вот тогда все будет хорошо.

Поделиться

Этот совет почти всегда встречают одобрением — похоже, он кажется правильным всем. Кроме меня.

Что называют преимуществами такого подхода? Во-первых, вы будете знать, как сделать этот сервис хорошим: глядя на него как активный пользователь, можно сразу заметить все недочеты и нюансы, которые со стороны совершенно не будут очевидны. Во-вторых, если придуманная от балды идея может оказаться совершенно невостребованной, то подсказанная жизнью по определению нужна как минимум одну человеку — и, вероятно, есть много людей, оказывающихся в такой же ситуации. В-третьих, вы не станете в этом случае работать спустя рукава, потому что лично заинтересованы в качественном продукте.

И что, я хочу сказать, что все это вранье? Нет, эти аргументы вполне логичные и имеют полное право на жизнь. То есть совет на самом деле полезный? Да, и вместе с тем остается неучтенным важное обстоятельство: хотя массовое следование такому совету дает человечеству много отличных сервисов, оно лишает человечество еще большего числа важных сервисов.

Дело в том, что стартаперы — это довольно однородная и узкая социальная группа. Как правило, это молодые образованные жители не самых бедных стран (преимущественно мужчины), обладающие IT-бэкграундом. И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране. Тысячи проектов, призванные помочь великовозрастным балбесам чуть интереснее проводить время с айфоном в руках, адски сражаются друг с другом — и большинство проигрывает. В то же время рядом остаются просторы, где можно было бы ощутимо изменить жизнь человечества к лучшему и где конкуренция гораздо ниже, а туда никто не идет.

Не можете найти оригинальную идею для стартапа? Оторвитесь от своей твиттер-ленты, съездите в город Всеволожск и попытайтесь купить там два грузовика песка для дачи. Вы обнаружите, что основной способ связаться с его продавцами — это номера телефонов на столбах, под которыми нет даже имени, есть только слово «песок». Попытайтесь позвонить по нескольким номерам и сопоставить цены на разные виды песка. К четвертому звонку вы напрочь запутаетесь в том, по какому телефону какие числа вам называли, и вот тут-то у вас сам собой возникнет вопрос «почему еще нет мобильного приложения с агрегацией предложений, где было бы легко сравнить и можно было тут же заказать».

Вы скажете, что это нам нужно мобильное приложение, а продавцы и покупатели песка из небольшого города в гробу все эти приложения видали. Да, не-стартаперы гораздо консервативнее. Но, во-первых, уже сейчас у многих из них смартфоны, через несколько лет будут у всех, если вы хотите заполучить большую аудиторию первым (вы стартапер или кто?), охотиться за ней надо уже сейчас. Во-вторых, не-стартаперы в этом отношении практичнее: они не станут молиться на свои смартфоны и устанавливать приложения «просто пощупать», но если узнают о возможности сэкономить, захотят ей воспользоваться (вы вот, не будучи увлечены юриспруденцией, заинтересовались бы возможностью экономить ощутимые для вас суммы благодаря паре умно составленных бумажек?) И, в-третьих, как раз мобильные приложения сейчас могут прийтись ко двору далеким от технологий людям, до этого не заинтересовавшихся аналогичными веб-сервисами.

Потому что «обычные люди», работающие на стройке или в больнице, не таскают на работу ноутбук и никогда не захотят там активно им пользоваться (это попросту физически неудобно) — а вот телефон всегда с ними, и нажать несколько кнопок на экране можно и в коровнике.

Да, разумеется, поскольку мы не разбираемся в этой тематике так хорошо, как в своих твиттер-лентах, сейчас упустим кучу подводных камней. Например, может выясниться, что карьеры отгружают продавцам песок по серым схемам, поэтому продавцы не имеют ни малейшего желания добавлять себя в легко отслеживаемую централизованную базу. Это может означать, что придется на ходу пивотнуться и вместо официальной базы данных собирать краудсорсинговую: пусть пользователи сами добавляют информацию о том, у кого и почем можно купить. А потом этот пивот может оказаться тоже обреченным, и вы закроетесь. Это нормально. Да, риск неправильной концепции в случае с малознакомой тематикой высок. Но если вы делаете стартап, риск изначально высок. Зато самих идей там такое поле непаханое, что после провала одной можно сразу переходить к другой.

Да, разумеется, вы столкнетесь с кучей проблем, которых у «стартапа для стартаперов» не было бы. Например, может выясниться, что во многих местах использования вашего мобильного приложения для провинциальных сантехников не ловит нормально мобильный интернет, и что с этим делать — непонятно (в то время как стартаперы кучкуются там, где с интернетом все хорошо). Это тоже нормально, вы на то и стартап, чтобы преодолевать сложности.

Да, разумеется, если вы делаете стартап для парней с завода, не будучи таким парнем, вы неизбежно упустите и неправильно поймете кучу вещей, и сколь угодно подробное тестирование на работягах не даст вам всей той информации, которую дал бы личный опыт. И получится, что у вашего проекта будет куча существенных недостатков, которых при scratching your own itch не было бы. Но осознайте простую вещь: проект без этих недостатков все равно никто не сделает; люди, которые теоретически могли бы, слишком заняты работой на заводе. И легко может получиться, что в незнакомой вам нише вы будете лучшим — а возьмись вы делать что-то более понятное вам, из-за обилия конкурентов были бы далеко не лучшими.

Неумение смотреть на мир чужими глазами и понимать чужие потребности — вообще одна из главных проблем человечества. Вероятно, половины всех споров на планете не было бы, осознавай люди, как часто они оказываются «тремя слепыми», ощупывающими слона с разных сторон. Но если у обычного человека нет мощной мотивации для того, чтобы ощущать чужую боль как свою, то у стартаперов есть: научившись это делать, можно затем на избавлении других от их боли заработать миллион.

Неплохая плата за то, чтобы на время отвлечься от своего эго, своих сложностей с каталогизированием фотографий и своей несчастной твиттер-ленты.

Статьи по теме
Почему вы ничего не понимаете в оценке стартапов28 марта 2014, 09:49
Это была плохая идея21 марта 2014, 15:43
Как iOS 7 убила стартап30 сентября 2013, 14:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Воистину. Именно scratch your own itch приводит к массовым волнам абсолютно однотипных проектов. То это были редакторы текста с подсветкой кода, то To-Do списки, последний писк - мессенджеры.

Оно бы может и ничего, но когда в волне количество клонов переваливает за десяток, пользователи теряются. В результате выживают не самые удобные и даже не всегда те, у которых лучше маркетинг - сплошь и рядом первыми оказываются абсолютно случайные проекты.

СТАРТАП:
1) Издать газету "Стройка" во Всеволжске с советами как забить гвоздь или положить самому плитку дома.
2) Выпустить тираж 10к единиц (50 килорублей)
3) Нанять школьников, для того, чтобы раскидать по почтовым ящикам половину тиража (20к руб). Вторую часть раздать по ларькам рядом с местами распространения первой при условии, что поставят на самое видное место или будут рекомендовать.
4) Сидеть ждать звонков по поводу рекламы.

0

зато себя чесать приятнее, чем какого-то немытого колхозника.

"...И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране..."

Это лучшее, что я читал за последнее время!

Ну в принципе есть здравый смысл в заявлении, и видимо такая статья в сердцах, мол займитесь уже делом, блядь, любимые стартаперы! И согласен, мне не хватает очень многих вещей вне айти тематики, которые можно было бы сделать, но которые западло.
Вот и все наверное западло просто.

Сразу видно, что чувак даже не пытался сам такое сделать, и тем более раскрутить, а уже других учит. Я больше 7 лет назад сделал iskalkO.ru/addfirm.php Так вот, всё, что не Москва и Питер - болото. Придётся платить за привлечение и колхозника и его клиента Яндексу тому же, а выхлоп 2 копейки при затратах 2 рубля. Это бизнес по продаже рубля за копейку. Выгода только Яндексу. Вот уж точно Roma Schreibikus сказал, что лучше себя чесать, чем немытого колхозника.

Такие статьи появляются, когда кто-то сам хочет купить песка и понимает, что придётся действовать по старинке и сервисов удобных нет (сервисов завались, в них клиентов и предложений в регионах очень мало). Но самому делать решение не хочется. Легче разгромную статейку про стартаперов написать и дальше фотки свои сортировать и мэссэджи френдов лайкать.

Ключ к успеху даже не в том,чтобы сделать то, что вам самим не хватает, а сделать то, что вам действительно нравится,тогда в любом случае это не будет напрасно.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Vladimir Alexeev

Круто! Если есть вопросы по данному сервису, то с удовольствием отвечу.

Лучшие мобильные приложения 2016 года в России по версии Apple
0
Ким Ким
МКР

я их брал на кассе, а потом выкидывал, потому что не очень то они и прилипают, держатся пару минут от силы. =)

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Сергей Клабуков
Ybro studio

> Какие российские специалисты стали получать больше в 2016 году
Думал, что будет короткий ответ - переехавшие за бугор.

Какие российские специалисты стали получать больше в 2016 году — рейтинг Superjob
0
inlitro

Барыга чехольчиками не палится.

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Natasha Bogdanovich
Mail.Ru Group

Это услуги по построению прогнозных моделей с использованием методов машинного обучения для организаций из разных индустрий. В частности, это может быть построение моделей для сегментирования клиентов по таким параметрам, как вероятность отклика на предложение, интерес к приобретению продукта, вероятность оттока и т.д.

Mail.Ru Group объединила свои корпоративные сервисы на единой платформе для бизнеса
0
Показать еще