Лого vc.ru

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Прекратите чесаться: почему не стоит делать стартапы для самих себя

Среди советов, которые дают стартаперам, есть один регулярно всплывающий: «scratch your own itch», создавайте такой сервис, которого вам самим не хватает, и вот тогда все будет хорошо.

Поделиться

Этот совет почти всегда встречают одобрением — похоже, он кажется правильным всем. Кроме меня.

Что называют преимуществами такого подхода? Во-первых, вы будете знать, как сделать этот сервис хорошим: глядя на него как активный пользователь, можно сразу заметить все недочеты и нюансы, которые со стороны совершенно не будут очевидны. Во-вторых, если придуманная от балды идея может оказаться совершенно невостребованной, то подсказанная жизнью по определению нужна как минимум одну человеку — и, вероятно, есть много людей, оказывающихся в такой же ситуации. В-третьих, вы не станете в этом случае работать спустя рукава, потому что лично заинтересованы в качественном продукте.

И что, я хочу сказать, что все это вранье? Нет, эти аргументы вполне логичные и имеют полное право на жизнь. То есть совет на самом деле полезный? Да, и вместе с тем остается неучтенным важное обстоятельство: хотя массовое следование такому совету дает человечеству много отличных сервисов, оно лишает человечество еще большего числа важных сервисов.

Дело в том, что стартаперы — это довольно однородная и узкая социальная группа. Как правило, это молодые образованные жители не самых бедных стран (преимущественно мужчины), обладающие IT-бэкграундом. И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране. Тысячи проектов, призванные помочь великовозрастным балбесам чуть интереснее проводить время с айфоном в руках, адски сражаются друг с другом — и большинство проигрывает. В то же время рядом остаются просторы, где можно было бы ощутимо изменить жизнь человечества к лучшему и где конкуренция гораздо ниже, а туда никто не идет.

Не можете найти оригинальную идею для стартапа? Оторвитесь от своей твиттер-ленты, съездите в город Всеволожск и попытайтесь купить там два грузовика песка для дачи. Вы обнаружите, что основной способ связаться с его продавцами — это номера телефонов на столбах, под которыми нет даже имени, есть только слово «песок». Попытайтесь позвонить по нескольким номерам и сопоставить цены на разные виды песка. К четвертому звонку вы напрочь запутаетесь в том, по какому телефону какие числа вам называли, и вот тут-то у вас сам собой возникнет вопрос «почему еще нет мобильного приложения с агрегацией предложений, где было бы легко сравнить и можно было тут же заказать».

Вы скажете, что это нам нужно мобильное приложение, а продавцы и покупатели песка из небольшого города в гробу все эти приложения видали. Да, не-стартаперы гораздо консервативнее. Но, во-первых, уже сейчас у многих из них смартфоны, через несколько лет будут у всех, если вы хотите заполучить большую аудиторию первым (вы стартапер или кто?), охотиться за ней надо уже сейчас. Во-вторых, не-стартаперы в этом отношении практичнее: они не станут молиться на свои смартфоны и устанавливать приложения «просто пощупать», но если узнают о возможности сэкономить, захотят ей воспользоваться (вы вот, не будучи увлечены юриспруденцией, заинтересовались бы возможностью экономить ощутимые для вас суммы благодаря паре умно составленных бумажек?) И, в-третьих, как раз мобильные приложения сейчас могут прийтись ко двору далеким от технологий людям, до этого не заинтересовавшихся аналогичными веб-сервисами.

Потому что «обычные люди», работающие на стройке или в больнице, не таскают на работу ноутбук и никогда не захотят там активно им пользоваться (это попросту физически неудобно) — а вот телефон всегда с ними, и нажать несколько кнопок на экране можно и в коровнике.

Да, разумеется, поскольку мы не разбираемся в этой тематике так хорошо, как в своих твиттер-лентах, сейчас упустим кучу подводных камней. Например, может выясниться, что карьеры отгружают продавцам песок по серым схемам, поэтому продавцы не имеют ни малейшего желания добавлять себя в легко отслеживаемую централизованную базу. Это может означать, что придется на ходу пивотнуться и вместо официальной базы данных собирать краудсорсинговую: пусть пользователи сами добавляют информацию о том, у кого и почем можно купить. А потом этот пивот может оказаться тоже обреченным, и вы закроетесь. Это нормально. Да, риск неправильной концепции в случае с малознакомой тематикой высок. Но если вы делаете стартап, риск изначально высок. Зато самих идей там такое поле непаханое, что после провала одной можно сразу переходить к другой.

Да, разумеется, вы столкнетесь с кучей проблем, которых у «стартапа для стартаперов» не было бы. Например, может выясниться, что во многих местах использования вашего мобильного приложения для провинциальных сантехников не ловит нормально мобильный интернет, и что с этим делать — непонятно (в то время как стартаперы кучкуются там, где с интернетом все хорошо). Это тоже нормально, вы на то и стартап, чтобы преодолевать сложности.

Да, разумеется, если вы делаете стартап для парней с завода, не будучи таким парнем, вы неизбежно упустите и неправильно поймете кучу вещей, и сколь угодно подробное тестирование на работягах не даст вам всей той информации, которую дал бы личный опыт. И получится, что у вашего проекта будет куча существенных недостатков, которых при scratching your own itch не было бы. Но осознайте простую вещь: проект без этих недостатков все равно никто не сделает; люди, которые теоретически могли бы, слишком заняты работой на заводе. И легко может получиться, что в незнакомой вам нише вы будете лучшим — а возьмись вы делать что-то более понятное вам, из-за обилия конкурентов были бы далеко не лучшими.

Неумение смотреть на мир чужими глазами и понимать чужие потребности — вообще одна из главных проблем человечества. Вероятно, половины всех споров на планете не было бы, осознавай люди, как часто они оказываются «тремя слепыми», ощупывающими слона с разных сторон. Но если у обычного человека нет мощной мотивации для того, чтобы ощущать чужую боль как свою, то у стартаперов есть: научившись это делать, можно затем на избавлении других от их боли заработать миллион.

Неплохая плата за то, чтобы на время отвлечься от своего эго, своих сложностей с каталогизированием фотографий и своей несчастной твиттер-ленты.

Статьи по теме
Почему вы ничего не понимаете в оценке стартапов28 марта 2014, 09:49
Это была плохая идея21 марта 2014, 15:43
Как iOS 7 убила стартап30 сентября 2013, 14:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Воистину. Именно scratch your own itch приводит к массовым волнам абсолютно однотипных проектов. То это были редакторы текста с подсветкой кода, то To-Do списки, последний писк - мессенджеры.

Оно бы может и ничего, но когда в волне количество клонов переваливает за десяток, пользователи теряются. В результате выживают не самые удобные и даже не всегда те, у которых лучше маркетинг - сплошь и рядом первыми оказываются абсолютно случайные проекты.

СТАРТАП:
1) Издать газету "Стройка" во Всеволжске с советами как забить гвоздь или положить самому плитку дома.
2) Выпустить тираж 10к единиц (50 килорублей)
3) Нанять школьников, для того, чтобы раскидать по почтовым ящикам половину тиража (20к руб). Вторую часть раздать по ларькам рядом с местами распространения первой при условии, что поставят на самое видное место или будут рекомендовать.
4) Сидеть ждать звонков по поводу рекламы.

0

зато себя чесать приятнее, чем какого-то немытого колхозника.

"...И когда они все принимаются решать своими стартапами свои собственные проблемы, они решают проблемы узкой социальной группы, оставляя проблемы всех остальных нерешенными. Причем перед этой группой зачастую встают проблемы вида «как бы чуть удобнее каталогизировать мои фотографии», в то время как перед другими, например, «как бы мне завтра не умереть от голода». А в итоге заводы стоят, одни фотошеринги с геолокацией в стране..."

Это лучшее, что я читал за последнее время!

Ну в принципе есть здравый смысл в заявлении, и видимо такая статья в сердцах, мол займитесь уже делом, блядь, любимые стартаперы! И согласен, мне не хватает очень многих вещей вне айти тематики, которые можно было бы сделать, но которые западло.
Вот и все наверное западло просто.

Сразу видно, что чувак даже не пытался сам такое сделать, и тем более раскрутить, а уже других учит. Я больше 7 лет назад сделал iskalkO.ru/addfirm.php Так вот, всё, что не Москва и Питер - болото. Придётся платить за привлечение и колхозника и его клиента Яндексу тому же, а выхлоп 2 копейки при затратах 2 рубля. Это бизнес по продаже рубля за копейку. Выгода только Яндексу. Вот уж точно Roma Schreibikus сказал, что лучше себя чесать, чем немытого колхозника.

Такие статьи появляются, когда кто-то сам хочет купить песка и понимает, что придётся действовать по старинке и сервисов удобных нет (сервисов завались, в них клиентов и предложений в регионах очень мало). Но самому делать решение не хочется. Легче разгромную статейку про стартаперов написать и дальше фотки свои сортировать и мэссэджи френдов лайкать.

Ключ к успеху даже не в том,чтобы сделать то, что вам самим не хватает, а сделать то, что вам действительно нравится,тогда в любом случае это не будет напрасно.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

Наконец-то кто-то вспомнил про Сведбанк. В Швеции он просто божественен, не знаю как в Латвии.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Сергей Подорожный

Сорян, что под первым.

Минимальный функционал также имеет и мейстертаск. Он как раз это и сделал, взял все основные плюшки, разукрасил поинтереснее и на тебе - простенький и стильный трекер. Но на больших проектах и при особо сильном задротстве по скраму чувствуешь, что мейстера не хватает. И вот тогда переходишь на джиру.

Подумайте лучше над теми функциями, которые приходится подключать плагинами в той же джире или трелло. Хотя бы плэнинг покер, к примеру. Ведь упростить - не значит срезать кучу функций вместе с важными. Упростить - значит оставить только важное. Но что для одних мусор, для других может быть маст хэв.

Вот поэтому важно подумать над тем, чтобы сделать трекер, в котором можно, например, выбрать функционал трекера в зависимости от бизнеса. Например, команда из 7 человек занимается разработкой мобильных приложений. Ага, ок, держите вот такой функционал, потому что, скорее всего, вам понадобится вот и это.

А вы пилите говно-лендосы? Хорошо, держите вот такой функционал, здесь есть кнопка "сменить профессию". А у вас половина команды состоит из фрилансеров на удаленке? Держите вот такой трекер. А вы продаете китайские товары? Держите вот такой трекер, - здесь ничего нет, потому что и вас быть не должно. Горели бы в аду ваши часы и барсетки.

В общем, несмотря на то, что трекеров дофига. Судя по своим ощущениям и по многочисленным комментариям, командам очень сложно адаптировать свои методологии и бизнес-процессы под трекеры. Можно было бы выделить хотя бы 5 основных видов команд и заточить функционалы под них.

Ты заходишь и говоришь, я продаю жопы тараканов, мне куда? А сервис говорит, окей, тебе вот сюда. Удобно же? Я это говорю потому, что трекеров много, но та же джира, например, реально напрягает чутка своим интерфейсом с миллионом функций, среди которых иногда путаешься.

Интерфейс там, мягко скажем, не дружелюбный. Заходишь как на рынок. И помидироы, и зелень, и пряники, и мясо, и молоко - вроде все вкусно и нужно, а по факту не всё. Либо нужен трекер, где можно настроить самому свой функционал. Даешь гору всего и говоришь - тебе вот эта хрень не нужна, да? Просто возьми и удали. А вот это нужно? Ок, добавь сюда, на видное место. Оставь самое важное. Составь сам свой трекер. Вот это было бы кайфово. Без подключений плагинов, без костылей, без мусора в интерфейсе.

Тут до сих пор есть куда развиваться, надо только брать и делать круто. Импортозамещение - это прикольно. Только вы подумайте над тем, для кого вы делаете продукт. Для IT? А IT команды наоборот чаще всего стремятся работать на международные рынки. Да и английский для них преграды не вызывает. Так что скрамить в русском сервисе для них вряд ли звучит значимо. Для меня, например, не звучит. Мне главное, чтобы комп был мощным, а где он был собран - плевать вообще.

В общем, судя по тому, что вы написали "после прочтения книги захотелось....", вы, кажется, сами особо по скраму не работали. Если нет возможности поработать с командой хотя бы человек 10-15, побеседуйте с теми, кто работал в больших проектах, а лучше напроситесь в гости на пару дней. Посмотрите, что происходит и какие возникают проблемы. Много нового узнаете и заметите.

P.S. И это еще далеко не все идеи. Есть у меня еще одна великолепная концепция трекера, которую до сих пор никто не воплотил, вот только времени нет, чтобы поднимать такой проект с нуля.

Если нужна помощь стратегического плана, с аналитикой или со сборкой бэклога, пишите. Я продукт оунер, уже занятый, но по вечерам в течение какого-то времени с удовольствием бы помог развиться проекту в нечто большее, чем просто аналог, если, конечно, у вас есть большие амбиции и хоть какие-то возможности.

Scrum Time — система управления проектами по методологии Scrum
0
Johnny Vorony

Ладно американское и британское правительство ломаем! Трамп - российский ставленник, но вот серию шерлока украсть - это уже чересчур!

«Первый канал» через суд потребовал заблокировать попавшую в интернет до премьеры серию «Шерлока»
0
Иван Иванов
ITEC B2B

я завтра же с утра уточню про иероглифы. если ошибся, то напишу, что ошибся. но я точно помню, когда я спрашивал как выучить китайский, так как все иероглифы разные, мне сказали, что базовых иероглифов 2000.

дешевле есть и в Москве.

мне нужно, что бы они работали, когда мне нужно, а не когда им удобно. целевая команда занималась подписанием контрактов. что с этого, что они там присутствуют? они мне чем то могли помочь?
они нас даже по мелочным сливали, мол не наше дело.

это зависит от бизнеса. где то разработка не связана с операционной деятельностью и можно заниматься когда угодно. где-то связана и нужны люди в нужное время в нужном месте.

на Амазоне зависли товары и мы не могли продавать через FBA. Амазон всегда считался продвинутым в плане складов и работой с товарами.

из Москвы загружали

я знаю, что в ГК специалисты на порядок выше. но они и дороже.

не принимайте близко к сердцу, это всего лишь мой личный опыт.

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками
0
Ron Bullet

не то, чтобы я поддакивал - но я пишу вот это все, потому что у меня такое же ощущение. Ну мало ли - может мне жестко кажется, может все кругом правы, а я сильно ошибаюсь.
Выходит, что это не только моме мнение.

Вы натолкнули на интересную мысль. Вообще-то русские (именно русские, не россияне) - очень сочувствующие, как и все славяне, но только действительно не на людях, не в обществе. Но действительно боятся проявлять толерантность, эмпатию - на людях. Наверное это пополам как защитный механизм, так и комплекс (ну типа как у японцев, которые тоже не проявляют свою натуру на людях - только японцы прячутся за культурой поведения, а не за хамством).
Интересно было бы теперь понять, откуда происходит вся эта инфантильность.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Показать еще