Лого vc.ru

Лев Гершензон, экс-«Яндекс.Новости»: О противоборстве каталогов и поисковых систем и будущем веб-поиска

Лев Гершензон, экс-«Яндекс.Новости»: О противоборстве каталогов и поисковых систем и будущем веб-поиска

Бывший глава портала «Яндекс.Новости» и руководитель компании Detectum Лев Гершензон написал для ЦП колонку о сложных взаимоотношениях основных инструментов навигации в веб-пространстве — каталога и поиска.

Поделиться

Век каталогов

Еще несколько лет назад каталоги были достаточно популярны, многие пользователи именно с их помощью находили нужные сайты, а веб-мастера внимательно следили за тем, как там были представлены их ресурсы. У каждого крупного портала был свой каталог — Google Directory, Yahoo Sites, Rambler Top100, «Яндекс.Каталог» — и в большинстве случаев он занимал значительную часть главной страницы. Рядом с поисковой строкой.

Но поисковые системы стремительно развивались и очень скоро стали самым популярным способом доступа к информации в интернете, и, как следствие, вытеснили каталоги с главных страниц порталов и вообще на периферию интернет-жизни.

Например, на «Яндексе» «Каталог» не только не представлен на главной, его нет и в плашке основных 9 сервисов над поисковой строкой. Его аудитория сократилась вдвое за последний год и сейчас в 40 раз меньше, чем аудитория «Поиска».

Почему победил поиск

Объяснений этому процессу может быть много. Простейшее состоит в том, что механизм создания и поддержки каталога предполагает значительное (а иногда и исключительное) человеческое участие, и он перестал справляться при стремительном росте количества сайтов, страниц, контента в интернете.

Крупные порталы решили направить основные ресурсы на развитие поисковых механизмов, а не заниматься автоматизацией классификации сайтов и страниц. Их можно понять: кроме полной автоматизации поиска (обход и обработка сайтов и информации на них, подготовка поискового индекса, процесс анализа поискового запроса и нахождение релевантных результатов — все это делают компьютерные программы без участия человека) у него есть еще одно важное преимущество перед каталогом — это универсальный инструмент.

С одной стороны, поисковые алгоритмы примерно одинаково хорошо работают на сайтах разной тематической направленности и на разных сайтах одной тематики. С другой стороны, для пользователей это универсальное средство: на каком бы сайте он ни оказался, какой бы ни была его задача, достаточно найти поисковую строку, вбить туда свой запрос и нажать Enter или кнопку «найти» — и вот результат.

Наконец, универсальность присутствует и в представлении результатов: к какой бы тематике ни принадлежали сайты, каким бы структурированным ни был контент на странице, в поисковой выдаче они все будут выглядеть примерно одинаково – с синим заголовком, зеленым URL-ом и черным фрагментом текста с выделенными словами запроса.

Ради достижения этой простоты и универсальности вложены миллионы долларов и тысячи «человеколет» разработки. Поисковые системы научились угадывать, что мы хотим спросить, буквально с трех букв, исправлять наши ошибки и опечатки, определять, какие слова из нашего запроса более важные, а какие можно опустить, и многое другое. Но главное, они научились ранжировать — из тысяч и миллионов формально подходящих запросу результатов выбирать самые полезные, интересные, надежные.

В результате пользователи привыкли, что они могут просто спрашивать поисковики «на естественном языке», их всегда поймут и предложат хорошие, полезные решения и ответы в первых ссылках на первой странице выдачи.

Ниши для каталога

Неужели каталоги вымерли совсем? Неужели от них нет никакой пользы?

Есть целый класс ресурсов, где каталоги все еще являются основным способом организации и поиска контента – базы структурированных объектов. Это желтостраничные сайты, справочники организаций, сайты отелей, базы по продаже и сдаче в аренду недвижимости, агрегаторы объявлений о продаже машин, сайты вакансий и резюме и, конечно же, интернет-магазины.

Что объединяет эти ресурсы? На них собраны десятки и сотни тысяч объектов (а нередко счет идет на миллионы) со структурированным описанием. У каждого объекта есть карточка с параметрами и их значениями, «анкета» объекта. У каждого типа объектов свои важные для выбора параметры: для машин это марка, модель, год выпуска, объем двигателя, пробег, для квартир — местоположение, площадь, этаж, тип дома, высота потолков, для одежды — материал, размер, цвет, бренд и так далее. Для всех коммерческих баз важным параметром является цена товара или услуги.

С точки зрения пользователя, его поисковой задачи, эти ресурсы от обычного general search отличает принципиальная «неединичность» хорошего результата. Несмотря на то, что есть небольшой класс запросов, когда пользователь уже сделал выбор и ищет конкретную модель, невозможно представить себе, скажем, на сайте вакансий, гугловую кнопку «I am feeling lucky», перенаправляющую сразу на страницу первого результата.

Это сервисы выбора, нормально и даже хорошо, когда находятся несколько результатов, удовлетворяющих условиям пользователя, из которых он уже самостоятельно выберет наиболее подходящий для себя, возможно, сравнив с другими вариантами.

Поэтому объяснимо, что основной интерфейс навигации на таких ресурсах — каталог, дерево категорий и набор фильтров или форм для заполнения значений основных параметров для конкретной категории. С помощью дерева категорий можно получить объекты нужного типа (например, чтобы оставить перед глазами только утюги, достаточно пойти в «товары для дома», там выбрать «бытовую технику», из которой перейти к «мелкой бытовой технике», где среди увлажнителей, пылесосов и вентиляторов будет и искомая группа), а потом с помощью фильтров задать необходимые значения важных для вас параметров (например, указать обязательное наличие парогенератора и принадлежность к любимому бренду), после чего можно перейти от сравнению к выбору, возможно, дополнительно отсортировав результаты, скажем, по цене или популярности.

Кроме того, каталог и параметры выполняют важную функцию оглавления — рассказывают, какого типа объекты представлены на ресурсе. И наконец, использование каталога с фильтрами дает полный контроль над результатом, полную прозрачность — никаких машинных «умностей», которые могут обернуться глупостями, по дереву каталога человек ходит сам, все ручки, фильтры крутит тоже он, поэтому вопроса «почему я это вижу?» возникнуть не может.

Однако, у этого подхода при всех его достоинствах есть несколько минусов:

  • Первое — время, количество действий до результата: получение списка объектов для выбора требует довольно большого количества шагов, даже если ты точно знаешь, что тебе нужно (утюг бош с парогенератором).
  • Второе — неуниверсальность: каталоги даже однотипных объектов на разных ресурсах могут значительно различаться, для эффективного использования каталога нужно хорошо разбираться в его устройстве (попробуйте, например, в разных магазинах детских товаров с помощью каталога найти шведские стенки, спортивные комплексы). Чем разнообразнее набор объектов, чем сложнее и разветвленнее каталог, тем сложнее им пользоваться. Кроме того, повышается вероятность, что разные редакторы каталога будут относить однотипные объекты в разные ветки, из-за чего получить исчерпывающий набор нужного типа будет практически невозможно.

Эти минусы как раз отсутствуют при поиске.

Итак, получается, что каталог и поиск по параметрам удобен своей структурированностью, позволяет избегать мусорных нерелевантных результатов, но достаточно сложен и не быстр в использовании при больших объемах и большом разнообразии данных и требует определенных навыков.

Обычный поиск прост, быстр, привычен и универсален. Но он не использует структурированные данные об объектах, выдает результаты сплошным списком, не разделяя по типам и категориям, явно заданные в запросе значения ищет как обычные слова, что часто приводит к потерям в полноте и точности.

Наступление поиска в структурированных базах

Сейчас в большинстве интернет-магазинов поиск и каталог с фильтрами — два отдельных продукта. Можно не только получить разный набор товаров при одной задаче, но и выглядеть страницы с результатами будут часто по-разному.

В лучшем случае, страница в поисковой выдаче не будет структурирована по категориям и на ней будет меньше параметрических фильтров, а часто, при дефолтном использовании стандартного поискового движка — это просто список товаров с возможностью выбрать количество результатов на странице и пересортировкой по цене.

Так, конечно, не должно быть, и путь на интеграцию уже начали некоторые продвинутые сервисы. Кроме простых продуктовых соображений — «поисковый» пользователь не должен быть поражен в удобстве и ассортименте по сравнению с «каталожным» — кроме соображений коммерческих — «поисковый» пользователь в несколько раз больше приносит выручки (и конверсия у него выше, и средний чек), чем «каталожный», поэтому повышение качества поиска и доли «поисковых» пользователей тут же ведет к росту продаж.

Есть глобальный тренд вытеснения каталожной модели поисковой в интернете, о которой мы сказали в самом начале. Люди часто начинают искать товары или услуги в поисковиках, находят нужные предложения на сайте магазина, переходят туда, но продолжить поиск или повторить тот же результат на сайте у них не получается – свой поисковый механизм не позволяет.

То, что магазин находят в поисковиках и переходят на него, конечно, очень хорошо, но если на сайте самого магазина пользователь не может найти то, что ему нужно, он из «безусловно лояльного» покупателя становится «потенциально лояльным» — пользуясь глобальными поисковиками, он всегда может соблазниться предложениями конкурентов и уйти от «своего» магазина.

Этот победивший поисковый паттерн поиска в интернете заставляет магазины и другие сервисы со структурированными предложениями развивать свой поиск или выбирать гибкие поисковые решения — нужно соответствовать ожиданиям и привычкам аудитории. Иначе есть риск впасть в полную зависимость от поисковиков и перестать быть полноценным сервисом выбора, а остаться лишь поставщиком товаров и услуг.

Следующий шаг в развитии инструментов навигации напрашивается сам — нужен один общий интерфейс поиска и каталога с фильтрами, который позволит пользоваться всеми этими инструментами в любом порядке, при этом всегда предлагая «каталожную» структурированную выдачу. Важно, чтобы поиск понимал структуру каталога и данных и давал результаты более точные и полные, чем у обычного веб-поисковика.

Представьте, что вы пришли в большой магазин товаров для дома за плиткой для ванной. При чистом использовании каталога вас отправляют в отдел «Стройка», в нем вы находите отсек «Плитка», а есть нужные вам стеллажи «Плитка для стен» и «Плитка для пола», где аккуратно по полочкам разложены образцы разных цветов и производителей.

При чистом поиске вы стоите перед прилавком с продавцом, который приносит вам несколько коробок, или всего одну, или целую тележку, или приносит коробку средств для ремонта плитки и эмали в ванной, потому что он так понял. И вы можете либо попросить что-то снова, либо выбирать из того, что принесли, перебирая предмет за предметом.

В идеале, на наш взгляд, по вашему запросу продавец должен отводить вас к нужным стеллажам, по дороге рассказывая, что сначала посмотрим для стен, но есть еще и для пола и всякие средства для ее укладки.

Продавцы эти повсюду, не только на входе. Можно, например, самому отправиться в отдел «Стройки», а там уже сразу спросить у него коричневую плитку для пола, и он вас проводит к стеллажам с половой плиткой и там достанет коробки нужного цвета, но при этом и плитка других цветов будет рядом, если вы передумаете или захотите сравнить.

Другими словами, новый интерфейс в дополнение к имеющимся способам навигации дает возможность получать результат, как если бы пользователь воспользовался каталогом и задал в расширенном поиске значения важных параметров, но в один шаг и с привычной простотой веб-поиска. К привычной альтернативе — либо бродить самому по каталогу, либо получить набор объектов, которые система считает удовлетворяющими вашему запросу — добавляется вариант, при котором вас доставляют в нужные разделы каталога, к нужным полкам.

Может ли проигравший усилить победителя

Если с развитием поиска и объединением его с каталогом в интернет-магазинах и других, в первую очередь коммерческих, ресурсах со структурированными объектами все более или менее понятно (это просто вопрос времени, появление новой best practice), то интересно, возможно ли обогащение данными каталогов выдачи веб-поисковиков.

Пока их самый заметный вклад — это описания вместо сниппетов по навигационным запросам: когда, например, находится сайт компании по ее названию, выбирается текст не с главной страницы сайта, а из описания этой организации из какого-нибудь популярного каталога.

Пока все ведущие поисковые системы очень консервативны в представлении результатов, даже число «органических» результатов на первой странице по умолчанию у всех 10, хотя очевидно, что для разных типов запросов уместно показывать разное количество ответов: иногда достаточно трех, а иногда плохо, если на странице видно меньше 20.

Каталог — это порядок, это попытка описать все многообразие мира, поместить его в некоторые заданные человеком границы, в некоторую систему координат. Каталог предполагает полноту, исчисление. Он имеет дело с объектами реального мира, их свойствами, связями между ними.

Веб же до сих пор считается «большой помойкой», поиск имеет дело в основном с сайтами и страницами, набором слов, позволяет извлекать из этого хаоса полезные ресурсы, находить жемчужины в горе мусора.

Пока попытки показывать объекты, о которых спросил пользователь, и их свойства оформляются отдельно от основного ответа, пусть и все более смело и на все большем пространстве.

Но это две разных выдачи, никак не связанные между собой. Кажется, следующий качественный этап будет ознаменован объединением этих двух подходов. Когда, используя мощный аппарат анализа больших данных, поисковики будут способны автоматически каталогизировать все ценные ресурсы, понимать, когда пользователь интересуется не сайтами, а объектами и явлениями реального мира, сервисами, и не будут бояться помещать их в центр выдачи, отображать их свойства и функционал, иерархически их организовывать.

А сайты и страницы будут играть второстепенную роль, они станут сносками, будут демонстрировать, откуда взяты эти содержательные данные.

Кто первый на это решится, очень сильно рискует, но именно он может сорвать куш, предложив людям качественно новый search and navigation experience.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Эффективный онлайн-поиск: использование сниппетов06 августа 2014, 17:38
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

полжизни не пользовался каталогами сайтов, а когда-то да - это был способ найти хороший ресурс.

Так и не понял, зачем все это написал автор, да еще с таким количеством воды...

Ого, а я и забыл что были каталоги сайтов, хм, весьма вероятно и в аппсторах каталоги в итоге вымрут, пора deep links в мобайле подключать

почему в статье нет такого примера поиска в магазине? market.yandex.ru/search.xml?cvredirect=0&text=usb+flash

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Egor Bogachev

Важное замечание. Львиную долю продаж этой иконы сделают любители андроида. Будут метать в нее ножи, или плевать, проходя мимо. Так им будет удобнее хейтерить :D

iPhone 7: первое знакомство
0
Egor Bogachev

Все как обычно :)

iPhone 7: первое знакомство
0
Марк Коротченко

И - инновации.

iPhone 7: первое знакомство
0
Антон Пискунов
Beastgaming

Я аж охуел от твоей наглости. Мало того что ты начинаешь тыкать малознакомым людям и делать выводы по одному комментарию о том что им нужно, так еще и делаешь это крайне тупо :)

Во-первых — шлюха на зоне однозначно мужского пола. Так что не разделяю твоих желаний с ней куда-либо сбежать. Хотя не осуждаю, твоё дело.

Во-вторых — зачем мне втираться в доверие к боссам зоны? У меня срок закончится и я выйду, умник :) А даже если я вотрусь в доверие боссам зоны, то как бы это, блять, помогло бы мне сбежать?

В-третих — учись жить не будучи таким принципиально упертым в узколобой точке зрения навязанной обществом. Откуда ты знаешь про отношение к пленникам в картелях и способах их охраны? Был там? Нет? А чего кукарекаем тогда? :)

Картель — это в первую очередь бизнес. А тюрьма — это изначально клетка для людей. Разные вещи.

Логики ноль. Как и воспитания, блять.

Технологии картелей
0
Alex V. Povar

За дизайн не скажу, а 3 года в программировании - это ты так, зашел, огляделся.

Ищи позицию начинающего ПМ-а в любой веб-студии. Оно тебе надо своей спиной поднимать этот элементарный опыт? Еще успеешь исследовать шишки сам.
Наберешься опыта - там и думай о своем деле.

Что выбрать — работу по найму или собственный бизнес
0
Показать еще