Лого vc.ru

Лев Гершензон об амбициозном эксперименте Ильи Сегаловича

Лев Гершензон об амбициозном эксперименте Ильи Сегаловича

Руководитель компании Detectum Лев Гершензон написал для ЦП колонку об ушедшем из жизни два года назад Илье Сегаловиче и амбициозном проекте «Острова», который сооснователь «Яндекса» считал будущим компании.

Поделиться

Два года назад не стало Ильи Сегаловича, сооснователя и технического директора «Яндекса». Два года «Яндекс», российская ИТ-отрасль живут без очень яркого, активного и талантливого человека.

Очень много проектов было реализовано благодаря его идеям, вдохновению, энергии, но задумано было больше.

И сейчас просто необходимо попытаться понять и оценить, что было для него существенным, что он считал нужным делать в первую очередь, но не успел.

На мой взгляд, один из самых важных его проектов — поисковая платформа «Острова».

В середине мая 2013 года на конференции по интернет-маркетингу YaC/m, представляя ее в своем выступлении, Сегалович сказал: «Я хочу рассказать вам про новый "Яндекс"».

В чем же новизна и основные особенности задуманных «Островов»?

  • Интерактивность. Вместо простой ссылки на сайт в выдаче будет представлен сам сервис, с которым пользователь может начать взаимодействовать. Например, по запросу «оплатить билайн» при ссылке oplata.beeline.ru в выдаче будут два окна ввода, для номера телефона и суммы, и кнопка «оплатить», нажатие на которую начнет процесс пополнения счета. Прямо из выдачи можно будет заказать столик в ресторане, записаться на прием к врачу, забронировать гостиницу и так далее.
  • Актуальность предложения. Данные от сервиса попадают на поисковую выдачу напрямую в режиме реального времени. На выдаче видно, сколько билетов доступно сейчас на ближайшие рейсы, на какое время можно записаться к врачу, имеется ли на складе в магазине нужный товар и сколько займет его доставка. «Когда я набираю в поисковой строке "Москва — Стамбул", я хочу нажать на кнопку, распечатать билет и улететь в Стамбул», — объяснял задачу «Островов» в интервью «Коммерсанту» Аркадий Волож, друг и партнер Сегаловича, гендиректор Яндекса. Пока в основном пользователь видит слепок сайта на момент, когда робот Яндекса его обошел и проиндексировал.
  • Открытость. Получить красивые информативные ответы в выдаче Яндекса — построить свой «остров» — могут (потенциально и со временем) все сайты, а не только собственные проекты поисковика (Погода, Афиша, Маркет, Расписания и другие).

«Острова», конечно, больше чем просто сервис, даже очень большой. Это новая идеология, новый принцип работы, новые взаимоотношения с экосистемой, с сайтами и пользователями, как совершенно верно говорил Сегалович, это мог бы быть новый «Яндекс». И новизна эта не местного российского масштаба, два года назад такого подхода не было ни у одного из крупных мировых интернет-поисковиков.

При кажущейся на первый взгляд незначительности изменений — более красивый ответ в выдаче, сокращение на один клик решения задачи пользователя — идея Сегаловича очень масштабна и способна изменить расклад сил на интернет-рынке.

Во-первых, один клик — это очень много. Известно, что каждый лишний клик на пути к конечной цели — это десятки процентов потерянных пользователей. Люди пугаются, теряются, этот клик не делают и уходят неудовлетворенные, с нерешенной задачей. Если вы можете дать решение не в два шага, а в один, до цели дойдет в 2-3 раза большая аудитория.

Во-вторых, внедренные интерактивные острова позволили бы поисковику собирать данные о том, насколько реально востребованы те или иные сервисы, представленные в интернете. Сейчас позиции сотен и тысяч провайдеров однотипных услуг в выдаче во многом зависят от потраченных бюджетов на оптимизацию, от того, насколько правильно с точки зрения поисковика устроены их сайты.

В случае «Островов» в выдаче показывалась бы не витрина сайта, а витрина услуги, и поисковик мог бы не только видеть количество людей, перешедших на тот или иной сайт, но и отслеживать, сколько из них попытались воспользоваться услугой с выдачи и какой процент из них сделал это успешно. И в результате можно было бы идти к тому, чтобы ранжировать коммерческие сервисы по качеству и востребованности их реальных услуг.

В-третьих, вся экономика поиска в интернете могла поменяться. Можно зарабатывать не только и не столько на рекламе, сколько на комиссии от оказанных через выдачу услуг. По такой модели работают многие крупные вертикальные сервисы — Uber (заказать такси), Airbnb (снять квартиру), Ebay (купить новый или б/у товар), тот же «Яндекс.Маркет» в случае с «Корзиной».

Но здесь открываются совершенно головокружительные перспективы: поисковик - входная точка для поиска большинства коммерческих задач, и с успешного решения каждой из них «Яндекс» мог бы зарабатывать. Если сейчас поисковик зарабатывает только платных ссылок, поисковой рекламы (sponsored links), а обычная, органическая выдача, приносит деньги только оптимизаторам, то в новой системе доход приносил бы каждый коммерческий «остров».

При этом провайдеры услуг платили бы только за результат, за совершенную транзакцию, а не за переходы на сайт, которые не всегда конвертируются в покупку.

Наконец, в случае успеха новой модели у пользователей, если на новой платформе они быстрее и удобнее будут решать свои задачи, если это решение будет работать на мобильных устройствах, жесткая дистрибуционная политика Google по предустановке собственных сервисов на устройства на ОС Android получила бы асимметричный качественный ответ. Когда сервисы примерно одинаковы по качеству, большинство не задумываясь использует предустановленный вариант, но если другое решение качественно лучше, оно найдет своих пользователей и их число будет расти.

Пример с неудачной заменой Google Maps на собственный карточный сервис от Apple в очередной версии iOS это наглядно иллюстрирует. И этот ответ, кажется, был бы гораздо действеннее, чем обращение в ФАС — шаг компании, который трудно представить при живом Сегаловиче при всем его неоднозначном отношении к «корпорации добра».

Это был рассказ о планах и возможностях.

Начиналось все очень хорошо. Хотя отдельные вебмастера опасались, что «Яндекс», воспользовавшись их контентом, замкнет на себя пользователей, которые будут решать свои задачи, не переходя на их сайты, сотни сервисов решили принять участие в бета-тестировании новой платформы и начали создавать свои «острова».

Спустя полгода после анонса Волож говорил об «островах» как о магистральном направлении развития основного бизнеса компании: «У нас есть "Яндекс" в России, и нам нужно продолжать развивать магию наших сервисов. "Острова" в поиске, "Яндекс.Маркет" в электронной коммерции, "Кинопоиск" в медийных сервисах, "Яндекс.Такси" — наш хлеб с маслом, обязательная программа».

Но теперь о платформе «Острова» не слышно.

В принципе ничего страшного в неудачных экспериментах нет. Крупные успешные компании не боятся публично признаваться в своих неудачах и закрывать непопулярные сервисы. Google объявил о заморозке работы над амбициозным проектом Google Glass, Apple извинялась за крайне некачественные карты, которые в очередной версии их операционной системы заменили по умолчанию Google Maps, а уж менее известных сервисов Google, Apple, Yahoo закрывали за последние пару лет десятками.

Тот же «Яндекс» не стыдился признать несостоявшейся собственную блоговую платформу, в несколько приемов закрыть «Поиск по Блогам», продать социальную сеть «Мой Круг».

Бывают и случаи, когда сервис настолько крупный, столько в него было вложено и на него поставлено, что, несмотря на явный неуспех, компания долго не может решиться на его публичное закрытие и либо пытается продолжать его перезапускать, либо тихо сокращает на него траты. Примерами могут служить социальная сеть Google+, так и не составившая заметной конкуренции Facebook, или «Корзина» на «Яндекс.Маркете» (возможность заказа товаров без перехода на сайт магазина), которой пользуется (пока) абсолютное меньшинство подключенных к сервису магазинов.

Ситуация с «Островами» принципиально другая: их не только не выпустили на всю аудиторию поисковика, но толком и не довели до приемлемого качества бета-версию. Этот эксперимент нельзя считать неуспешным — его так и не провели. У пользователей не было шанса проверить, насколько удобно начинать записываться к врачу, покупать билеты и товары прямо из выдачи, а у сервисов — насколько выгодно предоставлять такую возможность.

Все могло бы и не получиться, все могло бы развиваться как-то по-другому. Но вот что точно известно, что этот проект — новая поисковая платформа «Острова» — был крайне важен для Сегаловича, он очень в него верил и со всей страстью и со всей силой убеждения, ему свойственной, старался донести его основные принципы, идеи до веб-мастеров, пользователей, своих коллег.

И громким анонсом на YaC/m, выступлением в Стамбуле за неделю до смерти он (это опять только мое предположение) хотел не только «застолбить тему» (вообще-то в «Яндексе» раньше всегда воздерживались представлять неготовые проекты), но и сделать переход на новую платформу необратимым. Чтобы даже без него, без его ежедневной поддержки, энергии, процесс бы не останавливался. Видимо, все-таки остановился.

А в начале этого года, спустя полтора года после запуска бета-версии первых «Островов», основной конкурент «Яндекса» объявил, что к своему приложению, мобильному персональному помощнику Google Now, начнет подключать сторонние сервисы, и не только информационные с погодой и новостями, но и «транзакционные», позволяющие немедленно оплатить услугу: снять квартиру, купить товар, заказать столик в ресторане. Посмотрим, как будет развиваться этот проект.

Хотя должность Ильи в «Яндексе» называлась технический директор и он сам активно участвовал в разработке основных «яндексовских» технологий, его главная роль была продуктового визионера — в прямом смысле слова: он видел очень четко будущий продукт и мог в общем и в деталях о нем рассказать. И делал это, не жалея сил и времени, чтобы остальные, в первую очередь те, кто должен был его создавать, увидели его так же четко.

«Острова» — самый масштабный, но далеко не единственный из придуманных, «увиденных» Сегаловичем, но не реализованных пока проектов и сервисов. Уверен, это очень ценный ресурс, большое содержательное «наследство», которое может обогатить многих - и компании, и пользователей. Нужно только постараться понять.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Без Ильи Яндекс ждёт судьба Апорта

0

Если будет жить идейками 2-х летней свежести - однозначно.

0

Ну судьба Апорта - вряд ли, но вот судьба Рамблера - вполне. Превратится в портал с кучей разных сервисов и поисковым движком от Гугла.

Если вы Николай не в курсе то довожу до вашего сведения что поиск от Rambler & Co ( Rambler) работает на поисковой технологии Яндекса а не на Google.Inc.

0

Да? А на чьем же движке он будет работать, если Яндекс откажется от своего поиска? Наверно явно не на движке Mail.Ru

Нужно думать, как спасти большой Интернет, чтоб люди ходили на кустарные сайтики, мелкие площадки, внесистемные ресурсы. Иначе зачем вообще Поиск если всё на ресурсах "фейсгугла"? Яндекс хочет окончательно всех убить, чтоб никто никуда не ходил. И свой поиск убьёт заодно. Такой Яндекс не уберет лишний клик, а заберёт у меня альтернативу. Это фашизм.

Мне нахер ненужно, чтоб машина за меня думала. И это новый глобальный тренд: меньше машины, больше жизни.

Что только ни называют фашизмом. Но обозвать фашизмом предложенную опцию - это явно через край.

Если бы машины не учили думать за нас, уже не было бы всего того, к чему Вы привыкли в жизни. Вы, наверное, писали лет 8 назад что-то типа "да нахер мне телефон без кнопок"? Глупо утверждать, что вот настал заветный момент, тут надо остановить прогресс, дальше бесполезно.

Телефон без кнопок не лишает меня права выбора. Зачем знать географию, если есть кучер? Детям своим запретите учиться писать-читать. Зачем,если Гугл за них напечатает надиктованное и прочитает текст вслух.

0

Это не поискавикам нужен/не нужен большой интернет, это людям большой интернет не нужен. Ни кучи сайтов с разными дизайнами и кнопками, ни кучи интернет магазинов каждый со своей логикой и способами оплаты. Зачем это все нужно-то пользователю?

Интернет тяготеет к абсолютной консолидации, к одному интернет магазину, одной соц сети и тд, впрочем я очень сомневаюсь что к такому состоянию интернет придет - тупо по той причине что технологическое развитие подарит человечествую что-то ещё, что спутает монополисту карты - скорее всего это будет виртуальная реальность (ну а тут уже идет на поле фантастов киберпанка), там и начнеться новая консолидация. А вот сли бы развитие технологий внезапно "замарозилось", то да, мы видимо увидели бы, со временем, полностью консолидированный интернет, фактически этот мега портал и был бы интернетом.

Один интернет магазин? А как же конкуренция? Цены там лично Волож назначать будет. За вас все решат, что вы будете покупать и по какой цене

Это скорее будет некий ибей или алиэкспресс, то есть конкуренция будет среди поставщиков, но площадка будет одна, и ей да же цены устанавливать не нужно будет.

0

я про то, что размер комиссии будет устанавливать волож, а следовательно и цены. многие не смогут там вообще участвовать, так как бизнес малорентабельный
Это ограничение конкуренции, и это плохо

0

Острова нишевая вещь. Это психология доверия, подмена знакомых брендов яндексом. Посчитать 2+2 можно в острове, оплатить и заказать понятнее И логичнее, на сайте компании.

С ильей не ясно, видно что человек хороший был. Но к чему с момента смерти раскручивают его Личный бренд? Чтобы помнили? Но надо знать кого не забывать. Он оставил оформленный интеллектуальный труд? Почему он может быть интересен широкому кругу?

у нас же вечный ответ чемберлену, вот и делают своего джобса/гейтса

Вы оба в каком-то бреду. Что плохого в наглядной ролевой модели ученого(sic), на которую школьникам и студентам из России легче ориентироваться?

и как ваши слова противоречат моим? или наоброт

0

Конечно, без дуровских "фак майле" Илью молодежь не приняла. Ориентиром он не будет. Хотя масштаб деяний соразмерен(?) с Павлом.

0

"В Сети не работает кнут, а только лишь пряник, и этим пряником людей заманивают в массы, систематизируют, назначают поводырей с миллионами подписчиков. Поводыри формируют ваш информационный рацион. Ещё выше, на макроуровне, право на «живой товар» неоспоримо, и деревеньки с мужиками продаются крупным оптом. $50 за душу — такой был ценник деревеньки «Скайп», например.

Сегодня, всемирную Сеть можно сравнить с постиндустриальным городом, где единственный способ выжить — труд за еду на единственном в городе предприятии, которое, следуя логике рынка, вытаптывает все приусадебные грядки горожан. Внесистемные сайты-грядки зарастают бурьяном, с них невозможно уже прокормиться.

Сеть стремится к тоталитаризму. Это её завтра. В авангарде, естественно, глобальные ресурсы с закрытыми эко-системами. Они уже сегодня «резервации для индейцев», они «Интернет для бедных». Если в материальном мире от глобального доминирования спасают расстояния, горы-океаны и культурный код, то в Сети лишь духовными скрепами живут локальные сервисы." Я.

Дарю Яндексу идею сделать настройку, где люди могли бы сдвигать ползунок между "машиной" и "человеком".

Человек из плоти ещё как-то защищён, а вот в Сети людей нет — мы все лишь пользователи и потребители. Мы есть то, что потребляем с потоками информации: выведи в топ радикальные хештеги, и мы сгорим в бессмысленном и беспощадном. Или пример перманентной манипуляции с трендом на образ жизни, а значит на потребление, производство, экономику, политику, статус территорий, войну. Всего лишь разделение информационных потоков. Первым – инновации, экология, чистая энергия. Остальным – дальнейшее закабаление и обнищание своих отсталых экономик.

Спасибо, что от всей души подарили ЦП свою цитату

Очень жалею о закрытии поиска по блогам, можно было почитать мнения на конкретную новость. Я полагал, что закрыли под давлением цензуры.

К сожалению, во многом так и было.

Ведь в своё время таб "В блогах" был третьим наряду с новостями и "В <город_пользователя>" в самом верху страницы.

Для нынешней крымнашистско-патриотической политики в том табе, конечно, совершенно невозможные заголовки появлялись с завидной регулярностью.

Да всем пофиг.Общаясь в сети люди не меняют своих изначальных позиций, а лишь отдаляют их. Просто Яндекс зассал отвечать за всякие экстремистские лозунги, нарушающих закон бесноватых уебанов без фамилий, которые от слова патриотические слюной исходят, рая пукан. Всем похер на заголовки.

Ходили слухи (может левые конечно) что Острова вроде как "прикрыли" roem.ru/26-04-2015/193803/yndx-proshanie-s-matyoroj/
типа шляпа это. :)

0

Пользуясь случаем, передаю привет Тарасу.

0

Идея островов была про то, как заработать не на рекламе, а на комиссии с продаж. Это совсем другие деньги, Яндекс бы стал зарабатывать в разы больше. Типа зачем все это разнообразие интернет магазинов если есть Яндекс? Яндекс - лучший интернет магазин. Идея в корне вредная, это я как владелец интернет магазина считаю. К счастью она была очень сырой и не реализовалась. Сырость идеи в том, что пользователю мало информации с первой страницы, а его уже заставляют какие то действия по покупке совершать. Это также могло сильно оттолкнуть пользователей от поиска, и разрушить поиск Яндекса. Потенциально, тем не менее, идея для Яндекса и прочих поисковиков заманчивая и они могут к ней вернуться, когда созреют условия

А тем временем Гугл пилит свой Now, карточки которого во многом перекликаются с Островами...

не верно, Гугл пытался внедрить подобный функционал в свой поиск гораздо раньше Островов. Но тогда идея опередила своё время.
Острова как видим тоже поспешили.

Будем надеяться что сейчас все дозрели и Нау выстрелит.

Через "Корзину" Маркета уже проходит чувствительный объем продаж: в денежном эквиваленте уже не маленький

0

Не все идеи миллионеров хорошие и практичные.
БОлее того в отличие от ученых миллионеры часто придумывают откровенный бред

0

Всё же Сегалович - скорее ученый, чем миллионер.

0

Возможно, а сколько у него научных статей в иностранных научно-признанных журналах?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Dima Zakharov

Удивительно, но 3 из 10 лучших платных приложений от одного автора. Знакомый Тим Кука?

Лучшие мобильные приложения 2016 года в России по версии Apple
0
Dmitry Sokolov
Tiu.ru

Пользовался Apple Music с начала беты на Android в течении 6 месяцев, ушел на Google Play. В Apple Music подборки по поим предпочтениям просто выбешивали. Мне нравится Tiesto и Prodigy. Хочу услышать что-то подобное, так нет, пихает именно Tiesto и Prodigy. Добил меня клиент iTunes под Windows. Вечно тормозящий, дублируются купленные треки. Хотел что бы единый удобный доступ к музыке и дома и с собой. В итоге Google справился с этим лучше.

Количество платных подписчиков Apple Music достигло 20 млн
0
Mandor Sawall

Вся Большая Тройка консалтинга в сборе в этом списке (1, 3 и 11 место). Что наверно и неудивительно.

Лучшие компании США для работы в 2017 году — отчет Glassdoor
0
Stas Major

Хотел как всегда посрать в каментах, но увидел одноклассника на фото и решил сдержаться. Держитесь там!

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Stas Major

работаем )

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Показать еще