Лого vc.ru

Беспилотные грузовики: что станет с профессией дальнобойщика

Беспилотные грузовики: что станет с профессией дальнобойщика

Материал издания Bloomberg о стартапе Starsky Robotics для дистанционного управления автоколонной.

Фото с сайта bloomberg.com

Starsky Robotics — это будущее в настоящем. Идея проекта в принципиальном изменении профессии дальнобойщика: скоро можно будет управлять автоколонной дистанционно, с помощью контрольного центра.

Большинство разработок беспилотных автомобилей, в том числе Ford и Alphabet, предполагают почти полное отсутствие человека в процессе вождения. Речь идет об автономии четвертого уровня.

Зельц-Аксмашер, соучредитель и главный исполнительный директор Starsky, считает возможности своего проекта более скромными, но при этом более разрушительными для рынка занятости США. Компания разработала систему искусственного интеллекта для крупногабаритных грузовиков, которая позволяет им самостоятельно двигаться по автомагистралям. При съезде на небольшие дороги водитель берет на себя управление, при этом он может сохранять контроль над несколькими автомобилями.

Конкуренты проекта больше тратят время на исследования, чем тормозят собственные разработки. Starsky еще находится в стадии бета-тестирования, но уже получает доход, перевозя контейнеры, наполненные товарами, вдоль автомагистралей США. Сейчас система дистанционного управления находится в разработке и нуждается в улучшениях, поэтому в кабине находятся два сотрудника: водитель и инженер-программист.

Компания отмечает сложности при приеме на работу специалистов из разных областей, ведь водителям и программистам приходится работать вместе.

Работа дальнобойщиком мало для кого становится постоянной, поскольку она плохо оплачивается и сопровождается тяжелыми условиями труда. Программисты, наоборот, высокооплачиваемы и обеспечены качественными рабочими местами. И тем, и другим приходится часто работать в одной кабине. По мнению директора Starsky, подобное «соседство» позволяет сгладить различия между ними.

Положение Starsky на рынке

Starsky поставила цель достичь годовой выручки в $700 млрд. Стартовый капитал проекта составил $5 млн, включая инвестиции венчурного фонда и инкубатора из Кремниевой долины.

Основные конкуренты компании — Embark, Y Combinator и Otto (стартап, который не привлек финансирования и имел менее 100 сотрудников, когда Uber Technologies приобрела его за $700 млн). Другая транспортная компания Peloton Technology собрала $78 млн на расширение автономных функций обычных грузовиков. Если один из этих стартапов или другие конкуренты преуспеют в этой области, рынок труда в одной из самых важных отраслей экономики США кардинально изменится.

По данным Американской ассоциации грузовых автомобилей (ATA), в логистике, в том числе в качестве грузовых брокеров, производителей грузовиков и официантов для грузовых автомобилей, задействовано более четырех миллионов рабочих мест.

По данным Geektimes, профессия водителя грузовика — самая популярная в большинстве штатов США.

Самые популярные профессии в США в 2014 году

Грузовики — почти идеально подходят для тестирования новейших автономных технологий вождения. Их маршруты в основном пролегают по автомагистралям, где есть четкая разметка и нет помех, например, велосипедистов. Грузовики массивны, поэтому их легче оснастить всеми необходимыми датчиками. Все это привело к тому, что специалисты по автоматизации решили использовать грузовики в качестве тестового примера для воздействия ИИ на занятость населения.

Вес перевозимого груза в США по сравнению с 2009 годом увеличился более чем на 30%, в то время как занятость в промышленности выросла примерно на 10%. Все меньше людей приходит работать водителями, и это во многом связано с рядом реформ, превративших эту профессию в тяжелый, малооплачиваемый труд.

Из-за совершенствования технологий, облегчающих обучение, индустрия отказалась от найма дальнобойщиков на постоянной основе. Теперь водители зарабатывают немного больше минимального уровня, постоянно переключаясь на другие области заработка. Высокая текучесть стала нормой.

Тестирование первых прототипов

Starsky проводит тесты в разных штатах, но Флорида особенно привлекательна в качестве полигона благодаря мягкому законодательству. Например, в отличие от Невады и Калифорнии, законодательство Флориды не требует специального разрешения на тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, если водитель имеет необходимую лицензию. Поэтому компания намерена провести там испытания в конце 2017 года.

При этом остается еще много недоработок, которые необходимо устранить. Например, потеря полосы на несколько секунд при сильном боковом ветре.

«Обычно ты отсутствуешь дома до 21 дня в месяц. Благодаря грузовикам с дистанционным управлением водители смогут проводить дома до 40 часов в неделю, — говорит главный водитель компании Джефф Рунионс. — Одиночество и пища из забегаловок останутся в прошлом. 3,5 млн дальнобойщиков в США получат хорошие условия труда».

Не для всех такое решение кажется выходом. В мае водители Airgas, фирмы-перевозчика промышленных газов, начали забастовку частично из-за предлагаемого положения в контракте, которое позволило бы их дочерней компании использовать автономные грузовики.

В Нью-Йорке объединенная группа New York Communities for Change (NYCC) проводит кампанию по прекращению государственного финансирования исследований автономных транспортных средств до тех пор, пока не будет разработан план по защите водителей. «Если компании не будут учитывать, что происходит с водителями сегодня, мы все потеряем работу», — говорит один из активистов Роландо Пердоно.

Существует три мнения о долгосрочных последствиях ИИ для занятости. В первом утверждается, что достижения в области робототехники приведут к повышению производительности и освободят людей от монотонной работы. Вторая группа опасается, что из-за технологий останется так мало доступных рабочих мест, что появится очень много безработных. Последние утверждают, что все это — шумиха, а заметных достижений предстоит ждать еще десятилетия.

Но в конечном счете, считает Зельц-Ахмашер, новые технологии сделают жизнь дальнобойщиков лучше. Люди и машины, работающие вместе, всегда будут лучше, чем по одиночке.

Рубрика «Авто» выходит при поддержке WayRay

"Высокая текучесть стала нормой" тогда и при новом найме сотрудника прописывать его согласие на автономное управление грузовиком. Постепенно водителей, работающих по старым правилам, не останется вовсе. Зато те компании, которые будут на этом экономить выжмут с рынка тех, кто остался играть по старым правилам. Рынок не стерпит присутствие тех, кто откажется от технологий в угоду "сохранения рабочих мест".

План по защите водителей... А еще план по защите бомбил, по защите наркоторговцев и так далее... Пипец. Дайте им новую профессию и всё. Обычная переквалификация.
Зажрались, блин. При всём уважении, особого ума для вождения большегруза не нужно. Внимание и быстрота реакции. Электроника с этим справляется всё лучше и лучше. Раньше были фрезеровщики, которые точнее электроники резали, теперь такого не будет. Развитие, блин.

0

Щас бы миллионы людей переквалифицировать))). А куда интересно? Низкоквалифицированного труда все меньше - все делают роботы. Нужно всех в программистов переквалифицировать? Вот так просто без задней мысли? Забавно еще как вы дальнобоев с наркоторговцами сравнили, даже нечего сказать...

0

В рыночной экономике - это проблема социальной единицы. Сравнил из-за выкриков российских дальнобоев против системы платон, хотя единственные кто портят дорожное покрытие (нууу если его положили) это десятитонники +.
Как варианты: наука, что-то с ит, что-то более гуманитарное, уехать работать в менее развитые страны, перестать размножаться.
А вообще - если посмотреть цифры - новые технологии всё равно создают рабочие места, просто иного характера.

0

Вчера по радио слышал, планы для ВУЗов по подготовке специалистов в сфере IT-технологий растут. Так что - да, отчасти в программистов переквалифицировать. Хотя полностью, конечно, проблемы это не решит.

0

Ну это всетаки политика. Куча обиженных, кто ненайдет оаботу врятли будут голосовать как нужно)

0

К счастью, их не очень много. И, раз уж политика - ученых-то, ратующих за прогресс поболее(или раздельно?) будет.

0

На мой взгляд плохо масштабироваться будет в регионах где запутанная инфраструктура (горные страны, Азия, РФ), где нет чётких правил игры...

Почему для управления морскими судами такую тему не придумают, ну или такие стартапы хуже освещаются СМИ?

0

Скорее всего по следующим причинам: туман, шторм. Отмели, встречное судно.
Торможение обычной речной баржи занимает минут 30.
Танкер, супер-танкер - скорее всего пару часов. А они не то чтобы прям тихоходные. Значит должна быть очень мощная наводящая система. Нууу что-то тип того.

Не освещают. Много лет уже крупные суда, как и самолёты, на 90% управляются автопилотом. Люди у штурвала практически не нужны.

0

До РФ эти технологии доберутся лет через 50 в лучшем случае. Ни разметки, ни зимней резины. Песок под колеса некому будет подсыпать. А как быть с ребятами на жигулях в регионах которые живут по законам 90х?

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления