Лого vc.ru

«Убедись, что твоя машина готова к гонке»

«Убедись, что твоя машина готова к гонке»

Предприниматель Шиваль Гупта в статье на Hackernoon рассказал о провале своего стартапа и совершенных ошибках.

Месяц назад все мои убеждения перевернулись с ног на голову: я осознал, что совершил одну из самых больших ошибок в своей жизни. Такие размышления посещают нас редко, но остаются навсегда.

Убедись, что твоя машина готова к гонке. Этот замечательный совет дал мне Виджей Энанд из The Startup Centre, когда я только начинал работать над Zeading. Тогда я не придал значения этой фразе и, что ещё хуже, совершенно ее не понял. К тому времени у меня уже был неудачный опыт запуска стартапа, и мне казалось, что я узнал главные ошибки предпринимателей и смогу их избежать.

Как же я ошибался.

Не думайте, что пришли к успеху

Проект Zeading должен быть стать платформой для блогеров, призванной заменить традиционное чтение. Ее главной особенностью стал режим «Дзен»: я написал код на Javascript, который конвертировал текстовые статьи в анимированный интерфейс наподобие видеоплеера. С помощью синтеза речи SpeechSynthesis API в HTML5 мы добавили поддержку озвучки, чтобы система читала текст вслух и погружала слушателей в историю. На этапе бета-тестирования нам удалось удивить пользователей и получить множество положительных отзывов.

​Восторженные отзывы пользователей

В наши амбициозные планы входило превратить Zeading в Youtube для текстов. Эта цель была связана с моей собственной проблемой. Я страдаю от амблиопии, редкого заболевания, при котором один глаз видит темнее другого. Мои глаза очень быстро устают, и когда я пытаюсь что-то прочитать на экране, то сразу начинает болеть голова.

Поэтому я придумал видеотекстовый интерфейс, который избавляет глаза от напряжения и погружает в текстовый контент, читая его с экрана. Когда мы создали Zeading и получили обнадеживающие отзывы, настало время зарабатывать.

По крайней мере, так я думал.

Режим «Дзен» в Zeading  —  воспроизведение историй, как в видео

Запуск стартапа прошел сказочно. В первый же день в системе зарегистрировались 100 пользователей, в следующие 30 дней их стало больше трёх тысяч, а на 31-й день число выросло до четырёх тысяч. Вся команда сияла от счастья. На Zeading постоянно публиковался новый контент, а самые первые пользователи поддерживали нас и воодушевляли.

Наша первая версия отвечала почти всем канонам успешного продукта. За 30 дней после запуска мы успели заручиться поддержкой лидеров мнений и начали расширять присутствие в соцсетях. Еще нам помогало много опытных профессионалов, которые время от времени давали свои консультации и делились советами.

«Сказочный» запуск нашего стартапа.

Тогда это было похоже на праздничную сцену с шампанским из фильма «Социальная сеть» у меня дома, где располагалась штаб-квартира нашей маленькой компании. Мы были абсолютно уверены, что в этот момент ничего не может пойти не так.

Но всё пошло не так.

Знайте свой рынок

Нельзя сделать продукт и думать, что рынок сам под него подстроится. Прошу прощения, если разрушил ваши представления, но мир устроен именно так. Прежде чем создавать продукт, нужно изучить потребности и мнения клиентов, а не предлагать им что-то, руководствуясь собственными догадками.

Вот что мы узнали на собственном опыте:

  1. ​Если вы не изучили потребности клиентов или у вас нет измеримых данных о существовании проблемы, которую вашему продукту нужно решать, то клиентов не будет.
  2. Если ваш рынок совсем небольшой или у вас нет представления о том, как опередить конкурентов, то модель «продукт-рынок» работать не будет.
  3. Если вы едва удерживаете клиентов и у вас нет работающей модели выхода на новые рынки, то можете навсегда забыть о развитии.
  4. Если члены команды работают на основной работе и не уделяют все свое время стартапу, то даже небольшой рост станет непосильной задачей.
  5. Если реклама — главный план получения прибыли, то вы уже эпично облажались.

Модель «продукт-рынок» — это, по сути, взаимозависимые отношения продукта и его пользователей. Ваш продукт приносит пользу, а они за ней возвращаются.

Даже самая вирусная история на нашей платформе собирала всего 60 тысяч просмотров. Понятное дело, что мы ничего с этого не зарабатывали.

Без основной метрики проект обречен

Мы изучали все метрики, кроме самой главной. Из-за нашей глупости и неопытности мы анализировали все, что было в Google Analytics и базе данных: отказы, количество активных пользователей в день, регистрации, публикации, лайки, комментарии, охват аудитории Facebook и прочую чушь.

Если бы мы сосредоточились на трафике с просмотрами страниц, то могли бы улучшить нашу бизнес-модель и оптимизировать платформу для монетизации. Если бы мы изучали вовлечение, то могли бы продвигать себя как сообщество. Если бы мы сфокусировались на нашей главной и самой популярной функции, то смогли бы вырваться за рамки платформы для блогеров и стать более эффективным и полезным ресурсом.

Выбор правильной метрики станет вашим самым важным бизнес-решением. Она будет формировать продукт, деятельность и культуру стартапа.

В итоге наш проект прервал свой стремительный рост, и нам оставалось только наблюдать за тем, как он летел вниз со скоростью метеорита.

Гадкое чувство.

К чёрту интуицию. Серьёзно.

Интуиция без опыта — источник всех бед. У Стива Джобса была отличная интуиция, потому что он был экспертом в своем деле. Вы еще не эксперт. Ваши знания как минимум разрознены, а понимание рынка фрагментировано и складывается из предубеждений и второстепенной информации. Вам нельзя использовать интуицию, пока вы не достигнете такого уровня в своей области, когда сможете рассказать всё о ней любому человеку за минуту.

Это может звучать противоречиво, но стартапы в основном строятся на интуиции. Единственные проверенные способы создания успешного продукта или бизнеса — заниматься тем, что кто-то уже сделал или путем проб и ошибок искать что-то действительно уникальное. Но как вы будете решать, что именно пробовать? Конечно, с помощью интуиции.

А если интуиция вас подведет? Вы будете тратить все свои ресурсы на нелогичные попытки. Хуже того, некоторые из них могут быть положительными, но в то же время неправильными. Например, когда мы расположили режим «Дзен» перед текстом статьи, наш показатель отказов упал с 80% до 4%.

Раньше нам было наплевать на эту метрику, потому что у вирусного контента почти всегда высокий показатель отказов. Но из-за такого огромного снижения мы начали вкладывать ресурсы для встраивания «Дзена» на сторонних сайтах. Эти усилия никак не окупились и добавили только новых проблем.

Доверяйте интуиции только в том случае, если она вас почти никогда не подводит

Если у вас за плечами богатый опыт, то он направляет мысли в верное русло, и интуиции часто можно верить.

Мой друг и эксперт в области роста Мисбах Ашраф посоветовал мне отыскать 100 самых преданных поклонников моего продукта, прежде чем делать что-либо еще. Но мы не знали главную метрику, поэтому начали выбирать суперфанов по интуиции. В нашем подходе к отбору не было никакой аналитической основы, а только излишняя самоуверенность.

Сейчас мне неприятно об этом писать, но это правда. Да, вот такие мы были идиоты.

Из соли и воды моря не сотворить

Возможно, для создания и продвижения нашего стартапа были способы и получше. Мне хочется верить, что где-то в параллельной вселенной мы все-таки не попались на эти кажущиеся теперь очевидными ловушки, расставленные нашими собственными предрассудками. Иногда мы терпим неудачу из-за сомнений, а иногда из-за излишней уверенности в себе.

Есть древняя индийская пословица: «naach na jaane, aangan tedha», которая в дословном переводе звучит: «Не вини пол в том, что не умеешь танцевать». Очень жаль, что история нашего стартапа закончилась, но чем глубже я анализирую действия, тем больше понимаю, что незнание рынка и неосведомленное принятие решений были главными причинами нашего провала.

Мы проработали над Zeading около года, и этот проект стал частью эмоционального застоя в моей однообразной жизни. Закрывать стартап было невероятно тяжело: мне потребовалась целая неделя, чтобы написать объявление на Facebook нашим пользователям. Очень сложно говорить знакомым людям, что потерпел неудачу.

Как всё это меня изменило? Я стал больше ценить личное время, так как раньше стартап и основная работа занимали каждую свободную минуту. Я начал больше читать, чтобы заполнить пробелы в знаниях, стал чаще принимать и исправлять собственные недостатки в качестве лидера, разработчика и предпринимателя. Я уверен, что это временная неудача, а опыт, который я получил, поможет мне вернуться к тому, что действительно нравится — делать потрясающие вещи.

Перевод выполнил руководитель проектов и переводчик из команде Wordbrite Александр Слыжов

> Тогда я не придал значения этой фразе и, что ещё хуже, совершенно ее не понял.

- эх надо было слушать, что мне отец в молодости говорил.
- а что он говорил?
- да хрен знает. Я же говорю надо было слушать.

0

Это пять!
Тоже кроме общих расхожих фраз ничего не понял, кроме того, что <внезапно!> надо было сосредоточиться на трафике и просмотрах

> Прежде чем создавать продукт, нужно изучить потребности и мнения клиентов

Да нет. Ладно прикалываться.

Слишком много карри в этой статье

Автор придумал программу, которая читает ему тексты, потому что он не мог сам нормально читать из-за заболевания.
Его стартап провалился из-за недостатка знаний, потому что он мало читал. Когда его стартап провалился, то он стал больше читать. Но ка же он стал больше читать, если он читать не мог? Да просто он создал программу на деньги инвесторов, позволяющую ему повышать самообразование путем чтения.

Понимание того, что экономика стартапа должна сходиться, обычно приходит с окончанием инвесторских денег.

0

Понял что его стартап взлетел в шахту, а вот из-за чего конкретно так и не удалось, индусский сторителлинг..

По-моему, основная проблема была не в бла-бла-бла, о которых трагично написал этот смуглый предприимчивый парень, а в том, что его проект, как и 99% всех стартапов, решал ноль целых хуй десятых реальных проблем.

Прямой эфир
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления