Лого vc.ru

Саймон Данлоп, Dream Industries: «В России есть всё для создания проектов мирового уровня»

Саймон Данлоп, Dream Industries: «В России есть всё для создания проектов мирового уровня»

Редакция ЦП поговорила с сооснователем холдинга Dream Industries и совладельцем коворкинга DI Telegraph Саймоном Данлопом о технологическом рынке России, переезде проектов в другие страны и развитии экосистемы ИТ и стартапов.

Поделиться

Как вы вообще оказались в России? Это же было довольно давно, как прошел переезд, легко адаптировались?

Я англичанин, но в 80-х работал в банке в Германии еще до её объединения. Затем начал путешествовать по бывшей Восточной Германии. В тот период возникла идея поехать в Россию — в итоге, здесь я живу уже больше 20 лет. Сначала начал работать в компании Philip Morris. Тогда мне было 24 года. Перед переездом друзья дали мне три номера телефона людей, которым, как они сказали, надо обязательно позвонить в Москве. Один из них был организатором известных рейв-вечеринок начала 90-х. В первую же неделю в России я ему позвонил и оказался на одной из таких тусовок — Gagarin Party на ВДНХ. Атмосфера меня поразила, люди очень понравились, и я понял, что попал в правильную страну.

А как вы пришли к созданию своего бизнеса?

Поработав какое-то время в Philip Morris, я начал задумываться о том, что было бы неплохо организовать свое дело. Мы скооперировались со знакомыми, одним из которых был мой нынешний партнер Виктор Фрумкин, и запустили компанию по производству снэков (сухарики «3 корочки» — это был наш бренд) Bridgetown Foods, которая выросла в масштабный бизнес. Позднее, уже в Англии, я организовал технологический инкубатор, но период оказался неудачным — 2001 год, крах доткомов, обстановка для работы со стартапами была неподходящая, поэтому я сосредоточился на российском бизнесе.

Что было дальше?

В 2006 году я вышел из Bridgetown Foods, продав свою долю. На средства от сделки вместе с партнерами купил местную российскую сеть кинотеатров, а попутно решил заняться интернет-проектами. С Алексеем Остроуховым и Виктором Фрумкиным мы подумали, что нужно идти в нишу музыки — её в России очень любят, миллионы людей слушают музыку ежедневно, но с монетизацией дела обстояли, да и сейчас обстоят не очень хорошо. На наш взгляд сделать успешную компанию в сфере музыкальных сервисов можно только предоставив продукт, который будет лучше, чем бесплатный — не просто предоставить доступ, но попробовать структурировать музыку удобным образом и помочь ориентироваться во всем многообразии контента, разработать качественные и приятные мобильные приложения. Именно на это был заточен проект Zvooq, с которого начался холдинг Dream Industries.

Концепция компании сформировалась сама собой — мы решили, что будем фокусироваться на том, что может делать человека лучше — это, в первую очередь, книги — так родился проект Bookmate, и знания — информацию о том, где их можно получить, распространяют «Теории и Практики». Текущий мой проект также «заточен» на людей — это коворкинг Telegraph, который мы хотим сделать центром развития стартап-экосистемы России.

Bookmate, кстати, нормально сейчас развивается?

Работа ведется — в сентябре мы выходим с Bookmate на рынок Швеции, затем в плане Сингапур. Я же основные силы сейчас трачу на развитие коворкинга.

Об этом еще поговорим отдельно. Чтобы подытожить с Dream Industries, расскажите свое мнение о случившемся акционерном конфликте? Все проблемы к настоящему моменту улажены?

Вообще про эту ситуацию уже так много написано, что добавить толком и нечего — я вообще считаю, что успешный стартап совсем без конфликтов не бывают. В России это просто довольно новая тема — «что-то случилось вокруг интернет-проекта», это всем интересно, журналисты много писали о ситуации. Если посмотреть на Запад — то там в истории каждой крупной компании масса скандалов, но люди реагируют спокойнее. Когда в проекте участвуют несколько людей, то у каждого из них есть свое видение его развитие — это может приводить к конфликтам. Жалко, что наша ситуация затянулась почти на целый год, но в конце концов, все осталось позади, было достигнуто соглашение между акционерами, и мы развиваемся дальше.

Вы затронули тему молодости российского ИТ-рынка. Чего, по-вашему, вообще ему не хватает? Как вообще его оцениваете?

Не хватает очень многого, в своем коворкинге мы как раз пытаемся работать на то, чтобы закрыть слабые места российских специалистов и предпринимателей. Экосистема ИТ и стартапов в России очень молодая, поэтому культура ведения интернет-проектов еще не до конца сформировалась. Однако люди здесь очень быстро учатся — они голодны, амбициозны, хотят добиваться результатов. Пожалуй, одним из минусов для стартапов в России является тот факт, что рынок в стране сам по себе в разных нишах не такой уж и маленький. Это заставляет многие проекты фокусироваться на родном рынке, забывая о возможностях, которые открывает весь мир, что негативно сказывается на перспективах роста. У стартапов из Финляндии, Израиля или условного Сингапура нет возможности успешно расти в своей стране — рынок слишком мал, поэтому они сразу задумываются о международной экспансии и иногда им удается стать глобальным бизнесом.

Здесь не хватает людей с международными амбициями. Поэтому мы часто приглашаем выступить перед резидентами коворкинга специалистов и предпринимателей, которые знают, что такое зарубежная экспансия, и участвовали в глобальных проектах.

Про русских программистов вообще часто говорят, что они не любят решать задачи, а только творят. Про статаперов — что только тусуются. Вы как считаете?

За время своей работы в России, конечно, я повидал много. Вообще разрыв между творческой тусовкой и реальным производством присутствует. Но тут ведь еще какой вопрос — важна стадия развития проекта. Если стартап на стадии идеи, то крайне важна легкость в мировосприятии, общение с другими людьми, которое способствует креативу. Важно не пропустить момент, когда стадия сменяется на реальную работу над проектом — здесь уже нужно уметь сосредоточиться только на том, что важно, перестроить темп работы, и хождение по мероприятиям может быть излишним.

Не все умеют перестраиваться, но я бы не стал говорить, что данная черта присутствует лишь у российских предпринимателей. Вообще все то, что описал выше, подпадает под термин поэтапного развития — стартаперы должны уметь двигаться шаг за шагом, прилагая усилия к решению самых насущных проблем в конкретный момент времени. На каждом этапе нужно работать в определенном режиме и их важно уметь переключать.

Хороший момент, чтобы перейти к вашему коворкингу. Как развивается проект?

Он запустился всего три месяца назад, и сейчас резидентами являются около 45 человек. Главная наша задача на данном этапе — создание сообщества. Люди должны понимать, что коворкинг DI Telegraph — это не просто арендуемый на время стол, а возможность получения новых знаний, общения с интересными людьми — специалистами, предпринимателями, экспертами. Для стартапа самое главное — это доступ к правильным людям. Это могут быть инвесторы, потенциальные сотрудники или партнеры. Каждая встреча создает шанс на общий успех, мы хотим создать условия для таких перспективных встреч.

Но и зарабатывать вы планируете? С коворкингом это вообще реально?

Хороший вопрос. С коворкингом можно выйти в ноль, чтобы именно на нем зарабатывать нужно запускать сопутствующие проекты. Пока мы такой задачи не ставим, но в плане создание инвестпроекта, который может перекликаться с коворкингом — планируем создать на его базе что-то вроде инкубатора. В остальном будем развивать текущие инициативы — образовательные программы, приглашение интересных спикеров и митапы ИТ-тусовки — следующая такая встреча 18 августа, кстати.

Какие перспективные ниши для российских стартапов вы видите? Особенно учитывая весь политический негатив, который отпугивает инвесторов от нашей страны.

Плюс России в том, что здесь есть довольно большое количество местных инвесторов, которые ищут возможности для вложений в хорошие проекты, запущенные талантливыми людьми. В Москве очень много денег — если не ошибаюсь, она даже входит в топ-5 мировых городов с точки зрения инвестиций в ИТ-стартапы. Здесь есть все условия для создания проектов мирового уровня — главное, повторюсь, не нужно зацикливаться на родном рынке. Всегда надо думать о том, кто купит твой бизнес — это интересно инвестору. Если ориентироваться только на рынок России, то продать долю в компании зарубежным партнерам будет труднее. Часто успешные стартапы начинают в России, потом переезжают в Европу или США.

То есть по-вашему правильно, что они уезжают? Ярлычок «Россия» все-таки мешает бизнесу?

Я считаю, что каждая ситуация отличается, Москва есть и будет такой точкой соприкосновения Запада и Востока — находясь в этом городе компания может свободно работать с партнерами из любой страны. В то же время, в той же Кремниевой долине есть уникальные условия для развития бизнеса, рынок США огромен, оценки стартапов на порядок выше чем те, на которые могут рассчитывать проекты из других стран. Это тоже факт, который нельзя игнорировать — что не отменяет огромную конкуренцию, отсутствующую в России.

Что касается переезда в страны вроде Литвы, то я могу это понять — в Москве жизнь далеко не дешевая, а сотрудники просят немалые зарплаты. Мои знакомые, переехавшие с бизнесом в Берлин, говорят, что на те деньги, что они тратили в Москве за месяц, в немецкой столице хватает на три. В той же Литве разработчики не требуют такие же деньги, как в столице России. Так что часто за переездом стоит простая экономическая целесообразность. При этом в Европе есть устоявшаяся технологическая тусовка — в том же Вильнюсе она на хорошем уровне. В России еще только идет формирование экосистемы — в этом одна из целей нашего коворкинга. Мы работаем на то, чтобы меньше проектов уезжало, чтобы они могли находить толковые связи здесь.

А на какой машине вы ездите?

В основном передвигаюсь на велосипеде фирмы Whyte.

Статьи по теме
Олег Мельников, сооснователь Parallels: «Многим стартаперам важнее срубить бабла, а не решить проблему»04 июня 2014, 13:21
Александр Лямин, Qrator Labs: «Для СМИ DDoS — это комплимент»25 июня 2014, 17:49
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Саймон крутой, даже не знал, что ТриКорочки его рук дело!

Монстр конегно а не мужик. Нарубил бабла - ездит на велике - путешествует аквтиано и раздает деньги молодым через коворкинг.

Реклама велосипеда?)))

это только россияне себя не любят и любят пофрустировать на тему "надо валить"

может, наоборот, слишком себя любят? :)

Ну тут как раз разные ситуации — Скибинский 20 лет назад отсюда уехал, а Данлоп тут уже 20 лет живет

Один экспат хвалит Россию. Другой её поносит
Истина же, как обычно, где то рядом.

0

Спасибо, очень хорошее интервью.
А за «3 корочки» ему спасибо.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan Sirotkin

Елена,

Зашёл па сайт и за минуту нашёл объявление, такое же как на "авито", которое можно назвать "шумом":
damprodam.ru/msk/iphone/iphone-6-16gb-novyj-original_6316
Если чёрные-авито-магазины дают у вас рекламу с такими же непонятно как восстановленными телефонами, то в чем вообще отличие? В удобных фильтрах?

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Елена Богатырева

Пишите на team@damprodam.ru, обсудим

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Aleksey Bobkov

а еще остались рабочие расширения хрома для парсинга своего плейлиста из вк?

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Vladimir Udalov

Заказал у этих ребят аудит, указав рабочую почту и сотовый, в течение следующих трех недель произошло ничего.

«Взять специалиста и забыть про SEO у вас не получится»
0
MC Coconut

В телеграм есть MyMusicBot, сейчас он ищет музыку по запросу и скачивает в чат (на ios закрыт, но доступен на android и в десктопной версии, можно оттуда пересылать в chat with self и слушать с яблока).
Скорее всего, он тоже перестанет функционировать - тогда просто можно качать аудио с десктопа и скидывать в диалог. Не самый удобный вариант, наверное, но мне ок

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Показать еще