Лого vc.ru

Как бороться с клеветой в сети: практические советы юриста Original Works

Как бороться с клеветой в сети: практические советы юриста Original Works

Юрист digital-агентства Original Works Анна Стратулат написала статью о том, как юристы могут помочь компаниям бороться с клеветой в интернете. Автор рассказала, как правильно оформить претензию, кому её адресовать и в каком случае стоит обращаться в суд.

Поделиться

Когда вы обнаружили в сети негативные отзывы, сначала стоит попробовать решить проблему мирным путём. Компания обязана реагировать на негатив и, при должном подходе, использовать проблему как трамплин.

Сначала нужно выяснить, реальный ли клиент оставил отзыв, или это происки «коллег по цеху»: спросите номер договора, номер партии, день покупки, какие-то нюансы, которые позволят идентифицировать реального клиента. На этом этапе большинство троллей и конкурентов «отвалятся», так как не смогут предоставить фактические данные о своем заказе или товаре. 30% просто пропадут, 30% скажут «левый» номер заказа, и вы об этом сообщите достопочтенной публике, 30% откажутся вам что-либо говорить.

Если клиент ваш, предложите ему обратиться в службу поддержки и по итогу отпишитесь публично, что проблема действительно существовала, но теперь она решена. Важно показать, что вы готовы помочь клиенту, решить его проблему и не боитесь публичной критики в свой адрес.

Если вы столкнетесь с тем, что решить проблему переговорами не получится, потому что в сети размещена клевета, а не объективные данные, то можно переводить разговор в юридическую плоскость и требовать защиты своих прав.

Я расскажу, кто и за что будет отвечать, если это произойдёт.

Есть два способа разобраться с клеветником — претензионный и судебный.

Претензионный способ защиты заключается в написании претензии и объяснения своих требований на официальном уровне. В претензии необходимо изложить суть нарушения, требования и сроки для устранения.

Что вы можете требовать:

  • удалить информацию и/или написать опровержение;
  • выплатить денежную компенсацию.

Претензию необходимо писать тому, кто за всё в ответе. Это могут быть:

  • администратор сайта;
  • редакция сетевого издания;
  • блогер;
  • журналист;
  • любой другой автор неугодного сообщения.

Для наглядности, изобразили это в виде таблицы:

Место распространения Кому предъявлять
СМИ (без указания источника). Автор, редакция СМИ.
СМИ (с указанием источника). Автор, журналист, редакция СМИ (если есть источник), иной источник информации.

Но: Если сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, редакция, главный редактор и журналист не несут ответственности.
Официальный сайт компании. Администратор, владелец сайта или владелец доменного имени.
Блог или форум. Автор сообщения или блогер (блогер — владелец сайта или страницы сайта в сети, на которых размещается общедоступная информация и посещаемость которых в течение суток составляет более трёх тысяч пользователей.

Более подробно и менее понятно можно почитать в Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О СМИ» и в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Отправлять претензию нужно заказным письмом с уведомлением либо с описью вложения. Следует чётко обозначить суть претензии и предоставить разумные сроки для устранения. Обычно разумный срок составляет от трёх до десяти дней. Если проблема не будет устранена в указанный срок, то можно подавать в суд.

Случается, что претензии не воспринимают всерьез, считают пустой угрозой, после которой ничего не последует. Поэтому приходится подключать юридическую службу для решения проблемы в судебном порядке.

Судебный способ защиты предполагает решение проблемы силами органов судебной власти.

Деловая репутация компании нуждается в защите в случае одновременного появления сведений, которые:

  • были распространены;
  • не соответствуют действительности;
  • имеют порочащий характер.

При этом истец по делу должен доказать и факт распространения, и порочащий характер, а ответчик — соответствие таких сведений действительности.

Надлежащими ответчиками по искам о защите деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности и умаляющих репутацию сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Несколько примеров из практики

Если сведения размещены в СМИ и указан источник, то СМИ не отвечает за дословное воспроизведение сообщений, распространённых другим СМИ.

Представителем ответчика представлены источники, на основании которых готовилась статья, а именно интернет-сайт пресс-службы ГУ МВД по <адрес>. В данных публикациях содержатся ссылки на то, что «по словам очевидцев, водитель находился в нетрезвом состоянии». Кроме того, в самой статье, подготовленной ответчиком, не указывается фамилия, имя и отчество истца, что свидетельствует об отсутствии факта распространения со стороны ответчика (СМИ) сведений в отношении истца.

Подробнее.

Если сведения размещены в блоге, а СМИ цитирует его, то и автор блога, и СМИ отвечают за опубликованную информацию.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «О СМИ» редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности <…>, если они являются дословным воспроизведением материалов, распространенных другим СМИ. Ни сайт http://blyatukov.ru, ни http://teh-nomad.livejournal.com, на которые ссылается автор статьи, опубликованной в сетевом издании СМИ, средствами массовой информации не являются.

Подробнее.

Если сведения размещены на официальном сайте компании, то администратор сайта отвечает за размещенную информацию.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года № 3 истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В рассматриваемом случае Истец доказал и факт распространения сведений первым ответчиком, и порочащий характер указанных сведений. Соответственно, ОАО «СтройФ» является надлежащим ответчиком, поскольку является администратором сайта, то есть лицом, ответственным за размещение информации на данном сайте.

Подробнее.

Если сведения размещены на стороннем портале (не СМИ), то владелец сайта не отвечает за субъективное мнение третьих лиц, размещённое на сайте.

«… владелец сайта объективно ограничен в возможности определять достоверность информации, размещаемой на сайте третьими лицами, притом, что возложение на него такой проверки означало бы отступление от конституционных гарантий свободы слова, - он не может быть безусловно обязан удалять порочащие гражданина сведения, если их недостоверность небесспорна, а следовательно, до принятия судебного решения на него не может быть возложена ответственность за отказ удалить соответствующую информацию с сайта…»

Подробнее.


Что грозит клеветниками:

  1. Обязанность опубликовать опровержение.
  2. Денежная компенсация истцу, в качестве возмещения морального или репутационного вреда.
  3. Обязанность убрать (если возможно), все порочащие и не соответствующие действительности сведения.

Краткие выводы

  1. Мониторьте информацию о себе в сети, используя различные сервисы.
  2. Отвечайте на негативные отзывы, решайте проблемы, благодарите за положительное сообщение.
  3. В случае негативного и неправдивого отзыва верно определите источник.
  4. Напишите претензию, изложив требования и предоставив срок для исправления. Если проблема не решается переговорами, можете смело обратиться в суд, определив ответственное лицо.
  5. Вам придется доказывать факт распространения, и порочащий характер. Ответчику — правдивость сведений.
  6. В случае положительного исхода, ответчик должен будет опубликовать опровержение, выплатить компенсацию и удалить (если возможно) ранее размещенные порочащие сведения.

Кем бы вы не являлись, не стоит заведомо распространять порочащие сведения в попытках насолить контрагенту. Это незаконно. Стоит решать вопросы полюбовно, без судов и грязи, либо обзаведитесь юристом, который сможет доказать субъективный характер ваших высказываний. Это, в свою очередь, защитит от наступления ответственности.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Такому юристу я верю безоговорочно ) Hot!

Если нужен только мониторинг упоминаний, без аналитики, то лучше всего подойдёт это br-analytics.ru/express/ .

Гугл Алертс и Яндекс.Блоги не предлагать, так как ищут они гораздо хуже и не предназначены под мониторинг соц.сетей.

0

уже можно писать гадости про яндекс и мтс?

Троишник пишет гадости про троишников, чтобы получить лайки от других троишников, которые поддерживают первого троишника и не смогли устроиться на работу ко вторым троишникам и хотят им отомстить? Так?

0

Не вполне адекватный заголовок. Клевета - уголовное преступление, а в тексте речь в основном о гражданско-правовой защите деловой репутации.

0

Согласна с вами. Юридическое понятие относится к уголовному праву. Однако если не заниматься буквоедством, то согласно словарю: "Клевета - Ложь, распространяемая с целью опорочить кого-л., что-л. Распространение заведомо ложных, порочащих сведений, слухов".
В противном случае заголовок бы звучал так: Как найти сведения, порочащие честь и достоинства граждан, а также деловую репутацию юридический лиц и индивидуальных предпринимателей в сети.
Согласитесь, не айс..)

Статья как раз для этого сервиса teleskop.club

0

Анна, расскажите, пожалуйста, бывали в вашей практике случаи, когда лучше было устроить скандал, чем тихо обратиться в суд?

0

Несомненно. Хотя я сторонник того, чтобы договориться без скандала и суда. Возможно, мне просто везло на адекватных людей и удавалось добиться положительного решения просто четко обрисовав перспективы перерастания переговоров в судебное разбирательство или в громкий скандал. Редко кто хочет выносить ссор из избы.
Но были случаи, когда без хорошей драки не обошлось)

Сайты компроматного типа, на претензионное письмо, отвечают - "Ок, увидимся в суде". И плодят еще 100500 сайтов с негативом. И тоже самое с отзывиками происходит. Хотите эффект Барбары Стрейзанд? Давите юридически.

0

а зачем им тратить деньги и время на еще 100500 сайтов с теми же граблями?

0

Деньги вымогают. Для них это не грабли а заработок

0

Ну хорошо, что честным людям есть, как защищаться

0

так я к тому, что закон тут не поможет. Это сработает только со СМИ.

0

Иногда даже честная работа с негативными отзывами не помогает.
Допустим, написал клиент отзыв. Ему в корректной форме со всеми отсылками к необходимым документам разъяснили что и как.
Но если его что-то не устраивает, он будет плодить ещё 100500 отзывов под разными никами на всех сайтах, где только можно.

Согласна с вами. Не существует волшебной таблетки от всего. Если проблема решаема, то ее нужно решить и отзывы прекратятся. Если на лицо "осенне-весеннее обострение", то нужно искать другие способы устранения проблемы. Иногда задобрить пациента дешевле, чем заметать следы, бегая по сайтам и оплачивая работу юриста.

Насчёт последнего соглашусь (впрочем, как и со всем вышенаписанным).
Главное, соблюсти разумный баланс, чтобы у клиента не проснулась жадность и он не стал бы требовать ещё и ещё :)

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Sergey Nikitin

Я Ваши претензии отвергаю, поскольку в данной статье говорится о дизайне (!) книг, но все же уточню: АСТ — ведущее российское издание, так что если Вы действительно предполагаете, что они издают лишь старые тексты в новых обложках, в чем, впрочем, нет ничего скверного, поскольку классика есть классика, то Вы ошибаетесь, потому что они также издают как впервые переведенные на русский язык произведения наших современников, так и впервые переведенную классику либо классику в новом переводе, и немного справки: в АСТ входят 14 редакций и, как они заверяют, «АСТ обладает крупнейшим авторским портфелем — более 5 000 имен» и «выпускает более 40 миллионов экземпляров книг в год», так что Ваши утверждения несколько несостоятельны.

Лучший дизайн книг 2016 года
0
Valentin Kirillov
GameSpire ltd.

"Например, в гостиной моей квартиры проходят деловые встречи, когда меня нет дома.", а в спальне публичный дом. Спасибо, дальше не читал)

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Aleksey Dev

в 37 лет делать свистелки - перделки, мне кажется это провал.

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Nickita Prochorov

Идея здравая. Всё зависит от твоей ЦА. Скинуть на развитие от 10 до 100 р автору - в чём проблема то? Блогеры в онлайне могут по 100 000 -за час собирать. И кто? - дети. Главное трудиться не для нищебродов и любителей халявы.

Холдинг «Е-генератор» запустил сервис для добровольной оплаты контента «Микроподписки»
0
Nickita Prochorov

Ценные знания ДОЛЖНЫ быть БЕСПЛАТНО? Что за ерунда?

Холдинг «Е-генератор» запустил сервис для добровольной оплаты контента «Микроподписки»
0
Показать еще