Лого vc.ru

Что надо делать стартапам, чтобы не повторять ошибок больших компаний

Что надо делать стартапам, чтобы не повторять ошибок больших компаний

Гендиректор «Билайна» Михаил Слободин написал колонку с советами для небольших компаний о том, как избежать распространенных ошибок больших бизнесов.

Поделиться

Когда ты маленький, не задумываешься о том, какие проблемы есть у больших. Очень хочется стать большим. Но крайне важно, чтобы в процессе роста бизнеса не повторять ошибок, которые обычно допускают большие компании.

Эти ошибки очень дорого им стоят и их очень трудно исправлять. Поэтому их лучше не делать. Об этом и было мое выступление на LeanStartUp (проект ФРИИ — прим. ред.) на этой неделе. Делюсь своей презентацией с моими комментариями и дополнениями к порою не очень информативным слайдам.

Большие компании обременены активами, большим хозяйством. Каждая собственность требует внимания и генерит затраты. При этом масштабы этих затрат порою трудно оценить. Они цепляются друг за друга и в результате — компания неэффективна. Поэтому если можно что-то не брать в собственность и не иметь — лучше этого не иметь.

Сегодняшние технологии и рынок позволяют отказываться от владения многим, что до этого казалось незыблемым с точки зрения необходимости владения. С середины сентября я принял решение отказаться от персонального авто и водителя и полностью пересел на сервис такси.

Решение обусловлено практическими и экономическими соображениями. Digital is coming... Держаться за свой корпоративный автомобиль и персональных водителей смысла никакого нет. Большую часть времени они маются в состоянии ожидания, а мои затраты при переходе на сервис такси могут снизиться процентов на 50. Это еще один пример того, как меняется мир. То, что было невозможно представить раньше, становится реальностью.

В больших компаниях люди привыкают чуть что привлекать консультантов, обращаться к другим для подтверждения, визирования и согласования. Это такая скрытая форма переложить и работу, и ответственность за нее на других. Вовлечение и ответственность сотрудников в больших компаниях сильно страдает. Вам же это не надо!

Поэтому главное правило начинающего стартапера — вовлекайтесь на 120%. Порою кажется, что консультанты и прочие внешние ребята — очень умные и знающие. И у них есть то, что вам нужно. Но, на самом деле, далеко не все, что вам предлагается со стороны, — вам действительно нужно, а многие вещи вы и сами сделаете гораздо лучше. Просто потому что делаете это для себя.

К тому же, когда вы делаете это сам, вы учитесь гораздо быстрее. В процессе самостоятельной работы вы выучите уникальные роли, освоите новые профессии. Поэтому ведите свой блог или сами готовьте то, что вы презентуете.

Презентации я делаю всегда сам, хотя, безусловно, в компании найдется минимум пара десятков людей, которые могли бы их сделать за меня и для меня.

Но свои мысли и свое видение нужно выражать самому. К тому же, когда что-то делаешь сам, сам начинаешь лучше разбираться в предмете.

Большие компании считают, что у них хватает ресурсов заниматься всем. И они теряют фокус. Система усложняется и зачастую теряется управляемость, а расходы растут. Стартапу нужно сохранять предельный фокус, потому что столько ресурсов нет и запаса прочности тоже.

Примером предельного фокуса для меня является менеджмент Snapchat. Эван Шпигель, сооснователь и генеральный директор Snapchat, был у нас в «Билайне» в гостях, и мы обсуждали различные варианты сотрудничества оператора и Snapchat.

Но каждый раз, когда мы предлагали заработать, но это требовало довольно серьезной настройки Snapchat и появления маленькой, но дополнительной функциональности, Эван был непреклонен. Он твердо верил и верит, что должен сохранять предельный фокус и «чистоту» продукта. Это и помогает ему расти среди пользователей. И компания одного приложения уже доросла до оценки 15 млрд долларов.

Работа в больших компаниях порою расслабляет. Есть свой распорядок дня и все там подчиняется довольно размеренному ритму большой организации. Кажется, что все работает и вставать рано не надо (правда, всегда есть исключения). Но работа людей в стартапе — это совершенно другое состояние. Пахать надо с утра и до поздней ночи. От зари и до зари. Иначе так и останешься стартапом. Или еще хуже — неудавшимся стартапом.

Это мой набор будильников на телефоне

В 7 утра каждый день я выезжаю на работу. Хотя руковожу большой компанией, но сделать нам надо еще очень много. Поэтому вставать приходится как в правильном стартапе — очень рано. И на работу.

В больших компаниях всегда большие бюджеты и все более-менее стабильно (хотя тоже бывает по-разному) — и это сильно развращает людей. У сотрудников больших компаний довольно сильно атрофируется мозг на поиск более дешевых и тем более бесплатных вариантов реализации того, что действительно можно сделать бесплатно.

Более того, в большой компании, если это бесплатно, то считается, что низкого качества или вообще какое-то фуфло. Но в стартапах нужно бороться с атрофией мозга и стараться как можно дольше сохранять культуру — находить бесплатные или крайне малобюджетные варианты решения проблемы. И в 90% случаев их реально можно найти.

Даже в нашей большой компании ПАО «Вымпелком» (все ее знают как «Билайн») мы используем бесплатные или крайне малобюджетные решения. Потому что это дешево, по-настоящему удобно и быстро реализуемо. Ну и халяву можно найти всегда.

В любой компании нужно иметь трезвую голову. Ту, которая всегда, помимо радужных перспектив, видит и риски и еще умеет считать деньги. В больших компаниях есть главные финансовые директора с целой службой бюджетирования, perfomance management и тому подобное.

В стартапе не нужно создавать большую службу. Но кто-то с трезвой головой, который будет периодически возвращать всю команду с небес на землю и не даст профукать деньги, обязательно нужен. Только власть ему всю не отдавайте — иначе вообще не взлетите. Тут важен баланс между полетом фантазии и предпринимательством, трезвым взглядом на вещи.

Из моего личного опыта, найти отличного финансового директора и человека с трезвой головой — очень непросто. У нас в «Билайне» работает лучший финансовый директор, сочетающий в себе и трезвый взгляд и понимание законов развития бизнеса. Ну а дома у меня роль человека с трезвым взглядом на вещи прекрасно выполняет моя жена. И я спокоен за эту часть — и дома, и на работе.

Большие компании вырастают настолько большими, что забывают свое предназначение. У них столько внутренних проблем и забот — переговоров, совещаний и всего такого, что они забывают, для чего они работают. А работают они ради клиента.

В стартапах порою увлеченные идеей команды настолько воодушевлены своей идеей и тем, что они собрались вместе и все так круто, что начисто забывают про свое предназначение. А предназначение у стартапов и больших компаний одно — удовлетворять потребности клиента.

И если ваша гениальная идея клиенту не нужна — ваш стартап окажется пшиком. Поэтому прежде всего думайте о клиенте и о том, какую потребность вы удовлетворяете. И сделайте так, чтобы он выбрал именно вас — потому что удобно, быстро, прикольно и с удовольствием. Без этого — ни ваш стартап, ни ваша команда не нужны в этом мире. Так же как и большие компании — они теряют своего Клиента и неизбежно умирают.

Просторные офисы — это для больших компаний. И то, если по секрету, не для всех. Проблема больших компаний — это разрозненность и разобщенность. Люди сидят в разных офисах и на разных этажах. В разных кабинетах и за закрытыми дверями. И от этого многое теряется.

Прелесть стартапа — все рядом друг с другом и в постоянном общении. Это огромный плюс, и чем дольше вы его сохраните, чем позже переместитесь в отдельные кабинеты и разъедетесь по разным этажам, тем лучше.

В больших компаниях ценят общение, но отказываться от своих кабинетов не хотят. Статус, удобство и все такое. Но в «Билайне» мы стараемся двигаться в обратном направлении. И я из своего большого, но кабинета, переехал в open space.

Большие компании, работая на сложившихся рынках, держат себя в тонусе анализом своей рыночной доли, постоянно сравниваясь с конкурентами. Это действительно «вставляет» и заставляет думать быстрее и интереснее. В противном случае, любая большая компания начинает жить сама по себе и ее скорость резко замедляется.

Посмотрите на монопольные отрасли или там, где доминирует государство, — скорость жизни и тонус в них, как правило, довольно низкие. Для стартапов доля рынка вообще не имеет значения в силу двух причин. Первое — их доля на действующем рынке мизерна, второе — рынка вообще не существует.

Поэтому как-то же надо держать себя в тонусе помимо того, что в тонусе держит постоянная нехватка денег. Сохранять тонус в этом случае непросто. Добавить энергии и тонуса можно, участвуя в каких-нибудь соревнованиях и конкурсах.

Только не надо участвовать во всех — выберите лучшее соревнование и участвуйте. Сами себя оцените, получите кучу вопросов и комментариев, которые точно заставят задуматься, ну и рекламу себе сделаете хорошую. Если, конечно, хорошо подготовитесь.

Большие компании потому и считаются большими, потому что в них работает огромное количество людей. Это круто, конечно, но это и источник огромных забот и проблем. Структуры становятся сложные, информация между уровнями искажается, нужны люди для управления другими людьми, нужны люди для управления людьми, которые управляют другими людьми, нужны системы контроля людей и так далее, и тому подобное.

Каждый новый человек в стартапе (да и в любой компании) — это риск и источник потенциальных проблем. Конечно, новый человек что-то привносит. Но баланс между риском и бенефитами зачастую не в пользу последних.

Поэтому расширяйтесь только в крайнем случае, нового человека берите только тогда, когда абсолютно уверены, что он действительно нужен и может делать то, что вам очень надо, и только он может это сделать.

Если следовать этим советам не будете, то очень быстро превратитесь в традиционную организацию со своими большими проблемами и получение таких писем, как показано на рисунке, не за горами. А это признак огромных структурных проблем в организации. Стартапы с такими проблемами долго не живут!

В качестве бонуса к 10 советам добавлю еще один — персональный для руководителя стартапа.

Очень важно, какие цели ставятся перед организацией и какие цели в голове у лидера. Если он думает о том, что станет миллионером или, того больше, миллиардером — вероятность, что он им станет, стремится к нулю.

Думать надо о продукте, о клиенте, о своей компании и о достижении результата — короче, думать надо о работе. Тогда деньги и все остальное придут. Только позже. А иначе вообще никогда.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

И еще много плюсов :) и спасибо за дельные советы :)

0

Ок. Откажусь от личного водителя и консультаций с ведущими специалистами рынка.

0

Касательно владения и стоимости владения - это все об оптимизации затрат.
Вообще любая компания в процессе роста постоянно формирует центры генерирования расходов, но в последствии не всегда оперативно отслеживает их отдачу, чтобы быстро "заткнуть дырку утечки" денег.
Порой самые рискованные наращиваемые затраты - персонал middle/back офиса, т.к. ты не сможешь совершенно точно и оперативно увидеть влияние их работы на прибыль.
Оптимизация затрат = максимизация прибыли.
Само собой, владельцы-инициаторы стартапа уже не могут за всем углядеть, а мотивация экономить наемному сотруднику чужда фундаментально.
Зачем? Материальной выгоды он не получает. Увольнять его за это (в 80%-90% случаев) не будут, т.к. нужна серьезная основа утверждать что можно было сделать дешевле.
Чаще всего такие кейсы решают через прямые указания руководителям конкретных направлений:
1. Предъявить план/roadmap по оптимизации затрат
2. Обозначить на основании этого плана конкретный премиальный бонус, привязанный к количественным показателям минимизации затрат
3. Исполнять его и нести персональную ответственность за достижение плановых показателей (он же сам его подал)

Тем не менее, могу сказать с уверенностью, что существенная доля падающих компаний, оказались там от отсутствия продаж, а не от бесконтрольных расходов.

Муртазиииииииииин, выходи играть!)

Восьмое октября близко))

−1

в россии, если что, вовлекаются на 146%

0

Мне одному кажется странным, что генеральный директор такой большой компании тратит свое время на выступления на стартап-мероприятих, личный блог и т.д.?

Дуров, Цукерберг, Джобс, Гейст - находили время на выступления. А компании у них маленькими не назовешь.

Гейтс. Опечатался.

0

Странно в списке гениев видеть фамилию Дурова

Директору любой компании нужно тратить хотя бы час в неделю на выступления или статью, причем не перед своими сотрудниками, а там, где можно получить сполна критики и где равнодушны к твоим погонам.

У него уже тот этап в жизни, когда он хочет отдавать:)

Для кого он это ф*фло пишет? У него во фронте работают НАСТОЛЬКО тупые продаваны, это ж просто кошмар какой-то... Пусть лучше прокатится по своим салонам и попробует с этими инвалидами пообщаться да клиентом прикинуться...
Дурдом, бл*...

Есть видео, где он приходит клиентом в свои салоны.

0

Хочу посоветовать господину Слободину почаще вставать за прилавок салона Билайн где-нибудь на Дубровке.
Вот это будет хардкор!
Вот и директор Макдональдса частенько так делает...

0

Есть видео, где он работает за прилавком своего салона.

0

Сдал кабинет, идей нет! Теленор вышел из капитала... выручка и прибыль падает, капитализация тоже, а он посты пишет... Зря он меня не взял, может был бы шанс вылезти и решить цели, а так полный факап!!!

0

Феноменальный пост, все идеально в точку !!!

0

А скоро будет видео, где Муртазин работает за прилавком салона Билайн в костюме пчелы)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Айаал Романов

Кто вообще поверил что это видео с настоящего эйар, а не просто концепт? Мне с самого казалось что это видео задумывалось как концепт, никак на настоящий геймплей не смахивает же

The Information сообщило о подделке демонстрационного видео AR-очков Magic Leap
0
Ivo Dimitrov
Millt

Друзья ребят которые сделали No Man's Sky? 😏

The Information сообщило о подделке демонстрационного видео AR-очков Magic Leap
0
Ashot Gabrelyanov
Borsch

Чтобы проверить это, достаточно выбрать эмоцию улыбка и сделать злое лицо. Попробуйте. Точность детекта эмоций - около 93%.

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Maxim Kolpakov
Wachanga

Да, UGC-модель у нас в планах. Разрабатываем механику, которая позволит и гибкости придать, и при этом доводить до пользователей самый интересный для них контент.

Как работает сервис развивающих заданий для детей Wachanga
0
Алена Люкшина
Agima

Всё там просчитано. И процент идиотов в том числе.

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
Показать еще