Лого vc.ru

Кто должен заниматься SMM: сотрудники, специалист или агентство

Кто должен заниматься SMM: сотрудники, специалист или агентство

Спор между стартапером Степаном Даниловым и участниками сообщества «SMM-тусовочка» вызвал бурное обсуждение о целесообразности найма специалистов из этой области. ЦП предлагает читателям обсудить, как именно компания должна работать с маркетингом в социальных сетях.

Поделиться

В корпоративном SMM стоит выделить три подхода: либо сотрудники компании справляются с социальными сетями своими силами, либо нанимают для этого специально обученного человека, либо отдают ведение страниц стороннему агентству. 

ЦП выслушал мнения трёх экспертов по SMM и предлагает читателям обсудить эффективность того или иного подхода.

Катерина НечаеваSMM-специалист «2 берега»

Самая большая проблема аутсорса в том, что никакое агентство не будет любить ваших клиентов так, как его любит сама компания. Аутсорс не даёт полного погружения в атмосферу компании, миссию бренда. Это большой минус, особенно если вы хотите в своей стратегии использовать сториттелинг или у вас максимально клиентоориентированный бизнес. 

Проблема аутсорса — в профессиональном, но «холодном» SMM. Как минус отмечу и увеличение бухгалтерской и юридической бюрократии. Но есть вещи, которые можно, а некоторым и нужно, отдавать на аутсорс: ведение рекламных кампаний, создание вики-разметок, посев, и, возможно, дизайн. Но, если честно, найти в штат хорошего SMM-специалиста, который не перегорит через год работы над одним проектом, сложно. Большинство из них выбирают работу в агентстве или фриланс.

Михаил Кафановсооснователь агентства «Мохнатый сыр»

Нет особого секрета в том, что мелкий и средний бизнес в подавляющем большинстве не понимает, как выстроить работу с социальными медиа. Именно поэтому первый обращается к услугам некомпетентных шарлатанов, а второй — к небольшим агентствам. Второй вариант не всегда плох, но окупаемость инвестиций при таком подходе никогда не будет высокой.

На самом деле абсолютному большинству таких компаний не нужно дорогостоящее сотрудничество с агентствами. Это крупным брендам приходится в одном лишь микроблоге ответить на сотню гневных твитов за день. Крупные же бренды связывают ограничения юридического отдела и длительные согласования. Малый и средний бизнес работает с социальными медиа без этих досадных сложностей.

Лучший SMM для таких компаний делается инхаус. Сотрудник должен любить (хотя бы немного) компанию и понимать продукт, тогда и аудитория бренда в социальных медиа останется довольна. Какими бы талантливыми ни были агентские копирайтер и менеджер, в условиях множества клиентов и «потогонки» они не проявят себя лучше специалистов в штате.

И все бы было хорошо, но на рынке труда просто нет этих специалистов. Курсы крупных агентств стоят дорого, но пользы приносят мало. Единственное практическое применение сертификата с таких курсов — повесить в рамочку с подписью «вот так ты просрал 35 тысяч, не повтори эту ошибку».

Если вам повезет найти профессионала, то не отпускайте его. Даже если любите.

Михаил КазаковSocial Media Director в Pichesky Digital

Внутри или снаружи? Вопрос неоднозначный. Если ты маленький ресторан, то, наверное, тебе логичнее вести страницу в Facebook силами собственного пиар-менеджера. Но если ты крупный бизнес, то будет очень странным решением развивать непрофильную экспертизу у себя внутри — затраты вырастут. Именно поэтому никто из глобальных компаний этим не занимается, а покупает у агентств. К слову, многие не содержат юристов и бухгалтеров, а тоже покупают эти услуги на стороне. Задорого. Вопрос — почему?

Если ты разработчик очередной «мяушки» и мыслишь про соцмедиа в формате «5 тыщ лайков», то тебе, наверное, далее читать чревато многочисленными шейрами мозга.

Давайте издалека. Чем социальные медиа и диджитал в целом принципиально отличаются от любого другого канала? Да ничем. Если продажи, например, FMCG-категорий полностью зависят от охвата, то логично, что они идут в телевизор. Однако аудитория очень сильно сместилась в интернет и перестала смотреть телевизор. И вот гиганты маркетинга задумались, а где теперь ловить свою аудиторию, которой сейчас 15-35 лет? Радио они не слушают, телевизор почти не смотрят, газеты — а что это вообще такое?

И вот теперь поближе. Вся молодая и покупательски активная аудитория проводит огромное количество времени в интернете. Причем соцсети это самый потребляемый сервис. Появилась целая прослойка only social users — пользователей, которые не заходят в интернет дальше своих аккаунтов в соцсетях. А зачем? Там и развлечения, и новости, и друзья.

Вопрос для маркетолога в другом. Видишь ли ты этот потенциал и умеешь ли правильно конвертировать его в свои цели (охват, переходы, установки и т. д.), или ты завис на уровне первичных метрик — подписчиков, лайков, шейров, которые в принципе не могут являться целью, так как сами по себе ничего не значат. Так вот если завис, ты сходи в умное агентство, там тебе расскажут как надо, а эсэмэмщик в штате кроме лайков ничего полезного для тебя не сделает.

Статьи по теме
Исследование: 5 способов улучшить эффективность контента в Facebook28 июня 2014, 15:00
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

У аутсорса есть огромное преимущество - договор. Если SMMщик сидит в штате, то в случае невыполнения поставленных задач единственные рычаги давления - штрафы или увольнение, но от этого компании легче не станет.
В случае с аутсорсом можно сразу прописать в договоре действия при недостижении желаемого результата вплоть до компенсации. Да и поиск нового подрядчика обойдется дешевле, чем поиск нового специалиста в штат.

0

Были аналогичные споры по поводу SEO. Потом недавно были судебные разбирательства. Murketolog писал у себя в блоге. В результате выясняться стали интересные факты. Например, что у SEO-конторы юридический отдел работает лучше, чем SEOшники. Так что, спорный вопрос. Ещё не известно, сколько судится будете с "аутосорсом".

Да, но в случае с аутсорсом есть хотя бы возможность подать в суд, а на сотрудника в суд не подашь.
Кроме того, SMM, по-моему(!), более прозрачная сфера, чем SEO, тут метрик меньше и они более осязаемые, тогда как в SEO все более абстрактно.

0

Совершенно верно. У нас был аналогичный опыт "сотрудничества" с компанией Ingate. Подробно описан здесь: murketolog.ru/ingate-otzyvy-smm/

Через 2 месяца работы и затраченных более 500 000 рублей мы получили десяток постов про "кошечек-собачек", никак не связанных с нашим бизнесом и 800 лайков. Мы поняли, что SMM это пока не для нас и решили отказаться от дальнейшего сотрудничества. Товарищи из Ingate сразу же стали угрожать судом, требовать оплаты еще одного месяца и как итог, наша группа в Facebook была ими заблокирована, так как по договору они получили права администраторов.

Всем кто хочет воспользоваться SMM я рекомендую следовать совету Константина Калинова. Если агентство считает, что их усилия повлияют на рост выручки, то пусть и подписываются не на фиксированные платежи, а на процент от этой выручки. Конечно, Калинов эту схему работы объясняет гораздо лучше)))

хочешь резать агентство? ну так режь также сотрудников. посади хоть полностью на процент.

При чем тут проценты? Ни один опытный и уверенный в себе SMMщик не будет работы за проценты. Как и, собственно, агентство.

Действительно ли есть агенства, гарантирующие достижение цели?

0

Я думаю, да. Но тут, конечно, все зависит от адекватности этих самых целей.

0

А я вот не встречал. Продайте мне кто-нибудь smm по модели cpa.

Насчет "любить бренд". Если команда агентства работает над брендом достаточно долго, то она начинает по-настоящему любить бренд, разбираться в теме не хуже спецов, покупать продукцию бренда (если она хорошая, естессно) и советовать другим. Проверено и не раз :)

да-да, всех 100500 брендов начинают по-настоящему любить.

0

Вау, вы работаете в агентстве, где одна команда ведет сразу 100500 брендов? Может, поделитесь инфой - где взяли столь работоспособных сотрудников? :)

Не всегда любить, но разбираться — это да.

0

Не понимаю о чем спор, если SMM специалистов на рынке сейчас нет.

Есть, есть )) Просто их заставляют делать непонятно что - чтоб выдерживать маржинальность )

0

Почему здесь еще нет Данилова?

Всё не так. Сотрудник должен по-настоящему любить продукт и понимать компанию. Остальное не важно.

0

1) без погружения в бизнес никакой SMM не возможен. Если только вы не считаете SMM-ом постинг демотиваторов вконтакте, сворованных с других пабликов, иногда даже переделанныз под отрасль.
2) я НЕ видел ни одного крупного агентства, вообще ни одного агентства, которое сажала своих SMM-щиков на площадях клиентов, что бы те погружались в специфику и что бы клиенту было удобнее. Во многом потому что львиную часть работы отдают фрилансерам из Белорусии, но ценник в сметах рубят как за топ-москвичей
3) вообще изначально SMM был про человечность, про изнанку компании, про "показать человеческое лицо" и добавочную стоимость бизнеса. Но все скатилось как в SEO в накрутки, на..ки (обман) и СПАМ.
4) SMM может делать только сотрудник в штате. Беда в том, что как только она научится делать его хорошо, пройдет еще немного времени и он поймет, что компания ему не нужна. Он с успехом сможет запустить свой конкурирующий продукт или уйти в смежную отрасль.

Александр, выползайте уже из 90-х, не стесняйтесь. Только 1-й пункт ок, в остальном вы сильно отстали от времени.

Зря вы так, Михаил. В 90-х не было ни SMM, ни самих соц.сетей необходимых для этой деятельности. Возраст отрасли в рунете лет 5-7. При этом первые годы говна, описанного Александром в п.2-3, вообще не было, все развивалось интуитивно, искренне и шло от души и по-честнаку. А вот с появлением SMM-агентств, со своими "потоковыми" технологиями и "прорывными ноу-хау", отрасль захлестнули тонны однообразного шлака.

Отпуск, спасибо за ваш звонок! Да вот беда - у меня и сотрудники у клиентов сидят прямо в офисе и на бренд-дни мы регулярно ходим и тренинги по новым продуктам проходим. 21-й век на дворе!

Я нисколечко не пытался умалить ваши заслуги. Вы клевые красавчики! Но пока, таких убийственно мало... не смотря на 12 век.

0

с "12 веком" я погорячился конечно же :)

0

Зависит исключительно от клиента. Вот отдайте вы на аутсорс смм-активность банка. Агентство ни в тарифах не разбирается, ни в каких-то нюансах. А на обучение сотрудников никто не отправляет.

0

SMM должен приносить деньги. Деньги делают деньги. Точка.

0

Стоит ли отдавать smm на аутсорс? Конечно же нет!

Это равносильно выкидыванию денег на ветер, потому что за ваши деньги агенство обучает своего smm-специалиста.

Представим, что вы отдали smm на аутсорс агентству, агенство отдает ваш проект своему smm-специалисту, который к своим текущим проектам добавляет еще один. Не знаю точно сколько один smmщик ведет одновременно проектов, на мой взгляд их около 10-15 (зависит конечно от загруженности, шарашкина контора может отдать своему специалисты и 30 проектов).

У каждого проекта своя специфика и свой контент, шаблонные посты не подойдут и соответственно потребуется время на понимание аудитории, нахождение схожих групп(надо же контент где-то "тырить"), проведение экспериментов и анализ данных.

Если вы обратились к хорошему агентству у которого есть добросовестный специалист, то он действительно будет углубляться в вашу тематику.
Успех ему в первое время вряд ли светить, руку нужно набить так скажем для начала, а вот потом smm может пойти в гору. Про то как определить качество smm писать не буду, у каждого свои критерии оценки.

Ладно, хватит воздух гонять, так почему же не стоит отдавать smm на аутсорс?
Потому что, рано или поздно вы уйдете от агенства! Не важно почему, причина найдется и вы будете уверенны в правильности этого решения(и оно действительно правильное). А для агенства нет ничего страшного- для них вы всего лишь единица на отчетной бумаге, текучесть клиентов это нормально.

Итак, вот вы ушли от агенства, которое к примеру вело ваш smm один год.
И с чем вы остались? Да ни с чем! Только в группе вашей разве что прибавились людей, а контент остановился и таким какой он был раньше больше не будет.
Целый год вы платили деньги агентству деньги прокачивая мозг их специалиста, который за ваши деньги научился лучше вести группы, который за ваши деньги приобрел новые знания, а потом исчез не сказав спасибо.

Да, отдавая smm на аутсорс вы экономите деньги, по-разному 5тыс, 10тыс, 15тыс в месяц.
Но стоит ли это того? Думаю вряд ли, потому что через год-два вы их потеряете. С точки зрения инвестиций вы просто выкидываете деньги.

Так что же делать?
Берите smm внутрь себя, наймите молодого сотрудника у которого даже может не быть опыта в этой сфере. Вы ведь не ракеты собрались строить?
Купите ему пару книг по smm, пусть периодически просматривает тематичные вебинары и статьи.
Уверяю вас, через несколько месяцев внутри вашей компании(!) вырастит самый настоящий smm-специалист, а уже через год он будет smm-монстром и с каждым годом его скилл будет расти.
Вот и задумайтесь теперь, нужен ли вам аутсорс?

P.S в моем изложении можно заменить smm-специалиста на любого другого спеца, смысл будет тот же. Долгосрочная перспектива важнее краткосрочной.

0

Руслан, привет! А на основании чего вы делаете такие выводы?
Почему крупнейшие компании до сих пор еще не ушли от агентств? (и не собираются)
Приведите примеры специалистов выросших внутри брендов.
Приведите примеры книг (!!!) по social media

Мне правда очень интересно. Спасибо!

0

Привет!
Вывод делаю основываясь на личный опыт, насмотрелся я на эти РА вдоволь.
На мой взгляд, крупнейшим компаниям это не интересно, они просто осваивают бюджет и в случае возникновения надобности обращаются в агенство и тем самым быстро решают поставленную задачу.

Большие компании становятся медленными, не поворотливыми, их мозги затекают жиром. Поэтому у большинства стартапов молодость- одно из главных преимуществ, они гибкие и быстро приспосабливаются под окружающую среду.

К сожалению такой пример пока привести не могу, но думаю через годик будет чем похвастаться ;)

Да вот, пожалуйста, их уйма: www.ozon.ru/?context=search&text=social+media+marketing

Твой ответ меня ни чуть не удивил. Продолжайте зарабатывать на лохах, удачи!

потому что в крупнейших компания работают менеджеры-долбоебы, которым насрать на фирму. кто поумнее - тот пилит бюджет с вашими продажниками на пару и живет хорошо. кто поглупее - просто отдает заказ первой попавшейся конторе не желая вникать в детали.

в крупных компаниях акционеры очень далеко и не сильно вникают в операционную деятельность. или акционеры миноритарны и даже при желании что-то поменять они лишь имеют одно право- прийти на ежегодное собрание где руководящий состав менджмента стерпит пару часов позора и неудобных вопросов, а после снова вернется к своим соц. пакетам, годовым бонусам и воровству.

Ответ весьма очевиден, для тех компаний которые пытались найти профессионального SMM-специалиста.

Они безусловно есть, их даже 10-ки тысяч! Как жаль, что 80% из них недавно окончили школу, пришли после армии, учатся в институте!

Что такое обучить специалиста, который будет любить ваш бренд? Это инвестиция под названием - ВРЕМЯ!

Вы готовы посчитать объем потраченного времени на обучение данного сотрудника?

Вы осознаете риск увольнения этого сотрудника, возможно через несколько месяцев он вдруг разлюбит ваш бренд (оставит записку и сбежит продавать пылесосы).

Обращаясь в РА мы платим прежде всего за результат зафиксированный в договоре. Платим за свое спокойствие, наш бренд в надежных руках, он корректно адаптируется в соцмедиа-каналах, наш имидж не пострадает, а фаны станут еще более лояльны.

Польза РА в аналитических данных, которыми они обладают. Им известные наиболее конвертируемые площадки по каждой тематике, известен виральный формат контента и промо-материалов (скажем использование квизов, инфографик и пр).

Почти без разницы.
Сммщик в штате будет унынием с вероятностью 99%.
Сммщик агентства будет унынием с вероятностью 95%.
Оба будут вероятнее всего +/— бесполезны.

0

начнем с того, что сам бизнес как правило уныл. и живет либо на монополии, либо на крышивании, либо просто потому что тупо первые (были деньги/помещение/связи)

0

вот это поворот

0

Почему-то часто встречается аргумент, что заказчик свои деньги вкачивает в мозги и опыт специалиста агентства — а тот факт, что он пользуется наработками этого специалиста (в ваших терминах — деньгами, которые вкачал в него предыдущий клиент) как-то аккуратно умалчивается.

пасаны а чо продете

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Юрий Кушниров

Какие инструменты вы используете для поиска гипотез. Вот есть у меня лог всех действий пользователя - читать его по не прозреешь? Или у вас есть приблуда, чтобы восстанавливать по логу действия пользователей?

«Выясняйте, почему пользователи остаются, а не почему они уходят»
0
Alexander Seliverstov
Intech

Он знает слова, а наш реально умеет этим пользоваться:)

«Боты станут умнее, а вы потеряете свою работу»
0
Sasha Zivers

Это кто-то к прошлому футуристическому прогнозу кинул ссылку и вот оно уже тут)
Думал там что-то интерсное, а там типичные женские бредни, только не про гороскопы, а про будущее.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
GunRoman

АХахах) Как то тусил с универским друганом (а он такой типичный консалтер в известной конс. фирме) - он мне рассказывал как он джуниоров и прочую мелочь собеседует, давал мне их кейсы и задачки на пробу. Я их порешал, мы пообсуждали.

Потом мне это надоело и я сказал "Все это клево, но вот тебе жестче тема" - ну и как вы поняли пошла в дело Великая Задача О Двух Стульях.

С учетом того, что в общем то в ответе есть своя логика и даже общий принцип решения таких вещей - он не смог решить ее)

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Rostislav Pankratov

Мне нравится развитие статьи: в заголовке это Мильнер и Цукерберг, в описании к ним присоединился еще и Грин, а к концу оказывается там есть ещё и "другие ИТ-предприниматели".

Мильнер и Цукерберг назвали лауреатов своей научной премии Breakthrough Prize фондом $25 млн
0
Показать еще