Лого vc.ru

Альберт Усманов, «ВКонтакте»: Что читать специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году

Альберт Усманов, «ВКонтакте»: Что читать специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году

Евангелист «ВКонтакте» Альберт Усманов составил для ЦП список книг, которые стоит прочесть специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году. По мнению Альберта, учиться ремеслу можно только по фундаментальной литературе — как по маркетингу, так и по математике, типографике и психологии.

Поделиться

2015 год станет очень сложным для российских специалистов по SMM и контент-маркетингу. Они первыми могут попасть под сокращение и не найти новой работы (как в России, так и за рубежом). Во-первых, мало кто действительно понимает, чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании. Во-вторых, они сами откровенно слабы в своей профессии и, зачастую, кроме копирования картинок из Google, мало на что способны. В-третьих, отечественным специалистам по SMM и контент-маркетингу (в отличие от программистов) нечего предложить западному работодателю, который привык к другому профессиональному уровню и стандартам работы.

Чему можно и нужно научится в новом году? Кризис — это всегда возможности. Чтобы остаться на плаву и продолжить продвижение по карьерной лестнице — например, устроиться в приличную компанию, стать руководителем по SMM или перейти на сторону большого маркетинга – нужно учиться. Учиться нужно не на российских тематических конференциях или книгах инфобизнесменов и других «экспертов» по SMM, а на правильной фундаментальной литературе.

В SMM и контент-маркетинге можно выделить два основных направления, в которых следует развиваться — маркетинг и менеджмент. Кроме того, вне зависимости от отрасли, есть дополняющие дисциплины: русский язык и культура речи, социальная и когнитивная психология, управление проектами, поведение потребителей, анализ данных, дизайн и издательское дело. К списку можно добавить все, что касается Customer Experience, однако, на текущий момент в России это направление находится в зачаточном состоянии.

Ниже — перечень материалов, которые имеет смысл изучить в 2015 году. Объем литературы довольно большой, на его освоение может уйти от года до полутора, но оно того стоит. Весь массив разбит по направлениям — основному и дополняющему. Хочу отдельно обратить внимание: не стоит сразу напирать на маркетинг и менеджмент, их лучше чередовать с другими дисциплинами. Иначе есть риск быстро «устать» от этой образовательной программы. Материалы в основном блоке разделены для специалистов и руководителей. Руководителям рекомендуется не обходить стороной те знания, которые получают специалисты, и соединить обе категории.

Кроме того, надо помнить, что все западные авторы предполагают, что читатели знакомы с базовыми концепциями планирования, управления и системного мышления (что в российских реалиях встречается редко). Поэтому имеет смысл подойти к изучению всей литературы целостно, отслеживая взаимосвязи, и возвращаться к уже прочитанным материалам.

Маркетинг и менеджмент

Ознакомившись с основами маркетинга, можно не только стать объективнее, научиться грамотно определять аудиторию, общаться с ней на любом уровне — от дизайна сообщества до создания контента, но и осознать свою пользу для организации и мира. Менеджмент научит принимать взвешенные решения, успевать делать проекты в срок, а также отучит от детского максимализма. Отдельная польза маркетинга и менеджмента для специалистов по SMM и контент-маркетингу заключается в том, что эти знания помогут понять работу большого «маркетингового пирога» — департамента маркетинга или маркетинговых коммуникаций.

Для специалистов

Для руководителей

Дополняющие дисциплины

Изучив книги в этом блоке, вы поймете, как люди принимают решения, с помощью каких инструментов определить желания читателей, как правильно должен быть сверстан текст и скомпонована иллюстрация, а также получите ценные знания о работе с сообществами, как с проектами.

Уверен, что, изучив эти материалы, вы добьетесь прорыва в своих SMM или маркетинговых проектах.

Автор выражает благодарность Андрею Сикорскому, Андрею Себранту и Илье Рудерману за помощь при подготовке статьи.


Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Скажем так - если просто начать читать любые книги, а не только статейки и ленту ФБ, это очень помогает.

а что взамен предложили? можете свою историю рассказать: "что вам помогло научиться маркетингу" ?

Читаю как раз "Живую Типографику"

0

Вместо «Живой типографики» полезнее почитать Кричевского — «Типографика в терминах и образах»

О да, Талеб прекрасен. Советую еще его Антихрупкость прочесть.

Антихрупкость — прекрасный труд, но он сложен для восприятия, учитывая багаж знаний среднестатистического SMM-менеджера

>Антихрупкость — прекрасный труд, но он сложен для восприятия, учитывая багаж знаний среднестатистического SMM-менеджера

конечно Талеб слишком сложен, пусть лучше почитают про дифференциальные исчисления.

Спасибо за совет, Антихрупоксть почитаю. Потому что "Под знаком непредсказуемости" что-то не пошла.

0

Вопросы вызывают Курс высшей математики (зачем?) и Руководство к PMBoK 4 (почему не 5?)

PMBoK 5 конечно не нужно сдавать, но пролистать следует. В целом это пособие будет крайне важно для всех маркетологов, т.к. большая их часть очень плохо понимает специфику работы проектного управления. Что касается математики, то это вообще бич. Большая часть SMM реально не могут «две цифры» сложить.

краткое содержание статьи: читайте все подряд - иногда вам будет попадаться что-то стоящее.

В подборке, озаглавленной "что читать в 2015", наверное, все же ожидаешь увидеть более свеженькую и актуальную литературу и статьи. Конечно, есть долгоиграющие работы, но ведь наука и практика не стоят на месте...

Вообще, смотреть на чужие подборки, хуй пойми составленные по какому принципу, глупо в своей сути. И в 14-ом и в 15-ом.

Знаете, у давайте рассмотрим пример «новой фундаментальной литературы». Для примера, возьмем бестселлер Майкла Портера — «Конкуренция». Он выпустил эту книгу в 1998 году и она была встречена рынком очень хорошо. Она была вполне нова и произвела целую революцию в бизнесе. Однако, большая ее часть была написана в 80-х годах — в книге «Конкурентная стратегия».

Когда мы говорим о чем-то новом, то это будет не литература, а исследования, которые, например, можно без труда найти на сайте MIT. Эти исследования можно понять и использовать только тогда, когда вы понимаете «не новые» законы и принципы работы. Но, если вы этим интересуетесь не просто для красного словца, то непонятно, зачем вам нужен SMM и работа в России.

Не подкола ради, а в качестве пожелания для будущих подборок.

0

А вообще, про все новое и модное хорошо написано в книге «Простите, я разрушил вашу компанию» — выше.

0

Прочитав это всё можно универ закончить, а не только "добиться прорыва в SMM"

50 книг. 50. Комментарии: "это год читать" и "можно универ закончить". Что с вами не так, люди?

Это не художественная литература. Ты сможешь за пару дней прочитать курс высшей математики? Или хотя бы PMBoK? Я уже не говорю о "Справочнике издателя и автора". Это я привел только 3 книги. Из 50.
Подобные книги должны не просто "глотаться", а "изучаться". И года на это явно мало.

Вопрос хороший, но первый блок высшей математики был у большинства в институте, нет? =) У адекватного маркетолога минимум 20 книг из этого списка не вызывают вопросов, а ещё 20 успешно заменены другими.

0

В своём комментарии ты же явно исходил из предпосылки, что 50 книг прочитать - это гораздо быстрее года. А раз 50 книг, то, значит, ни одна книга не прочитана. Я же говорю, что, года для этого откровенно мало, т.к. это не художественная литература и не 300-страничные детективы Д. Донцовой. Поэтому высказывание "Что с вами не так, люди?" более чем неуместно.
P.S. Под "можно универ закончить" я имел в виду багаж знаний, полученный в результате изучения всех книг, а не количество лет.

0

По мне так пора начать отличать social media marketing и social media management и формировать списки литературы исходя из этого разделения.

1

Читал примерно штук 10 из списка, порадовало присутствие социолога(а точнее почти философа, потому что те, основной посыл книги почти эзотерический) - Маклюена.
Вот оно там зачем для маркетологов?)
Я его по задачам ВУЗа еле в себя впихнул. Какую цель будет преследовать маркетолог читая эту книгу, мне лично непонятно.

"Управление контент-маркетингом" на 90% состоит из описание того как выбить денег на контент маркетинг, и практически не описывает как его проводить. Имейте в виду

0

Рекомендую специалистам по SMM в кризис почитать ХэдХантер и газету "Работа". Вторую можно получить бесплатно возле метро.

Не расстраивайтесь так, водители автобуса всегда нужны и зарплата там достойная.

Имхо, специалисту по SMM и контент-маркетингу нужно прочитать следующие книги:

1. "Психология влияния" Чалдини.
2. Полное собрание сочинений Достоевского.

В 2015 году специалистам данной категории стоит обратить особое внимание на следующие книги:
1. "Справочник каменщика. Практическое пособие." ( Самойлов, Левадный.)
2. "Справочник молодого штукатура" (М. М . Лебедев, Л. М. Лебедева, М., 1989)

И все-таки "чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании"?

0

Справедливости ради, польза есть, но от единиц. Там, где заканчиваются условные котики, шэйры и прочая хуета и начинается PR. Не ради PR, а ради отношений с брэндом. Отношений не ради продажи, а ради отношений. Остальное— говно и филиппкиркоров. Всё субъективно, конечно.

50 книг, как раз год читать. Неделя на учебник/монографию, при вдумчивом чтении и отработке доп.материалов

Прочитал большую часть книг из этого списка. 70% предложенных книг вообще не про смм и маркетинг. Похоже не статья, а понты. Ну, как и весь смм, собстна… )

судя по комменту, читатель ты невнимательный и невдумчивый.

0

обрати мое внимание, отец, на то, что я упустил и не "вдумал"?

0

ваш фейсбук вот сплошные понты, а это вполне адекватные книги для саморазвития сммщика и маркетолога.

0

понты? о чем вы? я написал этот комментарий, потому что большинство этих книг прочитал. а что касается этой статьи, то тут с тем же успехом можно было бы указать и Авинаша Кошика, и Боба Дилтса, и Кеничи Омае.

Если не согласны, расскажите мне про Щедровицкого старшего и smm. Или как использовать курс высшей математики в развитии паблика? Очень интересно )

0

Список большой, прям список литературы на летние каникулы. Слабо верится, что сам автор знаком со всеми книгами.

50 книг, довольно много. У меня 10-20 в год получается, не больше. Ну попробую, спасибо

Вообщем читать не когда, очень много работы.

0

Я как человек с высшим образованием по специальности "Менеджер" и получивший степень магистра менеджмента, хочу сказать, что большая часть книг (за исключением Друкера и Котлера)- бульварные "бестселлеры", особенно Талеб. Считается чуть ли не дурным тоном. А с трудами Друкера и Котлера знаком каждый первокурсник, который обучается в ВУЗе на экономических специальностях. Рада, что хоть эти две фамилии встретились в перечне.

Думаю, вам не составит труда выделить и пояснить, какие из книг являются бульварным чтивом;)

Елена Масолова очень рекомендует Талеба, кстати. Она окончила Вышку и сделала Дарберри, который в итоге купил Групон.
Наверное, разные школы предпочитают разные подходы и разных авторов.

0

Мы бы жили в другом мире, если бы все Бульварное чтиво было как Талеб. Одураченные случайностью, Лебедь, Антихрупкость.

Как думаете, кстати, какой процент студентов экономических специальностей прочитал Котлера? 5%? А понял? Учитывая отсутствие практического опыта это очень сложно.

0

Чтобы не быть оторванными от реальности, можно еще почитать микроэкономику (managerial economics), например, Юданова

В целом список хороший.

0

Не согласна с тем, что "не для смм, а для понтов". Все, кто связывает компанию с общественностью, должны быть разносторонними в плане мышления. А фундаментальные учения дают не навыки, а вправляют мозг в нужном направлении как раз

0

Среднестатистический SMM-щик это читать не будет, потому что он книжки не читает, потому что еще в школе.

Так то SMM-щик и на хабре должен зависать, чтобы быть в курсе технологий и различных вариантах их использования.

Единицы заглядывают в раздел API социальной сети, а если и заглядывают, то заканчивается всё на "виджетах". Так бы у нас было гораздо больше интересных SMM-инструментов.

Часть книг, которые перечислены можно читать чуть-ли не через страницу, потому что написаны для всех и достаточно много воды или повторений идеи всёй книги.

Если говорить про менеджмент, то я бы добавил список Zappos: доставляя счастье. Интересно описан процесс построения компании, важность контроля процессов (логистика, склад), корпоративная культура и тд.

0

Доля правды есть, так как я большинство из списка не читал :) Но покупал платные курсы. Не с того может начал) Во всяком случае честная зарплата вот уже долгое время начисляется за труды.

0

Тонко так с орфографическим словарем :)

0

Некоторые читал..и я думаю, SMM спецу они точно нафиг не уперлись...Откуда такие глубокие рекомендации??Из личного опыта? Тогда вопрос Фелан и Лебедев, к примеру зачем тут? Для общегоразвития?

0

По моему мнению, читать и развиваться должен каждый человек. Список литературы довольно интересный.30% из вышеперечисленного было мною прочтено. Хочу сказать, книги с хорошим глубоким смыслом. Большинство наверняка нужно использовать в качестве настольных. Спасибо автору!

А я уж было подумал, что это Альберт Алишерович Усманов, а просто однофамилец оказался. :(

спасибо за статью и рекомендации. обязательно выберу что-то для прочтения)
а те кто голосят о том, что smm-щику это не нужно: ребят, ну тогда читайте новостные ленты MDK- там кладезь информации для Вашего саморазвития. Ваш уровень.

какой-то смешной список, автор явно их все не читал. Например, он рекомендует читать Щедровицкого, при этом совершенно не понимая что "Оргуправленческое мышление", собственно неполная запись лекций, в которых человек не знакомый с методологическими изысканиями ММК поймет немного, а учитывая, ГП постоянно обращается к материалам параллельных ОДИ, то тем более.

Математика? Дифференциальные уравнения для маркетолога? Сразу видно, что ты, друг, не осилил матанализ, раз не знаешь что ты советуешь.

0

По дизайну и около того в списке ровно то, что я сама новичкам рекомендую, по когнитивной психологии (из того, что я читала) — отличные книги (хотя я бы их в другом порядке предлагала), Талеб и Друкер — тоже мастодонты.
Не вижу, почему этот список так ругают. Единственное предположение: он бесструктурен, собран в формате «а, еще вот это почитай».

Про SMMщиков: они все очень разные по уровню: есть те, кто предлагает скидки за вступление в спамогруппы, а есть люди, которые сделали каталог одной из коллекций IKEA в Инстаграм @ikea_ps_14. Когда нынешние специалисты «подрастут», произойдет качественный скачок в профессии вцелом, и это будет уже совсем другая, очень мощная история. Все новые профессии начинались с самодеятельности.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andy Avramenko
Trendy NYC

А господин Вольпе расскажет в рамках карьерных советов как прийти после SAP в IBM и быстро сбежать через полгода? Рекомендует ли он это всем делать?

Алёна Владимирская и оператор Wi-Fi в московском метро запустили проект с бесплатными карьерными советами
0
Владислав Пивкин

favicon тоже не помещало бы обновить на основном домене сбербанка.

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Artem Nechepurenko

Попал в число людей, получивших эту возможность. Сразу же пошёл удалять интернет-магазины из подписчиков :D

Instagram представил функции «лайков» к комментариям, отключения комментариев и удаления подписчиков
0
Владислав Пивкин

Дмитрий, подскажите. Когда наконец Сбербанк поменяет логотип на странице ввода смс пароля при онлайн оплате с карты Сбербанка. Помимо того, что логотип старый, так он еще и вырезан криво. Остались следы серого фона и на белом фоне это очень сильно заметно. Также логотип VISA тоже отрезан частично с правой стороны.

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Avramov Max

Вы забыли упомянуть, на мой взгляд, одну из главных причин, почему люди идут на Indiegogo вместо Kickstarter - возможность самостоятельно публиковать свой проект, а не через посредников, которым надо заплатить + отдать процент от полученных средств.

forbes.net.ua/opinions/1398348-gde-sobirat-dengi-kickstarter-vs-indiegogo

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Показать еще