Лого vc.ru

Когда нечем платить

Когда нечем платить

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов продолжает цикл материалов об основах управленческого учета в бизнесе. В новой статье он рассказал о кассовых разрывах: что это такое, чем они отличаются от убыточности, почему возникают и как их предотвратить.

Поделиться

Мы продолжаем разговор об основах финансовой грамотности в бизнесе. В прошлый раз мы рассмотрели учет движения денег. Идея в том, что каждая операция с деньгами должна быть записана, причем не только выполненная, но и та, что только планируется.

Если правильно учитывать деньги на данный момент и на будущее, то вы сможете предсказать кассовые разрывы — это такие ситуации, когда вы должны кому-то заплатить, а денег на счете нет. На графике в отчете о движении денежных средств кассовый разрыв выглядит так:

Кассовый разрыв в «Финологе»

Хорошо, когда вы видите кассовый разрыв заранее: тогда его можно предотвратить. И плохо, если он случился внезапно.

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — это когда у вас на счетах физически нет денег, чтобы кому-то заплатить, при этом по документам компания прибыльная и деньги быть должны.

Чаще всего кассовые разрывы происходят, когда вы делаете предоплату или клиенты платят вам с отсрочкой.

У вашего магазина есть 100 тысяч рублей. Чтобы завтра торговать, вы покупаете товара на 100 тысяч, — у вас ноль рублей. Завтра вы начинаете торговать, но продаете только треть товара. Выручка — 50 тысяч рублей. Когда вы продадите весь товар, у вас будет 160 тысяч, но пока что только 50 тысяч.

Послезавтра вам нужно заплатить 20 тысяч рублей за аренду и еще 40 тысяч потратить на новую закупку товара. Всего нужно потратить 60 тысяч, но у вас только 50. Это кассовый разрыв.

Итого: у вас вроде бы прибыльный бизнес, но недостаточно денег, чтобы прямо сейчас рассчитаться по всем обязательствам.

Сегодня ваша дизайн-студия заключила договор на создание сайта. Стоимость договора — 300 тысяч рублей. Вы получили предоплату 200 тысяч, остальные 100 вам заплатят после сдачи проекта.

Дальше вы делаете сайт и платите людям зарплату. В месяц на зарплату уходит 70 тысяч рублей. В первый месяц заплатили 70 тысяч, осталось 130. Во второй месяц заплатили 70, осталось 60. В третьем месяце вам не хватает 10 тысяч на зарплату.

Итого: вы зарабатываете на этом сайте 90 тысяч рублей, но прямо сейчас вам не хватает на то, чтобы выплатить зарплату.

То же самое на графике:

Кассовый разрыв дизайн-студии: не хватило 10 тысяч рублей на зарплату, хотя прибыль есть

Итак, кассовый разрыв — это когда у вас есть прибыль, но временно нет денег.

Напоминаем, что прибыль — это понятие из области обязательств: клиент вам должен заплатить 300 тысяч рублей за сайт, а вы должны заплатить исполнителям 210 тысяч за работу. 90 тысяч — прибыль. Но прибыль эту вы можете получить не сразу, и тогда есть опасность разрыва.

Кассовый разрыв — это не убыточность

Не путайте кассовый разрыв с убыточностью. Убыточность — это когда у вас нет прибыли.

Возьмем тот же магазин. Вы закупили товар за 100 тысяч рублей, сделали наценку и продаете за 110 тысяч. Но, пока вы его продаете, вы платите за склад, свет, персонал, бухгалтерию, грузчиков и так далее. Эти операционные расходы в пересчете на закупленный товар стоят вам 20 тысяч. Итого: вы должны заплатить поставщикам и сотрудникам 120 тысяч, а покупатели должны вам заплатить 110 тысяч. Это убыток в 10 тысяч, а не кассовый разрыв.

Теперь веб-студия. Вы заключили договор на 300 тысяч рублей с себестоимостью в 210. Клиент один раз попросил вас переделать сайт — себестоимость выросла на 40 тысяч. Второй раз — еще на 40. Еще одна такая переделка — и вы в минусе.

В реальности

На пальцах все очень просто, а теперь давайте посложнее.

Возьмем ту же веб-студию. Пусть она делает типовые сайты по 300 тысяч рублей с себестоимостью 200 тысяч. И пусть одновременно у нее будет три проекта, каждый на своей стадии. Вот как будут выглядеть обязательства:

Проект Мы должны, тысяч рублей Нам должны, тысяч рублей Прибыль, тысяч рублей
Альфа 200 300 100
Бета 200 300 100
Гамма 200 300 100
Итого 600 900 300

Вроде круто, прибыль есть. Но в реальности всегда все сложнее:

  • Один проект въедается в предоплату другого.
  • При издержках 60–70% от стоимости проекта вы получаете предоплату 50%.
  • Клиенты просят доработать сайты, и эти переделки въедаются в прибыль.
  • Клиенты задерживают приемку: «Сейчас некогда, мы все на конференции».
  • Клиенты задерживают оплату после приемки: «Главбух в отпуске».

И вот как этот прекрасный бизнес будет выглядеть с точки зрения движения денег:

Три параллельных проекта, три подрядчика, три предоплаты и пока что ни одной постоплаты

Хорошо, что мы видим кассовый разрыв наперед. Если бы мы не строили платежный календарь и не следили за платежами клиентов, то он бы застал нас врасплох.

Что делать с кассовым разрывом

Кассовый разрыв нужно закрыть. Если знать о нем заранее, это довольно просто:

  1. Передоговориться с клиентами об оплате. Например, вы знаете, что вам для закрытия кассового разрыва нужно 100 тысяч рублей, а клиент должен вам 500. Договариваетесь, чтобы он разбил эти платежи на части и начал платить раньше. Всем удобно, все счастливы.
  2. Передоговориться с поставщиками или сотрудниками об отсрочке. Поставщикам важнее в принципе продать товары, чем получить деньги прямо сейчас. Если сотрудники могут потерпеть несколько дней без зарплаты, то пусть лучше потерпят, чем их компания разорится.
  3. Взять кредит в банке. Посчитайте, сколько вам будут стоить эти деньги (проценты по кредиту лягут к вам в обязательства) и идите в банк с финансовой моделью. Покажите, что у вас все просчитано, и вам дадут деньги. Иногда можно получить овердрафт в банке, в котором у вас открыт расчетный счет.
  4. Отсрочить уплату налогов. Попросите бухгалтера предварительно рассчитать штрафы, которые вам за это придут, — иногда штраф за отсрочку не так страшен, как кассовый разрыв.
  5. На худой конец, продать что-нибудь ненужное. Старые компьютеры, старую мебель — почему нет?

Кассовый разрыв бесполезно закрывать, если это не кассовый разрыв, а убыток. Посчитайте, действительно ли ваш бизнес операционно эффективен. Если не помните как — почитайте предыдущие статьи, особенно про обязательства.

Помните, что кассовый разрыв лучше всего увидеть заранее. Тогда вы успеете договориться с клиентами или сходить в банк. Если сегодня денег нет, а завтра платить — будет неудобно.

На базовом уровне это все, что нужно знать о кассовом разрыве. В следующий раз поговорим о балансе и рентабельности капитала.

Берегите финансы!

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Вы забыли про факторинг.

0

Так-с, что за розовая ава? Подключаетесь к цветовому тренду на 2016?

0

надеялся найти какой-нибудь небанальный способ решения проблемы кассового разрыва, но не увидел ничего нового.
Есть от меня фирменный способ, который поможет его избежать в некоторых ситуациях, вот как это работает:

Если в качестве расходных статей у вас есть продукты или услуги, за которые можно платить по карте (а значит и кредитная карта подойдёт), то используйте карту на оплату этих услуг, а основные средства пускайте на те платежи, которые можно закрыть только наличными. Многие кредитные карты дают беспроцентный период оплаты (от 50 до 100 дней), чего вполне достаточно, чтобы снова наполнить эту карту и потом снова ей воспользоваться по ставке 0 на данный период. Так получается вполне безболезненно закрывать такие кредитные разрывы, в масштабах малого бизнеса - вполне реально.

PS способ не подойдёт для средних и крупных фирм, хотя кредитные карты дают до 700 тысяч и их можно взять в нескольких банках.

Этот способ работает только если обязательства ваших контрагентов перед вами "железные". На практике так оказывается, к сожалению, не всегда.

0

Ты нереально крут, раз ничего нового, только набившее до облысения обыденное.

0

Самое крутое решение мелких кассовых разрывов - это ломбарды. Купите в жирные времена золота на пару-тройку сотен, и потом мелкие разрывы можно будет закладывать быстро и без нервов. Например тут: zulombard.ru/

Был свидетелем банкротства предприятия из-за кассового разрыва. Причем предприятию было 6 лет от роду и их оборот в 2014 году был около ярда рублей. Изменился профиль клиентов, стали работать с "крупняком", а там свои правила игры - предоплата не более 20% от стоимости контракта, постоплата после приёмки (а на приёмку отводится 6 месяцев) и т.д. и т.п.

Не имея мощной ресурсной подушки, соваться в "долгие" продажи - неблагодарное дело.

Иногда попадаются "честные" контрагенты. Например, ЧТЗ так отвечали на предложение купить наши редуктора - вы от нас денег не увидите ближайшие 3 года, и то только через суд. Если хотите - расплатимся с вами двигателями по рыночной цене:)

0

нам тоже на определенных стадиях развития бизнеса было сложно прикинуть будет ли такой разрыв - количество проектов росло и остатки на счету начали сильно скакать.. Потом просто сами систематизировали планирование, стали подстраховываться и для удобства начали использовать сервис seeneco.com, где отслеживаем сейчас прогноз по остаткам на счете

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Илья Максимов

половина украинцев это европейцы

«Половина украинцев — это программисты, копирайтеры и маркетологи»
0
Дмитрий Борисов

Ну что за дела, сегодня уже программу C#-разработчик и тестировщик ПО убрали, оставили джаву только...

В университете Иннополиса бесплатно обучат разработчиков для «Сбербанка», «Яндекса» и других резидентов города
0
Morris Drum

Меня смущает не желание зарабатывать, а способ.

Комиссию оплачивать картой, а поездки наличкой. Как мне ответили: "вы не представляете какое количество не хочет оплачивать картой". Но при этом навязывать оплату комиссии картой - норм.

Да еще и количество предложений сокращают из-за непонятной борьбы с "автобусами". Я вот не против на автобусе ехать, почему бы не дать выбор? "Потому что мы сервис для компенсации бензина".
Неуместный максимализм какой-то. В итоге всё чаще не получается уехать, приходится искать другие способы.

Блаблакар очень нравился своей идеей, но реализацию начинают запарывать. Аж обидно.

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Dmitry Honcharenko
ПланФикс

Те, кто строит свой SaaS, найдут в этой заметке много любопытного и полезного. Я прочитал с удовольствием. Очень интересные параллели с нашими внутрикомандными размышлениями по поводу идеологии универсального продукта (хоть и с отличающимися выводами - но тем интереснее). Аналогичные муки выбора системы тарификации - и похожие наблюдения по поводу минусов ее сложности (здорово, что мы решили вначале обсудить это с пользователями и не вляпались в сложную систему, которую планировали изначально).

Отдельно удивил достаточно долгий упор на продукт, а не на маркетинг - обычно складывается впечатление, что для всех западных сервисов маркетинг всегда на первом месте, а тут от оно чо, Михалыч.

Ну, в общем, я не зря потратил время на чтение. Спасибо редакции!

«Фиксированная цена $200 в год — самая большая ошибка, которую мы когда-либо делали»
0
Матвей Панов

В маршрутке - подорожник...
Короче: все твои деньги должны плавно рассеиваться по карточкам...
Желательно иметь 30 карточек по 20 рублей, чем 600 рублей в кармане.
И скоро тебе докажут, что это удобнее и выгоднее, т.к. 600 р в кармане могут украсть..
600 р на 1 карточке - то же не выгодно, из-за хакеров....
А вот 30 карточек по 20 рублей - самое то!!!
ЗЫ
Переводы между разными картами разных банков и тд занимают до 2-5 дней...
+еще желательно, чтоб ты оплачивал смс уведомления, комиссии за переводы между картами и тд и тп....
ЗЗЫ
Владельцам и сотрудникам банков то же кушать хочется...

CoinOut — сервис, который позволяет получить сдачу в магазине в виртуальном виде
0
Показать еще