Лого vc.ru

Как законно собрать базу номеров для SMS-рассылок

Как законно собрать базу номеров для SMS-рассылок

Сотрудники агентства мобильного маркетинга Devino Telecom, ранее рассказавшие ЦП о правовых тонкостях подписки абонентов на SMS-рассылку, написали колонку, в которой перечислили законные способы сбора базы телефонных номеров.

Поделиться

SMS-коммуникация немыслима без базы телефонных номеров. Конечно, существуют способы нелегального получения базы, но они не заслуживают внимания, если вы серьезно подходите к привлечению клиентов и увеличению продаж. К тому же это попросту незаконно и карается штрафами, которые могут достигать 500 000 рублей.

Легальных способов сбора базы и хранения согласий множество. Среди них есть как универсальные для всех типов бизнеса, так и более специфические для определенных отраслей. Чем больше персонализированных данных будет получено с согласия абонента, тем проще будет однозначно его идентифицировать, как того требует закон.

Если согласия собраны с помощью телефонного разговора, аудиозапись должна содержать согласие на запись и использование телефонного разговора, помимо согласия на получение SMS и email. Аудиозаписи, ввиду большого объема файлов, удобно хранить на выделенном сервере или стороннем файлохранилище.

Анкета, будь она в электронном или печатном виде, помимо email и мобильного номера должна содержать ФИО, согласие на обработку персональных данных и согласие на получение email и SMS сообщений, а также можно добавить дату рождения абонента. Согласия, собранные в электронном виде, необходимо хранить в виде логов сайта, заполненные от руки анкеты — в исходном состоянии или в виде заверенной электронной копии.

При сборе согласий через SMS — в виде отправки сообщения на короткий номер. Файл с собранными согласиями в итоге сбора будет передан вам на хранение вашим провайдером услуг SMS-информирования. Но стоит помнить, что носитель, на котором были размещены условия получения согласия, также должен быть сохранен.

Особое внимание стоит уделить тому, что согласие на получение SMS и email сообщений должно быть дано в явной форме и выражено действием. На практике многие интернет-ресурсы пренебрегают данным правилом, подписывая клиентов на рассылки с помощью уже проставленных в чекбоксах галочек. Помимо гипотетических штрафов это имеет однозначно негативное влияние на лояльность клиентов.

Для сбора согласий на обработку персональных данных мы рекомендуем использовать следующую формулировку: «согласен на обработку персональных данных, содержащихся в настоящей анкете с целью направления мне указанной выше информации, в том числе на передачу соответствующей информации лицам, привлекаемым к исполнениям указанных действий». Такая формулировка довольно лаконична и отвечает всем законодательным нормам.

Способы получения согласий

Включение в договор или оферту

Организации, в которых клиент получает услуги на основе договора или оферты, могут добавить отдельный пункт о согласии на обработку персональных данных и получение информирования.

Сайт

Форму сбора согласий на сайте может сделать любая компания, у которой есть сайт. Высокую эффективность показал способ сбора согласий с помощью чекбоксов на странице, завершающей заказ товара или услуги. При этом необязательно оказывать услуги онлайн, чтобы увеличить количество подписок на сайте — достаточно предложить клиенту скидку на последующую покупку (это может быть купон или карта) в обмен на подписку через сайт. Поэтому этот способ сбора согласий подойдет как для онлайн, так и для офлайн магазинов, а последним позволит увеличить трафик на сайте.

Если работа с сайтом или мобильным приложением подразумевает некоторое время ожидания при переходе на другую страницу или в момент обработки запроса, разумно предлагать подписаться на получение новостей и акций именно в этот момент. Для этого можно использовать всплывающее окно.

Активация карт

Если компания использует карты программ лояльности или иные типы карт, хорошим способом сбора согласий может быть активация этих карт с помощью отправки SMS на короткий номер. Предоставление согласия прописываем в условиях активации карты. Таким образом, абонент безошибочно идентифицирует себя.

Чек

Сбор согласий с помощью информирования клиентов через кассовый чек эффективен в ритейле и ресторанном бизнесе. Лучше всего работает способ, когда клиенту предоставляют скидку на последующую покупку при условии подписки на информирование. Согласие предлагается изъявить, отправив SMS на кроткий номер или перейдя на соответствующую страницу сайта. Кстати, исследования показывают, что оптимальный (читай «привлекательный») размер скидки — 25%.

Торговый зал

Торговый зал позволяет свободно коммуницировать с клиентом, и собирать базу различными способами, привлекая для этого промоутеров, консультантов, кассиров или расставляя стойки с анкетами.

Инновационный опыт, опробованный в сетевых ресторанах, аэропортах и некоторыми фэшн-ритейлерами — это предложить клиенту дать согласие на SMS-информирование при подключении к Wi-Fi.

Телефонный разговор

Для ряда компаний, которые часто коммуницируют со своими клиентами в телефонных разговорах, эффективным методом сбора согласий является предложение «мгновенного бонуса» к заказу за согласие на рассылку. Например, если согласитесь на получение рассылок от службы такси — мы сразу же даем вам скидку на поездку. По данным клиентов Devino Telecom конверсия в этом случае может достигать 90%.

Даже если база собрана согласно всем законодательным нормам, время от времени она нуждается в актуализации — клиенты меняют номера, место жительства или становятся менее интересными для информирования по ряду других причин. Это позволит оптимизировать затраты на SMS-информирование, так как из базы будут исключены неактивные номера, и при необходимости обогатить базу — собрать дополнительные данные о клиенте. Например, узнать его дату рождения, регион проживания, семейное положение, интересы и прочее, что может вам пригодиться.

Актуализация необходима также в свете изменений в законе «О связи». Это легальный способ сбора согласий и дополнения базы сведениями, в которых вы раньше нуждались, но не могли получить.

Статьи по теме
Как интернет-проекту получить согласие клиентов на SMS-рассылку11 декабря 2014, 09:18
Под угрозой штрафа: Как получить согласие клиента на SMS-рассылку04 мая 2015, 19:01
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

да забудьте вы об этих смс, себе дороже, теперь рулит или e-mail рассылка или, о ужас, голосовые роботизированные звонки на телефон читающие аудиозапись рекламы.

согласен, смс на нишевую публику очень хорошо работает.

Денис, а что вы имеете в виду под "нишевой" публикой? На мой взгляд, смс хорошо работает и на широкую общественность при условии соблюдения ЗК и грамотном подходе к информированию...

я не так давно сделал "тематический продажный лендинг" и разослал на него ссылки по спрасенным телефонным номерам, конверсия в подписки была на уровне email рассылки.

А что подразумевается под нишевой публикой? Как ее определить? И как работать с SMS например интернет-магазину с нишевой публикой? Расскажите пожалуйста, проводили у себя эксперименты, так и оставили SMS как вспомогательный сервис. На полноценный рекламный канал он так и не потянул (в отличие от той же почты).

Ну например я тестировал гипотезы сервиса для банкетных менеджеров, соответственно ниша именно банкетные компании, которые парсятся на ура, и не нужно покупать никакие базы на 10 000 номеров.

Покупка/парсинг - это незаконно и неэффективно, так как изначально это может быть не ваша целевая аудитория (не заинтересованная в ваших товарах и услугах) и уж точно не лояльные клиенты, которых не спросили прежде чем начать коммуникацию.

0

Ну я же только что написал что в моем случае конверсия была отличной.

0

Азамат, ранее был материал про сбор согласий для интернет проекта: siliconrus.com/2014/12/one-more-sms-please/

К SMS, как и любому рекламному каналу нужно подходить индивидуально, с учетом специфики проекта и задач бизнес-процессов. "Слоны", на которых строится смс-информирование - это наличие согласия, персонализация, сегментация и таргетинг. Для интернет-магазинов хорошо работают так называемые сервисные смс - информация о статусе заказа, поступлении товара, начислении баллов и прочее. Могу посоветовать обратиться в отдел маркетинга Devino. Вас проконсультирует кейс-менеджер, предложит отраслевое решение для вашего бизнеса.

Вероника, спасибо. Да, согласие и т.д. мы получали и работали с небольшим сегментом нашего интернет-магазина (только теми, кто согласился получать рекламную информацию по SMS). Сервисные SMS о смене статуса заказа и т.д. - это я и называю вспомогательным сервисом - но это не полноценная рекламная кампания. Просто например промо-код, разосланный по одной и той же базе с помощью почты, и разосланный с помощью SMS, имел огромную разницу в проценте активации (хотя SMS содержало в себе короткую информацию как активировать промо-код, понятную для этих пользователей, так как они делали заказ не в первую очередь). Может мы сами сделали что-то неправильно. Ну или вариант для проведения опросов: вместо простой рассылки звонит оператор, задает ряд вопросов, в конце диктует промо-код и добавляет, что он будет отправлен в виде SMS. После того, как в CRM системе оператор нажал кнопку "Заявка отработана", клиенту сразу же отправляется SMS-ка с промо-кодом. Через три дня отправляется напоминание, но уже на почту. В таком виде, именно как вспомогательный канал к основной среде коммуникаций, SMS для нас эффективны, да. Но в любом случае, спасибо за советы.

Вы правы, все зависит от многих факторов, которые нужно учитывать вкупе, и способов определения конверсии.
Удачи вам в работе!

Если рассматривать чисто электронную версию, без ЭЦП клиента - штраф

Не канает «в виде логов сайта»

Хранение в видео логов сайта принимается как ФАС, так и операторами если абонентов было дано согласие на обработку данных и информирование. Не принимается, например, форма в CRM

А как вы докажете, что он согласился? Логи я могу сам нарисовать в блокноте.

Вероника не обманывайте людей, если человек просто зашел на сайте и нажал на чекбокс - это ничего не значит. Согласие на обработку - это письменная или цифровая подпись(ЭЦП) в данном случае.

Не дурите людей, им потом штраф платить...

Виктор, будем откровенны - подделать можно почти любое согласие))) Но практика такова, что согласия в виде логов сайта принимаются регулирующими органами и штрафы не налагаются.

0

А что именно понимается под логами сайта?
Я было подумал про логи вебсервера, но в них не регистрируется тело POST запроса (а введенные пользователем данные как раз тут).

0

Вопрос знатокам: я выступаю как заказчик рассылки(спам) у какой то фирмы. Они рассылают. Кто несет ответственность - заказчик или исполнитель?

Ответственность несет заказчик и, в данном случае, это вы. Так как, согласно вступившим в силу поправкам к закону "О связи", вы должны иметь прямой договор с оператором связи для осуществления рассылки. Ст. 44,1 ФЗ О связи: Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

0

А в емейл рассылках кто отвечает? И как мне как заказчику избежать проблем?

0

Клиент, в интересах которого производится рассылка, то есть Вы. Штрафы теже от 100 до 500. Но штрафов за спам в Email, пожалуй, и не припомнить )))

0

горите в аду. и успокойтесь: вся ваша конверсия на этих расылках - самообладание потребителя и изначальный интерес к продукту. придумайте что-то по-оригинальнее, вы ж стартаперы, а не школьники, раздающие рекламу у метро. самая большая ошибка - дердать потребителя зв идиота, долго не прокатит

Совершенно верно! поэтому не нужно покупать ворованные базы и слать по ним все что попало.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andrew Boiko
interService

Ну ок, вот я проинвестировал в какую то компанию РФ, директор чего то там накосячил, ко мне что органы прийдут долги по той компании изымать ? А если этих компаний скажем 100 ? (привет Журбе)

Тут пожалуй хорошо подумаешь инвестировать в РФ или нет, рисков и так достаточно (валютные, суды ...)

Путин разрешил налоговикам требовать долги компаний с их владельцев и учредителей
0
Антон Соколов

Куда на лечение этой дуры скинуть?

Касперская объяснила своё предложение о передаче «больших данных» россиян государству
0
Alexander Kanenko

(Не перестану).

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Alexander Kanenko

(Шутка).

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Alexander Kanenko

Я тогда перестану красть HBR в супермаркетах.

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Показать еще