Лого vc.ru

Как российское законодательство изменило рынок SMS-рассылок

Как российское законодательство изменило рынок SMS-рассылок

Маркетолог компании SMS Aero Дарья Мелихова написала для ЦП колонку о том, как функционирует рынок SMS-рассылок, какие изменения его ждут в ближайшее время и как компании к ним приспосабливаются.

Поделиться

В последнее время у всех на слуху тема законодательного ограничения SMS-рассылок и установления правил на них. SMS Aero хотел бы рассказать о том, что именно сейчас происходит на рынке.

Года полтора назад SMS-рассылки практически никак не контролировались. На рынке существовало множество сервисов, через которые и осуществлялась отправка сообщений. Многие из них были сомнительного содержания, однако это мало кого волновало. Из новостей мы иногда узнавали о случаях, когда на какую-то организацию подали в суд за рассылку, но таких в России было не так уж много.

Осенью 2013 года рынок SMS-рассылок начал сильно меняться. Сначала операторы сотовой связи, посчитав, что могли бы неплохо заработать на этом, начали блокировать различные рассылки, среди которых был не только спам, но и уведомления.

В итоге получилось то, что операторы называют «сократить количество SMS-спама». Сократить-то сократили, но вместе с ним и часть добросовестных рассылок не доходила до абонентов. Впоследствии, конечно, эта проблема была решена, но осадок в виде повышения цен остался.

Здесь стоит немного рассказать о так называемом «Прямом» и «Общем» канале. Когда операторы связи решили монополизировать рынок рассылок, выделилось два способа доставки SMS: по прямому каналу (гарантированная доставка сообщений, своя буквенная подпись отправителя, относительно высокие цены) и общему каналу (автоматическая замена подписи на рандомный цифровой номер, негарантированная доставка, но низкие цены). Теперь каждый клиент мог выбирать, как отправлять свои сообщения: подешевле, но с неопределенным результатом, или подороже, но с качественной доставкой и своей подписью.

В течение последнего полугода был принят ряд поправок к законам «О рекламе» и «О связи», которые регламентировали порядок и правила SMS-рассылок. В общем-то, случилось то, чего ждали многие абоненты — рассылки постепенно разделялись на те, которые они ждут и на которые осознанно подписались, и спам.

SMS Aero пришлось изменять принцип работы. Во-первых, по требованию операторов связи наши клиенты обязаны предоставить нам письменные согласия их контактов на получение SMS-рассылки. Примерно тогда же мы стали следить за содержанием рассылок, которые отправляются абонентам с нашего сервиса. Чтобы перейти на новый уровень, нужно было сделать два важных шага: отказаться от всех «сомнительных» клиентов и вручную модерировать проходящие через нас сообщения.

Первый шаг позволил избавиться от клиентов, незаконно распространявших различную продукцию (наркотики, алкоголь и так далее). Второй шаг сделал весь наш трафик «чистым» — теперь не пройдет не только реклама запрещенных товаров и услуг, но и недобросовестная и скрытая реклама.

Конечно, здесь можно вспомнить о различных программах и роботах, которые самостоятельно следят за текстом сообщений и отфильтровывают те, в которых есть заданные ключевые слова. Это намного проще, но такой фильтр довольно просто обойти — просто переформулировать так, чтобы в SMS не было этих ключевых слов. Поэтому было принято решение нанять для модерации человека — это позволяет более гибко следить за трафиком и оперативно общаться с клиентами по вопросам блокировок.

Далее мы стали ориентироваться именно на крупных клиентов — юридических лиц, которым необходимо отправлять SMS-уведомления, а не рекламу. Конечно, физлица и сейчас составляют значительную часть наших клиентов, но теперь их реклама составлена с учетом требований законодательства и внутренних правил сервиса.

Получилось, что к изменениям в законодательстве, которые вступят в силу 21 октября 2014 года, мы оказались готовыми заранее — мы просто дополнительно рекомендуем клиентам получать согласие получателей рассылок и не рекламировать незаконный товар.

Напоследок хотелось бы дать небольшой совет людям, которым надоел спам. Да, некоторые компании поступают не совсем честно, продавая свои базы контактов или вписывая в договор оферты пункт о том, что они могут предоставить ваш номер своим партнерам. Однако во многом количество спама, которое приходит на ваш телефон, зависит от вас. Будьте внимательны, когда подписываете очередной договор, оформляете карту или делаете заказ. А если на ваш телефон пришло SMS, на которое вы не давали согласие, то у вас есть два варианта: забить или обратиться к вашему оператору связи или непосредственно в суд и пожаловаться на компанию, которая прислала вам спам.

Что ждет SMS-рассылки в ближайшее время? Мы считаем, что рынок оздоровится, очистится от остатков спама и станет полноценным бизнес-инструментом. Многие компании уже сейчас это понимают, собирают согласия и отправляют только ту информацию, в которой их клиенты будут заинтересованы.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Законно ли продвигать свои проекты через спам в iMessage и какая эффективность у канала01 октября 2014, 11:45
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

ща начнется срач быдло недостартапщиков...

0

Тоесть "старт продаж квартир в нижезадрищенске" и "возьми кредит сейчас" это законно и правильно? Или всё-таки спам? Я склонен думать что второе, стараюсь отбить у человека по Ту сторону трубки охоту работать на звонках в конторе, считающей это бизнес инструментом. Аллергия на слово кредит, аллергия на квартиры от 1,6млн в жопе мира. Как мне быть? Автор поста ответит?

0

Зависит от того, кто отправляет вам эти SMS. Проверьте договоры и пункты о способах получения информации от компании и их рекламы. Если вы где-то соглашались на получение SMS-рассылок, то формально это не спам. Но и качественной рекламой это сложно назвать. Если обращения в компанию и просьбы не отправлять SMS не помогают, вы можете написать заявление в ФАС. Тогда компанию обяжут исключить вас из базы рассылки, даже если вы изначально соглашались на нее. О том, как подать заявление, есть подробная статья на Хабре: habrahabr.ru/company/pravo/blog/145768/

0

Где я соглашался, там все понятно. Но спам льется рекой, и я не мог на него подписаться. Компаний большое количество. ПРедлагают кредиты, занять до зарплаты, оформить ДКП и осаго, поменять машину на другую с доплатой, квартиру купить за "сипецкакдешево". Звонишь, орешь, они исключают. Но приходит смс от другой конторы - со всеми не насудишься.

0

Полагаю, процесс очистки рынка от спама будет небыстрым. Сейчас есть несколько вариантов: 1) обратиться в ФАС или непосредственно в каждую компанию (но это затратно по времени и нервам), 2) обратиться к вашему оператору связи, 3) опробовать сервис РосСпам (упрощает подачу заявления в ФАС). Правда, в сети о нем очень противоречивые отзывы.

Многие компании в договор/оферту добавляют пункт о том, что их клиент согласен получать рекламные сообщения от их партнеров, и продают накопленные базы (например, владельцы платежных терминалов часто так делают). Отсюда и получается, что номер переходит из рук в руки.

Также можно попробовать различные сервисы отписки от рассылок, но есть вероятность, что номера могут точно также перепродать.

0

По крайней мере СМС Аэро -- единственные, кто присылал подробные "инсайдерские" описания тех или иных инициатив -- типа блокировки смс мегафоном, увеличение цен за смс в 10 раз, обязательное требование юридических документов и т.п.

0

Не единственные, пользуюсь несколькими СМС-шлюзами. Из них оперативно предупреждают о всех инициативах только ByteHand.

0

ByteHand? Спорное утверждение. Тоже пользуюсь несколькими смс-сервисами. Так вот о "мегафонской катастрофе" ByteHand меня предупредили 17-го, в пятницу, перед выходными. А SMSAero - на неделю раньше.

0

Было бы лучше, если бы я мог отказаться от рассылки, отправив к примеру цифру "1". Или же подтвердить цифрой "2", если меня заинтересовало. Но пока из того, что мне приходило и приходит: своего оператора могу с гордостью называть спамером еще более худшим, чем все остальные "купи-продайки".

0

Вы правы, это было бы значительно удобнее. Однако не у всех сервисов есть такой функционал, и не каждая компания, к сожалению, сейчас готова предоставлять своим клиентам выбор. Кстати, не так давно была ситуация, когда МТС оштрафовали за рассылку рекламы абоненту, который ранее уже отказывался от нее.

0

Что ждет SMS-рассылки в ближайшее время?

Банкротство крупнейших агрегаторов. Впрочем, такому игроку, как А1 не привыкать (если вспомнить безвременно почивший с миллионами честно нажитых рублей "русский биллинг", например). Во многих уже идут сокращения. А все почему?
- Сокращение коммерческого трафика (не транзакционного или банковского)
- Существенное повышение цен и заметное снижение маржи всех звеньев цепочки от оператора до конечного пользователя

И последнее. В связи с новой редакцией закона "О связи" Мегафон первым начал попытку устранения агрегаторов и других посредников, оставляя смешные агентские проценты. Эх, куда делись 300-400% маржи еще 2-3 года назад.

Содержание статьи неполное.
Обращение к оператору может быть неэффективно.
Обжалование будет сопряжено с потерей времени и денег. Оптимальная реакция в случае получения рекламного смс сообщения, согласие на которое вы не давали, — обратиться в Управление ФАС по месту своей регистрации. Жалобу можно направить в электронной форме через сайт.

0

Хорши эксперты, не говорят своим потенциальны клиентам , что в законе о рекламе прописан штраф до 500.000 руб за каждое сообщение без согласия, даже если еомер случайно попал в рассудку клиента из 10.000 номеров - они это заменили "мы рекомендуем собирать согласие.

0

Спасибо за замечание, в следующий раз добавим подробную информацию по штрафам. Да, на данный момент за 1 незаконное SMS юридическим лицам придется заплатить от 100 до 500 тысяч рублей. Это не касается случаев, когда контакт решил отписаться от рассылки, на которую давал согласие. Но при его повторном обращении штрафа вряд ли получится избежать.

0

Как клиент такого сервиса - уже подняли цену на исходящий смс до 90 копеек...
Думаем уйти от смс провайдера и просто рассылать сообщения от 3G модема с корпоративной симки. Это - в разы дешевле.
СМС используем для уведомления сотрудников.

0

Дмитрий, если еще актуально, можете ознакомиться с ценами SMS Aero: smsaero.ru/buy/. На данный момент у нас есть возможность не поднимать их, но на номера Мегафона SMS приходят с подменой подписи отправителя. Остальным операторам все доставляется с вашей подписью.
Подробнее о ситуации можете прочитать здесь: smsaero.ru/blog/post/novaya-informacia-o-rassylkah-na-nomera-megafona/

0

Цены у вас как-то странно отображаются — что обозначает "0.69 а" ?

0

Вероятно, некорректно отображается символ рубля. Должно выглядеть так, как на прикрепленной картинке.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Roman Novikov

Идея для бизнеса? Да ладно!

Betterment — инвестиционный помощник, который помогает клиентам распоряжаться своими деньгами
0
Дмитрий Астапкович

да, это позабавило:

"Уверен, находись мы в Штатах, то личные встречи, медвежье обаяние и непринужденный английский язык на уровне Intermediate смогли бы убедить будущих инвесторов в серьезности наших намерений. "

Странная уверенность, если честно. Ни слова о продукте или команде, все чисто на обаянии и _среднем_ английском. Прямо USP.

Думаю, что просто деньги кончились бы значительно быстрее.

5 советов о том, как провалить проект
0
Андрей Загоруйко
Quest.ai

В России контентый проект я уже сделал, а на Западе пока не готов. Но все может быть!

5 советов о том, как провалить проект
0
Андрей Загоруйко
Quest.ai

Игорь, добрый день! Спасибо за такой подробный комментарий. Немного о себе - я не журналист, у меня техническое образование, и код/технологии мне гораздо ближе чем медиа и статьи. Отличать хороших инженеров от плохих это не такая простая задача, с которой не каждый HR-департамент крупной компании всегда справляется, ну вы и сами знаете. У меня вроде получилось найти хороших, но проект провалился совсем не из-за этого.

Если конкретно про диалоговые решения для магазинов говорить, то тут действительно, есть много проблем. Первая - данные. Взять их, хорошего качества и в достаточных количествах (миллионы строк) действительно неоткуда. По понятным причинам доступные корпусы текстов не подходят для таких специфических задач.

С пониманием вопросов особых сложностей нет, к счастью есть довольно много хороших nlp фреймворков (если говорит про английский текст). Но, конечно, если посмотреть на реальные диалоги реальных покупателей, которые пишут в чат на сайте, то становится понятно, что до 100% понимания еще очень далеко.

Есть другие вопросы, например, если вы делаете ваше решение как плагин для существующего решения (от zendesk/salesforce до каких-то локальных игроков), то нужно понимать, что те прекрасно понимают перспективность автоматизации этих процессов и сотрудничать будут хотеть очень слабо, и точно будут иметь в виду возможность создания своего собственного решения.

5 советов о том, как провалить проект
0
Фёдор Гайдамакин

Но ведь с ФБР вы готовы делиться информацией. Почему с ФСБ не хотите?

Касперская рассказала о работе ФСБ и Роскомнадзора над перехватом и дешифровкой трафика россиян
0
Показать еще