Лого vc.ru

Как составить заявление в ФАС на авторов нелегальных SMS-рассылок

Как составить заявление в ФАС на авторов нелегальных SMS-рассылок

Независимый юридический консультант Севан Авалян поделился с ЦП своим опытом по борьбе с авторами рекламных SMS-рассылок, на которые получатель согласия не давал. Юрист приводит в пример собственное заявление в ФАС и объясняет, чем должно закончиться расследование ведомства.

Поделиться

Вам приходят спам-сообщения от такси, массажных салонов, Сергея Мавроди и прочих. Что делать? Расскажу на своём примере.

Мне приходили подобные сообщения:

Я этими услугами, конечно же, не пользуюсь. Однажды я даже позвонил по одному телефону и попросил прекратить высылать мне сообщения. На том конце провода и предположить не могли, что кто-то без их ведома рекламирует их же услуги. И тогда я написал заявление в УФАС по Республике Татарстан.

Заявлением может служить обычное электронное письмо с вашего почтового ящика:

Отдельно отмечу, что по некоторым сообщениям (даты и времени на скриншотах не было видно) у меня запрашивали разрешение на получение доступа к моим сообщениям, которое я предоставил:

Всё. С этого момента вы только получаете ответы от уполномоченного органа по вашему заявлению.

Например, вот такие:


Что станет со спамерами

Как уже было сказано в этом материале, ФАС признала спам в мессенджерах нарушением закона «О рекламе».

В законодательстве имеются три нормы, которые регламентируют нужный нам вопроc.

  • Статья 44.1. ФЗ «О связи», устанавливающая, что все рассылки должны осуществляться при условиии получения предварительного согласия абонента;
  • Часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе», которая запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение;
  • Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за всё это: «наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Касательно моего заявления — в данный момент наш татарский УФАС всё еще проводит проверку, и, скорее всего, ищет виновных лиц. В любом случае, по итогу расследования каждого отправителя оштрафуют на сумму на от 100 до 500 тысяч рублей.

За несколько минут до публикации этого материала мне позвонили из компании, которая отправляла сообщения рекламного характера, и очень попросили «задним числом» подписать согласие на получение сообщений. Вот что они получили от УФАС по РТ:

Статьи по теме
Как российское законодательство изменило рынок SMS-рассылок20 октября 2014, 16:42
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Когда-то посылал такие письма в ФАС через приложение на Android, потом меня замучал бумажный фасовский спам с отписками

0

Послать письмо в ФАС , о Спаме ФАС на почту . Этакая "рекурсия"

1

Приложение для Android - РосСпам? :)

Однако, Татарский ФАС работает) Круто!

Через РосСпам, кстати, и на рекламу в мессенджерах можно пробовать жаловаться - отправляйте скриншот на report(собака)rosspam.org.

Не совсем понимаю смысл этой статьи и, самое главное, почему эксперт поленился зайти на сайт ФАС и почитать требования к жалобам на спам - необходимость предоставления как скриншота, так и согласия там описана.

Года полтора занимался этим же через башкирский ФАС. Работает весьма относительно.

Плюсы:

- Организатор рассылки будет постоянно бегать с бумагами в ФАС. Ему это может надоесть и лично вас удалят из всех баз.

Минусы:

- Если рассылка из зарубежа, то пшик. Дальше никак.
- Если организатор покажет липовую бумажку с вашим согласием. ФАС не проверяет липу.

По факту, к ответственности привлекли на моей памяти только 1 раз. Когда организатор рассылки сознался честно, что рассылал, и не смог показать никакую бумажку. Мне даже жалко его. Такой честный попался.

Так была уже статья, где было написано, что за 5 минут можно спаммера наказать.
Так в комментах, наш герой трепа - Севан Авалян, похвалялся, что делал это миллион раз и ровно за 5 минут.
А теперь разродился целой статьей, из которой видно, что потрачено куча времени и нервов, а результат 0.
Что то я не вижу бумаги, о присуждении штрафа))))

Нужно доводить до суда, а потом уже рассказывать про успешный кейс. Потому что это у вас компания позвонила и попросила задним числом дать согласие. А в других случаях компании просто подписывают сами за вас согласие от имени другого человека, и якобы случайно ошибаются в одной цифре номера, якобы из-за чего вы и получали эту рассылку. Конкретно в этом примере суд компания проиграла (чужая подпись не является согласием абонента и это забота компании - проверять что указан правильный номер). Но может получиться и что суд встанет на сторону компании. В любом случае липовую бумажку они предоставят и уже вам самому придется идти в суд доказывать что вы ее не подписывали.

Еще одна неприятность: терминалы пополнения счета, там часто есть пункт который таки дает согласие на рекламу. Вы кидаете 100 рублей на телефон в терминале, и таким образом принимаете соглашение в котором разрешается передавать ваш номер для целей рекламы кому угодно. Никогда не можешь быть уверен на 100% что не было такого эпизода.

Андрей,

Диспозиция статьи говорит о том, что «все рассылки должны осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента». То есть согласие должно быть именно самого обладателя телефонного номера, а не кого-то еще. Довод о том, что за одного расписался другой, не обосновывает рассылку спама, потому что получено согласие не самого абонента, а третьего лица — такая трактовка обстоятельств не соответствует требованиям ст. 44.1 ФЗ «О связи». Тут что не говори, а это уже просчёт рекламодателя. Как при таких обстоятельствах может получиться, что суд встанет на сторону рекламодателя, я не представляю.

Если же есть какая-то бумага, а на ней стоит и моя подпись, то это уже другой разговор. Как минимум, это предмет исследования экспертом, а там и уголовная ответственность рядом.

2. По терминалам могу сказать следующее — поставить галочку может любой. Но такое «согласие» неизвестного лица не является подтверждением согласия самого абонента.

Не всё так просто. И спасибо за комментарий :)

Подделывается якобы Ваша подпись. Рассылающая спам компания говорит "Вот у нас Ваша подпись. Не знаем как так получилось, но вот в этом заявлении Ваш номер и подпись, это вы расписались, мы рассылаем легально. Может кто-то другой случайно ошибся номером? Но документик-то имеется, вот он, есть подпись, есть ваш номер, мы ни при чем".

Как может получиться что суд при этом встанет на сторону компании? По той же причине: документик-то имеется, а доказать что это именно компания подделала подпись невозможно. В этом случае исход суда может быть любым. Хочу посмотреть на примеры когда был штраф при наличии липовой бумажки чтобы понимать судебную практику в таких случаях. Мне лично звонила одна компания такси и заливала что у них есть моя подпись с согласием на смс.

Андрей, если вы уверены в том, что не подписывали ничего, а компания уже в суде настойчиво доказывает и показывает свою липу, то тут поможет только заявление о фальсификации — проведение экспертизы, для который вы дадите образцы своей подписи, а эксперт установит, вы подписали или нет.

Если (99,9%, что да) подтверждается, что подпись сделана не вами, то компании грозит хороший штраф.

0

Лайфхак - подписи гелиевой ручкой плохо поддаются экспертизе. Текст написанный гелиевой ручкой совсем не поддается экспертизе по сроку давности написания документа

Есть единственный способ узнать - это уничтожить текст (часть текста). Подпись будет вырезана. При этом, согласие должен давать тот, кто предоставляет этот документ.

"Судом разъяснено представителю Леймана Александра Яковлевича
(предоставившего в материалы дела оригинал договора займа) о необходимости дачи
разрешения на производство вырезки подписей из договора займа от 10.01.2010 для
проведения экспертизы, которая осуществляется только с использованием микровырезов,
судебное заседание было отложено на 17.06.2014 для получения такого разрешения.
В судебном заседании 17.06.2014 представитель Леймана А.Я. пояснила, что он не
дает согласие на производство вырезки подписей из договора займа, согласен на
проведение экспертизы иным экспертным учреждением (государственным) без
производства вырезки. "

kad.arbitr.ru/PdfDocument/367b0b4c-45e6-4397-9da4-9658fdda859b/%D0%9078-9465-2012__20140623.pdf

Новую естественно никто делать не будет. Так как повторится то, что указано выше

0

Экспертиза стоит в среднем, 40-60 тысяч. И нет гарантий, что она докажет вашу правоту и вы сможете взыскать с ответчика эти деньги. (в лучшем случае, месяца через 3, если фирма не левая).

0

По поводу успешных кейсов:

— Постановление ВАС РФ по делу А73-15103/2012 от 15.10.2013;
— Решение АС Краснодарского края от 26.02.2014 по делу А32-32501/2013, оставленное без изменения вышестоящими инстанциями;
— Постановление АС Поволжского округа от 12.11.2014 по делу А12-8498/2014;
— Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2014 по делу А40-62234/13;
— Постановление ФАС Московского округа от 27.04.2012 по делу А40-77128/2011;
— Постановление АС Северо-Кавказкого округа от от 5.02.2015 по делу А63-167/2014.

Не всё, естественно

ой) ну насмешили)))
Хоть одного человека оштрафовали?)
Любая компания может сказать что это конкуренты спамят...

0

Меня за 3 года никто не штрафовал, обидно даже

0

Не могут так сказать. Потому что сотовый оператор предоставляет данные на рассылаемого. А у рассылаемого должен быть договор с заказчиком, иначе виноват будет он.

Пытался через РосСпам отписываться от постоянных СМС про микрозаймы - ФАС постоянно присылал ответ, что в заявлении необходимо точно указывать лицо, отправляющее рассылку.
Решил проблему (по крайней мере с микрокредитами) следующим образом: после получения очередного СМС гуглил по номеру или названию конторы их сайт и писал на указаный email письмо примерно следующего содержания: "На такой-то номер приходят ваши СМС, я согласия не давал, вашим клиентом не являюсь, уберите из рассылки или буду обращаться в ФАС".
Уже несколько месяцев ни одной СМС от всяких быстроденег и прочих, до этого приходило несколько раз в неделю.

А что делать с рекламой в WhatsApp?

0

Ровно то же самое, что и с обычными сообщениями.

0

разве сообщения что приходят с вотсапа, телеграма и вибера это смс? почему тогда push сообщения не блокируете и в фас не жалуетесь? может какой-то разраб продался и запустил на 10.000.000 пользователей пуш сообщения о кредите в банке-партнёре?

0

У меня такое ощущение, что вы первый раз получаете письма на ваш запрос и поспешили поделиться ими со всеми. Результата ведь нет

0

Алексей, выше я привел судебную практику по обсуждаемой проблеме. Результат есть всегда :)

0

Я про ваш личный опыт) нет финала у статьи. По моему мнению, финал статьи должен быть после решения суда, ведь они скорее всего будут обжаловать его. Проверить это не сложно

0

Кстати, первые предложения статье очень напоминают спам, который приходит))

"Вам приходят спам-сообщения от такси, массажных салонов, Сергея Мавроди и прочих. Что делать? Расскажу на своём примере. "

0

Но самое интересное то, что если компания забьет на ФАС и не предоставит документы - она получит штраф от 20 до 200 тыс. Выгоднее же)

Алексей, а что значит «забить на ФАС»? Вы хотите сказать, что можно не предоставить требуемые документы, и поэтому расследование само собой прекратится? Или я не совсем Вас понял?

0

Алексей пишет про то, что проще проигнорировать и не предоставить документы, и слать дальше, заработать в раз 10 больше, и отчислить этому фасу его комиссию в 20-200к рублей

0

Александр, это совсем не верно.

Если умышленно игнорировать требования ФАС, то это 17.7. КоАП РФ. При этом расследование по нарушению ФЗ "О рекламе" и ФЗ "О связи" не прекращается — господа из УФАС просто укажут в решении, что доказательств согласия со стороны юр. лица не представлено, а значит вина его доказана.

Этой комбинацией Алексей получит штраф сразу и по ст. 17.7 и по ч.1. ст. 14.3. КоАП РФ.

0

На основе каких документов УФАС сочтет вину доказанной? Если бы было все так просто - зачем они месяцами выпрашивают документы? Если в этот срок они не предоставят документы - они опять им напишут запрос "о недопустимости игнорирования ..... Мы повторно требуем, в срок до... предоставить". А тут и срок давности пройдет.

Я не специалист по работе с административкой, но видится мне, срок давности у вас уже прошел.

0

УФАС испрашивает документы, чтобы узнать, имелись ли подозреваемого в совершении АПН основания для таких действий - согласия абонента.

0

Это только в теории ведомство может автоматом наказывать компании за любые нарушения. На практике - текст еще нужно отписать и отправить. А у них сокращения и куча работы. А отпиской в отделе занимаются 3-4 человека. Потом стоят в очередь на подписания этих документов.

Компаний, которых хочется оштрафовать по вышеуказанным статьям - тысячи. Большинство из них не получили запросы по причине ненастоящего адреса местонахождения, другая часть - номинальные директора и всем просто пофигу. У нее и так уже висит долгов куча.

Третья часть забила или отправила не все документы, затягивая тем рассмотрения процесса.

0

Я кстати, везде, где в анкетах просят указать номер телефона - пишу от балды. Формально - у них есть разрешение посылать мне. Только на непонятный номер.

В этом случае, им удастся уйти от ответственности, ведь ввел в заблуждения их я

0

а как кстати фас докажет что это компания рассылает этот спам, а не мы тут сидим и спамим по заказу конкурентов на них?

0

Чтобы рассылать, нужен договор с опсосом. Опсос эти данные легко выдает ФАСу. А дальше сами понимаете.

Отослал по примеру автора письмо в ФАС с скриншотами рассылок которые приходят мне. Буду ждать ответа)

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Sasha Beep

Купите настоящие наушники один раз, а не китайские говнобитсы. Например, практически невозможно убить некоторые модели Sennheiser, хотя, отрывание проводов ни одни уши не выдержат, благо в сенхах есть сменные провода. Urbanears тоже разборные, и их тоже можно хоть танком давить, как и Aiaiai TMA-1

iPhone 7: первое знакомство
0
Mihail Alexandrov

Отличный материал, спасибо, Андрей.

Прекрасно помню тот вдохновленный пост. Было ощущение, что задумано нечто амбициозное, масштабное, сложнореализуемое и с довольно размытой ценностью. Здорово, что не постеснялись публично признаться в неудаче и поделиться ее анализом.

На мой взгляд пункты про деньги и гео это мысли второго порядка. В том смысле, что сами по себе имеют зерно, но вряд ли являются причиной провала. Напротив "Верь в то, что делаешь" и "Думай", можно рассматривать как ключевые и связанные между собой.

Будучи человеком, провалившим 2-3 стартапа схожим образом, один из уроков, который я извлек для себя во многом резонирует с вашими мыслями. Не начинать фактическую реализацию первой версии продукта пока не имеешь максимально четкого представления о проблеме/возможности, ценности, маркетинге, бизнес-модели и так далее. Проще говоря о том, что делаешь, зачем, почему именно это, кому и как это будет нужно, какие препятствия есть. Чем четче будет это понимание, тем больше вероятности избежать нового провала после продолжительного блуждания в темноте.

Интуитивно я всегда стремился действовать по принципу Наполеона (если это вообще его принцип). Скорее в драку, а там посмотрим.

Но опыт показывает что исключительно осторожный подход к выбору драки куда эффективнее. После внимательного рассмотрения и проектировки (что, кстати, тоже требует времени, но меньшего чем реализация) большая часть восхитительных задумок рассыпаются как дымка. И это нормально.

Возможно, кому-то это будет полезно.

"Успех это движение от неудачи к неудаче не теряя энтузиазма" - говорил Черчилль.

Поэтому буду рад прочитать через месяц-другой новый вдохновленный пост в вашем Facebook. Удачи!

5 советов о том, как провалить проект
0
Sasha Beep

Руки надо мыть, чтобы не залипали кнопки на пульте. Ну или по бабушкиной методике - в целлофан

iPhone 7: первое знакомство
0
Рустам Салахутдинов

Да вот фиг там - все наоборот. Стоимость копирования материальных предметов предельно низкая, потому что:
1) Все легко разобрать и посмотреть
2) Производители будут по-максимуму экономить(ведь они платят не за одну программу, а за каждую копию своего продукта), а значит будут стараться использовать множество существующих на рынке решений вместо создания своего (взять готовый двигатель для своей бензопилы, вместо разработки своего, хоть и более продвинутого), а так же будут максимально стараться упрощать продукт, чтобы найти максимально выгодное соотношения возможностей продукта и его стоимости.

В софте же все наоборот - вы не платите ничего за распространение, а значит вашим конкурентным преимуществом будет служить как раз сложность продукта и объем его возможностей, накопленные за много лет разработки.

«1С» и «Аскон» займутся разработкой аналога Autodesk для 3D-моделирования зданий
0
Yury Molodtsov

Ну можете складировать и стирать.

iPhone 7: первое знакомство
0
Показать еще