Лого vc.ru

Книжная полка Владислава Солодкого: Что читает управляющий партнёр Life.SREDA

Книжная полка Владислава Солодкого: Что читает управляющий партнёр Life.SREDA

Управляющий партнёр венчурного фонда Life.SREDA Владислав Солодкий опубликовал в своём блоге на Medium список из 22 бизнес-книг, которые он рекомендует прочитать всем начинающим предпринимателям. Объёмный материал Солодкий дополнил рекомендациями по художественной литературе.

ЦП публикует заметку с разрешения автора.

Поделиться

Скажу сразу  —  корпоративным задротам и любителям «Атлант расправил плечи» (почему россияне любят это убожество) и «7 навыков высокоэффективных людей» лучше не читать, не понравится.

Про бизнес

Точнее, не про бизнес, а про предпринимательство  —  как оторвать зад от стула и сделать что-нибудь. Причём, яркое и необычное:

1. Тони Шей, «Доставляя счастье: от нуля до миллиарда»

К своему стыду, эту книгу 2010 года я прочитал только в начале 2013 года. Потрясающая по своей «химии» и энергетике захватывающая история становления предпринимателя. В целом книга про корпоративную культуру  —  ценности, которые объединяют между собой сотрудников и удовлетворение не только функциональных, но и интеллектуально-духовно-эстетических потребностей клиентов, важнее гонки за прибылью. И такой подход оборачивается многократной прибылью в итоге.

В книге меня очень зацепил один момент: первые несколько лет компания (и фонд, вложившийся в неё) несла убытки и никак не могла отстроить бизнес-процессы. Чтобы хоть как-то сократить расходы, в какой-то момент Шей предложил переехать всем в более дешевый с точки зрения аренды офисов, зарплат персонала и так далее город  —  Лас-Вегас. Он думал, что согласится только 30 человек из 90 сотрудников, но согласились 70.

И мне стало интересно: а что, если бы я предложил всем сотрудникам фонда и стартапов, в которые мы инвестировали и будем инвестировать, переехать в более дешевый, чем Москва, город (Санкт-Петербург, Тверь, Нижний Новгород, Казань)  —  сколько бы согласилось?

Такие ситуации преодолевают только действительно великие компании  —  и именно это делает их великими. Меня часто подначивают некоторые ортодоксальные коллеги, почему я  —  человек, отвечающий за имидж компании,  —  так много матерюсь: нет ли здесь противоречия, мол? С удивлением обнаружил, что толерантность к нецензурной лексике является одной из составных частей корпоративной культуры Zappos.

2. Блейк Майкоски, «Оставь свой след»

Не пониманию, почему Блейк Майкоски и его обувь TOMS у нас в России не так же популярны, как, например, Тони Шей и его Zappos? Я обожаю обувь TOMS  —  она простая, красивая, удобная и дешевая. Но главное  —  её сделала компания, которая создана не из-за денег и которая во главу угла ставит не прибыль.

TOMS производит простую (в основном, летнюю) повседневную обувь по модели one for one  —  одну вы покупаете себе, вторую подарят беднякам в Африке. В Америке не пройдет и трёх минут, как вы встретите человека в обуви TOMS  —  и, бьюсь об заклад, он будет похож на вас или вам понравится.

Очень рекомендую книгу генерального директора этой компании  —  «Оставь свой след»  —  она посвящена истории и ценностям компании, а также около 10 историям других компаний, которые вдохновляли Блейка (например, Zappos Тони Шея). Интересно то, как прозвали компанию TOMS и похожих на неё  —  story doing company  —  в противовес тем компаниям, которые story telling.

P.S. Bogo  —  одна из компаний, которая взяла за основу ценности компании TOMS,  —  и теперь предлагает купить у них 1 дом — и ещё 1 дом они построят для бедных в Африке.

3. Ричард Брэнсон, «Теряя невинность»

Эта автобиографичная книга создателя и владельца империи Virgin относительно старая, но всегда актуальная. Она читается так же легко, как какой-нибудь захватывающий британский роман про взросление подростка-бунтаря.

Я до прочтения книги не знал, что у Бренсона такая захватывающая биография  —  не знал, что он начал свой путь самостоятельно ещё в школе, начав издавать локальный журнал Student, который потом перерос в национальный феномен, для которого дали интервью почти все выдающие рок-звезды того времени. Не знал, что он болеет дислексией  —  и ему трудно запоминать информацию и цифры, которые для него ничего не значат.

Он совершал множество ошибок  —  но его родители никогда его не ругали за ошибки и только хвалили за достижения. Его мать даже при самых больших падениях говорила ему: «Не будем обсуждать, что произошло  —  ты наверняка сделал для себя выводы, и сейчас надо сосредоточиться на том, как выйти из этой ситуации». Я думал, что его Virgin Music выпускала из известных групп только Sex Pistols, а оказывается, что на ней записывалось больше половины известных рокеров того времени.

Самое ценное в книге  —  та честность, с которой он рассказывает обо всех своих ошибках, как он к ним относился и что их этого вынес. Также рекомендую другие его книги  —  «К черту все! Берись и делай!» и «Обнажённый бизнес».

В последней  —  рок-н-ролл умер, рок-н-ролльщик постарел, мир изменился, бизнес тоже, но вдохновение осталось. Живое чувство тяги к предпринимательству обильно льётся со страниц прямо в мозг читателя. В общем, как пел Борис Гребенщиков, «рок-н-ролл сдох, а я ещё нет».

4. Говард Шульц, «Влейте в неё свое сердце. Как чашка за чашкой строились Starbuсks»

В отличие от Ричарда Бренсона, который нащупал и выбрал свой путь ещё с малых лет, Говард Шульц,  —  владелец Starbucks,  — проделал к своей страсти абсолютно другой путь. Предпринимательский дух проснулся в нём после тридцати. До этого он был успешным наёмным менеджером, в индустрии кофе оказался случайно, да и Starbucks создал не он сам. На тот момент компания уже существовала и была успешной  —  правда, работала только в одном штате и торговала кофе на развес.

Его история  —  захватывающая история любви к бизнесу, который принадлежал акционерам-основателям, вдохновения, которое они смогли в него вдохнуть своим примером, и новых возможностей по продуктовому ряду, маркетингу, развитию дистрибуции, которые он смог увидеть, и в итоге выкупить компанию и сделать её одной из крупнейших и известнейших в мире.

Любовь  —  пожалуй, самое подходящее слово, чтобы описать эту книгу. Меня сложно растрогать, но она написана так, что у меня постоянно спирало дух и наворачивались слезы.

5. Джефф Джарвис, «Что сделал бы Google?»

Отличная динамичная книга про бизнес в эпоху интернета. Не слюнявый трепет насчет открывающихся перспектив, а жёсткий прагматичный набор новых правил и обязанностей, которые накладывает на любой бизнес современный интернет.

Чем полезна книга?

  1. Тем, кто не в теме, как работают блоги и почему важно это всё-таки понимать и знать,  —  книга разжевывает довольно подробно и без хрестоматийного общеобразовательного занудства. Особенно данный раздел полезен для российских маркетологов и рекламщиков  —  в Россию ещё не дошли массовые рекламные кампании в блогах и соцсетях, но когда дойдут, то понимать, как это всё работает изнутри, будет поздно. Интересный кейс про компанию Dell, которая относилась к блогам по принципу «Читаем, но не комментируем»,  —  и как такая позиция позволяет профукать кучу денег, а тем, кто «комментирует», эту кучу оперативно освоить. Кейс интересен тем, что большинство бизнес-монстров в России живёт по такому правилу.
  2. Вдохновением от новой бизнес-модели «бизнеса в стиле Google»  —  это когда вы делаете упорно продукт не потому, что просчитали всю прибыль и риски, а потому что просто знаете, что вы делаете качественный, новый и интересный для клиентов продукт, а понимание, откуда придут деньги, появляется потом (Google первое время чуть не разорился, потому что заранее не представлял, на чём будет зарабатывать деньги).
  3. После шедевральной «Что сделал бы Google?» рекомендую также прочесть «Google: прошлое, настоящее, будущее». Абсолютно отличается от первой  —  так как является скорее биографической, чем экономической. В книге содержится обилие занимательного фактологического материала про жизнь основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа, подробнейшая история компании, яркие зарисовки будней гугл-сотрудников. Читается очень легко  —  особенно, если вы неровно дышите к компании.

6. Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстралле, «Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие»

Эта книга — послесловие к «Бизнесу в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта».

Основной лейтмотив книги  —  если вы делаете красивый, яркий, вызывающий, интересный, возбуждающий, funky бизнес, то он не может не оказаться в итоге успешным. Долой функциональность  —  мир наполнен неожиданностями, иррациональными поступками и чувствами, и поэтому ему требуется эмоциональный и вдохновляющий бизнес.

На самом деле, эта книга про то, как создать бизнес не с commodity-продуктом, а с высокой добавленной стоимостью, и это позволит вам быть не просто хорошим, а лучшим.

«Читайте по губам: вы не можете ожидать того, что потребитель представит себе невозможное. Вы можете думать о себе самих как о требовательных и прозорливых потребителях. И вы будете правы. Но могли бы вы себе представить, что будет существовать спрос на маленькую электрическую курицу, которая требует регулярного питания, ухода и развлечений, а иначе она умирает? И всё же Tomagotchi  —  маленькое существо из киберпространства  —  стало одним из лучших продуктов 1997 года».

«Посетители художественных галерей не просили Пикассо изобретать кубизм. Фанатики джаза не предлагали Майлзу Дэвису записываться с хип-хопперами. Любители кино не советовали Ларсу фон Триеру снимать "Рассекая волны". И это, чёрт подери, не потребители придумали CDNow или Amazon.com».

«Если вы хотите сделать что-то действительно интересное и революционное, научитесь не обращать внимания на ваших клиентов. Большинство клиентов не больше, чем зеркальце заднего вида. Они консервативны и скучны, не имеют воображения, и сами не знают, чего хотят. Если у ваших клиентов новых идей больше, чем у вас самих, или наймите их, или ищите другую работу».

Эта книга не формулирует каких-то истин  —  она просто занимается фитнесом с вашим мозгом, заставляя его посмотреть на бизнес и себя с новой точки зрения. «Чтобы услышать свежее мнение, сходите в галерею живописи, на рейв-дискотеку, в оперу, потусуйтесь с алкоголиками или наркоманами, почитайте что-нибудь, что вас не очень интересует, сделайте что-нибудь, чего вы никогда раньше не делали. Попробуйте, полазайте по интернету, прыгните с парашютом, сходите в музей».

«Нормальность  —  это дорога в никуда. Если мы можем вести себя только так же, как и другие, мы увидим то же самое, услышим то же самое, наймем тех же самых людей, с теми же идеями и, в результате, получим те же продукты. Мы утонем в море "нормальности". И компания Normal Inc. обанкротится».

7. Стивен Левитт и Стивен Дабнер, «Суперфрикономика»

К первому изданию  —  «Фрикономике»  —  Герман Греф пишет: «Для достижения результата очень часто надо иметь силу воли и рассудка, чтобы выпрыгнуть из коротких штанишек традиционного мышления. Собственно, успех предпринимательства, равно как и эффективность государственного управления, зиждутся на такой способности воспарить над традиционными подходами… Эта книга, разумеется, не учебник по экономике, эта книга — стимулятор новых идей, способствующий переформатированию стереотипного мышления в новое качество».

Что «Фрикономика», что «Суперфрикономика»  —  это наборы разнообразных кейсов из самых различных и обыденных сфер жизни, из которых авторы-математики делают самые неожиданные выводы и гипотезы. К сожалению, авторы так и не раскрывают, какой алгоритм позволяет им так виртуозно играться с массивами данных и вводных, чтобы находить такие подчас гениальные решения.

Кстати, по одному из кейсов вышел фильм с Бредом Питтом в главной роли —  «Человек, который изменил всё». Посмотрев его, можно увидеть красоту и эффективность их подхода на примере бейсбольной команды, которую тренирует герой Питта.

8. У. Чан Ким, Рене Моборн, «Стратегия голубого океана»

Книга посвящена стратегии ведения бизнеса, когда вы не вступаете в конкурентную борьбу в своей категории (в «алый океан»), а открываете новую или расширяете границы существующей за счёт нового взгляда или перенесения опыта одной категории в другую (открываете «голубой океан»).

В книге рассказывается про «Цирк дю солей», нью-йоркскую полицию (про неё же рассказывается и во «Фрикономике»), и множество других неожиданных и поучительных кейсов. Одна из немногих книг, которая учит мыслить по-другому, а не действовать, как «высокоэффективные менеджеры».

9. Малькольм Гладуэлл, «Переломный момент»

Автор пытается исследовать силу, свойства и потенциал вирусного эффекта. При каких условиях, сколько и каких людей вам надо заразить своим продуктом или услугой, чтобы стать трендом, модой, и развиваться за счёт эффекта «сарафанного радио».

Если учесть, что при продаже розничных финансовых продуктов одним из основных каналов коммуникации у потребителя являются «отзывы и рекомендации друзей и знакомых», то эта книга просто обязательна к прочтению. Здесь вы, кстати, найдёте несколько кейсов из «Фрикономики», но авторы приходят совсем к другим, и не менее ярким и эффектным выводам.

10. Малькольм Гладуэлл, «Озарение»

Книга того же автора, но не такая бойкая и агрессивная, как «Переломный момент». Гладуэлл подробно описывает силу первого (мгновенного) ощущения от фактов, событий, вещей, вопросов  —  и пытается вскрыть закономерность, когда лучше доверять своей или чужой интуиции, а когда положиться на подробный и вдумчивый анализ, фокус-группы, количественные опросы и так далее.

11. Малькольм Гладуэлл,  «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?»

Лейтмотив книги банален (успешного человека формируют не столько врождённые задатки, включая интеллектуальные, сколько внешняя среда, умение её правильно выбирать и к ней адаптироваться), но тема раскрывается неожиданно. Кстати, краткий пересказ этой книги можно прочесть всё в той же «Суперфрикономике»  —  её разбирают в одной из глав.

12. Малькольм Гладуэлл, «Давид и Голиаф»

Этот игрок в неожиданные логические цепочки, поиск фрикономических взаимосвязей и эпатажные выводы стабильно радует нас живостью своего ума и лёгкостью языка.

Выводы книги (а она посвящена тому, как маленькие компании могут успешно конкурировать с большими, используя нестандартные решения, способность к риску, любовь к новым технологиям, мобильность и гибкость ввиду собственных размеров) не столь примечательны, сколько эффект на ваш мозг в целом  —  Гладуэлл делает жёсткий спортивный массаж вашим извилинам, разминая закостенелости шор. Эффект длится минимум неделю.

Плюс, Гладуэлл наступил на мою любимую мозоль  —  как (иногда искусственные) ограничения для человека на ранних этапах развития благоприятно сказываются на его выживаемости, креативности и склонности постоянно развиваться в будущем.

13. Томас Фридман, «Плоский мир» и Наоми Кляйн «No logo. Люди против брендов»

14. Джулиан Биркиншоу и Стюарт Крейнер, «Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона»

О чём она? На первый взгляд, о тренере английской национальной футбольной сборной. Но на самом деле совсем не об этом, а о руководстве командой. На примере управления футбольной сборной вы можете найти неожиданные решения для предпринимательского развития себя и своей команды.

В книге поднимается множество вопросов, на которые приходилось искать ответы Эрикссону как управленцу:

  • Как иностранцу возглавить команду, которую до этого тренировали только британцы?
  • Более того, как убедить нацию, которая научила играть в футбол весь мир, что ты научишь играть её сборную?
  • Как управлять звездой  —  например, Дэвидом Бекхемом? (И вправду, задумайтесь, вот вам лично дали Бекхема и сказали «тренируй его и управляй им»  —  что вы будете делать?)
  • Что лучше  —  команда звёзд а-ля «Челси» (состоящая из перекупленных звёздных игроков) или звёздная команда а-ля «Манчестер Юнайтед» (которая годами взращивает и сыгрывает игроков)?
  • Как не реагировать на негативные и предвзятые мнения о себе?
  • Как научиться доверять своим игрокам?
  • Как не идти на поводу у традиций и предрассудков (очень смешное исследование преведено про обезъян и бананы)?

15. Клейтон Кристенсен, «Дилемма инноватора»

Это не новая книга, странно, что она раньше прошла мимо меня. Очень полезное исследование профессора Гарвардской Школы Бизнеса  —  особенно для современных российских банков.

Кристенсен на множестве отраслей (в основном, технологических) показал разницу между «поддерживающими» и «подрывными» инновациями. И почему большие корпорации (как правило, на пике своего развития) не способны к «подрывным» инновациям  —  и, падая с пьедестала своего высокомерия, становятся банкротами.

«Поддерживающие» инновации всегда построены на маркетинговых исследованиях, удовлетворении потребностей текущей клиентской базы, приносят быструю (но не долгую) высокую прибыль, за них всегда голосуют советы директоров и акционеры. «Подрывные» всегда связаны с риском, они связаны с «видением» и интуицией, они предлагают клиенту то, о чём он ещё не думал, и о чём не мог вам сказать, они его изменяют, они на старте приносят мало прибыли (так как инновационные продукты сначала потребляют только очень ограниченный круг клиентов  —  и это всегда для вас будут новые клиенты),  —  и они меняют рынок и в долгосрочной перспективе.

Классический пример: акционеры Amazon всегда протестовали против проекта Kindle, который сейчас генерит основную выручку компании, а её акции, после его появления в 2008 году, стремительно растут вверх.

Проведённое Кристенсеном исследование показывает, что большие и успешные корпорации не способны к «прорывным» инновациям  —  так построены их внутренние процессы, что они всегда выбирают более предсказуемый вариант развития событий, упуская при этом будущее из виду.

Единственный вариант  —  когда большая корпорация искусственно отделяет от себя команду или компанию, которая будет ответственна за работу над «подрывными» инновациями: их отсаживают в другие здания, дают им необычные названия должностей, не требуют соблюдения дресс-кода и рабочего режима, не заставляют защищать бюджеты и KPI по типовым для компании нормам и параметрам.

Эти люди должны быть по духу предпринимателями  —  даже если они являются наёмными менеджерами. И компания создаёт им искусственно свой стартап  —  у них обязательно должно быть ощущение, что это их компания, что они работают на себя.

16. Анита Эльберз, «Блокбастеры»

Одна из самых неоднозначных для меня книг за последнее время. Я привык относиться ко всему очень утилитарно: либо что-то или кто-то может быть полезен для моей работы и даёт новые ответы или ракурсы на то, что делаю, либо нет.

Но с «Блокбастерами» я оказался в ментальной ловушке: вопросов больше, чем ответов, дискомфорта больше, чем спокойствия от правильно выбранного пути. Анита Эльберз (профессор Гарвардской Школы Бизнеса) противопоставляет свою теорию «ведения бизнеса в стиле блокбастер» против «экономики длинного хвоста».

В «Длинном хвосте» Криса Андерсена говорилось о том, как современные технологии меняют инфраструктуру дистрибуции контента и товаров  —  а одновременно с этим общество сильно дефрагментируется, появляются всё новые сегменты и субсегменты потребителей, а под них всё более кастомизированные товары,  —  что сказывается на «демократизации» дистрибуции.

Такие сети, как Amazon, eBay, Netflix зарабатывают совокупно на мелких никому не известных производителях, авторах контента в разы больше, чем на хитах. Они же предоставляют теперь огромному количеству исполнителей, дизайнеров, предпринимателей, не имеющих огромных бюджетов, средств на рекламу, доступа к сетям дистрибуции, возможность напрямую контактировать с финальным потребителем, находить свою аудиторию и быть успешными.

Реклама в Google предоставила инструменты малому и среднему бизнесу достучаться до их целевых клиентов  —  и быть более успешными, чем глобальные игроки с огромными рейтингами на ТВ.

Эльберз же провела исследования ряда индустрий за последние несколько лет (включая компании из списка «Длинного хвоста») и утверждает, что блокбастеры возвращаются. Один из основных кейсов-лейтмотивов книги  —  противопоставление подходов Алана Хорна на посту генерального директора Warner Brothers (сейчас  —  глава Disney) и Джеффа Цукера, пока он был главой телевизионной сети NBC.

Первый исповедовал стратегию блокбастеров: надо концентрироваться на нескольких самых громких премьерах в год  —  с самыми большими бюджетами, с самыми дорогими актерами, с самыми крутыми спецэффектами, с самой масштабной рекламой. В итоге его студия стала первой, которая показывала 11 лет подряд сборы свыше $1 млрд в США, а самого Хорна схантил Disney. Второй же делал ставку на конвейерный контент, сокращение расходов, копирование успешных аналогов конкурентов,  —  в итоге NBC скатилась на четвертое место среди ТВ-сетей, а сам Цукер был уволен.

По мнению Эльберз, «длинный хвост» порождает такое изобилие, что человеку всё равно становятся нужны новые громкие имена  —  потребитель впадает в депрессию от выбора и он благодарен тому, кто сделает выбор за него. А блокбастеры  —  это принятие выбора за потребителя.

В итоге автор прогнозирует, что сейчас всё больше бюджетов будет уходить в проекты-блокбастеры. На 10% самых дорогих фильмов Warner Brothers пришлось 30% затрат и 40% выручки. Диверсификация инвестиций больше не несёт хеджирования рисков  —  вы можете оказаться аутсайдером по сравнению с теми, кто сделал ставку на несколько блокбастеров.

Что меня заинтересовало:

  1. Если ваш бизнес не развлекает  —  он не блокбастер. Вы можете хорошо делать своё дело, ваш продукт может полностью функционально удовлетворять потребителя, но если вы не fun и не cool, то вас обгонят. Футбольный клуб «Реал Мадрид» думает не только о том, чтобы выигрывать матчи, а ещё больше о том, что эти матчи будут смотреть зрители. Этим зрителям нужно шоу больше, чем спорт: им нужны звёздные имена, громкая реклама, яркие новости. Команда скупает самых дорогих игроков, тратится на PR и рекламные кампании. Этот клуб покупает Криштиану Роналду, как голливудские студии покупают Бреда Питта  —  его с шоу-бизнесом роднит больше черт, чем со спортивными клубами. И выигрывает. (Хотя надо отдать должное клубу «Барселона»  —  который растит собственных звезд, оттачивает технику, и тоже выигрывает.) Если вы пишете хорошие песни и отлично их исполняете  —  этого мало: вы должны быть как Lady Gaga  — делать самые крутые шоу вокруг своих песен, покупать самые экстравагантные костюмы, брать самый технологичный свет и звук, танцевальная поддержка должна быть на уровне лучших хореографов и танцовщиков.
  2. Компании из списка «длинного хвоста» идут в блокбастеры: Amazon теперь не только дистрибутирует контент, но вкладывается в его производство (взять хотя бы покупку Безосом Washington Post), Netflix не только показывает ТВ и кино, но и вложился в дорогостоящий сериал Кевина Спейси House of Cards (кстати, один из моих любимых).
  3. «Потребители больше заинтересованы в культуре, чем в экономике». Многие отрасли экономики думают, что их роль  —  производить хорошие продукты и оказывать качественный сервис. Но большую часть времени люди тратят на общение, развлечения и удовольствия. И если вы сможете их ещё и развлечь, возбудить или вдохновить  —  они выберут именно вас.
  4. Психологическая тяга людей к победителям. «Если, скажем, книга пользуется большой популярностью и широко обсуждается в СМИ, то у нее больше оснований, чтобы ее купили». Быть блокбастером  —  значит всем и во всём показывать, что ты самый первый, самый большой, самый главный. Это иррационально  —  но это работает. Быть хорошим  —  мало. Надо быть лучшим.
  5. С блокбастерами есть смысл играть по-крупному в плане рекламы. Как говорит Алан Хорн, «только большое событие вытянет потребителей из их домов». Блокбастеры важны именно потому, что они стоят столько денег. «Очень немногие в этом мире могут потратить себе потратить $200 млн на фильм  —  это наше конкурентное преимущество. Потратить такие суммы  —  наше священное право. Если вы потратили $200 млн дол на фильм  —  то самое правильное, что вы можете сделать в этот момент, чтобы вас прокатывали все кинотеатры, это сказать "Давайте потратим еще $100 млн на его рекламу"». Снимайте неопределенность как для потребителей, так и для партнеров.
  6. Творческие продукты супердороги в производстве и, при этом, их очень дёшево скопировать. Именно поэтому нужны максимальные расходы сразу на маркетинг и продвижение  —  чтобы создать себе задел перед конкурентами. Такая же ситуация с отраслями фармацевтики и ИТ, по мнению автора. Если вы создаете новый Facebook  —  вам мало хорошего продукта, вам нужно сильно вложиться в то, чтобы стать блокбастером. Билет в кино всегда стоит $10  — вне зависимости от качества продукта. «Даже самые ярые киноманы не смогут увидеть больше, чем один фильм в неделю» и «если потребитель сможет увидеть всего один фильм в эти выходные  —  это должен быть мой фильм».
  7. Краудфандиговый сервис Kickstarter не просто дает вам возможность купить товар или вложиться в компанию  —  он делает из этого entertainment: ваша покупка носит публичный характер, она как социальный вклад, вы чувствуете не только имиджевое удовлетворение, но и сопричастность, свой вклад в новое дело.

Надо отдать должное самой Эльберз  —  Observer пишет, что выбрал презентацию именно её книги, так как среди множества оно было единственным, которое приглашало в ночной клуб. А сама автор не читала отрывки из книги, как это принято на презентациях, а встала за диджейский пульт.

Её студенты на этой вечеринке подчёркивали, что она так же проводит лекции в Гарварде  —  запись на её направление в разы выше, чем у большинства других профессоров. «Она настоящая рок-звезда!». В этом контексте очень советую прочитать великолепную статью Николая Кононова про то, что в России новые венчурные предприниматели подняли то знамя социальной активности, которые выронили рок-звезды 80-х.

Что вызывает у меня вопросы:

  1. Ответственность за вкус, за выбор. «Поп-культура обычно вызывает страх, что тот, кто принимает решения за вас наверху, может увести вас не туда, развратить вас». Самый большой риск с блокбастерами, что тот, кто будет принимать решения о финансировании, будет лишён вкуса.
  2. «Развлечение через покупку» убивает «голосование через покупку». Многие компании, вкладываясь в продвижение себя, своих ценностей, своего lifestyle, забрали частично у политических выборов функцию «голосования за будущее». Многие потребители стали доплачивать за товары и услуги тех компаний, которые потом эту избыточную прибыль потратят на те общественные и социальные инициативы, которые приведут к большим изменениям в обществе, чем выборы очередного политика. Entertainment же убивает социальную функцию покупки (хотя кейс Обамы показывает, что можно быть и smart, и funky одновременно).
  3. Мне кажется, эта теория и книга больше полезна не компаниям-блокбастерам, а людям-блокбастерам. В ней постоянно подчеркивается, что компаний, готовых потратиться на суперзвёзд, больше, чем самих суперзвёзд  —  это порождает проблему переоцененности последних.
  4. В любом исследовании развития культуры, начиная с культуры античности и заканчивая современными хипстерами, показывают, что культуре (в том числе, потребительской), чтобы развиваться, надо быть избыточной. «Длинный хвост» необходим, чтобы существовали «блокбастеры». На мой взгляд, средние комедии нужны, чтобы давать занятость в киноиндустрии, создавать выбор в кинотеатрах, оттачивать технику оператором и монтажерам, а актёрам своё мастерство. В России, я сомневаюсь, что можно в чистом поле в любой индустрии построить компанию или продукт-блокбастер. Сначала нужно вложиться в почву, в «длинный хвост», в школу  —  нужно много потерять, создать избыточность, и только потом можно будет выбирать, с кем и из чего делать блокбастеры. Либо  —  как вариант  — делать блокбастеры не в России (к чему в итоге пришли те же Бекмамбетов и Роднянский).
  5. Концепция блокбастеров душит инновации. Не всегда, но часто.

17. Брэд Стоун, «The Everything Store: Безос и эра Amazon»

18. Адам Лашински, «Внутри Apple»

Когда-то мой акционер, Сергей Леонтьев, порекомендовал эту книгу  —  но я сначала внял рекомендации: я читал уже две книги про Джобса  —  и обе они были полной халтурой. Эта же  —  будоражащая книга-которая-побуждает-к-действию: заставляет удивляться, задавать вопросы, рефлексировать, думать-думать-думать. Очень рекомендую.

Недавно вышла новая качественная книга о Стиве Джобсе  — «Becoming Steve Jobs: The Evolution Of A Reckless Upstart Into A Visionary Leader».

19. Линдер Кани,  «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple»

Это биография одного из известнейших дизайнеров нашего времени, одной из самых важных фигур в Apple после смерти Стива Джобса.

20. Эд Кэтмелл, «Creativity, Inc.»

В обсуждении тонкостей управления творческим коллективом Эд Кэтмелл, один из признанных мастеров этого дела, не стремится нагнать туману. Напротив, в своей книге, выходящей в сентябре в России под названием«Корпорация гениев» глава легендарной кинокомпании Pixar низводит хитроумные построения психологов до житейских мудростей, растолкованных на пальцах.

Студия, некогда принадлежавшая Стиву Джобсу, стала легендой Голливуда и во многом определила лицо современной компьютерной анимации. Как ей это удалось? Компания нащупала верный подход к своему, без всякого преувеличения, главному активу  —  людям, читаем мы у Эда Кэтмелла.

21. Ли Куан Ю, «Из третьего мира в первый»

Человек, который создал Сингапур таким, как мы его знаем. Выдающийся воли и видения человек. Светлая память.

22. Бо Бурлингхэм, «Маленькие гиганты»

Книга про клёвые маленькие и средние компании, которым в кайф не становиться большими, так как это убьет их корпоративную культуру, стиль и уровень сервиса. И при этом, по влиянию на окружающую среду и vision  —  они большие. Было бы здорово прочитать про аналогичные кейсы из России .

Ещё не читал, но хочу прочитать

«Как работает Азия», книга Джо Стадвелла, писателя, журналиста, в прошлом директора консалтингового агентства Dragonomics и главного редактора China Economic Quarterly, стала одним из хитов в экономической литературе прошлого года. Её очень хвалят Economist и Wall Street Journal.

Билл Гейтс включил в свой топ-5 года, написал на неё собственную рецензию и попросил прочитать её всех сотрудников отдела сельского хозяйства своего благотворительного фонда. Понятно, при чем тут сельхозотдел. Книга Стадвелла описывает экономическое развитие четырёх стран, добившихся наибольших успехов (Япония, Корея, Китай, Тайвань), и четырёх неудачников (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия). Стадвелл отвечает на вопрос, почему одни смогли, а другие  —  нет.

Книга Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке» взорвала мир. Business Week, The Financial Times, The Economist, The New York Times  —  все ведущие мировые издания откликнулись на её выход серией публикаций. Нобелевские лауреаты в области экономики прокомментировали её, а McKinsey признала бизнес-книгой года.

Среди критиков отметились бывший глава Банка Англии Мервин Кинг и бывший министр финансов США Ларри Саммерс, а один из богатейших людей планеты Билл Гейтс лично позвонил автору, чтобы высказать своё мнение.

«Getting There: A Book of Mentors» от Зоуи Сигал: ряд историй от выдающихся современных предпринимателей про то, как быть ментором для зрелого и состоявшегося человека. Например, прочитайте историю создателя моего любимого сериала Mad Men.

«Не работайте с мудаками»  —  хорошая книга: и сам прочитаю и сотрудникам подарю (некоторым, уже бывшим).

Художественная литература

Можно подумать, что я бизнес-задрот (что так и есть) и читаю только бизнес-книги  —  чтобы реабилитировать себя, посоветую несколько художественных книг из последнего.

«Преступление и наказание» современности — Донна Тартт, «Щегол»: бесконечная и захватывающая история того, как всё катится к чертям. Представьте «Преступление и наказание», только в наши дни и в Штатах.

История Раскольникова растянута во времени: преступление совершается в 12 лет, развязка наступает в районе 30. И преступление  —  не преступление, так как нет мотива или корысти, а скорее моральный выбор перед самим собой. И методичное истязание себя вопросами и сомнениями.

Хорошие люди  —  плохие поступки. Вместо Петербурга  —  Нью-Йорк и Лас-Вегас. Вместо стопки водки и шлюх  —  барбитураты, кислота, спиды, кокс, ксанакс, водка и шлюхи. Шлюхи  —  как святые, порядочные  —  порядочные шлюхи. Каждый поворот сюжета  —  яркая вспышка новых возможностей и надежды на лучшее  —  только лишь для того, чтобы тебя, вынурнувшего из унитаза, судьба обратно опустила натренированной рукой в гущу фекалий. Единственное бегство от такого закнутого круга  —  повышать ставки, увеличивать тактовую частоту событий, ставить всё на кон, и бежать, бежать, бежать. Чаще выныриваешь  —  чаще макает обратно  —  чаще выныриваешь.

Язык у Тартт нереально разнообразный  —  то бессвязные скачки мыслей у торчков-подростков, то хипстерский новояз Monocle, то бесконечная жеванная до мельчайших частиц череда дней, столь же тошнотворная, сколько и засасывающая как водоворот. Как реверанс Федору Михайловичу  —  лучший друг из России или Украины, много русского мата, хорошая современная русская фактура, далеко уходящая за набившую оскомину клише водка-матрешка-селедка-шлюхи-Калашников-Путин.

А ещё  —  бесконечные добавки в виде art porn, как у Бершидского в «Рембрандт должен умереть»: биографии великих художников и их картин поданы на уровне биографий рок-звезд, а детали мазков и свето-теней на уровне food porn. 828 страниц падения вниз. Хорошо идёт под долгие перелеты, под осень, под виски, под сигарету, под температуру и плед, под плохое настроение, под необходимость побыть наедине с самим собой.

Очень люблю Фицджеральда и Драйзера  —  в этом контексте побаловал себя тремя романами об Америке начала ХХ века  —  Моэм «Острие бритвы» , Доктороу «Рэгтайм» и трилогия Пассоса «42 параллель. 1919. Большие деньги».

Одна из моих любимых тем в литературе: случайные состояния, так же стремительно промотанные, мужчины с виски в руках, необходимостью много работать, страстью стать миллионерами и завалить очередную шлюшку, эйфория в экономике, автомобиль Форда, Первая мировая, сделавшая Европу более доступной (во всех смыслах) и открывшая Старый Свет тысячам молодых американцев, банкир Морган держит 13% банковской системы мира и является одним из основных кредиторов стран-победительниц, хорошее образование становится доступнее и множество секретарш, курьеров и бывших солдатиков посещают всевозможные курсы, стачки и забастовки рабочего класса и их надежда на пришествие революции из России в Штаты, Великая депрессия, сухой закон…

Можно перечислять бесконечно всё то, за что я обожаю Америку того времени. Люди, живущие тяжелой жизнью, но преисполненные веры в себя, в труд, в образование, в перемены,  —  эпоха больших надежд, тяжёлая, но очень оптимистично смотрящая в ближайший 20-й век.

Журналы

Журналы играли и играют большую роль в моей жизни. Обожаю их. Они не сообщают новости  —  раз в месяц они строят закономерности, пытаются уловить тренды, настроения, предсказать будущее, сделать выжимку, гранулировать эссенцию происходящего.

Когда-то ключевую роль играли музыкальные журналы (мой первый, повлиявший на меня журнал был «ПТЮЧ », потом общественно-политические, fashion. Сейчас, я считаю, лучше всех чувствуют дух времени Monocle (его создал Тайлер Брюле, экс-главред Wallpaper), Fast Company и Wired —  объединяют новую экономику, реформаторов в общественно-политической области, специалистов по урбанистике, моду, искусство, и так далее.

Статьи по теме
Книжная полка Марка Цукерберга: Что читает основатель Facebook17 июня 2015, 20:36
Книжная полка Питера Тиля: Что читает основатель PayPal26 июня 2015, 13:12
Книжная полка Билла Гейтса: Что читает основатель Microsoft09 июля 2015, 19:25
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Лучше бы Владислава Цыплухина.

Лучше бы Владислав Солодкий читал книги Владислава Цыплухина?

Такой заход мне тоже нравится)

0

>Хорошо идёт под долгие перелеты, под осень, под виски, под сигарету, под температуру и плед, под плохое настроение, под необходимость побыть наедине с самим собой.<

Автор, конечно, угадывается безошибочно по запредельной концентрации пошлости даже в таком невинном тексте.

Странно слышать такое пренебрежение к Айн Рэнд от венчурного инвестора (!)
Ссылка, которую он дает на статью в Форбс - это просто какая-то оголтелая коммунистическая критика "при капитализме все люди - волки" (как, ну как такое оказалось в Форбсе???)

Книга хороша, но ее можно сократить до одной речи Голта

0

А как же самая главная книга?

И тут политика

0

Всего лишь логичная ироничная отсылка к известной Вам предыдущей статье от Солодкого здесь: siliconrus.com/2015/05/zato-vs-nato/
Безотносительно к оценкам хорошо или плохо, Владислав свалил и очень этому рад. Так как же тут без Петра можно обойтись? ))

0

Я про другого Петра ;-)

0

О_О
Про какого другого?

0

Ну давайте без грязи ))

0

Видимо эти книги позволили не сделать ни одной удачной сделки в РФ)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Александр Попов

Надеюсь, что деньги пойдут на рекламу и водителей станет еще больше. Часто пользуюсь сервисом, на фоне деградации РЖД и автобусов - блабла реально спасает. Например, в Москву из Питера можно уехать за 1000 уже через час, в любое время суток.

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Михаил Юшманов

На самом деле хуйня получилась. Вы бы еще в Директе искали.
Тут сложно объяснить человеку упивающемуся своим smm-скилом что он ни чего по сути и не нашел. Получил один лид (и то с его слов) за 70 рублей, сомнительный лид, сомнительный успех.
Тут даже как вступивших в группу смешно рассматривать 1 живой за 70 рублей, смеялись всем офисом

Кейс из России: как найти сотрудника в Корее за 70 рублей и 12 часов с помощью сообщества-однодневки во «ВКонтакте»
0
Styopka Ipatyev

Вопросы бизнеса.
Телега пользуется большой популярностью среди предпринимателей.

Дуров и Сноуден поспорили о защищённости Telegram и WhatsApp
0
Roman Sentyuryov
Devroman.com

Тренировать и в Неваде можно - дешевле и безопаснее. На Марсе целый простор для исследований еще

Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
0
Дмитрий Шепталин

Так то на Марсе тоже нечего делать , такая же пустыня

Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
0
Показать еще