Лого vc.ru

Социальные сети и интернет как новая среда жизни-2

Социальные сети и интернет как новая среда жизни-2
Поделиться
Привет! Сегодня мы публикуем вторую часть текста Дмитрия Соловьева. Первая получила многочисленные, но слегка неоднозначные отзывы. Вторая часть объемнее и интереснее.




2. Чувства и поведение человека в социальной сети


Раз физический мир и мир интернета отличаются, то и чувства, которые люди испытывают в них, тоже отличаются. В этой главе рассмотрены новые чувства, которые испытывает человек в социальных сетях.

Теория лайков – почему пользователи ставят лайки и хотят их получать.

2.1. Потребность в поглаживаниях

Лайк это самый простой способ получить и выразить поглаживание в интернете.

2.2. Поглаживание

В психологии есть понятие поглаживания.

Поглаживание — действие, при котором человек направляет свое внимание на партнера, и, обращаясь к нему, сигнализирует о том, что признаѐт его присутствие или его самого как личность. Партнер при этом испытывает те или иные эмоции и чувства.

Поглаживание - это не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание - это и улыбка, и комплимент, и поддержка, и слова, и активное слушание, подчеркивающие значимость человека. Есть мнение, что поглаживания - это потребность, такая же, как и потребность в пище, воде, воздухе, тепле. Недостаток в поглаживаниях делает людей эмоционально уязвимыми и подверженными манипуляциям.

Человек, которому не хватает поглаживаний, тратит огромное количество энергии на то, чтобы удовлетворить свой "голод" по поглаживаниям. Поглаживания люди получают самыми разными способами. Одни становятся усердными и ответственными сотрудниками. Другие заслуживают поглаживания в драках. Третьи привлекают к себе внимание, тщательно следя за своей внешностью. А четвертые получают поглаживания манипулируя другими.




2.3. Способы получения поглаживаний

По способу получения поглаживания бывают:

1. Безусловные - поглаживания, получаемые за то, что человек есть такой, какой он есть.
2. Условные - поглаживания, которые человек получает за то, что он что- то делает или не делает.

2.4. Условный рефлекс любви

Социальные сети учат принципу, что любовь можно только заслужить. В социальной сети нельзя поставить человеку like, просто за то, что он есть.

Чтобы получить любовь (like), одобрение, похвалу или привлечь внимание, нужно обязательно что-нибудь сделать. Запостить смешную картинку, написать интересный пост, расшарить новость, сменить аватарку, показать новые фотографии. Когда пользователь постит, это показывает, что он живой, что его можно любить и с ним взаимодействовать. С пользователями, которые находятся на обочине новостной ленты, взаимодействовать получается мало.

Социальная сеть не позволяет поставить like человеку просто за то, что этот человек есть. Можно поставить like только действию или качеству человека.

2.5. Социальные сети и отношение

Люди, у которых гармоничные отношения в семье и в личной жизни, не нуждаются остро в поглаживаниях и их активность в социальных сетях намного меньше, чем у людей, которые социальными сетями замещают пробелы в личной жизни. Так же активность таких людей направлена не на поиск одобрения, а на получение информации и общение.

Почему люди ставят лайки.


2.6. Лайк как невербальное общение

Лайк это удобный способ заявить о себе. Выразить свое присутствие, не вступая в переписку. Комментарии требуют ответа, на написание и ответ теряется время. На лайк не надо тратить время и энергию.

Люди используют лайки для привлечения к себе внимания. Иногда люди не могут высказаться другому человеку лично. Но если разделяют его взгляды, то часто не против показать это. Можно поставить лайк, выразив, таким образом, причастность к мнению автора поста.

2.7. Тенденция к невербальному общению

Вербальный язык в интернете заменяется языком жестов. С ростом информации понадобился новый язык коммуникации. Люди все меньше комментируют и все больше лайкают. Лайк – лаконичное выражение отношений. Специалисты замечают тенденцию, что становится меньше комментариев, больше перепостов и лайков.

2.8. Лайк как комплимент и способ обратить внимание

Лайк это еще и удобный способ выразить комплимент человеку, обратить на себя внимание и, может быть и познакомиться лично:

Механизм: знакомство с незнакомыми людьми пользователи социальной сети начинают с лайка – лайкают пост, и только потом пишут сообщение или добавляют в друзья. Сначала комплимент, потом разговор.

2.9. Функции кнопки like

1) Социальное поглаживание – если его не хватает в реальном мире, то пользователь постоянно возвращается в сеть и добивается внимания там. В социальной сети поглаживание получить легче;
2) Невербальное общение;
3) Хранение информации;
4) Выборка новостей для Facebook;

Проблема пузырей фильтров - filter bubble. Мнение о вопросе

5) Продвижение новостей внутри социальной сети.

Примечание

Проблема лайка
Кнопка "лайк" - кнопка одобрения, и этот глагол является препятствием для расшаривание некоторых новостей. Именно поэтому одно время facebook планировал разрешить пользователям создавать свои глаголы для кнопки лайк (Комментарий редактора: И сейчас позволяет, избранным разработчикам)

Однажды мне написал знакомый из Украины. Он помогает фонду помощи детям-сиротам. Они интегрируют новости в социальные сети. И столкнулись с проблемой, что, например, ставить лайки на статью "Лизе Н. требуется переливание крови" как минимум сомнительно. Они задавались вопросом, что будет, если запустить аналог лайка – кнопку с формулировкой «меня это волнует» или «меня беспокоит это».

Решение:
1. Понять, что будет делать такая кнопка
2. Выбрать такой глагол, чтобы вызвать диссонанс между действием и нажатием кнопки

В социальной психологии есть понятие, что если человек дал обещание, что-то сделать, то он сделает это с большей вероятностью, если не дал обещание.

Роберт Чалдини в "Психологии влияния" писал — если человек дал обещание, то, скорее всего он его выполнит, чем, если не дал. Потому что люди последовательные в своих действиях и хотят казаться такими перед самими собой.

На сайтах Афише или Лук эт Ми в анонсах вечеринок кнопка "я пойду" введена именно по той же причине. Это тоже обязательство. В данном случае можно ввести кнопку «я помогу» - при нажатии на которую, выпадал бы список, как можно помочь. Потом все новости, которые отметил пользователь, собираются в одном месте, по типу to do list, где можно их просматривать.

3. Причины, по которым люди посещают социальные сети


 

В этой главе рассмотрены основные причины, по которым людей тянет в социальные сети. Мы не станем рассматривать рабочие причины, когда человек вынужден зайти в социальную сеть, чтобы получить какую либо обязательную информацию (расписание занятий в университете вывешивают только на странице факультета), а рассмотрим человека, заходящего в сеть без принуждения со стороны, по свободной воле.

3.1. Прокрастинация

Одна из причин нахождения человека в социальной сети – прокрастинация. Прокрастинация - откладывание на потом неприятных дел и мыслей.

3.2. Механизм прокрастинации

Перед человеком встает задача, к которой надо приложить усилия, затратить энергию, задуматься или преодолеть страх. Мозг увиливает от затрачивания энергии и вместо решения задачи предлагает человеку– иди в интернет, в социальную сеть, там не надо ничего делать, просто наблюдай и общайся.

Если не контролировать процесс, то человека вмест дел начинает проводить все время в социальной сети.

3.3. Душа

Чтобы понять следующий пункт представим, что у человека есть душа. Есть ли она на самом деле или ее нет – это вопрос уже религиозный. Пока для удобства воспользуемся этой метафорой.

3.4. Вложение души

Человек живет в мире, раздавая людям и явлениям вокруг себя частицы своей души. Когда люди встречают симпатичного человека, то вкладывают в него часть своей души. Теперь им не безразлично, что происходит с близким им человеком. Если он далеко, или неизвестно, как у него идут дела, то приходит беспокойство, начинает болеть душа.

Пример – родители и дети, влюбленные, домашние животные, даже страна или известные люди, да и просто предметы. Душа может вложиться в кого угодно. Вкладывают душу неравнодушные люди.

Вложение происходит, если человек проходит путь знания и понимания. Человек вкладывается в других – любовью, страданием, воображением, наблюдением.

3.5. Вложение души в социальных сетях

Люди добавляют в друзья тех, кто им интересен или тех, кого знают лично. В кого вложились бы душой в реальном мире. Теперь частица их души находится в другом человеке, и человек не может просто отпустить другого от себя, ведь он вложился в общение временем, силами и откровенностью.

3.6. Собрать душу в одном месте

Любой человек хочет обладать всей своей душой. Он хочет удерживать точки вложений всегда перед своим взором. Но его душа распылена по миру, по людям, по идеям, по предметам.

Марк Цукерберг придумал место в интернете, где каждый человек может собрать душу в одном месте. В Facebook есть возможность удерживать всю свою душу перед взором каждый день, каждую секунду.

Социальная сеть — это то место, где собирается растраченная по миру душа. Когда человек читает ленту новостей – он удерживает перед взором свою душу.

3.7. Желание обновить страницу

Люди убрали части души в интернет. И теперь в оффлайне у пользователей возникает тревога - в живые части их души «втыкают иголки», а они не знают об этом. Душа требует защиты, немедленных реакций на раздражители, но когда люди в оффлайне, они не могут следить за душой, которая заключена в интернете. У них появляется желание проверить свой профиль в социальной сети, чтобы узнать, что с ним произошло за время отсутствия.

Это как с девушкой. Когда ее нет рядом, хочется знать, что с ней происходит каждую секунду.

Желание удалить профиль может происходить от желания снять с души это состояние неизвестности и неопределенности.

Примечание

Почему еще людей тянет в социальную сеть


Бегство от одиночества.

Постоянное общение с друзьями ворует людей у самих себя. Вместо того чтобы обратиться к самому себе, нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого, от одиночества, в поверхностное общение в соц. сети.

Булимия - это болезненное обжорство, жажда еды, никогда не удовлетворяемая. Подобное времяпрепровождение можно назвать булимией социального общения.

Ревность и социальные сети

Люди хотят знать о близком человеке все. Обо всех его делах, контактах, поведении. И люди часто ходят по страницам социальной сети, чтобы отслеживать поведение близких их людей. Желают охватить человека всего, всю его жизнь.
Я не понимаю, почему меня притягивает на ее страницу. Я смотрю ее профиль по сто раз за день, смотрю ее фото, которые уже смотрел тысячи раз, читаю стену, чужие комментарии. Это как бессмысленный бег на месте.

Те точки, на которые распылен человек в социальных сетях представлены структурировано - вот фото, вот стена, вот чужие сообщения. Человек хочет в один момент охватить все это, но суть восприятия такова, что оно не может удержать все в одном взгляде. И начинается бег по точкам, который рождает иллюзию контроля, что мы видим всего человека.

Человеку может не нравиться, что кто-то еще кто-то еще вступает с его партнером в акт познания. Если кто-то выложил девушке на стену песню, это значит, что существуют невидимые точки, в которых она существует с этим человеком, и они скрыты, а может в них она испытывает неземные удовольствия или душевные переживания, которые не испытывает со своим партнером. Мысли об этом могут тревожить, может тревожить это незнание, эта невозможность охватить человека всего целиком в акте познания или желании контроля.




Конец второй части. Напоминаю, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Многое разложено по полочкам, и довольно интересно. Третья часть не за горами. Ваш Алекс П.
Популярные статьи
Показать еще