Лого vc.ru

Год стартапера: плюсы, минусы, подводные камни

Год стартапера: плюсы, минусы, подводные камни

Сооснователь ИД «Комитет» Андрей Загоруйко написал колонку о том, чему можно научиться и к чему необходимо привыкнуть за год работы в стартапе.

Поделиться

С тех пор, как в апреле прошлого года проекты TJournal и ЦП объединились, прошло почти девять месяцев. Впрочем, подготовительные работы и обсуждения длились еще какое-то время, поэтому можно с уверенностью сказать, что в текущем виде издательский дом «Комитет» работает примерно год. Я хотел бы немного рассказать про то, чему научился за этот год, что узнал нового, возможно, кому-то это пригодится или просто будет интересно.

До объединения руководитель каждого из проектов (Влад Цыплухин — в TJ и я — в ЦП) занимался всем — от работы с редакцией, общения с рекламодателями, партнерами, прессой, до каких-то совершенно на первый взгляд не важных, но критичных вещей, таких как поиск офиса, оплата серверов и правка опечаток в материалах. После слияния стало ясно, что так дальше жить нельзя, и мы разделили сферы обязанностей — Влад теперь полностью отвечает за продукт и редакции, я занимаюсь коммерческими размещениями, то есть рекламой, и в целом монетизацией проектов.

Ниже — несколько пунктов про то, чему я научился или чему хотел бы научиться, применительно к работе в стартапе.

Забудьте про выходные и праздники

Как у кофаундера стартапа, у вас не будет свободного времени в полном понимании этого слова. Да, вы наверняка сможете выкроить час-другой на спортзал или выйти на выходных поужинать с друзьями. Но почти наверняка в это время в голове будут крутиться мысли о проекте, и с друзьями вы будете обсуждать не автомобили, а монетизацию, рынок и планы на будущее.

Постоянный стресс — это нормально

Пока ваш стартап не вышел на самоокупаемость, не набрал свои сотни миллионов пользователей и не закрыл вопрос с финансированием развития на пять лет вперед, стресс будет преследовать вас всегда. Кассовые разрывы, отвалившиеся партнеры, увольнения ключевых сотрудников — вот краткий список того, с чем вам придется регулярно сталкиваться. Способ борьбы со стрессом каждый выбирает для себя сам — спорт, семья, стритрейстинг, спонтанные путешествия, все это может облегчить ситуацию, но не избавит вас от перманентного психологического давления.

Если вы чего-то не умеете, то быстро научитесь

Стартап — лучшая школа жизни. Где еще вы научитесь ведению переговоров, выбиванию скидки на офис, увольнению (и найму) людей на работу, финансовому планированию и десятку других навыков? Если вы не умеете продавать, работать в «Экселе» или презентовать свой проект перед дюжиной топ-менеджеров транснациональной компании, будьте уверены, что все это вам предстоит делать, и вариантов отказаться не будет.

Процессы сами себя не построят

Любой стартап начинается с хаоса. Идеальная коммуникация и скорость обмена информацией — в стартапе из одного человека. К сожалению, в одиночку ярдовые истории не строятся. По мере развития компании и появления новых людей, процессы будут усложняться, и люди будут терять понимание происходящего. Тут на сцену вступаете вы — как основатель, тщательно объясняя и скрупулезно описывая задачи каждого сотрудника. Когда все члены команды понимают, что именно и в каком объеме они должны выполнять, неприятных эксцессов практически не бывает. Дополнительное чтение по теме.

Учитесь разбираться в людях

Как основателю стартапа, вам придется общаться с невероятным количеством людей. Потенциальные сотрудники, партнеры, клиенты, пользователи и так далее. Принятие верных решений будет напрямую зависеть от того, насколько вы смогли понять истинные мотивы собеседника и донести свои аргументы. Ваше умение разбираться в людях неизбежно будет улучшаться. Когда вы подумаете, что «ну вот, теперь-то я всех насквозь вижу», непременно случится катастрофа, которая вас в этом разубедит. И все начнется сначала.

Продажи — это всё

Ок, если не всё, то очень многое. Идеального продукта в вакууме, про который пользователи должны сами узнать и принести вам за него денег, не существует. Если вы слишком глубоко зароетесь в создание идеального продукта и забудете про основы бизнеса («деятельность, направленная на получение прибыли»), случится непоправимое. Не забывайте про продажи и монетизацию, и ваши сотрудники будут счастливы вместе с вами.

Выявляйте проблемы и выносите их на обсуждение

Если вы видите недовольных сотрудников или клиентов, которые чем-то разочарованы, не стесняйтесь спрашивать, в чем дело, и выносите проблемы на обсуждение. Лучше решить проблему в зародыше, чем подписывать заявление об увольнении или потерять важного клиента из-за пустяка. Постоянные и откровенные дискуссии пойдут на пользу вам и вашему стартапу. Если вы будете делать вид, что ничего не происходит, при том, что компания превращается в бомбу замедленного действия, никому от этого пользы не будет.

Принимайте решения быстро и двигайтесь вперед

Мнения — это замечательно, и часть вашей работы, как основателя, заключается в том, чтобы интересоваться мнением других людей. Но как только дело доходит до принятия решений, все, что вам нужно сделать — это выложить на стол всю информацию от заинтересованных сторон, принять окончательное решение самостоятельно и двигаться дальше. Сколько бы экспертов и умных людей вы ни выслушали, компания ваша, и ответственность будет лежать только на вас.

Отчетность — это суперважно

У вас, как у основателя стартапа, наверняка есть акционеры, инвесторы, партнеры или другие лица, заинтересованные в успешном развитии компании. Возьмите себе за привычку ставить их в известность о работе компании. Регулярно, раз в месяц или в квартал, присылайте отчеты с ключевыми метриками, планами на будущее и вопросами на рассмотрение. Во-первых, это ставит всех на один уровень понимания ситуации, во-вторых, это вас систематизирует и организует, в-третьих, на растущие графики просто приятно смотреть.

80/20 применительно к разговорам

Основатель стартапа — это не бизнес-тренер и не телеведущий, который болтает 100% своего времени. В идеале, вы будете проводить большую часть времени, выслушивая других людей. Будь то сотрудники, клиенты или партнеры, настоящую ценность для вас представляют отзывы и мнения других людей, а не поток сознания про то, как ваш гео-клауд-дейтинг со встроенным екоммерсом перевернет рынок и заработает кучу денег.

Показывайте пример

Вы можете сколько угодно рассказывать сотрудникам про то, как важно писать грамотные письма, приходить в офис к 9 или усердно работать для достижения общей цели, но если вы не показываете все это на себе, то грош цена этим инструкциям. Lead by example — избитое выражение, но в стартапе, когда от людей ожидаешь сверхусилий, не прикладывая при этом их сам, это невероятно важно.

Вы — не дружбан

Никто не говорит, что вы должны закрыться в кабинете и перестать общаться с сотрудниками. Но и слишком усердствовать с дружескими отношениями не стоит. Особенно критично не заводить себе любимчиков в компании и не поощрять фаворитизм. Применительно к компании профессионализм должен цениться выше любых дружеских отношений. Когда вам придется увольнять своего товарища или ставить на его место того, кто лучше работает, скажете мне спасибо.

Важный баланс

Work-life balance важен, если вы играете вдолгую. А так как за год-два стартапы не делаются, наверняка у вас впереди 4-5 лет упорного труда. Постарайтесь не забывать про отдых, свое физическое состояние и интеллектуальное развитие. Да, невероятно сложно выделить несколько часов в неделю на новую книгу или на тренировку, но в долгосрочной перспективе это такая же инвестиция в компанию, как и деньги от фонда.

По многим вышеперечисленным пунктам мне еще предстоит много работать, но я думаю, что мы на правильном пути. Мнения экспертов традиционно приветствуются.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
И с головой, и много19 сентября 2014, 15:22
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

У меня так уже три года, прям по твоим пунктам =) К этому просто нужно привыкнуть. Особенно к тому, что не так все радужно и просто, а зачастую именно морально очень тяжело. Зачастую тоже хочется все бросить, послать всех подальше и пойти что-то другое делать, трава же всегда зеленее у соседа =) Правда останавливает то, что куда бы я ни пошел все равно упрусь в интернет рекламу. Поэтому не бросаю и тащу дальше, несмотря на все трудности.

Андрей терпения тебе! Отличные у вас проекты! Дай бог им расти и процветать.

Хотел бы отметить важность отдыха и разрядки - по вопросу выходных. Конечно, на первое время энтузиазм по решению задачи позволит вам работать 24/7 с перерывами на сон и спортзал, но в долгосрочной перспективе практика показывает, что без, как минимум одного выходного в неделю происходит выгорание. Для вас, как для кофаундера выгорание будет иметь иную форму, чем для обычного сотрудника - скажем, программиста. Если последний просто лишится мотивации и найдёт 101 причину тому, что срок провален даже на простой задаче, то вы позволить такого себе не можете, так как работаете на себя. Потому, кофаундерское выгорание принимает иную форму - на обычные задачи будет уходить гораздо больше времени, внешне всё будет выглядеть как обычно - вы по-прежнему будете работать 24/7, но с гораздо меньшей эффективностью. А так как большинство задач - творческие, требующие принятие нетривиальных, амбициозных и, как правило, рискованных решений, то в "выгоревшем" состоянии вы будете принимать "промежуточные" - менее эффективные, но и менее рискованные решения, что недопустимо для руководителя - замедляет развитие проекта. Я вообще стремлюсь к графику 40-50 часов в неделю - успеть всё с 11 до, скажем, 21. Тогда меньше времени на перекуры - чашку кофе и больше концентрации на работе. Потому пункт "Забудьте про выходные и праздники" я считаю вредным советом. В остальном - подпишусь под каждой фразой, всё проходил на практике.

Немного гиперболы еще никому не помешало. Согласен с тем, что нужно отдыхать, а особенно спать хотя бы 6 часов в день.

а не расскажете чего там у вас, прибыльны/не прибыльны, когда на айпио?

А што так?) Неужели эта инфа имеет какую-либо ценность?

0

Андрей забыл начать с фразы "Если вы делаете успешный стартап..." Для остальных компаний пункты будут куда мрачней.

Песня мотивашка в тему

0

Не-не, вот лучший ТОП-10 треков для мотивации:
vk.com/wall-51634849_166

0

Ещё часто важно хладнокровие и отсутствие излишней эмоциональности, особенно чреваты последствиями спонтанные решения на эмоциях.

А вот интересно, какая часть расходов идёт на техническое обеспечение (в т.ч. сервера) и сильно ли поменялся такой расклад при объединении?

0

Нет, сервера съедают совсем небольшую часть расходов, при том, что у нас их около 10.

Андрей, можете сказать, что "Комитет" -это дело все вашей жизни )?

Про дело жизни лучше говорить на ее закате, не? Кто знает как все сложится.

Андрей, давайте обсудим монетизацию ЦП и Tj по модели Grrow spark.ru/startup/grrow/blog/5982 Модель работает - проверили на небольшом трафике. Есть кейсы. Вы описываете трудности создания стартапа. Мы тоже стартап и столкнулись с главной трудностью - стереотипом о рекламе, как единственно возможном доходе для медиа. Стереотип настолько сильно укоренился в сознании владельцев медиа, что они принимают его за правду, хотя тесты говорят об обратном. И платежи от читателей по правильной модели никто не применял. Давайте протестируем модель, трудоёмкость - 10 минут на интеграцию. Писал Цыплухину на product@, ответа до сих пор не получил ))

Михаил, день добрый.

Действительно, в идеальном мире у медийного проекта будет несколько каналов выручки, медийна реклама - только один из них. Есть еще: нативная реклама, разнообразные форматы видеорекламы, брендированный контент, организация мероприятий, продажа услуг по аналитике/исследований, всевозможные спецпроекты, и тд.

Для того, чтобы закрыть контент, или даже его часть, под paywall нужно иметь серьезные основания, которых у нас пока, боюсь, нет. Платежи от читателей мы вполне успешно тестируем на ТЖ, о каких-то понятных результатах пока рано говорить. Думаю, что если мы когда-то до этого дойдем, обязательно вернемся к обсуждению. Мне нравится tinypass, если не ошибаюсь, у вас в чем-то похожее решение с прикрученной виралкой?

Grrow.me и Tinypass сильно отличаются. Главный минус Tinypass - необходимость оплачивать подписку на длительный срок - это сразу существенная сумма, так же сервис позволяет бесплатно просматривать некоторое количество страниц, что покрывает потребности 95% читателей. То есть платить через tinypass будет только хардкорное ядро аудитории.

Grrow.me
1. Публикуется открытая часть контента - обычная статья.
2. Добавляется платная часть. Стоимость может быть установлена от 1 рубля - можно тестировать эластичность спроса.
3. Читатель может поделиться ссылкой и получить 30% от стоимости.

То есть с Grrow стимул платить появляется даже у случайного читателя. И сумма небольшая. Модель можно сравнить с игровой free to play, которая в игровой индустрии доказала свою значительно большую экономическую выгоду.

Возможно главное преимущество Grrow.me в том, что владельцы крупной аудитории - например миллионные паблики в социалках, получают стимул делиться ссылкой на статью с платным контентом чтобы заработать. Это может дать большой приток аудитории.

Мы на Спарке протестировали модель. Например spark.ru/startup/grrow/blog/6143 - ссылка внизу статьи на платную часть. И получили десятки платежей.

Андрей, как вам идея создать на ЦП специальную рубрику для тестирования статей с платной частью. То есть весь сайт преводить на платежи необязательно. Мы можем под вашим руководством бесплатно писать одну - две статьи в неделю.

Кстати на Спарке приведённая статья набрала свыше 4.500 просмотров - большее число просмотров я ни у кого не видел. Давайте попробуем?

Михаил, видел Ваше письмо. Тема интересная, но если мы решим этим заниматься, то напишем свою систему.

Относительно Спарка хотел сказать, что, скорее всего, будем вынуждены вам запретить там публиковать в разделе статьи материалы, которые не могу дочитать бесплатно.

Владислав, вполне разумная стратегия - протестировать модель с Grrow, а затем писать свою систему, на основе полученного опыта.

Это взаимовыгодно - мы получаем кейс, а вы понимаете что работает и пишите свою систему.

Почему бы и не попробовать? Речь ведь не идёт о подписании контракта на десять лет, требующего месяцев работы всей вашей команды ))

Предлагаю простой тест - рубрика, или несколько статей к которым добавляется платная часть. 5 минут на добавление скрипта кнопки в конец отдельной конкретной статьи. Трудоёмкость минимальна. Польза большая.

Вопрос только про первый пунки: разве у кого-то не так? Не представляю как можно на выходные полностью отключиться от работы и не думать о ней.

0

А некоторые, кстати, скучают по Бориславу Озалупу. Жаль, что товарищ выпал из тренда. :(

siliconrus.com/2011/01/prisyilayut-nam-adyi-tak-derzhite-vot-oni/

Кстати, через неделю ровно 4 года его статье исполнится. Вдруг он услышит и напишет ещё один мощный озалуп за все 4 года своего отсутствия.

Эх...

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Вадим Латышев

правильно!

Парламент Франции ввел налог в 2% на рекламные доходы видеосервисов
0
Вадим Латышев

Бугагага!

Facebook запретила Live-голосования на основе реакций и ужесточила правила использования эмодзи
0
Дмитрий Кудрявцев
VRDevice

Вы серъёзно? Какие китайцы.. На мой взгляд, если вы не понимаете рынка б/у мото-техники в России и не знаете самые ходовые модели, то ваши компетенции в мото области очень поверхностные. Как веб разработчики, не спорю, но не как экспертов в мото-области. А это априори важная вещь если собираетесь развивать подобный сайт. Удачи.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Ilya Mokhov

"На Dribbble попадают избранные, и только по приглашению, поэтому уровень работ высокий" — но только совершенно оторванный от реальности. Судя по количеству анимации в макетах (м-м-м-максимальный хайп), большинство ux/ui дизайнеров вообще бывшие motion.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Вадим Латышев

Пока Pebble ... нам без тебя будет хорошо... :)))

Производитель «умных» часов Pebble объявил о своём закрытии после сделки с Fitbit
0
Показать еще