Лого vc.ru

Стартап Огород

Стартап Огород
Поделиться
Все началось с поста про лакшери соцсеть, в обсуждении которого на Фейсбуке появился Евгений Гордеев,

[caption id="" align="aligncenter" width="613"] Тред, в котором мы узнаем про Огород[/caption]

Мне стало интересно, что же это за премиум соцсеть "Огород", в которой сидят 7 человек из русского Топ-100 Форбс, а тут и сам Евгений Гордеев пригласил в гости, рассказать про свой стартап.

Буквально через час-полтора, после того, как я вошел в стильный и полупустой (свободный график!) офис Огорода в двух шагах от Тверской, я начал понимать что Огород это целая платформа для нишевых блогов, даже в некотором смысле - соцсетей.

Если судить по описанию на главной странице Огорода, в нем можно:

  1. Писать сообщения. 420 символов + фото + видео

  2. Читать сообщения.

  3. Обсуждать и оценивать (ставить лайки) посты.

  4. Встроенная геолокация позволяет знакомиться и встречаться с новыми людьми.

  5. "Становись звездой". У пользователя есть некая "карма", которая определяется количеством плюсов на написанных пользователем постах.

  6. Ну и мобильные приложения для ряда платформ.


В целом понятно, что это крайне уникальный набор фич, который уже пяток лет в той или иной степени реализован в сотнях проектов, от Тамблера до Лепрозория, от ЖЖ до Твиттера.

Для того, чтобы понять, на что рассчитывают фаунедры стартапа, которые в 2012 году запускают очередной микс соцсети/блогплатформы, потребовалось еще некоторое время.

[caption id="" align="aligncenter" width="640"] Офис Огорода с логотипом Огорода[/caption]

Во-первых, Огород, помимо того, что сам по себе является самостоятельным продуктом и самостоятельным брендом, выступает еще и в качестве платформы. Предполагается, что определенные группы людей, объединенные по какому-то признаку, будут создавать на базе Огорода свои, нишевые социальные сети, активно их использовать, общаться, а Огород будет на них зарабатывать, показывая премиальную и супер-таргетированную рекламу.

Например, одним из первых проектов Огорода стала нишевая социальная сеть для Высшей Школы Экономики. На базе платформы был создан ряд мобильных приложения для iPhone/Android, веб версия. По словам фаундера, основным преимуществом Огорода перед вариантом создания нишевой социальной сети с нуля является низкая стоимость решения - первая версия разворачивается буквально за несколько дней из готовых модулей. По большому счету, затраты включают только брендинг приложений и дизайн страницы.

[caption id="" align="aligncenter" width="448"] Главное меню HSE Live[/caption]

У меня, естестенно, появился рад вопросов.

- Почему эта же группа людей не может сделать себе свою группу - закрытую или открытую, ВКонтакте? На Фейсбуке? Есть же, наконец ning.com, который на таких вещах специализируется уже совсем не первый год.
Для людей вроде студентов и выпускников ВШЭ группа ВКонтакте не очень подходит. Группа это решение в общем поле, это как секция в газете. У тебя нет атмосферы. А тут - специально для них свое приложение, и они такие - "вау!" Оно все для тебя, ты знаешь, что там только твои вышкинцы сидят.

Вот, например, одно из моих любимых высказываний Марка Андриссена:

Люди сейчас мыслят категориями приложений, каждое из которых решает определенную задачу. Если они заходят ВКонтакте, они заходят чтобы пообщаться со своими друзьями. Если они заходят в HSE Live, они заходят, чтобы пообщаться с людьми из вышки.

- Вы как-то фильтруете людей, которые могут себе поставить это приложение? Могу ли я его себе поставить? Как Фейсбук, который вначале пускал пользователей только с определенного домена определенных университетов.
Нет, мы не фильтруем, если тебе интересно - ты можешь заходить, читать, писать. Это как с каналами - например, Дискавери тебе интересно, ты его иногда смотришь, а какой-то канал для молодых мам - ну, ты можешь его включить, но там скорее всего тебе будет неинтересно и ты больше не будешь его включать.

Сейчас на HSE Live около нескольких тысяч человек, про ДАУ/МАУ говорить рано, но мы ожидаем, что мы наберем тысяч 25 регистраций, и у нас будет несколько тысяч активных пользоватлей.

Довольно трудно себе представить, во что превратится HSE Live при нескольких тысячах ДАУ, сейчас, насколько я вижу, активных пользователей - до сотни, и лента превращается в хаос. При существующей сортировке контента "Популярный" и "Всё" будет непросто, и при том, что Евгений говорит, что " мы поощряем большое количество комментариев и постов", мне не очень понятно, кому это будет нужно и что с этим всем делать.

[caption id="" align="aligncenter" width="448"] Примерно таким контентом наполнена лента ВШЭ. Иногда бывают сиськи[/caption]

Делать приложения для студентов вышки довольно просто, все они люди как минимум очень обеспеченные и айфоны/айпэды есть у всех. Сможете ли вы сделать подобную штуку для какого-то регионального института?
В региональном институте студенты пользуются как минимум мобильным вебом, который есть на каждом телефоне, или Андроидом/Айфоном. У нас есть версии и для мобильного веба, и для Андроида (мы ее не развиваем из-за сложностей в разработке), поэтому подобных проблем с региональными вузами быть не должно.

Как вы зарабатываете на этом? Сколько HSE вам заплатила?
Нисколько, мы это все делаем бесплатно. В первое время, первые 100-200 социальных сетей мы сделаем бесплатно. Более того, у нас с клиентами ревенью шеринг, 50/50, то есть все доходы от рекламы мы делим пополам. То есть, мы не только делаем бесплатную соцсеть для всех, но и даем им возможность заработать денег.

 
Огород, как отдельный проект, веб версию, мы обкатывали два года. За это время мы потратили только на разработку порядка 1.5 млн долларов. Сейчас там около миллиона пользователей. Это супер-премиум соцсеть, там сидят форбсы, дети форбсов, обычные студенты - кто угодно. Много богатых людей, у которых бентли, роллс-ройс, верту. Это как закрытый ночной клуб, если тебя туда пустили, то неважно - на чем ты приехал, на М5 или на метро, главное это атмосфера, и она в Огороде есть.

Из миллиона регистраций львиная доля приходится на пользователей, которых мы притащили из QIP. Это получилось за счет того, что QIP принадлежит РБК, который является нашим инвестором, РБК принадлежит 51% Огорода.

В ближайшем будущем мы будем делать для многих ресурсов - рбк.ру, утро.ру, а это сайты с миллионами пользователей в день, мы будем делать для них вот эти нишевые соцсети.





Вот такой стартап Огород. Платформа для нишевых соцсетей для любых сайтов. Конечно, тот факт, что инвестором Огорода является РБК, которая владеет большим количеством сайтом с огромным трафиком, не может не прибавлять очков потенциальной жизнеспособности стартапа.

С другой стороны, лично мне не очень понятно - почему группы людей, объединенных общими интересами должны внезапно собираться под крышей новой и неизвестной никому платформы, а не заниматься своими обсуждениями на любой из полудюжины привычных, хоть и без "атмосферы" соцсетей? Будем наблюдать.

[caption id="" align="aligncenter" width="512"] Артефакты Евгения Гордеева, которые он бережно хранит десяток лет[/caption]
Популярные статьи
Показать еще