Лого vc.ru

Создание мобильного приложения на конкурентном рынке продажи авиабилетов — опыт «Связной Трэвел»

Создание мобильного приложения на конкурентном рынке продажи авиабилетов — опыт «Связной Трэвел»

Директор направления «Связной Трэвел» Алексей Дорош написал для ЦП колонку о том, как создавалось мобильное приложение сервиса, рассказал о функциональности получившейся программы (в нём, например, вместо простого ожидания загрузки можно поиграть в игру) и инструментах её продвижения.

Поделиться

Мобильное приложение онлайн-трэвел-проекта «Связной Трэвел» вышло весной 2014 года. На тот момент на рынке уже достаточно давно и прочно обосновались подобные продукты конкурентов. Как в таких условиях сделать свой сервис заметным, нарастить с его помощью продажи и привлечь клиентов, которые станут лояльными?

По итогам первых четырёх месяцев 2015 года на мобильные устройства пришлось 45% всех авиабилетов, продаваемых проектом «Связной Трэвел» в онлайне. Общий оборот от мобильных продаж ежемесячно составляет более 200 млн рублей — и 25% этой суммы приносит мобильное приложение.

Приложение мы запустили весной 2014 года на платформах iOS и Android, в конце года появилась версия для Windows Phone. Много дискутировали внутри, запускать ли версию для планшета. Но наша материнская структура, крупный продавец гаджетов, авторитетно заявила нам, что в России проникновение планшетных компьютеров рекордное (три планшета на один смартфон), и пользовательский потенциал огромный, после чего мы решили выделить ресурсы на версию для таких устройств.

Как результат — сегодня не меньше четверти трафика приходится на планшетные компьютеры (25% для iOS, 27% — для Android).

Всего за год приложение скачали 360 000 пользователей. Максимальной доли в онлайн-продажах билетов оно достигло в марте 2015 года — 31%.

Понятно, что в приложении мы предусмотрели все фильтры и параметры поиска, уже ставшие «стандартными» для индустрии — ценовой диапазон стоимости билета, количество пересадок, выбор авиакомпании. Такие вы сегодня не найдете разве что у самого «ленивого» трэвел-игрока. Дискуссионным был вопрос — делать ли в приложении больше фильтров и если да, то каких и на кого они должны быть рассчитаны.

Здесь мы обратились к пользователям своего веб-сайта, где выделили три основные категории пользователей:

  • «новичков»;
  • «традиционных» (не в обиду будет сказано);
  • «опытных».

Первые две категории как раз-таки используют стандартные фильтры. «Опытные» — более искушенные — они хотят иметь возможность выбирать максимальное число параметров своего полёта.

Далее, поскольку мобильное приложение — продукт многоразового использования, мы предположили, что среди его пользователей доля «опытных» будет выше, чем на сайте. Для них и был создан дополнительный экран с фильтрами, где можно выбрать, например, аэропорт прибытия (на случай, если в пункте назначения их два или более), предусмотреть возможность вылета из одного аэропорта и возвращения в другой и — для особо искушённых — даже подобрать любимый аэропорт для пересадки.

Я сам связан с онлайн-трэвел бизнесом уже больше шести лет. Поэтому помню момент, когда на сайтах по продажам билетов не было анализа динамики цен, и чтобы сравнить цены на соседние даты, пользователь открывал сайт в трёх-четырёх окнах, вводил все данные в каждое и сравнивал результат.

Естественно, те времена прошли, на сайтах онлайн-трэвел-агентств функция сравнения цен есть и она входит в топ по посещаемости, потому что клиент хочет прежде всего выгодную цену на билет — поэтому он и идет к ОТА, а не в авиакассы, где с него возьмут ещё и комиссию за обслуживание сотрудником.

Но в своих приложениях крупнейшие ОТА такую опцию почему-то не предусмотрели. А мы решили, что она пригодится пользователям — и не ошиблись. От возможности сэкономить около 30% от стоимости перелета, выбрав «соседний» день, отказаться сложно.

Второй по популярности «фишкой» в приложении (судим по количеству отзывов) стала игра, которая запускается в момент поиска билетов по заданным параметрам. Идея была принята была всеми единогласно — все признались, что красивое переливание цветов на экране и медленно ползущий прогресс-бар с надписью «мы ищем Вам билеты» начинает раздражать уже где-то через 20-30 секунд.

А игра позволяет хоть как-то скрасить ожидание:

Когда тестировали бета-версию с игрой среди сотрудников, у одной из коллег из-за этой «фишки» её 5-летний ребенок отобрал смартфон на три дня. Возможно, это шанс вырастить себе клиента с детства — в лучших традициях Coca-Cola.

Но наибольшее количество положительных отзывов и оценок приложения единовременно — больше 100 — мы получили после того, как реализовали в нем импорт данных личного кабинета (изначально был реализован на сайте). Изначально такой функции не было — не успели закончить техническую часть, нужную для синхронизации, к моменту готовности приложения, а запуск из-за этого решили не откладывать.

Удобство для пользователей прежде всего в том, что приложение хранит их паспортные данные, и для быстрой покупки билета паспорт не обязательно держать под рукой. Естественно, все требования по хранению персональных данных учитываются.

Почему так важен импорт данных? Потому что 50% пользователей приложения совершают повторные покупки, и они, естественно, не хотят каждый раз вводить свои данные заново.

Увидев востребованность этой функциональности, мы поняли, что нужно идти ещё дальше, и в ближайшие пару месяцев запустим полную синхронизацию данных между сайтом и приложением при помощи личного кабинета. То есть начать делать заказ можно будет на компьютере, а закончить — на смартфоне.

50% повторных покупок — органический показатель, впрочем, отчасти его простимулировали обновления приложения в течение года. Для себя мы решили, что «терзать» пользователя постоянными апдейтами не стоит, но при появлении у нас новых сервисов или новых полезных идей внедряли их оперативно.

За год в iOS-версии появились push-уведомления об изменениях цен на полеты в режиме онлайн и специальных акциях авиакомпаний. Кроме того, запустили возможность покупать различные виды страховых полисов: страховку багажа и страховку перелета. Зачем это клиенту — он экономит время. Зачем это бизнесу — растёт средний чек покупки.

Ещё одна важная функция приложения — геолокатор пунктов оплаты заказа. На российском рынке до сих пор только 60% пользователей готовы платить за услуги банковской картой в интернете, остальным нужна функция офлайн-платежа. Авиабилеты, купленные через наше мобильное приложение, можно оплачивать в 3000 розничных салонах «Связного» по всей России.

Магазинов настолько много, что выдавать их списком — нереально, для крупного города скролл займет несколько экранов. Поэтому после того, как вы делаете заказ в приложении, оно показывает вам ближайшие магазины, где заказ можно оплатить.

Многомиллионных вложений в продвижение мы не делали. По оценкам с рынка от наших партнеров, наши ежемесячные затраты на продвижение услуг онлайн — в том числе и приложения — в три-четыре раза ниже, чем у ряда конкурентов.

Среди инструментов продвижения, которые сработали наиболее эффективно, для iOS отмечу специализированные площадки для любителей Apple и разные типы размещения в Facebook, начиная от собственных сообществ «Связного», где мы использовали конкурсные механики, и заканчивая таргетированной рекламой.

Для Google Play максимальную конверсию дает собственно сеть Google. Среди механик для стимулирования скачивания выделим разовый промо-код на 500 рублей, который мы выдавали каждому пользователю в момент установки им приложения.

Кстати, не стоит забывать, что механизмы попадания в топ App Store и Google Play абсолютно разные. У App Store критериев минимум — это количество скачиваний, рейтинг и поисковый «вес». Google Play учитывает в разы больше критериев, среди которых много поведенческих — не только количество установок, но и разные показатели активности пользователей внутри приложения. Более того, если у вас нет сайта, а только, к примеру, страница в Facebook, попасть в топ Google Play будет сложнее.

И ещё один важный момент для Android — как показала практика, 80% продаж приносят устройства стоимостью 15 тысяч рублей и более. Поэтому если вы работаете в сегменте, близком к нашему по размеру среднего чека и схожем по поведению ЦА, адаптацию стоит делать прежде всего под подобные устройства.

По нашим прогнозам, мобильные продажи станут одним из ключевых драйверов рынка путешествий в ближайшие 1,5-2 года. Одно из очень важных событий — изменение алгоритма выдачи поиска Google, которое произошло в конце апреля. Оно должно привести к тому, что ресурсы, у которых нет адаптированных под мобильные устройства версий, потеряют от 5% до 15% траффика из этого поисковика.

Таким образом, если сегодня у вас нет мобильного приложения и мобильного сайта — у вас нет основного инструмента продаж.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
«Связной.Еда»: Как собрать 7 000 новых подписчиков с помощью первоапрельского розыгрыша12 апреля 2015, 13:23
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Статья интересная. Приложение чуть меньше.
По факту все примерно как у всех, только с аргументацией статистикой. Ну дизайн поприятнее.
У меня лично искренний восторг вызывает только Corner. Их приложение действительно кардинально отличается от конкурентов и угадывает что я хочу. Не знаю чем они руководствовались, но интерфейс очень удобный и дизайн тоже очень крутой.

Вы бронировали что-нибудь через них? Все приятные отзывы, которые я слышал о Corner заканчивались тем, что люди на самом деле не доходили до совершения бронирования.

Её 5-летний ребенок отобрал смартфон на три дня, купил билет на Сингапурщину и улетел.

Статья интересная, хотя скорее всего местами приукрашено.

Что касается приложения, то я уверен, что конверсия минимальная, а churn очень высокий. Идея дизайна, наверное интересная, но явно приложил руку проджект, который уже после финального дизайна начал добавлять новые "возможности", которые пришлось разукрашивать в разные цвета в итоге получилась истерика, а не интерфейс.

Приложение запрограммировано очень плохо. Чем тратить время и деньги на плохую игру, лучше бы потратили на доработку продукта.

Сама идея добавления игры наверное круто звучала на совещаниях и митингах, но по сути своей бессмыслена и даже вредит. Пользователь открыл приложение, чтобы билеты купить, а не в игру поиграть. Пример с ребенком очень показателен - то есть приложение делает запрос на поиск авиабилетов только чтобы малыш смог в игру поиграть. Мобильный продукта (iOS) сделан очень не профессионально, есть чем заняться.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Valentin Kirillov
GameSpire ltd.

"Например, в гостиной моей квартиры проходят деловые встречи, когда меня нет дома.", а в спальне публичный дом. Спасибо, дальше не читал)

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Aleksey Dev

в 37 лет делать свистелки - перделки, мне кажется это провал.

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Nickita Prochorov

Идея здравая. Всё зависит от твоей ЦА. Скинуть на развитие от 10 до 100 р автору - в чём проблема то? Блогеры в онлайне могут по 100 000 -за час собирать. И кто? - дети. Главное трудиться не для нищебродов и любителей халявы.

Холдинг «Е-генератор» запустил сервис для добровольной оплаты контента «Микроподписки»
0
Nickita Prochorov

Ценные знания ДОЛЖНЫ быть БЕСПЛАТНО? Что за ерунда?

Холдинг «Е-генератор» запустил сервис для добровольной оплаты контента «Микроподписки»
0
Arseny Bortnikov

А как понять, что я стал джуниором? Где кончаются вот эти "основы" в резюме?

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Показать еще