Лого vc.ru

Машины, энергетика, металл: почему молодые и наукоёмкие промышленные компании выбирают Швейцарию

Машины, энергетика, металл: почему молодые и наукоёмкие промышленные компании выбирают Швейцарию

Машиностроительная, энергетическая и металлообрабатывающая промышленность — одна из крупнейших отраслей Швейцарии. Основной костяк этого сектора — не крупные, а малые и средние предприятия, которые власти страны активно поддерживают, предлагая различные льготы и привлекая молодые таланты к исследованиями в области.

Рассказываем, как швейцарская отрасль машиностроения, энергетики и металлургии стала такой же гибкой, как другие менее консервативные сферы, и почему молодым проектам стоит присмотреться к этому рынку.

Материал публикуется при поддержке международной организации по продвижению торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise и её российского представительства — Швейцарского центра содействия бизнесу в России, оказывающего поддержку российским компаниям, заинтересованным в выходе на международные рынки.

Положение МЭМ-кластера в стране

МЭМ-кластер объединяет три индустрии — машиностроительную, энергетическую и металлургическую. Предприятия из этих областей в Швейцарии — одни из крупнейших работодателей и экспортёров продукции в стране. Такие компании представлены во всех её регионах, но основными центрами отрасли стали кантоны Цюрих, Аргау, Рейнталь, Тичино, Вале и Центральная Швейцария.

Центры МЭМ-кластера

Сектор насчитывает более 14 500 предприятий, в нём занято более 300 тысяч человек. Почти 80% продукции отправляется на экспорт, около 60% — в страны Европейского союза, а общая доля отрасли в экспорте страны составляет более 30%.

В кластере работают как крупные и известные по всему миру предприятия (например, энергетическая корпорация ABB, производитель лифтов и эскалаторов Schindler, группа компаний Rieter, часовые бренды Swatch, Rolex и другие), так и малые и средние компании — причём таких в Швейцарии большая часть.

В этом, считают представители страны, и заключается секрет эффективности кластера: небольшие и инновационные фирмы, ориентированные на продажу продукта за границу, помогают выстраивать гибкую инфраструктуру и развивать традиционно консервативный и «тяжёлый» рынок.

Как попасть на швейцарский рынок

Среди российских организаций в кластере работает энергетическая компания «Стример». Предприятие занимается производством оборудования, которое предназначено для защиты воздушных линий электропередачи и подключенных к ним объектов от пагубных воздействий молниевой активности. На швейцарский рынок она вышла после того, как обнаружила, что в России ей стало слишком «тесно» и пора было осваивать новые территории.

Генеральный директор «Стримера» и группа топ-менеджеров съездили в страну на экскурсию по приглашению властей — чтобы познакомиться с местным рынком и порядком ведения бизнеса.

«Мы были поражены отношением чиновников: они действительно делают всё, чтобы бизнес почувствовал себя как можно более комфортно. Нам объясняли, каким образом сэкономить на налогах, рассказывали, как дешевле и проще трудоустроить иностранных специалистов, если мы видим в них необходимость», — вспоминает глава «Стримера» Иван Житенев.

Предприниматель советует сразу познакомиться с чиновниками и представителями властей интересующих регионов — они не только объяснят, как выгоднее всего работать в кантоне и какие льготы можно получить, но и помогут организовать встречи с необходимыми органами и ассоциациями.

При выборе кантона Житенев рекомендует внимательно изучить все альтернативы и провести тщательный анализ предлагаемых условий. Кроме того, стоит выяснить, в каком регионе компанию действительно ждут. Для этого нужно представить властям свой проект. В этом помогут организации, занимающиеся поддержкой иностранных компаний в стране — например, Swiss Business Hub.

Исследовательские и кадровые ресурсы

Швейцарские машиностроительные, энергетические и металлообрабатывающие предприятия активно инвестируют в исследования, большинство из которых ведётся внутри страны. В целом разработками в сфере МЭМ в Швейцарии занимаются около 40% учёных — больше, чем в любой другой отрасли. Второе место удерживают химия и фармацевтика — на них приходится 25% специалистов.

Отрасль не «стареет» и стабильно получает молодые кадры из университетов. Машинная техника и инженерия — второе по популярности направление обучения среди абитуриентов после информационных технологий. При этом многие специалисты, получившие ИТ-образование, потом также находят себе применение в компаниях МЭМ-кластера, а ИТ-инновации повсеместно внедряются в производство.

В Швейцарии также существуют восемь Национальных технических сетей, которые предлагают проектам платформу для обмена знаниями, опытом и технологиями в важных для отрасли областях — фотонике, композитных материалах и прочих.

Государство финансирует исследования в области — в частности, оно готово покрывать до 50% расходов в рамках совместных проектов между вузовскими лабораториями и компаниями МЭМ-кластера. Право на интеллектуальную собственность в таких разработках при этом остаётся за компанией.

Швейцарский бренд

Одна из причин, по которым компании открывают свои производства и представительства в Швейцарии — сильный бренд страны. Фактически маркировка Swiss Made («Сделано в Швейцарии») говорит покупателю о качестве, долговечности, надёжности товара — за это клиенты готовы переплачивать. Одни из самых ярых «поклонников» бренда — россияне, китайцы, бразильцы и индийцы. В среднем они готовы доплачивать за швейцарское качество до 40% стоимости товара.

Для того, чтобы получить право писать на своих продуктах Swiss Made, недостаточно просто открыть завод в Швейцарии, нужно ещё соблюсти ряд правил: определённый процент себестоимости товара (включая затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты, аксессуары, заработную плату, маркетинг и дистрибуцию) должен приходиться на локальных производителей. Для промышленных продуктов планка составляет 60%. Все ключевые этапы производства также должны располагаться в стране.

Закон оберегает местный бизнес от подделок: по нему, не соблюдая эти условия, нельзя использовать для маркировки продуктов не только словосочетание Swiss Made, но и Suisse, Produit suisse, Fabriqué en Suisse, Qualité suisse или их переводы, Swiss или Swiss Movement.

Специальные возможности для предпринимателей и полезные контакты

Помимо прочих привилегий для предпринимателей, которые более подробно рассматривались в предыдущих материалах, для компаний из МЭМ-кластера у страны действуют соглашения о взаимном признании процедур проверки соответствия и качества с более 30 другими странами. Такие соглашения позволяют производителям не проделывать дважды одну и ту же работу по тестированию оборудования — соответственно, помогают экономить деньги при международной экспансии.

Регулированием прав предпринимателей и защитой проектов отрасли занимаются следующие организации:

Ассоциации по поддержке бизнеса:

  • Swissmem — ассоциация МЭМ-индустрии.
  • Официальное представительство швейцарской часовой индустрии.
  • Ассоциация механической отрасли Swissmechanic.
  • Технологический кластер Cluster Precision, объединяющий «точные» производства.
  • Организация Unitectra, которая помогает исследовательским лабораториям университетов Цюриха, Берна и Базеля находить практическое применение своим проектам.
  • Объединение Micronarc.
  • Ассоциация Switzerland Innovation, которая предлагает технологические площадки проектам из Цюриха, Базеля, Лозанны и Биля.

Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии и скачивайте подробный справочник для инвестора.

Задать вопрос Скачать справочник

Бизнес в Швейцарии

Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии. Специалисты Швейцарского центра содействия бизнесу в России постараются ответить на каждый из них, а на основе самых интересных будет подготовлен материал для всех читателей.

По вопросам публикации рекламных материалов обращайтесь в коммерческий отдел

Статьи по теме
Карта швейцарского биотехнологического кластера: на что обратить внимание при запуске проекта в Швейцарии
Инвестиции, кадры, регионы: советы по открытию ИТ-компании в Швейцарии
Дело в кластере: какой регион выбрать для открытия проекта в Швейцарии
Русские в Швейцарии: какие компании открывают подразделения в «центре Европы»
0

"Мы были поражены отношением чиновников: они действительно делают всё, чтобы бизнес почувствовал себя как можно более комфортно."
если это действительно так, то дорогого стоит.

0

О! Опять Швейцария. Ну чтоже страна будущего

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления