Лого vc.ru

Русские в Швейцарии: какие компании открывают подразделения в «центре Европы»

Русские в Швейцарии: какие компании открывают подразделения в «центре Европы»

Расширение бизнеса на европейские и другие международные рынки начинается с выбора страны для регистрации, переноса части операционной деятельности или полноценного переезда команды. Многие российские компании и предприниматели уже выбрали Швейцарию — она расположена в самом сердце Европы, обладает сильным брендом, предлагает льготы для предпринимателей и поощряет развитие иностранного бизнеса.

Рассказываем, какие российские компании и стартапы из различных отраслей уже развиваются на рынке Швейцарии и почему они выбрали именно эту страну.

Материал публикуется при поддержке международной организации по продвижению торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise и её российского представительства — Швейцарского центра содействия бизнесу в России.

Интернет и рекламные инструменты: «Яндекс»

Швейцарская команда «Яндекса» помогает клиентам из Европы выбирать и использовать рекламные инструменты и другие сервисы для работы на российском рынке. Офис в швейцарском городе Люцерне компания открыла в 2012 году вслед за представительствами в Турции и США.

Место для офиса выбирали таким образом, чтобы команде было удобно взаимодействовать с клиентами из любой европейской страны — организовывать встречи, проводить мероприятия и семинары. Швейцария в силу своего расположения и инфраструктуры оказалась оптимальным вариантом.

Сейчас в швейцарской команде «Яндекса» работает около десяти человек. Руководство представительства планирует расширять деятельность офиса и наращивать штат. «Огромный и ненасыщенный российский рынок интернет-торговли привлекает все большее количество иностранного бизнеса, которому требуется реклама и инструменты продвижения своих товаров. А значит, работа для "Яндекса" найдется всегда», — говорит глава офиса Бернар Люке.

Многие зарубежные проекты стремятся продавать свои товары на растущем российском интернет-рынке, но часто не знают, как продвигать продукты в России и как подступиться к пользователям. Эти проблемы им и помогает решить швейцарское представительство «Яндекса». Работники компании отмечают, что чаще всего к ним обращаются малые и средние организации, у которых не очень много опыта в освоении новых рынков.

Для своих клиентов швейцарское представительство «Яндекса» организует семинары, на которых обучает компании пользоваться доступными инструментами: «Яндекс.Директом», настройкой контекстной и баннерной рекламы, сервисами для бизнес-аналитики и торговой площадкой «Яндекс.Маркет». О своих продуктах компания также рассказывает на профильных конференциях, выставках, B2B-мероприятиях.

Сейчас команда работает с несколькими сотнями клиентов из Европы — в том числе, с компаниями UBS, Rolex, Swiss International Airlines, Booking.com, SIXT, Trivago, Lufthansa и Blablacar. Самые востребованные инструменты в Европе, по словам представителя «Яндекса», — «Директ» и «Маркет».

«Яндекс» также наладил программу международного обмена с швейцарской Политехнической школой Лозанны (EPFL). Студенты учебного заведения приезжают в Россию на стажировку в Школу анализа данных (ШАД) «Яндекса», а российские студенты Школы участвуют в научных программах швейцарских университетов.

Почему Швейцария

  • Географическое положение. По словам руководителя швейцарского офиса «Яндекса» Бернара Люке, когда встал вопрос о поиске страны для команды, которая будет общаться со всеми европейскими клиентами и много летать на встречи, решение пришло почти сразу: офис нужно было расположить в центральной части региона. Швейцария находится в самом сердце Европы и является крупным транспортным хабом.
  • Юридическая и финансовая стабильность. Крупной ИТ-компании требуется место, в которой руководство сможет планировать свою деятельность и инвестиции на долгие годы вперёд. Швейцария — страна с высокой покупательской способностью, цены в ней год от года меняются лишь незначительно, а её валюта — одна из наиболее привлекательных в Европе для создания резервов.

Инструменты для архитектуры и строительства: Revizto

Revitzo — международная ИТ-компания, которая занимается разработкой инструментов для архитектурного 3D-проектирования. Как и многие другие компании, открывшие представительство в Швейцарии, разработку Revizto ведёт в России, а за рубежом продаёт свой продукт.

Инструменты компании помогают строительным организациям со всего мира экономить: по словам основателя Revizto Армана Гукасяна, при строительстве около 30% бюджета закладывается на исправление ошибок при создании макета. Связано это с тем, что проектирование ведётся на 2D-чертежах, которые не позволяют предусмотреть все тонкости, вовремя заметить и исправить нестыковки.

Клиенты Revizto работают в 150 странах мира, и для проекта оказалось важно найти страну, в которой будет удобнее всего вести бизнес. Гукасян окончил обучение в Швейцарии — так что успел познакомиться с её культурой и изучить особенности жизни и ведения бизнеса в ней.

Швейцария имеет федеративное устройство и поделена на кантоны. В каждом из них действует местная экономическая ассоциация, которая занимается поддержкой иностранных предпринимателей. Её наличие стало важным фактором, который сыграл свою роль в выборе компанией Revizto кантона Во. Такие организации есть в большинстве кантонов — они помогают зарубежным предпринимателям зарегистрировать компанию, разобраться в законодательных тонкостях и начать своё дело.

Почему Швейцария

  • Поддержка любого инновационного бизнеса со стороны властей. Руководство кантонов делает всё, чтобы привлечь в страну больше предпринимателей. «Сами чиновники могут представить вас потенциальным бизнес-партнерам, дистрибьюторам, консультантам или банку. В целом, сотрудники департаментов по экономическому развитию здесь — это ваш проводник в бизнес-среду региона», — рассказывает генеральный директор биомедицинского центра «Наполи» Сергей Брусов, побывавший в Швейцарии. Есть и организации, которые бесплатно консультируют предпринимателей, решивших расширить бизнес в Швейцарию, — например, Swiss Business Hub (Швейцарский центр содействия бизнесу в России).
  • Низкое налогообложение. Федеральная ставка налога с прибыли предприятий в Швейцарии составляет 12% — ниже, согласно исследованию аналитической компании PwC, налоги только в Ирландии. К этому налогу добавляется налог, установленный руководством кантона — в каждом регионе размер таких выплат различается, но не превышает 18%. Ставка НДС составляет 8%.

Дроны: Fly & Film и Gamaya

Стартапы Fly & Film и Gamaya, основанные выходцами из России, занимаются разработкой сервисов для сельских хозяйств. Стартапы продают фермерам инструменты, которые помогают следить за состоянием посевов и оценивать урожай с воздуха — при помощи съёмки с дронов.

Вся разработка и сборка дронов проекта Fly & Film ведётся в Швейцарии с 2010 года. Дроны компании способны не только снимать посевы с высоты, но и опрыскивать их, выявлять различные заболевания и вредителей, следить за стадами животных, замерять температуру их тела. Мультиспектральные камеры для съёмки и другие запчасти для дронов поставляют местные партнёры компании.

Одним из таких партнёров выступает ещё один проект с российскими корнями — Gamaya. Компания разрабатывает мультиспектральные камеры для дронов Fly & Film. Вместе проекты намерены снизить потери урожая из-за заболеваний и неэффективного ухода до 50%.

Такие инструменты оказались особенно полезны для сельскохозяйственных угодий в самой Швейцарии, Италии, Германии, Франции и других странах Центральной Европы. Здесь распространено земледелие на сложных с точки зрения ландшафта участках, выпас скота производится в гористой местности, и фермерам удобно следить за состоянием хозяйств с воздуха.

Fly & Film собирается охватить и другие ниши: например, проект планирует помочь властям страны в борьбе с лавинами. С помощью дронов можно провоцировать управляемые сходы — для этого достаточно взорвать заряд в нужном месте. Ещё одна область применения для дронов — оценка технического состояния солнечных батарей и зданий с воздуха.

По словам основателя Fly & Film Олега Шаронова, Швейцария идеально подойдёт высокотехнологичному бизнесу, но перед расширением компании или переездом всё равно стоит взвесить все «за» и «против»:

Нужно понимать, зачем вам нужна Швейцария. Всё-таки вести здесь дела достаточно дорого: вы столкнетесь с высокими расходами на персонал и социальными выплатами, с более высокой, чем в среднем по Европе, стоимостью жизни.

Если вы ведёте высокотехнологичный проект, который намерен выйти на международные рынки, — Швейцария должна быть в приоритете. Но если у вас «рядовой» бизнес, подумайте дважды.

— Олег Шаронов, Fly & Film

Почему Швейцария

  • Законодательное регулирование. В Швейцарии действует упрощённая система регулирования полётов беспилотников — устройствам весом до 30 кг не нужно получать разрешение на вылеты. Для деятельности Fly & Film также нужно получить разрешение на работу с ядохимикатами для опрыскивания растений — по словам руководства компании, эта проблема уже также решена.
  • Высокоразвитое сельское хозяйство. Чтобы компания вроде Fly & Film могла работать и тестировать свои разработки, ей нужны клиенты — фермеры. В Швейцарии расположено множество сельских хозяйств, которые занимаются разведением скота и выращиванием винограда. Кроме того, рядом находятся и другие страны с высоким уровнем развития фермерских угодий — Франция, Италия, Германия.
  • Хороший регион для технологичного бизнеса. В Швейцарии работает большое количество технопарков, бизнес-инкубаторов и акселераторов в самых разных областях — робототехника, дроны, металлургия, биотехнологии, машиностроение и так далее. Любой перспективный высокотехнологичный проект имеет шанс получить поддержку от властей страны.

Каждая компания в Швейцарии работает в определённом экономическом кластере — машиностроительном, биотехнологическом, электротехническом, экологическом. Всего таких кластеров более 20. В каждом кластере работают свои организации, которые помогают предпринимателям запускать и развивать свой бизнес.

С 2000 года в Швейцарии существует ассоциация бизнес-инкубаторов, акселераторов и технопарков — SwissParks. На начало 2017 года в неё входит более 45 учреждений по всей стране, в которых работает более 2000 молодых компаний. Ассоциация не только помогает развитию технопарков и защищает их интересы, но и проводит совместные мероприятия: например, в конце 2016 года SwissParks провела «Неделю предпринимательства», в которой поучаствовали организации из 10 кантонов. Всего в рамках мероприятия прошло более 50 событий. Кроме того, ассоциация ведёт образовательные программы для бизнесменов, решивших открыть своё в Швейцарии.

Среди членов ассоциации — биотехнологические инкубаторы (Bio-Technopark в Шлирене, Biopôle в Лозанне, Grow в Веденсвиле), организации по поддержке и развитию «технологий будущего» (BlueLion в Цюрихе), проектов в области металлообработки (Technopolis St. Croixв Сент-Круа) и прочие. Многие из них предоставляют командам стартапов не только офисные пространства и доступ к лабораториям, но и места для проживания, конференц-залы и другие услуги. Стоимость работы в технопарке варьируется от организации к организации.

Кроме того, в каждом кантоне Швейцарии действует собственное Агентство экономического развития, которое занимается поиском перспективных компаний, их консультированием (в том числе, в вопросах выбора технопарков, инкубаторов или акселераторов, поиска помещения, оформления виз для основателей, юридических вопросах) и помощью в запуске проектов.

  • Высокий уровень образования. В стране легко найти высококвалифицированные кадры, которые помогут создать продукт и построить сильную компанию. Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе входит в десятку лучших университетов мира по версии Times Higher Education (THE), а Федеральная политехническая школа Лозанны занимает в этом же рейтинге 31 строчку (для сравнения, российский МГУ занял в рейтинге 161 строку). Ещё один факт, который говорит в пользу швейцарской научной школы: страна находится на четвёртом месте в мире по количеству лауреатов Нобелевской премии.

Эстетическая медицина: Suisselle

Компания Suisselle начала работу в Швейцарии в 2010 году. Стартап, основанный уроженкой Санкт-Петербурга Марианной Астаховой, занимается производством и поставками медицинских и косметологических препаратов для профессионального использования. Из Швейцарии команда работает с клиентами по всей Европе, в России, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

По словам Астаховой, изначально руководство проекта рассматривало несколько стран для открытия бизнеса, но в итоге выбор пал на Швейцарию. Здесь же предпринимательница прошла совместную программу Executive MBA бизнес-школы UNIL-HEC и Университета Лозанны EPFL — чтобы лучше разобраться в тонкостях ведения бизнеса.

В Швейцарии реализуется более 65 программ MBA в области инновационных технологий, банковского дела, финансов, управлении нефтегазовым бизнесом, экологии, ИТ, логистики, энергетики и других сферах. Стоимость обучения по программам составляет от 17 до 54 тысяч швейцарских франков и зависит от престижа школы и выбранной программы. Для зачисления нужно предоставить диплом о высшем образовании, сдать экзамен по менеджменту и английскому языку. Свои бизнес-программы есть у Женевского университета, Бизнес-школы Лозанны, Университета прикладных наук в области делового администрирования в Цюрихе.

Почему Швейцария

  • Швейцария — мировой бренд. «Бренд "Сделано в Швейцарии" является важным активом для любого стартапа, ведь это гарант качества и надежности продукции для потребителей», — говорит Астахова.

Для того, чтобы маркировать продукт лейблом Swiss Made («Сделано в Швейцарии»), недостаточно просто разрабатывать его на территории страны: необходимо соблюсти ряд требований, которые поддерживают престиж бренда.

Швейцарскими могут называться только те товары, определённый процент себестоимости которых приходится на локальных производителей (затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты, аксессуары, заработную плату, маркетинг и дистрибуцию). С 1 января 2017 года необходимая планка для промышленной продукции составляет 60%.

Кроме того, все ключевые этапы производства должны осуществляться на территории Швейцарии. Для пищевых продуктов добавляется ещё одно требование: не менее 80% сырья в натуральном виде должно быть получено в стране.

  • Высокоразвитая медицина. Швейцария входит в топ-15 стран с самыми эффективными медицинскими системами в мире по версии агентства Bloomberg. Страна заняла первое место в мире по ожидаемой продолжительности жизни при рождении среди мужчин и шестое среди женщин в 2016 году по версии Всемирной организации здравоохранения. На территории Швейцарии работают крупнейшие мировые компании по производству медицинских препаратов — например, Roche и Novartis. В 2014 году фармацевтическая отрасль сформировала более трети швейцарского экспорта.

    Новички в отрасли получают поддержку от состоявшихся гигантов, советы и экспертные оценки. Во многих кантонах есть технопарки и инкубаторы, специализирующиеся исключительно на биомедицине. Например, компания Suisselle работает в крупнейшем технопарке Швейцарии Y-Parc в городе Ивердон Ле Бен кантона Во.
  • Развитая практика патентования и интеллектуальной собственности. На разработку собственного препарата и его тестирование у Suisselle ушло почти три года — было бы обидно потерять такой объём работы, не получив на него патент. Законодательство страны защищает интеллектуальную собственность, а компании страны активно регистрируют собственные изобретения. Так, в 2015 году в Швейцарии было зарегистрировано 7088 патентных заявок — это шестой результат среди стран мира в том же году.
  • Возможности для нетворкинга. Построить деловые связи в Швейцарии очень просто — и государство и руководство кантонов активно этому способствует, привлекая для работы со стартапами квалифицированных консультантов, экспертов и учёных, помогая наладить международный обмен специалистами и организовывая различные мероприятия, создавая отраслевые ассоциации и организации.

    Среди них — организации ICT Switzerland, Swiss ICT, Swiss Made Software, Alp ICT, Asut, государственные инициативы по развитию экономики и бизнеса Digital2025 и E-Zurich, конференция Life в Женеве, которую проводит бизнес-хаб Alp ICT, и другие.

Другие отрасли — консалтинг, ювелирное дело, банкинг, нефть, энергетика

Подразделения в Швейцарии есть у российских компаний из самых разных отраслей.

Например, энергетическая компания «Стример», обнаружив, что российский рынок для неё уже слишком тесен, решила расширить свой бизнес, открыв офис в стране. Компания занимается производством оборудования, которое предназначено для защиты воздушных линий электропередачи и подключенных к ним объектов от пагубных воздействий молниевой активности. С выбором страны компания определилась после того, как генеральный директор и группа топ-менеджеров по приглашению властей съездили на экскурсию, чтобы познакомиться с местным устройством.

«Я был поражен отношением чиновников: они действительно делают все, чтобы бизнес почувствовал себя как можно более комфортно. Нам объясняли, каким образом сэкономить на налогах, рассказывали, как дешевле и проще трудоустроить иностранных специалистов, если мы видим в них необходимость», — рассказывает руководитель «Стримера».

Швейцарское отделение «Сбербанка», открытое в 2011 году, занимается оказанием финансовых услуг — «развивает в Европе бизнес синдицированного кредитования и торгового финансирования, а также ряд других продуктов для крупных корпоративных клиентов». Ведёт бизнес на швейцарском рынке и группа «ВТБ Капитал».

В стране также работает несколько магазинов российской ювелирной марки Sokolov, дочернее предприятие российской нефтяной компании «Лукойл», аудиторско-консалтинговая группа «Создание и Развитие» и другие.

Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии и скачивайте подробный справочник для инвестора.

Задать вопрос Скачать справочник

Бизнес в Швейцарии

Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии. Специалисты Швейцарского центра содействия бизнесу в России постараются ответить на каждый из них, а на основе самых интересных будет подготовлен материал для всех читателей.

По вопросам публикации рекламных материалов обращайтесь в коммерческий отдел

0

Открытие компании или подразделения в Швейцарии — скорее понты, чем какая-то реальная выгода. Слишком дороги ресурсы (персонал, недвижимость), обслуживание. Если не нужны понты, то добро пожаловать в Люксембург или Эстонию.

Задача этого проекта – доказать обратное. Будет серия материалов.

0

Интересно, знают ли в Швейцарском центре содействия бизнесу про Seedstarsworld. Кстати, 5-го апреля в Лозанне - Seedstars Summit. Буду там. :)

Сейчас много рассказов о переезде в Европу. И почти в каждом история о сложностях при аренде квартиры. Я живу в Италии и снимал тут 3 раза квартиры в разных регионах - все было довольно просто и быстро! Если vc готово - могу рассказать...

0

Не знаю как vc, а мне и другим читателям было бы интересно!

0

Интересно, не знал про Сбербанк в Швейцарии. Странно, что нет ни слова о компании Veeam.

0

да я тоже был в шоке, увидев проценты сбера в европе и потом у нас )

0

А проценты тут при чём?

0

Ничего не имею против открытия подразделения в Швейцарии - любой каприз за ваши деньги) Вот только иллюзия, что если вы откроете офис на 10 человек, то ваша продукция автоматически станет швейцарской - скорее всего не сработает. Четыре года назад у меня был конкурент в кофейном бизнесе, который в поставках кофейного зерна занимал значительную долю российского рынка HoReCa и на волне успеха переименовал легенду о происхождении своего бизнеса с "итальянского" на "швейцарский". Открыл офис, нанял пяток сотрудников, таскал на переговоры швейцарца, представлявшегося директором... Помогло ли это ему? Увы( Покупатель не дурак, симпатичные красные крестики на визитках не заставят его купить ваш продукт дороже, чем он стоит на самом деле, да и конкуренты постараются раскрыть заказчику глаза на ваш бизнес-маскарад... Итог - там, где мы пересекались, конкурент проиграл мне все без исключения тендеры, в HoReCa его доля многократно сократилась усилиями российских обжарщиков, а швейцарский директор, которого конкурент водил по переговорам, закидывает мой профиль на Linkedin просьбами взять его на работу)

у многих людей нет доверия к нашим компаниям и вот некоторые выдают себя за европейцев, это печально

0

Пытаются выдавать. И не только за европейцев - куча российских бизнесов залегендированы под американское или канадское происхождение. Мне кажется, в это могут уверовать только сами россияне, ну или совсем недалекие иностранцы, коих среди серьезных бизнесменов практически не бывает)

0

Из всех вышеперечисленных компаний, знаю только Яндекс, офис в Швейцарии о многом говорит)

0

у яндекса еще есть в голландии

У Яндекса и в Китае есть офис, например. Международная же компания.

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления