Лого vc.ru

«Итоговая стоимость поездок через “Яндекс.Такси” в среднем на 14% выше прогнозируемой»

«Итоговая стоимость поездок через “Яндекс.Такси” в среднем на 14% выше прогнозируемой»

Руководитель аналитического агентства Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев в своем блоге на Medium написал о том, насколько велика разница между прогнозом и реальной стоимостью поездки в сервисе «Яндекс.Такси». Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Я продал машину в сентябре 2016 года и с тех пор активно пользуюсь такси и общественным транспортом. Когда в октябре похолодало, я практически полностью пересел на такси. В основном пользуюсь сервисом «Яндекс.Такси», Uber как запасной вариант.

Я обратил внимание на то, что периодически стоимость поездки оказывается сильно больше прогноза стоимости, которую приложение «Яндекс.Такси» показывает перед отправкой заказа.

Прогноз и реальная стоимость

Естественно, первая мысль, которая пришла в голову —  «Яндекс» обманывает, показывает прогнозируемую стоимость ниже, чтобы клиенты заказывали машины у них, а не у конкурентов.

Я решил проверить эту гипотезу с помощью небольшого исследования. Перед отправкой заказов я фиксировал прогноз стоимости поездки — делал скриншот экрана приложения с прогнозом. Когда приходило SMS-сообщение о подаче машины, фиксировал примерное время старта поездки. По сообщению от банка фиксировал итоговую стоимость поездки, которую у меня списывали с карты, привязанной к приложению «Яндекс.Такси».

Чтобы исключить влияние времени ожидания машины на итоговую стоимость поездки, я старался быть особенно пунктуальным и выходил встречать машину заранее. В паре случаев, когда таксист меня ждал больше двух минут именно из-за моей задержки, я при расчетах вычитал из итоговой стоимости поездки стоимость ожидания.

Результаты моего эксперимента не распространяются на всех пользователей «Яндекс.Такси», и их нужно с осторожностью обобщать и переносить на других клиентов. Но для меня результаты показательны.

Я проводил эксперимент с 19 октября 2016 года по 28 декабря 2016 года. За это время я сделал 132 поездки через «Яндекс.Такси». В среднем по две поездки в день. Максимум было пять поездок за день.

В общей сложности за все время эксперимента я заплатил «Яндекс.Такси» 55 074 рублей (не считая чаевые) — в среднем по 417 рублей за поездку. При этом общая сумма прогнозов стоимости по этим поездкам составила 48 310 рублей (в среднем по 366 рублей за поездку). То есть за время эксперимента я заплатил на 14% больше прогноза или переплатил 6764 рублей — примерно по 50 рублей дополнительно за каждую совершенную поездку. Это не драматически много, но все же ощутимо. И для меня подтверждает гипотезу, что прогнозируемую стоимость поездки «Яндекс.Такси» стабильно занижает.

Из 132 поездок в 100 поездках итоговая стоимость оказалась выше прогноза, в 32 поездках — ниже или равна прогнозу. Разброс отклонений от прогнозов составил от −26% до 75%.

От чего зависит разброс отклонения итоговой стоимости поездки от прогноза стоимости? Все мои поездки можно разбить на три группы:

  1. Из дома в офис. Обычно из дома в офис я еду между 9 и 10 часами утра. Я живу в районе Коптево (метро «Войковская»), работаю в Савеловском районе недалеко от метро «Дмитровская». Маршрут поездки идет либо по Большой Академической улице, а затем по Тимиризявской улице (это самый короткий путь), либо через Ленинградский проспект (путь длиннее, но если нет пробок, то быстрее).
  2. Из офиса домой. Обычно я еду домой с работы в интервале между 19–20 часами. Маршрут практически всегда идет по Дмитровскому шоссе, а затем по Большой Академической улице. На Дмитровском шоссе при этом есть полоса для общественного транспорта, которую могут использовать официальные желтые такси — это часто ускоряет движение.
  3. Все остальные поездки в широком спектре времени суток, дальности и комбинаций пунктов отправления и назначения.

Поездки из дома в офис дают колоссальный разброс уже на этапе прогноза стоимости — один и тот же путь примерно в одно и то же время суток в течение эксперимента предлагалось преодолеть, заплатив в разные дни от 240 рублей до 750 рублей в зависимости от влияния повышающих коэффициентов. А итоговая стоимость поездок в итоге отличалась от прогноза в диапазоне от -6% до 75%. В среднем переплата составила чуть более 17%.

Прогнозы поездок из офиса домой оказались самыми точными. Разброс отклонений от прогноза от −23% до 26% (в среднем почти 5%) при том, что в 26 из 32 поездках прогноз стоимости лежал в узком интервале от 280 до 320 рублей. Для всех остальных поездок разброс прогноза составил от −26% до 73% (в среднем почти 16%). Каждая третья поездка в этой категории оказалась дороже прогноза на 20% и более.

Зависимость ошибки прогноза от прогнозируемой суммы есть, но довольно слабая. Если убрать из статистики поездки из офиса домой (по ним прогноз самый точный), то по оставшимся поездкам с прогнозируемой стоимостью от 200 до 300 рублей отклонение минимальное — в среднем 13%, а для поездок в диапазоне прогнозов от 400 до 500 рублей — максимальное — в среднем 19%.

Самый искаженный прогноз оказался для утренних поездок с 6 до 9 часов утра. Для девяти поездок, которые я совершил в это время, итоговая стоимость отличалась от прогноза на 23%.

Помимо того, что прогноз стоимости поездки «Яндекс.Такси» стабильно занижает, для меня стало открытием, что прогноз оказался настолько неточным — с 95% вероятностью итоговая стоимость поездки лежит в интервале от −21% до 48% (интервал почти в 70% от исходной прогнозируемой суммы). Это большая погрешность.

Для сравнения, если взять классические соцопросы, выборка которых около 1500 человек, то при выборочной оценке некоторого параметра (например, доли сторонников Путина) в размере 10% реальное значение параметра будет с вероятностью 95% лежать в интервале от 8,5% до 11,5% (интервал в 30% от оцениваемого параметра) — это вдвое точнее, чем прогноз «Яндекс.Такси». При том, что у «Яндекса» есть данные о ежедневных поездках миллионов людей.

P. S. Другие сервисы такси я не оценивал. Вполне допускаю, что у них дела не лучше.

Теги

Отвечу как представитель Яндекс.Такси. У нас нет цели и задачи занижать прогноз. Наоборот, стремимся к тому, чтобы расчитывать его максимально близко к фактической стоимости. Однако поскольку загруженность дорог меняется быстро, а между заказом и завершением поездки проходит в среднем 20-30 минут, ситуация за это время успевает сильно поменяться. Кроме того, у каждой поездки есть параметры, которые сложно заранее просчитать. Так, маршрут рассчитывается ровно до точки, привязанной к адресу пункта назначения. А если вы хотите подъехать к конкретному подъезду или подъехать к зданию с другой стороны – тут тоже может набежать несколько дополнительных минут, не учтенных в прогнозе.

Убер обычно в большую сторону ошибается, что удивительно)

Яндекс даёт одну цифру, Убер интервал. Возможно, если бы и Яндекс давал прогноз в виде интервала, то верхняя границу покрывала разброс.

В последнюю поездку по прогнозу у убера выходило от 550 до 670 (как-то так), а в итоге проехал за 398 :)

было бы очень полезно посчитать также на большом периоде, во сколько такие поездки обходились бы на Uber, для сравнения

0

У убера, возможно, хуже прогноз. Но я считаю через время по Яндекс.Навигатору, точность 🔥

> Это большая погрешность.

Спасибо, мы еще раз убедились, что в Markswebb Rank & Report абсолютно неквалифицированные люди, не знакомые даже с основами статистики - понятием стандартного отклонения. Исследование - полнейшая чушь.

0

а обычного хама,от хама в такси?

У вас расчеты основаны на неравномерно и НЕ случайно сформированной выборке очень маленького размера (хуже того - это три отдельные некачественные микро-выборки, смешанные в одну), как следствие - абсолютно бессмысленны, ибо не отражают общую картину. Это первое и фундаментальное правило статистики, учат на первом занятии.

Но даже фиг с ним, с качеством выборки - при таких размерах погрешность вычислений больше, чем все заявленные 14% разницы. Это, фактически, просто случайный результат.

Хотя, это же вы в своем "исследовании" сравнивали 7 лет владения автомобилем с 2 днями (!!) езды на такси, да еще на бензин/обслуживание прибавляли инфляцию за весь срок? Уже тогда был понятен уровень знаний.

P.S. Вам давно за вежливость по лицу били?

Хорошо, Кирилл, так хотя бы понятнее стало, откуда ноги растут у вашего мнения.

И я даже отчасти с вами согласен, поэтому в оригинальном посте у меня был такой текст (который редактор vc.ru почему-то решил не переносить сюда):
"Результаты моего эксперимента, конечно, не являются репрезентативными в масштабах всех пользователей Яндекс.Такси и их очень осторожно нужно применять при обобщениях или переносе на других клиентов. Но для меня лично результаты показательны."

Вы, похоже, считаете, что хорошо понимаете теорию вероятностей и математическую статистику. Предлагаю вам, если будет время, посчитать вероятность события, когда отдельно взятый клиент Яндекс.Такси, совершив 132 поездки за два месяца, получает среднее отклонение итоговой стоимости от прогноза в 14% при том, что в масштабах всего города это отклонение нулевое.

Потом приходите бить меня по лицу. Адреса есть на картинке выше.

0

А, нет, прошу прощения у редакторов vc.ru - дисклеймер про то, что результаты моего эксперимента нельзя обобщать и переносить на других клиентов, в материале есть.

Зато у вас на сайте плашка с поддельным рейтингом вашего приложения висит.

Прогноз - прогнозом, юбер-шмубер, а старые таксистские уловки (никуда не делись.

да, еще можно притормозить перед светофором, чтобы лишние 5 минут постоять ( в ситуации, когда легко на желтый проскочить)

ну ПДД то не одобряют вот эти «я проскочу»

это какой ПДД не разрешает проехать на желтый?

Но я про другое - про умышленное затягивание времени, притормаживание, в итоге - упс, красный.

0

Российские пдд :)
Погуглите, даже судебные решения есть. На желтый можно ехать, исключительно если вы не можете затормозить до светофора. И если на светофоре есть режим мигающего зеленого, то в суде вы гарантированно проиграете.

С такими быдлоприемами отлично справляется фиксированный тариф в том же гетте.

0

Иногда пользуюсь Формулой.Такси. Время 01:00, из офиса на Дмитровской надо ехать в Область. Поездка на 1500 ровно. Дороги пустые, все чётко. Водитель едет весь путь 30-35 км/ч, ссылаясь на безопасность. На мигающих желты, которые не собираются переключаться, а просто в режим предупреждения моргает — тормозит, разворачивается на совершенно противоположной эстакаде — набивает километраж. Плавно к концу поездки 1500 превратилась в 2100 и Водитель решает меня добить: тут не учтён ночной тариф, с вас ещё 500 рублей. Это был развод века. Не уверен, что ему понравился потом разговор с начальством.

Самое интересное, что если заказываю тариф эконом (99р), то в 90% поездок при посадке (всегда заранее выхожу, до времени подачи) на экране высвечивается уже от 112 до 120р а при заказе по тарифу комфорт(199р) 220-230р. На вопрос почему и какой же все-таки тариф - отвечают , что типа мы не знаем, он сам высвечивается... Так о каком прогнозе стоимости вообще можно говорить при непонятных тарифах.... Считают как хотят.

Пару раз такое было, но после обращения в саппорт всегда делали пересчёт.

На мой взгляд яндекс такси очень сильно испортились, и за сервисом вообще не следят.

Бабки не приносит, расходы растут. Вкладывать смысла нет, тогда надо демпинг устраивать по примеру Убера, а это себе дороже.

А до того как он продал машину он ни разу не пользовался навигаторами и не замечал насколько они "оптимистичны" насчет времени поездки?

Вообще он за 2 месяца на такси потратил 55 000, т.е. в год он на такси тратит в среднем 330 000. В чем экономический резон? Или проблема с парковкой или что?

0

парковка довольно существенной статьей стала.

Как по мне так дешевле Gett ом пользоваться.

А uber'ом дороже выходит, но приложение очень красивое и шустрое))

А яндексом вообще не люблю пользоваться, хотя рекламы в Москве у них как и телефонов Leeco - дохренища.

У нас в конце прошлого года появилось Яндекс такси. 29 декабря решил заказать такси в сервисе Максим, но цена уже была предновогодняя с двойным тарифом равная 280 рублям вместо привычных 180. Решил скачать Яндекс такси и в нём цена оказалась 250р. Подумав, что 30р не лишние заказал в нём. Сев в такси и ещё раз открыв приложение был удивлён ценой в 260р за 27мин, а в самом такси увидел счётчик. Был вечер, пробки, снег и я не надеялся на то, что путь займет 27 минут.. но в итоге! Я доехал за 200р. В общем, чувства двоякие. Не люблю счетчики, предпочитаю фиксированную сумму без элементов неожиданности.

Больше 10 раз катался. Прогнозируемая цена была рублей 80, приезжал всегда за 71 и в редком случае максимум 83 из-за пробок или водителя-тормоза.

На выходных заказал Яндекс.Такси, Екатеринбург, ночью, пробок нет, вышел за минуту до машины. Были в пути 12 минут. Оценили поезду в 270р, заплатил 320.

0

У нас в провинции итоговая цена отличается от предполагаемой на -+20 рублей на Яндексе, а вот с Uber беда. Иногда доезжаешь значительно дешевле, чем предполагалось, а иногда +100 рублей к сумме

Да, нам (vc.ru/p/taksovik) в отзывах постоянно указывают, что наш прогноз отличается от официального в приложении, буду ссылаться в эту статью. Мы-то (калькулятор такси по маршруту, в том числе Яндекса, Убера и Гета ) знаем, что считаем точнее, но такую статистику собрать руки не дошли.

А вообще, тем кто в мск, надо использовать Fixtaxi и будет счастье, сам цену назначаешь и прога ищет того водителя, который за эту цену согласится ехать.

Взял попкорн, жду водителей такси в комментариях.

По теме: вы всегда едете по тарифу, который предполагает тарификацию каждой минуты и каждого километра поездки.

Финальная стоимость поездки зависит от реальной обстановки на дорогах, выбранного маршрута и конкретного водителя - приложение показывает прогнозируемую стоимость, исходя из ситуации на дорогах в момент вызова автомобиля.

То есть, если вы заказываете в 6 утра машину на 6:15, а в 6:30 на Дмитровке начинается толкучка - скорее всего, прогноз будет ниже реальности. Точно так же, как и если ваш водитель боится ездить со скоростью выше 40 км/ч, например.

0

Пользуюсь ситимобилом уже лет 7. Топчик. Всегда знаю сколько будет стоить поездки +-50р. Часто бывает даже дешевле. Бонусы капают СТРЕМИТЕЛЬНО.

Давно перешёл на Убер. Преимущества:

- Если у пользователя нормальный рейтинг (мой – 4,75), то и водители будут соответствующие. Нелюбимых многими национальностей мне не попадалось больше полугода, за которые я совершил около 60 поездок. Но, это про Москву, как в других городах – не знаю.
- Если водитель решил заработать лишние 200 рублей, притормаживая на светофорах и сворачивая там, где это делать ненужно, саппорт всегда решит эту проблему и вернёт все деньги, которые были потрачены пассажиров свыше указанной максимальной стоимости (иногда бонусами на счёт в приложении).

0

а чаевые отключили?

Отвечу как представитель Яндекс.Такси. У нас нет цели и задачи занижать прогноз. Наоборот, стремимся к тому, чтобы расчитывать его максимально близко к фактической стоимости. Однако поскольку загруженность дорог меняется быстро, а между заказом и завершением поездки проходит в среднем 20-30 минут, ситуация за это время успевает сильно поменяться. Кроме того, у каждой поездки есть параметры, которые сложно заранее просчитать. Так, маршрут рассчитывается ровно до точки, привязанной к адресу пункта назначения. А если вы хотите подъехать к конкретному подъезду или подъехать к зданию с другой стороны – тут тоже может набежать несколько дополнительных минут, не учтенных в прогнозе.

0

На большом количестве поездок изменение загруженности дорог должно работать как в плюс, так и в минус. В этом исследовании как раз говорится, что есть заметный перекос в увеличение стоимости.
Не говоря уже о том, что у Яндекса есть прогноз по изменению дорожной ситуации в ближайший час и ничто не мешает его использовать.
Если вы стремитесь показать максимально точный прогноз, то почему не учитываете, что пользователь долго крутится вокруг места назначения и его ценник почти всегда выше прогноза? У человека на 50 поездках в 90% случаев ценник выше, а вы это никак не учитываете в оценке 51-й поездки.

0

Это исследование основано на поездках одного пользователя. А на статистически значимых данных он чаще сбывается, а отклонения случаются равномерно как в ту, так и в другую сторону.

0

Почему у Убера нет этой проблемы, а у Яндекса есть?

Ну практика показала, что вашу формулу расчёта надо скорректировать и увеличить на 14%.
У вас есть статистика по заказам и вы можете показать/посмотреть насколько прогноз отличается от реальной суммы.

0

Здраствуйте я из Томска у нас поездка складывается из посадки в 39р в которую входит 1км далее 8руб 1км и 1руб мин. Атеперь посчитайте какая выгода водителю затягивать специально поездку на светофорах и стоять в пробках ведь стояние в пробке 1час приносит водителю аж 60 руб.

0

Не пойму где выгода? Продать авто и за 3 месяца отдать 55 тр за такси.

Прямой эфир
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления