Лого vc.ru

Восемь примеров того, как новые технологии меняют мозговую активность

Восемь примеров того, как новые технологии меняют мозговую активность
Поделиться
Технологии прочно укоренились в нашей жизни – да так, что теперь не дают нам жить спокойно. Как минимум, в восьми различных направлениях они оказали влияние на уровень нашей мозговой активности – и вот что мы имеем в итоге:

1. Цветные сны стали массовым явлением


В 2008 году в результате исследования, проведенного Scotland's Dundee University, выяснилось, что у взрослых в возрасте старше 55 лет, которые росли в домах с черно-белыми телевизорами, и сны в большинстве своем были черно-белыми. А участники моложе 55 лет, которые росли в эпоху цветного ТВ, видят преимущественно цветные сны. Аналогичные результаты получили в 2011 году и American Psychological Assocation.

Цветное ТВ и кино- / фото-пленка стали первопричинами появления подавляющего большинства цветных явных и воображаемых образов в мозговой деятельности современного человека.

2. Появился «синдром пропущенного»


В английском это явление называют аббревиатурой FOMO (fear of missing out), и одними из первых это явление описали в New York Times как «беспокойство, тревожность, неадекватность и раздражение, связанные с невозможностью получить доступ к социальным сетям».

До раскрутки Instagram и Facebook люди могли себе позволить роскошь ничегонеделанья, времяпрепровождения за бокалом вина или разговором по душам с друзьями, Теперь же все сидят и смотрят в экраны мобильников, ставят лайки и чатятся в "Одноклассниках". И если вы заходите в свою твиттер-ленту по 5 раз в час – у вас точно FOMO (давайте начистоту, мы в редакции ЦП не встречали людей младше 35 без этого синдрома — прим.ред.).

[caption id="" align="aligncenter" width="655"] Разработчики "ВКонтакте" за обедом[/caption]

3. К нему добавился «синдром фантомной вибрации»


Привычка ставить свой смартфон в беззвучный режим или добавлять к рингтону виброзвонок привела к тому, что по результатам исследования 2012 года, опубликованного в журнале Computers and Human Behavior, 89% испытуемых студентов переживали «фантомные виброзвонки» даже тогда, когда их телефон был отключен или вне связи, по меньшей мере раз в 2 недели. Аналогичным оказался и результата исследования среди работников госпиталей.

Такое странное явление специалисты связывают с тем, что реакции мозга на раздражение, тремор или легкую судорогу теперь организм человека интерпретирует по-новому, основываясь на новых технологических привычках (в особо запущенных случаях владелец смартфона может даже "слышать" знакомую мелодию звонка — прим.ред.).

BrainCircuits



4. Бессонница – наш верный друг


Технофилия, порожденная постоянным пребыванием перед монитором, с планшетом в руках, ноутбуком на животе или с мобильником в руке на работе, дома и на природе, привела к тому, что для того, чтобы заснуть, современным людям приходится тратить всё больше и больше времени на развлечения или действия со своими гаджетами. Всё ради того, чтобы буквально «вогнать себя в сон».

Нейрофизиологи полагают, что мерцание экранов ПК, мониторов, ноутбуков, экранов планшетов и мобильников диссонируют с ритмом световой активности и реакции организма на зрительное раздражение. В итоге мозг «одурачен» и воспринимает даже позднее время как логичное продолжение дневной активности. Нарушаются биоритмы восприятия времени и возникновения естественной усталости. И как результат – бессонница.

5. Снизился уровень внимания и возможности нашей памяти


Мы больше не способны по памяти цитировать целые книги: зачем, если можно просто загуглить любой кусок для сочинения или статьи? Факты, цитаты, фамилии мы не запоминаем, а географические и исторические подробности можно узнать при помощи Siri.

В 2007-м в ходе исследования на основе 3 тыс респондентов выяснилось, что чем люди моложе, тем меньше они запоминают обыденную информацию о людях, вроде дней рождения, и даже собственный номер телефона. Сокращаются и математические способности, умение ориентироваться в незнакомой (и даже знакомой) обстановке без GPS.

Концентрироваться на длительном чтении книг или длинных статей для нас – сущий ад, и социальные сети вместе со всякими твиттерами стали тому причиной.

6. Визуальные навыки выросли


В 2013 году в ходе исследования ученые установили, что видео-шутеры от первого лица вроде Halo и Call of Duty увеличивают навыки визуального ориентирования, ускоряют принятие решений и реакцию на основе зрительных образов (быстрота реакции, запоминание нюансов, умение обращать внимание на детали окружения).

А сложные стратегические игры вроде Starcraft оказывают положительное влияние на умение когнитивного ориентирования, принятия разных решений, переключения между задачами и хваленого мультитаскинга. (причем это справедливо не только для молодежи, но и для людей постарше).

7. Мы стали хуже контролировать импульсивное поведение


Продолжая тему видео-игр: в том же 2013 годы выяснилось, что игры вроде Halo провоцируют импульсивную реакцию и агрессивное поведение у подопытных в условиях повышенного стресса или прямой угрозы. Неконтролируемые вспышки гнева и насилия в нестандартной ситуации стали частым спутником современного человечества не только в виртуальном, но и в реальном мире, — говорят исследоватеди.

Хотя есть и другая точка зрения насчет того, влияют ли видео-игры на девиантное поведение и агрессию.

8. Выросла творческая составляющая


Правда, во всем засилии гаджетов и социальных сетей есть и ярко выраженная положительная сторона: мы стали более творческими и готовыми к разным формам визуального искусства и эмоциональной самореализации (от текстов и картин до фильмов, клипов, флешмобов в соцсетях, фотографий, коллажей, перфомансов). По сути такие платформы как Flickr или Wikipedia или даже собственные тематические блоги – это тоже инструмент и форма творческой самореализации больших групп людей.


Современные технологии – не только зло: важно правильно разделять способы и формы их использования и не забывать о выходных без гаджетов (хотя бы иногда).
Популярные статьи
Показать еще