Лого vc.ru

Батоны и эволюция: Почему «умные» устройства не общаются друг с другом

Батоны и эволюция: Почему «умные» устройства не общаются друг с другом

Дмитрий Гончаренко, директор по развитию сервиса управления совместной работой «Планфикс», написал для vc.ru колонку, в которой рассказал о сложностях обмена данными между различными системами, а также о том, как можно решить эту проблему в будущем.

Поделиться

На кассе магазинчика за углом моего дома давно стоит компьютер. Я живу со смартфоном в левой руке. Но для того, чтобы узнать, привезли ли в магазин свежие батоны, мне по-прежнему нужно одеться, спуститься вниз и завернуть за угол.

И это лишь маленький пример, характеризующий мир разделенных данных, в котором мы живем.

Количество информации вокруг нас огромно. Все или почти все из нужных нам данных генерируются и хранятся в пригодном для машинной обработки виде. Мы теперь всегда имеем под рукой компьютер (спасибо Стиву).

Но что-то со всем этим не так.

I'm going to have to science the shit out of this

Планировщики не дружат друг с другом. Невозможно использовать клиентскую базу одновременно в CRM и бухгалтерской программе, не продублировав ее. У меня на смартфоне куча мессенджеров, потому что кто-то из моих друзей сидит в Viber, кто-то в Telegram, а кого-то я могу достать только через Facebook или Skype. Но ведь я всего лишь хочу написать им пару строк, которые везде выглядят одинаково — зачем мне этот зоопарк приложений?

Для поиска нужного товара я должен излазить кучу сайтов — при этом я прохожу мимо офлайнового магазина, в котором он лежит и ждет меня со специальной ценой. Информация об этом есть в учетной системе магазина, которая физически находится в нескольких метрах от меня — но разделяет нас неодолимая преграда.

Я работаю на рынке SaaS. Мы с коллегами делаем универсальную систему, она может решать очень разные задачи — но по определению не может закрыть все потребности всех наших клиентов. И вот как только возникает вопрос с обменом данных между «Планфиксом» и другой системой, которая нужна для обеспечения бизнес-процесса клиента (тот же 1С или какой-то другой SaaS-сервис) — мы упираемся в стену.

Вариантов её преодоления минимум. Практически всегда дело сводится к написанию специального шлюза для обмена данными между двумя системами. Это долго (нужно писать шлюзы для каждого из потенциально используемых нашими клиентами ПО и сервисов), дорого и ненадежно (ПО и сервисы меняются, потребности клиентов тоже, это рвет выстроенные связи).

Все мы давно знаем про «умный дом», но сами по-прежнему живем в «глупых». Решения, которые сейчас предлагаются в рамках этой концепции, страдают такими же недостатками — они сложны, дороги и негибки. Ну и, конечно, «умные дома» разных поставщиков не дружат между собой.

Автомобили тоже становятся все более умными. Давно идут разговоры о выработке промышленных стандартов обмена данными между автомобилями в процессе движения — и эта работа ведется. Мы легко можем представить себе преимущества, которые получим от информационно связанных между собой автомобилей.

Но будут ли «умные» автомобили связаны с «умными» домами? Возникнет ли «умная» городская инфраструктура, которая будет взаимодействовать с «умными» автомобилями и помогать им принимать «умные» решения? Сможет ли «умный» автомобиль взаимодействовать с «умными» медицинскими датчиками своего водителя и пассажиров? И если ответ на все эти вопросы «да» (ведь все мы хотим этого) — то для какой именно отрасли промышленности должен быть разработан этот стандарт?

Аналогичным образом можно рассмотреть и другие системы: логистику, медицинскую технику, общественный транспорт и так далее — везде мы увидим обилие информации внутри каждой конкретной системы и отсутствие возможности свободно использовать эту информацию на межсистемном уровне.

Можно ли что-то с этим сделать

Можно, и это обязательно будет сделано. Мы с вами даже можем представить, как именно это произойдет.

Ситуация, сложившаяся сегодня с информацией, не уникальна. В процессе эволюции окружающий нас мир неоднократно проходил аналогичные этапы. При этом всегда применяются типовые решения, главное из которых — переход на новый уровень, на котором не связанные между собой объекты предыдущего уровня получают возможность организовываться в структуры более высокого порядка.

Элементарные частицы организуются в атомы — и тем самым становятся основой привычного нам материального мира. Атомы объединяются в молекулы — и открывается новый уровень многообразия материи. Молекулы, дойдя в процессе своего развития до сложнейших белков, становятся основой для перехода на следующую ступень организации — появляется живая клетка и жизнь в принципе.

Одноклеточные организмы завоевывают наш мир, но прогресс на этом не останавливается — в процессе многочисленных попыток возникает новый механизм связности, который приводит к появлению многоклеточных организмов.

Сложность органического мира растет, появляются все более разнообразные организмы. Но общий принцип развития не спит — и неизбежным выходом на следующий уровень становится возникновение общества, объединяющего эти организмы.

На этом уровне существуем мы с вами — и именно на нем сейчас разворачиваются наиболее активные эволюционные процессы. В какой-то момент они приведут к переходу на следующий уровень, возникновению «надобщества», но сегодня я не об этом, поэтому тут имеет смысл остановиться.

Какое отношение имеет устройство Вселенной к батонам

Общие принципы развития, которые хорошо видны на крупных переходах, работают и на других уровнях, поэтому понимание механизмов этих переходов помогает увидеть более мелкие шаги на пути прогресса — и даже попытаться предсказать их.

Простой и понятный без пояснений пример: предыдущий переход системы «информация» на новый уровень развития с появлением интернета, который объединил разбросанные по миру компьютерные системы и сети и дал им новую степень связности.

Сейчас мы с вами находимся на пороге очередного важного шага — накопленная человечеством в процессе своего развития информационная сложность подбирается к новому переходу.

Вот два основных признака приближения этого перехода:

  1. Мы все чаще оказываемся в ситуации, когда не можем использовать нужную и потенциально доступную нам информацию так, как нам это было бы удобно.
  2. Примеры я привел выше — но и у вас наверняка есть множество собственных наблюдений из жизни в мире разделенной информации.

Идут активные эксперименты в попытке найти новые способы связи между информацией.

В основном они проявляются в постоянном появлении новых агрегаторов, сервисов-прокладок для организации обмена информацией между приложениями, шлюзов между мессенджерами и прочим. Несмотря на то, что поиск решения происходит в основном не на том уровне, где оно в итоге будет найдено, сам факт постоянного и активного поиска во множестве не связанных между собой точек явно указывает на то, что появление этого решения не за горами.

Эта ситуация очень напоминает истории, которые многократно повторялись ранее, в другие времена и с другими системами. Когда возможности развития системы на текущем уровне замедляются, сама она становится ресурсом для зарождения системы нового уровня.

Вот одна из таких историй.

Облепившие поверхности подводных скал одноклеточные организмы вынуждены были плотно соседствовать с большим количеством себе подобных, постепенно переходя к многоуровневому наслоению друг на друга. Это заставляло клетки изменяться и специализироваться: колонии, находящиеся непосредственно на поверхности камня, занимались потреблением добытых из него химических веществ; клетки внешних слоев играли защитную роль и получали полезные вещества уже от клеток внутренних уровней.

Постепенно образовывались стабильные симбиотические связи, би- и полисистемы, которые в итоге привели к появлению многоклеточных организмов — и система «жизнь» вышла на новый уровень.

Агрегаторы, шлюзы и прокладки — это современный аналог таких симбиотических сообществ. Системы пытаются выстроить связи на текущем уровне организации информации, чтобы стать более устойчивыми, получить больше «пищи» и занять более широкий ареал распространения.

Но настоящее решение будет найдено только с выходом на следующий уровень — как в случае с появлением многоклеточного организма или созданием человеческого общества.

Как будет происходить процесс перехода системы «информация» на новый уровень развития

Скорее всего, все пройдет как обычно:

  • одна или несколько из многочисленных попыток универсализации процесса обмена данными в одной из областей станет успешнее других;
  • скорее всего, это будет несколько достаточно похожих между собой подходов, рожденных в самых активно развивающихся отраслях — ИТ, медицинская техника, робототехника и прочее;
  • в несколько коротких итераций успешные подходы будут адаптированы для других рынков и столкнутся между собой в борьбе за доминирование в новой, зарождающейся среде;
  • эту среду можно условно назвать «датасферой», так как по сути это будет новая оболочка нашего мира, специально предназначенная для распространения и обмена данными;
  • неважно, кто является источником данных — устройство, информационная система или человек — и также неважно, кто является ее потребителем: датасфера обеспечит управляемый обмен данными между ними;
  • существующие информационные системы будут реагировать на ее появление по- разному;
  • в основном, они проигнорируют ее появление, посчитав очередной модной игрушкой, и в результате уйдут в историю (вначале в постоянно уменьшающиеся ниши, а затем окончательно канут в небытие);
  • когда станет понятным, что все это всерьез, некоторые системы встретят датасферу в штыки и развернут нешуточную войну с ней, используя все накопленные за годы своего развития ресурсы — но война эта будет тщетной и победитель в ней известен заранее;
  • многие «прорастут» в датасферу специально написанными интерфейсами (учетная система магазина будет транслировать в нее остатки товаров, планировщики — дела и задачи, бытовые устройства и медтехника — наборы данных, которые они генерируют, и так далее);
  • наиболее прогрессивные системы текущего уровня научатся не только передавать, но и потреблять информацию из датасферы и применять ее для собственных нужд;
  • при этом в любом случае фокус прогресса переместится на сам уровень датасферы — наличие среды, в которой свободно (и в то же время адресно и защищенно) распространяются потоки данных, неизбежно приведет к созданию инструментов нового типа, которые изначально будут рассчитаны на работу именно в этой среде и смогут наиболее полно использовать новые свойства, которые будут присущи только ей;
  • эти инструменты позволят решать задачи, которые на текущем уровне кажутся фантастикой: техника будет дружить между собой, автомобили, люди и город научатся понимать друг друга, а я всегда буду знать, привезли ли свежие батоны в магазинчик за углом.

Когда же произойдет все это счастье

Сроки в прогнозах — это всегда самое слабое место. На текущий момент не существует математического аппарата для их определения, поэтому просчитать их невозможно, можно только предполагать и сверять свои предположения с происходящими вокруг событиями.

Я предполагаю, что все описанное выше должно произойти уже в ближайшие 10 лет. Ставить такие оптимистичные сроки мне позволяет поступательное движение в поисках выхода на новый уровень, которое я наблюдаю. Это движение происходит неосознанно — задачу создания датасферы или чего-то подобного его участники себе не ставят — но движутся именно в этом направлении.

Один из примеров, характеризующих это движение, — нынешний бум мессенджеров. У него есть очевидная причина, лежащая на поверхности: рост распространения мобильных устройств породил новое поколение средств общения, рассчитанных именно на смартфоны и использующих их ресурсы — в частности, связность через телефонную книгу.

Но есть и еще одна, менее очевидная причина, которая порождает бум внутри бума — возможность вещать в мессенджеры события из других сервисов и приложений при помощи специальных каналов или ботов (Slack, Telegram и прочее). Это позволяет в одном месте собрать информацию из разных источников и использовать ее для принятия решений. При этом в каких-то случаях мессенджер дает возможность запрашивать нужную информацию у сервиса (например, как в случае ботов Telegram) — и это очередной шаг по дороге к всеобщей информационной связности.

Понимание принципов развития систем позволяет уже сейчас предположить следующие возможные шаги:

специальное приложение (совсем не обязательно мессенджер), которое изначально спроектировано для работы с ботами, созданными для разных систем (в том числе и разных мессенджеров);

облегченный вариант создания новых ботов (на самом деле, на тот момент уже псевдоботов, а по сути — каналов обмена информацией с популярными СУБД), который будет разработан и продвинут создателями такого приложения (или приложений);

возможность использовать информацию, полученную по разным каналам, не только человеком внутри этого приложения, но и информационной системой вне его;

превращение приложения в платформу, которая умеет синтезировать новые данные, объединяя потоки из разных систем, и отдавать их сторонним потребителям — зародыш датасферы.

И это не единственный путь создания датасферы, а просто один из возможных сценариев. Мессенджеры в этом плане не уникальны и ничем особо не примечательны. Нас окружает множество таких «подводных скал», облепленных первобытными информационными микроорганизмами — и на большинстве из них прямо сейчас идет слепой перебор вариантов в поисках нового уровня связности.

Дело на триллион

Вместо заключения я лучше задам вам несколько вопросов, которые мне кажутся важными.

Нужно ли ждать, пока датасфера возникнет сама по себе, в результате случайности? Можно ли, понимая чего хочется достичь в итоге, ускорить процесс ее формирования? Кто способен это сделать?

Сколько стоит новый рынок? Какую его часть займут те, кто выйдет на него первыми? Как будут называться эти компании? Какие отношения будут выстраивать с ними нынешние гиганты рынка, уходящего в прошлое?

Что понадобится вашим клиентам, когда появится датасфера? Как она повлияет на отношения в обществе? На рынки, на которых вы привыкли работать? Поведенческие привычки? Что придет на смену сайтам? Приложениям? Мессенджерам? SEO? Каким будет маркетинг?

Будет ли ваша жизнь такой же, как сейчас, через 10 лет? И привезли ли, наконец, батоны в магазинчик за углом?

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Решение проблемы = API + Боты

Какую проблему это решает, Ким?

0

Чьё API и чьи боты?
К примеру, "У нас есть бот для Telegram" - совершенная противоположность тому, что говорит автор.

Мог бы решить сайт магазина за углом с уведомлениями через chrome . Благо сейчас можно отображать уведомления с сайтов и на андроиде.

0

Тут как минимум 2 причины, почему "нет", Виталий:
- магазинчик маленький и не может себе позволить сайта - это попросту не окупится;
- я не хочу получать уведомления о любом приходе любого товара в любом близлежащем магазинчике.

0

"На кассе магазинчика за углом моего дома давно стоит компьютер. Я живу со смартфоном в левой руке. Но для того, чтобы узнать, привезли ли в магазин свежие батоны, мне по-прежнему нужно одеться, спуститься вниз и завернуть за угол."

А мне нужно открыть приложение магазина на телефоне. Батонов, там, правда, не продают. И вообще это алкомаркет

»» Почему мы не знаем о свежих батонах в магазине за углом

Я знаю дни и часы завоза во всех близлежащих магазинах. Судя по тому, что очереди там примерно в то же время, только автор не знает.

Зачем изобретать телефон, если всегда можно послать посыльного с запиской

Не надо передёргивать, только если дома и когда никто не видит.

0

Нам срочно нужны голуби с управлением на ардуино для проверки батонов

0

окей, свежие батоны, а потом помидоры, потом огурцы, мясо, а почему только из этого магазина, а не из всех в районе и т.д. а почему только хавка? жопу свою оторви и пройдись за угол, есть вещи, которые на гаджеты лучше не делегировать, а то будет всё как в мультике про валли

Хочу батоны одной определенной пекарни, которые завозят в определенные магазины

0

Желания понятны и обоснованы, просто есть куда более простое решение, спросить в магазине, по каким дням у них завоз. Это лично моё мнение, хотя безусловно подобное взаимодействие с покупателем может быть полезно обеим сторонам, надо просто найти правильный подход, а не переносить абсолютно всё на гаджеты. С одной стороны, овощи я покупаю в магазине, где дружу с продавщицами и иной раз, они мне сами говорят, что лучше сейчас не брать а зайти попозже, с другой стороны, я вот пишу комментарий и пью пивко, которое купил в одном из нескольких соседних магазинов именно потому, что чекнул где акция...

0

Чего все на булках зациклились? Речь в статье о другом: следующий этап развития ИТ- всемирный API of united bases. И кто такой АПИ реализует, который будет общеиспользуемым, получит капитализацию в триллион.

аа, я-то дурак и не понял)

0

я тоже только с третьего раза

0

Есть люди, которые достаточно много времени заняты и любые 15 минут для них несут какую-то пользу.

Поэтому, когда есть приложение или оповещение, что то-то свеженькое сейчас на полке - то это отлично.

0

Для этих ребят пилят приложения по доставке)))

0

Чтобы на 150 рублей купить хлеба нужно заказывать доставку? Ну, и доплачивать еще ~350. Как-то невыгодно совсем.

0

можно работать по подписке, например, ну или полную продуктовую корзину заказывать...

0

Чем нестандартнее запрос, тем больше доля стоимости "сервиса", все нормально.

Вас же не удивляет разница в цене сетевой магазин < магазинчик 24 часа < заправка < кафе/бар < ресторан < ресторан при гостинице 4-5* < пафосный ресторан.

В последнем случае, вроде была хохма у американцев - выбрать самый-самый пафосный ресторан и попросить tap water - формально, они обязаны приносить ее бесплатно, и конечно не могут принести нефильтрованную. Тут как раз ломка сервиса - сервис задран, отказать клиенту нельзя, но и заработать на этом тоже нельзя ...

0

Идея не нова. Осталось решить, как система поймет , что вы в принципе ЦА завоза батонов на текущий момент. Наверное нужен ещё и некий механизм трекинга покупок. Механизм доставки мессаджа уже вторичен.

0

Пусть даже не решает, я готов сам ее спросить - но как?

0

Нужен yandex.market для продуктового ритейла, только лучше, более гибкий и с большим ассортиментом. Самое главное как товары из мелкого магазинчика за углом будут попадать в базу, кто их будет вносить, сколько будет стоить оборудования для внесения в базу и нанесению меток

0

Предполагаю, что все это счастье не окупится для маленького магазинчика. Тут правильнее мыслить с точки зрения идеальности системы - идеальна будет такая система, которая не существует в материальном виде (нет специального Я.Маркета, оборудования для ввода данных и людей, которые будут их вносить), при этом ее функция (информирование по запросу клиента о наличии товара) выполняется. Иначе не взлетит.

0

Вы это серьёзно - ставите в одной строке "батоны" и "знание" или это просто тупой заголовок? Тогда не рассчитывайте на серьезное отношение к заданным вопросам

Заголовок действительно удручает - почему-то редакция решила изменить тот, что был в оригинале, на это сомнительное поделие.

Хотя и по тексту батонов много - а там уже все претензии точно ко мне.

10 лет - слишком оптимистично.

Единой системы еще не скоро дождемся и апи здесь вопрос вторичный. Вот есть в планфиксе некое апи для выгрузки / загрузки задач? Допустим есть. Мы разрабатываем свою црм, у нас тоже есть апи для выгрузки / загрузки задач. Но связать две системы мы не сможем, ибо у вас свой стандарт, у нас свой. До тех пор пока ведущие ит компании не "сочинят" какой то единый вариант формата обмена, а остальные его не внедрят нам остается только ждать.

0

Про ведущие ИТ-компании замечу вот что: IBM не рулит на рынке ПО, Microsoft не может стать лидером в интернете, у Google на сложилось с соцсетями, Facebook слаб в мессенджерах.

Так уж получается (и это не случайность), что следующая технологическая волна выносит своих героев - вернее, они ее создают. Поэтому я бы не стал особо надеяться на то, что кто-то из нынешних гигантов родит эту самую "единую систему".

Верно. Они не заинтересованы в единой системе так же, как и человечество в есперанто.

0

Facebook владеет двумя самыми большими мессенджерами в мире. Есть информация, что в этом году Facebook выпустит API для ботов.

Почему вы считаете, что "Facebook слаб в мессенджерах"?

0

Покупка успешных стартапов на новых рынках говорит как раз о том, что сам гигант не способен создать конкурентный продукт в этой области. Тому есть объективные причины, принцип един для разных рынков, об этом много написано, думаю Вы без труда найдете.

Что касается анонсов будущих фич, то при всем моем уважении к ФБ предлагаю судить об успешности по факту, а не по планам.

0

Давайте судить по фактам.

Считаю, что хорошим приближением меры успешности мессенджера является его ежемесячная активная аудитория.

У FB мессенджера - 800m MAU. Это второй по размеру мессенджер во всем мире, и первый по скорости роста. Продукт создан внутри компании.

Не понимаю откуда вы взяли "сам гигант не способен создать конкурентный продукт в этой области".

Также, учитывая сказанное выше, так и не увидел причин почему "Facebook слаб в мессенджерах".

0

Принимаю Вашу аргументацию - действительно, есть факт использования штатного мессенджера ФБ и неправильно было бы его игнорировать.

Но вряд ли Вы будете спорить, что эти цифры "с душком" и объясняются тем, что ФБ насильно выпихивает пользователей мобильных приложений из уютной фэбэшечки в отдельно стоящий мессенджер, поэтому если у тебя нет другого контакта с человеком, кроме ФБ, ты вынужден устанавливать их мессенджер и добавлять свою тушку в статистику темпов роста. Не встречал таких данных, но предполагаю, что количество пользователей мессенджера, привлеченных именно мессенджером и установивших его ради него самого, стремится к нулю. И эта картина существенно отличается от истории с другими мессенджерами, которые устанавливаются ради их функционала, удобства, возможностей.

Именно это в первую очередь служит для меня основанием заявлять, что Facebook слаб в мессенджерах.

Для иллюстрации под другим углом: в принципе, таким же способом при желании ФБ может стать одним из "лидеров" поискового рынка, если выделит поиск по себе любимому в отдельное приложение. Если возможность найти человека, группу, публикацию, просмотреть тег и т.п. будет доступна только в отдельном приложении Facebook Search, то мир получит еще одну красивую динамику роста.

Но позволит ли это заявить, что Facebook стал мощным игроком на рынке поиска?

0

То что Facebook привел свою аудиторию из основного продукта, выделив Messenger в отдельное приложение, не значит, что он слаб в мессенджерах. Это значит прямо противоположное, т.к. миллионы людей, плюясь и ругаясь, не смогли отказаться и установили новое приложение.

Все дело в том, что не важно находится ли продукт внутри платформы или снаружи - если им пользуются люди, значит ты сильный игрок в этой области.

Так, например, добавив видео в News Feed, Facebook стал серьезным конкурентом YouTube. Не важно выделит ли он Video в отдельный продукт или нет. Это не изменит факта, что теперь Facebook генерирует миллиарды просмотров ежедневно.

Точно так же Messenger генерирует миллиарды сообщений в сутки и имеет 800 миллионов активных пользователей. То, что они привели людей из основной соцсети ничего не меняет. Продукт растет, продуктом пользуются, и это единственная метрика успеха.

Ну что ж, я понимаю Вашу точку зрения и то, что она отличается от моей, не делает ее неправильной. Думаю, время все расставит по местам.

0

Автор немного переработал. Да, безусловно, мы все купаемся в океане неупорядоченных данных, лишь малая часть которых структурирована в несвязанные между собой БД в разных форматах.
Да, идет плавный процесс интеграции этих БД.

Но вот обсуждать - как хорошо, когда все-знают-все-обо-всех, я бы не стал. Мало кто хочет чтобы ВСЕ знали о нем все, правда?

Может быть, попробуем принцип целесообразности взять? Магазин за углом может и сейчас раздавать карты пост. покупателя и рассылать push уведомления о завозе того или иного вида товаров.

Только, если говорить о батонах - на них столько не заработаешь, и магазину интереснее чтобы Вы заходили почаще и покупали побольше.

Однако, будьте уверены - если Вы хоть раз заехали в фирменный
сервис /АвтоМарки/, то через некоторое время к Вам раз в месяц станут поступать выгодные предложения по поводу того и сего - тут это выгодно.

Более того, сейчас популярные сетевые сервисы _делятся_ данными друг с другом на таких условиях, чтобы переманить людей откуда-то к себе, а не наоборот - не сплавить своего пользователя конкуренту. Именно поэтому для кросс-постов в соц. сети приходится использовать сторонние сервисы, о которых (как я понял), Вы тоже упоминаете - и то их все время прикрывают/бортуют/ограничивают их доступ - потому что каждый растит свой садик, а Вы опять хотите колхоз ..

Пока не будет колхоза.

0

"Колхоз" и "все обо всем" не хочу.

Но хочу чтобы тот, кто горит желанием поделиться со мной информацией (потому что это ему выгодно), мог это сделать. А я мог получить эту информацию - но не потому, что меня долбят рекламными предложениями, а потому, что в этот момент хочу получить эту информацию.

0

Спасибо за ответ. Я уже написал - что желание _делиться_ с Вами (или кем-либо еще) информацией у продавца возникает от экономических причин.

Делиться информацией о завозе свежего хлеба магазинчику - накладно (всем разослали, тут же раскупили, а люди продолжают приходить и спрашивать, а нету уже).

Делиться информацией о завозе двух моделей авто, где "тюнинга" станции на 40% стоимости добавлено - будут настойчиво через все каналы связи, со всеми кто когда-либо мимо проезжал :)

Накидайте еще примеры, обсудим.

Пока же - все попытки _взять_ информацию у пользователя, вызывают как минимум раздражение - я думаю все помнят переделку старой шутки ... мол искал литературу по финансовой аналитике, и потом не знал куда деться от контекста на веб камы и прочие знакомства без комплексов.

А все попытки _накормить_ информацией пользователя, натыкаются на невозможность кастомизации выдачи, т.к. именно что купившему утюг показывают еще 2 месяца другие утюги, но даже просто гладильную доску - наврядли.

Вы совершенно верно описали наиболее принятую на текущий момент модель (условно, "взять у пользователя личную информацию и используя ее, тупо кормить его данными, которые ему уже давно не нужны") и ее недостатки.

Я же говорю о другом: в тот момент, когда я хочу получить информацию, она должна быть актуальна и полна. Чего на текущем уровне ее организации обеспечить не получается. При том, что сама эта информация уже есть в машиночитаемом виде, просто разбросана по источникам, из которых ее невозможно получить - хотя владельцы информации хотели бы, чтобы она стала мне доступна.

0

Покер в открытую - часть карт скрыты, часть Вы берете в открытую - видят все игроки.

Сейчас - открытые карты магазина - это его адрес, часы работы, общая обстановка (чистота, аккуратность), отношение продавцов.

Закрытые карты - это те самые свежие батоны.

Поверьте мне, как только владельцы магазина будут уверены, что раздав скидочные карты с регистрацией, и организовав push сервис (sms/почта/Viber, etc), с кастомизацией по предпочительным видам товаров, и наняв доп. человека на то, чтобы каждые ПОЛЧАСА обновлял остаток по номенклатуре (то, что сейчас делают раз в неделю/две) ... смогут заработать скажем доп. 1 млн рублей в месяц - они это сделают УЖЕ сейчас.

Пока это невозможно, этого не будет. По понятным причинам. Потому что это экономически невыгодно. И дело вовсе не в технологии. А в том, как я уже в 5-й раз пишу, что цена удобства получения чего-либо должна быть заложена в прибыль продавца от продажи этого чего-то.

0

Речь то идёт о формате, когда API будет также легко встроить в процессы булочной, как установить Вибер на телефон массивной кассирши Марфы.

Порог входа это вопрос номер один. Порог должен стать невероятно низок (закон - каждому батону по rfid метке и общее облако) или должны появится те кто строит бизнес на интеграции, тем самым создавая рынок.
Будь они поумнее в стратегии первым суперинтегратором api мог бы стать сам 1С.

Геннадий, тут все очень нехорошо, если выдраться из Матрицы и осмотреться. Конечно, не так хорош (особенно в Нечерноземье)
реальный мир, но все же ... идем дальше

В каждый батон по rfid метке - и дальше только пищепроводы в дома, а потом синтезатор пищи и персональная капсула с генератором псевдо-реальности(ей).

1С, давно мог бы стать не суперинтегратором, а суперстукачом - таким, каким по мнению некоторых журналистов уже давно стал Касперский (хотя это может быть медиа-война).

Я и не пробую доказать ничего ни Вам, ни автору - возможно гораздо более цельно воспринимающих дата-картину мира, я только хочу чтобы Вы не забывали про шкурные, пещерные интересы РАЗНЫХ людей, а прежде всего их самок - в идеале, требующих от своего мужчину вполне реальный ЦЕЛЫЙ МИР.

Сейчас, всех этих условных Жозефин, останавливает только то, что у Наполеончика нет всей полноты данных - куча серых и черных областей и другие всякие там разные важные дяди по шарику понатыканы.

А ну как будет вся полнота данных в руках ОДНОЙ компании или корпорации?

Вот и будем тогда, извините, rfid метки не то что из батонов вырезать, а из каждого куска хлеба в кафе ...

P.S. Я не бьююсь в истерике по поводу "чипизации" и ИННизации, но вот животных, как-то тихо-скромно уже чипировали, а у людей тихо-скромно берут отпечатки пальцев на ОЗП ... именно что фантастика, и именно что апокалиптическая ведь, разве нет?

0

Про rfid это была метафора, таки...

С остальным не совсем понял. Выходит во всём виноваты женщины?)

0

Я просто довожу Вашу же идею до конца. И она верная.
Я сейчас добью внизу пост, чтобы было ясно, что бывает от избытка информации.

...

В принципе, да, женщины. У каждой женщины неограниченно большие потребности, мужчина обычно это осознает только в браке.
Но и женщин понять можно - им нужно обеспечить возможно бОльший кусок мира своему потомству, а средство для этого - мужчина

0

В моей соседней булочной всегда есть свежие батоны в первой половине дня. Писать столько умных слов для такой простой задачи как накинуть куртку и пробежаться до булочной... Ну, не знааааю...
Из дома ж тоже надо выползать когда-то, не всё ж у компа штаны просиживать.
У меня на смарте 240 приложений, причем нет ни одной игры. Зачем в этот зоопарк еще одно ненужное?

0

Последняя фраза - очень верное. Но лично я иду дальше и думаю, что 240 приложений тоже не нужны. Об этом и статья в общем-то.

0

Ну там выше писали, что Вы хотите фантастику в жизнь - и это многократно описывалось в фантастике, и частично (оч. частично и куцо), внедрено в упомянутых Вами умных домах.

Вас вроде бы все приблизительно поняли. Только попытка угадывать за человека, чего он хочет, и делать pre-select нужной информации ... ну она как-то очень по appleовски выглядит - и именно к этому сведется ведь _фактическая_ выдача данных (в любом формате) из всего многообразия баз.

0

Не нужно за меня угадывать. Я хочу сам спросить в нужный мне момент "Че там с батонами?" - и получить актуальный ответ, вплоть до количества батонов в магазине.

Ну и, само собой, резерв или доставку - но это уже мелочи, которые легко накручиваются, если есть сами данные и оперативный канал обмена информацией между их источником и получателем.

0

А это не станет конкурентным преимуществом для производителя системы. Вот вы к примеру будете иметь данные о наличии тех или иных продуктов в районе. Big data и анализ инфы, вот вы уже открываете свою сеть магазов, завозить то что быстро уходит или то чего больше нет, и направляете пользователей к себе )))

0

С этой точки зрения айтишники давно должны были стать владельцами всех бизнесов мира - ведь у них был доступ ко всем их секретам даже до появления BigData :)

0

Не родился видимо ещё тот Гарольд, который создаст такую Машину с универсальным шлюзом ко всем данным.

Универсальный шлюз - это небольшая, посменно работающая команда операторов поддержки, с правами/полномочиями влезать в базы данных любых компаний, и возможностью отправлять оперативные группы на точки, где требуется вмешательство.

В гражданском варианте - просто два-три сменных персональных помощника, которым платят за то, чтобы в течение 5-10 минут решали проблемы шефа.

Тот же Ok Google, только с реально человеческим интерфейсом.

0

Не берусь спорить, выражу личное мнение: согласно моему пониманию законов развития систем это будут не "шлюзы", т.к. такой вариант есть развитие уже сложившейся системы, а переход на некий "универсальный вид данных", воспринимаемый всеми интерпретаторами по умолчанию. В очерченных пределов отрасли/сферы применения данных/пула задач, естественно.

Да, Никита, я именно об этом.

Для других поясню: это не о том, что нужно "разработать стандарт" и все получится - тут скорее всего будет чуть сложнее.

0

Мне кажется, что это утопия. Прогресс не стоит на месте. Форматы хранения/обмена тоже. Не стоит этого ждать.

Скоро батоны будут на 3D принтере печатать под заказ. Зачем вам спрашивать - завезли их или нет?

0

Все начали занудствовать о реализуемости универсального шлюза. Плохо, когда приходится объяснять шутку, хотя в моей отсылке речь о системе, реализующей данную функцию.

"возможностью отправлять оперативные группы на точки" Да, главное в системе ))

Для конкретных слоупоков ))

0

Приятно читать автора, знакомого с ТРИЗ и ОТСМ.
А про статью можно сказать одно "сначала мы смеемся, а потом будем удивляться, как же Дмитрий так точно предсказал будущее".

Еще заметил в комментариях много обсуждений а-ля "да я за батоном и так схожу, посмотрю, зачем мне какие-то доп. интерфейсы?"

Правильно, незачем. Потому что волна "унифицирования" данных пойдет из бизнеса, заебавшегося дрючиться с 5-7 системами управления и интерпретации данных. + Меньше мороки - большая точность - больший КПД - больший профит.

Не совсем так. Погрузившись в работу с данными, и сначала принципиально решая проблему обмена, а потом оптимизируя потоки (чтобы импорт данных за вчера не шел до 15.00 сегодняшего дня), потом выныриваешь в реальный мир и действительно бесишься - почему все вокруг не оптимизировано.
У геймеров та же проблема - почему юнитами нельзя управлять и респавна нет, только одна жизнь без сейвов.

Вот у меня сейчас друг работает в коммерческой вроде бы, но сильно закрытой системе, по которой ни литературы, ни семинаров, и знающие люди на прямые вопросы стараются отмалчиваться - потому что их высокая зарплата напрямую связана с тем, что только они знают где там что подкрутить.

И таких специалистов - десятки тысяч. А над ними - корпоративные правила "как бы чего не вышло", напрямую запрещающие нерегламентированные обмены информацией. Подразделениям - такой доступ, клиентам - такой доступ, остальным - красивый веб-сайт где можно стать клиентом или устроится на работу - будет 2000 страниц на нем, но функций ровно две в итоге.

На выходе - сливаются в экстазе в-основном социальные сети - активно переманивая друг у друга аудиторию, которая, как было замечено в статье, в итоге зарегистрированы во всех них сразу.

Честно говоря, под утро суть вашего комментария далась мне с трудом, поэтому отвечу в меру понимания. Заранее прошу прощения, если понял неправильно, вероятность этого довольно высока :)

Как я понял, вы ставите под сомнение вообще проблему нужды унификации информации. Но, на мой взгляд, примеры, приведенные вами, не совсем удачны. Вы упускаете то, что любой "закон" имеет свои границы применения.

Да, действительно, геймера может бесить отсутствие сейва в реальности, абстрактного маркетолога неоптимизированность бытовых процессов, а Васю Пупкина невозможность проверить свежесть батона.

Только эта "раздраженность" как фактор влияния на запуск глобального процесса крайне мала, ведь у каждого человека сфер деятельности намного больше одной.

А вот у такой структуры как бизнес цель одна — зарабатывать как можно больше денег в единицу времени, тратя как можно меньше ресурсов. Как не крути, ресурсов становится пусть и медленно, но меньше, конкуренция за единицу выше, а способы добычи усложняются.

Задача предпринимательского разума в разрезе ведения бизнеса (по-крайней мере, на мой взгляд) — расставление приоритетов. Приоритизация базируется на интерпретации данных, а она тем точнее, чем больше данных возможно собрать и обработать.

Т.е. чем меньшем препятствий в сборе и обработке информации, тем бизнес эффективнее, устойчивее — конкурентоспособнее.

А это прямым образом влияет на кэш в кармане, а именно: как одета жена и дети, какого размера лобстер на тарелке и насколько красна Феррари под окном. Это уже не абстрактные несвежие батоны и скидка на пивас в ларьке за углом.

> По поводу секретности данных. Т.к. рассуждения выше получились довольно сумбурными, растекаться словом по древу больше не рискну :)

Могу сказать лишь то, что некие преимущества, основанные на обладании закрытой информацией — стратегия хорошая, но недолговечная. Обладание волшебным "саморубящим" мечом, может, и позволит зарубить "главного рыцаря на деревне", но в разрезе жизни мудрее будет научиться все-таки владеть обычным. А то эти "волшебные мечи" и силу могут потерять, или герой какой целый склад таких найдет.

Я тоже кратко отвечу (завтра перечитаю Ваш пост подробнее) - наиболее живые примеры по _пользе_ построения сетевой инфраструктуры, за все эти годы, были в рекламной книжке Билла Гейтса The road ahead, кстати, отлично переведенной с маркет-английского на живой русский.
Там, были доходчивые примеры реальных проектов, сделанных, практически на коленке - с интеграцией с большими ЭВМ, и с переводом чисто бумажных контор на ПК и сетевые технологии (DOS / Win 3.11 кажется).
И объяснено как они это продавали - мол вот Ваши затраты в год на то и на это, вот стоимость покупки/внедрения/обучения - вот Ваши затраты на тоже самое снижаются, вот скорость Вашей работы увеличивается.
И дальше, "многие соглашались".

Я подчеркиваю, "датасфера" в этой книге не являлась самоцелью, а только средством поэтапного, эволюционного решения простых задач.

Таких же глупых, как набор текста - печать - повторный набор текста с распечатки. А вот мы сеть поставили, печать исключили, документы пересылаются по почте - экономия рабочего времени в год ... а в масштабах корпорации ...

Это просто, понятно и имеет экономическую мотивацию - сделав так, будет быстрее и дешевле.

А синергетическое сочетание разных дата сущностей в свободном дата мире ради всеобщего блага, как правило имеет обратный эффект - отнимание мелких частных благ (прибавочных стоимостей) у всех тех кто за обработку/хранение/преобразование этой информации берет вполне конкретные деньги.

Дата-центры жужжат, админы бегают, программисты творчески мыслят.

Вы же знаете чего больше всего боятся сотрудники корпораций при слияниях и поглощениях? Правильно, того что "одинаковые" отделы будут сливать в один департамент, с увольнением 50%+ сотрудников, ну и еще того что часть департаментов могут взять да и отдать на outsource на пару лет.

Так что information must be free, но пока кто-то получает зарплату за другое (иное) - с этим будет сложновато.

Ведь эксперты по комп. безопасности (тысячи их), всем быстренько (за $100 в час) объяснят почему так делать нельзя, как Вы хотите :)

Сергей,
на всякий случай поясню - то, о чем я пишу, это не OpenData и не "information must be free" - а как раз эволюционно обоснованный переход на новый уровень решения простых и очень конкретных задач, в том числе (и в первую очередь) бизнес-задач.

0

> волна "унифицирования" данных пойдет из бизнеса

- Очень может быть, это одна из возможных точек появления новой технологии - и именно потому, что есть устойчивая и постоянно расширяющаяся потребность в такой унификации, причем подкрепленная деньгами.

0

> Нужно ли ждать, пока датасфера возникнет сама по себе,
> в результате случайности?
Датасфера давно и прочно есть в финансах - там где нужна и за ее поддержку могут платить нормальные деньги. Напомню, что фильмы про ушлых брокеров с помощью чемоданчика с ноутбуком и сотового телефона продающих/покупающих акции по всему миру, появились еще тогда, когда ноутбуком все называли записную книжку.

Переход с бумажных носителей на ПК продолжался по всему миру в 80-е и 90-е годы. И самоцелью не являлся, Далее, датасфера пролезла в складской учет и розницу - штрих-коды и БД товаров.

Ну и дальше понятно - Интернет, который чуть более чем полностью состоял из кхм эротики и рекламы. Потом туда пустили женщин, и теперь это еще фотографии зачем-то одетых женщин, рецепты и 100 советов как .. и гороскопы.

Пока, Интернет остается динамичной рекламной средой, средством более удобного бронирования/продажи товара/услуги, и конечно рынком медиа-контента, который то воруют, то показывают рекламу в легальном, то опять воруют (уже с рекламой).

При этом, однако, хотя "все в датасфере" (т.е. в медийно-развлекательном пространстве Интернет), любая специализированная информация, чуть отходящая от "что в кино/скачать реферат/посмотреть ролики", требует, как и раньше, выхода на живых и адекватных экспертов по вопросу - и общения текстом (вот как здесь) не через поисковый запрос, а через долгое и нудное разъяснение того что, где, куда и отчего, и что теперь.

Да, многие ненужные вещи можно узнать быстро из поиска. Да, это быстрее чем листать словарь или энциклопедию. Да, можно еще что-то. Но вот зарабатывать деньги с такой же скоростью, как "Ок Гугл Голая Бася Бабинович" - не получится и не получается, а это вроде бы основная проблема - как их заработать.

Потому что современный большой город предлагает тысячи способов эти деньги потратить, причем обычно на 1-2 порядка превосходящие накопления средней семьи. Нельзя активно рекламировать автомобили за $100k и квартиры за $1млн в качестве стандарта жизни (а они подаются именно так), и при этом утверждать что датасфера дает потребителю что-либо, кроме развлекухи и относительно комфортного общения с друзьями и случайными знакомыми по интересам.

Будет ли датасфера давать что-то большее? Отнюдь. Ее задача, в современном воплощении - не дать, а ВЗЯТЬ побольше с потребителя, потому что цифры просмотров/переходов/покупок продолжают снижаться, и все эти потрясающие разукрашенные интернет витрины вызывают все меньше и меньше реальных покупок, вне зависимости от стоимости дизайна и функционала.

0

Вы правильно описываете существующие подходы и связанные с ними проблемы - и тут я могу только подписаться под Вашими словами. Ну разве что добавлю, что интернет это уже не только динамичная рекламная среда - хотя в основном все еще она.

И мысль про то, что датасфера - не самоцель, тоже очень правильная. Хотя тут важно определиться с терминологией - я лично называю "датасферой" не то, что мы имеем сейчас, а то, что возникнет после перехода на следующий уровень.

И вот эта "правильная" датасфера будет относиться к современному интернету примерно так, как сам он относится к сетям передачи данных - существовать без них он не может, хотя сам об этом совершенно не подозревает.

0

Я поискал на странице buzzword "open data" и не нашёл.
Удивительно, ну раз так - буду первым. Решение для батонов, ставших темой для в статьи - это Open Data

Вы разработчик? Прекрасно! Просто предусмотрите автоматическую и легкую выгрузку актуальной порции данных, которые могут быть интересны для пользователя и полезны для бизнеса при публикации, в открытом формате - а какой-нибудь стартапер пускай пишет Батон-Уведомлятор с геокодированием.

0

Open Data это хорошо, а Бернерс-Ли вообще красавчик - он нутром чувствует этот же самый переход на следующий уровень, причем уже давно. И помимо Open Data можно вспомнить микроформаты и Web 3.0 его же подачи, которые должны решать примерно ту же проблему. Но не взлетают - как не взлетали паровые самолеты в свое время. Просто не наступил нужный момент, не дозрели технологии, не сформирована массовая потребность. Но все это происходит прямо сейчас.

А, ну и забыл самое главное - самолет будет не паровым, это будут не Open Data и не Web 3.0 с микроформатами.

0

Отличная статья.
Такое же виденье.
Только все произойдет гораздо раньше скорее всего.

Спасибо. Я был бы этому только рад)

0

Об одном забыли товарищи. Ладно, пусть у нас каждый мелкий магазин и даже крупный магазин, ведет учет товара на полках, товара на складе, товара на выдаче в режиме реального времени ну или с высокой скоростью обновления, скажем каждый 5 минут, пусть это время будет динамически отличаться от вида товара (тут скорее разговор как часто его покупают и есть смысл обновлять информацию о нем каждые 5 минут), его количества, времени суток (количество покупателей) и тому подобное. Вот кто-нибудь встречал учет ТАКОГО уровня в магазинах?Это ж магазины на обслуживание к админам ставить надо и при том все, кто захочет своей базой данных делиться. Хорошо, появились такие магазины, и вот вы видите, что в магазине А хлеб Б стоит 40 рублей, а в магазине С уже 45. Куда вы пойдете?Конечно в Б, что магазину С не понравится. Он может и рад скинуть цену, не жадный же он, но у него площадь меньше/аренда больше/кредиты только взял/ему продают дороже и еще куча нюансов. А может ценовые войны идут и крупные сети мелких мочат? То есть придется убрать из программки и цены и количество. Но и отсюда конкуренты могут разную интересную инфу брать, как поставщиков к примеру. Я был бы уже рад, если бы в крупных сетевых магазина были стоики с поиском кого чего где, пока и этого хватит.

0

> Вот кто-нибудь встречал учет ТАКОГО уровня в магазинах?

- Обычный учет в большинстве магазинов позволяет на любой момент времени видеть в локальной базе текущие остатки по каждому товару просто за счет того, что в систему вносятся приходы и фиксируются продажи.

> То есть придется убрать из программки и цены и количество. Но и отсюда конкуренты могут разную интересную инфу брать, как поставщиков к примеру

- Никто не заставит магазин делать то, что он посчитает для себя невыгодным. Поэтому в итоге все будет определяться реальными запросами пользователей - если им будет выгодно видеть остатки и цены, значит наличие этой информации станет одним из рычагов в конкурентной борьбе и в итоге даст определенные преимущества тем магазинам, которые не станут ее скрывать.

0

Всё верно, но если кто-то таки выкинет в свою Open Data цены (дискаунтер какой-нибудь), то юзерам это понравится и вскоре будут проблемы как Я.Маркета из-за ценового демпинга.
Что будем тогда делать?

ps мне самому направление крайне нравится, но написанное выше может стать проблемой, т.к. ценовой критерий при покупках оочень много где в рф выше сервиса (увы)

0

Не забывайте о географической удаленности обычных магазинов. В голове рационального потребителя сейчас итак идет конкурентная борьба между "зайти в супермаркет по дороге с работы" и "убить пол-выходного на выезд в Ашан". И далеко не каждый выбирает Ашан.

0

Подмечена очень актуальная проблема в очень критической фазе. Я вижу первые шаги к датасфере в создании автономных систем. Приведенные аналогии с клетками не совсем корректны, так как текущие системы нельзя сравнить даже с одноклеточными организмами как раз по критерию автономности и не только по нему. Скорее всего мы находимся пока на уровне сложных белков и качественный фазовый переход будет как раз связан с появлением аналогов первых автономных, способных к самостоятельной репликации клеток.

Отличная мысль, Александр - полностью согласен с поправкой.

Был у меня в черновике на схожую тему блок про то, что датасфера имеет хорошие шансы стать питательной средой для возникновения псевдо-ИИ - но выпилил для краткости, как и многое другое.

Качественная статья, спасибо, Дмитрий!

На самом деле делать уведомления когда привезли свежие батоны - очень просто.
Мы даже делали нечто подобное.
Делается так - трекаем смартфон водилы и экепедитора и всех их сменщиков (если есть).
Затем, когда они подъезжают с теплыми батонами, система видит их смартфоны и высылает вам сообщение - их привезли.
Все. :)

0

Тут жеш в чем подлость - не хочу я спама про батоны, а хочу в тот момент, когда мне вдруг захочется укусить свежего батона, посмотреть есть ли он в окрестностях и где :)

И я точно не хочу устанавливать для этого приложение "Где батоны?" - это я на всякий случай, забегая наперед, скажу. Потому что завтра мне захочется узнать про арбузы, а послезавтра про вязанные вручную носки. Ну и вообще, там в статье много примеров из небатонной отрасли.

Я понимаю, что Вы всё это тоже понимаете - просто на всякий случай написал, чтобы проиллюстрировать что частное решение это не решение.

0

Прорыва точно не произойдет по причине той же безопасности. Если мы вдруг все в один момент времени узнаем, где что по чём - это сразу же обрушит рынок.

Какой-то обрушит, а какой-то создаст.

Представляете, как обрушило рынок гужевых перевозок появление автомобиля? Рынок печатных машинок появление компьютера? Ну и так далее.

0

> Какой-то обрушит, а какой-то создаст.

На самом деле никакой не обрушит и никакой не создаст. Просто потому, что магазины никогда не сделают эти данные открытыми. Им это не выгодно. Разве что если государство обяжет.

Это как ИКЕЯ, которая из принципа не продает ничего онлайн, иначе люди перестанут приезжать в их торговые центры.

0

Просто никто не ставил себе целью враждебно поглотить IKEA.
Надо же китайцам подсказать ... JD, да, из новых?

0

Рынок продуктов питания станет похож на фондовый рынок )

0

1) персональные помощники.
1) а) Более серьезно - персональная разведка. Уже доступна богатым людям. Уже представляет серьезную проблему для этих же богатых людей - толи она у них, толи они у неё.

2) Всегда думайте как в прямом, так и в обратном направлении. И пожалуйста, оценивайте возникающие риски правильно.
2) а) Если ВЫ будете знать все обо всех, то что будут знать эти самые все о Вас?
2) б) Если все будут знать все обо всех, то как это повлияет на жизнь, в-целом, что это будет за жизнь такая?

Меня удивляет, почему эти вопросы не приходят к Вам в голову, как основополагающие. Как Вы отказываетесь понимать что "хаос" или "анонимность" это единственная возможность сохранения хоть какой-то личной жизни на этой планете, без контроля ... тут даже не государства, а вовсе непонятно кого - кого угодно.

Мне кажется, мы о разном. Как это часто бывает в сетевых дискуссиях, собеседники приписывают оппоненту некие мысли и высказывания, а потом усиленно их громят.

Давайте я еще разок про безопасность скажу, в попытке поставить точку в этом вопросе:

1. Речь НЕ идет о том, что вся информация будет доступна всем.

2. Речь в принципе не идет о личных данных.

3. Я предполагаю, что переход системы "информация" на следующий уровень решит в том числе и принципиально нерешаемые на текущем уровне организации проблемы информационной безопасности. Краешком затрагивал этот вопрос здесь: m.roem.ru/11-01-2016/216353/slon-v-temnoj-komnate-otvet-na-futurologiyu-ot-ashmanova/

0

Итак, Дмитрий в идеальной булочной ...

В 05.45 утра ненастного февральского утра датчик срочных сообщений как всегда неприятно завибрировал под кожей правого запястья, вынуждая очнуться.
Дмитрий аккуратно освободил руку из под талии очаровательной прелестницы, с которой сегодня коротал ночь и наощупь стал пробираться в сторону ванной.
Включив в ней приглушенный свет, он шепотом вызвал на большой экран в ванной персональный помощник кодовой фразой «Света, что-там?» и взял в правую руку недопитый стакан с бурбоном.
В комнате тут же, сквозь сон, беспокойно заворочалась покинутая девушка, как и все они, инстиктивно пробуждающаяся при назывании чужих женских имен «своим» мужчиной.
На влагозащищенном дисплее в ванной появилась SVETA - AI домашней инфо-системы – девушка в подчеркнуто деловом костюме, очках и блокнотом.
- Доброе утро, босс!
- Угу, что там стряслось, сообщения?
- Срочное от «Булочная», читаем?
- Да!
- «Свежие батоны, разгрузка прямо сейчас, желаете зарезервировать?»
- Да … то есть нет! Бред! Они же открываются только в 09 утра ..
- Упс, я уже зарезервировала, деньги списаны с Вашей кредитной карты, и минимальная сумма заказа с сервисом «Авто-информирование» у них две «Газели» батонов – так что вторая газель сейчас грузится и будет здесь через 2 часа.
- Чёрт … отменить! Отменить!
- Вы уверены? И …
- Да, уверен! Отменяй!
- Ок, отмена произошла. Но я пыталась Вам сказать, что штраф 100%, с Вашей кредитной карты списано $350 с учетом доставки, возврат невозможен, хотите подать претензию.
- …. Не хочу. В прошлый раз оказалось что я где-то авторизовал автоматическую подачу иска за $500, и ты сразу же списала их со счета.
- Что-нибудь еще?
- Нет, спасибо, отдохни. Да. Отключи пожалуйста мне систему напоминания и сама отдохни – где-то недельку отпуска возьми или как это у Вас там называется … я просто хочу пожить как нормальный человек

Сергей, спасибо за Свету :)

Но Вы все еще в плену парадигмы уведомлений/оповещений и прочего спама, который мы привыкли воспринимать как часть окружающего мира.

Забудьте о них на минутку.

Представьте, что в тот момент, когда Вам захотелось условного батона, Вы спросили о нем условную Свету и получили четкий ответ.

И все.

Вас не подписали на рассылку. Вы не должны в ближайшие недели наблюдать на всех интерактивных щитах хлебобулочные изделия во всем их многообразии. Мировая закулиса не получила Ваши драгоценные личные данные. И еще много всяких "не".

Если получилось представить - то это как раз то, о чем я говорю.

0

А я уже писал об этом выше - и повторюсь - если это все будет доступно Вам, то и любому тоже, в том числе и та информация о Вас, которую Вы возможно предпочли бы скрыть.

Кто и как будет определять необходимый минимум информации, который Вам необходим для принятия решения о покупке?
Напомню, в советское время, в середине 80-х был один вид сыра = сыр (либо он есть, либо его нет).

И вот, Вы спрашиваете эту интеллектуальную систему о том, где значит есть - пусть все же будут батоны - свежие батоны.

И она выдает Вам:
1. Батон свежий, выпечка фиг знает когда, ночью, завоз 5.45 утра, 50 рублей, 400 метров, хлебзавод Сталинский, очередь 4 человек, остатки 4 батона
2. Батон свежий Гурмэ, выпечка 12.30, 350 рублей, 300 метров, хлебопекарня Страннэ, очередь 0 человек
3. Батоны какойтовские, выпечка неизвестно, завоз не занесен, 100 метров, цена не занесена, поставщик ИП Пупкин, очередь не занесена ...

....

И тоже самое с другой стороны - берете Вы в руки значит батон, подносите датчик - и он Вам сообщает наличие микроэлементов, консервантов, тип дрожжей (китайские, плесень на батоне через 2 дня), биологически активных следов упаковщиков, и так далее - и крупное такое мигающее окно (несмываемое до истечение 30-ти секунд) - ПРИОБРЕТЕНИЕ БЕЛОГО ХЛЕБА может быть ОПАСНО для Вашего здоровья, Ассоциация борьбы с Диабетом России"

Я понял и принял Вашу мысль.

Раз уж мы обсуждаем не проект реальной системы, а некую сферическую систему в вакууме, предлагаю включить в ее базовые свойства анонимность запросов и одновременно четкую верифицируемость источников данных.

Это полезно, на самом деле.

0

Меня очень интересует выдача именно по батонам, и именно для Вас.

В Яндекс.Маркете почти на любой товар есть в среднем 5-10 обычных свойств, и до 40-50 дополнительных. Последовательно (подумав) разметив все эти свойства, можно из тысяч единиц товара сократить выдачу хотя бы до десятка - там уже можно ориентироваться. Поэтому мы не берем технически сложный товар.

Хотя, по-хорошему свойства так и полезут - сейчас видов выпечки очень много, и "просто батон" не купить, как таковой (очень много видов). А ведь каждое надо разметить. Хорошо, пусть номенклатуру делает кто-то другой, а грузчик - принимая партию товара просто считывает штрих-код и данные сразу идут в систему.

Извините за долгое вступление. Теперь внимание вопрос - как Вы, в рамках идеального датамира видите выдачу данных Вам - свой пример я привёл, а что хотите получить Вы? Опишите пожалуйста максимально подробно.

0

Начну с короткого отступления. Первые автомобили были очень похожи на повозки и даже назывались "безлошадные экипажи". Это хорошо характеризует инерционность нашего мышления - мы не можем судить о принципиально новых вещах иначе, кроме как в терминологии старых. Это в полной мере проявляется и в нашей с Вами дискуссии - и это естественно.

Так вот, в духе "безлошадных экипажей" можно описать мои ожидания так:
- когда я в первый раз попробовал решить животрепещущую проблему информирования о наличии батонов в моем магазинчике, используя новые возможности дивного инфомира, я нашел поиском в этой чудесной среде магазин "Апельсин" и, попав "внутрь" этой сущности увидел информацию о текущих остатках товаров
- найдя вожделенные батоны в этом перечне, я решил свою проблему на тот момент
- памятуя о своей нездоровой тяге к батонам и являясь человеком ленивым, я ткнул во что-то типа значка "Избранное" в карточке батона, чтобы в будущем не тратить время на поиски магазина и батона
- поэтому теперь мне достаточно сонным голосом пробормотать "батон", чтобы получить от Светы ответ о наличии конкретно этого вида моих любимых батонов в конкретно моем магазинчике.

На самом деле это может выглядеть и происходить по-другому - опять напоминаю про "безлошадный экипаж". Я не берусь судить об интерфейсах датамира - скорее всего, умные люди придумают для такой чудесной вещи что-то покруче. Но с точки зрения водителя кобылы я представляю это примерно так.

0

Понятно, что Вы хотите свободно и налету обращаться к базам данных вон того магазина, и вот этого кафе. Грубо говоря, чтобы каждый контрагент при клике открывал на экране Вашего телефона аналог Интернет магазина (или голосом вел Вас по процедуре заказа). "Прицелились" мобильником в объект или показали на карте - Вам сразу full service по объекту, и так с каждым или каждой :)

...

Итак, пробормотать "батон". Находясь при этом в командировке в другой стране/городе?
Имея в адресной книге шуточно заведенного "Батоно" - старого друга, когда-то похожего на грузина?
И рядом, располагая запись "Бетон" - про соотв. услуги для дачи?

Допустим, Вас предложат уточнить запрос, уточните ... и что Вам это даст - сонным-то голосом - надо ведь пойти и купить его, при этом контролируя наличие остатков, или произведя резервирование (или заказав доставку)?

Большинство бытовых проблем требуют оффлайновых действий - а именно потрогать, пощупать, поговорить с продавцом, уйти в другой магазин и повторить процесс там, вернуться домой, и позвонить паре знакомых "Слушай, батоны какие-то химические продаются, где сейчас около м. Расфуфырово-Навуходоноссоровская можно купить вкусный хлеб?"
А ... чего? Там ... а они уже закрылись. А где тогда?

И так далее.

0

Первый абзац до троеточия - это ну вот прямо оно, да)

Коротко по остальным:
- "Батон" с "Бетоном" даже сейчас более-менее разруливаются, а уж в инфомире-то чудесном, так вообще как два пальца.

- Про необходимость оффлайна - так я ж не против его, родимого. Пусть будет.

0

И чтобы было понятно - это не спам был - это Вы два дня назад включили персональный помощник и записали задание "Сообщать о новых поставках этого товара в этом магазине" - и Света Вам ответила "Принято, уведомлять о новых поставках товара Батон Белый в Магазине За углом"

Только Вы уже об этом забыли. У Вас таких заданий от радости нового инфомира, по первости по 100 в сутки было, пока не наигрались и не отключили ... :)

0

Там немного другая ситуация получилась. Я как только попал в этот новый, чудный инфомир, сразу у Светы спросил - где тут у вас подписываются, я хочу! А она такая "Нету у нас такого, Дима". И улыбается сочувственно - что, мол, с тебя взять деревня.

0

Мы продолжаем говорить о выпечке? Извещения с/без доставкой/и сделают (могут сделать) в сетевых пекарнях, за доп. плату, уже сейчас. Таскать свежие батоны может домработница и/или водитель, закупающий продукты для Вашей семьи. Уже сейчас.

Информирование? У Мегафона в Петербурге одно время был сервис "Персональный.Помощник". Без всякого там Сири - реально живые операторы, девушки в основном. Стоимость была около доллара в минуту, задавать можно было вот такие околовсячески вопросы - нахожусь здесь, нужно найти ближайшие варианты по ...
Ответ приходил через 5-10 минут по SMS, в некоторых случаях перезванивали.
Когда не было мобильного Интернет (еще), несколько раз очень помогало. Данные девушки брали из сети, я так понимаю, у них норматив был по времени - если ничего не находится - все равно прислать ответ "К сожалению, по Вашей теме ничего не найдено".

0

В этой ветке тоже хочется вспомнить о лошадях. Я читаю Ваш последний комментарий так:
Зачем нам эти вонючие автомобили? Вам нужно перемещаться в пространстве в четырехколесном экипаже? Все придумано до нас - у меня есть отличная повозка, да и вы, если подымете попу с софы, сможете выйти на улицу и недорого нанять извозчика, который свезет вас куда нужно. При этом вы получите удовольствие от человеческого общения и свежих, природных запахов.

0

Переход на автомобили произошел тогда, когда это стало экономически выгодно. Прежде всего, с ростом численности населения городов, перестали справляться уборщики - лошадиные кхм ... вывозили из города тоннами, ежедневно.
Если сейчас бензин станет $300 за литр, лошади снова могут стать более выгодными.

Пожалуйста, обращайте внимание на экономическую целесообразность той или иной идеи, а не просто ее логичность и полезность для общества.

0

Вашу мысль про экономическую целесообразность принимаю, не спорю, сам такой.

0

Извините, что всё тяну это занудство, но можно закончить на светлой ноте - да, когда-то компьютерные технологии применялись только для расчета ядерных реакций большими государствами. Позднее сфера применения доросла до того, что есть сейчас.

Взрывной рост населения в развитом (и не только) мире, сделал для государств самой серьезной проблему КОНТРОЛЯ за десятками миллионов компактно проживающих сограждан. ЧТО они там делают, как кучкуются, на что тратят деньги, к чему стремятся?

В 50-е годы был предложен культ потребления, в 60-е всякие виды борьбы за права ... , в 70-е по всему миру бэби-бум, с 80-х годов продвигается повальная компьютеризация, как признак современности и некая самоцель.

Однако, многие раньше или позже понимают, что цели это навязанные и персональный коммуникатор делает тоже самое что и телевизор - что выбор между Стасом Михайловым, Земфирой или неизвестным певцом ртом на ютубке - иллюзорен, что он не решает базовых человеческих проблем - безопасности, достатка, размножения с возможно лучшим партнером, и перефразируя одного дядьку - обеспечения безопасности детям своей общности, племени ... ну, Вы знаете эту цитату :)

Все средства дальнейшего рассовывания гео-меток в батоны, лошадей и т.д, к сожалению, приводят только к увеличению кол-ва продаж этих самых батонов и лошадей - а куда продаж-то, зачем?

Напоминаю, что на Земле 7 (вроде как) миллиардов жителей, из которых только 1 млрд - "золотой" - который от кризиса перепроизводства страдает, еду и товары девать некуда.

А 6 млрд. живут в несколько других условиях, и только техническое отставание мешает им взять своё у "золотых".

Ради чего обвешивать золотой миллиард все возрастающим количеством технических рюшечек? Я смысла не понимаю, существование человека в золотом млрд. и так сравнительно комфортное (еда-вода-медицина-дом - в наличии), и полностью направлено на зарабатывание денег, которые НУЖНО обязательно тратить на продукты немногих мировых корпораций, иначе ты как бы вроде и зря живешь.

Я закончу - бОольшая связанность информационных систем, в моем понимании, несет только бОльшую связанность людей результатами различных "оптимизаций" работы торговых систем, а отнюдь не бОльшую свободу для них.

Свобода удовлетворения потребительских желаний - это мнимая свобода, упирающаяся в необходимость зарабатывания все бОльшего и бОольшего кол-ва денег, мне кажется, Зап. Европа такую "свободу" прошла еще в 60-х.

0

Ну это Вы, батенька, глубоко копнули. Я в таких категориях не мыслю. Мне б батона... :)

0

"Жениться Вам бы пора, барин" (с) не моё ... ведь тогда цели начинает формировать уже женщина, и о батонах можно забыть :)

Ну то есть Вы очень даже запросто уже женаты и т.д., но ведь пока используя последние достижения менеджмента, маркетинга и IT мы продолжаем продавать друг другу преимущественно китайскую пластмассу (съедобную и нет), другие "незолотые" миллиарды занимаются банальным выживанием.

Вас не беспокоит это явное несоответствие?
Вы не хотите собрать информацию о том, почему оно возникло и сохраняется, где находятся центры принятия решений по мировым вопросам и почему, несмотря на попытки сдерживания рождаемости в странах 3-го мира, из-за новых технологий производства еды и относительной доступности базовой медицины - население земли выросло буквально в разы, всего за 100 лет?

Чтобы гарантированно спокойно жить в датамире, надо сначала как-то с реальным все же разобраться. Не так ли?

(Вопрос риторический, до новых встреч, больше я ведь ничего нового не скажу, правда? :)

0

Ну, раз риторический - не отвечаю. Спасибо за общение, это было интересно и местами весело. До встречи на баррикадах)

Автору уважение за затронутую тему. Направление определённо интересно как развитие биг даты во что-то более юзабельное плюс включение в инфо-оборот более традиционных агентов (булочные и ко).

Лично мне видется, что решение должно быть плюс минус распределённое, но с активными евангелистами и сообществами прорабатывающими стандарты. Пример - W3C, но надо бы попроще конечно.
Рынок постепенно будет подходить к готовности (в первую очередь снижая издержки "подключения" и показывая больше очевидных успешных примеров) дальше же наверняка будет мега взрывной рост за счет создания рынка интеграторов и ресейлеров (как продают 1с и как продают контекст\seo мелкие агентства, по сути эксплуатируя базовый актив - поиск).

Сам тоже увлекался тематикой занимался немного, нашел для себя следующие материалы занятными:
habrahabr.ru/company/fabernovel/blog/219673/
habrahabr.ru/company/fabernovel/blog/218393/

Вопрос к автору (или тем кто в курсе :) есть ли на сегодня сообщества (в фб например) обсуждающие эту тематику?

0

Извините что не автор - но если сообществ нет, можно и создать.

На практике, Ваш вопрос плотно стыкуется с Knowledge Management (если его еще не забыли), и серьезно озадачивает прежде всего ... кхм ... финансистов и безопасников - какой объем открытия данных о компании (хотя бы среднего уровня) - будет полезен/безопасен для ее дальнейшей работы?

В реальности, даже крупные финансовые учреждения ухитряются годами, десятилетиями подделывать отчетность, иногда с привлечением "аудиторских" компаний. И все норм, акции растут.
Маркетологи подделывают свои отчеты, иногда с привлечением фокус-группа, а иногда с участие _подтоговленных_ фокус-групп. И все норм, бонусы идут (даже бегут).

Пожалуйста, прежде чем сливать данные чего-либо, обозначьте как-то процесс верификации и персонализации этих данных - чтобы в случае чего можно было понять кто (лично), когда (время) и где (источник) наврал.

0

Спасибо за ссылки, Геннадий. Поддержу это ссылкой, которую мне подкинули по мотивам этой статьи:
apptractor.ru/develop/konets-prilozheniyam-kakimi-myi-ih-znali.html

Автор говорит о близких мне вещах, но с позиции интерфейсов.

Сообществ по тематике я не знаю, но с удовольствием бы узнал. Предлагаю делиться ссылками по теме прямо в этой ветке.

0

Мне кажется, что все же суть и реализация такой информационной системы будет предполагать наличие абсолютно полной и достоверной информации для всех участников рынка, иначе - никак. Что, в свою очередь, как отмечалось кем-то в комментариях, приведет к противоречиям во всей нашей текущей экономической/социальной системе. Взять хотя бы базовый пример из теории игр: полнота информации на рынке у продавцов и покупателей - равновесие с нулевыми прибылями.
Поэтому вопрос: какие же будут новые стимулы у производителей и продавцов батонов, если не прибыль?
И отсюда уже гораздо более широкая проблема (проблема ли?) возникает. Неизбежное (и неизбежное ли?) появление такой "датасферы" изменит всю нашу систему. И миру надо будет переходить от постоянного "роста" всего и во всем как главной нашей цели к чему-то другому, какой-то другой общественной структуре, организации.
Видимо, этому будут противиться текущие стейкхолдеры. Плюс такое изменение общественного сознания вряд ли возможно в одном поколении. Поэтому остается только надеяться, что такая значительная трансформация может начать происходить в ближайшие 10 лет.
Или же это все - утопия?

0

> Мне кажется, что все же суть и реализация такой информационной системы будет предполагать наличие абсолютно полной и достоверной информации для всех участников рынка, иначе - никак.

- Мне кажется, что нет.

Электронная почта на порядок удобнее бумажной - но ее появление не привело к тому, что содержимое переписки между двумя людьми стало доступно всему миру.

Интернет сам по себе сделал информацию на порядки доступнее, чем в доинтернетную эпоху - но это не привело к обязательной открытости любой информации для всех.

Здесь тоже речь идет о переходе на следующий уровень удобства и доступности - и я не вижу никаких оснований для того, чтобы это привело к обязательной доступности любой информации для всех.

Если владелец магазинчика заинтересован в том, чтобы о наличии товара в нем узнали все желающие - он сделает эту информацию открытой.

Если компания хочет предоставить часть конфиденциальной информации сотрудникам, а часть стейкхолдерам - она сможет в этой новой среде организовать дистрибуцию информации нужным образом.

Ну и так далее. Иначе оно просто не взлетит.

0

Ничто не вечно под луной... И эта статья через 2 недели после публикации будет только в read only.

Предлагаю создать группу в фб и там делиться мыслями-информацией.
А пока еще пару ссылок по теме:

hbr.org/2015/06/corporate-alliances-matter-less-thanks-to-apis - с примерами работы api среди корпоратов

www.3scale.net - им нередко аутсорсят управление API

Сделал группу www.facebook.com/groups/datasphere/

Приглашаю всех, кого интересует эта тема.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Mike Kosulin

Самсунг может себе позволить держать мобайл даже в убытке.

Blackberry официально отказалась от производства смартфонов
0
Nikita Tanygin

это просто шедеврально :)

то есть вы живете нелегалом в другой стране, соответственно не платите налоги, бесплатно получаете услуги по образованию и здравоохранению за счет тех граждан Испании, кто налоги платит (читай – нахаляву). при этом вы возмущаетесь, что в России хотят на похожий кейс (на не работающих людей, пусть и граждан) ввести уплату налогов на здравоохранение.

вот хоть в рамочку обводи и в палату мер и весов ставь.

Минтруд и Минфин выступили за налог на бесплатное лечение для неработающих россиян
0
Mike Kosulin

хоть что-то адекватное от акита

АКИТ пожаловалась в ФАС на монополизацию товарного знака Black Friday организатором распродаж
0
Ivan Bogovik

организовывает мАлАдые рАзвивАющиеся республики

«Половина украинцев — это программисты, копирайтеры и маркетологи»
0
Evgeniy Bubniv

Идея не плохая, по началу даже показалось гениальной. Жаль создателей, им жить с мыслью, что этот стартап когда-то умрет. В данном случае безнал уничтожит эту идею, даже в России, даже в не развитых странах. Вопрос времени.

CoinOut — сервис, который позволяет получить сдачу в магазине в виртуальном виде
0
Показать еще