Лого vc.ru

Сложности разработки игр для Telegram

Сложности разработки игр для Telegram

Технический директор платформы для мониторинга рынков TRData Limited Александр Лозовюк написал для vc.ru, с какими сложностями сталкиваются разработчики игр для Telegram и в чем преимущество таких особенностей мессенджера.

Поделиться

Мессенджеры — это не только ценный мех и общение, но и активно растущая платформа для приложений. Если сосредоточиться и говорить только про Telegram, то это и каналы распространения информации (подробнее о них на vc.ru уже писали), и чат-боты, от обычных поисковых помощников до интеллектуальных комплексов, а Bot API у платформы одно из самых развитых и мощных (в будущем ожидаем очень вкусных дополнений).

Посмотрим на сухие данные об аудитории Telegram:

  • 100 миллионов пользователей;
  • 15 миллиардов сообщений в сутки;
  • 350 тысяч регистраций в сутки;
  • русскоязычная аудитория — примерно 6 миллионов человек (по косвенным оценкам).

Игровая индустрия не прошла мимо нового тренда: в самом активном каталоге ботов Storebot.me сейчас более 5 тысяч приложений, 10% из которых можно отнести к играм или игровым сервисам. Конечно, большинство из них — конкурсы, викторины и помощники к большим настольным играм (World of Warcraft, World of Tanks и другие).

В начале этого года стали появляться уже самостоятельные полноценные игровые проекты. Основные жанры — это менеджмент или стратегии (о первой «ферме» на vc.ru уже писали), RPG, «баттлеры» и несколько игр, по жанру близких к интерактивным квестам («Привет, Незнакомец», «Танковый рейд»).

Топовые игры в каталоге Storebot.me

Если вы думаете, что делать игры под Telegram прямо-таки просто, вы ошибаетесь: особенностей и сложностей здесь достаточно. Впрочем, они характерны для всех новых платформ и рынков: этот путь прошли и социальные игры, и мобильные, и, если кто помнит, браузерки и WAP-игры, поэтому опыт выращивания проектов не будет лишним. Давайте посмотрим на главные подводные камни и решим, что с ними делать.

Проблемы с маркетингом и рекламой

Решив узнать мнение «в полях», я пошел и поспрашивал знакомых, что они думают об играх в Telegram. Эти знакомые в разной степени приближены к игровой индустрии (от активных игроков в браузерки до инди-разработчиков), но ответы оказались в диапазоне от «Пользуюсь как заменой Skype, а там еще и игры есть?» до «А что это такое, дай почитаю».

Нет налаженных способов рекламы и маркетинга новых проектов — вся надежда только на виральность и каналы продвижения на других платформах. Хорошо, что появляются первые рекламные инструменты; посмотрим, как это пойдет. Есть определенная польза от каталогов ботов. Самый большой и развитый — Storebot.me, другие варианты: Botfamily.com (там боты сразу для нескольких платформ), Telegrambots.info, Getbot.me.

Отсутствие нативной монетизации

Здесь все понятно: кушать хочется, а значит, хорошо бы получить от игроков хоть какие-то деньги, заодно щедро подкинув им бонусов и красивостей. Но как? Появление инструментов монетизации ботов было заявлено в планах еще в прошлом году, но пока никаких подвижек нет, придется выкручиваться самим. Предприимчивые уже создали первую монетизационную платформу — Botrevenue. Несколько игр внедрили функциональность магазина, реализовано это просто как ссылка на платежный кабинет сайта.

Единственная возможность — интеграция любой подходящей платежной системы через страницу на своем сайте, но при этом игрок уходит в браузер, а значит, сможет произвести оплату далеко не всегда.

Многие используют большие международные агрегаторы платежей, например Xsolla, — это позволяет не переживать по поводу платежей на совсем незнакомых рынках, где популярен Telegram (Иран, Бразилия). Некоторые игры комбинируют методы: премиум-валюту можно получать и за приглашение друзей в игру, и оплатив ее через «Яндекс.Деньги» или напрямую картой. Не будет преувеличением сказать, что все разработчики ожидают шагов к монетизации от самой платформы: это может изменить весь ландшафт рынка приложений.

Реализация внутриигрового магазина в игре Happy Farmer

Нет встроенной аналитики и статистики

На платформе практически нет штатных возможностей отслеживать статистику новых пользователей и их данные, хотя бы базовые — это очень сковывает возможности в анализе активности игры. С другой стороны, у нас же бот, он ведет полный лог всех взаимодействий, так как игра работает на нашем сервере, а любое взаимодействие — это команда на сервер. На помощь приходят и независимые инструменты статистики, например Botan.io.

Но в целом сама технологическая база платформы: ориентация на мультиплатформенность, защищенность и базовую анонимность — не позволяет получить столь же четкую статистику, какую мы привыкли видеть в играх для социальных сетей. Увы, придется опираться только на обобщенные числовые показатели и собственную интуицию. И больше общаться с аудиторией.

Botan.io — бесплатный сервис для сбора продвинутой аналитики

Большая доля иностранной аудитории

Это не столько проблема, сколько особенность, но, если ваш проект понятен только русскоязычному пользователю, набрать сильную аудиторию не получится, вы останетесь нишевым игроком. Видели выше показатели по аудитории? Рунета там совсем немного.

Все топовые проекты изначально имеют локализацию на несколько языков (три-пять основных). К базовому набору (английский, французский, немецкий, испанский) будьте готовы сразу добавить и не совсем обычные варианты: португальский, персидский и арабский. Увы, заранее определить, какой язык вашему пользователю ближе, нельзя, а вот проблем с оптимизацией UI для всех языков будет предостаточно.

Вместе со сложностями аналитики многоязычность подставляет вам подножку на пути понимания, как развивать проект — конечно, если ваша игра подразумевает постоянные обновления и не все механики продуманы наперед еще на старте. Если не общаться с игроками в отдельном игровом чате — у вас будет мало способов узнать их мнения и реакции на нововведения.

Нужно игровое общение, благо что создать чат на фактически чат-платформе легко. Но анонимность ведет к тому, что площадка для игровой коммуникации быстро превращается в большую ленту неадекватности сразу на нескольких языках, вперемешку с котиками и другим контентом.

Игровой чат проекта «Деревня». В нем состоит только 242 человека из 250-тысячной аудитории

Качественная и постоянная работа с аудиторией, сегментация ее по разным чатам (по языкам) — это долгая и кропотливая работа. Однако она приносит плоды в виде сильного и сфокусированного коммьюнити, которое затем будет вам помогать и поддерживать саморегуляцию.

Во многих проектах, которые я видел, игровые чаты очень слабые, число их участников составляет десятые доли процентов от основной аудитории проекта. Например, в русскоязычном чате Dragon Islands 51 участник, но с момента создания в мае там не было ни одного сообщения, хотя эта игра имеет один из самых развитых миров, и у нее достаточно много пользователей в разных странах.

Интерфейс и пользовательский опыт

Возможно, это самая большая и непривычная сложность. Вы привыкли делать игры на Unity, Flash или, стиснув зубы, на HTML5? Забудьте все, что вы знаете про построение любых UI — для социалок, браузерок или мобильных тайтлов.

UI в игре Happy Farmer, изображения полей фермы динамически генерируются под каждого игрока

Возможность коммуникации с игроком и подачи ему материала крайне ограничена. Если сообщения игрового мира можно передавать облагороженным текстом или простой HTML-разметкой, а некоторые игры пробуют генерировать полноценные картинки (стоит глянуть, как это реализовано в играх Happy Farmer и «Пиранья»), то получить от игрока вы можете очень немного.

Команды в виде / вам никто, кроме заядлых гиков, набирать не будет (команды в сообщениях показываются как ссылки, этим путем пошел Dragon Island, но выглядят они не очень красиво, учитывая еще и ограничения по размеру экрана).

В вашем распоряжении остается только клавиатура — встроенная в сообщения или добавление кастомных клавиш под полем для ввода текста. Последний вариант самый простой и понятный для игрока, но разработчику добавит много боли и сложностей. Уже упомянутые варианты локализации (плюс невозможность понять, на каком именно устройстве сейчас идет игровая сессия) принесут дизайнеру незабываемые ночи со словарем и попытками выбрать короткие, но емкие определения для всех важных игровых терминов.

Ах да, еще у вас всего четыре ряда для клавиш (клавиатуру можно скроллить, но даю гарантию, что никто до этого не додумается) и автомасштабирование по ширине.

В Dragon Islands часто используют универсальные кнопки на custom-клавиатуре, перенеся подписи в сам текст сообщений (избегая локализации клавиш)

Художника, в принципе, можно уволить: кроме минимальной графики в сообщениях, работы для него нет, ведь на клавиатуре могут отображаться только стандартные символы-иконки из набора эмодзи UTF-16. Какую бы игру вы ни делали, все основные игровые предметы придется втиснуть в этот набор. Для игрока некоторый плюс — стандартизация: увидев, что алмаз в одной игре — это премиум-валюта, он будет готов к тому, что в вашей новой игре это также самый ценный ресурс.

Что здесь хорошего

Во всех этих сложностях есть и преимущество: текстовая направленность позволяет сосредоточиться на игровом мире и взаимодействиях, не отвлекаясь на красивости и графику. Суровые гики, которые всегда хотели свою игру, но понимали, что рисовать не умеют и не хотят уметь, наконец получили возможность воплотить свои самые смелые идеи.

ProtoCore, первая Sci-Fi-игра. Уверен, что создана она суровым программистом

Многие игровые жанры и сеттинги будут вполне хорошо себя чувствовать в Telegram, а уж жанр текстовых квестов и MUD ( Multi User Dungeon, текстовая многопользовательская игра — прим. ред.) просто-таки просится стать родным для платформы и активно развиваться. Текстовый контент гораздо проще генерировать, расширяя мир, хотя одной локализацией здесь не обойтись — при выходе на разные рынки обязательна адаптация.

Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

Статьи по теме
«За два месяца бот набрал 230 тысяч установок»13 июля 2016, 13:32
Инструкция к каналам Telegram: зачем нужны, как использовать, что читать10 июля 2016, 14:04
Сервис Combot и рекламная система Sociate.ru запустят биржу рекламы в Telegram28 июня 2016, 17:23
Томские разработчики создали платформу для монетизации ботов Telegram15 сентября 2015, 19:13
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Классная статья.
Уточню, что определить, какой язык - можно. Мы такие данные допустим предоставляем ,)
Не для всех юзеров, но для core - да.

Также уточню, что если вы вдруг планируете делать бота, то больше узнать о своих юзерах вы также можете через нас ,)
@teodorix для деталей или @tgmarketing

0

Спасибо! Скоро будет и продолжение, а может и несколько.

0

Однако, это регресс какой-то. Напомнило текстовые SMS-игрушки, которые мы выпускали в 2002-2005. Интересно, это ностальгия по смс-играм и mud у тех, кому за 30, или это молодое поколение, которое всё это видит впервые..

Рискну предположить, что и то и то. Заметьте, в Стиме уже второй год бум инди с простейшей графикой.

Не только и не столько. Телеграм отличная и бесплатная платформа, а мессенжер - это самый близкий девайс (условно) к игроку. Многим играм не нужно и даже вредит все навороты, а так можно играть постоянно, везде, а разработчик сосредотачивается на игре, а не рюшках и сложностях платформы.

0

Ого, не ожидал, что окажусь на одном из скриншотов)

0

Чёт трафика нет со статьи.
Поднажмём: telegram.me/happyfarmerbot

0

Продвижение в каталогах storebot.me и tchannels.me - @TPromotion

0

Когда в статье про описание продукта или платформы в разделе "что здесь хорошего" речь начинает идти про гиков, то это явный показатель того, что вся эта тема заведомо обречена на провал.

Для игр ведь очень важна интерактивность и удобный интерфейс, а тут очевидно какой-то откат на 20 лет в прошлое в эпоху консольных квестов. Присылать в сообщении "текущий скриншот экрана игры" это адский костыль.

0

Именно интерактивность здесь просто центральный элемент, как и удобство - хотя эта штука сильно индивидуальная. Если для вас слову игра синоним - кризис и WoT, то да, вероятно, это другие игры :)

0

У меня сложилось ощущение, что человек, написавший статью, не создавал и не развивал своего бота в Телеграмме и ничего нового я почерпнуть из нее не смог :(

PS Корректировка:
>>Игровой чат проекта «Деревня». В нем состоит только 242 человека из 250-тысячной аудитории
242 человека только в русскоязычном чате, в остальных суммарно - на порядок больше.

0

Я думаю статья написана для общего понимания что такое игры в телеграмме. У тебя не меньше опыта в этом деле чем у автора статьи имхо

0

Спасибо за мнение, но впечатление неверное :)

0

Судя по интересу, надо общаться :) Создал группу для общения сугубо по разработке и смежных вопросах игр для телеграма: telegram.me/joinchat/Cxqv5AfOKqN6fegITaleGw

0

короче игр нормальных нет, монетизации нет, продвижение не какое, но " Вы держитесь там! ". пилите за идею и может быть еду!

0

игры есть ) а в остальном - это и есть фишка новых рынков. когда там будет как на мобайле, тогда поздно чесаться ) Почему вы только на плюсы не обращаете внимание, только на негатив, не очень понятно.

0

потому что это говно полное, как игры и их задумка, так и сам этот мессенджер.

0

Спасибо за ваше ценное мнение.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Актуальная Птица

у соседа на заборе тоже написано :)
исполнятся одни желания, появятся другие
а если желаний нет то вы уже почти святой.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Kirill Nikolaev

Да тут та же самая проблема, как на фрилансе. Смотрим портфель, смотрим квалификацию.
Заплатили за шлак - пишем в ТП.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Kirill Nikolaev

Короче, вот:
1. Я зарегистрировался. Почему-то смутило, что в блоке "номер телефона", на вкладке "верификация" номер телефона отображался, как верифицированный. Хотя я его только лишь ввёл.
2. Ребята, пожалуйста, UX, UX, UX в личном кабинете.
3. А где работа-то? Одна заявка двухмесячной давности. Или я не вовремя зашёл?
4. Деньги через пейр. Только пейр. Вы серьёзно? В 2016м? А что не онли догекоины? Я честно создал второй акк, чтобы потестить, как происходит сам "процесс", но, к сожалению, после составления контакта баланс я так и не смог пополнить, хотя в пейре я всё-таки зарегистрировался (ну за что)
5. Опять же, классификаторы и рубрикаторы очень надо адекватные делать. Очень. Надо.

Резюмирую (очень субъективно):
Очень сыро, но задатки хорошие.
Самая боль - это ux и биллинг. Я понимаю, что вы можете заставлять пройти 9 кругов ада, чтобы вывести деньги. Но дайте мне, чёрт возьми, возможность их туда завести так, как мне удобно.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Andre Vlasov

Эцсамое. Во первых Amy Tunick это женщина, а во вторых ник fuck Jerry - это не "переспать с Джерри", а "ну его Джерри ***** (на половой член)". Причём там Под Джерри имеется в виду комик Джерри Сайнфелд. Ну и ещё, beigeCardigan это вроде его девушка. А в остальном все верно. Спасибо, пожалуйста.

«Брендам должно быть комфортно»: как американский блогер под псевдонимом FuckJerry завоевал популярность рекламодателей
0
Слава Діонісьєв

К роскомдозору стоит очередь

Роскомнадзор заявил об отсутствии претензий к Netflix из-за «непопулярности сервиса» в России
0
Показать еще