Лого vc.ru

Почему Tesla может потерять рынок электрокаров

Почему Tesla может потерять рынок электрокаров

В третьем квартале 2016 года самый известный производитель электромобилей Tesla Motors отгрузил максимальное количество автомобилей за без малого десятилетнюю историю — более 25 тысяч. Сам квартал оказался прибыльным всего во второй раз в истории компании.

Однако в октябре и ноябре акции Tesla Motors (TSLA) совершили одно из самых серьезных падений — с $210 за акцию до $180. Обозреватель vc.ru попытался разобраться, что повлияло на стоимость компании и почему Tesla может столкнуться с непреодолимыми трудностями.

Дело в деньгах

Второй раз за полгода Tesla Motors заинтересовала SEC, американскую комиссию по ценным бумагам и биржам, а это всегда плохой знак. Летнее расследование касалось продажи акций более чем на $2 млрд после аварии с участием автопилота. Осенью Tesla поправили за то, что компания публикует некорректную отчетность.

Сайт Fortune объясняет, что начиная с четвертого квартала 2014 года Tesla предоставляет своим партнерам — лизинговым компаниям — беспрецедентные условия. Производитель гарантировал buyback (обратный выкуп) своих автомобилей по фиксированной стоимости, принимая на себя риск низкой остаточной стоимости Tesla с пробегом. Так лизинговые компании покупали и предоставляли Tesla без опаски остаться с кучей неликвидных машин на балансе спустя несколько лет. А Tesla Motors показывала поступления от продаж, не отражая (более чем серьезные) обязательства по обратному выкупу.

Только в ноябре выяснилось, что SEC не планирует никаких санкций к Tesla. Без последствий осталась и весенняя история с продажей акций.

Первая новость 2017 года о том, что Tesla ждет частный (а может и коллективный) иск от владельца — по его уверению, Model X заехала в гостиную дома самостоятельно. Фото: профиль Джи Чанг Сон в Facebook

Тем временем журналисты Forbes раскопали, что в 2016 году Tesla срывает свою инвестпрограмму. Из запланированных 2,25 млрд капитальных затрат в первые полгода компания потратила только $512 млн, а в третьем квартале — смешные $126 миллионов. Даже при коррекции годового плана до $1,8 млрд (плохой знак для компании, которая развивается) в четвертом квартале придется потратить свыше $1 миллиарда. Во что это превратит финансовый результат четвертого квартала?

Журналисты Zerohedge считают, что ничего особенного не произойдет. Ведь вся отчетность Tesla если не выдумка, то в принципе не может быть корректно оценена и рынок предпочитает об этом помалкивать. К примеру, в 2016 году Tesla разонравилось платить своим поставщикам. Всего за девять месяцев краткросрочная кредиторская задолженность выросла с $1 млрд до $1,6 млрд. То есть компания прокредитовалась на $600 млн у своих поставщиков, но из этого никто не делает проблемы. А из $400 млн предоплаты от покупателей за Tesla 3 пресса устроила событие.

И даже заняв у всех подряд, включая своих покупателей, Tesla все равно потеряет более чем миллиард долларов наличных. И еще столько же — в 2017 году, что к началу 2018 года опустошит ее счет и сделает неизбежным поиск нового финансирования, от чего недавно отрекся Элон Маск.

15-летний стартап

У той скорости, с которой Tesla тратит наличные, есть простое объяснение — с точки зрения производства, это потрясающе неэффективная компания даже на пятнадцатом году своего существования.

18 тысяч (а после последних поглощений — более 30 тысяч) сотрудников Tesla в 2016 году произвели примерно 80 тысяч автомобилей. На одного сотрудника приходится менее 5 автомобилей, в то же время:

  • в Toyota 350 тысяч человек производят почти 17 миллионов автомобилей (50 автомобилей на сотрудника),
  • в BMW 122 тысячи человек и 2,5 млн автомобилей (20 автомобилей на сотрудника),
  • и даже в Porsche 25 тысяч человек производят 225 тысяч автомобилей (9 автомобилей на сотрудника в год).

Tesla Motors — очень маленький по мировым меркам автопроизводитель. Других независимых компаний со стотысячным объемом производства нет вообще. Самостоятельная компания должна производить примерно на порядок больше автомобилей — хотя бы миллион. Поэтому бизнес Tesla не просто убыточен, а находится в операционном минусе, то есть компания теряет деньги на основном виде деятельности — производстве автомобилей. Даже без учета R&D или строительства Gigafactory (фабрики по производству аккумуляторов — прим. ред.).

В масштабах отрасли упомянутые затраты на развитие слишком незначительны: Tesla тратит на R&D около $700 млн в год (а еще пару лет назад тратила всего $250 млн), на Gigafactory ушло в общей сложности менее $500 млн. Для сравнения, Volkswagen в 2015 году потратил на R&D 15 млрд евро.

Как минимум одна важная причина популярности Tesla никак не относится к высоким технологиям и гению маркетинга Маска: машины продаются дешевле, чем они обходятся. Вероятно, по этой причине Daimler и Toyota, в разное время владевшие по 10% Tesla Motors, ограничили сотрудничество технологиями.

Пока Porsche (марка, с которой часто сравнивают Tesla) зарабатывает в среднем $20 тысяч долларов на каждой проданной машине, Tesla теряет около четырех тысяч долларов даже с учетом субсидий от государства. Чтобы выйти на схожий уровень прибыльности, среднюю цену Model S и Model X нужно увеличить с $80 тысяч до $110 тысяч — более чем на треть.

Вероятно, рынок не сможет принять такой автомобиль. Тем более, что надежду марки, кроссовер Tesla Model X, уже обвиняют в несоответствии цены качеству, а американский Consumer Report назвал кроссовер «совершенно разочаровывающим» (But beyond the brag-worthy magic, the all-wheel-drive Model X 90D largely disappoints). Они отмечают, что подвеска автомобиля слишком жесткая, подъемные двери работают плохо, интерьер примитивный, а багажник слишком маленький.

Tesla постепенно начинает терять свой уникальный статус. В 2019 году на рынке появится Porsche Mission E — конкурент Tesla Model S (которой к тому моменту исполнится семь лет). Немцы планируют продавать по 20 тысяч машин в год. В 2018 году на рынке появится электрокроссовер Jaguar I-Pace.

Фото: Porsche AG

На рендере интерьер Porsche Mission E выглядит функциональнее Tesla Model S — кроме больших экранов в нем нашлось место элементам интерьера из суперкара 918 и премиум-седана Panamera. Динамика так же не уступает электрокару Маска: более 600 л.с., менее 3,5 секунд до 100 км в час, 500-километровый запас хода.

Фото: Jaguar

По мнению журналистов, Jaguar I-Pace выглядит интереснее и ярче Model X. С учетом меньших габаритов модели I-Pace должен быть доступнее, но при этом не медленнее: 400 л.с. и менее 4 секунд до 100 км в час.

All-in на Tesla 3

Не похоже, чтобы конкуренция в премиальном сегменте сильно беспокоила Tesla Motors — компания планирует начать отгрузки своей самой массовой Tesla Model 3 уже в 2017 году. «Топы» утверждают, что запуск модели идет с опережением, а в 2018 году будет произведено 500 тысяч автомобилей.

С весны 2016 года за производство Tesla Motors отвечает бывший топ-менеджер Audi с более чем 20-летним опытом, который планирует произвести полмиллиона машин на существующем заводе Tesla. Цель понятна: без роста выпуска хотя бы в пять раз (а лучше — в десять) Tesla, скорее всего, не сможет существовать как самостоятельная компания. По крайней мере, никому в мире это еще не удалось.

В том, что перечисленное реально, сильнее всех сомневается Morgan Stanley, чьи аналитики указывают на начало производства в конце 2018 года и объеме поставок не более 150 тысяч единиц в 2019 году. Это ставит под сомнение будущее Tesla и, например, нивелирует ценность предзаказов на Model 3. Получается, что половина всех потенциальных покупателей должна ждать машину четыре года и дольше.

С другой стороны, сомнений в возможности предложить электромобиль с 200-мильным запасом хода за $35 тысяч ни у кого нет. Например, Chevrolet Bolt: первые машины поступят к клиентам в феврале 2017 года. Bolt разгоняется за 6,5 секунд до 100 км в час, проезжает более 220 миль на одной зарядке. Выглядит не так круто, как грядущий седан Tesla, однако Bolt можно сконфигурировать на сайте и купить прямо сейчас.

По мнению индустрии, Chevrolet теряет $9 тысяч на каждом автомобиле, а значит реальная стоимость небольшого электромобиля составляет около $45 тысяч. Это похоже на правду: те же $45 тысяч стоит BMW i3, а за $30-35 тысяч предлагают Nissan Leaf с запасом хода в сто миль. Насколько реально Tesla сделать Model 3 прибыльной? Видимо, все надежды на Gigafactory.

Фото: Tesla

Gigafactory — проект не только технологического, но и маркетингового гения Маска. Завод упоминается только в связке с названием Tesla при том, что $1,6 миллиарда из общего бюджета в $2 млрд тратит Panasonic — и, строго говоря, это именно их завод.

Gigafactory уже успела превратиться в символ, но это всего лишь совместный с Panasonic завод про производству литиевых аккумуляторов, пусть и огромный. За счет современного (и очень масштабного) производства, расположенного в самом большом здании мира, Gigafactory снизит стоимость аккумуляторов на треть. Заодно компания сможет сэкономить за счет производства силовой установки там же. Как сильно это скажется на цене автомобилей?

Как заметил технический директор Tesla Motors, сейчас батарея Tesla Model S стоит всего около четверти автомобиля — то есть $20-25 тысяч. Оценивая удельную стоимость энергии, аналитики говорят о $100-150 за кВт⋅ч в батарее (Сell cost) и за $200-250 долларов за кВт⋅ч с корпусом, управляющей электроникой (Pack cost).

Ожидаемое снижение цены на треть выльется в экономию $8-10 тысяч, что эквивалентно снижению цены машины примерно на 10%. Или позволит заместить потерю федеральной субсидии в $7500, что, кстати, случится уже совсем скоро — США компенсируют автопроизводителю $7500 за каждый электромобиль, но только в пределах первых произведенных 200 тысяч штук. А Tesla уже произвела две трети этого объема — примерно 125 тысяч автомобилей.

Батарея в Model 3 дешевле и себестоимость автомобиля снизится на $3-4 тысячи. Мало, чтобы конкурировать ценой с концерном General Motors, который зарабатывает несколько миллиардов долларов ежегодно и может позволить себе субсидировать «электрическое» направление еще очень долго. А также с десятком других крупных автопроизводителей, настроенных примерно так же.

Однако Tesla не привыкать и к более серьезным проблемам — не зря биржевые аналитики именуют акции Tesla Motors "Roller coaster", улыбаясь резким падениям и скачкам в судьбе компании. К первым дням 2017 года акции Tesla целиком отыграли осеннее падение и сегодня компания снова стоит $35 млрд. Для сравнения, General Motors стоит $53 млрд. В 2016 году планы производства, наконец, начали выполняться. Запаса наличности впритык, но должно хватить до выручки от Model 3. Тем временем, первая Gigfactory позволит закрепиться на рынке поставщиков батарей, а покупка Solar City откроет дорогу к поставке комплексных энергетических решений.

Статьи по теме
Репортаж из соцсетей: Вечеринка в честь открытия фабрики Tesla Gigafactory
Рубрика «Авто» выходит при поддержке WayRay

вообще после такой очевидной попытки наебать с первых строк статьи - остальная часть как то ставится под сомнение.

Все понимаю, сам люблю подколоть, но вам как-то нужно суметь увидеть TSLA за октябрь-ноябрь). На скрине есть такая кнопка, все получится.

0

Ну может надеялись что мы не можем котировки проверить?

"В 2019 году на рынке появится Porsche Mission E — конкурент Tesla Model S (которой к тому моменту исполнится семь лет). Немцы планируют продавать по 20 тысяч машин в год. В 2018 году на рынке появится электрокроссовер Jaguar I-Pace". Вообще не понимаю, как можно сравнивать то, чего не существует в принципе с тем, что уже колесит не один год по дорогам даже Москвы. Производительность "на рабочего" сравнивать с каким-нибудь Ford... Ну это смешно, хоть и показательно. Один автомобиль - просто повозка на колесах за 20k$, а другая автомобиль с автопилотом. Сравнение с Porsche как-то обусловлено, хотя кроме цены и "премиальности" обоих авто, в них общего все же мало. И да, ценность компании в конечном счете может заключаться именно в самой технологии автопилота. Просто электромобиля будет недостаточно. В Tesla это понимают, именно поэтому так часто и серьезно выходят новые обновления автопилота.

Автопилота у Tesla все еще пока нет. Системы удержания в полосе, активного круиза и избегания столкновения много у кого есть.

Есть видео с полностью от точки старта до парковки движение Теслы, длительность видео 3 минуты (ускорено). Думаю вы его видели. Со многими но, (с водителем для страховки), но абсолютно без участия человека. Путь "идеальный", проверенный, отлаженный, но все же это было именно работа автопилота, а не круизконтроля и прочих функций, которые есть в тех же последних BMW.

Я не говорил про BMW, я говорил про новый E-Class, например.
Понимаете, обычным автопроизводителям не с руки выпускать на рынок "автопилот", который въедет в выехавший грузовик на трассе. То, что Tesla назвала то творение автопилотом — это успех их маркетинга, но большая ошибка с точки зрения безопасности.

Другие автопроизводители очень осторожно к словам относятся, да и для них это далеко не key differentiator. Ford делает автопилот, Google делает автопилот (и вряд ли для себя), у Volvo есть разработки — и у всех у них все будет хорошо.

Вы все говорите правильно. С точки зрения железа Tesla далеко не впереди планеты всей, Mercedes, BMW или Volvo получают больше данных. И денег тратят тоже больше. Предположительно (это исключительно мое предположение) у Tesla больше накопленных данных и более продвинут софт.
В чем сходятся абсолютно все из отрасли - Tesla ведет себя безрассудно, позволяя использовать такой автопилот.

Аварии и гибель людей в режиме автопилота

Ой)

Так вот, аварии и гибель людей в режиме автопилота просто обрушили бы репутацию любого традиционного концерна.

Начнем с того, что рынок, на котором все электроповозки убыточны - не рынок, а искусственная ху$та, созданная правительственной регуляцией.

Так стимулирующие налоги с целью улучшения экологии много где есть.

А откуда информация, что есть суммарное улучшение экологии (по всей системе в целом, а не только на срезе выпуска) от тесел?

А что такое суммарное улучшение?
Вот в какой-нибудь Норвегии вполне себе лучше должно стать от перехода на электромобили, к которому они готовятся, потому что не из угля они электричество добывают.

Вот, например, взять Chevrolet Bolt с 200-мильным запасом хода. Ой, это же серийный автомобиль, а Tesla Model 3 - неходовой макет:)
Или 100-мильный Nissan Leaf. Упс, их уже продано больше, чем всех Tesla вместе взятых.

Болт пока все-таки только-только начинают в серию запускать, если я не ошибаюсь. А Лиф да, Лиф Теслу бьет по продажам в штуках, вот только он немного из другой оперы. В статье идет разговор про люксовых убивцев Model S и Model X, а всем этим убивцам до массовой сборки пока далеко.

Я не хочу сказать, что та же компания Porsche не в состоянии сделать машину, которая будет превосходить премиум-автомобили Теслы по всем параметрам. Может наверное. Но пока имеем только красивые картинки и мнение писателей слов руками, что "ягуар как-то внешне поприкольнее, а у порша салон пофунцикличнее". Как запустят в серию, так и посмотрим на тесты фейс-ту-фейс. Сравнивать реальную машину с рендером - все равно что на копипасту в интернете отвечать.

0

Я хорошо понимаю вашу позицию, но все же мы говорим не об условиях полной неопределенности :). Поэтому скорее всего (но не факт, ясное дело) конкуренты будут очень сильны.

Это не исключено, но я пока не уверен, что ведущие автопроизводители действительно собираются серьезно входить на рынок электромобилей. Прототипы или мелкосерийное производство - это да, но будут ли они вот прямо сейчас осуществлять массовую экспансию - вопрос. Там и производственных вопросов немало, и соревноваться со своими же машинами с ДВС не хочется, и непонятно пока, вернутся ли инвестиции, и если да, то как скоро. Так что без нескольких электрокаров от разных компаний, которые вот уже сегодня стоят у дилера и доступны для заказа я бы Теслу не хоронил.

0

Эх, вот бы сейчас прикупить акций Tesla)

Через брокерский счет вся процедура займет дня 3-4. Участие при этом минимально

0

Возможно. Но я такого никогда не делал и без понятия как происходит все это, поэтому пока не готов :)

У них еще проблема, где тачку починить. В России нет ни одного сервисного центра. В Германии (2-й их регион присутствия), машина может в очереди пару месяцев легко простоять.
Это клевая игрушка, но они ее продавали пока только адекватным людям из бизнес и топ сегмента. Любопытно, как пойдут продажи Tesla 3 и какие пойдут отзывы..

все автоконцерны начинали с проблем. все будет окей. форд вон 100 лет все налаживает и ничего. живы

0

Тот кто покупает Теслу в России вряд ли должен переживать о ее ремонте:) Да и вообще такой человек наверное в любой момент времени может позволить себе купить просто новой автомобиль просто так :)

Пусть хоть банкротится, необходимый импульс индустрии тесла уже дала. В плане электромобилей и автопилота

зато прохоров с ёмобилем довел )))) у теслы уже 3 машины созданы, а ёмобиль вроде как 3 макета и 1 ездящий был ) еще вольфовичу дарили. еще у прохорова многоразовые ракеты скоро догонят спейсикс. ведь частная космонавтика у нас рвется вперед, угу ) также наши строят соларсити и внедряют соларвол в крыму ) бугага. извините

Примерно 10 лет назад, вот именно так все и ныли в Интернете по поводу вышедшего iPhone 3G :))
Чего тогда только не писали. Что это высер, куда она лезет на рынок где правит балом Nokia, Samsung и Blackberry, что не взлетит. Что скоро сложиться вся компания Apple. И что блядь в итоге??

Весь мир хавает iPhone не взирая на стоимость и более удобные и дешёвые аналоги.
Всё ваше пиздабольство в комментах по поводу Tesla смешно читать. Да какая вам разница? Умрёт или не умрёт эта компания. Элан Маск изменил рынок автомобилестроения на многие годы, ОДИН ЧЕЛОВЕК!! Его надо в зад за это поцеловать. Потому что теперь ВСЕ стали клепать электромобили. Даже те автогиганты которые, что ещё пару лет назад хихикали на собраниях акционеров.

А на тот момент Apple был убыточной компанией? Хули вы все сравниваете высер, который жрет бабло, и целую экосистему, которое это бабло делает?

Иногда шаг вперед является результатом пинка под зад. Без этого пинка у так называемых конкурентов сейчас бы даже рендеров не было. У них жопа в мыле как бы не прос*ать рынок и не вылететь из отрасли через пять лет. Кто может, скупает компании по распознавания, кто не может - рисует картинки, уверяя инвесторов, что в 19-м году они не уйдут с молотка.

0

а откуда информация о 30.000 сотрудниках Тесла? можно ссылку?

0

Например, вот electrek.co/2016/11/25/tesla-30000-employees-solarcity/

По памяти в 2015 году было 14 тысяч, в 2014 - 6 или 7.

>В 2019 году на рынке появится Porsche Mission E — конкурент Tesla Model S

Блин, выпустит, сумеет, на рендере выглядит лучше. Теслы они вон уже ездят, тестируются, прогрессируют, автопилотят. А эти выпустят (ну это план такой, пока не факт) еще через 2,5-3 года. Да с такими темпами развития технологий Маск может сделать революцию в аккумуляторах и запускать свои Теслы на 1500 км без подзарядки.

Сейчас все технологии любой портативной электроники сдерживаются исключительно аккумуляторами. Там без Маска вкладываются миллиарды, и за новые емкие аккумуляторы убить готовы.

Ну, глупо сомневаться, что Porsche не сможет сделать электромобиль. В электромоторе и батарейке Теслы нет ничего инновационного, это скорее proof of concept, приведший к изменению сознания людей и началу создания инфраструктуры. Вот только у обычных автопроизводителей денег и опыта все равно больше.

Понятно что и денег и экспертности у автопромов больше. И я не сомневаюсь, что они смогут, я к тому, что 3 года. ТРИ! Какие события могу произойти за эти 3 года никто не знает и то что они планируют сейчас через 3 года может быть уже не торт, а тесла уже как бы торт. А если порши захотят сделать торт, то это опять внедрение новых технологий и опять надо откладывать запуск.

В общем я к тому, что порши (читайте мерсы, ваги и т.д.) сейчас в позиции догоняющего. Ну, мне так кажется. Хотя с меня такой эксперт))

Хотя не исключаю, что будет как с Эпплом и их революциями. Запили, открыли новую эру, а потом пришли остальные ребята и сделали так же и местами лучше. А это как раз на руку простым потребителям, как сказал выше Ron Bullet.

>Tesla Model 3 $35 тысяч
Ээээ, постойте. А разве 35 тысяч это не цена с учётом государственных дотаций, которые составляют более 20тыс баксов и в итоге Модел3 стоит дороже аналогов?

0

цена без дотаций, которая в калифорнии $7500 и ограничена определенным количеством ( из за этого такой ажиотаж на предзаказ )

0

Такую машину нужно под автозвук пускать с её аккумуляторами )))

Прочитав заголовок, сразу скептически отнесся к статье. А после того как дошел до места "На рендере интерьер Porsche Mission E выглядит функциональнее Tesla Model S", так вообще перестал воспринимать всерьез автора. Т.е. автор сравнивает существующий, рабочий автомобиль с автомобилем нарисованным. Я просто не знаю как можно написать такую предвзятую, нелогичную, практически хейтерскую статью. Вы на vc на адекватность проверяете авторов?

0

Может ли наилучших технических решений задачи быть несколько?

Я думаю, что лучшее решение на данный момент — всегда одно. Тогда к чему вся эта бестолковая конкурентная возня нам — потребителям? Все производители имеют нас, как могут, а мы и рады.

Прямой эфир
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления