Лого vc.ru

Каково быть единственным стартапом на Сахалине: рассказ основателей «РокетГо» о ведении бизнеса в регионе

Каково быть единственным стартапом на Сахалине: рассказ основателей «РокетГо» о ведении бизнеса в регионе

Основатели сахалинского туристического сервиса «РокетГо» Хиун Ким и Вадим Митьковец написали для vc.ru колонку о том, как компания развивает бизнес на Сахалине, каковы плюсы и минусы работы в регионе и как устроено ИТ-сообщество на острове.

О сахалинских перспективах

Сахалинская область — не «айтишный» регион. Три самых крупных бизнес-направления на острове — это нефтегазовые проекты («Сахалин Энерджи» и Exxon), торговля морепродуктами и строительство. Основные денежные потоки генерируют они, а остальные предприниматели их обслуживают. Большое количество бизнесов еще с 1990-х годов было ориентировано на иностранцев, потому что и «Сахалин Энерджи», и Exxon создавались зарубежными подрядчиками, однако с точки зрения технологий они так и остались в 1990-х годах.

Компания «Сахалин Энерджи» была создана в 1994 годы. По соглашению о разделе продукции иностранные акционеры «Сахалин Энерджи» вкладывали средства в разработку месторождений и развитие компании, чтобы потом вернуть их газом и нефтью.

Поскольку инвесторы знали, что средства они вернут, они не скупились, и до 2007 года, когда в состав акционеров «Сахалин Энерджи» вошел «Газпром», выкупив 50% плюс одну акцию компании, деньги лились рекой. Потом началась экономия, а дорогих иностранных специалистов стали понемногу заменять на российских сотрудников с материка — из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других крупных городов.

Нефтяной бум закончился давно, но теперь начинается другой — туристический. Сахалин стал «Территорией опережающего развития», и местная туристическая инфраструктура получит 16 млрд рублей, из которых 10 млрд даст правительство Сахалинской области, а остальное — частные инвесторы.

Мы тоже надеемся заработать на туризме, и весной 2016 года начали работу над сервисом, который помогает приехавшим на Сахалин туристам получить любую услугу — пополнение скипасса, покупка авиабилета, тур, экскурсию, вызов такси, доставку морепродуктов и другой еды — всё, что может понадобится на отдыхе. Стоимость услуг для пользователей такая же, как при заказе напрямую. Мы заработаем за счёт комиссии, которую дают партнеры.

Об интернет-компаниях

Технологических стартапов вроде нашего на Сахалине больше нет. На острове пользуется популярностью якутский стартап Indriver. Это сервис заказа такси в формате аукциона: пользователи сами назначают цену поездки, а потом выбирают водителя из тех, кто откликнулся.

Ещё есть сервис доставки еды, наподобие московского Delivery Club, но это не стартап, а проект медийной компании Sakh.com. Мы сами хотели сделать такой сервис, но Sakh.com оказался быстрее, а бороться с главным сахалинским медиа нет смысла.

Ещё один местный бизнес, который частично ушел в онлайн — сеть цветочных магазинов Candy Rose, которая принадлежит одному из нас (Вадиму Митьковцу). Собственно, мы так и познакомились: один был подрядчиком (Хиун Ким), который делал для другого онлайн-сервис доставки цветов givemeflower.ru.

Ещё один заметный представитель интернет-торговли на Сахалине — магазин Palladi.ru. Он занимается продуктами питания и товарами для дома. Остальные онлайн-предприниматели занимаются мелкой торговлей и делают это через Instargam. На острове есть много так называемых «инстамаркетов», и через них предприимчивые люди продают, например, одежду или чехлы для телефонов.

Специфика региона такова, что интернет-торговля часто не имеет смысла. Дешевле сделать заказ в крупных интернет-магазинах с материка, вроде Lamoda, а проще самому съездить в магазин. Столица области — Южно-Сахалинск — совсем небольшой город, здесь живет 200 тысяч человек, а во всей области — всего 580 тысяч человек.

О кадровом голоде

Наш третий партнер Илья Пак, который занимался написанием приложения, работал в компании «Сахалин Энерджи». Почти все лучшие ИТ-специалисты на Сахалине работают либо в «Сахалин Энерджи», либо в другой нефтегазовой компании — Exxon.

В компании «Сахалин Энерджи» ИТ-отдел насчитывает около 100 человек. В Exxon большая часть ИТ-систем поддерживается на глобальном уровне, и ИТ-специалистов там не больше 20 человек. Все эти люди — чуть больше сотни человек — в общем-то, и есть всё ИТ-сообщество острова. Так что если вы запускаете на Сахалине стартап, то одним из ваших партнёров, скорее всего, будет «нефтяник».

Сначала мы этого не осознавали и искали разработчиков iOS- и Android-приложения по всему острову. Откликнулись 20 человек, и мы всем направили тестовое задание и готовы были за него заплатить, но с заданием никто не справился. Люди говорили «Делаем!», мы ждали, но результата не было.

Потом мы разместили объявления на биржах фрилансеров fl.ru и freelancer.ru, но как ни странно, разработчики из России откликались редко, а в основном писали из Узбекистана, Киргизии, Казахстана, и все требовали предоплату 50%.

В итоге мы разговорились с коллегой по работе, который занимался проектированием скважин, а в качестве хобби программировал. Это и был Илья Пак, с которым мы сработались. Пока один из нас (Хиун Ким) тоже работал в «Сахалин Энерджи» мы днём в перерывах обсуждали приложение, а вечером после работы писали код и искал баги. Наше приложение для iOS написано на языке Swift, приложение для Android — на Java. Серверная часть приложения написана на PHP и Python. На написание первой версии мы потратили месяц, и ещё несколько месяцев ушло на доработки.

Не знаем, связано ли это с региональной спецификой, но эквайринговую компанию найти было ещё сложнее, чем программиста. Подключиться к системе эквайринга гораздо сложнее, чем написано на сайтах этих систем. В начале августа мы начали переговоры с 10 компаниями, и только в конце октября мы подписали договор с одной из них — PayOnline.

Компании отказывали без объяснения причин. Процесс осложнялся тем, что нужен был приём платежей не только от россиян, но и от иностранцев (мы рассчитываем на туристов из Китая и других стран Азии), но оказалось, что очень мало компаний могут это организовать. В какой-то момент казалось, что мы вообще не сможем найти эквайера, и вся идея разрушится.

О пользе изоляции

Во время разработки приложения мы вдохновлялись примером американского стартапа Magic, который выполняет любые заказы в формате SMS-переписки. Билеты в театр, подачу вертолета — всё что угодно ты можешь заказать, отправив SMS. Такая же идея была у двух его российских клонов — Getmagic.ru и Magicnow.ru. Но чтобы исполнять любые желания людей по всей России, нужны огромные инвестиции, поэтому один из проектов закрылся, а про второй мы ничего не знаем. Наш сервис работает только на Сахалине и только в сфере туризма.

В узкой нише формат чата, наоборот, помогает сберечь средства. Мы автоматизировали оплату скипассов в курорте «Горный воздух» (главный центр туризма на острове) и поиск авиабилетов. Остальные услуги — туры, заказ такси, доставка еды — заказываются в чатах.

Заказы принимают два оператора, и мы — основатели проекта. Почему так? Сейчас мы только предполагаем, какие услуги окажутся самыми востребованными, и какие сценарии возможны при заказе этих услуг. Когда мы будем знать — автоматизируем и их.

Удалённость от центральной России в какой-то степени избавляет от шаблонов. В азиатские страны долететь проще, поэтому мы часто бываем, например, в Корее. Работа в международных компаниях тоже способствует общению с иностранцами — у нас были проекты с командами из США, Голландии и Малайзии.

Особых стандартов в работе мы не придерживаемся — используем то, что удобно. Для совместной работы используем Trello, а после того, как вышла iOS 10, активно пользуемся совместными заметками. Среди существующих CRM нам ничего не подошло, и мы написали собственную. Решение для работы с чатами я нашёл, листая уже второй десяток страниц в выдаче Google — оно называется Intercom.

О помощи родных стен

Кажется, стартап можно развивать из любого места. Некоторые целыми командами выезжают работать на какой-нибудь курорт. Но несмотря на то, что на Сахалине очень живописно, никому не придёт в голову приезжать сюда именно для работы, потому что жить здесь дорого, и девять месяцев в году стоит зима. В октябре выпадает первый снег и сходит только в мае. Купаться можно только в июле и августе. Почти все мужчины рыбаки. У молодежи считается позором не уметь кататься на горных лыжах или сноуборде.

Мы выросли здесь и исповедуем принцип «Где родился, там и пригодился», тем более что наш стартап поддержало правительство Сахалинской области. Не то чтобы кто-то выделил нам деньги на развитие (мы развивались на свои средства) или водили нас за ручку на встречи с потенциальными партнерами, но в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики после нашей встречи с министром проект признали полезным для развития туризма. Нам это сильно помогло в переговорах с местными предпринимателями, далекими от технологий.

Даже если вы единственный в своем регионе или городе стартапер, переезжать в крупный российский город или вообще за границу — не всегда лучший выбор.

В 2017 году мы надеемся выйти в ноль — в основном, за счет продажи скипассов. В следующих сезонах надеемся заработать — уже на продаже туров. Дальнейшие планы — настроить все бизнес-процессы на Сахалине и с наработанным опытом выйти в другие города России и в страны Азии — в Корею, Китай, Таиланд и Японию.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Теги

На Сахалине, а не в Сахалине )

Молодцы! Крутая история!

На Сахалине как на Марсе – чем бы ты не занялся (за исключением алкоголизма), во всем будешь первым

0

Антон, надеемся, что и на Сахалине и на Марсе это временно.

0

Марс уже не спасти(

0

И все таки люди стараются!

Ладно Сахалин - остров, легко можно с Англией и ее знаменитыми алкоголиками перепутать. Но Марс?! Не томите! Кто он - славный, но порочный продолжатель Гагарина и Армстронга? Имя этого незаслуженно позабытого алкоголика!

Протрезвеете, перечитайте. Делов-то...

>>>Такая же идея была у двух его российских клонов — Getmagic.ru и Magicnow.ru. Но чтобы исполнять любые желания людей по всей России, нужны огромные инвестиции, поэтому один из проектов закрылся, а про второй мы ничего не знаем.

Хммм... сравним сайт magicnow.ru и ваш, найдите 10 отличий:

Ок, ребят, в чём прикол? На чём зарабатываете?
Самый популярный вопрос :) Все очень просто, мы получаем вознаграждение от наших партнеров и поставщиков услуг – они получают клиентов, вы получаете удобный сервис, мы получаем $ от партнеров. Triple vin strategy!

Ваш:
Что-то не понятно, а как вы зарабатываете?
Нас часто об этом спрашивают =) Тут все просто, мы получаем комиссию от наших партнеров и поставщиков услуг – они получают клиентов, вы получаете удобный сервис, мы получаем $ от партнеров. Выигрывают все. Triple Win!

Есть одно отличие - у вас текст более грамотный!

Привет! Мы когда формировали позицию, то действительно использовали подачу magicnow.ru. Нам она показалась очень близкой. Думаю стоит отметить, что мы предварительно списывались с основателями magicnow и просили разрешение на использование некоторых речевых оборотов.

0

А зачем? Зачем надо было использовать точно такие же обороты и выражения?

0

Вы конечно же правы. Мы планируем переработать текст в скором времени. Просто в командах подобной нашей, как всегда нужно все и сейчас.

Если отвечать на ваш вопрос, то при заполнении лендинга, нам показалось это проще. Тексты писали сами, не привлекая специалистов.

0

А как вы доносите до потребителя информацию о вашем продукте?
Рекламируется где-нибудь? билборды у подъемников?

Мы размещали рекламные статьи на нашем региональном портале sakh.com, он принес нам первую тысячу регистраций и обратную связь. На Горном Воздухе мы купили рекламные места. Выступали на местном радио. Остальное делает сарафан (город маленький:)

Еще забыл упомянуть, что делали ряд публикаций в Дальневосточных интернет СМИ. И еще мы издали свой бортовой журнал при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Журнал с нашей обложкой и четырьмя полосами внутри сейчас летает на всех бортах авиакомпании "Аврора"

Туристический маркетплейс был бы очень кстати, только не для Южно-Сахалинска, а для севера Сахалина. Вот прям испытываю огромное желание сгонять на летнюю/зимнюю рыбалку охоту на север, или скажем ловить крабов/гребешков. Средний чек высокий, и желающих как я достаточно много.

0

Денис! На самом деле мы как раз недавно заключили такие договоры с нашими партнерами и скоро добавим все наши предложения. У нас есть и охота и рыбалка. Крабы и гребешки уже есть! Приезжайте, поедем вместе! Это незабываемо!

Ребята, молодцы!
Может, как-нибудь зимой вместо Розы Хутор, приеду к вам :)

0

Вячеслав! Приезжайте. Будем рады познакомиться лично!

Крутые парни.
Возник вопрос, intercom интегрируется прямо в мобильное приложение?
И еще желаю вам много сил и нескончаемых финансов в следующем году;)

Спасибо! Интерком, да интегрируется

0

Ребята, Южное Приморье, сумашедшая красота Сихотэ-Алинь, а еще там гораздо теплее Сахалина...там осваивать и осваивать....

0

У нас вся Россия - одна большая красота. И что важно, она разная

0

не планируете идти в Приморье?

0

Планы есть. Трудно сказать когда. Присматриваемся к Владивостоку

0

О, общение в текстовом формате - это прорыв. Помню, как попыталась заказать в переписке цветы в Кэнди Роуз для юбилея мамы, но мне отказали - обязательно надо было разговаривать "голосом", невзирая на роуминг и разницу во времени.

0

Это правда, неприятная история. Уверен, что качество сервиса на Сахалине будет только расти. В следующий раз заказывайте цветы через нас. Мы следим за тем, чтобы любой заказ был исполнен и контролируем качество исполнения. Все негативные фидбэки всегда передаются партнерам (руководству)

0

Жил на Сахалине 25 лет в Охе, всё -хорошо можно бизнес делать одна проблема это логистика и перелёт, с москвы к примеру 10-12 часов с пересадками в хабаровске и цена билета ,дешевле в европу слетать или в Карелию съездить

0

Сейчас есть регулярные/ежедневные прямые рейсы из Москвы до Южно-Сахалинска, время полета около 8 часов. Конечно, цены разнятся и зависят от сезона, к примеру в 20х числах января можно слетать за 23000р round trip. Когда мои друзья (живут в Москве) летали в Европу в прошлом году, то в совокупности: перелет+трансфер до курорта занял у них порядка 20 часов. В Южно-Сахалинске от аэропорта до Горного Воздуха 10 минут на такси

Южный мне не понравился ,если на сахалин то нужно ехать на север или юг от юнжого км так 50 минимум .Лететь ради Горного воздуха за 10 000км нет спасибо я в Сочи на 3 ночи :)

0

Дмитрий уважаю ваш выбор и мнение. Однако точно также уважаю выбор тех гостей, кто все таки захочет приехать на Сахалин.

А про 50км, мы это тоже можем организовать: охота, рыбалка, на снегоходах зимой, на квадрациклах летом. Впечатления незабываемые. На себе проверяли каждого партнера

0

Мы едим в сочи ,но сочи мы не видим -видим горы ,лес,склоны Едим в Домбай все плюются что там колхоз но едим в горы и нам до лапочки что в посёлке колхоз .

0

а из Владивостока наверное в среднем гораздо дешевле? интересно откуда к вам обычно прилетают?

0

Наши гости в основном из ДВ (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и т.д).

Если говорить об иностранцах, то это конечно Япония, Южная Корея и Китай.

Для справки. Опираясь на информацию Правительства Сахалинской области объем платных туристских услуг, оказанных населению включая услуги гостиниц и аналогичных средств размещения в 2015 году составил 2,5 млрд рублей. И этот показатель растет sakhalin.gov.ru/?id=89

0

Средняя цена перелета из Владивостока и обратно около 13000р

0

Вопрос к основателям.

Как вы решаете проблему конкуренции между сервисами? Вот у вас на скриншоте есть такая фраза "поищу для вас самые дешевые авиабилеты и гостиницу". То есть если у вас договоренность с тремя, например, гостиницами, то вы действительно выбираете самую дешевую? Остальные тогда в пролете? Если же вы выбираете одну из трех по другому принципу, то не факт, что она будет самая дешевая.

0

Если отвечать коротко, то мы действительно предлагаем клиенту самую дешевую. Это одно из наших основных правил. Клиент всегда получает цену такую же как у партнера или даже ниже. И имеет право перепроверить цену.

У нас сейчас есть партнерка от travelpayouts (aviasales) и прямые договора с гостиницами. По первому варианту клиент в приложении может сам подобрать себе гостиницу, причем не только в Южно-Сахалинске. По второму варианту, часто бывает, что предложение на партнерке с авиасэйлз выгоднее, ставок, которые дают нам наши гостиницы. С другой стороны, гостиницы отдают на метапоисковики определенное кол-во квот.

0

Спасибо, в целом ясно.

Удачи вам! Сам проживаю на Сахалине, а о вас даже никогда не слышал 😅😅

вы же раньше были сервисом доставки еды?

0

Верно! И в статье про это упомянули.

Прямой эфир
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления