Лого vc.ru

Конец Facebook, каким мы его знали

Конец Facebook, каким мы его знали

Совсем недавно соцсеть объявила о том, что уберет чат из своих мобильных приложений, не оставив пользователям других вариантов, кроме использования для чатов приложения Messenger. Райан Тейт из The Verge считает, что этот шаг свидетельствует о том, что в мобильной среде Facebook, каким мы его знали, приходит конец.

Поделиться

Facebook — это компания, которая зарабатывает миллиарды на том, что соединяет людей. Теперь же, она собирается усложнить для своих пользователей сам процесс общения. Недавно соцсеть объявила о планах убрать из своих мобильных приложений функционал мессенджера, по факту, заставив пользователей вдобавок к основному аппу скачивать еще и собственно Facebook Messenger. Это нововведение, безусловно, кому-то покажется раздражающим, но скорее всего дело этим не ограничится. По мнению многих наблюдателей, удаление чата — это лишь первый шаг процесса ухода Facebook от единого средства, объединяющего в себе функции многих приложений.

Совершенно очевидно, что необходимость что-то отдельно скачивать для общения, элементарно приведет к снижению числа людей, с которыми можно будет поговорить в Facebook с помощью мобильного приложения. Зачем же соцсеть пошла на такой шаг?

Многие эксперты, с которыми мне удалось поговорить, считают, что все дело в том, что Facebook меняет свою идеологию и теперь будет вести себя как компания, создающая приложения с четкой и конкретной функциональностью. Число пользователей может увеличиваться и благодаря старому подходу, когда Facebook объединял в себе множество разных функций, но в Долине все больше сторонников приобретает мнение о том, что пользователи ждут от приложения отличного выполнения какой-то одной конкретной вещи. 

Мэтт Мерфи, который руководит в венчурной фирме Kleiner Perkins подразделением iFund, с этим совершенно согласен: 

Мы видим, что в мобильной среде побеждает более простой, ясный и четкий опыт. Если вы решаете сделать приложение более сложным, это может «размыть» все впечатления от работы с ним.

Facebook: опыт второго класса 

Соцсеть, фактически, подтвердила этот тезис применительно к своему мобильному приложению, раскрыв статистику, согласной которой в отдельностоящем Messenger пользователи отвечают на сообщения на 20% чаще, чем в главном приложении. Даже сам Цукерберг жаловался, что чат внутри Facebook App — это опыт «второго класса». 

В принципе, так можно сказать вообще про любую функцию флагманскго приложения. Поэтому компания на протяжении последних двух лет последовательно выносит из него большие куски функциональности (например Paper и Camera). CEO компании аналитики мобильных приложений Flurry Саймон Халаф (Simon Khalaf) так описывает мобильный Facebook: 

Опыт использования Facebook складывается из трех отдельных компонентов. Во-первых — это фотошэринг, затем идет стена — то есть лента новостей, а третье — коммуникация. И все это они разбивают на три разные приложения.

Для обмена фотографиями у Facebook есть приложение Photos и, конечно же, Instagram. Для новостей есть Paper, а для коммуникаций — Messenger. 

Подготовка путей отступления 

Какой же функционал останется в главном приложении Facebook спустя несколько лет? На больших рынках, вроде США, число пользователей соцсети почти что не растет. При этом, переходя с десктопной версии на мобильную, они совсем не обязательно, продолжают использовать Facebook так же интенсивно. Более того, иногда люди даже уходят к конкурентам вроде SnapChat или WhatsApp (который теперь уже не конкурент). 

Бывший главный редактор TechCrunch и основатель блога Inside Facebook Эрик Элдон, что все последние шаги Цукерберга очень похожи на подготовку плацдарма для отступления: 

Если взглянуть на ситуацию скептически, то можно подумать, что Facebook готовится к тому, что будет делать, когда флагманский корабль (основное приложение) начнет тонуть. Более мягкое мнение заключается в том, что они пытаются сделать более четким и понятным использование тех функций Facebook, которые имеют нераскрытый потенциал  [...] Я думаю, что компанию беспокоит влияние долгосрочных трендов на ядро Facebook и растущая популярность конкурирующих приложений-мессенджеров.

Нет никаких сомнений в том, что решение «выпилить» возможность обмена сообщениями из основного приложения в краткосрочной перспективе негативно скажется на активность общения в Facebook. Приложение Facebook App остается одним из самых скачиванием, как в AppStore, так и в Google Play, и раньше любой, кто открывал его, одновременно был залогинен и в чате — но теперь этому придет конец. 

Безусловно, купив WhatsApp, Марк Цукерберг теперь может позволить себе небольшую «просадку» в активности обмена сообщениями. В конце концов, у его компании только что появилось больше 500 млн новых пользователей, которые только чатом и пользуются. Основной вызов, стоящий перед Facebook, заключается в трансформации от франкенштейнообразного создания, включающего в себя самые разные функции в фабрику по производству качественных социальных приложений, которые работают отдельно, но объединены благодаря социальному графу Facebook. 

Заставляя мобильных пользователей устанавливать Messenger и не оставляя им никакого выбора (если не считать выходом использование старых версии Android, которые не поддерживают мессенджер), компания четко дает понять, что ради сиюминутного удовлетворения потребностей не станет приносить в жертву будущие инновации. Если Facebook продолжит действовать столь смело, то вполне может подорвать устоявшееся в технологических кругах мнение о том, что компании, совершившие прорыв в какой-то области, затем «закисают» и неизбежно проигрывают следующему поколению инноваторов.

Статьи по теме
В Facebook Messenger появились звонки03 апреля 2014, 21:02
Станет ли Facebook новым Yahoo31 марта 2014, 08:43
Hack — язык программирования нового поколения от Facebook23 марта 2014, 11:25
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Alexander Kuzmin
Retail&HoReCa

"До чего порой обидно, что хозяина не видно - вверх и в темноту уходит нить..."
Конечно банк Открытие купил Петрокоммерц, но мой вопрос не про форму консолидации активов, а про реального собственника всей финансовой структуры. Банки создаются для обслуживания конкретных финансовых потоков, так? Что у Ханты-мансийского банка, что у банка Петрокоммерц, генератором основного денежного потокока была и остается группа Лукойл - отсюда и вывод/вопрос про "настоящего хозяина". Лукойл - крупнейшая частная ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания), отсюда неудивительно, что "Открытие" - крупнейший в РФ частный банк) Надолго ли? Видимо, это вопрос нужно адресовать Игорю Сечину - перехватив у Лукойла Башнефть, он может вскоре поглотить и сам Лукойл. И тогда "Открытие" в пять секунд станет филиалом ВБРР - «Всероссийского банка развития регионов».
Отвечать мне не нужно - четверть века в топливном бизнесе научили меня задавать вопросы только тогда, когда знаю точный ответ)

«Теперь наши конкуренты — не банки, а передовые ИТ-компании»
0
Антон Пискунов
Beastgaming

Прекрасно, но может быть вы бы ответили на вопрос? Что произошло при первой такой ситуации когда у вас всё еще есть пять бесплатных правок, а менеджер просит с вас денег?

В статье это не описано.

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Gregory Golovanov

Ясность не лишняя, хоть бы и к шутке)

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Pavel Doronin
SmartCAT.ai

Постоянно пробую и покупаю подписки в разных сервисах (основной уже пару лет — Deezer), чтобы посмотреть, у кого что новенького. Так вот главная проблема — в переносимости своей истории из одного сервиса в другой. У меня в Deezer есть огромный плейлист с эмбиентом для работы. Ну вот перешёл я на Apple Music или Яндекс.Музыку, треки там почти все есть, но плейлист придётся заново составлять. Или любимых исполнителей лайкать, чтобы обучить движок, или любимые песни.
У Яндекс.Музыки был классный ход, когда можно быть залогиниться через VK и автоматически составить плейлист из этой же музыки, что у тебя в аудиозаписях (если песни есть на сервисе). Если не ошибаюсь, VK потом закрыл им такую возможность.
Если бы был какой-то единый стандарт переноса своих предпочтений между сервисами, было бы очень удобно мигрировать: сегодня на Spotify, завтра на Deezer, летом на Яндекс.Музыке.

«Яндекс» впервые раскрыл число платных подписчиков сервиса «Музыка»
0
Anonimus Anonimusov

Это же шутка, алло

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Показать еще