Лого vc.ru

Три закона критики для правильных ребят

Три закона критики для правильных ребят

Создатель сервиса для редактирования текста «Главред» Максим Ильяхов написал в своём блоге заметку о критике — почему нужно уметь критиковать и как это нужно делать с пользой.

Поделиться

Критика — это хорошо. Полезное действие критики — помогать людям улучшать то, за что они отвечают. Дизайнеру говорят «интерфейс неудобный», он его улучшает, получается удобный интерфейс. Писателю говорят «у тебя опечатка», он ее исправляет, теперь опечатки нет. Благодаря критике мир становится лучше.

Но есть проблема: иногда критику тяжело воспринимать, потому что она сформулирована как личное оскорбление. Такая критика не достигает полезного действия, из-за нее портятся отношения и репутация.

Чтобы достигать пользы, сохранять отношения и не портить репутацию, следуйте трем законам критики.

Первый закон критики. Не нравится — критикуй

Критикуй все, что не нравится, вне зависимости от того, критиковал это кто-то другой и веришь ли ты в результативность критики.

  • Не работает кнопка в интернет-банке — написал в техподдержку
  • Плохо сформулирован текст на сайте — написал автору
  • Плохо лежит асфальт во дворе — написал в городской портал

Если тебя игнорируют в связи с важной проблемой, не стесняйся включать «клиента из ада» и вынести мозг ответственным. Так сложилось, что диспетчеры, дизайнеры, президенты, программисты, писатели и вообще все мы то и дело забиваем на тех, кто не отстаивает свою позицию. Если о проблеме сообщил один человек, этой проблемы нет. Но если сто человек выносят мозг этой проблемой каждый день, мы найдем способ ее решить.

Не жди, что проблема рассосется сама собой. Не надейся, что за тебя о проблеме расскажет кто-то другой. Не нравится — критикуй.

Второй закон критики. Критикуешь — обоснуй

Чтобы критика принесла пользу, нужно объяснить, что именно тебе не нравится, и почему это плохо:

  • Кнопка нажимается, но ничего не происходит. Не приходит СМС, не могу оплатить.
  • Из текста непонятно, что делать после прихода уведомления. Я ничего не делал, и платеж не прошел.
  • Асфальт во дворе положили плохо: сплошные ямы. На машине проезжать неудобно, а на велосипеде вообще невозможно.

Всегда критикуйте работу, но никогда — человека. Не пытайтесь намекнуть, что ответственный некомпетентный. Вот так нельзя:

Такая критика ни к чему не приводит, потому что со стороны выглядит высокомерно. Так как критику воспринимает живой человек, он не захочет отвечать на такую критику. Представь, на твой сайт пишут: «Что за кретин сделал этот сайт?»

Критику воспринимать тяжело: она значит, что ответственный плохо справился со своей работой. Не усугубляй это высокомерными комментариями. Критикуешь — обоснуй.

Третий закон критики. Если знаешь — предложи

Мой блог читают дизайнеры, писатели и разработчики. Хороший дизайнер видит вокруг себя плохой дизайн и знает, как его улучшить. То же касается писателя и разработчика:

  • Дизайнер, в отличие от обычного пользователя, знает закон Фиттса и что интерфейс — зло. Дизайнер может предложить улучшение, о котором обычный пользователь не догадывается.
  • Редактор начитанный, изучает международный опыт и понимает, как правильно составлять публичные объявления. Он составит гораздо более убедительное объявление, чем обычный чиновник или горожанин.
  • Разработчик умеет оптимизировать анимацию и знает, что такое 60 FPS. Там, где пользователь грешит на медленный компьютер, разработчик уже оптимизирует анимацию.

Если знаешь, как улучшить то, чем ты недоволен, предложи улучшение. Неважно, правильное оно или нет, внедрят его или нет, учтешь ты какие-то тонкости или нет. Если знаешь — предложи.

Закон в действии

Вот как выглядит неконструктивная критика с пассивной агрессией:

Вы видели новый сайт Альфа-банка? Что за лютый п...ц! @alfabank, зачем ты с нами так?

Это высокомерно и бесполезно. Разве что кинуть дешевые понты перед друзьями: смотрите, какой я смелый, качу бочку на «Альфа-банк». К сожалению, эта критика не поможет ни вам, ни «Альфа-банку».

А вот как выглядит полезная аргументированная критика:

@alfabank у вас на сайте фоновое видео тормозит под Хромом на «Рэсбери». Предлагаю заменять на статические картинки, если клиент маломощный. Вот код: (ссылка)

Теперь у вас есть шанс изменить «Альфа-банк», получить от них приглашение на работу, а от друзей — подлинное уважение.

Запомните три закона:

  1. Не нравится — критикуй.
  2. Критикуешь — обоснуй.
  3. Если знаешь — предложи.
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Отсутствует еще одно важное правило - адресность. Если критиковать не по адресу - толку не будет никакого.

.....эээ. Этож из И.Сталина.
Не согласен - критикуй
Критикуешь - предлагай
Предлагаешь - делай
Делаешь - отвечай

Здорово, конечно, но есть такое дело.. Пользователи банка, которому они платят не самые маленькие деньги, имеют право за эти деньги получить сервис и выразить недовольство, если этот сервис некачественный. Точно так же, если асфальт положили плохо, то у налогоплательщика есть полное право сказать, что вы, блядь, мудаки безрукие, положите асфальт нормально, твари. Правда-правда.
Если в Альфа-банке работают такие нежные создания, которые из-за подобных пассажей падают в обморок, то у них, в принципе, 2 варианта — или делать все нормально, или увольняться.

Да, конечно, приятно и хорошо получать конструктивный фидбэк и всяческую поддержку, но оплеухи тоже нужно терпеть, это ж бизнес, чуваки.

Круто и в сущности правильно. Только неадекватность, сквернословие и прочее автоматом отправляет заявку в стоп лист. Например:

Господа, эта дорога сделана неподобающим образом, извольте исправить.
Уважаемые, сервис ни к чёрту, разрулите.

И все. Все пашут, контактируют. Между строк прочитают, но и человеческое отношение почувствуют, вооооот.

0

Когда вы оскорбляете кого то это воспринимается как "очередной мудило хейтит", а это явно не лучший способ донести вашу идею до кого либо.

Вы тут путаете тёплое с мягким. Суть не в донесении идеи, суть в том, что что-то реализовано плохо, и исполнители получают об этом уведомление. Тут не важно, в каком виде это уведомление — за свои кровные деньги я не должна переживать, оскорбятся ли коммунальщики и росавтодор от моего сообщения, мне вообще наплевать. Они изначально должны были сделать нормально, а коли не сделали — их душевное состояние не есть моя проблема.

Точно так же, я являюсь клиентом Альфа-банка, и все эти чудесные красоты, реализованные на их ресурсе, делаются и за мой счет в том числе. И меня удивляет, что при наличии какой-либо проблемы, уважаемые сотрудники банка вообще в принципе могут встать в позицию «попроси вежливо». Человек им передал так, как умеет, пусть спасибо скажут, что ли. Мог ведь просто уйти и деньги забрать.

Альфабанк, по вашей же рекомендации включаю немного адового клиента, афиширую свою критику, оставленную вами без внимания - пусть видит народ какие вы хорошие :)
www.banki.ru/services/responses/bank/response/7478614/#bankAnswer

Один вопрос: с хуяль я должен выполнять работу программистов альфа-банка? Еще и код им показывать

Мне кажется если альфа-банк сам не понимает что у него ебанутый сайт = он не пользуется своим сайтом, то все ясно и можно смело слать его нахуй

У разработчиков игр есть правило: играй в свои игры - отличное правило для всех видов бизнеса.

Ешь свою шаурму, пользуйся своим сайтом, езжай на своей машине.


Критика, она на то и критика. Ты показываешь что ты не будешь пользоваться хуйней и уйдешь к другому. Всегда есть выбор.

Автор упирается в отсутствие свободы выбора, но всегда есть выбор между альфой и Райффайзеном, между нынешний депутатом едра с хуевым асфальтом и оппозицией.

Да, вы можете сказать что альфа отличный банк, а менять банк из-за сайта глупо. Только это значит что этот банк не отличный: тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков.

Ну это и есть критика и то, как она работает.

А автор говорит о том, как "изменить". Тогда статью надо было назвать "три правила как помочь кому-то измениться". И это уже зависит от желания изменить что-то, или поменять что-то на лучшее

Плюс, надо учесть что иногда все пожелания что-то изменить, так же до одного места как и критика

Вообще не похоже, что подход "Мне у вас вот это вот не понравилось, сразу же уйду к другому, мудилы" хоть как-то работает. Я вот не могу представить себе идеального поставщика некоторых абстрактных услуг, который удовлетворял бы всем моим требованиям, так что же, мне метаться от одного к другому, попутно поливая всех грязью? Не проще ли сказать: "Ребят, у вас тут (например) верстка поехала, поменять нужно то-то и то-то", - чтобы наслаждаться потом исправленным продуктом? Если фирма и правда кладет болт на своих клиентов, от нее нужно уходить, это правда, но есть же случаи, когда уйти невозможно, или даже со всеми своими косяками эта фирма - лучшая на рынке. Остается только помочь исправить недостатки.

0

Когда-нибудь ты обоссышься, пойдёшь по улице в мокрых штанах, но никто не скажет тебе, что ты обоссался и идёшь в мокрых штанах, потому что «с хуяль» он должен за тебя следить за твоими мокрыми обоссаными штанами?

Если ты обоссышься, будешь идти по улице, и будешь не знать, и не чувствовать что ты обоссаный. Это очень неожиданно! И странно! Наверно действительно надо, что бы люди тебе об этом говорили :)

C меньшими бедами надо поступать аналогично. Если ты идёшь по улице и видишь, что там валяется какой-то мужик, явно пьяный. Что ты сделаешь? Просто пройдёшь мимо?

Так мы рассматриваем помощь или критику? Есть время, желание, возиться с мужиком пьяным? Кто виноват что он пьян? Даже если это не важно, все-таки вряд-ли воспользуюсь его услугами (любыми)

А потом ты сам также грохнешься и все будет пофиг. Хотя позвонить в скорую или в дежурную часть — минутное дело.

Так и с критикой: ты сейчас пройдёшь мимо, а завтра пройдут мимо тебя. Не понимаю, как ты можешь занимать позицию мужика с обоссанными штанами.

Какой-то раб описывается, словно критикующий кому-то что-то должен. Критика - это не альтруизм, а эмоция. При чем не самая позитивная.

ога!
Вообще, надо признать, удивительная статья.

Критика бывает и положительной (если Вы не знали).

Это зависит от того, какого результата хочешь добиться. Пар сбросить? Тогда эта статья не нужна. Статья нужна тем, кто хочет, чтобы ситуацию исправили.

Интересно, а как эти правила работают против Сбербанка?
Дайте угадаю...
Да никак! Хоть запишись им с советами.
Овер 3000 человек в ИТ-отделе и до сих пор - не банк, а сплошное недоразумение.

Мда, не любят у нас критику и критиков.
Судя по комментариям, было задето за живое...

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Андрей Захаров

Мне Айфон и даром не нужен.

iPhone 7: первое знакомство
0
Андрей Захаров

Увы, память вам изменяет.

Первый смартфон с оптическим зумом 3x был Nokia N93, который вышел 10 лет назад (в 2006 году).

Так что Apple никакая не инновация. В Айфон из инноваций только процессор (он действительно быстр) и экран (он действительно ярок, хотя разрешение слабовато), а всё остальное - ниже среднего.

iPhone 7: первое знакомство
0
rvpyrv

Не статья, а сплошная реклама сервисов)

Один день начинающего предпринимателя из Кремниевой долины
0
Make Luv

Вот так инновация. Люмия с оптикой 41мп и диким зумом была года 4 назад. Какой-то самсунг аля фотик с функцией звонка тогда же видел.

iPhone 7: первое знакомство
1
Тагир Нурахметов

Ужасный текст :(

Кейс из России: как формат Canvas от Facebook помог «Мираторгу» охватить 70 тысяч пользователей
0
Показать еще