Лого vc.ru

Письмо в редакцию: Как молодой стартап пытался попасть в крупные российские СМИ

Письмо в редакцию: Как молодой стартап пытался попасть в крупные российские СМИ

PR-директор системы учета рабочего времени CrocoTime Татьяна Новикова прислала в редакцию ЦП письмо, в котором рассказала о процессе работы с отечественными СМИ. Например, «Ведомости», «Российская газета», «Коммерсантъ» написали о проекте, а журналист РБК прислал мотивированный отказ из-за того, что о проекте написали издания-конкуренты.

Поделиться

Попасть в топовые российские СМИ для молодого проекта — задача не из простых. Отечественных журналистов не упрекает только ленивый: и на письма-то они не отвечают, и денег за публикации хотят, и вообще не проявляют интереса к российским компаниям, если это не «Газпром» или «Тинькофф-банк».

У нас несколько иной опыт. CrocoTime — молодой проект из региона, о котором бесплатно написали крупнейшие российские СМИ: Forbes, «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета» и другие.

Как мы начинали

Задача выхода на федеральные СМИ возникла, когда у нас появились готовый продукт, десяток клиентов, их отзывы и готовность раскрыть финансовый результат за первые месяцы продаж.

Работой со СМИ тогда занимался один человек, но по мере сил помогали руководитель и комдир. Вообще, про хитрости и сложности продвижения в b2b-сегменте можно писать отдельную колонку. Особенно, если продвигаешь систему контроля рабочего времени, которая весьма противоречиво воспринимается аудиторией.

Спустя три месяца, проанализировав эффект от работы PR-специалиста, решили сформировать отдел. Сейчас в команде три человека, планируем открыть еще одну вакансию.

От публикаций мы в первую очередь ждали трафика на сайт и новых клиентов. Во-вторую очередь хотели создать «задел» на перспективу: публикуя колонки и комментарии руководителя, стремились заработать статус экспертов в отрасли и повысить узнаваемость продукта.

Как организовывали процесс

Мы начали с создания медиа-листа, куда заносили данные об интересующих нас СМИ. Таблица состояла из семи граф: формат издания, название и ссылка, рубрика (в которую можем попасть), аудитория, контакты (журналист или редактор), статус работы, ссылка на материал.

Откровенно говоря, в Excel-таблицах было не очень удобно работать. Через некоторое время перенесли данные в CRM, сообразив, что она хороша не только для продажников: сделка = статья, компания = издание, стадии продажи = этапы работы с журналистом.

У нас их семь: первичный контакт, переговоры, пишем или пишут, материал на рассмотрении, принято к публикации, успешно реализовано или, в случае неудачи, — закрыто и не реализовано.

При выборе СМИ обращали особое внимание на аудиторию: кто эти люди, каков их социальный статус, какие рубрики и статьи их интересуют больше, сколько просмотров, комментариев, репостов имеют публикации? Каков потенциал у статьи в конкретном издании? Попасть в СМИ — не самоцель, нужно добиться эффекта.

База медиа-ресурсов — штука, которую нужно постоянно проверять на актуальность и обновлять: появляются новые СМИ, какие-то умирают, какие-то разделяются (как в случае с «Коммерсантом» и «Секретом Фирмы»), какие-то переживают слияние (как The Village и Hopes&Fears). Меняются главные редакторы, журналисты, даже аудитория. В общем — это постоянная, методичная работа, которой нет конца.

Как писали

Прежде чем отправлять письма в редакции, подготовили пакет PR-материалов: бэкграундер, фото основателя и команды, скриншоты, пресс-релиз, справку об авторе. Помнили главное правило работы со СМИ — не предлагать один материал сразу нескольким журналистам (речь не идет о пресс-релизе, который может рассылаться массово).

Что касается самого письма, то в нем четко обозначали, с чем пришли к журналисту, коротко рассказывали о проекте и уточняли, интересна ли тема. Если в издании две рубрики для «захода», всегда предлагали темы на выбор.

После того, как письмо отправлено, важно быть на связи и оперативно отвечать на вопросы журналиста. Мы проверяли почту утром, днем и вечером, чтобы не пропустить момент. Не стеснялись напомнить о себе, если нам не отвечали в течение двух-трех дней, корректно уточняли интерес.

Редакционная почта большинства крупных СМИ — «черная дыра», которая поглощает пресс-релизы, колонки и другие предложения, так что они вряд ли когда-то дойдут до адресата. Пишите лично редактору или журналисту.

Иногда почта есть на сайте, иногда ее нужно поискать. Когда ничего не находили, обращались к соцсетям. Рассуждали так: если для журналиста Facebook — личное пространство, он вряд ли будет указывать место работы во избежание шквала деловых сообщений.

Да, и не просите у журналиста ссылку на вышедший материал, это моветон. Иначе редакция ЦП высмеет вас в статье на день пиар-специалиста.

Кому и о чем писали

Мы трезво оценили свои шансы: выдавать в неделю по новости, которая заинтересует журналистов крупных СМИ мы определенно не сможем. Инвестиции, партнерство с крупной компанией, масштабное обновление, привлечение известного эксперта в команду – все это случается с проектом не так часто.

Определили другие «точки входа»: статьи о стартапе, исследования и аналитика, колонки и интервью руководителя, экспертные комментарии.

1. Мы искали СМИ, которые пишут о стартапах, с рубриками, посвященными молодому бизнесу, историям их создания, развития, ошибок и прочему. Эта тема интересна многим изданиям — о нашем проекте написали «Ведомости», «Российская газета», ЦП, «Коммерсантъ», Forbes и другие. Мы «заходили» в издание с предложением материала редактору конкретной рубрики или журналисту, пишущему о нашей тематике. Этот подход имеет гораздо лучший эффект, чем долбиться в общую почту или на email непрофильного журналиста с просьбой «Напишите о нас, мы классные!».

Было несколько изданий, в которые мы так и не достучались (например, «Известия»), но, в основном, ответ всегда есть, пусть и отрицательный. Например, журналист из РБК прислал мотивированный отказ: о нас за год написали несколько изданий-конкурентов.

Редактор Forbes по той же причине отказался публиковать статью о проекте, но мы договорились, что подготовим колонку об ошибках, которые допустили в работе. Эта статья вышла в апреле, после почти трех месяцев переговоров и доработок материала. Эффект был отличный, долгая работа стоила того (чуть ниже будут цифры).

2. СМИ охотно берут уникальные исследования, эксперименты, статистику и прочее. Так мы получили публикации в Russia Today, «Дни.ру» и Roem.ru. Если вам есть что посчитать — делайте это.

3. Авторские колонки — довольно популярная сейчас тема, можно рассказывать о личном опыте, описывать кейсы клиентов, рассказывать об ошибках и гроусхаках. Если вам есть что сказать профсообществу, скорее всего, вас опубликуют.

Колонки основателя CrocoTime опубликовали Harward Business Review, The Village, «Генеральный директор», «Секрет фирмы» и другие.

Некоторые издания просят предварительного согласования темы, но если вы уверены в своих силах и качестве материала, можно сразу отправлять его на рассмотрение. Мы писали каждую статью для конкретного издания, предварительно читали 5-10 текстов из раздела, в котором хотели опубликоваться.

4. Известная многим пиарщикам возможность публикации комментариев через сервис Pressfeed. С помощью него можно попасть в довольно крупные издания. Профит, правда, скорее в повышении известности спикера и бренда, чем в новых клиентах и трафике.

Не многие СМИ ставят прямые ссылки на сайт компании, да и читатели не часто идут смотреть сайт спикера. Тем не менее, нам нравится работать с Pressfeed, он помогает постоянно присутствовать в информационном поле. За полгода работы с сервисом мы опубликовались в ЦП, The Village, «Коммерческий директор», «Деловой Петербург», «Блог Нетологии» и другие.

Результат

Если в статье стоит прямая ссылка на сайт проекта, отслеживаем переходы по этой ссылке и целевые действия. Если ссылки нет — отслеживаем влияние публикации на органический трафик.

Первым крупным изданием, которое о нас написало, были «Ведомости». Эффект почувствовали сразу, даже без прямой ссылки на проект. Текст вышел в пятницу вечером, читать его начали после выходных. Органический трафик резко пошел вверх.

Интересно, что вторая публикация в «Ведомостях» спустя год дала много меньший эффект.

Так повлияла на трафик публикация в «Трибуне» на ЦП:

Forbes не ставил прямой ссылки, но органический трафик в день публикации говорит однозначно в пользу размещения на этом сайте:

В целом, если оценивать результаты активного продвижения в СМИ, мы получили такие цифры:

  • органический трафик на сайт в сравнении с прошлым годом вырос на 26% (доля в общем трафике в 2014 году составляла 13%, к середине 2015 года — 30%);
  • переходы по рефералам выросли на 65,5%;
  • время пребывания пользователя на сайте увеличилось почти на 80%;
  • конверсия в загрузки, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась на 44%.

Вместо итога. Многие российские пиарщики не любят отечественные СМИ, но у нас получилось хорошо наладить работу с ними. Ежемесячно о CrocoTime выходит от 7 до 17 публикаций в различных источниках (учитывая экспертные комментарии). Для молодого проекта, мы думаем, это довольно весомый результат. Теперь наша цель — выход на ведущие зарубежные СМИ.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Это не рекламный материал. Рекламные материалы публикуются с соответствующей пометкой.

0

Было бы смешно, если бы материал о бесплатном продвижении в СМИ, мы публиковали за деньги:) Кроме того, писали материал не про CrocoTime, а про продвижение стартапа и работу со СМИ.

Татьяна, здравствуйте.
Приглашаем вас попробовать наш ресурс "Мастер СМИ" (mastersmi.com).
Функционал чем-то схож с PressFeed, но смысл проекта в другом :)
Вы можете самостоятельно у нас размещать интересные статьи о своем проекте (активные и индексируемые ссылки в статьях сейчас делаем, на данный момент у пользователей пока нет такой возможности).
Мы недавно запустились, поэтому функционал дорабатывается пока и трафик на ваш ресурс вряд ли пойдет так активно, раскрутка нам еще предстоит :))
Над проектом будем работать, возможно включим задания от официальных СМИ, поэтому может в перспективе он будет вам полезен в этом направлении.
Будем благодарны, если вы посмотрите и оставите свой профессиональный отзыв о сайте ;)

0

Вот вакансию закроют - тогда и Известия сдадутся.

0

"Молодой стартап" - еще ладно, но что это он вдруг "пытался", когда попал?

Вот и в этот раз без ссылки. Пришлось сначала поднять органический трафик Гуглу. :о(

А проект посмотрел - очень прикольный. И йузобилите отличное. В закладки. Подрежу чонить при случае :о)

Классссненько!

0

Отличный лайфхак, спасибо

Молодой блин стартап учит как пробиться в СМИ...

- Нашу программу уже закупили крупные российские организации, сейчас мы выходим на международный рынок, - сказал предприниматель Александр Бочкин.

Правда сказал в мае 2010 года.

Рецепт простой:
1) Лет 5-10 сидишь на грантах
2) profit

yandex.ru/yandsearch?site=http%3A%2F%2Fizvmor.ru&numdoc=10&lr=42&mime=all&text=%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD

Задрали уже пиарить это говно. Напиши лучше на их примере гайд, как 10 лет делать нахрен никому не нужный продукт и прекрасно жить за счет грантов.

В 2010 году шла речь о другом проекте – системе Maxapt. CrocoTime начали разрабатывать в конце 2013-го года. На грантах не сидим, инвестиций не привлекаем (хотя регулярно предлагают), развиваемся на деньги от клиентов. По поводу «нахрен никому не нужный продукт» - страница с клиентами (crocotime.com/ru/clients/) ответит за нас.

0

Вы хоть ссылку бы открыли.
"Александр Бочкин и Алексей Щербо из Саранска успешно воспользовались этим шансом: первый получил грант государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в размере 1 миллион рублей, второй – льготный кредит в 3 миллиона рублей от одного из крупнейших банков."
То, что одно название сменили на другое - это круто и все меняет. Раньше продукт вел учет использования времени сотрудников, а теперь он ведет учет времени сотрудников. Неслабый такой пивот.

В общем-то, всем пофиг, на свои деньги вы продукт делаете или не на свои, пока врать не начинаете.

0

Господа, а можно узнать сколько не в траффике вылилось, а в деньгах? Сколько пришло новых клиентов?

Сложно оценить сколько пришло с конкретной публикации. У нас время закрытия сделки - от 1 до 6 месяцев (клиент загружает систему, тестирует от 2 недель до месяца, потом думает, выбивает бюджет), особенно для крупных компаний, где бюрократия цветет и колосится. Опять же, прочитать статью может один человек, а загрузит систему – другой (часто так и получается, руководитель поручает потестить программу айтишнику). С ходу спрашивать каждого «а откуда вы о нас узнали» - тратить его время. Тем не менее, у крупных клиентов спрашиваем, часто слышим ответ: «где-то прочитал, не помню», «руководитель поручил посмотреть, откуда о вас узнал – не в курсе».
Резюмирую: оценить сколько «заработали» с пиара можем лишь приблизительно – посмотреть процент загрузок с переходов по рефералам (например, за 6 месяцев), пересчитать в деньги (взять процент от выручки за те же 6 месяцев). Как посчитать точно пока не придумали. Если есть идеи – рада буду выслушать.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Алексей Кравцов

twitter.com/magnit_info?lang=ru

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Александр Кулев

Интересно, что забугорные дизайнеры рассуждают уже скорее как кодеры, а наши как-то все остаются художниками и людьми глубоко творческими.

Как решать интерфейсные задачи при помощи белой доски и маркера — советы дизайнера
0
Antony Sedov

Вжух, и через год об этом меме узнают в ОК и телевизоре.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Илья Рецер

Тяжелые будни эсэмэмщиков. Это вообще считается профессией? За это сейчас платят или так, чьи-то дети балуются?

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Птиц

Мимо. Ради щепотки острого перца в рецепте брать целую банку перца за 214р? Вся идея комплектов в том, чтобы не бегать по магазинам и не покупать лишнее, которое потом лежит годами без дела или отправляется в мусорку.

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
0
Показать еще