Лого vc.ru

Разработчик Владислав Козуля: Эффективная схема поиска работы в российском ИТ

Разработчик Владислав Козуля: Эффективная схема поиска работы в российском ИТ

Игровой разработчик Владислав Козуля в ответ на последние статьи на ЦП о поисках работы написал колонку о том, как эффективно найти и удержать вакансию мечты в стартапах и ИТ-компаниях.

Поделиться

Свое первое собеседование я провел в 17 лет. Тогда на проект в моем ведении — небольшая мобильная ММО — требовался художник, который помог бы рисовать многочисленные иконки, спрайты и другую графику для игры. Недолго думая, я оформил описание вакансии в виде картинки на сайте виртуальных открыток (кстати, он до сих пор жив), и почти сразу получил первые отклики. Что удивительно, через несколько полных неловкости встреч мне удалось найти подходящего человека.

С тех пор утекло много воды. Я успел поработать в десятке мест, сменить квалификацию и провалить пару стартапов. Так или иначе, в мои обязанности входил поиск новых сотрудников. И зачастую люди, которых я находил, переживали в компании меня самого.

Но это была преамбула. Суть в том, что когда я читаю очередную статью о том, как следует составлять резюме, проходить собеседование или вести себя на работе, меня не покидает ощущение, что их пишет один и тот же корпоративный Капитан Очевидность. Вчерашнему студенту подобное чтиво еще может помочь, но что делать, если мы хотим конкурировать с опытными специалистами?

Я попытаюсь сформулировать собственный опыт в виде понятных тезисов. Это своеобразный подход, который вряд­ ли подойдет многим. Впрочем, надеюсь, что читатели смогут извлечь из него определенную пользу.

Простой путь

В подавляющем большинстве случаев соискатели занимаются ковровой бомбардировкой попавшихся на глаза вакансий, даже если они совершенно не подходят по профилю. Проблема здесь в том, что разгребать этот вал, растущий пропорционально известности компании, приходится либо локальным руководителям, либо конкретному специалисту HR (если не целому отделу). И каждый из них будет отбирать людей в меру собственного безумия, поэтому предсказать результат в каждом конкретном случае практически невозможно.

Советы:

  • Прочитать сотню-­другую чужих резюме и оформить свое в максимально доступной форме — благо, в сети полно инструкций по теме.
  • Стараться отвечать только на те вакансии, где ваши способности максимально подходят по требованиям.
  • Написать короткое сопроводительное письмо. Не копипастить, рассказать, почему надо брать именно вас, обращаясь лично к человеку на том конце. Если не сработает, пускай его хотя бы замучает совесть (вряд ли).
  • Почистить профили в соцсетях от политоты, аниме, «МДК» и «Двачей». При прочих равных они могут серьезно повлиять на итоговое решение. Проверить, что выдают поисковики, когда видят ваши контакты.
  • Быть действительно классным и уважаемым специалистом в профессиональной среде.

У этого списка есть лишь один недостаток — в плюс работает только последний пункт, который, к сожалению, присутствует далеко не у всех. Остальные просто увеличивают время раздумий перед тем, как отправить ваш отклик в корзину.

Вариант «в лоб» — спамить компанию своим резюме до тех пор, пока вам не ответят. Только учтите, что в таком случае с вас спросят по-максимуму.

В целом, процесс найма ущербен, с какой бы стороны на него не смотрели.

  • Почти всегда у вакансии есть неформальные требования, которые компания не хотела бы афишировать. В них могут входить как возраст и пол, так и политические взгляды или даже наличие каких­-либо увлечений.
  • Даже если вы считаете, что нашли подходящего человека, всегда может случиться так, что он окажется неадекватным или сбежит через день в Таиланд.
  • Не факт, что ваше резюме будет читать человек, который разбирается в том, что вы делаете. Даже больше, он может попросту вас забыть или потерять файл.
  • По мере того, как поиск затягивается, вовлеченные в процесс люди начинают терять терпение и остатки своего разума.

Я уже писал выше, что при отсутствии однозначного лидера среди соискателей в ход начинают идти ухищрения. Они могут варьироваться от безобидного тестового задания до проверки на детекторе лжи или просьбы отработать первый месяц бесплатно. Может даже случиться так, что в итоге вас примут лишь потому, что у работодателя не было выбора, и уволят при первой возможности.

Получается, что в данной цепочке ваш главный враг — это HR (или тот, кто его заменяет). И хотя подходящее место рано или поздно найдется даже простым перебором, с точки зрения карьерного роста эта позиция вряд ли окажется наиболее выгодной. Не говоря уже о хамстве или мошенничестве, с которыми вы столкнетесь, если окажетесь не слишком внимательны.

К чему я веду. Есть и более эффективные схемы.

Сложный путь

Начинать придется издалека. С построения репутации, с зарабатывания себе имени. Заведите себе профиль во всех модных профессиональных сетях («Мой Круг», LinkedIn, Brainstorage), участвуйте в обсуждениях (N.B.: троллинг не считается обсуждением), в общем, сделайте все, чтобы сделать информацию о себе максимально доступной.

Помните, что ваша задача — показать себя профессионалом, а не просто создать информационный шум.

Впрочем, самый действенный способ — это проявить себя в деле. Заведите себе pet­project и выложите его в репозиторий, примите участие в разработке проекта с открытым исходным кодом, создайте собственный сервис или откройте стартап, раз уж на то пошло. Предоставьте слово вашим проектам. Вы почувствуете разницу, когда вас начнут узнавать.

Здесь есть интересный момент. Ваш главный актив в этом деле не столько ваши способности, сколько контакты, которые вы получаете по мере профессионального роста. Именно эти люди впоследствии могут дать вам необходимые рекомендации. Опять же, возможно, через несколько лет, когда вы сами будете искать новых сотрудников, они смогут стать частью вашей команды.

Вернемся к началу

Холодная рассылка своего резюме работает плохо. Идеальный вариант — искать работу через знакомых, которые могут посоветовать вашу кандидатуру руководству компании. Если вы активно участвуете в жизни своей отрасли (пишете статьи, выступаете на конференциях), не исключено, что о вас уже слышали. Как известно, достаточно шести рукопожатий, чтобы достучаться до большинства жителей нашей планеты. Внутри отрасли это число еще меньше.

Я упомянул конференции. Как организаторы, так и посетители из года в год совершают одну и ту же ошибку — забывают о том, что ценность конференций не в выступлениях, которые будут на них представлены (узнать действительно что-­то новое — редкость), а в их аудитории. Используйте эти мероприятия, чтобы расширить сеть своих профессиональных контактов. Задавайте вопросы докладчикам, проявляйте заинтересованность в том, что они делают. Возьмите визитку или узнайте, как с ними можно связаться.

Подобным образом можно специально «охотиться» на компании, которые вам интересны. Более того, вы будете знать о ситуации изнутри. Зачастую команда стремится взять себе человека, который уже похож на тех, кто в ней состоит. Отсюда важно наличие общих взглядов и увлечений.

Но не стоит забывать о том, что даже при самом благоприятном исходе вам придется пройти собеседование. Эта банальная процедура позволяет достаточно быстро определить общий уровень кандидата, потому что все совершают одни и те же ошибки.

  • Подавите волнение. Тремор, скрип в голосе, заикание и различные тики выдадут вас с головой и сделают разговор невыносимым для обоих сторон. Наверняка здесь могут помочь только алкоголь или медикаменты. Чтобы чувствовать себя уверенно в любой обстановке, придется долго практиковаться. Поэтому так важно принимать участие в публичных выступлениях.
  • Заготовьте интересный рассказ о себе. Даже если вы всю жизнь занимались какой-­то чушью, попытайтесь слепить из нее историю, которую не стыдно будет пересказать.
  • Изучите матчасть. Найдите типичные вопросы, которые задают по вашему профилю. Если вы что­-то забыли, говорите об этом прямо. Никто не любит длинные паузы или уход от ответа.
  • Проявите инициативу. Расспросите о процессах внутри компании, об используемых технологиях. Узнайте, чего от вас ожидают. Предлагайте решения.
  • Не говорите лишнего. Идеальных работников не существует, но о каких-­то поблажках легче будет договориться, когда руководство убедится в вашей надежности.

Необязательно ходить на собеседования только для того, чтобы вас приняли на работу. Используйте эту возможность для того, чтобы узнать для себя что-­то новое и лучше ориентироваться на рынке.

Если вы продолжите развиваться, то постепенно обнаружите, что перестали задумываться о поиске новой работы — работа сама начнет искать вас.

Всегда ваш, Капитан Очевидность.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
3 истории провала от игрового разработчика Владислава Козули15 августа 2014, 10:05
Разработчик Владислав Козуля: Сделай свою игру и начни ненавидеть прямо сейчас14 сентября 2014, 03:20
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

- Назовите свою самую плохую черту.
- Я трудоголик, сэр!

Владислав, молодец! Хорошая правильная статья! От себя добавлю - нужно быть честным. Не нужно врать и выдумывать - вас быстро расколят и тогда точно хана.

>Даже если вы всю жизнь занимались какой-­то чушью, попытайтесь слепить из нее историю, которую не стыдно будет пересказать.
Не выходит.

Вот уж чего-чего, а такой скилл высшее образование прокачивает до 80 уровня :)

>участвуйте в обсуждениях (N.B.: троллинг не считается обсуждением)

ну вот :(

0

Написание комментариев на ЦП считается элементом построения карьеры?

0

скорее материалов для ЦП, ну и в целом для профильных ресурсов.

"Холодная рассылка своего резюме работает плохо. Идеальный вариант — искать работу через знакомых, которые могут посоветовать вашу кандидатуру руководству компании"

Это, конечно, не Капитан Очевидность писал...

0

Интересен пункт "Проверить, что выдают поисковики, когда видят ваши контакты."

Вы считаете, что это действительно важно?
Если я стараюсь особо не светиться в соцсетях и в поисковике, то что об этом думает компания, рекрутеры?

0

слышал об общем знакомом, эффективном менеджере, который принципиально отказывал соискателю, если у того меньше 20 "друзей" в какой-нибудь соц. сети

0

Я если бы получил такой отказ, то только бы порадовался что меня не взяли работать рядом с таким мудаком :)

0

...но в остальном это была отличная компания, с приличной и белой ЗП, душем и т.д........

0

Зависит от того, что будет в выдаче. Если вы публиковали свои полуобнаженные фотографии на сайте знакомств, и они идут ПЕРВЫМИ в списке, то с этим надо что-то делать.

Если нет ничего, то не стоит беспокоиться (хотя вот внизу есть контрпример). Впрочем, кандидату с высокой публичностью проще себя продать.

0

Нетворкинг - очень ценная штука. Хочу поделиться своим опытом налаживания связей.

Читая профессиональные книги и видя опечатки, не проходите мимо, соберите все, что нашли и отправьте автору. Так я смог познакомиться с автором "Совершенного кода" Стивом Макконеллом. Еще можно просто сказать спасибо за хорошую книгу или если автор пишет классные статьи попросить разрешения на перевод и публикации его статьи. Таким образом я познакомился с очень классным человеком Чадом Фулером CTO 6Wunderkinder (главарь Wunderlist).

Конечно, при всем этом связи не были самоцелью, просто делал то, что нравилось, помогал другим, а связи это можно сказать побочный эффект :)

Кстати да, вариант даже с банальной отправкой своего отзыва о книге на почту работает прекрасно. Ответ наверное приходит в течении дня, после чего можно без проблем можно провести как минимум короткую беседу, состоящую из нескольких писем.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Kirill Pankin

«Проклятый Т9!» (с)

Хорошо, что не "Васе". :-)

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее
0
petrolboy

300млн/год, зачем так дорого ? на эти средства можно выкупить заброшенный завод/фабрику , и переоборудовать под себя.
как apple выкупил электростанцию в лондоне

«Коммерсантъ»: «Яндекс» задумался об аренде второго офиса в Москве
0
Дмитрий Щербаков

Да-да, в один проект пришлось привезти php-программиста (Laravel) в Пермь. Сейчас на другом проекте еле нашли php-программиста. А уж найти в Перми php-программиста знающего Laravel и ищущего работу, вообще боль.

«Тинькофф банк» анонсировал открытие сети центров разработки
0
Alex Samoylenko

Это да)

Mushroom Wars 2: рассказ российских разработчиков о том, какой путь прошла игра от концепта до релиза
0
Victor Soloviev
Auditorius

Алина, по Вашим вопросам:
1. Под брендированными данными мы понимаем данные, собранные с конкретных, хорошо известных рынку, площадок. Например, данные Avito, HH.RU, Piluli.ru. Часто такие данные продаются на эксклюзивных условиях за фиксированные коммиты.
2. Таргетинг на whitelist (белый список площадок) - это формирование ограниченного перечня площадок, на которых мы выкупаем рекламный инвентарь. Обычно WL формируются из наиболее качественных, премиальных, или отраслевых площадок, наиболее релевантных продвигаемому товару или услуге. Часто работают по прямым сделкам с отобранными в WL площадками, для гарантии выкупа и цены.
3. Про Метрику - вот тут очень хороший вопрос. У Яндекс.Метрики есть хорошая метрика "Роботы", которая позволяет промерять ботированность трафика. Но вот я пока не нашел какой-то информации о том, какие алгоритмы они используют, как определяют ботов, и насколько это соответствует, скажем, тем же международным стандартам. Тут была бы очень полезна информация, что называется, из первых рук, от самого Яндекса.
4. Касательно того - могут ли боты осуществлять переходы между страницами и т.д. Да, это возможно. Кроме того, целевые действия могут нагоняться и т.н. мотивированным трафиком, с которым бороться сложнее. Но это тема для отдельной статьи.

«Вопрос с "живостью" трафика стоит довольно остро»: почему programmatic-компании должны проверять качество аудитории
0
Показать еще