Лого vc.ru

Сделка в соцсетях: Как пресса и пользователи отреагировали на покупку «Трансаэро» за рубль

Сделка в соцсетях: Как пресса и пользователи отреагировали на покупку «Трансаэро» за рубль

Команда российской системы мониторинга и анализа социальных сетей и медиа «Крибрум» изучила, как пресса и пользователи отреагировали на сделку между «Аэрофлотом» и «Трансаэро».

Поделиться

Обычная для первого сентября тема образования в этом году на время уступила первое место более громкой новости: контроль над авиакомпанией «Трансаэро» был передан в руки «Аэрофлота» за символический рубль.

Эффект этой новости на пользователей соцсетей хорошо виден на приведенном ниже графике. Если в обычные дни о «Трансаэро» в соцмедиа писали не более 2000 сообщений в день, то 1 сентября их число превысило 14 тысяч.

Динамика упоминаний «Трансаэро» и «Аэрофлота» за 21 августа - 4 сентября 2015 года

При этом кривая упоминаемости «Аэрофлота» совпадает с графиком «Трансаэро». Никакими другими популярными новостями крупнейшая авиакомпания России в конце лета и начале осени похвастаться не смогла.

Ненадолго обратимся к предыстории. Сделка «Трансаэро» с «Аэрофлотом» держалась в строжайшем секрете. Топ-менеджмент компании постарался, чтобы о покупке никто раньше срока не узнал.

Тем не менее, картина печального финансового состояния «Трансаэро» вырисовывалась из сводок медиа достаточно ярко и на протяжении длительного периода. Взглянем на новости об авиакомпании только на протяжении августа:

  • 13.08: Авиакомпания «Трансаэро» осталась должна за топливо «Роснефти».
  • 14.08: «Трансаэро» попросила у Минтранса помощи в переговорах с кредиторами.
  • 15.08: «Трансаэро» удалось сократить чистый убыток в первом квартале к аналогичному периоду 2014 года на 30% — до 8,6 млрд рублей.
  • 19.08: Кредитор требует с «Трансаэро» 1,3 млрд рублей.
  • 20.08: Аркадий Дворкович: правительство готово поддержать «Трансаэро».
  • 24.08: Компания по наземному обслуживанию во «Внуково» подала иск к «Трансаэро» на 272,6 млн рублей.
  • 27.08: Европейский авиаконцерн Airbus Group прекратил сотрудничество с «Трансаэро».
  • 28.08: В «Трансаэро» перед взлетом больше не дают конфеток. Кризис.
  • 31.08: В Омске состоялась акция солидарности с работниками «Трансаэро».

В конце августа будущее «Трансаэро» оставалось неясным, однако было очевидно, что компания самостоятельно кризис не переживет, и правительство тем или иным способом готово помочь перевозчику.

Тем временем наступает первое сентября, и первая значимая новость о «Трансаэро» появляется в 14:36 у РИА Новости:

Через полчаса, в 15:04, Алексей Венедиктов сообщает в Twitter:

Сообщение тут же подхватывают пользователи соцсетей:

Пока все ссылаются только на Венедиктова, подтверждений новости из других источников или медиа нет.

Ожидаемо первым СМИ, написавшим о сделке, стало «Эхо Москвы» (15:22):

Со ссылкой на ЭМ новость перепечатывают НТВ (15:30) и slon.ru (15:32):

С небольшой задержкой новость со ссылкой на собственные источники сообщают «Ведомости» (15:36) и gazeta.ru (15:54). Дальше она уже распространяется естественным путем: из СМИ в соцмедиа.

В 16:33 ТАСС сообщает подробности сделки: оказывается, 75% + 1 акция «Трансаэро» будут проданы «Аэрофлоту» за 1 рубль. Это привлекает к новости дополнительное внимание.

Вот как выглядит обсуждение покупки «Трансаэро» на дневном графике 1 сентября:

Динамика упоминаний «Трансаэро» в течение 1 сентября

Тема сохраняет популярность в течение трех часов (16:00-19:00), что очень хороший результат для новости из бизнес-сферы, пусть и сенсации. Этому помогает упоминание новости всеми крупными российскими медиа, а также популярными политиками, журналистами и блогерами — например, Алексеем Навальным (1,17 млн подписчиков), который, к тому же, является членом совета директоров «Аэрофлота»:

Потенциальная аудитория новости о покупке «Трансаэро» только за 1 сентября составила почти 99 млн русскоязычных пользователей соцмедиа.

Аудитория сообщений о «Трансаэро» 1 сентября

В целом реакция завсегдатаев соцсетей на новость состояла из невинных шуток:

И не очень невинных:

И не шуток:

Ни одного позитивного комментария по сделке обнаружено не было.

После 1 сентября интерес к новости начинает постепенно спадать, подкрепляясь только запоздалыми остротами, их перепечатками и активностью бот-аккаунтов.

Отдельно стоит отметить, что основная доля публикаций с упоминанием того или иного бренда в соцсетях — это практически всегда нейтральные публикации, не содержащие позитивных или негативных оценочных суждений.

Это объясняется тем, что большое количество сообщений — дословная перепечатка новостных заголовков, которые заинтересовали пользователей соцмедиа. Поэтому на общем графике публикаций динамику задают именно они:

А вот с публикациями, содержащими оценочные суждения, картина несколько иная. Количество негативных заметок с упоминанием «Трансаэро» 1 сентября резко выросло в несколько раз и пока держится примерно на одной отметке:

Количество сообщений, содержащих положительные высказывания, также резко выросло 1 сентября, однако пошло на убыль ещё быстрее, чем количество нейтральных публикаций:

На почасовом графике хорошо видно, как первого сентября количество положительных отзывов постепенно сдало позиции на фоне уточнения о стоимости сделки:

Уже на следующий день, 2 сентября, негатив начал понемногу вытеснять позитив:

3 сентября среди публикаций, содержащих эмоциональные оценки, негатив уже превалирует:

Эта картина сохраняется и 4 сентября, причём объём негатива временами почти сравнивается с объёмом нейтральных публикаций.

С медийной точки зрения кейс покупки «Трансаэро» «Аэрофлотом» четко вписывается в современную парадигму распространения новостей волнами.

Первая волна: журналист вбрасывает в Twitter информацию от своих источников, эту публикацию подхватывают и распространяют читающие его аккаунт, а кроме того, новость перепечатывают некоторые СМИ.

Вторая волна: перепосты заголовков первых публикаций в СМИ попадают в соцсети, где порождают очередную серию комментариев.

Наконец, новость публикуют уже другие СМИ со ссылкой на свои источники и приводят ранее неизвестные обстоятельства, вызывающие уже последнюю волну эмоциональных откликов в соцсетях.

Поскольку никаких новых подробностей о покупке «Трансаэро» не было опубликовано, интерес к новости быстро угасает несмотря на далеко идущие последствия сделки для отрасли авиаперевозок.

Статьи по теме
«Аэрофлот» решил выкупить «Трансаэро» за один рубль01 сентября 2015, 15:57
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Забыли добавить "Ваш Кэп".

0

Несколько секунд тупил в первый график, думая почему 31-го числа все внезапно перестали писать про Трансаэро, потом дошло, что это просто артефакт сглаживания. Ох уж эти кубические сплайны.

0

в Гиктаймс. С хабра такое как раз и выперли.

0

Учитывая сумму долгов Трансаэро и прочие затраты, которые отдавать будет теперь уже Аэрофлот, рубль за сделку не кажется таким незначительным.

0

Открою свою авиакомпанию - с блэкджеком и шлюхами

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Максим Мостовой
Куппи.ру

Нет!

Аренда повышается в соответствии с инфляцией и т.д. А ипотека выдана по фиксированной цене. Камон.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Arseniy Prosvirin
7SkyStudio

Мде. То есть так долго мучились, делали интернет, оптоволокно кидали, оптимизировал, развивали связь между цодами. И тут бумс, всё обратно

Amazon представила грузовики для перевозки данных из дата-центров в «облако»
0
Антон Николаев

Когда человек открывает брокерский счет и не знает что с ним делать, это очень странный человек и непонятно зачем он вышел на рынок как таковой.
Вообще очень странные статистические данные. Совсем непонятно, чем человек занимался, на каких временных промежутках и т.д. Всех под одну гребенку закидывать, на мой взгляд, не стоит.
А вот насчет пресловутых "идей". Само собой большинство идет по
пути наименьшего сопротивления (какой сюрприз) и делегировать всегда проще, чем разбираться самому. Но, опять же, для этого прекрасно подходят ETF фонды

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Yury Molodtsov

Инвесторы решают, устраивает ли их такая недоприбыль или нет.

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Камал Салбиев
Турники Stels

И ЗАПОМНИТЕ : В России нет производства !

*есть только обработка

«Первая партия из 250 штук разлетелась секунд за 40» — 6 историй российских производителей электронных сигарет
0
Показать еще