Лого vc.ru

Как выбрать шрифт — руководство для начинающих

Как выбрать шрифт — руководство для начинающих

Дизайнер и разработчик Джонатан Уайт рассказал о базовых принципах работы с типографикой.

Один из самых важных навыков для дизайнера — это умение выбирать типографику, пишет Джонатан. Ведь текст — один из основных способов коммуникации дизайнера с пользователями. И типографика может как улучшить дизайн, так и сломать его.

Типографика одновременно сложна и прекрасна. Некоторые люди посвящают ей всю свою карьеру. К счастью, их работа хорошо задокументирована, так что у нас есть множество типографических онлайн-ресурсов.

Этот материал призван сформировать начальные навыки выбора типографики для своего дизайна, а также стимулировать на эксперименты со шрифтами и их комбинациями — в том числе и неизвестными.

Определите свою цель

Прежде всего нужно понять, в чем цель вашего дизайна. Какую информацию вы хотите донести? С помощью чего? В хорошем дизайне типографика соответствует цели. Это связано с тем, что типографика — ключевой фактор в создании настроения, тона и стиля дизайна.

Например, если вы создаете дизайн приветственной карточки, который в основном полагается на изображения, лучше выбрать шрифт, который подходит к стилю иллюстраций. Шрифт должен находиться в гармонии с остальным дизайном.

Выбирайте шрифт, соответствующий стилю иллюстраций

Если вы создаёте дизайн лендинга, в котором большую роль играют изображения, берите шрифт, который не будет отвлекать от иллюстраций. Шрифт в этом случае выступает как способ сделать акцент на значимой информации, несущей ключевой смысл.

Если изображения — главный элемент вашего дизайна, берите простые шрифты, чтобы подчеркнуть иллюстрацию

Определите свою аудиторию

Разобравшись с целью дизайна, определитесь с аудиторией. Этот шаг крайне важен, поскольку выбор шрифтов будет зависеть от возраста, интересов и культурного бэкграунда аудитории.

Например, некоторые шрифты лучше подходят для детей. Поскольку они только учатся читать, для них лучше всего подходят легкочитаемые шрифты с крупными и различимыми буквами. Хороший пример такого шрифта — Sassoon Primary. Его создала Розмари Сассун, основываясь на собственных исследованиях того, какие буквы легче всего считываются детьми.

Sassoon Primary

Другие шрифты лучше подходят для более взрослых детей. В таких шрифтах буквы подходящего размера, цвета — контрастные, а рукописного начертания и декоративных стилей нет.

Выбирая типографику, учитывайте аудиторию и её нужды. Проще говоря, ставьте себя на место пользователей.

Ищите вдохновение

Обратите внимание на работы других дизайнеров. Попытайтесь понять, как они определяли облик своей типографики.

Идеи для шрифтов

Если вы не знаете, какой шрифт выбрать, статья The 100 Best Free Fonts из CreativeBloq может быстро настроить вас на нужный лад. В ней автор объясняет, чем мотивирован дизайн каждого из ста представленных шрифтов.

Другой полезный источник идей — это 100 Greatest Free Fonts Collection for 2015 от Awwwards. К тому же, Invision не так давно собрали огромный список ресурсов о типографике. Там источников идей предостаточно.

Чтобы посмотреть, как идеи выглядят на реальных сайтах, зайдите на Typ.io. Там собраны примеры шрифтов со всего интернета. К тому же внизу каждого образца шрифта есть его описание в CSS.

Помимо таких сервисов «для вдохновения», обратитесь к своим любимым сайтам и посмотрите, какие шрифты они используют. WhatTheFont — неплохой инструмент для этого. WhatTheFont — это расширение для Chrome, которое позволяет изучать шрифты в вебе, проводя по ним мышкой.

Идеи для сочетаний

Помимо просто шрифтов, ищите идеи для их сочетаний. Правильные сочетания не менее важны, чем сами шрифты. Благодаря правильно подобранному сочетанию шрифтов создаётся визуальная иерархия информации и улучшается читабельность дизайна.

В поисках вдохновения для сочетаний начните с Typewolf. Там собраны примеры сочетаний шрифтов с разных сайтов. Кроме того, на сайте есть рекомендации и статьи с глубоким разбором типографики. Настоящий кладезь информации.

FontPair — тоже хороший пример источника вдохновения для сочетаний шрифтов, особенно Google Fonts. Можно фильтровать комбинации стилей: например, Sans-Serif и Serif или Serif и Serif.

И, наконец, в сети есть множество коллекций хороших сочетаний шрифтов, собранных дизайнерами. Например, Typography: Google Fonts Combinations и Typography: Google Fonts Combinations Volume 2. Или просто введите в поиск «сочетания шрифтов» (font pairing) на сайтах вроде Behance и Dribbble.

Выберите свои шрифты

Вдохновившись и вооружившись исследованиями, вы, наконец, готовы выбрать типографику. Когда дело доходит до этого, держите в уме следующие принципы: интересный внешний вид, разборчивость и смысл.

Прежде чем выбрать шрифт, узнайте, для чего он создавался

Выбирайте шрифт, который подходит цели по общепринятым меркам и легко читается. Избегайте слишком вычурных шрифтов в пользу простых и практичных. Также помните о том, зачем вам нужен шрифт. Например, некоторые шрифты лучше подходят для заголовков, другие — для основного текста.

Сочетание двух шрифтов, контрастирующих друг с другом

Что касается сочетания шрифтов, ограничьтесь максимум тремя. Кроме того, скомпонуйте их так, чтобы они контрастировали. Таким образом можно будет управлять движением взгляда читателя: сначала заголовок, потом основной текст. Также можно создавать визуальный контраст, используя разные размеры шрифтов, цвета и «вес».

Для веб-шрифтов хорошо подходят Google Fonts, Typekit, и Font Squirrel. Google Fonts бесплатны, а в Typekit и Font Squirrel есть и бесплатные, и платные шрифты.

Определите размеры шрифтов

Разобравшись с комбинациями шрифтов, займитесь их размерами. Для этого отлично подходит Modular Scale от Тима Брауна, главы отдела типографики Adobe. Фактически Modular Scale — это система для идентификации исторически сложившихся идеальных соотношений размеров шрифтов.

Например, вы можете использовать шкалу соотношений, основанную на золотом сечении. Такими будут первые пять размеров шрифтов:

Золотое сечение (1:1.618)

1.000 x 1.618 = 1.618

1.618 x 1.618 = 2.618

2.618 x 1.618 = 4.236

4.236 x 1.618 = 6.854

6.854 x 1.618 = 11.089​

Значение вашего соотношения может оказаться слишком большим. Например, вот как выглядят последние интервалы в нашей шкале, основанной на золотом сечении:

​Золотое сечение (1:1.618)

...

11.089 x 1.618 = 17.942

17.942 x 1.618 = 29.03

29.030 x 1.618 = 46.971

46.971 x 1.618 = 75.999

75.999 x 1.618 = 122.966

Как видите, интервалы между цифрами становятся слишком большими. Для большинства интерфейсов такие интервалы не подходят — нужно меньше. К счастью, в Modular Scale есть множество разных соотношений, основанных на принципах геометрии, природы и музыки.

Малая секунда: 15:16

Большая секунда: 8:9

Малая терция: 5:6

Большая терция: 4:5​

...

Так что вместо того, чтобы использовать золотое сечение, вы можете прибегнуть к соотношениям, которые дают меньшие интервалы. Вроде чистой кварты.

Чистая кварта (3:4)

...

9.969 x 1.333 = 13.288

13.288 x 1.333 = 17.713

17.713 x 1.333 = 23.612

23.612 x 1.333 = 31.475

31.475 x 1.333 = 41.956

41.956 x 1.333 = 55.927​

Определившись со шкалой размеров, вы можете выбирать отдельные размеры из списка и округлять их в сторону ближайшего целого числа.

Размеры шрифтов

Заголовок 1: 55px

Заголовок 2: 42px

Заголовок 3: 31px

Заголовок 4: 24px

Заголовок 5: 14px

Текст: 17px

Подпись: 14px

Modular Scale генерирует размеры с помощью математических формул. Однако это лишь инструмент. Пользуйтесь этим методом как основой, а затем подгоняйте размеры по своему вкусу.

Создайте типографический стайлгайд

Последний шаг процесса — создание типографического стайлгайда, чтобы стандартизировать типографику в разных ваших дизайнах.

Sketch

В программах вроде Sketch вы можете создавать общие стили текстов, чтобы быстро вставлять их, руководствуясь общей идеей проекта. Именно на этом этапе нужно вносить финальные правки в типографические показатели вроде цвета, «веса» и размера.

Что касается цвета: при его выборе учитывайте свою палитру и выбирайте тон, который хорошо с ней гармонирует.

Создавая стайлгайд, убедитесь, что в нём есть как минимум такие пункты: названия шрифтов, их размеры, цвета и примеры использования. Типографические гайдлайны Material Design компании Google — хороший пример того, что должно быть в стайлгайде. По ссылкам ещё пара примеров от Mailchimp, Apple и Focus Labs.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru.

И главное всегда должны быть в памяти примеры фейла в выборе шрифта....

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления