Лого vc.ru

Захватит ли Uber весь мир или лопнет как пузырь — анализ инвесткомпании «Фридом Финанс»

Захватит ли Uber весь мир или лопнет как пузырь — анализ инвесткомпании «Фридом Финанс»

Шамиль Курамшин, аналитик департамента торговых операций инвестиционной компании «Фридом Финанс», проанализировал рост и развитие Uber и его ближайших конкурентов, чтобы понять, является ли скандальный сервис большим «мыльным пузырём», или впереди его ждёт счастливое и стабильное будущее.

Поделиться

По последней информации, один из крупнейших стартапов в мире — Uber — готовится к новому раунду финансирования, объем которого может составить $2 млрд, а оценка компании при этом достигнет $50 млрд.

Но Uber далеко не единственный игрок на мировом рынке такси — за последнее время множество аналогичных сервисов привлекли многомиллионные инвестиции на агрессивное развитие, их оценка растет огромными темпами несмотря на то, что прибыль стартапы не приносят. Что заставляет задуматься, а не пузырь ли это?

В нашем материале мы рассмотрели крупнейших мировых игроков рынка сервисов по заказу такси, российский рынок такси-сервисов и оценили компании с точки зрения перспектив и инвестиционной привлекательности.

Как Uber изменил мир

Один из крупнейших и, пожалуй, самый скандальный стартап во всем мире Uber был основан в 2009 году Тревисом Калаником и Гарретом Кампом для решения простой задачи — сделать поездки на такси удобнее как для пассажиров, так и для водителей. Запустив приложение, соединяющее пассажиров и водителей в родном Сан-Франциско в 2010 году, уже через два года компания вышла на международный рынок. На сегодняшний день сервис доступен почти в 300 городах и 60 странах по всему миру, однако Uber не собирается останавливаться.

Модель Uber чрезвычайно проста и удобна, и от того революционна: такси можно вызвать через приложение в смартфоне одним кликом, а благодаря большому количеству водителей в системе и автоматизации процесса время подачи сократилось до нескольких минут, а стоимость поездки подешевела на 30%.

Сервис предлагает несколько классов автомобилей, начиная от стандартных — UberX, заканчивая бизнес-классом — Uber Black, ко всем водителям и их автомобилям предъявляются высокие требования, что является гарантией безопасности и комфорта. Сами водители остаются довольными возможностями, которые предоставляет Uber: они работают на себя и могут совмещать со своей основной работой, они не тратят время и бензин на «дорогу до клиента» — высадив одного, можно тут же подобрать следующего.

Бизнес-модель Uber в целом проста: сервис оставляет себе 20% от суммы поездки, однако, чтобы сохранять цены на конкурентном уровне, компания выплачивает бонусы своим водителям за каждую поездку. К примеру, в России утренний и вечерний бонус составляют 160 рублей, а дневной — 70 рублей. Другими словами, если вечерняя поездка оказывается на сумму менее 800 рублей, Uber несет убытки. Кроме этого, сервис активно делится промокодами с пассажирами, когда выходит на новый рынок с целью привлечения аудитории.

Бешеный рост Uber

По нашим подсчетам, выручка Uber за прошлый год выросла в 4 раза и достигла $410 млн, вместе с тем вырос и операционный убыток, связанный с резким увеличением маркетинговых затрат. По нашим ожиданиям, в этом году выручка может вырасти в 4-5 раз до $2,5 млрд за счет продолжения агрессивной мировой экспансии, а на прибыльность стартап планирует выйти уже к середине 2016 года, однако в настоящее время сервис существует только благодаря постоянному потоку инвестиций.

С начала 2014 года Google Ventures, BlackRock, Baidu и еще 14 крупных венчурных фондов вложили в Uber $4 млрд за два инвестраунда, а также стартап выпустил конвертируемые облигации на сумму $1,6 млрд, покупателями которых стали состоятельные клиенты Goldman Sachs. Таким образом, объем венчурных инвестиций в два раза превысил рекорд Facebook, который привлек $2,4 млрд до того, как вышел на IPO.

Основной сдерживающий фактор для Uber сегодня — запреты и ограничения в Германии, Индии и в ряде других стран на фоне протестов таксистов, чьи доходы упали после запуска Uber. Формальная причина — отсутствие соответствующих документов и тщательной проверки водителей, что, по словам властей, создает угрозу безопасности пассажирам.

Стоит отметить, что Uber достаточно оригинально находит решения проблемы в каждом конкретном случае (например, создание кнопки SOS в Индии), что делает его на шаг ближе к созданию идеальной платформы, которая позволит масштабировать её в несколько раз без лишних затрат. А недавнее решение Филиппин о выделении такси-сервисов в отдельную категорию официально зарегистрированных типов транспорта станет отличным прецедентом для мировой практики, что решит проблему нелегального статуса водителей Uber во многих странах.

Стоит отметить, что в России у Uber таких проблем возникнуть не должно — все водители, работающие с сервисом, являются зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, однако попытки запретить сервис были, но они не увенчались успехом.

Главные конкуренты Uber — местные «клоны»

Простая и относительно легкая для запуска бизнес-модель породила массу клонов по всему миру. Все они предлагают аналогичные базовые услуги такси, но местные игроки обладают преимуществом — они знают особенности менталитета своих клиентов и получают поддержку местных корпораций. Сильнее всего это проявляется в азиатских странах, которые стали раем для стартапов. При этом в них вкладывают не только местные игроки, но и западные и даже российские инвесторы.

Самая интересная ситуация развернулась в Китае: два местных игрока, Didi Dache и Kuaidi Dache, уже контролируют 99% рынка такси в 300 крупнейших городах материкового Китая. Однако выход Uber при поддержке китайского поисковика Baidu на рынок Поднебесной создал реальную угрозу их монополии и вынудил объединиться, несмотря на то, что за каждым из них стоят непримиримые конкуренты — интернет-холдинги Alibaba Group и Tencent, которые вложили в них сотни миллионов долларов три месяца назад.

Как обстоят дела в России

Еще недавно российский рынок такси можно было разделить на легальные такси и так называемых «бомбил». К началу 2011 года нелегальный извоз занимал 85-90% всего рынка, но затем ситуация изменилась благодаря реформированию законодательства — «бомбилы» практически ушли с рынка, их место заняли легальные водители, имеющие соответствующие лицензии, а оборот рынка только в Москве вырос до 30 млрд рублей. Одновременно с этим произошла цифровая революция — на рынок вышли агрегаторы заказов, такие как «Яндекс.Такси» и GetTaxi, свои приложения также запустили сами таксопарки, преимущественно региональные.

В отличие от Uber, который также активно выходит на российский рынок, «Яндекс.Такси» и GetTaxi работают преимущественно с таксопарками, а не напрямую с водителями, имеющими лицензии, что избавляет их от типичных для американского сервиса обвинений и рисков запрета.

Остановимся подробнее на GetTaxi. Стартап был основан в 2010 году Шахаром Вайсером, который родился в Москве, а вырос в Израиле. В России сервис появился через два года и быстро стал набирать обороты — на сегодняшний день он доступен в 32 городах в 5 странах, став вторым в мире сервисом такси по размеру выручки после Uber.

По данным компании, в 2015 году глобальная выручка составит $500 млн, к тому же сервис уже является прибыльным в большинстве городов, а ежегодный прирост показателей составляет 300%. С момента основания объем инвестиций в стартап едва превысил $200 млн, оценочная стоимость не раскрывается, однако, по нашим подсчетам, она достигает $2 млрд, что делает GetTaxi весьма интересным объектом для венчурных инвестиций на фоне глобального всплеска популярности аналогичных сервисов.

Однако, GetTaxi нужны не просто инвестиции, а скорее smart money или стратегическое партнерство и поддержка крупного игрока, как, например, это было у Uber и Baidu, когда китайский поисковик вложил $600 млн для выхода американского стартапа в Китай. В качестве альтернативы мировой экспансии, GetTaxi и «Яндекс.Такси» могут выбрать развитие в городах-миллионниках России и СНГ, а также в других развивающихся странах, где рынки пока не захвачены местными или глобальными игроками.

Пузырь ли это?

На вопрос, пузырь ли Uber или действительно инновационная компания, которая изменит мир и при оценке которой можно закрыть глаза на отсутствие прибыли, ответить однозначно нельзя. С одной стороны, компания и вправду совершила революцию на мировом рынке такси, активно развивается и тратит миллионы долларов на совершенствование сервисов и выход на новые рынки и социальные программы, результат — рост количества пользователей и выручки в несколько раз ежегодно. Такие темпы роста не могут не привлекать инвесторов, особенно в эпоху околонулевых процентных ставок и чрезмерной ликвидности на рынке.

С другой стороны, ситуация начинает напоминать эпоху пузыря доткомов 2000 года, когда тот был на пике — инвесторы смотрели лишь на будущий потенциал компаний без опасений, что стартапы так и не научатся зарабатывать деньги. Однако сегодня пузырь надувается не на бирже, а на венчурном рынке, куда имеют доступ только крупные игроки: они не будут поддаваться панике при первой же проблеме.

Возможно, именно поэтому в последнее время появилось так много стартапов, оценка которых превышает миллиарды долларов, и которые не торопятся на IPO — рынок реагирует слишком бурно на локальные проблемы и несбывшиеся ожидания. Компании еще предстоит значительная работа по урегулированию разногласий с властями стран, где Uber попал под запрет или ограничения, а также потребуется сформировать обновленную бизнес-модель, которая позволит выйти на прибыль на горизонте 3-4 года.

Статьи по теме
Колумнист техноблога Fusion: как устроена экономическая модель Uber02 июня 2014, 13:35
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Мне кажется не вопрос не в том "оправдано ли что убер привлекает инвестиции" а "надо ли уберу столько инвестиций".

Сложно себе представить, чтобы Uber смог зделать что-то значительное в СНГ. В США и Европе есть четкие требования и законы для таксистов. Нельзя просто так взять и начать таксовать. Потому есть целые локальные монополии на перевозку. Потому там Uber стал прорывом. А у нас что? Бери старый москвич и гони

>>Сложно себе представить
Вы или человек без фантазии, или не пользуетесь такси. С появлением Uber и аналогов, пропала нужда голосовать на дороге, ловя старый москвич, а потом ехать, опасаясь погибнуть по дороге или от руки горячего кавказского водителя.
Машину видишь на карте, платишь безналом, что-то не понравилось — просишь остановиться и выходишь. Сказка просто. А все проблемы сервиса, это ничто по сравнению с поездкой в шахид-такси, где водитель одной рукой рулит, другой набирает смску, параллельно спрашивая «дарагой, щас с абочены падбиром еще девачку, да?».

Марина, мне крайне странно слышать такое однобокое мнение. Вы точно читаете весь текст, или как тот, упомянутый вами, "горячий кавказкий водитель"? Не мешайте свою фантазию с моими комментариями. Разжовую предыдущий пост:
Вопервых: в СНГ есть куча локальных перевощзчиков предоставляющих минимум телефон с Callback сервисом (привет теме про виртуальные номера siliconrus.com/2015/04/call-tracking/#comment101556) и/или мобильное приложение. Во вторых: таксист может ездить на любой машине, и его "работа в команде" зависит только от того подходит ли его 4-колеса фирме перевозчику. Если "да" - он может работать хоть на всех локальных перевозчиков сразу (что часто и происходит) и принимать те заказы, которые выгоднее на сейчас. Если "нет" - таксует на себя.

В регионах, где популярен Uber, он предоставляет то же самое, что у нас могут делать люди и так - есть права, можешь возить - ну так делай! Потому на него и все негодуют. В США, например, надо пройти минимум 36 часов учебы в спец. учреждении, сдать экзамен, заплатить нехилый взнос за лецензию (и потом каждый год за продлние еще) и только тогда тебе ДАДУТ такси и, что самое важно, прибитое к нему номерное свидетельство (жетон). Без жетона - работать не имеешь права. Стоимость жетона "купить" - что-то около 900 000$ Его в личном пользовании единицы имеют.

Все сильно зависит от штата. Где-то Uber абсолютно легально работает и вписывается в нормы без обычных лицензий такси.

0

А что тут анализировать? Кнопка вызова такси, которая еще и прибыль пока не приносит и оценивается в 50 ярдов.

Выручка не есть прибыль. Пока одни убытки.

Про ситуацию в России, все время упоминают GetTaxi и Яндекс Такси, а про Такси Максим все забыли, хотя по цифрам; 60000 заказов в сутки Яндекса против 1000000 у Максима

Максим - таксопарк (не будем вдаваться во все теневые моменты этой компании), а Яндекс и Гет - агрегаторы

Нет. Максим, как и GetTaxi и Яндекс, агрегатор в большой степени , таксопарк у них только в 1 или 2 городах

Если такси Максим не предпримет адекватные усилия, то скоро у Яндекс.Такси будет 1000000, а у них 60000.

Странно, что ни слова про то, что убер готовит self-driving cars.

Этот пузырь лопнет, когда будет виден четкий потолок роста. Правительства пока не знают, как реагировать на такой сервис и придумывают порой нелепые запреты.
И случится это, когда несколько сильных стран, которые считают деньги, заставят Uber быть не агрегатором, а неким работодателем, с уплатой налогов в каждой стране и обязательствами по отношению к водителям и пассажирам.

Всё интересное и удивительное всегда в итоге пузырится. Но, видимо, схлопывание больше затронет клонов и игроков без инвестиций.

Сильнее будет прикол, если такси исчезнут как таковые ))) Но такая фантастика не укладывается в голове на ближайшие 20 лет.

0

Забавно, что у Uber большое количество средств каждую неделю висит на счетах, т.к выплаты водителям производятся раз в неделю.
Интересно, что они делают с этими деньгами..)

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ilya Tarasov

Ну связь например вместо своего полумертвого сервиса, которым никто не пользовался и сложно монетизировался, ввести другой b2c сервис с понятной монетизацией, но без доступа к аудитори, но имеющий потенциал в этой аудитории. Прикрытый доверием к МРГ провернуть 1 раз сделок с кэшбэком в 10% из рынка в 214млрд при 10% охвате аудитории это 2.1млрд при инвестициях в 300м. Это хороший roi. Я просто не понимаю почему МРГ в них инвестировала. А потом слила свою автотематику

Mail.Ru Group закрыла запущенный в 2013 году сервис объявлений о продаже авто
0
Anuar

Как говорил Стив Джобс «Люди сами не знают, чего хотят, пока ты не покажешь им это».

Можно ли провести успешный редизайн приложения
0
Petr Didenko

Классно!

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
REX
Любимки.Ру

Далеко Билл зашел

Лучшие книги 2016 года — выбор Билла Гейтса
0
K M

Таких начал пути были сотни, но выиграли единицы. Просто они на виду, а проигравшие нет

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Показать еще