Лого vc.ru

Есть ли шансы у российских таксистов победить Uber — мнение юриста

Есть ли шансы у российских таксистов победить Uber — мнение юриста

Партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin Илья Кокорин написал для ЦП колонку о том, смогут ли российские таксомоторные компании победить Uber, основываясь на опыте своих европейских коллег.

Поделиться

В последнее время участились сообщения о том, что российские «традиционные» таксомоторные компании недовольны недобросовестной конкуренцией со стороны таких компаний, как Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Российские перевозчики вдохновляются успешными примерами своих европейских коллег и ищут легальные средства борьбы с новыми бизнес-моделями.

В поисках управы на инноваторов петербургские таксисты даже направили открытое письмо на имя губернатора Северной столицы, в то время как Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) буквально на прошлой неделе сообщила о начале своего собственного расследования.

Какова же суть претензий, предъявляемых к Uber в других странах, и есть ли у них перспективы в России?

Претензии к Uber в мире

Сервисы Uber в той или иной форме попали под запрет во Франции, Индии, Германии, Голландии, Италии, Испании и целом ряде других стран. В основном все нападки на компанию сводятся к трем претензиям:

1. Uber должен отвечать за качество услуг по перевозке пассажиров

Uber фактически осуществляет функции перевозчика и потому должен иметь соответствующие лицензии на перевозку пассажиров и (или) соблюдать требования, предъявляемые к перевозчикам, в том числе отвечать за безопасность привлекаемых транспортных средств и в конечном итоге за качество оказываемых услуг.

Разновидностью этой претензии является то, что не все водители, привлекаемые Uber «с улицы», имеют разрешения и, соответственно, не вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров. Именно это стало причиной запрета Uber в Брюсселе и Франции.

2. Uber нарушает антимонопольное законодательство (недобросовестная конкуренция).

Uber нарушает требования антимонопольного законодательства (в том числе запрет на недобросовестную конкуренцию). В частности, таксисты штата Мэриленд обращались в суд, заявляя, что компания участвует в незаконном фиксировании цен и использовании грабительских схем ценообразования.

3. Uber является работодателем водителей.

Uber является фактическим работодателем и должен предоставлять своим водителям соответствующие гарантии. Так, таксисты Калифорнии в настоящее время требуют признать их фактическими работниками Uber. Один водитель уже был признан таким работником компании, в то время как другие создали специальный сайт и готовят классовый иск к компании на этом основании.

Перспективы российских таксомоторных компаний

Недовольство российских таксомоторных компаний сводится к аналогичным претензиям: Uber и его российские аналоги не гарантируют пассажирам их безопасность при перевозке, не отвечают за обслуживание автотранспорта и состояние водителей, передают заказы частным лицам, не всегда имеющим необходимые разрешения, при этом цены у Uber существенно ниже, что приводит к монополизации рынка, и якобы нарушает требования антимонопольного законодательства. Попробуем разобраться в перспективах российских таксистов в использовании аргументов иностранных коллег.

Uber не отвечает за качество услуг по перевозке пассажиров

Пожалуй, главной причиной недовольства российских таксистов является тот факт, что Uber не признает себя перевозчиком или, как это именуется в законодательстве, «фрахтовщиком» и, соответственно, не берет на себя ответственность за качество перевозок. В соответствии с условиями для пользователя, Uber исключительно «предоставляет информацию и средства получения транспортных услуг, предлагаемых сторонними водителями» и «не предоставляет транспортные услуги», а «ответственность за качество транспортных услуг [...] полностью лежит на Поставщике транспортных услуг».

Представители петербургских таксомоторных компаний все же настаивают, что Uber по факту является фрахтовщиком, относя к ним всех, кто «осуществляет деятельность по приему и передаче к исполнению заказа [пассажира] с помощью любых средств связи». Не говоря уже о том, что такое определение со ссылкой на два нормативных акта, там не содержится, предложенная формулировка отнесла бы к фрахтовщикам и обыкновенные диспетчерские службы (или колл-центры). Вместе с тем сами таксопарки часто отдают на аутсорсинг услуги колл-центра и никогда до этого не требовали от последних обеспечения качества услуг перевозки.

Фрахтовщиком является лицо, которое непосредственно принимает на себя обязанность предоставить вместимость транспортного средства. Uber такой обязанности не берет, фактически осуществляя лишь функции диспетчера.

Действительно, сложно найти принципиальные отличия между Uber и традиционными колл-центрами, за тем лишь исключением, что Uber использует приложение на смартфоне вместо телефонисток. В свою очередь, действующее законодательство, написанное в эпоху, когда диспетчеры и таксопарки были единым целом, не предъявляет никаких отдельных требований к диспетчерским службам.

Непризнание за Uber статуса фрахтовщика не означает, что ответственность за качество услуг по перевозке никто не несет. Такую ответственность должны нести водители, которые в соответствии с законом могут быть фрахтовщиками самостоятельно.

Здесь нужно напомнить, что деятельность по перевозке пассажиров может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП) при условии получения ими специального разрешения. В тех случаях, когда ИП самостоятельно осуществляют перевозки пассажиров, они отвечают за качество услуги и обязаны сами проходить медосмотры (ч. 4 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Итак, с точки зрения действующего законодательства, Uber не является фрахтовщиком, выполняя роль информационного посредника, не использующего ручной труд. Признание за Uber статуса фрахтовщика и возложение на него соответствующих обязанностей потребует внесения изменений в действующее законодательство. Однако до тех пор, пока Uber привлекает только ИП (профессиональных водителей), проблем у компании возникнуть не должно.

Uber нарушает антимонопольное законодательство (недобросовестная конкуренция)

Не реже Uber обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства, в частности в недобросовестной конкуренции. Из того же открытого письма следует, что Uber «имея миллиардные бюджеты [...] оплачивают водителям суммы, превышающие стоимость самих поездок, чем грубо нарушают закон "О защите конкуренции"». Данные действия однозначно расцениваются таксомоторным сообществом как желание «монополизировать рынок».

Сразу стоит сказать, что закон «О защите конкуренции» не запрещает «монополизировать» рынок. Более того, как заметил Питер Тиль, желание монополизировать рынок является естественным стремлением любой компании, если проистекает из желания быть лучшим и непревзойденным. Что на самом деле запрещает закон «О защите конкуренции», так это злоупотреблять доминирующим положением (монополией), конкурировать недобросовестно, создавать картели и так далее.

По общему правилу, доминирующим положением признается положение компании, доля которой превышает 50% на рынке определенного товара. В данном случае на такую компанию распространяется ряд ограничений.

Несмотря на стремительный рост Uber в России, едва ли доля этой компании на рынке таксомоторных перевозок составляет более 50%. Более того, если следовать логике предыдущего раздела, то Uber вообще не должен рассматриваться, как конкурент таксопаркам. Скорее, он конкурирует с диспетчерскими службами (колл-центрами), которые до этого всегда входили в структуру таксомоторных компаний, а теперь могут быть самостоятельными бизнесами.

Что касается недобросовестной конкуренции, то в законе приведен примерный перечень актов такой конкуренции. Из перечисленного только запрет недобросовестной рекламы может гипотетически относиться к Uber: запрещается «введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей». Оппоненты могут сказать, что Uber вводит в заблуждение пассажиров, когда фактически рекламирует услуги такси или личного водителя, ведь по факту такие услуги оказывает не компания, а водители самостоятельно.

Наконец, запрет на создание картелей (соглашений, ограничивающих конкуренцию) коснется Uber только в случае, если компания решит сговориться со своими конкурентами. В настоящий момент оснований полагать, что такой сговор имеет место быть или появится в будущем, нет.

Получается, обвинить Uber в нарушении ФЗ «О защите конкуренции» будет также проблематично.

Uber является работодателем водителей

Водители сотрудничают с Uber по модели «фриланса», то есть не являются работниками компании. Вместе с тем признание водителей фактическими работниками Uber должно повлечь предоставление таким работникам всей гарантий, предусмотренных трудовым законодательством: уплата в пользу работников взносов в социальные фонды, предоставление оплачиваемых отпусков и многое другое. Очевидно, это приведет к росту издержек и повышению стоимости поездок, что в итоге ляжет на плечи пассажиров.

Фрилансер может быть признан работником компании даже в отсутствие трудового договора в случае, если между работодателем и таким фрилансером сложились фактические трудовые отношения. При установлении наличия трудовых отношений суд обращает внимание на такие факторы, как наличие режима рабочего времени, регулярная выплата заработной платы, наличие ответственности за отказ от выполнения трудовой функции, подчинение правилам внутреннего распорядка и прочее. (Определение Верховного Суда РФ).

Не будучи водителями Uber, мы не смогли посмотреть на типовой договор между компанией и водителями. Однако мы изучили стандартный договор с американскими водителями и, похоже, что c учетом указанных выше элементов у российских водителей намного меньше шансов быть признанными работниками Uber, чем у их коллег в Калифорнии. Полная свобода выбора расписания «дежурства» (отсутствие рабочего графика), добровольный характер сотрудничества и оплата по результату свидетельствуют об отсутствии трудовых отношений.

Заключение

Получается, что опыт иностранных коллег российским таксопаркам вряд ли поможет. Это тем не менее не лишает наших перевозчиков права использовать другие средства борьбы. Например, к Uber могут быть вопросы с точки зрения налогового права или законодательства о рекламе.

Однако эти основания не позволят запретить деятельность компании, как это произошло в других государствах, а лишь вынудят ее адаптироваться к локальным особенностям. Поэтому есть все основания надеяться на светлое будущее Uber и аналогичных сервисов в России.

Хотя есть одно «но»: в русле последних модных тенденций никто не запрещает российским таксомоторным компаниям напомнить о политике импортозамещения и пролоббировать наложение санкций на иностранных диспетчеров. Это, однако, никак не повредит российским аналогам Uber.

Дисклеймер

Адвокатское бюро Buzko Kokorin не оказывает в настоящий момент никаких услуг компаниям из индустрии таксомоторных перевозок и (или) диспетчерских услуг. Данная статья основана исключительно на информации, доступной в открытых источниках, а сделанные выводы являются результатом гипотетических рассуждений наших юристов и не могут рассматриваться в качестве юридической консультации.

Статьи по теме
Uber объявил о приостановке работы вызвавшего протесты сервиса UberPOP во Франции03 июля 2015, 13:08
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Говорят у водителей убера нет лицензий, а чем отличаются другие компании в России которые сливают заказы на биржи!?

У водителей убера лицензии есть, более того в июле убер даже способствовал получению их у кого не было, возмещая их стоимость

Сам убер не мог этим заниматься.
На примере Сочи объясню. У нас есть дс Рэд и есть ООО Рэд+ и ООО Рекорд. Эти два ООО и занимаются выдачей лицензий для водителей, работающих в системе Рэд. Прямого отношения они к рэду не имеют. У них есть разрешение на предоставление услуг по предрейсовым и послерейсовым осмотрам медиками и механиками. Но, опять же, они не дают гарантии по качеству обслуживания пассажиров - они только могут заручиться тем, что автомобиль технически исправен, а водитель трезв и не имеет симптомов утомления.

Причем тут это? Тут про обычные лицензии выдаваемые городом говорят.

0

город кому-то должен выдавать лицензии. открывать ип таксисты не стремятся, но и попадать постоянно на облавы не охота. так и появились подобные ООО

0

Мог и занимался через свое представительство в россии)
Найдите водителя убера без лицензии и если найдете срочно напишите про это безобразие!

0

но они же не являются перевозчиком. на каком основании убер вообще должен тогда получать какие-то лицензии?

0

кстати, интересный момент... вы в транспортной полиции работаете, или у каждого водителя перед посадкой спрашиваете его лицензию? откуда такие данные, что у каждого водителя есть лицензия?

Не стесняюсь, спрашиваю и прошу показать. Ну и некоторые вопросы задаю и с радостью отвечают без проблем.

0

вы - редкий пассажир. работаю более 5 лет, за смену рекордное количество поездок у меня было 32, в среднем же это число не превышает 20. но единственная категория лиц, которая интересовалась у меня документами - транспортники. только их волнует есть ли у меня лицензия, прошел ли я предрейсовый медицинский и технический осмотр, заключен ли у меня договор на обслуживание, есть ли квитанции установленного образца, действительны ли диагностическая карта и полис осаго, есть ли тарифы на услуги по перевозке легковым такси... больше никто ни разу не поинтересовался подобными документами

Лицензия у таксистов в бардачке обычно лежит и они ее сразу показывают с пакетом остальных документов)

0

И у меня. В папке от Шкоды. Кроме путевки - ее я держу под козырьком, потому что есть еще одна категория, которую интересуют мои документы - гаишники. Но им достаточно прав, техпаспорта и путевки. В редких случаях просят показать страховку. В еще более редких - лицензию. И никогда не просят предъявить диагностическую карту, договор на обслуживание и квитанции.

0

Как я понимаю, информационное агентство не может определять стоимость товаров и услуг, оказываемых и реализуемых непосредственно поставщиком товаров и услуг. И коль скоро все эти uber, gett, везет и рэд позиционируют себя как информационные агентства, а ответственность за качество перевозок ложится непосредственно на исполнителей заказов, то все эти агентства должны предоставлять потребителям полную информацию - включая тарифы каждого непосредственного перевозчика. Ибо когда оформляется пакет документов на осуществление деятельности по таксомоторным перевозкам, с органами, выдающими разрешение, обговариваются в том числе и тарифы. Для того, чтобы прижать к ногтю все эти сервисы, которые перед обычными потребителями позиционируют себя в качестве такси (чем вводят их в заблуждение), необходимо понимать, что стоимость услуги определяет ее поставщик, но никак не посредник.

0

В этом, кстати, и есть проявление той самой недобросовестной конкуренции - эти сервисы не несут издержек по обслуживанию таксопарков, следовательно, в борьбе за рынок могут определять бесконечно малую стоимость проезда, вытесняя с рынка легальных игроков. Вот когда у наших уважаемых юристов и депутатов возникнет понимание этой проблемы - тогда этим сервисам придется несладко.

А я и не стесняюсь об этом говорить. Да, это мой хлеб. И я не вижу ничего зазорного в том, чтобы работать в этой сфере. Легально, профессионально и честно

1

Таксисту никто не мешает принимать заказы через убер кроме его лени и технической безграмотности, старой неисправной машины и жадности.

хотел плюсануть, да карма не позволяет - заминусовали меня совсем...
никто не запрещает - это верно. но не каждый официал согласен работать по тарифам убера. который, опять же, не является перевозчиком, не предоставляет услуги легкового такси населению, и, соответственно, не имеет права вмешиваться в ценообразование.
это, скажем, то же самое, что вы купите справочник, в котором будут диктоваться цены на товары и услуги, не производимые редакцией справочника

Ко мне приезжало такси от убера, таксист одновременно принимал заказы через яндекс и гет без проблем. Заказов было полно. Он был доволен. Некоторые водители убера при опросах наоборот говорили что в убере тоже полно заказов и они тоже довольны. Не умеете подстраиваться под рынок - покиньте его.

а вы в курсе, что коль скоро яндекс, гет и убер друг с другом на ножах, то они просто блокируют тех водителей, которых уличили в использовании базы данных других сервисов?
и их программы не могут работать на одном и том же устройстве - приходится брать для трех приложений три устройства, которые могут отвлекать водителя и закрывать ему обзор. я бы сказал, что с таким водителем, каким бы профессионалом он ни был и как вежливо себя ни вел бы, ездить небезопасно

Водитель имеет несколько устройств. На каждом устройстве свое приложение. Никаких баз других сервисов никто не использует, на каждом устройстве свои заказы же. В момент перевоза смотрит в основное. В пробке поглядывает на другие, не вижу в этом сложностей. В момент высадки берет сразу новый заказ.

а как быть со штрафом по правилам пдд за использование телефона без устройства hands-free во время движения?

0

Все устройства закреплены, в руки водитель их не берет. Обзор они не закрывают.

а минус за облик профессионального таксиста вы мне в связи с чем поставили? еще раз повторю: не верите - приезжайте в сочи. меня почти всегда можно найти возле кафе бригантина по адресу ул. несебрская, д. 3. мои услуги стоят недешево, но я знаю, за что беру деньги и несу ответственность за предоставляемую мной услугу

Профессиональный таксист, к сожалению, который ругает убер на пустом месте, это такой образ тунеядца, завышающего цены в 10 раз когда происходят аварии метро или теракты, отставшего от прогресса и не способного адаптироваться к рынку.

Я ругаю убер за то, чем они занимаются. В статье написано (и сами они это неоднократно подтверждали), что они не являются перевозчиками. Они лишь предоставляют информационные услуги. В связи с этим, на каком основании они занимаются регулированием цен на перевозки? По какому принципу происходит ценообразование в убере? На кого жаловаться, если машина приедет с опозданием и вы не успеете на самолет? Кому предъявлять претензии, если в салоне автомобиля из дивана торчит леска, которая порвала вам юбку? Убер всегда от этого всего открестится и сбросит все шишки на исполнителя. А исполнитель, например, сам две минуты назад получил ваш заказ и никак не мог быть у вас полчаса назад. И предъявит соответствующий лог из программы (если будет достаточно грамотным). И останетесь вы без сатисфакции.

1

"На кого жаловаться, если машина приедет с опозданием и вы не успеете на самолет? "
А в случае с обычным такси вы кому жаловаться будете? Компании-перевозчику? Не очень работает. Проверено.

а когда происходят теракты, то немудрено, что здравомыслящие люди сторонятся таких мест. потому, наверное, таксисты и завышают тарифы - ибо связано это с риском для жизни и имущеста

Это стоянка аэропорта может стать опасным для таксиста местом?
Вообще говоря, после теракта его место скорее всего чуть ли не самое безопасное в городе. Потому что в других районах еще могут произойти дополнительные, а сюда уже куча силовиков приехала.

может, а почему нет? вот кеннеди, например, убили на глазах у всех и куча силовиков не смогла этому ничего противопоставить. а потом не забывайте, что теракт кто-то совершил, и если он не смертник, то скорее всего вместе с толпой постарается покинуть место теракта. если спецслужбы его заметят - он постарается закрыться щитом из заложников. да и потом - если где-то произойдет теракт, вы сами то туда поедете?

и по поводу аварии метро... не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - спрос рождает предложение. если на услугу высокий спрос - цена на эту услугу возрастает. это было всегда и везде (не только в такси). вы ж не удивляетесь, почему гостиница на берегу моря летом стоит дороже, чем зимой, а номер в горах зимой стоит дороже, чем летом

Че то не пойму я, почему минусов столько нахватал по поводу аварии в метро. Не таксисты же ее подстроили - раз. Это не катастрофа - два. Есть альтернатива в виде автобусов - три. Никто насильно в машину не тащит - четыре. Или тут есть несогласные по поводу ценообразования, связанного с повышенным спросом на услугу?

после слов "бесконечно малую" под стол от смеха ушел. математик.

На любое снижение цен конкурентами они всегда ответят снижением своих цен. Причем, ценовая политика их не обоснована ничем иным, кроме желания монополизировать рынок. Это при том, что непосредственно они не несут издержек по содержанию автопарка. Конечно, когда тебе не нужно содержать материальную базу, ты можешь сколько угодно снижать цену на свою услугу.

Вы как будто забываете, что они получают комиссию.
И три компании(а агрегаторов так то больше) не могут монополизировать рынок, это противоречие определению.

0

комиссию они получают от водителей. водители работают там, где больше заказов. заказов больше там, где цена ниже. соответственно, где цена ниже - там больше заказов - больше водителей - больше комиссия.
монополистом считается компания, имеющая долю на рынке больше 50%. так что компаний может быть сколько угодно, но если у одной из них доля превышает 50% - она считается монополистом. к этому стремится любой из, как вы говорите, агрегаторов.

Убер борется с яндекс такси. И только яндекс такси его главный конкурент. А обычные таксопарки остались в прошлом.

вы только по москве владеете информацией. в сочи, например, об убере не слыхали, а яндекс зашел только 1 августа этого года. зато здесь активно развиваются рэд (он же сатурн), максим и везет. я уже не говорю о том, что творится в куда более провинциальных городках

0

Конечно не во всех городах. Никакой монополии нет) Для провинциальных городов - свои сервисы. И даже свои таксопарки с ценами как в маршрутке. И никто не жалуется.

вот именно что в кавычках. настоящий же профессионал должен обладать всеми этими навыками. часть зла, кстати, заключается в самом законе о такси, пролоббированном крупными таксопарками. ибо если бы спросили у рядовых таксистов-частников, ситуация несколько изменилась бы. вот я, например, считаю, что нужно лицензировать не машину, а водителя. а сейчас, когда необходимо лицензировать машину, но о человеке, который на ней работает, забывают, можно получить массу выходцев не пойми откуда на лицензированных машинах.
а тут то вы в чем не согласны? корень зла такси в том виде, в каком мы его видим - в отсутствии лицензирования водителей. в европе это нормальная практика. для таксистов есть специальные курсы, многие таксуют не одно поколение. а пока у нас в россии действует лицензирование машин, это развязывает руки богатеям, которые покупают десятки машин, сажают на них джамшутов и все - у них теперь официальный таксопарк. если бы спросили частников - наверняка ввели бы лицензирование водителей, от которого все выиграли бы

0

ну, кроме богатеев - им бы пришлось тратиться на то, чтобы обучить джамшутов. либо не тратиться, но пытаться привлечь к себе лицензированных водителей, как это делают в штатах. в любом случае, потребители от этой нормы только выиграли бы

0

а такие таксисты, как я, уж точно не проиграли бы - ведь тогда список конкурентов был бы Уже. ведь есть же такая категория людей, которая, как и я когда-то, пришли в этот бизнес с улицы в расчете перебиться, пока находишься в поиске постоянного места работы.

0

Сам таксую. И ничего против прогресса не имею - действительно, очень удобно заказывать машину через приложение, ведь тогда тебе не придется объяснять диспетчеру, откуда именно тебя забрать, можно выбрать автомобиль, проследить по карте за его перемещением и быть готовым в тот момент, когда на телефон придёт смс "вас ожидает". Это безумно удобно и подобные вещи упрощают нашу с вами жизнь.
Но, будучи сам лицензированным таксистом и работающим в этой сфере уже не один год на постоянной основе, я естественно выражаю собственное недовольство тем, что подобные сервисы привлекают водителей-подработчиков. Тех, кто имеет постоянное место работы, не задумывается о том, чтобы улучшить качество обслуживания (отремонтировать свое ржавое ведро, выучить город, научиться вежливо разговаривать с пассажирами и все в том же духе). В нашем обществе сейчас царит мнение о том, что легальные таксисты обозлились на подобные сервисы из-за их дешевизны. И общество подчас принимает сторону этих самых сервисов, считая таксистов бездарями, которые не хотят ничем другим заниматься, которые ленятся и тд. Ну хорошо. Я принимаю это мнение. Но я считаю, что в любой отрасли должны работать профессионалы. И, думаю, сейчас любой человек со мной согласится - страшно же ложиться под скальпель человека с улицы и смешно же слушать желторотого консультанта в магазине электроники, например. Вот мне, например, страшно ездить с водителями, которые не имеют достаточных навыков вождения - это к слову о том, что любой может водить машину. Водить то может любой, но профессионально этим заниматься станет не каждый.
По поводу дешевизны этих сервисов - они всегда устанавливают стоимость проезда (на что вообще не должны иметь права - они же информационные агентства, а не перевозчики) ниже легальных перевозчиков с целью привлечения клиентской базы. Когда у фирмы много заказов - с ней работает много водителей. Эти сервисы получают свою копейку не с пассажиров, а с перевозчиков (это может быть абонплата либо какой-то процент от стоимости заказов). Соответственно - чем больше водителей у них работает - тем больше денег они зарабатывают. По моим прикидкам, в одном только Сочи оборот одного только рэда составляет не меньше миллиона рублей в неделю. Это я говорю только о тех деньгах, которые диспетчерская служба получает с водителей - в самой их службе крутятся куда бОльшие деньги, не учтенные ни в каких налоговых органах. Таким образом, легальный рынок таксомоторных перевозок постепенно отмирает, а вся сфера деятельности постепенно уходит в тень. Если и дальше продолжать потворствовать таким вот сервисам, то и легальные таксисты сдадут свои лицензии и будут как все...

Это вот те профессиональные таксисты, которые у аэропортов пасутся и никого не пускают? Или это те профессионалы, которые в моменты трагедий в десяток раз цены задирали? Или какие ещё профессионалы, отказывающие довезти до больницы или дачи? Нет, это зажравшиеся наёмники, которых тоько рынок сможет вымести.

Если интересно вникнуть в суть, рекомендую ознакомиться с фз о такси и уставом транспорта рф. два этих документа дают мне право отказать в перевозке, если состояние пассажира (его одежда и вещи) нанесут ущерб салону моего автомобиля. я всегда отказываю пассажирам, имеющим явные признаки кровотечения, алкогольного или наркотического опьянения, равно как пассажирам, перевозящим домашних животных на руках, а не в специально оборудованных клетках, не езжу по неасфальтированному покрытию (если собираешься ехать на дачу по проселочной дороге - предупреждай диспетчера, что тебе понадобится автомобиль повышенной проходимости). все достаточно просто, если сам пассажир заранее позаботится о том, чтобы ему было комфортно.
я не собираюсь говорить за всех - говорю лишь за себя. но, думаю, большинство легалов со мной согласятся.
по поводу аэропортов. как правило, в аэропортах, жд и у супермаркетов есть специализированные стоянки для такси. места на них ограничены, а владельцы и директора дерут за эти места баснословные деньги (пару лет назад слышал, что место в аэропорту адлера стоило порядка 30 тысяч рублей в месяц). отсюда и повышенный тариф. хотите сэкономить - отойдите в сторону и поймайте проезжающее такси

Собственно в двух словах почему Uber лучше такси: у моей девушки было разбито верхнее веко, она истекала кровью и нужно было срочно ехать в больницу. Заказали убер - мало того что к нам приехала Tesla S (дело было в Калифорнии), дак водитель ничего не сказал, спросил все ли с нами впорядке и дал водичку в бутылках.

не переживайте - уж таких то рынок никогда не выметет. как правило, таксистов, пасущихся у аэропортов, крышует кто-то серьезный. у многих из них нет лицензий, но это не важно - лишь бы платили отступные, куда следует. как раз таки убер делает подлянку честным таксистам, ибо устанавливает цены ниже разумных. а убер вообще не имеет права хоть как то влиять на цены - они ж предоставляют информацию

Заказываю убер регулярно - машины отличные, самая часто попадающаяся модель - Киа Рио. Водители вежливые, ведь я им могу низкий рейт влепить после поездки. По поводу смс, я в телефоне даже местоположение машины вижу, которую вызвал, 2015 на дворе.
Вспоминаю времена, когда заказывал лицензированное такси из таксопарка - в итоге ехал на Дэу Матизе с высунутыми коленками из окна. Или еще вариант - гости столицы, которые берут дерут дикие цены на убитых тазах и не знают куда ехать.

Ну вот у меня, например, Skoda Octavia третьего поколения. В салоне чисто и не накурено. Летом машину не глушу ибо постоянно работает кондиционер. бензина сжигаю каждый день на тысячу, а то и больше.
но у меня и тарифы соответствующие - 30р за км по городу и 40 - за загород. Скажите, соглашусь ли я работать с тем же Рэдом, если они установили отметку в 18/27 и набирают даже на тазах, армянских номерах и при этом не несут ответственности?

Лучший судья - рынок. И знаете, в чем беда ваша... Даже если бы цены были одинаковые, я бы всё равно убером пользовался. Почему-то эти "профессионалы", в большинстве своем заядлые курильщики. В их машинах пахнет их потом. Машины желтые, Карл! Ненавижу их, особенно если бизнес класс заказываю. Собеседники из водителей за редким исключением - никакие. У большинства за многие годы профессиональная деформация, они разучились к чему то стремится а потому не интересны. И особенно бесит когда у торговых центров у них... очередь. Подходишь к нормальному на вид водителю (пусть и на желтой тачке). Но к нему сесть нельзя, и надо садится к той горилле которая сейчас в машине курит у себя.

Желтые машины - это, простите, издержки фз о такси, обязавшего официалов прийти к единому облику. В нашем крае, например, лицензии выдаются белым машинам.

На счет ржавого ведра, вежливости водителей и пр.: я пользовался и Uber и gett и Яндекс и везет и другими в Питере. Так вот, преимущественно у Uber водители вежливей, водят аккуратней чем таксисты из больших служб такси питера или у конкурентов, а если случается иначе - это влияет на отметку. У Uber часто бывают так называемые повышенные расценки, при которых стоимость становится не меньше и часто дороже чем у конкурентов, так вот я все равно выбираю не редко Uber именно за то, что уверен в качестве сервиса. Эти люди не имеют тусовки таксистов на вокзале и не садятся с запахом курева за руль. Я буду пользоваться Uber, даже если он станет в 2 раза дороже.

Пока писал ответ, увидел что мое мнение совпадает с другими:) Вот вам и правда.

плюсанул бы с удовольствием. но не могу - заминусовали меня в край.
только этим и может сейчас бороться официальное такси с нелегалами - качеством сервиса. если убер, как вы говорите, поднимет цены, будет следить за качеством обслуживания и принимать участие в рынке опираясь не только на мнение пассажиров, но и на тех, кто ему деньги несет - таких водителей, как я - я с удовольствием стал бы у них работать.
как я уже говорил - я не против прогресса. я против того, что в мой дом приходят чужие люди

ну вот видите - на мой ответ вам, что я бы с удовольствием работал с тем же убером, если бы там была установлена вменяемая цена (а вы, например, согласны платить за сервис дороже) я получил еще два минуса и ни одного плюса. значит, большинству важнее цена, чем качество

просто я образованный человек и интересуюсь тем, что в первую очередь пригодится мне в работе. профессию таксиста я выбрал по случайности, когда срочно понадобились деньги. но со временем втянулся.

Убер вам ничего не должен. Если не готовы ездить за такие деньги - вы неконкурентоспособны. Но подозреваю что дело в другом. В убере работать надо. Там заказ идет за заказом и вы почти никогда не стоите на месте. Много с водителями общаюсь, как правило все очень довольны

> Тех, кто имеет постоянное место работы, не задумывается о том, чтобы улучшить качество обслуживания (отремонтировать свое ржавое ведро, выучить город, научиться вежливо разговаривать с пассажирами и все в том же духе).

Собственно, Вы только что именно "профессиональных таксистов" и описали.

вот именно что в кавычках. настоящий же профессионал должен обладать всеми этими навыками. часть зла, кстати, заключается в самом законе о такси, пролоббированном крупными таксопарками. ибо если бы спросили у рядовых таксистов-частников, ситуация несколько изменилась бы. вот я, например, считаю, что нужно лицензировать не машину, а водителя. а сейчас, когда необходимо лицензировать машину, но о человеке, который на ней работает, забывают, можно получить массу выходцев не пойми откуда на лицензированных машинах.

Влад, вы всегда пристегиваетесь? У вас в машине никогда не бывает запаха еды? Задние ремни безопасности не бывают спрятаны? Вы никогда не превышаете скорость в городе? Вы ездите по рельсам? Машину паркуете всегда только в положенном месте, не нарушая ни одного правила о парковке, включая близ к пешеходным переходам?

0

да, я всегда пристегиваюсь, кушаю в соседнем кафе, курю возле урны, задние ремни безопасности всегда на виду, я выбираю оптимальный скоростной режим движения (иногда бывают случаи, когда превысить скорость безопаснее торможения), паркуюсь на спорном участке (те гаишники, что помоложе пытаются придраться, те, что с майорскими погонами ограничиваются проверкой документов). более того - у меня всегда работает кондиционер (даже когда я стою, а простоять иногда можно и несколько часов) и если бы уровень моего заработка был бы немного выше - обзавелся бы вафлей.
не верите - приезжайте в сочи и убедитесь в этом лично

В Uber если кто так и делает, то получает от меня 1-3 балла, а потом я отказываюсь от поездок у кого рейтинг ниже 4,5.

Мечтаю создать стартап который вызовет такой же срач. Uber это, конечно, гениальная вещь.

гениальная - не то слово. модель распространения у них не правильная - потому и вызвала такой срач. если бы они просто по франшизе предоставляли свое по лицензированным перевозчикам, а не стали бы сами перевозчиками де юре отрицающими это - никакого срача не было бы

0

Тогда они бы не были никому интересны, потому что у них не получилось бы снизить цены, обеспечив при этом лучшее качество.

0

Цены бы снизились. За счет того, что таксопаркам просто не стали бы нужны диспетчера. Конечно, снизились бы не настолько, как мы с вами видим. Но зато пассажиры получили бы более удобный механизм заказа такси, который все же несколько удешевил бы поездки.
Но создателям убер захотелось всего и сразу - вместо того, чтобы получать роялти от своей программы, они предпочли сами стать перевозчиком. Чем нажили себе головную боль в виде постоянный судов, привлечения к уголовной ответственности своих топ-менеджеров и скандалы за скандалами.
А ведь могли бы обойтись без всего этого просто распространив свое приложение среди официалов всего мира.

0

Дарю идею: стартап который продает Андроид устройства пользователям Эпл. Насчет прибыльности не знаю, но на вентилятор вам набросают.

0

Эмм.. А booking.com тоже надо признать отельером? Интересно кто нить из отелей на них в суд подает?
Чет кажется господа таксисты берега потеряли или просто застряли в прошлом.

Букинг задает цены не комиссию и зачастую она не меньше 15%.

0

Да ради бога - я согласен платить комиссию за заказы. Но ездить при этом по своим ценам. А эти сервисы и комиссию получают, и цены свои фиксируют. Причем цены эти оторваны от реальности и единственная мотивация здесь - переманить пассажиров. Я не слышал, чтобы кому-то из водителей доплачивали и сама эта идея мне кажется абсурдной - ведь как раз на водителях эти сервисы и зарабатывают. Пассажиры же не платят за использование приложения, а рассчитываются с водителем за поездку. Часть из этих денег потом уходит в виде комиссии в эти сервисы

Почему в нашей стране так любят замыливать глаза.. Как будто кроме Убера нет больше компаний, действующих подобным недобросовестно испольщующим конкуренцию способом. Яндекс такси, Максим и аналогичные компании доплачивают водителям, а не берут за заказ, вытесняя остальных, не способных финансово перекрыть такие потери. Люди никак не поймут, что если останется лишь один монополист на рынке пассажирских перевозок (а Uber, Яндекс, Максим и т.д.), то от "хваленого" сервиса, о котором тут рассказывают, ничего не останется. В конечном итоге останется один, где будут те же самые приезжие бомбилы работать, но под другим флагом. И вот уже выбора не останется.

0

Я и говорю, зачем мне заморачиваться всей этой бумажной волокитой, если вокруг многие зарабатывают под черным флагом, даже не зная города, не имея документов и ездящие непонятно на чем.
Этот скриншот из новостей Рэд такси Сочи. Объясню людям несведущим - по фз о такси лицензия выдается на автомобили не старше 8 лет, следовательно, самый старый лицензированный автомобиль сегодня может быть 2008 года выпуска

0

юбер-гетт и т.п. не берут машины старше 3 лет.
уймитесь уж
в этой теме ваших комментариев-2/3
работали б лучше, чем достоевщиной заниматься
бросать можно хабарик в окно, мусор к поребрику, мелочь челяди в пробках, кассету трофима в бардачок, но сцепление бросать нельзя! ;)

1

Так я не про убер этот пост писал, а про рэд. Который, по сути, работает по той же схеме, только в регионах. И если в крупных городах хоть как-то отслеживают ситуацию, то например в Сочи в транспортном отделе всего три сотрудника, один из которых - начальник. Такими ресурсами с этими сервисами не справиться - они этим и пользуются. А постов так много ибо выходной у меня был.

0

Так один и не останется. Они могут выдавить всех мелких, но несколько крупных игроков на рынке и останутся.

когда останутся крупные игроки (к которым вы по своей безграмотности причисляете убер, яндекс, гетт и прочих - в то время как они сами во всех судах заявляют, что не являются перевозчиками, следовательно не являются участниками рынка легкового такси), эти "игроки" начнут снижать цену на перевозки, стремясь привлечь как можно больше пассажиров. учитывая, что они не предоставляют услугу по перевозке легковым такси (не несут расходов на содержание таксопарков и не несут ответственности за качество обслуживания), они могут ставить сколь угодно низкую цену - вплоть до копейки за километр. отчасти они нам это продемонстрировали прошлой зимой, когда несмотря на повальный рост цен, цены на такси снизились. это же бред, карл! как может цена на такси снизиться, если полис осаго за год вырос вдвое, бензин подорожал на 10%, запчасти подорожали на 20-35%, новые автомобили выросли на 20-30%, а программа господдержки на тот момент загнулась???
я не случайно упомянул цены на новые машины - согласно фз о такси, автомобиль должен быть не старше 8 лет. следовательно, когда-то должен наступить момент, когда официальный перевозчик должен пересесть на машину посвежее. и эти расходы, я считаю, так же должны учитываться при составлении цен

0

Мне без разницы-такси это или не такси.
я хочу ехать и не хочу за руль-я вызываю, приезжает новая машина с воспитанным человеком, меня везут, всё.
не нравится-идите работать на биржу сэдия с комиссией по 30% или идите головой работать. не устраивает-берите заказы какие есть. в чём вопрос?
а то таксист не доволен,что амортизацию не оплачивают. так и на w222 тарифы уже адекватные,а там амортизация неск млн руб в год и ТО стоит больше, чем на октавию. ну демпингуют, как и мноие новые компании на рынке,что с этого? кто не хочет-не пользуется. кому нравится-ездят. не устраивает,что диктуют условия и за смену не 10,а 5 зарабатываешь-найди другую работу.
тем более сочи...мини армения с охреневшими таксистами. карла маркса почитайте, капитализм стремится к укрупнению и монополии. слабые не выживают.
я за каско отдал 230 тысяч и что? я ж не ною,что всё подорожала, а клиенты не стали платить мне больше денег,а только наоборот-скидки просят.
берите солярис в лизинг и катайтесь, чо

Так в Сочи вся работа летом. За два-три несчастных месяца нужно заработать столько, чтобы хватило год прожить. Производств здесь нет, зарплаты невысокие. Зимой не на ком зарабатывать, по сути.

0

работайте на другой работе,а в такси зарабатывайте летом помимо основной работы значит или переезжайте в другой город. правда, не надо нытья о том как плохо живётся и чтоб выжить в этом загнивающем капитализме приходится народ честной обдирать 3 мес летом)

0

"Действительно, сложно найти принципиальные отличия между Uber и традиционными колл-центрами, за тем лишь исключением, что Uber использует приложение на смартфоне вместо телефонисток."
Врут как дышат. А то что Убер проводит оплату через себя они конечно не слышали. И про то что Убер диктует цены перевозчикам, они не в курсе. Доплата за короткие поезки? Не, не слышали.

Не понимаю - почему на тот факт, что Убер устанавливает цены так взъелись - цены такие, что куча качественных водителей по ним возит и не парится. И куча людей ездит и их устраивает. В чем суть претензии-то?

Скажите спасибо что еще никто удобную биржу не придумал - чтобы цены при заказе не с потолка брались а в конкуренции с другими водителями.

Потому что убер - это информационная служба. Брать на себя ответственность по оказанию услуг по перевозке они брать не хотят. Но при этом вмешиваются в ценообразование. По факту, будучи информационной службой, они могут устанавливать тарифы на свои услуги для третьих сторон. Скажем, таксисты будут платить им комиссию за заказы, а пассажиры - за доступ к базе таксистов. Причем, как информационный сервис, убер обязан предоставлять полную информацию о фрахтовщике - марку и модель автомобиля, год выпуска, гос номер и тарифы, по которым он оказывает услуги. Только вот тарифы они устанавливают свои.
Другими словами, будучи информационным сервисом и не являясь фрахтовщиком, они регулируют цены на перевозки, чем грубо нарушают антимонопольное законодательство в части недобросовестной конкуренции

0

Про грубое нарушение законодательства это интересно - можно ссылку на то как информационные сервисы штрафовали за подобное?

Что до единой цены это является конкурентным преимуществом. Причем это преимущество не зависит от того есть демпинг или нет - мне как клиенту неохота разбираться с между 100 - 500 тарифами которые хотят разные перевозчики, которые еще и на разном от меня удалении находятся.

Но в чем недобросовестность я не понимаю. Ну назовется убер не информационным сервисом, а сервисом по привлечению клиентов по сути ничего не поменяется а на цены влияние будет "законным".

0

Это, скажем, как если бы у тебя была квартира стоимостью 2 млн руб, ты вложил в ее ремонт еще полмиллиона. Прожил в ней пару лет, накопил денег и решил переехать в хоромы попросторнее. Ты обращаешься к риэлтору с просьбой оказать тебе услугу по подбору покупателей. А риэлтор мало того, что с тебя берет комиссию за услуги, еще и цену на твою квартиру назначает свою. Стал бы ты с таким риэлтором дело иметь?

0

Когда квартиру нужно продать быстро - скажем за неделю ты продаешь по той цене которую говорит риелтор либо не продаешь вобще.

Я уж не говорю о том, что если задрать цену за квартиру то она не продастся никогда, потому, что квартир не так много продается и покупатель практически всегда может тупо просмотреть все предложение на рынке (которое его устраивает)

0

Но ты же не согласишься продавать квартиру за треть цены. А убер и Яндекс, как я понимаю, такие цены и устанавливают. В сотый раз повторю - не являясь участником рынка легкового такси.
Там я чуть ниже написал про такси в Нью-Йорке, где всем хорошо - и уберу и официалам и никто на убер никаких исков не подает. Ознакомьтесь интереса ради и поймите уже, что когда такси в вашей жизни занимает 15-20 минут в день, а в моей - 12-16 часов, то вам просто бессмысленно со мной спорить. Ибо переубедить меня не получится ввиду моего личного опыта, а вы мои доводы слушать не желаете, ибо вам лень вникать в суть проблемы.

0

я к тому, что при заказе такси есть фактор скорости и тот момент, что клиенту не удобно тратить кучу времени на выбор перевозчика так как выгода +-100 р и еще надо прилагать усилия чтобы все посчитать.

решение - единая цена.

И когда это решение практикует государство и официальные перевозчики никто не возмущается. А тут прям возбудились очень недобросовестно все.

0

Никогда ни один убер не приедет на адрес раньше таксиста, который на нем работает. А если мы будем сравнивать в разрезе официалов и неофициалов, то ни один неофициал никогда не доставит вас из точки А в точку Б быстрее официала

0

Ну вот например siliconrus.com/2015/08/uber-crash-hours/#comment155208
Человека высадил таксист Убера через 1 минуту, списали 500 руб. Кому жаловаться? Убер же не оказывает услугу, он не при делах.
Вы пытаетесь сравнить цены и сервис официального такси, которое отвечает за поездку и Убера, который вообще не такси, а грубо говоря инфосервис бомбил.

То есть я не против Убера, но надо понимать, что это не такси и может произойти все что угодно.

0

Но мысль сделать приложение со свободными ценами выглядит тоже интересной. Пока, вроде, никто не занялся :)

0

Я где-то читал о таком стартапе. Типа прилетел куда-то и в аэропорту через приложение формируешь заказ - стою там то, поеду туда то, заплачу столько то. Кому по пути - подберет. Лично я не раз забирал из аэропорта в Сочи за полцены при условии, что в аэропорт я тоже не бесплатно приехал.

0

Нет, бла бла для междугородних поездок. Цену там назначает не пассажир, а система, считая примерно по рублю за километр с каждого места. Я не вспомню никак его название. Вспомню - обязательно напишу

0

Просто не до всех быстро доходит, что на дворе какбы 2015 год. Мир уже другой и порой "5 звездочек" поставленных с айфона имеют гораздо большее значение, чем какая-то там лицензия.
С убером это 100% так.

Какая-то там лицензия дает много преимуществ для передвижения, которых никогда не дадут сто звездочек в убере. Пусть у него будет миллиард этих звездочек - он не сможет двигаться по выделенным полосам, высадить вас под знаком "остановка запрещена" и случись что, его страховка не всегда покроет нанесенный вам ущерб полностью. А три этих пункта имеют достаточно большое значение.

0

touch.auto.mail.ru/article/56640-ugolovnikam_zapretyat_rabotat_taksistami/

Вот, кстати, то, о чем я говорю. Если бы поинтересовались у частников (адекватных, лицензированных, оформленных как ип - таких, как я), пришли бы к этому еще в первой редакции закона о такси.
Я лично выступаю за более жесткие стандарты отбора таксистов - им нужно работать с людьми, следовательно они должны уметь грамотно общаться. Они должны гарантировать безопасность поездки - следовательно у них не должно быть медицинских противопоказаний (в данной статье говорят о том, что медосмотр для таксистов будет более жесткий, чем для обычных водителей).
В конце концов, только вдумайтесь в эти цифры - "подготовка водителя такси в Европе занимает 250 часов" и "подготовка пилота гражданской авиации в Европе (я так понимаю,речь идет о тех пилотах, которые будут летать на собственных летательных аппаратах) занимает 25 часов"
Надеюсь, со временем получится вернуть достойный моральный облик таксистам в глазах нашего общества

0

В том же Нью-Йорке, где зарегистрировано порядка 14 тысяч автомобилей такси, из которых ежедневно на линии работает порядка 11 тысяч. Причем, лицензия на один автомобиль там стоит баснословных денег - один млн баксов. Лицензия водителя (с обучением, экзаменами и медсправкой) - порядка $400. Не имея лицензионной карточки водитель не получит доступа к управлению автомобилем. Получается, что количество легальных игроков на рынке (как автомобилей, так и водителей) строго регулируется. В том же убере по желанию можно заказать как легальную машину с обученным водителем по легальной цене, так и подработчика по цене в три-четыре раза ниже. При этом убер предупреждает, что за перевозчиков по низким ценам никто ответственности не несет и рекомендует пользоваться легальным такси. Потому в самой Америке к нему вопросов больше не возникает.
Человек, заказывающий через убер дешевого перевозчика заранее согласен с тем, что не получает привилегии проезда по выделенным полосам. Соответственно, получается так, как мы, российские таксисты, считаем - ценишь свое время - будь готов заплатить дороже. Хочешь подешевле - смирись с тем, что придется ждать и тащиться в пробках. Просто в Европе (в частности в России) убер взял на себя обязанности регулятора (хотя эти обязанности возложены законом на соответствующие инстанции - транспортные отделы городов и регионов).

0

youtu.be/n7FZRIamgKE
Работа в легальном такси Нью-Йорка глазами русского иммигранта

youtu.be/z6tCAGnIerU
Сравнение официального такси Нью-Йорка и убера. Мне оч понравился ролик - более чем показателен. В убере первый водитель отказывается от исполнения заказа, второй застревает в пробке и просит прийти к нему пешком через пару улиц. За рулем там оказывается какая-то обезьяна, которая изъясняется на ломаном английском. По времени поездки получается, что официал везет за двадцать минут, а убер - за 26.
Скорее всего, именно это и будет будущим такси, если не придумать способ регулировать деятельность онлайн сервисов по заказу такси и если общество не проявит свою сознательность, а будет все дальше занимать потреблядскую позицию и квакать, что рынок все расставит по местам.

0

За последний год Uber = Я.Такси = Гет.
Водители те же, даже компании прослойки авто в аренду этим водителям те же.

После того как эти прослойки появились, стали встречатся водители и без лицензий и без ИП, во всех трех сервисах встречал таких водителей.

Идея идеей, а реальность все поправит.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Роман Шишкин

Здравствуйте, я в Черногории живу пятый год. Каждый год приезжает все больше знакомых и друзей, так что суть сервиса лично для меня предельно ясна. Потенциал есть.

Вопросы - рассматриваете рынок только англоязычный судя по неймингу и отсутствию локализаций? Планы по локализации есть?

Как вы запускаетесь в новых странах, через партнеров или представителей?

Если интересует партнерство в Черногории или на балканах - напишите.

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Николай Датский
Progressium Service

Лекцию на первые страницы школьных учебников. Намного полезнее прочитать только ее, чем целый учебник, например, биологии, который забудется за месяц.

«Я считаю печальным тот факт, что "Википедию" считают историей про технологии»
0
Aleksey Zvyagintsev

Да и еще...

В Москве зарегистрировано всего 7 человек!!!
В Нью-Йорке 2... В Вашингтоне 1... :)

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Aleksey Zvyagintsev

50 стран. Сервису несколько лет. Трафик = 0

Как такое возможно?

MeetnGreetMe — сервис для путешественников по поиску помощников среди местных жителей
0
Михаил Тевс

наверное, и для Нобелевской не дорос. Человеком мира или лауреатами мира обычно становятся за очень важный для человечества вклад в области личных финансов или личной власти...

«Я считаю печальным тот факт, что "Википедию" считают историей про технологии»
0
Показать еще