Лого vc.ru

Почему сервис для заказа похорон Umer в России обречён на провал: мнение главреда журнала «Археология русской смерти»

Почему сервис для заказа похорон Umer в России обречён на провал: мнение главреда журнала «Археология русской смерти»

Главный редактор научного журнала о смерти и умирании «Археология русской смерти» Сергей Мохов написал для издания TJ колонку о том, почему сервис для организации похорон от главы «Яндекс.Погоды» — Umer, — в российских условиях обречён на провал. Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Сергей Мохов

11 января глава «Яндекс.Погоды» Дмитрий Геранин анонсировал новый собственный проект — Umer. Приложение призвано помочь родственникам только что умершего человека сориентироваться на рынке ритуальных услуг. Каждый пользователь сервиса, указав в поиске ключевые параметры, получает возможность выбора ритуального агента и всех необходимых для похорон принадлежностей, таких как гроб и венки. Приложение также помогает сориентироваться в актуальных ценах и широком ассортименте похоронного рынка.

На первый взгляд проект выглядит очень разумно. Об этом свидетельствует и колоссальный интерес к задумке в интернет-сообществе и СМИ. Однако, как и со многими красивыми идеями и передовыми инновациями, этот проект в России может ждать ряд непреодолимых проблем. О них и пойдёт речь.

Комплексной услуги «похороны» не существует

Цена на каждые конкретные похороны всегда уникальна и зависит от сотни включённых или не включённых в них пунктов. И эти пункты всегда очень подвижны. Среди основных параметров — место, где умер человек, организация, которая повезёт его в морг, будут его хоронить или кремировать, какой гроб выберут, что будут делать с телом (бальзамировать или нет), есть ли место на кладбище, надо ли покупать или дадут бесплатно, кто роет могилу, сколько человек придёт на похороны. Количество пунктов практически бесконечно.

По этой причине сам вопрос «Сколько стоят похороны?» так же некорректен, как и «Сколько стоит машина?». Всегда нужно уточнять — какая машина? Где? Ни один агент никогда вам не скажет точно, сколько будут стоить похороны, и не даст вам «честный» пакет похорон. Он всегда называет цену с потолка, ориентируясь на его представления о вашей платёжеспособности. При этом цена каждого пункта и наличие его в итоговом списке «похорон» зависит и от родственников, и от ритуального агента.

Umer вроде бы даёт ответ на этот вопрос, предлагая выбрать основные пункты вроде места погребения и типа гроба. Но у меня есть глубокие сомнения, что в семье только что умершего человека готовы определить и чётко понять все необходимые пункты будущих похорон и сразу ответить на эти вопросы.

Цену на дополнительные услуги никак не зафиксировать

Допустим, мы определились с перечнем основных услуг: дайте срочно нам цены по ним. И здесь всплывает вторая загвоздка. Например, окажется, что к итоговой цене нужно прибавить ещё за услуги морга, которые по закону, в принципе, бесплатны. Нужно заплатить за то, чтобы тело выдали вовремя и в надлежащем виде. Но в одном морге берут 30 тысяч, в другом берут 10 тысяч. И цена эта всегда плавает в зависимости от локальных представлений работников моргов.

Дальше кладбище. На одном кладбище можно копать самому, на другом выполнен его рейдерский захват и копать может только местная компания. На одном кладбище элементарно нет дороги, и туда на катафалке обычном не проедешь или никто не повезёт дешево.

И даже цена на такое ритуальное изделие, как «гроб», будет плавать. Кто его произвёл и из чего? Как вы можете это проверить? А если привезут не в том гробу, что вы заказывали, вы откажетесь и потребуете замену прямо на похоронах? Не говоря уж о том, что клиенты никогда не знают, что вообще входит и должно входить в само понятие «гроб». Например, внутреннее убранство (подушечка, накидка) входит? Чем отличаются гробы?

Нет требований к продукции

Собственно, в понятие «гроб» ничего не должно входить, потому что рынок ритуальных услуг в России никаким образом не регулируется. Совсем. В России нет ни учёта, ни системы статистики того, кто и где похоронен, неизвестно, кто забирает тело из морга и куда его везёт.

Если вы захотите у государства узнать, где захоронен гипотетический Иван Иваныч, то с большой долей вероятности вы это не сможете сделать. Государство не знает. И никто не знает.

К ритуальной продукции и её качеству нет ни официальных требований, ни ГОСТов. Гробы производят тысячи компаний, и все они различаются между собой не только размером, но и элементарным качеством древесины (если не используется прессованный картон). Дерево для гробов чаще всего и вовсе ворованное.

Санитарные правила и требования к копке могил упрощены ещё в 2011 году, а подавляющее большинство кладбищ и вовсе отсутствуют в кадастре, а значит, их нет как юридических объектов. Надзорных органов за ритуальной сферой де-факто нет. Кто будет проверять и выдвигать требования к продукции и качеству услуг? На кого вы подадите в суд за продажу могилы на несуществующем кладбище?

Компании не захотят легализоваться

Многие ритуальные компании и вовсе не зарегистрированы. А если они и зарегистрированы, то никакой отчётности не ведут.

Например, в регионе умирает 5 тысяч человек в год, а ритуальщики сдают документы в налоговую инспекцию о проведённых похоронах на 300 человек. Кто остальных хоронил? Я сомневаюсь, что подобные компании захотят легализоваться таким образом через приложение.

Кто целевая аудитория

На кого ориентировано это приложение? На Москву? Рынок ритуальных услуг в Москве идёт по пути монополизации департаментом ЖКХ и благоустройства. Государственным структурам агрегатор будет не нужен.

Сейчас в Москве открывается единый многофункциональный центр принятия и обработки заказов в сфере ритуальных услуг. Кто будет потребителем стремительно сужающегося рынка?

Не для России

В развитых странах — США, Канадe, Великобритании — уже есть подобные приложения. Они созданы, чтобы люди планировали похороны, выбирая цены и предложения от похоронных домов, сравнивая по качеству ритуальные принадлежности. Местные похоронные директора активно продвигают тему подобных сервисов для того, чтобы люди как можно больше покупали и задумывались о похоронах заранее.

С помощью таких сервисов (посмотреть тут, тут или тут) можно выбрать лучшую цену на гроб, на аренду катафалка, расписать заранее поминальную церемонию. Но ключевое слово — это сервисы планирования. Я надеюсь, разница между агрегатором для «сливов» (так на первый взгляд выглядит Umer) и сервисом по планированию понятна.

Во всём мире есть строгий регламент и требования к ритуальным услугам и продукции, и есть надзорные органы. В России — нет. Остаётся надеяться, что я ошибаюсь, и технологии в очередной раз смогут изменить наш мир.

Рынок ритуальных услуг имеет массу возможностей для реализации самых разных бизнес-стратегий. Гораздо больше чем, кажется. На этом рынке огромное количество участников. В США, например, гробы лучше всего продаются на Amazon и Walmart, а не так давно было создано первое SMM-агентство под названием Disrupt для похоронных домов. Надеюсь, что цивилизация придёт и на российский похоронный рынок.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Теги
0

Согласен со статьей. Есть ритуальные агенты-частники. Разруливают все вопросы безо всяких модных сервисов - от дешевых до дорогих.

Прикольные умозаключения... Согласно им - сидим на попе ровно. Это ведь на западе... а у нас вот так... Пробовать упорядочить этот бардак в России - это АнтиРоссия! Вот это круто! Это по нашему!

Замените ритуальные услуги на услуги такси и вот вообще статья будет про убер, когда они только начинали.)

убер и умер - вообще тонко подмечено. Прослеживается связь.

Не очень понимаю, в статье сказано, что в России все работают через тень с ворованными материалами - это факт (не только на рынке ритуальных услуг, а даже на таком огромном рынке, как продажа одежды - все идет мимо государства), и вы предлагаете это упорядочить приложению? Бред какой-то, причем тут приложение и почему оно должно попытаться навести порядок в теневой экономике, а не подстроиться под рыночные условия

И еще момент: мне так грустно становится от того, что ГЛАВА ЯНДЕКС.ПОГОДЫ (очень уважаемой мною компании и явно не последний человек) не имеет какого-то базового понимания рынка, что элементарно при похоронах никто не бежит скачивать приложение (не предполагает же он, что его установят в момент похорон?). Я уж не говорю про возраст аудитории, которая ближайшие 10-15 лет будет основной аудиторией ритуальных услуг (45-50-55 лет людям, которые будут хоронить своих родственников в массе своей), а она вообще от этого всего далека

Главный вопрос - зачем нужно делать приложение? Мне нужно приложение Убер в телефоне потому что я пользуюсь такси несколько раз в неделю. Но зачем мне в телефоне приложение для организации похорон?

Приложение не нужно, а вот лендинг со скринами приложения получился небесполезным, о чем свидетельствует хотя бы обсуждаемая статья.

То есть все это обман, чтобы набрать "классы"?

Ну, а как же без пуш-уведомлений?
"Торопитесь умереть! Скидки в марте 20%"

> Согласно им - сидим на попе ровно. Это ведь на западе... а у нас вот так... Пробовать упорядочить этот бардак в России - это АнтиРоссия! Вот это круто! Это по нашему!

Ну, суть-то статьи как раз не в том, что упорядочивать не надо, а в том, что было бы неплохо сначала упорядочить. А то так, простите, можно через приложение купить место на соседнем пустыре и гроб из ДСП, а протестовать по этому поводу будет некуда. Отсутствие регуляции в таком вопросе, конечно, поражает воображение. Интернет они регулируют, а кто, кого и куда хоронит - нет.

> Но зачем мне в телефоне приложение для организации похорон?

Рискну предположить, что предполагается, что поставите, когда понадобится. Такое случается в жизни человека время от времени.

По-моему, как раз эта статья и говорит: в сфере ритуальных услуг все в жопе, поэтому стартап может выстрелить на раз-два. Вот что смущает - единственный способ коммуникации с клиентом через приложение. В такие моменты ты легко можешь забить в поисковике: организация похорон и через сайт заказать все что тебе надо. Но очень сомневаюсь, что кто-то полезет аппсторчик с таким запросом, или даже, найдя приложение на сайте, будет его устанавливать.

В сфере ритуальных услуг нет никакой жопы. Наоборот, у них там все в шиколаде, и всякие приложения им нахрен не сдались.

В статье пишеться что данная сфера услуг слишком многогранна чтоб сводить ее к единым алгоритмам и процессам. И это действительно так.

О, а я бы поставил себе и заранее укомплектовал все услуги, чтобы никто потом не парился. Все близкие просто скинулись бы мне на вишлист из урны-крематория-клумбочки, когда я коньки задвину.

Очень удобно было бы и для родственников такое сделать, а то как представлю, сколько мороки и нервотрёпки в авральном незапланированном режиме.

Ещё хочу фичу, чтобы можно было краудфандинг похорон устраивать кому-нибудь известному.

И в рокете сделайте. пжлст, накопительный вклад на похороны.

Я сам лично, к сожалению, сталкивался с "похоронной индустрией" в России в качестве "заказчика". Вся эта индустрия - это место, где господа владельцы наживаются на горе людей. Большинство мест захоронения, особенно нелегальных, контролируется весьма серьезными лицами и возникают дополнительные пункты к данной статье. Вы можете сколько угодно пользоваться услугами сторонних организаций, но если вы будете заказывать услуги стороннего от кладбища ритуального агентства (РА) или где бы то ни было, то никто вам не будет гарантировать сохранность места захоронения. Там у памятника скол, опалубка трещину дала, скамеечка прохудилась. Никому не интересно делать под ключ за N денег. Людей выжимают по максиимуму. Вы просто не поверите в те суммы, которые берут владельцы РА за свои услуги.
Поддерживаю автора с пунктом про нелегальные места захоронения. В этом вопросе творится просто беспредел. Когда хоронят человека - вам дают справку чуть ил не на туалетной бумаге. На любые вопросы о месте захоронения отвечают прямо: "Скажите спасибо, что вообще похоронили".
Пока из этого сегмента не выгонят 90е и государство не возьмет под свой контроль похоронные процессы - никакие приложения это не спасут. Но я надеюсь, что однажды этот вопрос будет решен.

0

Собственно, если РА такое зло, то зачем ими пользоваться? Какие услуги не предоставляет само кладбище или кто там официально от государства это делает.

0

Вероятнее всего, что вам самим на кладбище сделать ничего оне дадут. Поэтмоу у вас 2 варианта: Заказывать на кладбище (т.е. у РА при кладбище) или у стороннего РА.
Первый вариант самый безопасный, но с вас сдерут три шкуры, особенно в те моменты, когда вы второпях пытаетесь все это организовать в состоянии шока и/или горя.
Второй вариант всегда дешевле, но вы рискуете нарваться на дополнительные трудности в виде подлянок от кладбища. В итоге все равно скорее всего заплатите столько же, сколько и в первом варианте. Там все все равно берут свое.
Государственных РА не существует, а если и существует, то фиктивно и никаких вопросов они не решают на официальном уровне. Выхода здесь нет, кроме как легализовывать этот рынок и вести по нему учет, чтобы сформировался здоровый ценовой сегмент. Но это никому не нужно, там вертятся очень большие бабки.

0

Ну вот. Рейтинги можно ставить агентствам.
Отзывы.
Уже конкуренция.

И я не понимаю, если всё так плохо, то почему не остановиться на старом-добром погребальном костре? Дешёво, сердито.

0

Данной статьёй автор похоронил приложение Umer.
Все написано точно и по делу. Ощущал все это на практике. Было такое, что за 15 минут времени прошедшего после смерти родственника, приехали 5 агентов, из них двое смогли пробраться до квартиры, на лестничной клетке они попилили между собой работу и один из них зашёл. Но больше всего мне нравится, что это стервятники убеждают тебя, что они из государственной конторы и никакие они не частники.

Буллщит. Ремонт квартир - такой же дикий рынок, с миллиардом разных цен и чего угодно еще и с почти что одноразовым клиентом. Однакож вот sdelano.ru Поменяй там например отзывы на тематику похорон - да, то же самое.
Все решит стандартизированный набор пакетов.

Ну и тот, кто захочет сделать на этом рынке человеческий сервис и всех порвать.

0

Да сделать сервис - не вопрос. Цены подобрать - тоже. Это решаемые детали. Проблема в том, что сами похороны и работы на похоронах вам могут и не дать провести, потому что заказывали не у кладбищенского РА. Там все под контролем определенных лиц, которым не очень интересно делиться своими деньгами с "какими-то айтишниками, которые на коленях напили приложуху на мобилу". Все гораздо сложнее.

Да тут конечно не айтишники нужны, под сервисом я не интернетики имел в виду ) У условного «Тинькова», я думаю получилось бы. Банки такто тоже не хотят деньгами делиться.

0

Это не совсем то же самое. Прийти на легальный рынок и открыть легальный коммерческий бизнес не тоже самое, что нырнуть в подполье похоронного бызнеса. Там сейчас все живет по другим правилам. Просто Тинькова там мало, даже целой пачки вряд ли хватит.

0

ну и как бы Тиньков делает деньги на неограниченном воздухе, а РА на ограниченной земле.

0

Это же не агрегатор, а компания, занимающаяся ремонтом, просто сделавшее стандартизированное предложение. Прямым аналогом будет ремонтник.ру.

Я могу ошибаться, но это аллюзия на Uber автоматически делает слово Umer — название сервиса, словно бы издевательским по отношению к клиенту, который пережил утрату. Наверное, не смогу объяснить свои личные ощущения более тонко, просто я чувствую легкое издевательство. Если бы сервиса Uber не существовало, то не было бы и этого ощущения.

0

Название - еще ладно. А вот то, как они ценник считают, действительно неоднозначно:

Всё это конечно не взлетит. Но, слушайте, какая в этом эстетитка. А энергии сколько. Прелесть.

Основная причина по которой это может не взлететь это непонимание создателями рынка текущего, дело в том что похоронный рынок он словно криминальный мир поделен на зоны ответственности, если в городе 5 похоронных компаний, то как бы вы не думали слишком сильной конкуренции у них нету, может только разве видимость этого, на самом деле в конечном итоге у них или распределены зона или даже большая часть принадлежит одним и тем же людям. Если вы хоть раз сталкивались с этим рынком, то знаете что цены практически одинаковые - границы скидок так же.

Тем не менее я выше написал "может не взлететь", очень многие когда появился Uber и им подобные так же писали - типа они не понимают специфики рынка таксистов, ну а что мы видим сейчас? Аналогия не просто так факт созвучия похоронной фирмы игнорировать сложно.

Тем не менее нужно признать, что на самом деле у людей спрос не на выбор как таковой по цене, я тут в одном сериале услышал "то что человек хочет и то что ему нужно сейчас это порой разные вещи", так вот человек в печальной ситуации хочет конечно же решить много вопросов и дешевле, но реально ему нужно что-то типа "агенства единого цикла" - когда он фактически заплатит деньги и за него все это организуют в приемлемые цены, вот если стартап сможет это сделать, то его ждет успех, но им предстоит решить много проблем на самом деле в вопросах организации бизнес-процессов и привлечению пользователей.

Я бы сказал что время успеха такого сервиса лет через 10-ать, это если исходить из данных демографии и владения пользователей технологиями.

Мне кажется часть комментаторов не хочет понять истории людей, знающих и сталкивающихся с заказом подобных услуг.

Maksim Petruk правильные вещи пишет.

Кладбища - это криминальная сфера деятельности, с захватами территорий, с очень большими деньгами.

Вы хоть обкликайтесь в приложении услугами РА, но если они просто хорошая контора - им никто нормально похоронить на крышуемом кладбище не даст.

Можно продавать услуги пакетами
Umer.Нищим, Umer.Богатым, Umer.Царём

Достаточно посмотреть некоторые новости и понятно, ендавно было что была массовая драка на кладбище, одни владельцы дрались с другим похоронным агентством за возможность хоронить на кладбище

Гробовщики поборятся за ваш заказ!

0

Крутой pr яндекс.такси замутили. Уже прям читается вместо uber - umer

То есть, они не хотели раскрутить приложение, а хотели создать негативный оттенок названия конкурентов?

приложение задумано как стеб и пиар, а его критикую как серьезное ) выстрелит-ок, он его 2 месяца назад написал, может через год проапгрейдят

Создатель сервиса просто пиарит своё имя, а никак не сервис. Давайте ему в этом дружно поможем!

0

Послуште а как и где и кто хоронит одиноких неблагополучных невостребованных? Точно что есть гос.структура которая этим занимается.

РА - это конченные мрази типа мошенников которые страиков разводят.

Их реформировать не получитсья - там паутина. Только удалять с корневищем всю систему.

0

Это шутка? Название похоже на стёб.

Umer — Твой личный хороняка

Спрос на ритуальные товары в интернете увеличивается на 20%-50% ежегодно, кстати в СНГ есть компания которая занимается оптимизацией под поисковые системы интернет-магазинов, продающих ритуальные товары и услуги, называется Семантические Массивы, вот сайт: www.ritual.ws

В смысле? Так это не прикол что ли?

0

1. Автор "Архиология русской смерти" не рассуждает ли предвзято? Не является ли сервис Umer - конкурентом за раздел рынка рекламы для данногожурнала?

2. Я слабо верю, что в Яндекс работают дилетанты, которые берутся делать то, что не знают. Наверняка все пункты ими давно были изучены.

3. Можно долго говорить о теневом сегменте, коррупции, криминале и т.п. Пока не взяться и не поменять это через бизнес (даже не законы). Яркий пример - Яндекс.Такси. Когда-то тоже говорили о "криминале, никто на рынок не пустит, много пунктов против и т.п." . А что сейчас? Легализация рынка такси, увеличение доходов, удешевление тарифов и прочее. Система! Чем морг отличается от такси? Ничем! Одни везут на зеленый свет, другие - на тот...

4. Яндекс запускает сервис, связанный с медициной (клирики, запись к врачу и тп). Мне кажется, что UMER является логичным продолжением этого сервиса. Если пациент умрет, он останется в системе. С ним будут уже работать белые компании. Это выгодно и министерству, и клиентам и ритуальшикам.

Поэтому позиция главреда удивила немного. Словно защищает то дерьмо, что сейчас творится. Уж простите, лучше делать чтото, даже если не получится, нежели ничего не делать. Но это вопрос выгод. Если в журнале АРС привлекают деньги с рекламы ритуальщиков, то явно, много будет утерено за счет ухода красавчиков в иной мир - виртуальный.

0

Все говорят "не пойдет", "не получится", "все все делают по старинке". Если прислушиваться к популярным мнениям - прогресса не было бы вовсе.

К счастью, многие предприниматели развивают свой бизнес вопреки. И, кстати, даже в этой сфере, ИТ-решения рулят. Готов лично засвидетельствовать, как разработчик ;)

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления