Лого vc.ru

Назад в прошлое: как российский бизнес зарабатывает на ностальгии по СССР

Назад в прошлое: как российский бизнес зарабатывает на ностальгии по СССР

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в декабре 2016 года, 63% россиян сожалеют о распаде СССР. Многие предприниматели сумели использовать популярный тренд и построить на этом бизнес. Обозреватель vc.ru изучила примеры успешных и неудавшихся проектов.

Музей советских игровых автоматов

Почти десять лет назад увлечение игровыми автоматами привело к тому, что детское хобби стало реальным бизнесом. В 2007 году Александр Стаханов, Александр Вугман и Максим Пинигин открыли в Москве «Музей советских игровых автоматов». Посетители приходят туда не только для того, чтобы посмотреть, но и чтобы потрогать, понажимать, покрутить — в стоимость билета входит возможность поиграть на 15 автоматах.

Когда мы только открылись, возраст аудитории был от 25 до 45 лет. Это те люди, которые застали автоматы в их естественном ореоле: в парках, кинотеатрах, магазинах. Сейчас наша аудитория существенно расширилась, и теперь возраст наших посетителей от самых маленьких до стареньких. Посетителей, которые ностальгируют по Союзу как таковому, совсем немного. Такие люди зачастую очень занудные и не посещают веселые места. Иностранцы в наш музей ходят и приходят в восторг, но их могло быть и больше.

— Александр Вугман,

Соучредитель «Музея советских игровых автоматов»

Когда-то бизнес начинался с помещения в общежитии в МАМИ, где предприниматели учились в аспирантуре, а сейчас это два филиала — в Москве и Санкт-Петербурге. Был, правда, и третий — в Казани, но, по словам Вугмана, это был печальный опыт, а глобальное завоевание российских городов завершено. По оценке владельцев, петербургский филиал приносит больше дохода летом, московский — зимой. Кроме того, школьников ходит больше в Москве, иностранцев — в Петербурге.

Сейчас в музее около 40 игровых автоматов, хотя собрано более 250, многие из которых повторяются на случай поломки. Коллекция экспонатов постоянно растет, в скором времени в музеях появятся еще по два новых экземпляра. Поиском игровых автоматов из СССР бизнесмены занимаются постоянно и часто находят, но вся техника в таком состоянии, что требует доработки и вложений. Однако о финансовой стороне вопроса Александр Вугман говорит неохотно, избегая цифр.

Первые вложения — это все свободные деньги молодых малозарабатывающих людей, недавно закончивших ВУЗ. И еще столько же взятых в долг. Большие игрушки, которые мы стали собирать, довольно дорогие и в закупке, и в обслуживании. Но мне кажется, года за три мы точно вышли «в ноль».

Нашей выручки нам хватает, чтобы оплатить аренду, на скромные, но адекватные зарплаты сотрудников (около 20−25 человек на два города), хватает на покупку новых автоматов, атрибутики и хозяйственные закупки, на приятные и достойные зарплаты учредителей и остается чуть-чуть на накопления на случай очередного переезда.

Но все это может резко ухудшиться, если населению в стране ну вот совсем не будет хватать денег и им будет не до музеев. А пока, тьфу-тьфу-тьфу, держимся.


— Александр Вугман, соучредитель «Музея советских игровых автоматов»

Билет в «Музей советских игровых автоматов» в Москве стоит 450 рублей, в Санкт-Петербурге — 350−450 рублей.

Газированная вода со вкусом детства

В 2008 году на Главной аллее ВДНХ появились автоматы по продаже газированной воды как в СССР. Автор идеи Александр Данилин рассказывает, что продавать «газировку» решил не сразу. Предприниматель задумывался о распространении мороженого, но его на ВДНХ и так оказалось достаточно. Бизнесмен рассматривал идею торговать квасом, но не нашел подходящих автоматов. Зато в процессе поиска были найдены ретро-автоматы по продаже газированной воды — так родилась идея продавать напитки со вкусом детства.

В автомате можно попробовать пять разных вкусов: «Газированная вода», «Тархун», «Ситро», «Дюшес», «Барбарис». В отличие от советских автоматов, нынешний агрегат наливает воду не в стеклянную тару, а в одноразовый стаканчик, и принимает как монеты, так и купюры.

Да, мы решили сыграть на ностальгии, и не ошиблись. Основная аудитория — это люди 25−35 лет. Дети любят больше что-то новое, им совершенно незнакомое. Тогда как более взрослые хотят попробовать так называемый «вкус детства». На первом этапе инвестировали около $ 60 тысяч (окупились за один летний сезон). Общие инвестиции в бизнес сейчас составляют около одного миллиона долларов. На сегодняшний день сложно сказать точно об окупаемости, так как мы ещё не расставили все автоматы, которые закупили до кризиса.

— Александр Данилин, основатель компании «Ларан»

На сегодняшний день «Ларан» — крупнейший оператор автоматов газированной воды, работающий в Москве и Московской области. Всего установлено более ста автоматов. После того, как в 2012 году администрация ВДНХ не продлила договор аренды, Данилин стал размещать автоматы в торговых центрах. В отличие от парков и открытых площадок, в помещении они всегда приносят доход. Средний показатель выручки около 1000−1500 рублей в день с одного автомата.

Косметика «Секреты лучших здравниц СССР»

В 2015 году на прилавках магазинов появилась новая линия косметики «Секреты лучших здравниц СССР». Запустил ее Андрей Трубников, владелец компании «Первое решение». Бизнесмен, работающий на рынке косметики с 2002 года, известен как автор марки «Рецепт бабушки Агафьи», сразу после которой он стал выпускать органическую косметику Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica, Organic People, Natura Kamchatka.

В 2014 году Трубников запустил бренд Fresh Spa, цены на продукцию которого варьировались около одной тысячи рублей. Однако новая линия не пользовалась популярностью, а наступивший кризис ударил и по остальным маркам Трубникова, так как сырье для них в основном закупается за рубежом. Выручил бизнесмена его самый дешевый бренд «Рецепты бабушки Агафьи».

Поэтому в 2015 году предприниматель решил сменить курс, и вместо развития компании в сторону дорогой органической продукции запустил новую линию дешевой косметики, используя модный тренд. Так на прилавках появилась косметика «Секреты лучших здравниц СССР».

Сейчас под маркой запущено три серии, одна из которых посвящена здравницам Крыма. Согласно информации на официальном сайте, 5% от стоимости каждой упаковки перечисляются на восстановление крымского «Артека». Средняя цена продукта менее 100 рублей. Среди товаров можно найти шампуни, бальзамы, скрабы, кремы, соль для ванны, всего — десятки наименований.

Сам Трубников в интервью заявил, что на открытие новой линии ему требуется до четырех месяцев и $ 10−20 тысяч. В 2015 году совокупная выручка компаний выросла на 20% до 9 млрд рублей.

Ностальгические кафе «Квартирка» и «Дачники»

В 2011 году в Санкт-Петербурге открылось советское кафе «Квартирка», которое сейчас входит в ресторанный холдинг ReCa. Как говорят сами создатели, «перед собой ставили задачу сделать по-настоящему концептуальное, но при этом очень комфортное и „домашнее“ место». Основной идеей кафе было воссоздать прошлое и создать ностальгию по советской эпохе.

За основу владельцы взяли период 1960−80-х годов, в интерьерах кафе представлены подлинные вещи, играет музыка тех лет, а по телевизору показывают советское кино. Меню «Квартирки» составлено согласно рецептам «Большой поваренной книги». В нем можно встретить винегрет «Заводской», салат «Райкомовский», макароны по-флотски или картошку с тушенкой. В среднем цены на салаты составляют 200−300 рублей, на горячие блюда — 300−500 рублей.

Помимо жителей Санкт-Петербурга, целевая аудитория кафе — туристы, как иностранные, так и российские. Среди посетителей можно встретить как тех, кто пришел за воспоминаниями, так и молодежь, для которой «это арт-кафе, где интерьеры, концепция и кухня — знакомство с историей». В кафе также предлагают сыграть в шашки или домино.

Кафе стало весьма популярным в городе, поэтому в 2013 году создатели приняли решение открыть еще одно. Сейчас в сети насчитывается три кафе «Квартирка» и одно «Дачники» с той же тематикой.

Проект создавался в рамках стандартных стартапов и с душой. По мере развития холдинга новые рестораны открывались с большими вложениями. На момент открытия первого ресторана «Квартирка» на Невском, 51, подобных проектов на рынке Санкт-Петербурга не было, аудитория была готова и открыта. Успех был неизбежен. Концепция действительно популярна и любима гостями, поэтому для дальнейшего расширения есть все основания.

— Александра Навольская, бренд-менеджер советских кафе «Квартирка» и «Дачники»


Магазины товаров советского периода

В 2008 году был открыт, как написано на сайте, «первый в России магазин необычных подарков с историей». Создатели бизнеса эксплуатируют советскую тематику, предлагая посетителям сайта приобрести товары от плакатов Хрущева до лосьона «Огуречный», от копии Ордена Победы до капроновой авоськи. Цены варьируются от одной сотни рублей за значок до нескольких тысяч за подарочный набор. Кроме того, на сайте предусмотрены именные подарки, такие как праздничный выпуск советской газеты ко дню рождения.

В отличие от «Магазина необычных подарков с историей», где продаются копии вещей советского времени или товары, стилизованные под то время, магазин «Сделано в СССР» продает реальные вещи из прошлого.

Здесь можно купить радиоприемник «Звезда» за 25 тысяч рублей или электронную игру «Ну погоди» за 1,5 тысячи. В магазин можно принести и продать завалявшиеся дома предметы советского периода.

Музей-ресторан «Квартира времени»

В октябре 2015 года в Москве появился так называемый «портал времени». Бизнесмен Сергей Ширяев представил горожанам развлекательно-познавательный центр «Квартира времени» — музей и ресторан в одном месте. В съемном помещении на Старом Арбате было открыто три комнаты, каждая из которых представляла эпоху 60-х, 80-х или 90-х годов.

«Появилась идея сделать видеосалон с кабинками, в котором мы показывали бы фильмы из советского прошлого на технике тех времен. Рассказал об этом своим друзьям, они идею подхватили. Целый год работали над концепцией и дошли до концепции музея-ресторана», — рассказывал в интервью Ширяев о том, как появилась идея.

Центр вмещал до 40 человек и работал только по предварительному бронированию. «Квартира времени» была устроена как интерактивный музей, где все можно потрогать, полистать, включить. По телевизору шли программы тех лет, на столах лежали газеты. Но главное, предпринимателю удалось полностью воссоздать интерьер того времени.

«Сейчас возрождается мода на все советское. Многие пытаются копировать элементы жизни того времени. Часто это всего лишь плохая копия оригинала. Полной исторической достоверности до проекта „Квартира времени“ не достигал никто», — писал Ширяев.

Мебель, ковры, техника, посуда, даже обои удалось найти той эпохи. «Квартира времени» погружала в атмосферу СССР, а работающий при центре ресторан давал возможность отведать советскую эпоху на вкус. Все блюда готовились по рецептам «Книги о вкусной и здоровой пище», изданной в 1952 году. Кухня соответствовала каждому десятилетию.

Провести в СССР четыре часа компании до десяти человек стоило 30 тысяч рублей. Кроме того, в «Квартире времени» можно было организовать романтическое свидание за 6,5 тысяч рублей, день рождения за 15 тысяч рублей или корпоратив на двадцать человек за 50 тысяч рублей.

Вложив в бизнес вместе с партнерами 9 млн рублей, в успехе своего стартапа Ширяев не сомневался. На рентабельность предприниматель планировал выйти за полгода.

Однако уже тогда не все верили в успех идеи. Ресторанный и кинокритик Александра Иванова в интервью «Российской газеты» сказала: «Подобный проект раскрутить сложно. В районе Покровских ворот уже работал ресторан с интерьером, напоминающим коммуналку, как в знаменитом фильме Михаила Козакова. Он закрылся. Не нашлось столько поклонников фильма, чтобы заведение работало не в убыток».

В январе 2016 году проект был приостановлен. Автор «Квартиры времени» признался, что не рассчитал финансовые возможности. Чтобы продолжить дело Ширяеву требовалось 8 млн рублей, три из которых предприниматель планировал выручить за счет продажи своей квартиры в Курской области. Остальные 5 млн бизнесмен решил собрать с помощью краудфандинга. Однако это не спасло проект, поклонники идеи вложили в него только 1350 рублей, в июне центр был закрыт.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на marketing@vc.ru.

Когда жлобы на деньги коммунистов
Открыли банк Американ Экспресс,
Чекисты дали волю аферистам,
Имея свой бубновый интерес.

"марки «Рецепт бабушки Агафьи», сразу после которой он стал выпускать органическую косметику Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica, Organic People, Natura Kamchatka."

То теплое чувство, когда видишь в одном предложении все собранные клише, призванные вызвать доверие у потребителя😏

Конечно все доверяют "бабушкам", поэтому на прилавках сетевых магазинов есть бабушкины пельмени, молочка "домик в деревне" использует образ доброй бабушки, косметика, конечно и тут не обошлось без доброй бабушки. Этот образ уже на столько приелся что вызывает блювотный эффект когда видишь его в очередной раз.

Домик в деревне, стандартнейшая химозная молочка, агафья, как в тексте статьи - самый дешевый сегмент косметики у бузинессмена. Бабушкины пельмени даже не покупал, 90% из этого ассортимента все равно дерьмо дерьмом.

Ловлю себя на мысли, когда в очередной раз вижу эксплуатирующий образ бабушки продукт, такой товар заранее вызывает недоверие, поэтому от покупки воздерживаюсь.

Ну и конечно, "органик", нужно больше слова "органик" в любом сочетании с любыми товарами. Добавь слово "органик" к названию и накинь сверху 300% цены😂

Все думаю, а что за сексисзм вообще такой, почему бабушки? Почему не эксплуатируется образ дедушки например?
Вдруг у потребителя бабушка была злобной прокуренной наркоманкой легкого поведения и у человека психологическая травма от этого? И лишнее напоминание о бабушке, которые он видит с прилавков магазинов, вызывает у него душевные терзания?😏

0

Раньше дедушки не увлекались кулинАрией)

Потому что обычно дедушки злобные и прокуренные.

Дедушки дедушкам рознь. Бабушки могут и мышьяк в пирожки положить😏

Видимо, на основе своего пережитого опыта рассуждаете. Искреннее сочувствие..:

Нет, альтернативный взгляд на вещи😏

кроме Музя Игровых Автоматов, все остальное какое-то унылое.
А аппараты по-продаже газировки вообще ни разу не похожи на советские: те были без острых углов - более "обтекаемые"

в 80х я помню были только прямоугольные, с "острыми" углами

обтекаемый дизайн был раньше, и сохранились они видимо, только в центральных городах к тому времени. Красноярск, Брянск, Таганрог, экскурсия по Москве 1989 - только прямоугольные автоматы видел.

0

во Владивостоке были округлые

эх, взять бы отпуск, да махнуть во Владивосток

0

только осенью! В другое время года там очень некомфортно. А осень прекрасна начиная с сентября и заканчивая началом ноября - я пока там жил в ноябре ешё купаться ходил

Куда можнл вбухать 9 лямов при аренде каартиры с советским ремонтом?

не уверен, но подозреваю реализацию такого сценария: автор идеи (он же инвестор) нанимает маркетолога - тот нанимает социолога - тот проводит и массовые соцопросы, и глубинные интервью - идет обратно к маркетологу - тот нанимает дизайнера - тот ищет soviet vintage, но не абы где, а в true-салонах - нанимает курьера - тот привозит [купленные с изрядной наценкой] граммофон и граненый стакан. ура, все круто, но косты, косты...
сценарии вида "инвестор сам сходил на ближайший блошиный рынок" или "маркетолог сам объехал несколько советских нии, заводских столовых и коммуналок" слишком просты и слишком сложны одновременно, а потому не реализуются на практике :)

Пфф, бизнес..
По большей части подсовывают говно под видом "той самой сгущенки",

никто уже и не помнит "тот самый вкус" да и вообще из чего ее вообще делали, но главное значки знакомые.
"СССР - самые свежие салаты россии" и прочая подобная херня

Похоже, что дела у всех стилизаторов не очень.

Нужна колбаса за 2.20 и котлеты только по четвергам.

0

Ребята, подскажите где можно посмотреть примеры хорошей оффлайн рекламы, печатной продукции с хорошо построенными утпшками, Российских или зарубежных компаний.

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления