Лого vc.ru

Денис Войханский, Alis Games: Перспективы мобильной игровой платформы «ВКонтакте»

Денис Войханский, Alis Games: Перспективы мобильной игровой платформы «ВКонтакте»

Социальная сеть «ВКонтакте» запустила мобильную игровую платформу на Android. Вчера, 30 июня, в официальном приложении соцсети для Android появилась вкладка с мобильными играми. Сейчас пользователям доступны только четыре игры. ЦП узнал у Дениса Войханского, основателя и руководителя минской компании Alis Games, которая одной из первых опубликовала свою игру в приложении сети, о будущем мобильной платформы «ВКонтакте».

Поделиться

ЦП: Как получилось, что «Ищу Героя» попал в стартовую линейку мобильной платформы «ВКонтакте». Связано ли с этим то, что проект после запуска на Android не торопился на iOS девайсы?

ДВ: Сложный вопрос, я могу только предполагать. Мы выиграли первый приз на Winter Night в Санкт-Петербурге, эта история попала в прессу. Наша Android версия в принципе была заметна, у нее сейчас миллион установок, ее «фичерил» Google. Ну и помогли наши акционеры, которые рассказали «ВКонтакте» о нас. Хочется верить, что и качество игры сыграло какую то роль. В общем в какой-то момент «ВКонтакте» к нам обратились, и мы решили попробовать.

ЦП: Что мобильная платформа «ВКонтакте» даёт пользователю: почему он должен выбрать игры «ВКонтакте» на Android, а не скачать их напрямую из Google Play?

ДВ: В Google Play присутствует 2 версии — одна обычная для Facebook и одна для «ВКонтакте». Версия для «ВКонтакте» только на русском языке. В целом, версии довольно похожие, но, конечно, в России сильно удобнее играть с «ВКонтакте», где находится большинство друзей. Плюс клиент «ВКонтакте» реализует дополнительную очень интересную функциональность: это активность друзей и запросы от друзей из клиента «ВКонтакте». Это все очень похоже на то, что делает KakaoTalk, Line или, скажем, Tango. Только «ВКонтакте», конечно, пошли дальше и сделали активность друзей и запросы друзей из клиента и веб-версии. У других мессенджеров этого не было. Учитывая, что у «ВКонтакте» очень большая аудитория на вебе и будет глубокая интеграция с мобильной частью, получается лучшее от того, что есть у Facebook и от мессенджеров одновременно.

ЦП: Что платформа дает разработчикам? Насколько тяжёл порог входа на площадку «ВКонтакте»? Сколько нужно тратить денег на маркетинг, или как ты оцениваешь органический трафик и виральные каналы?

ДВ: «ВКонтакте» дает огромную аудиторию. Как известно, Россия уже сейчас — один из главных рынков мобильных, и в России ни у кого даже близко нет столько мобильного трафика. Значительная часть этого трафика может быть вашей. В идеале «ВКонтакте» хочет, чтобы хотя бы треть от 16 миллионов дневной аудитории играли в игры. Треть — это то, сколько аудитории играет на вебе, на мобилке, думается, это может быть и заметно выше. Все-таки мобильный телефон значительно более игровой девайс, чем компьютер.

«ВКонтакте» также дает очень сильные виральные механизмы, которые команда сети вместе с разработчиками очень тщательно и аккуратно настраивает, чтобы это не было спамом. И за счёт этой ручной работы мобильным играм на платформе «ВКонтакте» позволено делать то, что не позволяют делать никакие другие платформы.

Требований по тратам денег на маркетинг нет, насколько я знаю. Нужно отправить письмо с информацией о игре на games@vk.com. «ВКонтакте» нужно совсем немного игр, и пройти отбор не так-то просто.

ЦП: Нет ли ощущения, что все крупные российские компании стали ориентироваться на глобальный рынок Facebook?

ДВ: А еще все мечтают о месcенджерах и заморских азиатских странах, о KakaoTalk’е, LINE’е WeTalk-е. В целом да, Facebook, конечно, значительно больше. Но сравнение не корректное, «ВКонтакте» мобильную игровую платформу надо сравнивать с мессенджерами, где такая же бизнес-модель.

Крупные компании присутствуют везде. А маленькая компания должна искать счастья там, где ее любят («фичерят», например), чем мы и пытаемся заниматься и использовать это как плацдарм для будущего роста.

ЦП: В рамках обсуждения прошедшей White Nights ты сказал, что совместно с командой «ВКонтакте» проведена большая доработка игры. Сейчас в «Ищу героя» есть авторизация «ВКонтакте», рассылка подарков по списку друзей и работа с группами социальной сети. Но это, скорее, часть API. Идет ли речь о правках геймлея, баланса? Сколько времени заняла подготовка к запуску?

ДВ: Когда мы начинали, у нас был Facebook Connect, но он использовался только для PvP-режима лиги. Друзей, по сути, у нас не было. Не было подарков и прочей социализации, что, конечно, странновато для казуально-мидкорной игры, которая «пилилась» уже год к тому времени.

Вот эту самую социализацию мы и добавляли, добавили друзей на карту, очки на уровнях, подарки, различные сообщения. Пришлось довольно сильно все переделывать. Учитывая, что в игре добавилась энергия от друзей, и мы так же щедро раздаем монетки за «виралку», баланс мы подправили.

В целом, под социальную сеть мы очень сильно изменили баланс. Например, энергия теперь восстанавливается в два раза чаще, но, вероятно, мы это и так бы сделали. Если в игре уже есть подарки, энергия и друзья на карте в версии Facebook, то заменить это на «ВКонтакте» — дело пары дней, максимум — недели со всеми ньюансами.

ЦП: Комиссия в 55% — это хороший процент для разработчика? Например, в сравнении с «Одноклассниками»?

ДВ: Комиссия разработчика 35%. Сначала 30% заберет Google или Apple, потом половину ВКонтакте, разработчику остается 35%. Другие мессенджеры забирают 30%. 35% у разработчика звучит, конечно, не очень. Но в сущности, это очень простая сделка, это трафик за revenue share. Таких сделок сколько хочешь, и это очень хорошая сделка.

Если покупать трафик напрямую, то ROI по нему редко когда превышают в не хардкорных играх 20-30%. А здесь трафик условно бесплатный. Конечно, всем очень интересно, а сколько будет трафика. Нам это тоже невероятно интересно. После первого дня могу сказать, что графики роста ну очень красивые, и трафика явно много.

ЦП: Каким будет наполнение платформы? Разработчики станут адаптировать уже существующие игры или писать новые? Они будут следовать очевидному тренду кроссплатформенности?

ДВ: Мобильная платформа «ВКонтакте» — это мессенджер, и нужно смотреть, что популярно там. Например, на азиатских мессенджерах популярны как обычные кэнди-краши, так и игры, которые я называют bejewelled blitz-ом, когда есть недельный турнир среди друзей и простой геймплей. PokoPang, например, или Dragon Flight. Bejewelled Blitz игры (кроме самого Bejewelled Blitz, у которого изначально огромная аудитория) не работают нигде, кроме как в Азии. А в Азии на мессенджерах работают очень круто. То ли это специфика невероятной социальности местных жителей, то ли это фишка именно месcенджера — не понятно. На старте одна из четырех игр — это игра, похожая на Dragon Flight. Если она полетит, то это значит bejewelled blitz игры можно и нужно делать для мобильной платформы «ВКонтакте».

Учитывая, какая беда сейчас творится со стоимостью привлечения пользователя, кроссплатформеность, которая по свидетельствам многих боевых товарищей действительно еще пока дает двукратный рост всего, — это хорошая возможность работать в плюс. Не уверен, правда, что это продлится долго. Синхронный прогресс и кроссплатформенность хорошо работают на игрушках вроде нашей и стоят разумных усилий. На играх вроде ферм или ситибилдеров стоимость может быть за гранью добра и зла, но это уже сильно зависит от команды и игры. «ВКонтакте», естественно, нацелены на то, чтобы иметь крутые кроссплатформенные игры и, насколько я уловил, настроены на это очень и очень серьезно. Просто потому, что это очевидно очень крутая штука для пользователя.

ЦП: Видишь ли ты какие-то очевидные потребности мобильной аудитории «ВКонтакте»? Жанры, механики, геймплеи? Чего не хватает и на что читателям можно обратить особое внимание?

ДВ: Мы, конечно, уже очень скоро будем точно знать ответ на это вопрос, но я не думаю, что аудитория «ВКонтакте» сильно отличается от российской мобильной аудитории в целом. Насколько я понимаю, «ВКонтакте» в первую очередь будет выпускать игры, которые будут подходить для максимально широкой аудитории. Игры, в которые хотели бы играть значительное количество ваших друзей. Это конечно «матч3», ранеры, хидены, бабл-шутеры. Чем более социальна игра, тем лучше. Мидкор рядом — и тоже хорошо, но с чуть меньшим приоритетом.

ЦП: Предположим, есть молодая студия, сделавшая свой первый мобильный проект. Чтобы ты сам им посоветовал — прийти к «ВКонтакте» за экспертизой, трафиком и публиковаться в рамках платформы?

ДВ: У которой еще нет денег и возможности покупать трафик в плюс? Идти туда, где любят. Если берет «ВКонтакте» — конечно, идти туда. Если Facebook обещает «фичеринг» — тоже отличный вариант. Если Google и Apple очень нравится ваша игра — тоже очень и очень здорово. Nokia c Microsoft может помочь деньгами и фичерингом, например через AppCampus программу.

«ВКонтакте» — это не про экспертизу, это про трафик и про виралку. В идеале, конечно, до запуска игру отладить, и здесь, например, наш выбор — это отладка на Android. В целом надо, конечно, очень, очень стараться делать хорошо, при этом чтобы оно имело хороший LTV и сделать так, чтобы вас заметили. Звучит не очень, да? Либо просто сделайте хороший LTV, и все остальное сразу становится неважным, но это еще менее реально, особенно для новых команд, как мне думается.

ЦП: Как быть командам с уже опубликованными на AppStore и Google Play проектами? Для них только один путь посотрудничать с «ВКонтакте» — перевыпуститься на площадке?

ДВ: Обсуждайте с «ВКонтакте» не эксклюзив. Если игра будет хорошая, то это возможно. У нас, например, не эксклюзив.

ЦП:. Есть ли место для компаний, сосредоточенных на одной платформе (мобильный разработчик или социальный разработчик), как было в определенные периоды истории рынка?

ДВ: Делать всегда нужно то, что умеет, понимает и хочет делать команда, на стыке бизнес-целей, конечно. Команд, которые хотят и могут делать хорошо и веб, и мобилки одновременно, крайне мало. У нас, например, веб — слабое место, хотя мы и делали игры для соцсетей, будучи студией Game Insight. Игр, которые можно сделать за разумную стоимость кроссплатформой на вебе и мобилках, не так уж и много, на самом деле. Вот и получается, что, на мой взгляд, подавляющее большинство будет фокусироваться на чем-то одном.

Это очень странно, конечно, но до сих пор нет технологий, которые работали бы и давали без плагина (убивающего конверсию) игру на мобилках и вебе. Это, на мой взгляд, ну очень печально и странно. Например, нам, небольшой компании из девяти человек, придется круто отвлечься и наконец-то избавиться уже полностью от лончера MadeWithMarmalade — и перейти на свой движок, основанный на SDL, и наш С++ уже перегонять на Java Script на веб с WebGL рендером. Жутко не хочется всем этим заниматься, но, к сожалению, ничего умнее мы не придумали. Тупо переписать все на flash и иметь отдельный codebase нам нравится кардинально меньше. Такая же история была с аналитикой и статистикой, которую после многочисленных попыток использовать что-то бесплатное, платное или очень платное, пришлось делать свою и под себя.

ЦП: Не наблюдается ли среди игровых компаний тренд на миграцию? Например, в последнее время актуальна тема переезда в Вильнюс

А нас и здесь (Минск — ред.) неплохо кормят, я, скорее, наблюдаю обратный тренд, что многие едут к нам в Минск. А из Украины и России — да, компании уезжают по объективным причинам.

Наше ПВТ («Парк Высоких Технологий») с отсутствием налога на прибыль и налогом на зарплату уровня 9-12% (поправьте, если я не прав) — вряд ли где-то есть условия лучше. Добавьте сюда очень приятный во всех смыслах город Минск и большое количество айти-специалистов — и непонятно, зачем нам ваши заграницы нужны для костцентра.

Статьи по теме
«ВКонтакте» запустит мобильную игровую платформу на следующей неделе27 июня 2014, 11:31
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

как то не густо о перспективах...

я думаю к теме надо будет периодически возвращаться, особенно с расширением линейки проектов. Пока платформа только запущена озвучивать категорическое мнение о перспективах несколько преждевременно. Денис описал - кому работа с ВК может быть полезна, кому точно полезна. Сам он, так понимаю, текущей динамикой доволен)

0

юнити не подошел?

0

у юнити на вебе плагин который для казуальных игр считай смерть

На последнем White Nights парни из Unity рассказывали про потерю 15-20% для казуалов, если хорошо оформить лендинг с предложением установить плагин. Что тоже не очень хорошо, но терпимо.

0

ну я на DevGAMM такие же цифры прbводил и тоже описывал как их улучшает лендинг) значит описанный мною кейс - не частный, раз его ретранслирует сам Unity)

0

"Ищу Героя" и мобильный вк каталог - это очень круто :)

0

Как то не очень, скачал игру, даже не открылась, на этом и закончил знакомство с обновлением.

0

можете на support@alisgames.com написать с суппорт айди (если конечно до опций можно дойти) ?

0

ложная тревога, установил еще раз, работает

0

>Все-таки мобильный телефон значительно более игровой девайс, чем компьютер.

И тут Valve со стимом и EA с Origin резко охренели и позакрывались.

0

ну это конечно несколько преувеличенный поинт от разработчика для мобильных платформ)

0

Давайте не забывать, что есть:
- Консоли
- PC
- Мобилки и таблеты

Вот консоли - это 29-33% рынка, мобайл с таблетками - 28% рынка, а оставшееся на PC делят три направления - ММО-игры (22%), мидкорные проекты (9%) и кежуал, включая флешки на вебе (9%), по агрегированным данным NewZoo.

0

Именно поэтому каждый год фиксируются миллионные продажи АА проектов.

0

Мобильные продажи, к сожалению, никто не фиксирует.

0

Могу лишь добавить что вормикс есть и в соц. и в мобайле. И там и там написан на Flash и прекрасно работает. Из моих друзей многие играют в него на телефоне а не через веб.

0

На мобилке на флеше, это как?

0

видимо речь про какойто стендалон билд из флеша?

0

все верно, там стендалон билд из флеша

0

это действительно достаточно легкий способ портировать свою флеш-игру на мобайл, но слышал жалобы на стабильность и производительность. На самом деле какая основа у скачиваемой со стора мобильной игры - не суть важно. Интересный кейс - если бы приложение открывалось прямо с мобильной браузерной версии ВК, скажем... без форварда на AppStore... но это уже совсем другой формат работы и техническая основа приложений нужна.

0

От всех, кто работал с Adobe Air на мобилах слышал только крики боли. Связанные, в основном, с производительностью.
А про запуск приложения с мобильной версии ВК - что ты имеешь в виду?
Установку приложения без перехода в АппСтор сделать можно (т.н. "бесшовная" установка. Если надо - могу техническими подробностями поделиться)
Запуск установленного приложения из другого приложения (к примеру, запуск игры из раздела каталога игр в ВК) тоже возможно, если известна url-schema приложения/игры.

0

И от технологии, на которой написано приложение это никак не зависит - это делается стандартными функциями API iOS.

0

про запуск с мобильной версии - я имею в виду что скажем игра на HTML5 работает прямо внутри браузера по m.vk. Понятно, что платформа может и не разрешить такое.

0

Хе-хе. Давай приведу пример из прошлой жизни :))
Вот есть такие ребята - bookboard.com/
Они делают детскую полку с книжками по подписке для iOS. Платишь $9 в месяц и получаешь полный доступ к библиотеке.
Но так уж получилось, что ребята жадные, и не хотят отдавать Apple их 30%. Через что сделали вот что: мобильная версия сайта и iOS приложение совершенно одинаковы. (и судя по всему сделаны как раз на html5). Но деньги внести можно только через мобильную версию сайта, через свой биллинг, без эппла. После чего можно той же созданной учеткой уже пользоваться и в мобильном приложении.
Это из хороших примеров.
Но на самом деле пока все не так хорошо.
Это обусловлено тем, что:
- в мобильной версии игры все-таки хочется (да и придется)пользоваться нативным API платформы. А достучаться до него из html5 очень непросто, особенно в обратную сторону.
- делать приложение, которое будет работать на m.vk.com не очень интересно, имхо :) Значительно круче делать приложение, которое будет работать из мобильного клиента vk. А это запрещается правилами Эпла, причем сразу несколькими.

0

Когда уже вконтакте сделает свой аппстор внутри самого вконтакте? С блэкджеком и стеной?

0

есть подозрение, что нескоро, по ряду причин связанных с интересами платформ

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Stas Sokolov
Hands4U

Как соберете, рядовой, скиньте на мыло майор(сАбака)очевидность.ру На первый второй рассчитайсь!

«Одноклассники» запустили денежные переводы администраторам сообществ
0
Данил Петрусёв

Какая комиссия сервису за такую услугу?

Суд отменил арест 9 млрд рублей IKEA после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова
0
Елена Богатырева

Илья, тут нет рецепта. Вы экономите на свой страх и риск или проверяете. Мастер не может зависеть от исхода сделки. Он свою работу сделал. Примерно как с вашим здоровьем. Вы делаете обследование. Как часто и насколько разные методики используются - ваше решение.

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Данил Петрусёв

Сук, я так себе велосипед не закажу никогда такими темпами

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Pavel Molchanov
SoftProducers

Я клиент Агавы

Регистратор Reg.ru приобрёл старейшего российского хостинг-провайдера Agava
0
Показать еще