Лого vc.ru

Как изменить «ВКонтакте» – мнение партнера InVenture Partners

Как изменить «ВКонтакте» – мнение партнера InVenture Partners

В рамках рубрики «Реформа» ЦП приглашает в гости одного интернет-деятеля, которому предлагает представить себя в роли руководителя какого-нибудь известного сервиса и провести на нём ряд реформ, не обязательно серьезных. Сегодня в гостях управляющий партнер венчурного фонда InVenture Partners Сергей Азатян про изменения, которые необходимы социальной сети «ВКонтакте».

Поделиться

Управляющий партнер венчурного фонда InVenture Partners Сергей Азатян

«ВКонтакте» является крупнейшей социальной сетью в Рунете. Ежедневная аудитория сети в этом году перевалила за 60 млн. Это огромная армия людей, которую при грамотном подходе можно эффективно монетизировать. Аудитория Facebook, на которую всегда равнялась «ВКонтакте», всего лишь в 12 раз больше.

Сегодня Facebook стоит $170 млрд и, скорее всего, будет стоить впоследствии существенно дороже. Это говорит о том, что «ВКонтакте» может потенциально стоить более $10 млрд. Очевидно, что на сегодняшний день возможности компании используются не в полной мере, и стоимость ее далека от этой величины.

Акционерный конфликт

Для начала, акционерный конфликт, который разгорелся во «ВКонтакте» после приобретения фондом UCP доли 48%, уже больше года крайне негативно сказывается на развитии, стоимости и перспективах компании. Основная проблема в том, что стороны не могут договориться о кандидатуре гендиректора. Понятно, что задача непростая, но здесь хотелось бы порекомендовать акционерам отложить амбиции и подумать о компании. Не обязательно назначать «своего» кандидата.

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров

Считаю, в данной ситуации можно было бы назначить абсолютно независимого кандидата, который бы обладал глубоким пониманием Рунета, обладал успешным опытом управления крупными интернет-проектами, был бы энергичным, креативным и харизматичным предпринимателем. Мне на ум приходят Оскар Хартман, основатель KupiVIP, и Андрей Романенко, основатель Qiwi.

Пиратский контент

Серьезной проблемой является пиратский контент. В отличие от Facebook, многие используют «ВКонтакте», чтобы бесплатно смотреть фильмы и слушать музыку. Наличие пиратского контента не позволит компании сделать IPO, что является очевидным путем получить рыночную капитализацию компании и сделать ее акции ликвидным инструментом для акционеров.

Поэтому важнейшей задачей является легализация контента, как российского, так и зарубежного. Здесь крайне важно не спугнуть пользователя. Если ввести плату за единицу контента, «ВКонтакте» рискует потерять часть аудитории. Поэтому модель должна быть freemium с монетизацией либо через рекламу, либо через подписку на премиальные сервисы, доходами от которых компания будет делиться с правообладателями. Определенные меры в этом направлении были, наконец, предприняты. 25 июня было объявлено о партнерстве с Национальным Музыкальным Издательством, которое имеет смежные права на российскую музыку и собирается заняться очисткой прав на зарубежный контент.

Управляющий партнёр фонда UCP (владеет доли 48% «ВКонтакте») Илья Щербович

«ВКонтакте» для развития контентного направления имеет смысл рассмотреть покупку видео и музыкального онлайн сервиса, таких как ivi.ru и zvooq.ru, обладающих хорошими продуктами, аудитория которых уже привыкла смотреть рекламу либо платить за пользование контентом. Я считаю, что постепенный переход на монетизацию контента с использованием качественных продуктов хоть и может вызвать определенный отток «халявщиков», при грамотном подходе позволит повысить лояльность аудитории «ВКонтакте», так как существующий контентный интерфейс просто допотопный.

Дизайн

В целом пользовательский интерфейс «ВКонтакте» за последние годы практически никак не развивался. Он устарел и визуально и функционально. Конечно, в таких популярных проектах опасно радикально менять дизайн и функциональность, но сегодня необходимо начать вводить дизайнерские новшества и новые возможности для поддержания интереса со стороны аудитории.

Важнейшей задачей является усовершенствование и актуализация мобильного приложения «ВКонтакте» и мобильных приложений-сателлитов для музыки и видео.

Реклама

На сегодняшний день крайне неэффективно используется рекламный потенциал «ВКонтакте». Возможность рекламироваться в сети есть, более того, эффективность рекламы выше, чем на Facebook, однако «ВКонтакте», скорее всего, зарабатывает гораздо меньше в расчете на пользователя. Это связано с крайне скудным инвентарем и неудобным рекламным интерфейсом.

Необходимо начать аккуратно вводить новый рекламный инвентарь, больше инструментов по таргетированию, упростить интерфейс, чтобы каждый желающий, пополнив счет, имел возможность продвигать свою фирму и посты. При этом важно, чтобы реклама вводилась постепенно и гармонично, чтобы не вызвать отток пользователей.

Мессенджер

Важным сервисом, который был бы востребован пользователями «ВКонтакте», является мессенджер. Несмотря на то, что основатель сети Павел Дуров создал Telegram вовне «ВКонтакте», а также уже широко распространены в России WhatsApp и Viber, ничего не мешает запустить «ВКонтакте-мессенджер». На аудитории 60 млн ежедневных пользователей и при высокой лояльности аудитории к сети, мессенджер точно сможет набрать приличную аудиторию. Логично было бы со временем добавить к функциональности мессенджера возможность совершать бесплатные звонки через интернет.

Приобретения

Наконец, «ВКонтакте» следует активно начать мониторить рынок на предмет интересных стартапов, которые могли бы дополнить линейку услуг сети и повысить технологический потенциал, сделать опыт пользователя интересным и увлекательным. Критически важно не только растить аудиторию, но и повышать время, которое пользователь ежедневно проводит во «ВКонтакте».

Направления, на которых стоит концентрироваться — это мобильные приложения в области фотошеринга (например, Cirqle), чаты и мессенджеры (Telegram, 4talk, Zangi), музыкальные и видео сервисы (см выше), стартапы в области мобильной и веб-рекламы (Adinch). Крупные игроки сегодня не могут без приобретений эффективно конкурировать на стремительно развивающемся рынке интернета.

Подводя итог, можно сказать, что реформы «ВКонтакте» действительно необходимы. Причем достаточно срочные и масштабные. Истории известны многие случаи, когда успешные социальные сети не успевали вовремя адаптироваться под потребности рынка и быстро уступали долю рынка конкурентам. Это «Одноклассники», MySpace, Orkut и другие. Пока «ВКонтакте» – крупнейшая социальная сеть, но чтобы сохранить и укрепить лидерство, акционеры, наконец, должны выбрать гендиректора и ускорить реализацию масштабных качественных реформ.

Статьи по теме
Руководитель Surfingbird Сергей Шалаев: «Ненавижу iTunes»05 июня 2014, 19:11
«ВКонтакте» легализует аудиозаписи и выпустит отдельное приложение для музыки25 июня 2014, 16:07
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Странный текст, но я позволю себе прокомментировать про рекламу.

>>Это связано с крайне скудным инвентарем
Что значит скудный инвентарь? То что баннерами всё не завешано?

>>и неудобным рекламным интерфейсом.
Лично на мой взгляд процесс создания рекламных объявлений в ВК реализован на порядок лучше чем в ФБ, Яндексе и гугле.

>>Необходимо ... больше инструментов по таргетированию,
Куда уж больше? Наоборот на мой взгляд нам многое надо упрощать в стандартном интерфейсе, потому что десятки таргетингов слишком часто не используются.

>>упростить интерфейс, чтобы каждый желающий, пополнив счет, имел возможность продвигать свою фирму и посты.

А сейчас каждый желающий не имеет такой возможности? Ну и взаимное противоречие (см предыдущий пост).

А я по поводу рекламы как раз согласен.
Интерфейс может и лучше, чем в ФБ, но далек от совершенства.
>>Куда уж больше?
В специализированных сервисах инструментов много не бывает.
>>>А сейчас каждый желающий не имеет такой возможности?
Быть может, автор имел в виду продвигать рекламный сервис среди простых пользователей, а не владельцев бизнеса (говорит о постах).

Навскидку для счастья:

1. В "Подробной информации" конь не валялся. Нужно прикрутить пункты из "личной информации" (любимые фильмы и т.д.) к одноименным wiki-страницам. Сейчас они зачем-то ведут в поиск. И нужно сделать, чтоб фильм "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" не делилась на три ссылки. Написал пункт - добавил, не нужно автоматического деления. Нужно сделать открытое редактирование этих страниц, чтоб версии редактуры можно было листать, как посты в режиме "удобного чтения". Через лайки определяется место версии в очереди (самые залайканые - первые). Будет вам Вики без педии.

2. Вертикальный блок с "фотоальбомы", "интересные страницы" и т.д. убрать под кат "Показать подробную информацию". Там же будет большая версия аватара. Вобщем вот, я накидал примерно и прикрепил картинку.

3. Сделайте вместо статуса блок "избранные записи", которые можно листать влево/вправо. Отмечаются звёздочкой, сортируются в очереди по времени добавления в избранное.
Уберите всю шизофрению. Почему первое что я вижу на странице это дважды написанные фамилия и имя? Зачем аудио-плеер имеет три варианта? Пожалейте наши глаза и сделайте фон комфортным (как на моей картинке) это мягче чем ваш бордер.

И т.д.

Ещё, забыл. Сделайте в "Записи" добавление блоков. По сути это объединение нескольких записей в одну статью. Текст, <статья> запись с медиа; запись с медиа; запись с медиа; </статья>

А всех дизлайкеров и имел ввиду

0

Написал "гугл" с маленькой буквы, видимо хочет показать себя патриотом.

...или показать пренебрежение, что мол всякие "плюсы" ВКонтакте не страшны.

Да уж, хоть с точки зрения акционеров монетизация и увеличение стоимости компании это прекрасно, но мне, как обычному юзеру, хочется сказать: "не трогайте ничего! и так все прекрасно".

Учитывая, что он был управляющим директором Marshall Capitals, люди которого связаны с UCP гипотетически может воплотить))

0

Почему-то вспомнился старый-старый анекдот.

«Группа геологов пытается вытащить застрявший в тундре вездеход. Мимо проезжает на оленях чукча. Остановился, посмотрел, закурил трубку и говорит:
— Начальник! Я знаю, что тебе надо! Ставь бутылку водки — скажу.
— Ишь, чего захотел! И без тебя обойдемся.
Чукча уехал на стойбище, вечером возвращается, а геологи и вездеход на том же месте. Теперь уже начальник партии подходит к чукче:
— Бери бутылку, говори, что нам надо?
— Э, начальник, теперь две бутылки давай!
Достал начальник вторую бутылку. Чукча упаковал бутылку, тронул оленей и сказал:
— Трактор тебе надо, начальник.»

По-моему, у vk дизайн актуален и будет таковым еще года три.
Нужно просто слегка подстраиваться под моду и ничего глобального, потому что потенциальный вред может быть больше потенциальной пользы.

Если следовать всем советам получится как раз таки локальный фейсбук. А может и, прости ктулху, меил.ру.
А ведь ВК от такого имиджа уходил много лет.

Вы, видимо, как и интервьюируемый, не ползуетесь вк. Действительно внешня схожесть осталась, не считая банера, но не более.
И это не говоря уж о том, что интерфейс фб совершенно не человеческий, и пользоваться им не возможно.

Схожесть осталась, так как основу никто не менял. Как не крути, это и есть фейсбук 2006 года...только после вот такого тюнинга.

Еще раз повторюсь, сходите - попользуйтесь ВК, поймете что это не просто тюнинг.

да пользовался я им с 2008 по 2012 год, и видел только тюнинг. Там что то подмарафетят,а там что то новое добавят...там уберут.
Полное переосмысление было только в разделе с приложениями и играми, а так все по старому.

тоесть по вашему полностью переписанная лента новостей, стена, сообщения (по сути основной функционал). не в счет?

Полностью переписаная лента новостей и стена? Да они чуть шире стали, ну и добавили туда пару плюшек.
Сообщения да, но и тут соглашусь только на 50%. Сообщения сами по себе не изменились, добавился режим просмотра сообщений "диалог". Не так ли?

Не так. Вы уж определитесь. Вы не видите изменений, или не понимаете, что меняется не только внешность, а и то, внутри это тоже меняется.
Лента изменилась не до "шире и пару плюшек" она работать даже по другим принципам стала.

0

Тем не менее, ВК дальше локального фейсбука 2006 года так и не ушел...

Специально для вас есть альтернатива богомерзкому Вконтакте, такие как WEUA, Друзi и прочий.

Не знаешь что бы сделать? - измени дизайн.

Не надо этого, надо работать над функционалом, а не переделывать все с нуля. У Вк самый лучший дизайн/функциональность из всех аналогичных соц. сетей, которые я видел. Как люди сидят в фейсбуке вообще не представляю, вот кому абсолютно точно нужно координально его поменять.

куда мы катимся...

Стесняюсь спросить, а господин эксперт вообще пользовался ВК? Мне не удалось найти его профайл.

"пользовательский интерфейс «ВКонтакте» ... устарел и визуально и функционально"
Такую смелую и глубокую мысль хорошо бы подкрепить примерами. Ну или хоть чем-нибудь.

зачем примеры, он же сказал, в ВК ему рекламки не хватает, как добавят, он сразу перейдет!)))

0

Прочитал "компетентное" мнение и сразу вспомнилась старая реклама жвачки Stimorol. Слоган "иногда лучше жевать, чем говорить" отлично подходит к этой статье.

Вредные советы от инвестора

0

>> Аудитория Facebook, на которую всегда равнялась «ВКонтакте», всего лишь в 12 раз больше.

Ага, всего лишь.

Не ведают, что творят. Убьют основную идею ВК. Печаль.

Как говорится, жадность фраера погубит. "ВКонтакте" стал самой удобной и популярной соцсетью в России потому что создатели руководствовались Идеями и думали о Пользователе. А этот думает только о своих деньгах, и в итоге только всё развалит...

Отличный дизайн, постоянно обновляется.

0

И не понятно что там актуализировать в мобильных приложениях.

0

Что самое интересное, большинство комментариев не противоречат идеям статьи, при этом их авторы явно считают иначе)

ВКонтакте сегодня и правда имеет достаточно удобный интерфейс, но так или иначе основа этого интерфейса - это дизайн 2006 года. Обновления необходимы, так как с тех пор придумано множество хороших идей, которые вполне можно воплотить и в ВК (при этом необязательно ориентироваться на Facebook, см. дизайн Medium или Path, например).

То же самое касается и монетизации. Идея увеличить объем рекламного инвентаря крайне разумна, а дальше это уже вопрос правильной реализации (и, опять же, не стоит ориентироваться исключительно на Facebook, если и более удачные примеры грамотной интеграции рекламы в сервис). При этом часть комментирующих почему-то считают, что желание увеличить объемы рекламы вызвано исключительно желанием заработать денег для владельцев компании - при этом забывая, что больший доход с рекламы может позволить компании активнее развивать новые сервисы и, потенциально, приобретать те же стартапы, что в конечном счете способствует дальнейшему развитию экосистемы и идет на благо обычным пользователям в том числе.

Необходимость борьбы с нелегальным контентом вообще не вызывает вопросов - наличие нелегального контента в ВК здорово мешает развитию легальных сервисов, вроде IVI.ru, которые, объективно, гораздо полезнее для всех участников экосистемы, кроме отъявленных халявщиков.

Суммируя, все советы из статьи являются очень разумными, главное - не стоит смотреть на них с узколобой позиции "у нас и так все хорошо, а вы все только испортите". Мыслите шире, господа)

Проблема не в самих идеях, в них безусловно разумное зерно. Проблема в том как их реализовывать. А по пояснениями, которые приводятся, очевидно реализовать их будут как раз не в ту сторону, где хорошо.

В статье много хороших мыслей. На сегодня ВК один из самых посещаемых ресурсов - факт, команда - молодцы. Все, кто выше изливают негатив по любому поводу, включая статью, видимо, как обычно - проще какую-то хрень анонимно написать, чем что-то реально сделать или хотя бы предложить.

При этом ВК может больше, как любой бизнес - если не делать 2 шага вперед, это значит, будет шаг назад.

Медийка в инете пойдет за телевизором - вниз, а у ВК линейка инвентаря не особо менялась. Какой у ФБ процент мобильной рекламы в выручке? А у ВК? Ретаргетинг на высоте?

Телеграм - один из лучших мессенджеров, кстати, Павлу респект, но ВК нужен свой. Хотя кто его теперь будет делать, непонятно.

По поводу изменения дизайна - есть хотя бы один пример, когда новый дизайн привел к краху проекта?

Пиратский контент постепенно убирают, но ВК не теряет аудиторию, это значит, что бренд есть.

В общем, статья нормальная, предложения вполне конструктивные. С ними можно не соглашаться, но тогда хотелось бы слышать альтернативные проду манные мнения.

Веб интерфейс ВК действительно устарел, точнее не устарел, а совершенствуется не достаточно активно. И здесь речь идет не о модности - а о том чтобы в постоянном режиме собирать поведенческую статистику траффика и отзывы пользователей, анализировать, ставить и реализовывать задачи по улучшению UI.

Насчет приложения не согласен - здесь была проделана отличная работа. Разница между вебсайтом и приложением настолько разительна, что кажется руководство сделало ставку на мобильных пользователей.

Про рекламный инструментарий - это слабое место ВК. Согласен со всем что здесь написано против. Обычному юзеру гораздо легче потерять рекламный бюджет в ВК и не попасть в целевую аудиторию, чем в том же ФБ. Я однажды наступил на эти грабли. Да ФБ продвинулся дальше, но наделал кучу ошибок - слишком коммерциализировался.

У ВК отличная возможность научиться на ошибках своего прародителя и с этой точки зрения первостепенная задача акционеров сформулирована экспертом правильно. Нужен независимый рунет гуру ориентированный на то, чтобы постоянно делать ВК лучше, быстрее конкурентов. Не забывая о том, что это социальная сеть прежде всего, а не cash cow.

Компания растет до тех пор, пока во главе стоит идея, а не доход - только так можно построить что то большое.

0

Пользуюсь всем и ФБ и ВК и т.д.. Более удобного сервиса чем в ВК нет ни больше нигде.

Ну изменят они сделают неудобным, как в ФБ - просто есть страничка, которую бросать жалко но и тратить более чем 10 минут в день, или в несколько дней смысла нет, сколько из этих 170 миллионов, что озвучил автор, держат неудубную страничку в ФБ по привычке, но не используют, скорее это вопрос?

Сейчас не Союз, где из всего многообразия одного вида молока делался выбор - если изменят сервис и интерфейс в ВК, будут терпеть неудобства день, два, три, неделю, а потом найдется другой инстументарий.

Ситуация напоминает то, что уже было с Евросетью - вот ушел основатель - уехал в Лондон, и я перестал ходит в их салоны - почему? разве что то должно измениться для меня как потребителя - от того, что один человек уехал - в сети где десятки тысяч работают? По идее - не должно. Но я захожу в салон - и понимаю, что изменилась среда - там я теперь ненужный эллемент - я клиент стал ненужной частью этого бизнеса. Рядом находятся салон связного - я пять лет хожу туда, и там всегда очереди, а в евросети почти пусто.

Обидно, если такая же ситуация будет с ВК и он повторит историю ФБ, там пользователь уже не клиент, он ненужный элемент в уже капитализированном предпритии, и по ходу он уже мешает спокойному функционированию системы.

Насчет капитализации - бред ПТУшника или что. В США капитализация есть инструмент стерилизации денежной массы, читать надо не ФБ стоит 170 млр., а система смогла связать 170 млр., денег жителей штатов, на которые они не пойдут и не потребуют продать им реального товара, которого нет. И без разницы ФБ это или что то другое, главное это стерилизация денежной массы, а ВК российская компания, и это будет уже не стерилизация а инвестиции в другую страну, поэтому весь нефтегазовый комплекс оссии всегда будет стоить меньше, чем штатовская компания с активами в три стула и компьютер.

0

И того:
1. Пользовательский интерфейс.
Разумеется его надо менять. Но не от балды, а под новые возможности и функционал. Которого пока-что приходится дожидаться.

2. Реклама.
Сукдно, не эффективно, мало.
Можно удобнее. Интереснее.
Например меня раздражает обилие рекламы в ФБ, но сама реклама почти всегда актуальна.
Реклама же в ВК - не раздражает, но она почти всегда не актуальна, не интересна.
Крайний раз когда общался с ребятами из ВК (еще при Дурове) планировалась реклама в видео, почти по модели ютба.
Где она?

3. Мессенджер
Даааавно пора. В идеале не тарифицируемый "любимыми" операторами.

4. Как легализовать контент в ВК без потери аудитории - загадка 21 века.
Но по мне так нужно отталкиваться от мысли
"Те, кто не способны заплатить ~рубль за песню - явно не ЦА 95%рекламодателей"

Да, этот Тян совсем поехавший.

Ну давайте теперь вставим баннеры на половину монитора и будем смотреть рекламу ,чтобы послушать
музыку.Я думаю,что от всякого рода нововведений ,пользователь будет стараться уйти.

0

Ну давайте теперь вставим баннеры на половину монитора и будем смотреть рекламу ,чтобы послушать
музыку.Я думаю,что от всякого рода нововведений ,пользователь будет стараться уйти.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Kirill Pankin

Смерть? Почему смерть? Целиком успешный стартап. Просто его реальный бизнес-план не был озвучен.

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Prolis Labkk
Bpsimulator

Пономарев в 2010 сдал икеевской "Меге" в аренду дизельные генераторы, а потом не забрал их и потребовал аренду и штрафы.

Суд отменил арест 9 млрд рублей IKEA после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова
0
Denis Sudak

" Это отличная фишка от Google, которую, к сожалению, не многие используют." Ну почему немногие используют. Этот инструмент и многое другое, что описано в статье (очень интересной кстати спасибо) используется в любом современном и уважающем себя агентстве по контекстной рекламе, например, ive агентство, которое настраивало нам рекламные материалы.

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
0
Vladimir Alexeev

Да, помню было время переделывал iOS приложение данной студии (65apps). Денег изначально было потрачено более 1 млн. руб и ничего не работало на выходе.

Думаю лучший способ сэкономить, это не иметь дело с автором ))

8 способов сэкономить на разработке мобильного приложения
0
Lera Slavgorodskaya

а что вас в корзине смутило? или вы не допускаете, что cr из корзины в покупку тоже мог вырасти?

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
1
Показать еще