Лого vc.ru

Как изменить «ВКонтакте» – мнение партнера InVenture Partners

Как изменить «ВКонтакте» – мнение партнера InVenture Partners

В рамках рубрики «Реформа» ЦП приглашает в гости одного интернет-деятеля, которому предлагает представить себя в роли руководителя какого-нибудь известного сервиса и провести на нём ряд реформ, не обязательно серьезных. Сегодня в гостях управляющий партнер венчурного фонда InVenture Partners Сергей Азатян про изменения, которые необходимы социальной сети «ВКонтакте».

Управляющий партнер венчурного фонда InVenture Partners Сергей Азатян

«ВКонтакте» является крупнейшей социальной сетью в Рунете. Ежедневная аудитория сети в этом году перевалила за 60 млн. Это огромная армия людей, которую при грамотном подходе можно эффективно монетизировать. Аудитория Facebook, на которую всегда равнялась «ВКонтакте», всего лишь в 12 раз больше.

Сегодня Facebook стоит $170 млрд и, скорее всего, будет стоить впоследствии существенно дороже. Это говорит о том, что «ВКонтакте» может потенциально стоить более $10 млрд. Очевидно, что на сегодняшний день возможности компании используются не в полной мере, и стоимость ее далека от этой величины.

Акционерный конфликт

Для начала, акционерный конфликт, который разгорелся во «ВКонтакте» после приобретения фондом UCP доли 48%, уже больше года крайне негативно сказывается на развитии, стоимости и перспективах компании. Основная проблема в том, что стороны не могут договориться о кандидатуре гендиректора. Понятно, что задача непростая, но здесь хотелось бы порекомендовать акционерам отложить амбиции и подумать о компании. Не обязательно назначать «своего» кандидата.

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров

Считаю, в данной ситуации можно было бы назначить абсолютно независимого кандидата, который бы обладал глубоким пониманием Рунета, обладал успешным опытом управления крупными интернет-проектами, был бы энергичным, креативным и харизматичным предпринимателем. Мне на ум приходят Оскар Хартман, основатель KupiVIP, и Андрей Романенко, основатель Qiwi.

Пиратский контент

Серьезной проблемой является пиратский контент. В отличие от Facebook, многие используют «ВКонтакте», чтобы бесплатно смотреть фильмы и слушать музыку. Наличие пиратского контента не позволит компании сделать IPO, что является очевидным путем получить рыночную капитализацию компании и сделать ее акции ликвидным инструментом для акционеров.

Поэтому важнейшей задачей является легализация контента, как российского, так и зарубежного. Здесь крайне важно не спугнуть пользователя. Если ввести плату за единицу контента, «ВКонтакте» рискует потерять часть аудитории. Поэтому модель должна быть freemium с монетизацией либо через рекламу, либо через подписку на премиальные сервисы, доходами от которых компания будет делиться с правообладателями. Определенные меры в этом направлении были, наконец, предприняты. 25 июня было объявлено о партнерстве с Национальным Музыкальным Издательством, которое имеет смежные права на российскую музыку и собирается заняться очисткой прав на зарубежный контент.

Управляющий партнёр фонда UCP (владеет доли 48% «ВКонтакте») Илья Щербович

«ВКонтакте» для развития контентного направления имеет смысл рассмотреть покупку видео и музыкального онлайн сервиса, таких как ivi.ru и zvooq.ru, обладающих хорошими продуктами, аудитория которых уже привыкла смотреть рекламу либо платить за пользование контентом. Я считаю, что постепенный переход на монетизацию контента с использованием качественных продуктов хоть и может вызвать определенный отток «халявщиков», при грамотном подходе позволит повысить лояльность аудитории «ВКонтакте», так как существующий контентный интерфейс просто допотопный.

Дизайн

В целом пользовательский интерфейс «ВКонтакте» за последние годы практически никак не развивался. Он устарел и визуально и функционально. Конечно, в таких популярных проектах опасно радикально менять дизайн и функциональность, но сегодня необходимо начать вводить дизайнерские новшества и новые возможности для поддержания интереса со стороны аудитории.

Важнейшей задачей является усовершенствование и актуализация мобильного приложения «ВКонтакте» и мобильных приложений-сателлитов для музыки и видео.

Реклама

На сегодняшний день крайне неэффективно используется рекламный потенциал «ВКонтакте». Возможность рекламироваться в сети есть, более того, эффективность рекламы выше, чем на Facebook, однако «ВКонтакте», скорее всего, зарабатывает гораздо меньше в расчете на пользователя. Это связано с крайне скудным инвентарем и неудобным рекламным интерфейсом.

Необходимо начать аккуратно вводить новый рекламный инвентарь, больше инструментов по таргетированию, упростить интерфейс, чтобы каждый желающий, пополнив счет, имел возможность продвигать свою фирму и посты. При этом важно, чтобы реклама вводилась постепенно и гармонично, чтобы не вызвать отток пользователей.

Мессенджер

Важным сервисом, который был бы востребован пользователями «ВКонтакте», является мессенджер. Несмотря на то, что основатель сети Павел Дуров создал Telegram вовне «ВКонтакте», а также уже широко распространены в России WhatsApp и Viber, ничего не мешает запустить «ВКонтакте-мессенджер». На аудитории 60 млн ежедневных пользователей и при высокой лояльности аудитории к сети, мессенджер точно сможет набрать приличную аудиторию. Логично было бы со временем добавить к функциональности мессенджера возможность совершать бесплатные звонки через интернет.

Приобретения

Наконец, «ВКонтакте» следует активно начать мониторить рынок на предмет интересных стартапов, которые могли бы дополнить линейку услуг сети и повысить технологический потенциал, сделать опыт пользователя интересным и увлекательным. Критически важно не только растить аудиторию, но и повышать время, которое пользователь ежедневно проводит во «ВКонтакте».

Направления, на которых стоит концентрироваться — это мобильные приложения в области фотошеринга (например, Cirqle), чаты и мессенджеры (Telegram, 4talk, Zangi), музыкальные и видео сервисы (см выше), стартапы в области мобильной и веб-рекламы (Adinch). Крупные игроки сегодня не могут без приобретений эффективно конкурировать на стремительно развивающемся рынке интернета.

Подводя итог, можно сказать, что реформы «ВКонтакте» действительно необходимы. Причем достаточно срочные и масштабные. Истории известны многие случаи, когда успешные социальные сети не успевали вовремя адаптироваться под потребности рынка и быстро уступали долю рынка конкурентам. Это «Одноклассники», MySpace, Orkut и другие. Пока «ВКонтакте» – крупнейшая социальная сеть, но чтобы сохранить и укрепить лидерство, акционеры, наконец, должны выбрать гендиректора и ускорить реализацию масштабных качественных реформ.

Теги
Статьи по теме
Руководитель Surfingbird Сергей Шалаев: «Ненавижу iTunes»
«ВКонтакте» легализует аудиозаписи и выпустит отдельное приложение для музыки

Странный текст, но я позволю себе прокомментировать про рекламу.

>>Это связано с крайне скудным инвентарем
Что значит скудный инвентарь? То что баннерами всё не завешано?

>>и неудобным рекламным интерфейсом.
Лично на мой взгляд процесс создания рекламных объявлений в ВК реализован на порядок лучше чем в ФБ, Яндексе и гугле.

>>Необходимо ... больше инструментов по таргетированию,
Куда уж больше? Наоборот на мой взгляд нам многое надо упрощать в стандартном интерфейсе, потому что десятки таргетингов слишком часто не используются.

>>упростить интерфейс, чтобы каждый желающий, пополнив счет, имел возможность продвигать свою фирму и посты.

А сейчас каждый желающий не имеет такой возможности? Ну и взаимное противоречие (см предыдущий пост).

А я по поводу рекламы как раз согласен.
Интерфейс может и лучше, чем в ФБ, но далек от совершенства.
>>Куда уж больше?
В специализированных сервисах инструментов много не бывает.
>>>А сейчас каждый желающий не имеет такой возможности?
Быть может, автор имел в виду продвигать рекламный сервис среди простых пользователей, а не владельцев бизнеса (говорит о постах).

Навскидку для счастья:

1. В "Подробной информации" конь не валялся. Нужно прикрутить пункты из "личной информации" (любимые фильмы и т.д.) к одноименным wiki-страницам. Сейчас они зачем-то ведут в поиск. И нужно сделать, чтоб фильм "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" не делилась на три ссылки. Написал пункт - добавил, не нужно автоматического деления. Нужно сделать открытое редактирование этих страниц, чтоб версии редактуры можно было листать, как посты в режиме "удобного чтения". Через лайки определяется место версии в очереди (самые залайканые - первые). Будет вам Вики без педии.

2. Вертикальный блок с "фотоальбомы", "интересные страницы" и т.д. убрать под кат "Показать подробную информацию". Там же будет большая версия аватара. Вобщем вот, я накидал примерно и прикрепил картинку.

3. Сделайте вместо статуса блок "избранные записи", которые можно листать влево/вправо. Отмечаются звёздочкой, сортируются в очереди по времени добавления в избранное.
Уберите всю шизофрению. Почему первое что я вижу на странице это дважды написанные фамилия и имя? Зачем аудио-плеер имеет три варианта? Пожалейте наши глаза и сделайте фон комфортным (как на моей картинке) это мягче чем ваш бордер.

И т.д.

0

Ещё, забыл. Сделайте в "Записи" добавление блоков. По сути это объединение нескольких записей в одну статью. Текст, <статья> запись с медиа; запись с медиа; запись с медиа; </статья>

А всех дизлайкеров и имел ввиду

Да уж, хоть с точки зрения акционеров монетизация и увеличение стоимости компании это прекрасно, но мне, как обычному юзеру, хочется сказать: "не трогайте ничего! и так все прекрасно".

0

Учитывая, что он был управляющим директором Marshall Capitals, люди которого связаны с UCP гипотетически может воплотить))

Почему-то вспомнился старый-старый анекдот.

«Группа геологов пытается вытащить застрявший в тундре вездеход. Мимо проезжает на оленях чукча. Остановился, посмотрел, закурил трубку и говорит:
— Начальник! Я знаю, что тебе надо! Ставь бутылку водки — скажу.
— Ишь, чего захотел! И без тебя обойдемся.
Чукча уехал на стойбище, вечером возвращается, а геологи и вездеход на том же месте. Теперь уже начальник партии подходит к чукче:
— Бери бутылку, говори, что нам надо?
— Э, начальник, теперь две бутылки давай!
Достал начальник вторую бутылку. Чукча упаковал бутылку, тронул оленей и сказал:
— Трактор тебе надо, начальник.»

По-моему, у vk дизайн актуален и будет таковым еще года три.
Нужно просто слегка подстраиваться под моду и ничего глобального, потому что потенциальный вред может быть больше потенциальной пользы.

Если следовать всем советам получится как раз таки локальный фейсбук. А может и, прости ктулху, меил.ру.
А ведь ВК от такого имиджа уходил много лет.

Вы, видимо, как и интервьюируемый, не ползуетесь вк. Действительно внешня схожесть осталась, не считая банера, но не более.
И это не говоря уж о том, что интерфейс фб совершенно не человеческий, и пользоваться им не возможно.

Схожесть осталась, так как основу никто не менял. Как не крути, это и есть фейсбук 2006 года...только после вот такого тюнинга.

да пользовался я им с 2008 по 2012 год, и видел только тюнинг. Там что то подмарафетят,а там что то новое добавят...там уберут.
Полное переосмысление было только в разделе с приложениями и играми, а так все по старому.

тоесть по вашему полностью переписанная лента новостей, стена, сообщения (по сути основной функционал). не в счет?

Полностью переписаная лента новостей и стена? Да они чуть шире стали, ну и добавили туда пару плюшек.
Сообщения да, но и тут соглашусь только на 50%. Сообщения сами по себе не изменились, добавился режим просмотра сообщений "диалог". Не так ли?

0

Не так. Вы уж определитесь. Вы не видите изменений, или не понимаете, что меняется не только внешность, а и то, внутри это тоже меняется.
Лента изменилась не до "шире и пару плюшек" она работать даже по другим принципам стала.

Тем не менее, ВК дальше локального фейсбука 2006 года так и не ушел...

Специально для вас есть альтернатива богомерзкому Вконтакте, такие как WEUA, Друзi и прочий.

Не знаешь что бы сделать? - измени дизайн.

Не надо этого, надо работать над функционалом, а не переделывать все с нуля. У Вк самый лучший дизайн/функциональность из всех аналогичных соц. сетей, которые я видел. Как люди сидят в фейсбуке вообще не представляю, вот кому абсолютно точно нужно координально его поменять.

куда мы катимся...

Стесняюсь спросить, а господин эксперт вообще пользовался ВК? Мне не удалось найти его профайл.

"пользовательский интерфейс «ВКонтакте» ... устарел и визуально и функционально"
Такую смелую и глубокую мысль хорошо бы подкрепить примерами. Ну или хоть чем-нибудь.

0

зачем примеры, он же сказал, в ВК ему рекламки не хватает, как добавят, он сразу перейдет!)))

Прочитал "компетентное" мнение и сразу вспомнилась старая реклама жвачки Stimorol. Слоган "иногда лучше жевать, чем говорить" отлично подходит к этой статье.

0

Вредные советы от инвестора

>> Аудитория Facebook, на которую всегда равнялась «ВКонтакте», всего лишь в 12 раз больше.

Ага, всего лишь.

Не ведают, что творят. Убьют основную идею ВК. Печаль.

Как говорится, жадность фраера погубит. "ВКонтакте" стал самой удобной и популярной соцсетью в России потому что создатели руководствовались Идеями и думали о Пользователе. А этот думает только о своих деньгах, и в итоге только всё развалит...

0

Отличный дизайн, постоянно обновляется.

0

И не понятно что там актуализировать в мобильных приложениях.

Что самое интересное, большинство комментариев не противоречат идеям статьи, при этом их авторы явно считают иначе)

ВКонтакте сегодня и правда имеет достаточно удобный интерфейс, но так или иначе основа этого интерфейса - это дизайн 2006 года. Обновления необходимы, так как с тех пор придумано множество хороших идей, которые вполне можно воплотить и в ВК (при этом необязательно ориентироваться на Facebook, см. дизайн Medium или Path, например).

То же самое касается и монетизации. Идея увеличить объем рекламного инвентаря крайне разумна, а дальше это уже вопрос правильной реализации (и, опять же, не стоит ориентироваться исключительно на Facebook, если и более удачные примеры грамотной интеграции рекламы в сервис). При этом часть комментирующих почему-то считают, что желание увеличить объемы рекламы вызвано исключительно желанием заработать денег для владельцев компании - при этом забывая, что больший доход с рекламы может позволить компании активнее развивать новые сервисы и, потенциально, приобретать те же стартапы, что в конечном счете способствует дальнейшему развитию экосистемы и идет на благо обычным пользователям в том числе.

Необходимость борьбы с нелегальным контентом вообще не вызывает вопросов - наличие нелегального контента в ВК здорово мешает развитию легальных сервисов, вроде IVI.ru, которые, объективно, гораздо полезнее для всех участников экосистемы, кроме отъявленных халявщиков.

Суммируя, все советы из статьи являются очень разумными, главное - не стоит смотреть на них с узколобой позиции "у нас и так все хорошо, а вы все только испортите". Мыслите шире, господа)

Проблема не в самих идеях, в них безусловно разумное зерно. Проблема в том как их реализовывать. А по пояснениями, которые приводятся, очевидно реализовать их будут как раз не в ту сторону, где хорошо.

В статье много хороших мыслей. На сегодня ВК один из самых посещаемых ресурсов - факт, команда - молодцы. Все, кто выше изливают негатив по любому поводу, включая статью, видимо, как обычно - проще какую-то хрень анонимно написать, чем что-то реально сделать или хотя бы предложить.

При этом ВК может больше, как любой бизнес - если не делать 2 шага вперед, это значит, будет шаг назад.

Медийка в инете пойдет за телевизором - вниз, а у ВК линейка инвентаря не особо менялась. Какой у ФБ процент мобильной рекламы в выручке? А у ВК? Ретаргетинг на высоте?

Телеграм - один из лучших мессенджеров, кстати, Павлу респект, но ВК нужен свой. Хотя кто его теперь будет делать, непонятно.

По поводу изменения дизайна - есть хотя бы один пример, когда новый дизайн привел к краху проекта?

Пиратский контент постепенно убирают, но ВК не теряет аудиторию, это значит, что бренд есть.

В общем, статья нормальная, предложения вполне конструктивные. С ними можно не соглашаться, но тогда хотелось бы слышать альтернативные проду манные мнения.

0

Веб интерфейс ВК действительно устарел, точнее не устарел, а совершенствуется не достаточно активно. И здесь речь идет не о модности - а о том чтобы в постоянном режиме собирать поведенческую статистику траффика и отзывы пользователей, анализировать, ставить и реализовывать задачи по улучшению UI.

Насчет приложения не согласен - здесь была проделана отличная работа. Разница между вебсайтом и приложением настолько разительна, что кажется руководство сделало ставку на мобильных пользователей.

Про рекламный инструментарий - это слабое место ВК. Согласен со всем что здесь написано против. Обычному юзеру гораздо легче потерять рекламный бюджет в ВК и не попасть в целевую аудиторию, чем в том же ФБ. Я однажды наступил на эти грабли. Да ФБ продвинулся дальше, но наделал кучу ошибок - слишком коммерциализировался.

У ВК отличная возможность научиться на ошибках своего прародителя и с этой точки зрения первостепенная задача акционеров сформулирована экспертом правильно. Нужен независимый рунет гуру ориентированный на то, чтобы постоянно делать ВК лучше, быстрее конкурентов. Не забывая о том, что это социальная сеть прежде всего, а не cash cow.

Компания растет до тех пор, пока во главе стоит идея, а не доход - только так можно построить что то большое.

0

Пользуюсь всем и ФБ и ВК и т.д.. Более удобного сервиса чем в ВК нет ни больше нигде.

Ну изменят они сделают неудобным, как в ФБ - просто есть страничка, которую бросать жалко но и тратить более чем 10 минут в день, или в несколько дней смысла нет, сколько из этих 170 миллионов, что озвучил автор, держат неудубную страничку в ФБ по привычке, но не используют, скорее это вопрос?

Сейчас не Союз, где из всего многообразия одного вида молока делался выбор - если изменят сервис и интерфейс в ВК, будут терпеть неудобства день, два, три, неделю, а потом найдется другой инстументарий.

Ситуация напоминает то, что уже было с Евросетью - вот ушел основатель - уехал в Лондон, и я перестал ходит в их салоны - почему? разве что то должно измениться для меня как потребителя - от того, что один человек уехал - в сети где десятки тысяч работают? По идее - не должно. Но я захожу в салон - и понимаю, что изменилась среда - там я теперь ненужный эллемент - я клиент стал ненужной частью этого бизнеса. Рядом находятся салон связного - я пять лет хожу туда, и там всегда очереди, а в евросети почти пусто.

Обидно, если такая же ситуация будет с ВК и он повторит историю ФБ, там пользователь уже не клиент, он ненужный элемент в уже капитализированном предпритии, и по ходу он уже мешает спокойному функционированию системы.

Насчет капитализации - бред ПТУшника или что. В США капитализация есть инструмент стерилизации денежной массы, читать надо не ФБ стоит 170 млр., а система смогла связать 170 млр., денег жителей штатов, на которые они не пойдут и не потребуют продать им реального товара, которого нет. И без разницы ФБ это или что то другое, главное это стерилизация денежной массы, а ВК российская компания, и это будет уже не стерилизация а инвестиции в другую страну, поэтому весь нефтегазовый комплекс оссии всегда будет стоить меньше, чем штатовская компания с активами в три стула и компьютер.

И того:
1. Пользовательский интерфейс.
Разумеется его надо менять. Но не от балды, а под новые возможности и функционал. Которого пока-что приходится дожидаться.

2. Реклама.
Сукдно, не эффективно, мало.
Можно удобнее. Интереснее.
Например меня раздражает обилие рекламы в ФБ, но сама реклама почти всегда актуальна.
Реклама же в ВК - не раздражает, но она почти всегда не актуальна, не интересна.
Крайний раз когда общался с ребятами из ВК (еще при Дурове) планировалась реклама в видео, почти по модели ютба.
Где она?

3. Мессенджер
Даааавно пора. В идеале не тарифицируемый "любимыми" операторами.

4. Как легализовать контент в ВК без потери аудитории - загадка 21 века.
Но по мне так нужно отталкиваться от мысли
"Те, кто не способны заплатить ~рубль за песню - явно не ЦА 95%рекламодателей"

Да, этот Тян совсем поехавший.

0

Ну давайте теперь вставим баннеры на половину монитора и будем смотреть рекламу ,чтобы послушать
музыку.Я думаю,что от всякого рода нововведений ,пользователь будет стараться уйти.

0

Ну давайте теперь вставим баннеры на половину монитора и будем смотреть рекламу ,чтобы послушать
музыку.Я думаю,что от всякого рода нововведений ,пользователь будет стараться уйти.

Прямой эфир
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления