Лого vc.ru

Кейс: Как Wheely мотивирует водителей работать с помощью баллов за менее выгодные заказы

Кейс: Как Wheely мотивирует водителей работать с помощью баллов за менее выгодные заказы

Аналитик сервиса для вызова автомобилей Wheely Роман Соловьев написал для vc.ru колонку о системе мотивации водителей. Компания ввела для них баллы, которые можно заработать, выезжая по менее выгодным заказам, чтобы потом обеспечить себе допуск к более доходным и простым.

Поделиться
Аналитик компании Wheely Роман Соловьев

У всех сервисов личных водителей и такси есть одна общая проблема — в некоторые часы спрос на водителей сильно превышает предложение. Из-за этого пассажиры долго ждут свою машину, а могут и вовсе не найти ни одного свободного водителя. Это происходит из-за того, что водителю невыгодно добираться к клиенту по пробкам, или ему просто не хочется работать ночью или рано утром.

Чтобы водители работали охотнее и брали заказы «на ближайшее время», некоторые компании доплачивают за них или устанавливают высокие тарифы в пиковые часы. Но мы не захотели переносить затраты на пассажиров.

Еще одной проблемой было несправедливое распределение выгодных предзаказов между водителями. Некоторые водители брали заказы только на трансферы. Один из них даже создал скрипт, который автоматически обновлял список заказов каждые 10 секунд и собирал все трансферы в аэропорты. Такое непрозрачное распределение заказов в итоге демотивировало водителей работать.

Расскажу, как мы с помощью геймификации мотивируем водителей работать по заказам на ближайшее время, не повышая при этом стоимость поездок.

Создаем виртуальный рынок заказов

Перед нами стояли одновременно две задачи: мотивировать водителей работать по невыгодным для них заказам на ближайшее время и сделать прозрачным распределение выгодных для них предзаказов. Если ничего не делать с этими двумя задачами, то сотрудники будут отсиживаться дома в самое горячее для пассажиров время и выходить на линию только по выгодным предзаказам и трансферам в аэропорты.

Решением стало введение искуственной валюты для водителей. Теперь они зарабатывают баллы, когда выполняют заказы на ближайшее время. Их количество зависит от времени суток и дня недели. Потом они тратят заработанные баллы на заказы в аэропорты и предзаказы (без баллов они теперь не могут выполнять выгодные заказы — прим. ред.). Давайте сначала разберем, как водителям начисляются баллы за выполнение заказов на ближайшее время.

Начисляем баллы за невыгодные заказы

Количество баллов за выполнение заказа на ближайшее время зависит от времени суток и дня недели. Так они отражают сложность выполненения поездки для компании. Заказы в часы пик ценятся выше из-за высокого спроса и сильной загруженности водителей. Самое «дорогое» время для работы — часы пик по утрам и вечерам в будние дни, а также ночное время, когда большинство водителей спит.

Таблица баллов за выполнение заказов на ближайшее время

Еще один способ зарабатывать баллы — участвовать в маркетинговых акциях Wheely. Периодически мы устраиваем для пользователей акции, с помощью которых они могут заказать водителя с подарком или сюрпризом. Например, в День святого Валентина водители отвозили пассажиров на свидания-сюрпризы — в кино, театр или ресторан. За такие заказы они не только получают фиксированную оплату, но и зарабатывают баллы системы мотивации.

Продаем выгодные предзаказы

Водитель набирает нужное количество баллов и тратит их на предзаказы, представленные в двух видах: трансферы с фиксированной стоимостью и обычные предзаказы. Количество баллов для получения трансфера зависит от времени суток и дня недели. Более выгодные заказы для водителя стоят больше баллов.

Водителям выгодно брать заказы на трансферы, так как у них высокая фиксированная стоимость, они приносят больше дохода. При этом ночью отвезти пассажира в аэропорт легче из-за пустых дорог. Поэтому мы установили самую высокую стоимость в баллах на трансферы в ночное время. Таким же образом стоимость трансферов в остальные часы определяется по спросу на них среди водителей.

Таблица баллов стартовой стоимости заказа на трансфер

Оставалось посчитать стоимость всех оставшихся предзаказов. Их мы продаем по системе голандского аукциона — на каждый заказ объявляется стартовая цена, и она постепенно уменьшается, пока не найдется первый покупатель. Стартовая стоимость заказов зависит от времени суток, дня недели и прошлых поездок клиента. Она постепененно снижается, пока не станет равной цене на поездку на ближайшее время.

Для расчета стартовой стоимости мы ввели понятие рейтинга заказа. Есть три варианта расчета:

  • Если клиент заранее установил конечную точку поездки, то рейтинг заказа определяется исходя из времени в пути и расстояния между точкой «А» и «Б».
  • Если конечная точка неизвестна, то рейтинг высчитывается исходя из среднего рейтинга по тарифу и среднего рейтинга клиента, если он до этого пользовался Wheely.
  • Если клиент впервые пользуется сервисом, то для расчета его заказа мы учитываем средний рейтинг для всех первых заказов в компании.

После того, как мы определи рейтинг предзаказа, к нему добавлятся коэффициент времени суток и дня недели. Получившаяся сумма — стартовая стоимость заказа. В некоторые промежутки времени коэффициенты отрицательные. Это значит, что водитель не платит за предзаказ и получает дополнительные баллы за его выполнение.

В отличие от трансферов, обычные предзаказы стоят дороже в дневное время, так как большая часть водителей по городу предпочитает работать днем.

Коэффициенты времени суток и дня недели для расчета стоимости предзаказа

В итоге

  • С помощью мотивационной системы мы смогли заинтересовать водителей работать по менее выгодным им заказам и не повышать стоимость поездок для пассажиров. Чем больше водителей работает по заказам на ближайшее время, тем меньше пассажир ждет свою машину.
  • Распределение выгодных предзаказов между водителями стало справедливым и прозрачным. Теперь выгодные заказы получают те водители, которые их зарабатывают, а не те, кто быстрее взял заказ в приложении.
  • С системой аукциона исключается возможность того, что диспетчеры будут сговариваться с водителями. Вместо них работает служба поддержки, которая помогает, если у водителей возникает какая-то проблема или вопрос. При этом надежность исполнения заказа не снижается, водители приезжают вовремя.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Статьи по теме
Не в деньгах счастье: как мотивировать подчиненных в кризис09 октября 2015, 14:07
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Ни разу не видел на Убере быдлоты. Как и на Вили, кстати.

Немного странно, когда <25 летний парень придумывает, как половчее облапошить 30-40 летних мужиков, крутящих баранку non-stop.

Извините, так и видится как на базе красивых pie charts веселые мальчики и смешливые девочки вместе решают как половчее грабануть, тех кто вот реально работает на телефоне и в такси.

Возможно, это теперь считается нормально, но я лично не верю, что фальщивыми (нарисованными) драг. камнями можно обмануть рынок достаточно тяжелой ежедневной работы. Рынок такой ерундой не обманешь. Но поиграют в Ваши игры, потом найдут баг/глюк и понеслась ...

Ребята, это НЕ игра такая компьютерная. Тариф x1.5 / x2 на ночь не с потолка взят - а потому что работа ночью забирает больше энерегии, чем такая же днем. Отвезите друга в 04 утра в аэропорт. Назавтра днем голова "включится" после 12 дня если только - это знакомо тем кто работает в режиме сутки через ... 2-3, кстати.

То же, в меньшей степени, касается работы в пробках - и приехать ко времени куда-то сложно, и вернуться (доставить) непросто.

Не надо говорить "мы не хотели перекладвать ... на потребителя" - если это реально пробки, то нужно либо больше иметь свободных такси по городу, либо обмениваться заказами с кем-то еще.

Извините, мне кажется, все это несерьезно (в долгосрочной перспективе). И в который раз удивляюсь, что все так толпятся возле этой темы такси, это только "Москва и москвичи" (и они же на выезде в городах-миллиониках по РФ), или как?

Во первых нигде не сказано что это он сам придумал. Такие вещи согласуются целыми командами и фокус группами. А самым Геймификация - давно известный инструмент. И скорее всего он просто все это озвучил. По возраст - чистой воды предрассудок. Что про самих водителей - они что в рабстве? Если бы их не устраивала система распределения и мотивации - давно поменяли бы оператора.

Пожалуйста, не путайте "гейфикацию" с эксплуатацией, ок?
Чтобы ощутить чем все это пахнет, не требуется придумывать новых слов.

Сначала есть основа - процесс (производства, оказания услуг, продаж). И есть определенные результаты.

А дальше, извините, набегают такие мальчики-девочки и начинают экспериментировать на людях. Добавляют всяких отчетов, подотчетов, performance reviews, мотивационных тренингов, лабудени всякой столько, что _реально_ работающие люди уже не понимают что они собственно делают - то, что деньги приносит, или то что эти мальчики наворотили.

Когда бюджет сокращается, все эти игры быстро заканчиваются. Боссы вдруг вспоминают, что это жрет бабки, и тешит ЧСВ, а денег-то уже нет.
До кучи сокращают и выплаты персоналу, как бы заодно.

0

Q: Почему у вас такой конский ценник на трансфер в аэропорт?
A: Потому что можем.

Но в целом я согласен. Геймефицировать надо бонусы топов (то лучше стишок раскажет или песенку споет), а тут надо просто за более сложные заказы платить больше, а за простые меньше.

0

Помимо нежелания водителя добираться к клиенту по пробкам или работы по утрам/вечерам есть и еще один фактор, который стоит учитывать - есть зоны, где отсутствует нормальная дорога, и поехать туда за клиентом, со слов таксистов "убить машину". Так что распределении баллов вполне нужно учитывать еще и этот фактор.

И все это превратится в увлекательную командно-штабную игру "Разметь %Москву% новыми коэффициентами" с привлечением десятков лощеных штабных.

Когда их количество в 4 раза превысит количество водителей, до кого-то начнет доходить что можно отказаться от коэффицииентов / добавочной виртуальной валюты ...

Кейс хороший. Геймификация в работе персонала это новый тренд. Есть отличный кейс у сабвея, там за продажу больших порций начислялись балы. В кассовом модуле отображался счет и прибыль.

Ну охренеть прям геймификация. Я 4+ года назад на летней практике работал стажером в магазине комп техники в Архангельске и там было миллион всевозможных бонусов за продажи всяких мышек, антивирей и софта впридачу к основному товару. Только никакой геймификацией это все никто не называл, это самые что ни есть дефолтные бонусы которые имеются на любой работе где клиентам необходимо что-то продавать.

Бонусные программу существуют уже тысячу лет. Суть геймификации в том, что для повышения производительности труда каждого работника используются современные игровые механики. Если вернуться к кейсу сабвея, то там было спец. по для кассового модуля. В нем отображалась прибыль и количество проданных товаров. В случае невыполнения мин. плана прибыль сгорала. Индикаторы принимали красный-желтый-зеленый цвет в зависимости от счета, тем самым еще больше подстегивая продавца. Повышение продаж после данного нововведения было порядка 30-50 процентов по сравнению с такой же бонусной программой, но без игрового интерфейса в кассовом модуле.

Потому что в геймофикации - бонусы не денежные

Не важно что ты делаешь, главное это модно назвать и распиарить :)
Да, Николай, я тоже с удивлением смотрю забавных людей, которые так любят звонкие бизнес-термины, и с жаром обсуждают бесконечные "новые тренды".
Но их бесполезно возвращать на землю - им так нравится жить, где-то там, порхая из кейса в кейс.

0

На самом деле я чутка не прав по итогам, ибо потом уточнили что там не просто касса светит бонусы, а светит их так, чтобы "было весело". То есть это реально можно назвать геймификацией. Хотя до уточнения правда все же была на моей стороне.

0

Геймификация, кейсы, тренд... Звучит классно и модно. А знаешь, для кого это звучит странно? Для рядовых работяг, в жизнь которых такие ребята, как Ромы Соловьевы, привносят геймификацию. Заигрываясь в свою маленькую силиконовую долину, ребята вашего толка начинают забывать, благодаря кому они имеют возможность теребить в коворкингах свои смузи. Когда я вижу неприкрытое желание людей лишить заработка неквалифицированный персонал и размышления вида "отличная работа с персоналом", меня блевать тянет. И дело не в "луддизме", типа технологии - это зло. С ними все в порядке. И не в марксизме, типа эксплуатация - это зло. Просто есть проблема завышенных амбиций и непонимания избалованными детишками издержек настоящего, физического труда. Для вас все это геймификация, сродни Монополии, а за каждым новым, модным демпинговым решением (сори, кейсом)понизить цены и перенести издержки с потребителей на исполнителей стоит настоящая проблема заработка человека в условиях жесткой конкуренции, кризиса и захватывающих рынок сервисов.

P.S. Смотря на игривую сережку Романа Соловьева, родилась мечта №1 на сегодня: увидеть, как он рассказывает о системе геймификации таксистам, стоя перед ними лицом к лицу и объясняя, почему они заработают сегодня меньше обычного.

Судя по всему, вы таксист.

0

Да, мы тут на VC всем таксопарком зарегистрировались. Заходим, отписываемся в промежутках между заказами и проверкой биржевых курсов.

"Чтобы водители работали охотнее и брали заказы «на ближайшее время» (читай невыгодные), некоторые компании доплачивают за них или устанавливают высокие тарифы в пиковые часы. Но мы не захотели переносить затраты на пассажиров."

Как это видится мне: потребитель хочет получать качественную услугу, платить за которую будет не он и не компания-посредник, надстроившаяся во взаимоотношения потребителя и исполнителя, а исполнитель.

Не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Непосредственно с такси ситуция такая: некоторые водители браться за обычные заказы не хотят. А за двойную оплату пожалуйста. Это проблема, которую нужно решить. Работадатель в праве устанавливать те условия работы, которые больше способствуют улучшению качества сервиса и увеличению прибыли, а так же не нарушают трудового законадательства РФ. Не нравятся условия - иди работать в убер или открой свой стартап с блекджеком и шлюхами.

За пределами стартапов жизни-то нет? Трудно такое представить, но большинство таксистов не о стартапе думают а об обычном, нормальном заработке. Насчет не нравится - уходи - не аргумент, а хуета. Есть такие понятие как демпинг и рыночные механизмы. Если бы очередную геймификацию можно было бы просто игнорировать, наверн, не было бы всех этих забастовок таксистов против уберов по всему миру, не?

В итоге водитель, который будет брать обычные заказы будет получать больше заказов с повышенной оплатой. Для организации такой сотрудник ценнее и он должен зарабатывать больше.

Так, может, они не спроста за работу-то браться не хотят? Перечислены же все объективные причины, которые отягощают условия труда человека. Это действительно проблема, которую нужно решить. И ее сейчас решают поднятием тарифа, а не игрой в эфемерные кристаллы. А по поводу того, что старательные водители получат заказы с повышенной зарплатой, - как по мне, так это чушь собачья. Суть любой программы лояльности заключается в том, что издержки на нее компенсируются прибылью. Поэтому, очевидно, что таксисты в наваре не останутся. Если бы компания хотела поощрить их труд, она бы не запевала песню о том, что не хочет перекладывать издержки на потребителей, а удвоила-утроила бы тарифы.

А зачем делать сервис дороже для конечного потребителя? Чем дешевле сервис тем лучше. И чем больше таких механизмов будет в работе тем лучше будет всем. А таксист как получал свои 40-50 тысяч так и будет получать при нормальной загруженности.

То есть для потребителя сервис становится дешевле, но оператор при этом не платит больше. Тебе не кажется все-таки, что при таком раскладе не все остаются довольными?

Почему вы делаете вывод за таксистов?Судя по всему у вас виноваты во всем маркетологи, аналитики, hr и вселенская несправедливость. А может стоит оторвать попу от дивана и изменить самому свою жизнь вместо жалоб на не справедливого работодателя?

Сказать что? Что он осознанно будучи взрослым человеком сам для себя выбрал способ заработка на жизнь? Легко скажу. А ты разве не скажешь человеку с излишним весом - что причина в его образе жизни? Или тут виноваты производители высококалорийных продуктов и фастфуд?

красавец. шахтеру тоже не забудь рассказать о его осознанном выборе, благодаря которому ты можешь вдоволь стартапить

так а в чем проблема? скажу и фермеру - все мы что то производим. Просто если подписался - то делай свою работу хорошо и не ной что тебе не дают работать и все вокруг против тебя. Не нравится - смени работу или условия.

Вот не надо тут к шахтерам апеллировать.
Шахтеры обычно живут в маленьких городах, где другой работы особо нет.
Так себе проблема для московского таксиста. Причем, некоего профильного образования, как в Лондоне, таксисту в Москве тоже не требуется. Дефицита водителей в принципе не наблюдается.
Так что, вопрос не в геймификациях и прочем, а в том, что рынок стремительно цивилизуется и выставляется некий предсказуемый уровень зарплат.

убер выбранным водителям через партнеров предложил на тарифе UberX предложение, когда оплачиваются поездки чисто по их числу, а не по времени-дальности в день. чтобы водители не столько ориентировались на то, чтобы обмануть клиента, везя его длинным маршрутом, сколько были заинтересованы быстро и качественно его отвезти, получить хороший рейтинг. например сделать в день минимум 15 поездок (один из пенсионеров который работает там, когда вез разговорился)

Поверь, сколько отработал, не встречал того, кто специально хочет возить долго ) В основном так выходит у новичков или там меньше пробок (при выборе клиентом). Максимум ошибка поворота - треха, мкад.
Это реально не выгодно на лох-заказах. В большинстве идет расчетная цепочка заказов и выжимать копейки

Думал гей на фото ))) фу.. пронесло. Аналитик

Wheely - в Москве -> это пук. Ходил в одну контору, долго уговаривали. Стоят E - шки. штук ... ну 20. Может меньше. Скучно. 24 часа график (представьте). Некий план. часть себе. Пока был момент пообщался с водилами - за сутки/двое 1000 - 2000. Заказов очень не много. Плюс один - нет налика.

обычно ориентацию по фото могут определять те, кто сам не без греха, тк рыбак рыбака видит издалека)

написал хорошо )
Можно определить по фото. Пока не промахивался (
Чел сам пока может это не знать или сомневаться. Что мол общество не поймет )

Ой, тут странное, я защищаю тов соловьева, а он напротив вас лайкает. Поздравляю!

ути-пути. а напиши еще чего-нибудь остроумное, чтобы сомнений в твоем слабоумии не осталось.

Зайчики, ну выясняйте отношения не публично, тут тема статьи другая.

Автор комментария выразил свое несогласие с моим минусом своему комменту - минусом моему комменту в другой теме, о банке "Точка".

Что за днище?

0

Прям представляю, как г-н Соловьев неделю жрет ашановский сыр "каждый день", а потом покупает треугольничек рокфора.
Еще представляю, как водители во время ожидания заказов смотрят рекламу за кристаллы
Еще представляю "разблокировать все заказы на 24 часа за 499 рублей"

Геймификация. Бонусы. Поощрения. Изо всех щелей отовсюду лезет: купи, купи, купи! Затрахали продаваны вконец! Производства почти никакого, одни сплошные агрегаторы и накрутки на услугах друг друга.
Из-за такого циничного потребительского отношения лично я свел свои запросы к минимуму: никому не позволяю ничего себе врулить.

Тут столько комментаторов которые негативно настроены что прям дрожь берет.

Слушайте, скажите мне, а вы так остро реагируете на это потому что вас или ваших друзей силком заставляют работать в Вили? Или вы думаете что там в рабстве водителей держат и они не могут взять и уйти куда-нибудь в другое место?

Чего у вас так жжет то от прически г-н Соловьева и смузи-кейсов с красивенькими крисстальчиками? :)

Одни люди высказывают одно мнение, другие - другое. В чем проблема?
Кому-то не нравятся таксисты, кому-то бонусы. А кого-то устраивает дешевая поездка.
Только вот причем здесь смузи и прическа?

» одни люди высказывают одно мнение, другие - другое
Не проблема. Просто есть мнение, а есть категоричные суждения которыми весь тред завален. Диванные эксперты негодуют, так сказать. Вот я их и спрашиваю, что же их так тут зацепило что пердаки трещат налево и направо.

» причем здесь смузи и прическа
Мой комментарий это ответ на всё что написано выше. Почитайте.

Ну вы прям вааще! Это ж интернет! Кто-то троллит, кто-то негодуэ))) кто-то умняка включает.
На самом деле на ЦП публика еще более-менее приличная собирается.

0

по поводу "не нравится - уходи" написал выше, считаю идиотским аргументом в принципе. а по поводу вопроса, касается ли это меня или моих друзей, - он отлично демонстрирует потребительское отношение к обслуживающему персоналу. вроде того судьба таксистов должна волновать только таксистов, а остальным лишь бы поездочка подешевле была да интерфейс приложения помоднее, а на исполнителя насрать, главное только, чтобы он еще не быдлом оказался, как пишут там сверху, а то будет нанесена душевная травма, и весь день макбук из рук в коворкинге вываливаться будет.

лично я высказался не против вили или конкретно Соловьева. меня возмущает именно это потребительское отношение к людям, особенно возмущает, когда оно исходит от людей, понятия не имеющих, что такое физический труд, что такое нужда и что такое жизнь за пределами трендов и геймификации. если бы в этой статье красной нитью не проходила бы тема "как заставить таксистов работать в ущерб своим интересам", у меня бы и не было претензий.

» особенно возмущает, когда оно исходит от людей, понятия не имеющих

Да вы Ванга! Иначе откуда вам знать какое прошлое было у г-на Соловьева? Что он знает и чего не знает? И откуда вам знать кто, как и почему принимал решения связанные с этой ситуацией?

» потребительское отношение

Вы наверное еще и слепенький, иначе как так то, про ущемление по всем фронтам заметили, а про то как объясняется что теперь смухлевать и спиздить все крутые заказы скриптом не получится — нет? Про то что сейчас распределение крутых заказов стало более честным не осознали? А вы ваще понимаете что водители и так херачат по всем этим стремным заказам каждый день, но у них сейчас нет никакой возможности гарантированно получить «награду» за это и выхватить пару трансферов? Я это знаю как постоянный ездок на Uber / Яндекс / Gett / Wheely. А новая механика такую возможность даёт. И вам это не видно из текста? Кисилева пересмотрели? Все плохие вокруг?

Вы просто очередной говномес с дивана который напридумывал себе параллельный мир и трещит жопой налево и направо, господи. Нет бы подумать.

Вы абсолютно правы. С вами спорит человек не сидевший по 14 часов в сутки за баранкой. Кто работал физически, никогда так не выскажется. Посмотрите, как меня заминусовали продаваны! Оказывается, если ты не ведешься на то, что тебе вруливают, то купи-продайки на тебя обижаются.
Обращаюсь к ним еще раз: продаваны, псевдо-маркетологи и прочая шушера, вангую, что через полгодика - год максимум, пойдете гайки крутить и коров доить. И поймете, что такое отсутствие спроса на ваше хамно, тяжелая физическая работа или её полное отсутствие.
Жду минусовок:)))))))))

0

Я искренне восхищен тем какой вы сказочный дуралей.

0

У меня вопрос к маркетинговому отделу Wheely. Что дают ваши маркетинговые акции, например, в День святого Валентина. Понятно, лояльность клиентов, возможно, немного подзаработаете. Но это ведь не особо привлекает новых клиентов? Конечно, для пресс-релиза есть инфоповод, типа Wheely устраивает свидания, пару СМИ разместят) Просто интересно, возможно, эти акции проводятся для другого.

В первую очередь, акции мы проводим для повышения лояльности, но и новых пользователей они тоже приводят.

Как понимаю основной источник информации об акциях это страницы Wheely в соц. сетях. Если бы за какое-то время до начала акции на телефоне приходило push-уведомление (а возможно несколько push-уведомлений в разные отрезки времени), вам не кажется охват был бы намного больше?

Пока что мы напоминаем об акциях по почте, но в будущем да, хотим использовать для этого и пуши.

Это точно не геймификация, это просто KPI, причем KPI, который делался человеком либо в первый раз, либо прошлые опыты внедрения прошли мимо. Первое требование к KPI - он должен быть очень четко выражен (обычно в бабле или приравнено к баблу). Все эти камни никогда толком работать не будут, первые пару месяцев водители его тестируют, потом все пойдет на спад, когда они поймут что между двумя заказами не могут четко выбрать тот, который им выгоднее стратегически и будут тупо выбирать по баблу. Помимо этого я, как пассажир, теперь жду не условно ближайшую машину, а условно ближайшую с камнями, класс. Мог бы через 5 минут уехать, но у чувака нет камней, поэтому жду машину, которая едет через весь город, по пробкам. Все продумали, молодцы. Есть почти идеальная бизнес метрика - деньги. Через деньги можно выразить сервис, сроки, комфорт, все что угодно. А у вас камни на рейтингах сидят и издержками водителей погоняют. Вы просто просрали деньги компании на разработку и внедрения полной хрени. Внедрение деньгометрики на порядок быстрее и дешевле. И потенциально, когда через полгода-год максимум вы от этой фигни откажетесь из-за оттока водителей к тому моменту вы успеете просрать еще больше в виде невыполненных заказов. Разберитесь сначала с издержками водителей и порожними пробегами и от них баблом и танцуйте. "Но мы не захотели переносить затраты на пассажиров." Так перенесли на водителей. Кто-то же должен платить за это творчество. С тем же баблом в виде метрики можно сохранить статус кво, надо просто голову включить, а то цены те же, порожние пробеги выросли, водители плясать на каждой заправке и каждом ТО будут, ага, и на кассе камней отвалят. Болт положат и на выход пойдут.

0

"Камни" нужны только для покупки трансферов и других предзаказов. На них нужно заранее оформлять заказ. На всех остальных заказах водители "камни" зарабатывают – клиент не ждет свою машину.

0

Тогда что считать предзаказом? За 30 минут до времени подачи - это предзаказ? Если так, то риски возрастают. А что будет если ночью я за час делаю предзаказ и ни у кого нет достаточного числа камней? Вы конечно в целом молодцы, Wheely никогда меня не подводило, в отличие от первого и последнего раза, когда я попробовал Uber, но эти камни - это прямо образец первого внедрения KPI, эти сложные грабли с кучей аналитики на фоне - именно такую систему выстраивают люди, когда им первый раз в жизни говорят "внедри KPI" и такие сложные метрики долго не живут, сами отмирают.

А почему вы считаете, что это KPI? Это не целевые показатели, это внутренняя биржа, аукцион заказов. Просто мы даем возможность тем водителям, которые работают каждый день и зарабатывают на жизнь, получать самые клевые заказы. Чтобы жирные поездки получали не те, кто сидит и сторожит их, а те, кто зарабатывает. При этом на всех поездках водители зарабатывают, просто на каких-то больше, на каких-то меньше.

Ну и по поводу рисков – на линии одновременно достаточно машин работает, чтобы исключить риски неподачи. За час ночью по пустым дорогам машина легко до вас доедет вовремя, водитель же заранее получил заказ.

0

Будет ли внедрение программы лояльности в виде "купи 9 чашек кофе, получи десятую бесплатно" геймификацией? Конечно нет. Основное отличие - линейность. Геймификация это всегда дерево принятия решений. Для понимания геймификации очень удобно смотреть на шахматы. Свойство шахмат, которое, как мне кажется, идеально объясняет геймификацию - есть возможность гамбита в условиях игры. У вас же по сути все просто - накопи столько-то камней, получишь хороший заказ как бонус. KPI, КТУ. А когда мы поняли что это KPI, сразу всплывают все недостатки этой системы. Основное - сложность. Для KPI сложность крайне плоха, для геймификации скорее хороша, поэтому важно понимать с чем мы имеем дело по факту, а назвать уж можно как угодно. У камней получается всегда разная ценность и как может водитель просчитать эффективный для него выбор? Да почти никак. Денег в бумажниках у водителей становится меньше - жирные заказы не окупают их затраты на дополнительные простои и порожние пробеги за камнями, при этом они будут считать не то, что они неэффективно распоряжаются камнями, а то что Wheely придумало "новый способ их ограбить" (и так гроши платят, а мне еще детей камнями предлагают кормить, ну и все такое). Они уходят, я опаздываю на самолет. Так радикально конечно вряд ли получится - это надо совсем на самотек все пустить, но такие KPI не работают и это не проблема правильности и честности аналитики, это проблема сложности расчета. Будет скорее всего "никак", но деньги на разработку потрачены. Плюсы конечно есть, отказ от диспетчеров, хилое создание равных условий, но можно было проще, быстрее, дешевле, эффективнее, результативнее. Аж жалко, одна muda с этими камнями.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Mihail Alexandrov

Отличный материал, спасибо, Андрей.

Прекрасно помню тот вдохновленный пост. Было ощущение, что задумано нечто амбициозное, масштабное, сложнореализуемое и с довольно размытой ценностью. Здорово, что не постеснялись публично признаться в неудаче и поделиться ее анализом.

На мой взгляд пункты про деньги и гео это мысли второго порядка. В том смысле, что сами по себе имеют зерно, но вряд ли являются причиной провала. Напротив "Верь в то, что делаешь" и "Думай", можно рассматривать как ключевые и связанные между собой.

Будучи человеком, провалившим 2-3 стартапа схожим образом, один из уроков, который я извлек для себя во многом резонирует с вашими мыслями. Не начинать фактическую реализацию первой версии продукта пока не имеешь максимально четкого представления о проблеме/возможности, ценности, маркетинге, бизнес-модели и так далее. Проще говоря о том, что делаешь, зачем, почему именно это, кому и как это будет нужно, какие препятствия есть. Чем четче будет это понимание, тем больше вероятности избежать нового провала после продолжительного блуждания в темноте.

Интуитивно я всегда стремился действовать по принципу Наполеона (если это вообще его принцип). Скорее в драку, а там посмотрим.

Но опыт показывает что исключительно осторожный подход к выбору драки куда эффективнее. После внимательного рассмотрения и проектировки (что, кстати, тоже требует времени, но меньшего чем реализация) большая часть восхитительных задумок рассыпаются как дымка. И это нормально.

Возможно, кому-то это будет полезно.

"Успех это движение от неудачи к неудаче не теряя энтузиазма" - говорил Черчилль.

Поэтому буду рад прочитать через месяц-другой новый вдохновленный пост в вашем Facebook. Удачи!

5 советов о том, как провалить проект
0
Sasha Beep

Руки надо мыть, чтобы не залипали кнопки на пульте. Ну или по бабушкиной методике - в целлофан

iPhone 7: первое знакомство
0
Рустам Салахутдинов

Да вот фиг там - все наоборот. Стоимость копирования материальных предметов предельно низкая, потому что:
1) Все легко разобрать и посмотреть
2) Производители будут по-максимуму экономить(ведь они платят не за одну программу, а за каждую копию своего продукта), а значит будут стараться использовать множество существующих на рынке решений вместо создания своего (взять готовый двигатель для своей бензопилы, вместо разработки своего, хоть и более продвинутого), а так же будут максимально стараться упрощать продукт, чтобы найти максимально выгодное соотношения возможностей продукта и его стоимости.

В софте же все наоборот - вы не платите ничего за распространение, а значит вашим конкурентным преимуществом будет служить как раз сложность продукта и объем его возможностей, накопленные за много лет разработки.

«1С» и «Аскон» займутся разработкой аналога Autodesk для 3D-моделирования зданий
0
Yury Molodtsov

Ну можете складировать и стирать.

iPhone 7: первое знакомство
0
William Blake

Очень позитивная и интересная статья. Спасибо.

«Я видел, как людей увозили в степи Казахстана в рабство. Это дисциплинирует»
0
Показать еще